Решение №ЕС 08-12/2017-64 Ж Решение № ЕС 08-12/2017-64 Ж по результатам рассмотрения жал... от 22 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

08 июня 2017 года                                                                                                  г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя <…>, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок, 

рассмотрев дело № ЕС 08-12/2017-64Ж по жалобе ООО «Шинный центр Челны» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «ДП «ИЖЕВСКОЕ» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений с альтернативными предложениями в электронной форме «Авторезина» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31705115474, далее – Закупка),

на заседании Комиссии в присутствии:

представителя Заказчика – <…>. (доверенность от 07.06.2017г. № 94-17-д),

в отсутствие представителя заявителя (уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 02.06.2017г. № ЕС01-17-07/3783)

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 30.05.2017г. поступила жалоба ООО «Шинный центр Челны».

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) к сроку размещения извещения об осуществлении закупки.

Кроме того, Заявитель считает незаконным решение закупочной комиссии о признании заявки участника ООО «Шинный центр Челны» не соответствующей форме приложения 1 закупочной документации.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласился, считает доводы жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях (вх.№ 4601 от 06.06.2017г.).

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

16.05.2017г. Заказчиком в ЕИС размещены извещение № 31705115474 и закупочная документация. Максимальная (начальная) цена установлена в размере 1 311 945 рублей.

Дата окончания подачи заявок - 19.05.2017г.

Дата рассмотрения заявок - 19.05.2017г.

Дата подведения итогов - 19.05.2017г.

В соответствии с протоколом Согласно указанному протоколу заявка участника закупки ООО «Шинный центр Челны» не принята к рассмотрению на основании следующего: «…ценовое предложение Общества с ограниченной ответственностью «Шинный центр Челны» не соответствует форме (приложение №1 Документации о закупке)…».

Согласно протоколу № ИДП156 – 2 от 19.05.2017г заявка участника закупки ООО «Шинснаб» принята к рассмотрению; указанный участник закупки определён поставщиком как единственный участник закупки.

30.05.2017г. по итогам осуществления Закупки между Заказчиком и участником закупки ООО «Шинснаб» заключен договор № ИДП156.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно регистрационным данным, размещённым в ЕИС, Заказчик принадлежит к виду юридического лица, определенному в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках, является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Закупочная деятельность Заказчиком осуществляется на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Дорожное предприятие «Ижевское» (утв. Протоколом заочного заседания Совета Директоров АО «ДП «Ижевское»  от 14 февраля 2017г. № 1, далее - Положение о закупках).

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России полномочна рассматривать жалобу Заявителя в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

Рассмотрев материалы дела № ЕС08-12/2017-64 Ж, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт обоснованным довод жалобы Заявителя  о нарушении Заказчиком сроков размещения в ЕИС  извещения об осуществлении закупки на основании следующего.

В соответствии со статьёй 9.3 Положения о закупках извещение о проведении запроса предложений размещается Заказчиком на сайте не менее чем за 3 (три) рабочих дня до дня истечения срока представления предложений участниками.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно статье 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Извещение о проведении закупки размещено Заказчиком в ЕИС 16.05.2017г. Трёхдневный период времени до дня истечения срока предоставления предложений участниками начинается с 17.05.2017г. Трёхдневный период времени до дня истечения срока представления предложений участниками составляют следующие календарные даты – 17.05.2017, 18.05.2017г., 19.05.2017г. Истечение трёхдневного периода времени для предоставления предложений участниками закупки приходится на календарную дату 20.05.2017г.

При таких обстоятельства, календарной дате, приходящейся на окончание срока предоставления предложений участниками закупки и указанной в извещении о Закупке – 19.05.2017г. соответствует дата размещения извещения о Закупке - 15.05.2017г. (трёхдневный период времени до дня истечения срока представления предложений участниками составляют следующие календарные даты – 16.05.2017, 17.05.2017г., 18.05.2017г.).

В срок, установленный Положением о закупках – 15.05.2017г., извещение о Закупке Заказчиком не размещено.

Действия Заказчика, допустившего нарушение требований статьи 9.3 Положения о закупках к сроку размещения извещения о проведении запроса предложений, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о неправомерном отстранении закупочной комиссией участника закупки ООО «Шинный центр Челны» от участия в запросе предложений, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.

Согласно пункту 3 раздела 9 Положения о закупках запрос предложений проводится в двух формах: 1) с альтернативными предложениями, 2) без альтернативных предложений. Запрос предложений с альтернативными предложениями даёт возможность участнику закупки направить Заказчику дополнительные предложения, параметры которых должны быть изложены в закупочной документации.

Пунктом 2.8 Информационной карты закупочной документации установлены варианты альтернативных предложений: сроки оплаты товара (значимость критериев: 20%  - срок оплаты товара, 80% - цена товара).

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты закупочной документации участники торгов вправе предложить иные условия, отличные от начальных и установленных закупочной документацией, которые так же будут рассмотрены закупочной комиссией.

В соответствии с частью 6 статьи 9.5, частью 6 статьи 10.5 Положения о закупках комиссия отклоняет заявки, если указанная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении.

Исходя из условий Положения о закупках, заявка участника закупки, содержащая предложение о цене, не превышающее  максимальную (начальную) цену, указанную в извещении, должна быть оценена комиссией в установленном порядке.

Иных условий отстранения участника закупки от участия в запросе предложений Положение о закупках не содержит.

Предложение участника закупки ООО «Шинный центр  «Челны» содержало предложение о цене, не превышающей  максимальную (начальную) цену, указанную в извещении, а также предложение о наименовании товара, подлежащего поставке, отличное от установленного в приложении № 1 «Техническое задание на поставку товара» закупочной документации.

При таких условиях Положения о закупках, а также закупочной документации предложение участника закупки ООО «Шинный центр  Челны» должно было быть рассмотрено закупочной комиссией.

Основания для отклонения заявки указанного участника закупки, предусмотренные Положением о закупках,  отсутствовали.

Действия закупочной комиссии по отстранению от участия в Закупке участника ООО «Шинный центр  Челны» при оценочной стадии рассмотрения заявок по снованиям, не предусмотренным Положением о закупках, нарушают требованиям части 1 статьи 2, части 3 статьи 6 Закона о закупках, а также части 6 статьи 10.5 Положения о закупках.

 

3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы по существу комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При рассмотрении жалобы ООО «Шинный центр  Челны» на действия Заказчика, Комиссией Удмуртского УФАС России также выявлены следующие нарушения.

 

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать информацию о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Закупочная документация содержит информацию о порядке оценки и сопоставления ценовых предложений участников закупки по критериям «Цена» и «Срок оплаты»:

 

Расчет рейтинга по критерию «Цена»:

Рейтинг присуждаемой заявке рассчитывается по формуле:

Rai = (Amax-Ai)/Amax*100%

 

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax - начальное значение критерия контракта, установленное в конкурсной документации, либо максимальное значение цены, предложенное одним из участников торгов;

Ai - предложение i-го участника конкурса по текущему критерию контракта.

 

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

Расчет рейтинга по критерию «Срок оплаты»:

Рейтинг присуждаемой заявке рассчитывается по формуле:

 

Rai=(1/Amin-1/Ai)/ (1/Amin)*100%

 

где:

Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amin - начальное значение критерия контракта, установленное в конкурсной документации, либо минимальный срок оплаты, предложенный одним из участников торгов;

Ai - предложение i-го участника конкурса по критерию «срок оплаты».

 

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию, умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках положения закупочной документации не содержат информации о порядке оценки и сопоставления предложений участников закупки, предложивших в заявках условие о предоплате товара, а также иные условия, отличные от начальных и установленных закупочной документацией, возможность предложение которых предусмотрена пунктом 10 Информационной карты закупочной документации.

 

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона ο закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

То есть между днем подведения итогов закупки  и датой их опубликования может пройти 3 дня.

В соответствии с пунктами 8, 10 статьи 10.5 Положения о закупках Заказчик в течение 3 (трёх) рабочих дней со дня подписания протокола оценки заявок передаёт победителю проект договора.

Договор должен быть подписан победителем в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня передачи ему проекта договора Заказчиком (пункт 11 статьи 10.5 Положения о закупках).

Таким образом, с даты размещения в единой информационной системе протокола оценки заявок участников запроса предложений до даты подписания проекта контракта победителем может пройти менее, чем 10 дней.

Подобная формулировка условий о сроке заключения договора заказчиком по результатам закупки, не учитывающих закрепленную в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Комиссия Удмуртского УФАС России полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое и утвержденное Заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, должно быть призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путём установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что сокращение Заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, а равно исчисление срока заключения договора с момента подведения итогов, а не со момента опубликования итогов закупки в ЕИС, противоречит положениям части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, что является нарушением части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В связи с тем, что на момент принятия антимонопольным органом решения по делу №ЕС 08-12/2017-64Ж договор по результатам обжалуемой закупки заключен, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу οб отсутствии основании для выдачи предписания ο внесении изменений в закупочную документацию, пересмотре заявки участника закупки ООО «Шинный центр Челны».

В соответствии с частью 9 статьи 10 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Шинный центр Челны» на действия заказчика – АО «ДП «ИЖЕВСКОЕ» при проведении запроса предложений с альтернативными предложениями в электронной форме «Авторезина» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 31705115474) обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «ДП «ИЖЕВСКОЕ» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 10 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Признать закупочную комиссию АО «ДП «ИЖЕВСКОЕ» нарушившей, часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, Закона о закупках, части 6 статьи 10.5 Положения о закупках.

4. Предписание об устранении выявленных нарушений заказчику - АО «ДП «ИЖЕВСКОЕ» и его закупочной комиссии не выдавать в связи с тем, что по итогам осуществления закупки заключен договор.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

___________ <…>

 

Члены Комиссии:

__________<…>

 

___________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны