Решение №ЕС 08-12/2017-73 Ж Решение № ЕС 08-12/2017-73 Ж по результатам рассмотрения жал... от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 июня 2017 года                                                                                                  г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя <…>, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля закупок, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок,

рассмотрев дело № ЕС 08-12/2017-73Ж по жалобе АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «Ижавиа» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации и инженерные изыскания по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Ижевск)» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - № 31705153111, далее – Конкурс),

на заседании Комиссии в присутствии:

представителя Заказчика – <…> (доверенность от 31.03.2017г. № 65), <…> (доверенность от 09.01.2017г. № 1),

в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом – в деле имеется уведомление от 20.06.2017г. № ЕС01-17-07/4180э)

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 15.06.2017г. поступила жалоба АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».

По мнению Заявителя, в конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки конкурсных заявок (по нестоимостному критерию «Квалификация участника конкурса» - пункты 2.1, 2.2, 2.3 раздела 18 Информационной карты конкурсной документации), а также порядок оценки заявок (подпункты 2.1, 2.2 пункта 18.2.1 раздел 18.2 Информационной карты конкурсной документации), которые предоставляют преимущество одному участнику закупки - ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект».

Заявитель также указывает на то, что Заказчиком не даны и не опубликованы в Единой информационной системе в сфере закупок разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника закупки  относительно порядка подготовки конкурсной заявки, а также порядка оценки заявки, подаваемой несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного поставщика (консорциума).

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика, с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласились, считают доводы жалобы необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.№ 06-13/4183 от 22.06.2017г.).

Представители Заказчика устно пояснили, что критерии оценки конкурсных заявок (по нестоимостному критерию «Квалификация участника конкурса» - пункты 2.1, 2.2, 2.3 раздела 18 Информационной карты конкурсной документации), а также порядок оценки заявок (подпункты 2.1, 2.2 пункта 18.2.1 раздел 18.2 Информационной карты конкурсной документации) установлены Заказчиком в целях заключения договора на лучших условиях его исполнения.

Относительно довода жалобы Заявителя о неразмещении разъяснений положений конкурсной документации, представители Заказчика пояснили, что ответы на полученные запросы от участников закупки размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 06.06.2017г., а также 09.06.2017г.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.

25.05.2017г. Заказчиком в ЕИС размещены извещение № 31705153111 и конкурсная документация. Максимальная (начальная) цена установлена в размере 179 200 000 рублей.

Дата окончания подачи заявок - 10.07.2017г.

Дата рассмотрения заявок - 13.07.2017г.

Дата подведения итогов - 17.07.2017г.

На момент рассмотрения жалобы сведения о количестве поданных заявок, а также о результатах их рассмотрения отсутствуют, в связи с тем, что по состоянию на 26.06.2017г. срок подачи заявок на участие в Конкурсе не истёк.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в соответствии с правилами статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно регистрационным данным, размещённым в ЕИС, Заказчик принадлежит к виду юридического лица, определенному в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках, является хозяйственным обществом, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Закупочная деятельность Заказчиком осуществляется на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «Ижавиа» (утв. решением совета директоров ОАО «Ижавиа» от 29.03.2012г., далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Жалоба участника закупки АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» содержит довод о неразмещении Заказчиком в единой информационной системе разъяснений положений конкурсной документации, подлежащих размещению в единой информационной системе в соответствии с требованиями Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России полномочна рассматривать жалобу Заявителя в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Рассмотрев материалы дела № ЕС08-12/2017-73 Ж, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком нестоимостного критерия «Квалификация участника конкурса», а также порядок оценки заявок на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона ο закупках одной из перечисленных целей указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, которая достигается заказчиком с соблюдением принципов при закупке товаров, работ, услуг, указанных Законе, в том числе отсутствие необоснованных ограничений конкуренции, отсутствие при закупке не измеряемых требований, сокращение издержек заказчика, экономически эффективное расходование денежных средств.

Установление критериев оценки и сопоставления заявок, а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке  является обязательным для Заказчика в силу пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Как следует из пункта 18.1 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки и сопоставления заявок и коэффициенты значимости показателей:

Стоимостной критерий «Цена договора» - 30 %;

Нестоимостные критерии – 70%:

Наибольшее количество исполненных договоров/ контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям для строительства, реконструкции или капитального ремонта аэродромов (аэропортовых комплексов)  в 2012-2016 годах со стоимостью каждого из договоров/контрактов не менее 50 % от цены договора, указанной в 1.6 Информационных карт Конкурсной документации, по которым получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» (0,5 - коэффициент значимости показателя 2.1);

Наибольшее количество работающих на постоянной основе работников Участника конкурса, которые будут привлекаться для выполнения работ по объекту согласно предмету конкурса, имеющих профессиональное образование и стаж работы по занимаемой должности более 3 лет (0,3 - коэффициент значимости показателя 2.2);

Наличие у участника конкурса Сертификата соответствия, подтверждающего, что действующая у участника конкурса система экологического менеджмента применительно к работам по разработке проектной продукции и материалов инженерных изысканий для строительства и эксплуатации объектов гражданской авиации соответствует ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015) и/или Сертификата соответствия, подтверждающего, что действующая у участника конкурса система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные соответствует ГОСТ Р 54934-2012/ OHSAS 18001:2007 2007 (0,2 - коэффициент значимости показателя 2.3).

Порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» определён в пункте 18.2.1 (в подпунктах 2.1, 2.2) Информационных карт конкурсной документации:

2.1 Оценка заявок по показателю 2.1 производится на основании информации, указанной в таблице Формы 4, подтвержденной  представленными в составе заявки на участие в конкурсе следующими документами:

- полными копиями исполненных договоров/ контрактов на выполнение работ по разработке проектной документации и инженерным изысканиям для строительства, реконструкции или капитального ремонта аэродромов (аэропортовых комплексов) в 2012-2016 годах, со стоимостью каждого из предоставленных договоров/контрактов не менее 50 % от цены договора, указанной в 1.6 Информационных карт Конкурсной документации, по которым получены положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России»;

- копиями актов приемки  выполненных работ по каждому исполненному договору/контракту;

- копиями первых листов положительных заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» с указанием идентификационного номера по представленным договорам/контрактам, по каждому исполненному договору/контракту:

№ п/п

Оценка по показателю

Кол-во баллов П2.1

2.1.

Исполненные договоры/контракты, по которым имеются положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектные документации и  инженерные изыскания, не представлены

0

От 1 до 10 (включительно) исполненных договоров/контрактов,  по которым имеются положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектные документации и  инженерные изыскания

50

Более 10 исполненных договоров/ контрактов, по которым имеются положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на проектные документации и  инженерные изыскания

100

 

Количество баллов, присуждаемых заявке на участие в конкурсе по показателю 2.1, определяется по формуле: К2.1 i = П2.1 i × 0,5, где:

К2.1 i - количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 2.1 с учетом коэффициента значимости  показателя 2.1;

П2.1 i - количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 2.1;

0,5 - коэффициент значимости  показателя 2.1.

 

2.2. Оценка заявок по показателю 2.2 производится  на основании информации, указанной в таблице Формы 5, подтвержденной представленными в составе заявки на участие в конкурсе следующими документами:

- копиями трудовых книжек или выписками из трудовых книжек (титульного листа и листов из раздела «Сведения о работе» с записями о работе) или копиями трудовых договоров с отметкой работодателя о работе в настоящее время (на дату подачи заявки на участие в конкурсе);

-  копиями дипломов работников

№ п/п

Оценка по показателю

Кол-во баллов П2.2

2.2

 

Нет таких работников

0

До ста работников (включительно)

25

До двухсот работников (включительно)

50

До трехсот работников (включительно)

75

Более трехсот работников

100

 

Количество баллов, присуждаемых заявке на участие в конкурсе по показателю 2.2, определяется по формуле: К2.2 i = П2.2 i × 0,3, где:

К2.2 i - количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 2.2 с учетом коэффициента значимости  показателя 2.2;

П2.2 i - количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 2.2;

0,3 - коэффициент значимости  показателя 2.2.

 

Само по себе установление указанного критерия и порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» не свидетельствует о том, что допущено необоснованное ограничение конкуренции и предоставлении преимущества одному участнику закупки, поскольку на момент рассмотрения жалобы в материалах дела  № ЕС08-12/2017-73Ж отсутствуют сведения о количестве поданных заявок, о результатах их рассмотрения, а также о результатах оценки  и сопоставления конкурсных заявок.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности подать заявку на участие в Конкурсе.

В связи с изложенным не представляется возможным установить чьё субъективное  право нарушено при осуществлении закупки, а также  в чём объективно выразилось преимущество участника закупки ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект».

 

Рассмотрев довод жалобы о неразмещении разъяснений положений конкурсной документации, Комиссия Удмуртского УФАС Росси признаёт его обоснованным на основании следующего.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 7.17 Положения о закупках любой участник размещения заказа вправе направить в адрес Комиссии Организации в форме электронного документа, запрос о разъяснении положений документации о закупке. В течение двух рабочих дней ответственный секретарь Комиссии  Организации обязан направить в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил в Комиссию не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение одного дня со дня направления разъяснений положений документации о закупке по запросу участника размещения заказа такое разъяснений должно быть размещено ответственным секретарём Комиссии на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.

Согласно пункту 8.1 Информационных карт документации об Аукционе любой участник конкурса вправе направить заказчику запрос на разъяснение положений конкурсной документации в письменной форме по почтовому адресу, указанному в пункте 7.3 Информационных карт Конкурсной документации, или в форме электронного документа по электронной почте office@izhavia.su с пометкой для  контактного лица, указанного в п. 7.3  Информационных карт Конкурсной документации), либо вручается нарочно по фактическому адресу Заказчика, указанному в пункте 7.3 Информационных карт Конкурсной документации, в срок  не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Заказчик в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса направляет разъяснения участнику конкурса, направившему запрос, а также размещает копию этих разъяснений (без указания наименования или адреса участника закупки, от которого был получен запрос) на официальном сайте.

Из материалов дела № ЕС08-12/2017-73Ж следует, что 01.06.2017г. Заказчику поступил запрос участника закупки АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» (исх.№ 2497) относительно порядка подготовки конкурсной заявки, а также порядка оценки заявки, подаваемой несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного поставщика (консорциума) (пункт 11.1 Информационных карт конкурсной документации).

В ответ на указанный запрос Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок документ исх.№ 06-13/3857, в соответствии с которым   в части положений пункта 11.1 Информационных карт конкурсной документации, по которому участником закупки был направлен запрос, Заказчиком принято решение о внесении изменений в конкурсную документацию.

Указанный ответ Заказчика не содержит положений, разъясняющих порядок подготовки конкурсной заявки, а также порядок оценки заявки, подаваемой несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного поставщика (консорциума).

Разъяснения положений конкурсной документации относительно порядка подготовки конкурсной заявки, а также порядка оценки заявки, подаваемой несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного поставщика (консорциума) (пункт 11.1 Информационных карт конкурсной документации) в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона о закупках в Единой информационной системе в сфере закупок Заказчиком не размещены, а также в нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках, пункта 7.17 Положения о закупках не направлены участнику закупки АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект».

В ходе рассмотрения жалобы участника закупки АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие нарушения Закона о закупках.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно пункту 11.1 Информационных карт конкурсной документации (в редакции изменений от 08.06.2017г., 22.06.2017г., 23.06.2017г.) участником открытого конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и места нахождения, либо любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые соответствуют требованиям, указанным в документации о закупке.

Закон о закупках не содержит положений, позволяющих заказчику исключать из числа участников закупки несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, а также несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

При этом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Действия Заказчика по исключению из числа участников закупки несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, а также несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, не обеспечивают реализацию принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

Признать жалобу АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» на действия заказчика – АО «Ижавиа» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектной документации и инженерные изыскания по объекту «Реконструкция аэропортового комплекса (г. Ижевск)» (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - №31705153111) обоснованной в части доводов о неразмещении разъяснений положений конкурсной документации.

Признать заказчика - АО «Ижавиа» нарушившим требования части 1 статьи 2, части 5 статьи 4 Закона о закупках, пункта 7.17 Положения о закупках, пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках путём внесения изменений в конкурсную документацию.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

___________ <…>

 

Члены Комиссии:

__________<…>

___________ <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны