Заключение б/н заключение от 10 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заключение об обстоятельствах дела 018/01/10-1052/2021

 

 

02 марта 2022 года                                                                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ***., руководитель Удмуртского УФАС России; члены Комиссии – ***., старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; ***., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

рассмотрев дело №018/01/10-1052/2021, возбужденное в отношении ООО «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии ***., представителя ООО «САХ» по доверенности;

в отсутствие представителей ООО «УК «Тафгай», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Удмуртское УФАС России поступило заявление председателя правления ООО «УК «Тафгай» (вх.№5574 от 22.07.2020) с жалобой на действия ООО «САХ», выразившиеся, по мнению заявителя, в навязывании невыгодных условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Из заявления следует, что ООО «САХ» отказывается вывозить ТКО из мусороприемных камер, расположенных в многоквартирном доме (далее – МКД), находящемся по адресу: г. Ижевск, Заречное Шоссе, 55.

Согласно пояснениям ООО «САХ» (исх.№5021 от 26.05.2020) региональный оператор должен осуществлять погрузку ТКО со специально оборудованной контейнерной площадки, а не из иного места складирования. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет управляющая компания.

Удмуртским УФАС России было установлено   , что ООО «САХ» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Удмуртскому УФАС России  о признании незаконным предупреждения от 09.07.2020 № ЕК 01-17-06/4555 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Принятие решения по заявлению ООО «УК «Тафгай» было отложено до вступления в силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-9263/2020, поскольку выводы, изложенные в судебном решении, имели преюдициальное значение для рассмотрения заявления.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.03.2021 по делу А71-9263/2020 оспариваемое предупреждение Удмуртского УФАС России оставлено в силе.

В частности, суд пришел к следующим выводам.

Складирование отходов в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), предусмотрено в качестве места накопления ТКО. Жители МКД на момент выдачи оспариваемого предупреждения складировали мусор в контейнеры в мусороприемных камерах. На основании действующего законодательства стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах. При указанных обстоятельствах судом признан обоснованным вывод Удмуртского УФАС России о совершении региональным оператором действий по навязыванию неопределённому кругу потребителей, жителям МКД, оборудованных действующими мусоропроводами, невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, выразившихся в невключении в способы складирования ТКО контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-9263/2020 вступило в законную силу 16 апреля 2021 года.

В связи с выявлением в действиях ООО «САХ» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России в адрес последнего выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (№ ЕК01-17-06/5505 от 28.09.2021), а именно – о необходимости прекращения действий по навязыванию неопределённому кругу потребителей, жителям многоквартирных домов, оборудованных действующими мусоропроводами, невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, выразившихся в невключении в способы складирования ТКО контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, путем совершения следующих действий:

- в срок до 20.10.2021 внести изменения в типовую форму договора на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованную на сайте регионального оператора и применяемую на правоотношения с участием физических лиц – собственников жилых помещений в многоквартирных домах в части возможности указания всех способов складирования ТКО, предусмотренных пунктом 10 Правил №1156.

- с 20.10.2021 осуществлять вывоз мусора из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, с уведомлением ООО «УК «Тафгай» об изменении способа вывоза.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с пунктом 3.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Об исполнении предупреждения в Удмуртское УФАС России поступил ответ ООО «САХ» (исх.№47222 от 15.10.2021, вх.№6853 от 15.10.2021), согласно которому, по мнению регионального оператора, предупреждение исполнено в полном объеме.

В адрес ООО «УК «Тафгай» ООО «САХ» было направлено предложение (исх.№47067 от 14.10.2021) о согласовании места погрузки ТКО, согласно которому региональный оператор предлагает на выбор места погрузки ТКО и настаивает на вывозе ТКО со специально оборудованной рядом с домом контейнерной площадки либо с необорудованных площадок при въезде во двор, а не с территорий, прилегающих к мусороприемным камерам внутри МКД.

Учитывая истечение срока, установленного для исполнения предупреждения, антимонопольным органом было установлено, что требования в части внесения изменений в публичную оферту, опубликованную на сайте регионального оператора, то есть указание контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, в качестве места складирования ТКО, исполнено.

Вместе с тем из содержания обращения ООО «УК «Тафгай» (исх.№ АБ-21 от 27.10.2021; вх.№7093 от 27.10.2021) установлено, что в части осуществления вывоза мусора с территорий, прилегающих к контейнерам, расположенным в мусороприемных камерах, предупреждение не исполнено.

Кроме того, из указанного обращения следует, что вывоз ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, региональным оператором не осуществлялся. С предложенными ООО «САХ» (исх.№47067 от 14.10.2021) местами погрузки ТКО ООО «УК «Тафгай» не согласно по причине несоответствия предложения регионального оператора пункту 10 Правил №1176 и решению  общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: г. Ижевск, ул. Заречное Шоссе, 55 об определении контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, местом накопления ТКО, вывоз которых осуществляется региональным оператором.

В связи с неисполнением вышеназванного предупреждения Управлением приказом №102 от 29.10.2021 возбуждено дело №018/01/10-1052/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 29.10.2021 дело было назначено к рассмотрению на 24.11.2021.

Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. Определением от 14.12.2021 рассмотрение дела было приостановлено до принятия судебного акта Верховным судом Российской Федерации по делу № А71-9264/2020, поскольку выводы по данному судебному делу имели преюдициальное значение для результатов рассмотрения настоящего дела. В связи с принятием Верховным судом Российской Федерации определения от 26.01.2022 по делу №А71-9264/2020 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации определением Управления от 09.02.2022 рассмотрение дела было возобновлено и назначено на 02.03.2022.

02.03.2022, исследовав материалы дела, Комиссия пришла к выводу о том, что указанных материалов достаточно для квалификации нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем приняла заключение об обстоятельствах дела.

В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие обстоятельства.  

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «САХ» 28.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики, согласно которому ООО «САХ» определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.

В адрес ООО «САХ» поступило обращение  ООО «УК «Тафгай» (исх.б/н от 20.05.2020) с запросом об осуществлении вывоза ТКО непосредственно из мусорокамеры, расположенной в МКД по адресу: г. Ижевск, Заречное Шоссе, 55, в связи с принятием соответствующего решения собственниками МКД (протокол общего собрания собственников помещений в МКД от 30.04.2020 №2/2020-ЗШ55).

В ответ на вышеуказанное обращение ООО «САХ» предложило ООО «УК «Тафгай» организовать взаимодействие с оператором по обращению с ТКО по выкатыванию контейнеров с ТКО в место накопления, которым является контейнерная площадка (исх.№5021 от 26.05.2020).

  ООО «УК «Тафгай» пояснило (в письме исх.№228 от 07.07.2020), что складирование ТКО осуществляется потребителями в том числе в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), из чего следует, что мусороприемная камера так же, как и контейнерная площадка, является местом накопления ТКО. Решением собственников помещений в МКД определено место накопления ТКО – контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах. ООО «УК «Тафгай» требовало без промедления устранить указанные нарушения.

В ответ на вышеуказанное обращение ООО «САХ» предложило организовать взаимодействие с оператором по обращению с ТКО по выкатыванию ООО «УК «Тафгай» контейнеров для сбора ТКО в единое место к приезду спецтехники (исх.№8994 от 22.07.2020).

  В Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «УК «Тафгай» с жалобой на действия ООО  «САХ» (вх.№ 5574 от 22.07.2020), из которого следует, что ООО «САХ» систематически отказывается вывозить ТКО из мусороприемных камер, расположенных в МКД по адресу: г. Ижевск, Заречное Шоссе, 55 ввиду того, что региональный оператор должен осуществлять погрузку ТКО со специально оборудованной контейнерной площадки, а не из иного места складирования. Согласно доводам ООО «УК «Тафгай», контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, могут являться местом накопления ТКО, вывоз которых осуществляется региональным оператором.

Также из заявления следует, что договор между ООО «УК «Тафгай» и ООО «САХ» отсутствует ввиду принятия собственниками МКД решения о прямых платежах и заключении с ООО «САХ» договоров об обращении с ТКО.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5.9.10 Правил № 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз.

Согласно пункту 5.9.13 Правил № 170 контейнер с отходами следует к моменту перегрузки в мусоровоз удалить из мусоросборной камеры на отведенную площадку.

При этом Правила № 170 также не уточняют, что понимается под отведенной площадкой.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Пунктом 10 Правил № 1156 также установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Из изложенных норм следует, что мусороприемная камера так же, как и контейнерная площадка, являются местом накопления ТКО.

Следовательно, в силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор обязан принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах.

Согласно пункту 2 Правил № 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.

Под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, в целях их дальнейшего транспортирования.

Согласно пункту 4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

В данном случае законодателем подразумеваются оборудованные контейнерные площадки, специальные площадки (для накопления крупногабаритных отходов), предназначенные для накопления и вывоза с них ТКО прежде всего в случае, когда в МКД отсутствует иной способ накопления ТКО, в том числе в случае если МКД не оборудован инженерной системой ствола мусоропровода.

Поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность накопления отходов в мусороприемных камерах, действие вышеуказанного пункта не распространяется на порядок вывоза ТКО с территорий специально не обустроенных площадок, прилегающих к подъездам, в которых расположены мусороприемные камеры. Вышеприведенными нормами указанной совокупности правовых актов не предусмотрено обязанности обустройства контейнерной площадки при наличии действующего мусоропровода именно ввиду того, что сама мусороприемная камера служит местом накопления ТКО, из которого возможен вывоз отходов, что подтверждается сложившейся судебной практикой (судебные решения по делам А71-9263/2020, А71-9264/2020).

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами № 1156.

В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 10 Правил № 1156 складирование ТКО в мусороприемных камерах осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные, соответственно, в данных мусороприемных камерах.

Типовым договором и Правилами № 1156 в целом не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Правилами № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Соответственно, стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

Учитывая вышеизложенное, в действиях ООО «САХ» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в навязывании неопределённому кругу потребителей, жителям многоквартирного дома, оборудованного действующей системой мусоропровода, невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в части неосуществления вывоза ТКО с территорий необорудованных площадок, прилегающих к мусороприемных камерам.

ООО «САХ» является единственным региональным оператором в сфере обращения с ТКО на территории Удмуртской Республики, в силу чего занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО с долей 100%.

Поскольку ООО «САХ» занимает доминирующее положение на товарном рынке, то на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, ООО «САХ» не исполнило предупреждение Удмуртского УФАС России в полном объеме, злоупотребило своим доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора по обращению с ТКО в части неосуществления вывоза ТКО с территорий необорудованных площадок, прилегающих к мусороприемных камерам.

 

 

Председатель Комиссии                                                                ***

 

Члены Комиссии                                                                          ***

 

 ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны