Решение б/н Решение по делу № СЮ04-03/2010-35Р о признании ООО «Центр ст... от 11 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


резолютивная часть оглашена 22 июля 2010 г.
г. Ижевск
изготовлено в полном объёме 27 июля 2010 г.

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
рассмотрев дело № СЮ04-03/2010-35Р, возбужденное в отношении ООО «Центр студенческих инициатив», по факту распространения в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в салонах подвижных составах трамваев, следующих по маршрутам № 1, 4, 7, а также в троллейбусах № 2, 4, 5, 6, 7, 9 рекламы студенческой программы «Work and Travel USA 2010» с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе,
в отсутствии:
<…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии (определения о возобновлении производства по делу № СЮ04-03/2010-35Р и о продлении срока рассмотрения дела от 05.07.2010 г. направлены по электронной почте 09.07.2010 г.),
представителя ООО «Центр студенческих инициатив», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии (уведомление о вручении № 42605128110455 от 12.07.2010 г.),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) 29.01.2010г. поступило заявление гражданки <…> от 17.01.2010 г. (вх. № 966 от 29.01.2010 г.) о распространении в январе 2010 г. в салонах подвижных составов трамваев, следующих по маршрутам № 2, 4, 6, 9, рекламы ООО «Центр студенческих инициатив» следующего содержания: «Центр студенческих инициатив Студент! Не упускай свой шанс! Проведи следующее лето в США! WORK AND TRAVEL USA 2010 ПОЧЕМУ С НАМИ? Три наших менеджера поедут с вами в США и проведут следующее лето «бок о бок» с тобой, помогая разобраться во всем! Берем 1-курсников, 5-курсников, студентов заочного и вечернего отделений! Наши репетиторы научат английскому любого :) КРЕДИТ на программу!* Она случайно уехала на трамвае в Мексику Он выиграл 500$ в Лас-Вегасе Его «подрезал» кортеж Обамы Скидки до 15,000 рублей ул. М. Горького 79, офисы 421, 423, 425 e-mail: wtusa@izhstudent.ru ICQ: 4224242 Лень ехать до нас? Звони, подвезем! Работаем с 11:00 до 20:00 www.izhstudent.ru (3412) 67-99-22 (круглосуточно). * - предоставляется ОАО «Альфа-банк» (Лицензия ЦБ РФ № 1326 от 29.01.1998 г.) Лицензия ФМС № 20109181065 от 31.03.2009 г.». При этом, заявитель указал, что данная листовка содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г.№ 38-ФЗ «О рекламе». К заявлению гражданки <…> приложена рекламная листовка ООО «Центр студенческих инициатив».

01.03.2010 г. Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ04-03/2010-35Р в отношении ООО «Центр студенческих инициатив» по факту распространения в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в салонах подвижных составах трамваев, следующих по маршрутам № 1, 4, 7, а также в троллейбусах № 2, 4, 5, 6, 7, 9 рекламы студенческой программы «Work and Travel USA 2010» с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела № СЮ04-03/2010-35Р было назначено на 18 марта 2010 года.
Согласно письменным пояснениям ООО «Центр студенческих инициатив» от 16.03.2010 г., согласно определению о возбуждении дела, существенной является информация, что требования к участникам программы «Work and Travel USA 2010» устанавливаются Государственным департаментом США и на момент распространения листовок не определены. Однако, с выводами административного органа том, что указанная информация является существенной общество не согласно. В законе не содержится определения существенной информации и какова ее необходимая часть, чтобы считать рекламу соответствующей изложенным требованиям. Положения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускают умолчание в рекламе информацию, которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод о свойствах рекламируемого объекта, приобрести его и использовать надлежащим образом. При этом, введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам. Однако если краткость содержания рекламы не создает иллюзий о товаре и порядке его приобретения, то привлечение к ответственности по ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» невозможно. Из письменных пояснений общества также следует, что участниками программы на настоящий момент могут быть любые студенты послешкольного образования, обучающиеся на текущий момент и получающие образование или проходящие обучение в аккредитованном образовательном учреждении, считающимся аккредитованным в Российской системе образования. Но, несмотря на то, что они станут участниками программы, в выдаче визы им могут отказать.
13 января 2010 года ООО «Центр студенческих инициатив» направило просьбу в МУП «ИжГЭТ» о демонтаже всех листовок, размещенных в салонах подвижного состава МУП «ИжГЭТ» на основании договоров №№ 2752, 2753 от 09.09.2009 г. Согласно письма МУП «ИжГЭТ» указанные листовки были демонтированным в срок до 17 января 2010 года. Таким образом, листовки, содержащие информацию о студенческой программе Work and Travel, с 17 января 2010 года в подвижных составах МУП «ИжГЭТ» не распространяются.

Определением от 18.03.2010 г. рассмотрение дела было приостановлено до вступления в законную силу решения по судебному делу № А71-1539/2010 А18, рассмотренному по заявлению ООО «Центр студенческих инициатив» о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № СЮ04-04/2009-140АР от 25.01.2010 г. Нарушение выразилось в распространении с помощью листовок рекламы программы «Work and Travel USA 2010» и презентации данной программы, содержащей информацию о возможности студентов ВУЗов, в том числе вечерников и заочников, участвовать в программе «Work and Travel USA 2010» без указания на установление требований к участникам данной программы Государственным Департаментом США и отсутствии таковых на момент распространения листовок.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-1539/2010 А18 постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № СЮ04-04/2010-140АР от 25.01.2010 г. признано незаконным и отменено.
Суд апелляционной инстанции (постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда № 17АП-3790/2010-АК от 29.04.2010 г.) решение Арбитражного суда УР от 17.03.2010 г. по делу № А71-1539/2010 изменил и изложил резолютивную часть решения в следующей редакции: «Признать незаконным и отменить постановление управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике № СЮ04-04/2009-140АР от 25.01.2010 г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО «Центр студенческих инициатив», г. Ижевск, ограничившись устным замечанием».
На странице 5 постановления Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда № 17АП-3790/2010-АК от 29.04.2010 г. указано, что позиция антимонопольного органа о том, что отсутствие в рекламе существенной информации об установлении требований к участникам программы Госдепартаментом США и их неопределенности на момент распространения листовок образует нарушение части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является правомерной, в связи с чем следует признать событие вменяемого административного правонарушения доказанным.
Следовательно, решение Арбитражного суда УР от 17.03.2010 г. по делу № А71-1539/2010 вступило в законную силу 29.04.2010 г.

Определением от 05.07.2010 г. производство по делу № СЮ 04-03/2010-35Р, возбуждённое по факту распространения в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в салонах подвижных составах трамваев, следующих по маршрутам № 1, 4, 7, а также в троллейбусах № 2, 4, 5, 6, 7, 9 рекламы студенческой программы «Work and Travel USA 2010» с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», было возобновлено и назначено к рассмотрению на 22.07.2010 г. в 16-30 часов.

На заседание Комиссии 22.07.2010 г., представитель ООО «Центр студенческих инициатив», уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте заседания Комиссии (уведомление о вручении № 42605128110455 от 12.07.2010 г.), не явился.

Комиссия Удмуртского УФАС России, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Реклама следующего содержания: «Центр студенческих инициатив Студент! Не упускай свой шанс! Проведи следующее лето в США! WORK AND TRAVEL USA 2010 ПОЧЕМУ С НАМИ? Три наших менеджера поедут с вами в США и проведут следующее лето «бок о бок» с тобой, помогая разобраться во всем! Берем 1-курсников, 5-курсников, студентов заочного и вечернего отделений! Наши репетиторы научат английскому любого :) КРЕДИТ на программу!* Она случайно уехала на трамвае в Мексику Он выиграл 500$ в Лас-Вегасе Его «подрезал» кортеж Обамы Скидки до 15,000 рублей ул. М. Горького 79, офисы 421, 423, 425 e-mail: wtusa@izhstudent.ru ICQ: 4224242 Лень ехать до нас? Звони, подвезем! Работаем с 11:00 до 20:00 www.izhstudent.ru (3412) 67-99-22 (круглосуточно). * - предоставляется ОАО «Альфа-банк» (Лицензия ЦБ РФ № 1326 от 29.01.1998 г.) Лицензия ФМС № 20109181065 от 31.03.2009 г.» была размещена в подвижном составе трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9 на основании договоров № 2752, № 2753 от 09.09.2009 г. на размещение рекламных рисунков в салоне подвижного состава от 09.09.2009 г.
Период размещения указанных листовок согласно договорам с 30.09.2009 г. по 31.01.2010 г.
Вместе с тем, письмом МУП «ИжГорЭлектроТранс» проинформировало ООО «Центр студенческих инициатив» о том, что все листовки, размещенные в салонах п/с МУП «ИжГЭТ» согласно договорам № 2752, № 2753 и содержащие информацию о студенческой программе Work and Travel были демонтированы в срок до 17 января 2010 года.
Согласно договорам № 2752, № 2753 на размещение рекламных рисунков в салоне подвижного состава от 09.09.2009 г. исполнитель (МУП «ИжГорЭлектроТранс») обязуется по заданию заказчика (ООО «Центр студенческих инициатив») разместить рекламные рисунки в салоне подвижного состава, а заказчик обязуется принять и оплатить стоимость размещения.
Между ООО «Центр студенческих инициатив» и МУП «ИжГорЭлектроТранс» подписаны акты сдачи-приемки выполненных работ по договору №2752 от 09.09.2009 г. – 30.11.2009 г., № 2753 от 09.09.2009 г. – 31.01.2010 г. За прокат листовки ООО «Центр студенческих инициатив» оплатило МУП «ИжГорЭлектроТранс» 45 441 руб. 00 коп., что подтверждается платежными поручениями № 574 от 23.09.2009 г., № 636 от 11.12.2009 г.

Таким образом, ООО «Центр студенческих инициатив» является рекламодателем рекламы, содержащей предложение о трудоустройстве граждан РФ в Америке по программе «Work and Travel USA 2010», размещенной на рекламных листовках, распространяемых с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, поскольку непосредственно определило объект рекламирования и содержание рекламы. Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ИжГорЭлектроТранс», как лицо, непосредственно осуществившие распространение рекламных листовок в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9.

ООО «Центр студенческих инициатив» оказывает услуги, связанные с организацией участия в программе «Work and Travel USA», на основании лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации № 20109181065 от 31.03.2009 г.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация, содержащая условия участия в программе «Work and Travel USA 2010», размещенная на рекламных листовках, распространяемых в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, адресована неопределенному кругу лиц, привлекает внимание к программе «Work and Travel USA 2010», условиям участия в указанной программе, направлена на формирование и поддержание интереса к ней, следовательно, является рекламой программы «Work and Travel USA 2010».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Реклама ООО «Центр студенческих инициатив», размещенная на рекламных листовках, распространяемых в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, содержит следующую информацию: «Берем 1-курсников, 5-курсников, студентов заочного и вечернего отделений!». Программа «Work and Travel USA 2010», информация о которой содержится на рекламных листовках, является международной студенческой программой культурного обмена Summer Work&Travel USA, реализуемой на территории США в соответствии с правилами, установленными Государственным Департаментом США. Требования к участникам программы «Work and Travel USA 2010» ежегодно определяются Государственным Департаментом США.
Условия участия в программе «Work and Travel USA 2010», указанные ООО «Центр Студенческих Инициатив» в рекламной листовке, являются требованиями, которые предъявлялись к участникам программы «Work and Travel USA 2009». На момент распространения рассматриваемой рекламы, содержащей информацию о программе «Work and Travel USA 2010», требований к участникам данной программы Государственным Департаментом США не было установлено. Таким образом, существенной является информация, что требования к участникам программы «Work and Travel USA 2010» устанавливаются Государственным Департаментом США и в период распространения с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. рекламных листовок в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, не были определены, в том числе посредством указания на сайте посольства США в Москве (http://moscow.usembassy.gov).
Отсутствие такой информации приводит к искажению смысла информации и введению в заблуждение потребителей рекламы, поскольку информация о возможности участия в программе «Work and Travel USA 2010» 1-курсников, 5-курсников, студентов заочного и вечернего отделений, рассматривается, исходя из содержания рекламы, как официально установленные исчерпывающие требования, которым должен соответствовать участник программы «Work and Travel USA 2010». Соответственно, распространяемая посредством листовок, реклама программы «Work and Travel USA 2010», содержащая информацию о возможности 1-курсников, 5-курсников, студентов заочного и вечернего отделений, участвовать в программе «Work and Travel USA 2010», без указания на установление требований к участникам данной программы Государственным Департаментом США и отсутствии таковых, в т.ч. на сайте посольства США в Москве (http://moscow.usembassy.gov), в период распространения с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. рекламных листовок в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, не соответствует требованиям части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.6 ст.38 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Таким образом, рекламодатель ООО «Центр студенческих инициатив», определив объект рекламирования и содержание рекламы программы «Work and Travel USA 2010», размещенной на рекламных листовках, распространяемых в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9, нарушило часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Принимая во внимание то обстоятельство, что ООО «Центр студенческих инициатив» представило доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе (письмо МУП «ИжГорЭлектроТранс» о демонтаже рассматриваемых рекламных листовок в салонах трамваев и троллейбусов в срок до 17.01.2010), Комиссия Удмуртского УФАС России считает нецелесообразным выдавать ООО «Центр студенческих инициатив» предписание, в соответствии с п. 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508.

Кроме того, ранее постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № СЮ04-04/2009-152АР от 27 января 2010 года ООО «Центр студенческих инициатив» было привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе (статья14.3 КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей. Нарушение выразилось в размещении ненадлежащей рекламы, по содержанию аналогичному рассматриваемому, в журналах «Выбирай соблазны большого города Ижевск» № 17 (79) от 15-30.09.2009 г., № 18 (80) от 1-15.10.2009 г., № 19 (81) от 15-31.10.2009, на рекламных плакатах формата А3, распространяемых в период с 20 августа по 20 сентября 2009 г. в УдГУ (1, 2 корпус), ИжГТУ (1, 2, 3, 6, 7 корпус), ИжГСХА (основной корпус), ИГМА (морфологический корпус), на рекламных листовках, распространяемых с 21.09.2009 г. по 27.01.2010 г. в салонах автобусов, следующих по маршрутам № 12, 14, 16, 19, 24, 25, 27-32, 36, 37, 40, и на остановках общественного транспорта г. Ижевска, с нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе». Штраф оплачен платежным поручением № 781 от 19.02.2010 г.
Правонарушения, совершенные ООО Центр студенческих инициатив», имеют однородный характер и были совершены ООО «Центр студенческих инициатив» в один период времени – сентябрь 2009 г. – январь 2010 г., и на момент распространения ненадлежащей рекламы общество полагало, что ее содержание соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что отсутствует необходимость применения к ООО «Центр студенческих инициатив» мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 1 ст.36 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с п. 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, п. 3.55 Приказа ФАС от 28.12.2007 г. N 453 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», Комиссия Удмуртского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу программы «Work and Travel USA 2010» и предоставляемых ООО «Центр студенческих инициатив» услуг по данной программе, в которой отсутствует информация о том, что требования к участникам программы «Work and Travel USA 2010» устанавливаются Государственным Департаментом США и на момент распространения указанной рекламы не были определены, в т.ч. отсутствовали на сайте посольства США в Москве (http://moscow.usembassy.gov), размещенной на рекламных листовках, распространяемых в период с 30.09.2009 г. по 17.01.2010 г. в подвижных составах трамваев № 1, 4, 7, троллейбусов № 2, 4, 5. 6, 7, 9
ненадлежащей, поскольку при её размещении и распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Центр студенческих инициатив» рекламодателем, нарушившим требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Не выдавать ООО «Центр студенческих инициатив» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Центр студенческих инициатив» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с привлечением ранее ООО «Центр студенческих инициатив» к административной ответственности за размещение ненадлежащей рекламы аналогичного содержания.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев с момента вынесения решения.


Председатель Комиссии

Члены Комиссии


Связанные организации

Связанные организации не указаны