Предупреждение №ЕК/5997/22 Предупреждение от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация МО «Город Можга»

ул. Можгинская, 59, г. Можга,

УР, 427790

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

 КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В бездействии Администрации муниципального образования «Город Можга», выразившемся в непроведении конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Город Можга», необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку указанное бездействие приводит к устранению, недопущению конкуренции на данном товарном рынке.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике из средств массовой информации в сети «Интернет» (в частности, izhlife.ru, udm-info.ru, susanin.news) установлено, что АО «ИПОПАТ» на автобусных маршрутах в г. Можге с 1 ноября 2022 года перестал предоставлять льготы на проезд на маршрутах регулярных перевозок, а с 31 января 2023 года вообще прекратит регулярные перевозки по муниципальным маршрутам в г. Можге.

В целях получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства у АО «ИПОПАТ» и Администрации муниципального образования «Город Можга» (далее – Администрация) была запрошена информация (исх. № ЕС01-17-06/5371, № ЕС01-17-06/5370 от 14.11.2022).

По результатам рассмотрения предоставленных документов и информации, установлено следующее.

Из письменных пояснений АО «ИПОПАТ» (исх.№ 1654/ИПТ от 21.11.2022) следует, что АО «ИПОПАТ» до 18.10.2022 осуществляло перевозку пассажиров и багажа по регулярным маршрутам МО «Город Можга»: №1 «Ул. Весенняя - завод Консервный», № 2 «п. Восточный - Финский поселок», №3 «ул. Сюгаильская - Мясокомбинат», №4 «ул. Сюгаильская-Зверохозяйство», № 5 «ул. Можгинская - ул. Сюгаильская», № 6 «ул. Сюгаильская - Водоканал», № 7 «ул. Весенняя - ул. Мичурина», № 8 «Юго-Восточный мкр.-ж/д вокзал» на основании карт маршрута регулярных перевозок, выданных Администрацией. Срок действия маршрутных карт был установлен с 15.04.2018 по 14.04.2023.

АО «ИПОПАТ» с 30.04.2019 стало правопреемником прав и обязанностей АО «Удмуртатотранс», которое было победителем конкурса на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г. Можги, проведенного Администрацией МО «Город Можга» в 2018 году, в связи с чем осуществляло перевозки по вышеуказанным картам маршрутов регулярных перевозок.

АО «ИПОПАТ» указало, что работу, связанную с перевозкой пассажиров по регулярным маршрутам г. Можги, дублируют перевозчики, не имеющие свидетельств на осуществление регулярных перевозок, а имеющие разрешение на перевозку пассажиров в качестве легкового такси и использующие для перевозки пассажиров транспортные средства марки ГАЗель. Такая «параллельная» работа маршрутного легкового такси фактически лишила АО «ИПОПАТ» пассажиропотока на обслуживаемых маршрутах.

С решением данного проблемного вопроса АО «ИПОПАТ» неоднократно обращалось в Администрацию, в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, другие правоохранительные органы с просьбой наведения порядка на рынке перевозок пассажиров в г. Можге. Администрация инициировала подачу иска к предпринимателю о признании его действий незаконными и Арбитражный суд Удмуртской Республики решением по делу №А71-3890/2021 требования администрации удовлетворил.

Как указывает АО «ИПОПАТ», решение Арбитражного суда Удмуртской Республики кардинально не повлияло на ситуацию в г. Можге, т.к. деятельность по перевозке легковым такси была переоформлена на другое лицо.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №220) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при обращении юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства.

В соответствии с частью 6 статьи 29 ФЗ № 220 по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ № 220, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается по истечении девяноста дней со дня поступления заявления о прекращении действия данного свидетельства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления. До истечения указанного срока юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, обратившиеся с таким заявлением, обязаны осуществлять регулярные перевозки, предусмотренные данным свидетельством.

18.07.2022 АО «ИПОПАТ» обратилось в Администрацию с заявлением (вх. № 4585) о прекращении действия свидетельств на перевозку по маршрутам №1 «Ул. Весенняя - завод Консервный», № 2 «п. Восточный - Финский поселок», №3 «ул. Сюгаильская - Мясокомбинат», №4 «ул. Сюгаильская-Зверохозяйство», № 5 «ул. Можгинская - ул. Сюгаильская», № 6 «ул. Сюгаильская - Водоканал», № 7 «ул. Весенняя - ул. Мичурина», № 8 «Юго-Восточный мкр.-ж/д вокзал». С 18.10.2022 АО «ИПОПАТ» не имеет действующих свидетельств и маршрутных карт на осуществление перевозок в г. Можге.

АО «ИПОПАТ» направило в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики уведомление от 31.10.2022 (исх. №1563/ИПТ) о прекращении предоставления льготного проезда в г. Можге с 01.11.2022. Миндортранс УР проинформировал АО «ИПОПАТ» об исключении из ежемесячных расчетов предоставление субсидий маршруты №1 «Ул. Весенняя - завод Консервный», № 2 «п. Восточный - Финский поселок», №3 «ул. Сюгаильская - Мясокомбинат», №4 «ул. Сюгаильская-Зверохозяйство», № 5 «ул. Можгинская - ул. Сюгаильская», № 6 «ул. Сюгаильская - Водоканал», № 7 «ул. Весенняя - ул. Мичурина», № 8 «Юго-Восточный мкр.-ж/д вокзал» (исх. № 6274/07-18 от 01.11.2022).

АО «ИПОПАТ» сообщило, что у общества отсутствуют соглашения с органами государственной власти Удмуртской Республики и Администрацией на перевозку льготных категорий пассажиров. Дата прекращения перевозок в г. Можге с 31.01.2023 не относится к срокам действия свидетельств на перевозку, а связана с исполнением обязательств АО «ИПОПАТ» по сокращению штата работников обособленного подразделения в г. Можге в соответствие с требованиями ст. 180 Трудового кодекса РФ.

Согласно пояснениям Администрации на дату направления последних АО «ИПОПАТ» осуществляет перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок г. Можги по нерегулируемым тарифам. Торгов по определению перевозчика по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории г. Можги по состоянию на 18.11.2022 не проводилось (исх. № 4673 от 21.11.2022).

Администрация обратилась в адрес АО «ИПОПАТ» с просьбой возобновить льготный проезд для детей из малообеспеченных многодетных семей до 01.01.2023, сообщив, что со стороны Миндортранса УР получены гарантии дальнейшего предоставления субсидий в части перевозок.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 220 муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Ч. 1 ст. 14 ФЗ № 220 установлено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ № 220 осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 220 предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Статьей 17 ФЗ № 220 установлены положения об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Так, согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 220 наряду с указанными в части 1 статьи 14 ФЗ № 220 маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ № 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Основным видом регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, поскольку именно этот вид регулярных перевозок способствует достижению целей обеспечения доступности транспортных услуг для населения.

При этом регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнение к ним, а не вместо них.

Указанные нормы закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вместе с тем организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в свою очередь, является правом органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выдается по результатам открытого конкурса прежде всего при наличии осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вышеуказанные выводы подтверждены апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 19.05.2021 по делу № 33а-1799/2021.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Бездействие Администрации по непроведению конкурентных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Город Можга» ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения и нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность. Указанное бездействие фактически свидетельствует о неисполнении Администрацией возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа. Данное обстоятельство также приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, поскольку потенциальные участники, имеющие намерение участвовать в конкурентных процедурах на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам лишены такой возможности.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что взаимозаменяемые товары – это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Рынки регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам лишь частично являются взаимозаменяемыми, поскольку могут различаться по цене перевозки, в том числе возможности ее изменения, наличию льгот на проезд, условиям перевозки пассажиров. Таким образом, необоснованное непроведение Администрацией конкурентных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального округа фактически исключает само существование такого рынка, устраняет возможность входа на рынок потенциальных перевозчиков, препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на рынке.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются в том числе: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, установление органами местного самоуправления требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в бездействии Администрации муниципального образования «Город Можга» установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Город Можга» путем непроведения конкурентных процедур на право осуществления таких перевозок, что приводит к устранению, недопущению конкуренции на названном товарном рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.     

В соответствии с п. 3.4 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание факт установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России предупреждает Администрацию муниципального образования «Город Можга» о необходимости, в течении 60 дней со дня получения предупреждения, прекращения бездействия, которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем проведения конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусах по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Город Можга» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений ФЗ № 220.

О выполнении предупреждения Администрации необходимо сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                                                                <...>

 

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МОЖГА"
ИНН 1830003120, ОГРН 1021801126874