Решение б/н 018/07/18.1-41/2019 от 4 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 018/07/18.1-41/2019

по результатам рассмотрения жалобы

04 марта 2019 года г. Ижевск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя <…>, члены Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

рассмотрев дело № 018/07/18.1-41/2019 по жалобе ООО «РОСА» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГУП УР «Аптеки Удмуртии» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по дератизации и дезинсекции для нужд ГУП УР «Аптеки Удмуртии» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 31907510359, далее – Аукцион),

на заседании Комиссии в присутствии:

представителя Заявителя – <…>. (доверенность от 16.03.2018 № 01),

представителей Заказчика – <…>. (доверенность от 27.02.2019 б/н),

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступила жалоба ООО «РОСА».

По мнению Заявителя, положения документации об Аукционе нарушают требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в части требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): дезинфектология.

Кроме того, Заявитель считает, что нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках действия Заказчика по установлению в пункте 5.1 технического задания документации о закупке условия о соответствии технологии и качества оказываемых услуг требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласился, считает доводы жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.№ 164/АУ от 28.02.2019).

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

08.02.2019 Заказчиком в ЕИС размещены извещение об осуществлении Закупки и закупочная документация. Максимальная (начальная) цена установлена в размере 1 193 609, 93 рублей.

Согласно извещению и закупочной документации предметом закупки является оказание услуг по дератизации и дезинсекции для нужд ГУП УР «Аптеки Удмуртии».

На момент рассмотрения жалобы сведения о результатах рассмотрения поданных заявок отсутствуют.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно регистрационным данным, размещённым в ЕИС, Заказчик принадлежит к виду юридического лица, определенному в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках, является государственным унитарным предприятием.

Закупочная деятельность Заказчиком осуществляется на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг (утв. приказом директора ГУП УР «Аптеки Удмуртии» <…>. от 28.12.2018 № 1015-АУ, далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных указанной статьёй, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя содержит указание на нарушение Заказчиком требований части 6 статьи 3 Закона о закупках, что указывает на наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, при котором участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе действия Заказчика.

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России полномочна рассматривать жалобу Заявителя в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Рассмотрев жалобу Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт её обоснованной на основании следующего.

  1. Рассмотрев материалы, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком в закупочной документации требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): дезинфектология.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона ο закупках одной из перечисленных целей указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, которая достигается заказчиком с соблюдением принципов при закупке товаров, работ, услуг, указанных Законе, в том числе отсутствие необоснованных ограничений конкуренции, отсутствие при закупке неизмеряемых требований.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения о закупках аукцион в электронной форме является способом осуществления закупки Заказчиком.

Согласно пункту 5.3 Положения о закупках при осуществлении конкурентной закупки Заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

  1. соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;
  2. непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  3. неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке;
  4. отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) не принято;
  5. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289,290,291,291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  6. участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  7. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора Заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договоров на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
  8. отсутствие у него и его должностных лиц конфликта интересов с Сотрудниками заказчика. Для предоставления информации в подтверждении данного требования участники закупки обязаны продекларировать в заявке на участие в закупке соответствие либо указать лицо, имеющее в деятельности конфликт интересов со стороны Заказчика. Под наличием конфликта интересов понимаются случаи, при которых сотрудники со стороны Заказчика состоят в браке с физическими лицами со стороны юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 15 Информационной карты закупочной документации, а также преамбулой проекта контракта (раздел 6 закупочной документации) Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): дезинфектология в качестве единого требования, указанного в подпункте 1 пункта 5.3 Положения о закупках.

Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение), приложением к указанному Положению работы (услуги) по дезинфектологии составляют медицинскую деятельность лишь в случаях оказания первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказания медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Из указанных норм действующего законодательства следует, что работы (услуги) по дезинфектологии как вид медицинской деятельности подлежат лицензированию только в случае, когда указанные работы (услуги) выполняются (оказываются) при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.

Указанные выводу содержатся также и в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 № 27-3/3059454-468 «О получении лицензии на медицинскую деятельность при осуществлении дезинфекционных работ».

Закупочная документацию не содержит положений, из которых следует, что предметом закупки являются работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в рамках оказания медицинской помощи.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России Заказчиком не представлены доказательства того, что в местах оказания услуг по дезинфектологии, указанных в приложении № 1 к Техническому заданию закупочной документации, предполагается оказание медицинской помощи пациентам.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что работы (услуги) по дезинфектологии, являющиеся предметом закупки, не составляют медицинскую деятельность и лицензированию в соответствии действующим законодательством Российской Федерации не подлежат.

При таких обстоятельствах, когда требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности не установлено законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки по Аукциону, единое требование закупочной документации о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по виду работ (услуг): по дезинфектология установлено Заказчиком не в соответствии с условиями Положения о закупках.

Действия Заказчика по установлению требования к участникам закупки не в соответствии с Положением о закупках являются нарушением требований части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  1. Рассмотрев материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком требования части 6 статьи 3 Закона о закупках при установлении в пункте 5.1 Технического задания документации о закупке условия о соответствии технологии и качества оказываемых услуг требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не содержит специальных требований к лицам, оказывающим услуги по дератизации и дезинсекции, являющиеся предметом закупки. Указанный нормативно-правовой акт также не содержит требований к работам (услугам), являющимся предметом закупки, а также к условиям договора, заключаемого на выполнение (оказание) названных работ (услуг).

При таких обстоятельствах, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком не совершены действия, противоречащие требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках при установлении в документации о закупке условия о соответствии технологии и качества оказываемых услуг требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Руководствуясь статями 18.1, 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «РОСА» на действия заказчика – ГУП УР «Аптеки Удмуртии» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по дератизации и дезинсекции для нужд ГУП УР «Аптеки Удмуртии» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок – 31907510359) обоснованной.
  2. Признать заказчика - ГУП УР «Аптеки Удмуртии» нарушившим требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
  3. Выдать заказчику - ГУП УР «Аптеки Удмуртии» предписание об устранении нарушений Закона о закупках путём внесения изменений в документацию об Аукционе.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии:

___________ <…>

Члены Комиссии:

___________ <…>

___________ <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны