Предупреждение №ЕК/5993/22 Предупреждение от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Администрация МО

«Муниципальный округ

Балезинский район Удмуртской

Республики»

ул. Кирова, 2, п. Балезино, УР,

427550

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

 КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В бездействии Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», выразившемся в непроведении конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики», необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку указанное бездействие приводит к устранению, недопущению конкуренции на названном товарном рынке.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступил депутатский запрос Депутата Государственного Совета Удмуртской Республики <...> о рассмотрении обращения гражданина <...>, содержащего жалобу на ИП <...> (исх.№2121/32-08 от15.11.2022; вх. № 6835э от 15.11.2022).

Согласно обращению ИП <...> выиграл торги на право перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на территории Балезинского района Удмуртской Республики. Несмотря на утвержденный график, перевозки пассажиров не осуществляет.

В целях получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии (отсутствие) признаков нарушения антимонопольного законодательства, в адрес Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» (далее – Администрация) был направлен запрос информации (исх. № ЕС01-17-06/5012 от 18.11.2022).

По результатам рассмотрения обращения и предоставленных документов, установлено следующее.

Согласно письменным пояснениям Администрации (исх. № 3988 от 25.11.2022) последняя во исполнение Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 220) в ноябре 2021 года (извещение № 1144 от 27.09.2021), марте (извещение № 199 от 02.03.2022) и сентябре (извещение № 1038 от 25.08.2022) 2022 года проводила открытые конкурсы на право осуществлять перевозки по маршруту регулярных перевозок по Балезинскому району. Конкурсы не состоялись в связи с отсутствием поданных заявок перевозчиками.

Администрация также указывала, что ИП <...> в 2017 году выиграл открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в муниципальном образовании «Балезинский район» по маршруту «п. Балезино-д. Пибаньшур» (п. Балезино- ул. Советская – ул. Первомайская – ул. Сибирская – ул. Заготзерновская – ул. Калинина (Игра-Глазов) – подъезд к п. Балезино - Игра-Глазов – (Игра-Глазов)-Андейшур, (Игра-Глазов-Андрейшур)-Воегурт-Пибаньшур) в период с 06.11.2017 по 06.11.2022. ИП <...> продлены временные карты маршрута перевозок и свидетельство по маршруту перевозок на срок до 31.12.2022.

В связи с окончанием срока действия свидетельства и маршрутной карты на перевозку по маршруту «п. Балезино-д. Пибаньшур» Администрацией объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в муниципальном образовании «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» (извещение № 1479 от 14.11.2022). Срок приема заявок – с 16.11.2022 по 16.12.2022, подведение итогов – 27.12.2022.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ № 220 муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Ч. 1 ст. 14 ФЗ № 220 установлено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ № 220 осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ № 220 предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Статьей 17 ФЗ № 220 установлены положения об организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Так, согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ № 220 наряду с указанными в части 1 статьи 14 ФЗ № 220 маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 ФЗ № 220 право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Основным видом регулярных перевозок являются регулярные перевозки по регулируемым тарифам, поскольку именно этот вид регулярных перевозок способствует достижению целей обеспечения доступности транспортных услуг для населения.

При этом регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнение к ним, а не вместо них.

Указанные нормы закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вместе с тем организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, в свою очередь, является правом органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок выдается по результатам открытого конкурса прежде всего при наличии осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Вышеуказанные выводы подтверждены апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Республики от 19.05.2021 по делу № 33а-1799/2021.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Бездействие Администрации по непроведению конкурентных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» ставит под угрозу стабильность транспортного обеспечения населения и нарушает права неопределенного круга лиц на транспортную доступность. Указанное бездействие фактически свидетельствует о неисполнении Администрацией возложенных на нее задач по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа. Данное обстоятельство также приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, поскольку потенциальные участники, имеющие намерение участвовать в конкурентных процедурах на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам лишены такой возможности.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что взаимозаменяемые товары – это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Рынки регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам лишь частично являются взаимозаменяемыми, поскольку могут различаться по цене перевозки, в том числе возможности ее изменения, наличию льгот на проезд, условиям перевозки пассажиров. Таким образом, необоснованное непроведение Администрацией конкурентных процедур на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории муниципального округа фактически исключает само существование такого рынка, устраняет возможность входа на рынок потенциальных перевозчиков.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются в том числе: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, установление органами местного самоуправления требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в бездействии Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующим субъектам на рынке регулярных перевозок по муниципальным маршрутам по регулируемым тарифам в муниципальном образовании «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» путем непроведения конкурентных процедур на право осуществления таких перевозок, что приводит к устранению, недопущению конкуренции на данном товарном рынке.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.     

В соответствии с п. 3.4 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Принимая во внимание факт установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, Удмуртское УФАС России предупреждает Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» о необходимости, в течении 60 дней со дня получения предупреждения, прекращения бездействия , которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем проведения конкурентных процедур на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа на автобусах по регулируемым тарифам на территории муниципального образования «Муниципальный округ Балезинский район Удмуртской Республики» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений ФЗ № 220.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                                                               <...>

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАЛЕЗИНСКИЙ РАЙОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ИНН 1837020935, ОГРН 1211800021443