Решение б/н Решение по делу №ЕС06-06/2016-328 от 4 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Ижевск

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» марта 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» марта 2017 г.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует);

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует);

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело №ЕС06-06/2016-328, возбужденное в отношении МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – МКУ «СБиДХ») по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 12.12.2016

в присутствии:

представителей заявителя РОО УР «Автомобилисты Удмуртии»: <…>,

представителей ответчика МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства»: <…>,

представителя заинтересованного лица АО «ДП «Ижевское» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 19.01.2017

в присутствии:

представителей заявителя РОО УР «Автомобилисты Удмуртии»: <…>,

представителей ответчика МКУ «СБиДХ»: <…> по доверенностям,

представителя заинтересованного лица АО «ДП «Ижевское» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 25.01.2017

представителя заявителя РОО УР «Автомобилисты Удмуртии» <…>,

представителей ответчика МКУ «СБиДХ»: <…> по доверенностям,

представителей заинтересованного лица АО «ДП «Ижевское»: <…> по доверенностям,

на заседании Комиссии 01.03.2017

в присутствии:

представителей заявителя РОО УР «Автомобилисты Удмуртии»: <…>,

представителей ответчика МКУ г. Ижевска «СБиДХ»: <…>,

представителя заинтересованного лица АО «ДП «Ижевское» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 16.03.2017

в присутствии:

представителей заявителя РОО УР «Автомобилисты Удмуртии»: <…>,

представителей ответчика МКУ «СБиДХ»: <…> по доверенностям,

представителя заинтересованного лица АО «ДП «Ижевское» <…> по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 27.09.2016 вх.№7738э поступило заявление РОА УР «Автомобилисты Удмуртии» на действия МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – МКУ «СБиДХ»), выразившиеся в проведении закупок №0313300000216000015, 0313300000215000032 с условиями, ограничивающими конкуренцию, препятствующими для участия  в конкурсах независимым подрядчикам:

1) объединение работ по конкурсам в один колоссальный объем, что не позволяет участвовать в конкурсах предприятиям малого и среднего бизнеса;

2) не указание конкретных объектов (в том числе, наименование улиц и др.), на которых будут производиться работы.

Аналогичное заявление поступило 03.10.2016 вх.№7968 из прокуратуры Удмуртской Республики, 17.10.2016 вх.№8352 из Следственного управления по Удмуртской Республике. 

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» направлялись запросы информации.

В связи с наличием в действиях МКУ «СБиДХ» признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 16.11.2016 №210 о возбуждении дела №ЕС06-06/2016-328 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ЕС06-06/2016-328.

Определением от 16.11.2016 рассмотрение дела назначено на 12.12.2016 в 14:00.

Определением от 12.12.2016 рассмотрение дела отложено на 19.01.2017 в 10:30.

На заседании 19.01.2017 объявлен перерыв до 15:00 25.01.2017.

Определением от 25.01.2017 рассмотрение дела отложено на 28.02.2017 в 13:00.

Определением от 25.01.2017 срок рассмотрения дела продлен до 16.08.2017.

Определением от 02.02.2017 рассмотрение дела отложено на 01.03.2017 в 13:00.

Определением от 01.03.2017 рассмотрение дела отложено на 16.03.2017 в 15:30.

01.03.2017 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела.

Приказом Удмуртского УФАС России от 13.03.2017 №68 в состав Комиссии внесены изменения.

Также Удмуртским УФАС России проведен анализ рынка работ по ремонту автомобильных дорог в территориальных границах Удмуртской Республики.

По результатам рассмотрения документов и информации установлено следующее.

МКУ «СБиДХ» разместило извещение о проведении закупки №0313300000216000015: объект – выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них муниципального образования «Город Ижевск», начальная (максимальная) цена контракта – 343 721 911, 00 руб., размер обеспечения заявки – 3 437 219,11 руб., размер обеспечения исполнения контракта – 34 372 191,10 руб. Место выполнения работ – РФ, УР, автомобильные дороги местного значения МО «Город Ижевск», Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Ижевск» утвержден Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.07.2010 №700/1. Дата и время начала подачи заявок – 05.04.2016 в 08:30, дата и время окончания подачи заявок – 27.04.2016 в 09:00, дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников – 27.04.2016 в 09:00, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 27.04.2016.

В конкурсной документации не указаны конкретные улицы, районы города, на которых располагаются дороги и на которых планируется выполнять работы по ремонту.

В соответствии с протоколом №1 КОН-2016-2 от 27.04.2016, рассмотрена единственная заявка АО «ДП «Ижевское» на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта, ценовое предложение – 343 721 911,00 руб., принято решение – признать поданную единственную заявку участника конкурса – АО «ДП «Ижевское» соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), конкурсной документации, считать возможным заключить с участником конкурса – АО «ДП «Ижевское» подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.  

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 25.10.2016 исх.№8405/09-04, в конкурсной документации не указаны конкретные улицы, подлежащие ремонту, так как объекты ремонта определяются Соглашением о предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Город Ижевск» на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них. Перечень объектов корректируется в течение года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Администрацией г. Ижевска, в том числе, по результатам общественного обсуждения (на сайте), объекты могут корректироваться в связи с поступившими требованиями и предписаниями ГИБДД, прокуратуры, решений судебных органов, которые требуют выполнения в сжатые сроки для исключения возникновения аварийных ситуаций на дорогах города. Перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств бюджета МО «Город Ижевск» в 2015 г., утвержден Соглашением от 06.03.2015 №77.

Согласно Соглашению от 06.03.2015 №77 (далее – Соглашение №77), заключенному между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и МО «Город Ижевск» в лице Администрации г. Ижевска, определяется порядок взаимодействия Сторон на 2015 г. при осуществлении совместных действий по финансированию работ (услуг) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, предусмотренных Программой за счет средств бюджета Удмуртской Республики, перечисленных в форме субсидий бюджету МО.

В приложении №1 к Соглашению №77 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них МО, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств МО «Город Ижевск».

Дополнительными соглашениями к Соглашению №77 (от 03.07.2015, от 10.07.2015, от 31.07.2015, от 24.08.2015, от 26.10.2015 и др.) в Приложение №1 (перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них МО, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств МО «Город Ижевск») Соглашения вносились изменения.

В соответствии с дополнительным соглашением №8 от 18.03.2016 (зарегистрировано в Реестре договоров Миндортранса УР за №132) к Соглашению №77, в Соглашение №77 вносятся изменения, согласно которым Миндортранс УР направляет в 2016 году субсидии в бюджет МО, также в Соглашение №77 включается Приложение №2.

Приложением №2 к дополнительному соглашению №8 является перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них МО, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств бюджета МО «Город Ижевск» в 2016 г.

По итогам конкурса между МКУ «СБиДХ» и АО «ДП Ижевское» заключен муниципальный контракт от 11.05.2016 №21 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них муниципального образования «Город Ижевск».

МКУ «СБиДХ» разместило извещение о проведении закупки №0313300000215000032: объект – выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети муниципального образования «Город Ижевск», начальная (максимальная) цена контракта – 439 148 980,00 руб., размер обеспечения заявки – 4 391 489,80 руб., размер обеспечения исполнения контракта – 43 914 898,00 руб. Место выполнения работ – РФ, УР, автомобильные дороги местного значения МО «Город Ижевск», Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Ижевск» утвержден Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.07.2010 №700/1. Дата и время начала подачи заявок – 05.05.2015 в 08:30, дата и время окончания подачи заявок – 21.05.2015 в 09:00, дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников – 21.05.2015 в 09:00, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 21.05.2015.

В конкурсной документации не указаны конкретные улицы, районы города, на которых располагаются дороги и на которых планируется выполнять работы по ремонту.

В соответствии с протоколом №6 КОН-2015-2 от 21.05.2015, рассмотрена единственная заявка АО «ДП «Ижевское» на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта, ценовое предложение – 439 148 980,00 руб., принято решение – признать поданную единственную заявку участника конкурса – АО «ДП «Ижевское» соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ, конкурсной документации, считать возможным заключить с участником конкурса – АО «ДП «Ижевское» подавшим единственную заявку на участие в конкурсе, муниципальный контракт на выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети муниципального образования «Город Ижевск».

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 25.10.2016 исх.№8406/09-04, в конкурсной документации не указаны конкретные улицы, подлежащие ремонту, так как  объекты ремонта определяются Соглашением о предоставлении субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Город Ижевск» на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них. Перечень объектов корректируется в течение года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Администрацией г. Ижевска, в том числе, по результатам общественного обсуждения (на сайте), объекты могут корректироваться в связи с поступившими требованиями и предписаниями ГИБДД, прокуратуры, решений судебных органов, которые требуют выполнения в сжатые сроки для исключения возникновения аварийных ситуаций на дорогах города. Перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств бюджета МО «Город Ижевск» в 2015 г., утвержден Соглашением от 06.03.2015 №77.

Согласно Соглашению от 06.03.2015 №77 (далее – Соглашение №77), заключенному между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и МО «Город Ижевск» в лице Администрации г. Ижевска, определяется порядок взаимодействия Сторон на 2015 г. при осуществлении совместных действий по финансированию работ (услуг) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, предусмотренных Программой за счет средств бюджета Удмуртской Республики, перечисленных в форме субсидий бюджету МО.

В приложении №1 к Соглашению №77 утвержден перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них МО, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств МО «Город Ижевск».

Дополнительными соглашениями к Соглашению №77 (от 03.07.2015, от 10.07.2015, от 31.07.2015, от 24.08.2015, от 26.10.2015 и др.) в Приложение №1 (перечень автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них МО, финансируемых за счет субсидий из бюджета Удмуртской Республики и средств МО «Город Ижевск») Соглашения вносились изменения.

По итогам конкурса между МКУ «СБиДХ» и АО «ДП Ижевское» заключен муниципальный контракт от 03.06.2015 №184 на выполнение работ по приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети МО «Город Ижевск».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона №44-ФЗ, одним из правил, которым должен руководствоваться Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, является то обстоятельство, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Согласно п. 2 абз. 1 ст. 42 Закона №44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона №44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

При проведении конкурсов №0313300000216000015, №0313300000215000032 заказчик объединил в один лот все подлежащие ремонту улицы. НМЦК по данным конкурсам составили 343 721 911,00 руб. и 439 148 980,00 руб. соответственно, размеры обеспечения заявок составили 3 437 219,11 руб. и 4 391 489,80 руб. соответственно, размеры обеспечения исполнения контракта составили 34 372 191,10 руб. и 43 914 898,00 руб. соответственно.

Согласно письму ООО «Ижклининг» от 08.02.2017 исх.№30, у ООО «Ижклининг» нет возможности участвовать в конкурсах на выполнение работ (если стоимость работ равняется или превышает 343 721 911,00 руб.), так как у организации нет необходимой техники и финансовых средств на обеспечение заявки на участие в конкурсе и обеспечения исполнения контракта на соответствующие суммы. ООО «Ижклининг» имеется возможность выполнять работы по ремонту автомобильных дорог в качестве субподрядчика с АО «ДП «Ижевское».

В соответствии с письмом ООО «МолнияСтрой» от 20.02.2017 исх.№1, у ООО «МолнияСтрой» нет возможности участвовать в конкурсах, если стоимость работ составляет либо превышает 343 721 911,00 руб. Также выполнение работ в нескольких районах какого-либо из городов Удмуртской Республики для ООО «МолнияСтрой» затруднительны.

Согласно письму ГУП УР «Удмуртавтодор» от 10.02.2017 исх.№148, возможность участвовать в конкурсах по выполнению работ, в случае если в извещении о проведении конкурса не указываются конкретные объекты, которые необходимо ремонтировать (без указания адресов, районов местонахождения) не представляется возможным, поскольку невозможно в таком случае определить рентабельность будущей сделки, наличие в соответствующем месте производственных мощностей предприятия (техники, кадрового резерва).

В соответствии с письмом ООО «Дорспецстрой» от 10.02.2017 исх.№06/1-17, ООО «Дорспецстрой» не имело финансовой возможности участвовать в конкурсах по выполнению работ стоимостью свыше 343 721 911,00 рублей, не имело возможности участвовать в конкурсах по выполнению работ, если в извещении не указаны конкретные объекты, не имело возможности участвовать в конкурсах на выполнение работ, если работы выполняются во всех районах какого-либо из городов Удмуртской Республики.

Согласно письму ООО «Удача» от 09.01.2017 исх.№1, у ООО «Удача» не имелось финансовой возможности участвовать в конкурсах по выполнению работ, если стоимость выполняемых работ равняется либо превышает 343 721 911,00 руб.

В соответствии с письмом ООО «АБЗ Пойма» от 23.12.2016 исх.№141, у ООО «АБЗ Пойма» отсутствует финансовая возможность участвовать в конкурсах по выполнению работ, если стоимость работ превышает 343 721 911,00 руб. У ООО «АБЗ Пойма» отсутствует возможность участвовать в конкурсах если в извещении не указываются конкретные объекты (в том числе, адреса, районы городов), которые необходимо ремонтировать.

Согласно письму ООО «Радонеж» от 10.01.2017 исх.№7, в качестве препятствий доступу на товарный рынок является то обстоятельство, что конкурсы проводятся со значительными начальными (максимальными) ценами – 104 201 054,00 руб., 343 721 911,00 руб., вследствие чего крупные конкурсы выигрывает одна и та же организация, которая в последствии заключает договоры субподряда. Вследствие значительной начальной (максимальной) цены по контрактам исключается возможность подачи заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с письмом ООО «Лидер» от 09.01.2017 исх.№1, стоимость выполняемых ООО «Лидер» работ ни разу не доходила даже до 300 000 000 рублей.

Согласно письму ООО «Риол» от 29.12.2016 исх.№310, у ООО «Риол» не имеется финансовой возможности участвовать в конкурсах если стоимость равна или превышает 343 721 911,00 руб., поэтому для ООО «Риол» желательно, чтобы работы делились на меньшие заказы (несколько лотов). 

В соответствии с письмом ООО «Автодормостстрой» от 10.02.2017 исх.№01, ООО «Автодормостстрой» не имело возможности участвовать в конкурсах по выполнению работ, если их стоимость равнялась либо превышала 343 721 911,00 руб., ООО «Автодормостстрой» не имело возможности участвовать в конкурсах, если в извещении не указываются конкретные объекты (в том числе, адрес, районы города и др.), которые необходимо отремонтировать, ООО «Автодормостстрой» не имело возможности участвовать в конкурсах, если работы выполняются во всех (либо нескольких) районах какого-либо из городов Удмуртской Республики.

Таким образом, вышеуказанные хозяйствующие субъекты подтвердили, что такие обстоятельства как: 1) объединение в один лот по конкурсу работ, начальная (максимальная) цена по которым является значительной (например, 343 721 911,00 и выше), 2) не указание в документации (в том числе, в извещении о проведении конкурсов) конкретных объектов (адреса, районы города), на которых будут выполняться работы, не дают хозяйствующим субъектам возможность участвовать в данных конкурсах по различным причинам (технологическим, финансовым).

В соответствии с пояснениями МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (письма от 25.10.2016 исх.№8405/09-04, исх.№8406/09-04), МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» как заказчик по конкурсам самостоятельно определяет, на какую стоимость необходимо проводить конкурсы. В действующем законодательстве не установлено ограничений по формированию предмета контракта, определению количества закупок, пределов начальной (максимальной) цены.

Данный довод МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» является необоснованным на основании следующего.

В соответствии со ст. 6 Закона №44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок основывается, в том числе, на принципе обеспечения конкуренции.

Согласно ст. 8 Закона №44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 Как указано выше, хозяйствующие субъекты (ООО «Риол», ООО «Радонеж», ООО «АБЗ Пойма», ООО «Удача» и др.) не имели возможности участвовать в конкурсах №0313300000216000015, №0313300000215000032 по финансовым, технологическим причинам, в силу того, что в документации не указаны конкретные объекты, в отношении которых будут выполняться работы по конкурсам, а также что в рамках данных конкурсов происходит необоснованное укрупнение лотов, следовательно, увеличивается начальная (максимальная) цена по конкурсам.

Необоснованное укрупнение лота фактически создает дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большого объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, приводит к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечение исполнения контракта. Формирование лотов без указания адреса выполнения работ (проспектов, улиц и др.) в любом случае свидетельствует об очевидной утрате интереса к торгам у значительного числа потенциальных участников.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при организации и проведении указанных конкурсов нарушался установленный в Законе №44-ФЗ принцип обеспечения конкуренции (хозяйствующие субъекты - ООО «Риол», ООО «Радонеж», ООО «АБЗ Пойма», ООО «Удача» и др.) не имели возможности участвовать в конкурсах №0313300000216000015, №0313300000215000032, следовательно, не имели возможности выиграть конкурсы и стать подрядчиками по данным конкурсам. Действия МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» привели к необоснованному ограничению числа участников конкурсов, что свидетельствует об ограничении конкуренции).

В соответствии с пояснениями МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (письма от 25.10.2016 исх.№8405/09-04, исх.№8406/09-04), перечень объектов корректируется в течение года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Администрацией г. Ижевска, в том числе, по результатам общественного обсуждения (на сайте), объекты могут корректироваться в связи с поступившими требованиями и предписаниями ГИБДД, прокуратуры, решений судебных органов, которые требуют выполнения в сжатые сроки для исключения возникновения аварийных ситуаций на дорогах города.

Данный довод не принимается Комиссией как обоснованный, так как наличие указанных обстоятельств не является достаточным обоснованием укрупнения в рамках конкурсов №0313300000216000015, №0313300000215000032 лотов, не указания в документации конкретных объектов, так как данные действия МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» приводят к ограничению конкуренции. В рамках выполнения контрактов, заключенных по результатам проведения конкурсов №0313300000216000015, №0313300000215000032, выполняются не только работы на объектах, в отношении которых вынесены предписания ГИБДД либо имеются судебные решения.

Со стороны МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент размещения извещений о проведении указанных конкурсов МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» не было известно ни об одном объекте, в отношении которых требовалось выполнение работ по контрактам, заключенным по результатам проведения конкурсов №0313300000216000015, №0313300000215000032.

На момент объявления торгов у МКУ «СБиДХ» имелась реальная возможность определить перечень улиц, подлежащих ремонту, соответственно, имелась возможность указать в конкурсной документации конкретные объекты (районы города, название улиц).

Также со стороны МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» не предоставлено доказательств, указывающих на невозможность организации и проведения большего числа конкурсов, начальная (максимальная) цена по которым составляет меньшую сумму (по сравнению с конкурсами №0313300000216000015, №0313300000215000032), что позволило бы также участвовать в конкурсах и другим хозяйствующим субъектам, помимо АО «ДП «Ижевское». 

В ходе рассмотрения дела №ЕС06-06/2016-328 Удмуртским УФАС России проводился анализ рынка по ремонту автомобильных дорог в территориальных границах Удмуртской Республики, при проведении которого были получены пояснения хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

При изучении представленных документов и пояснений Комиссией установлено, что на товарном рынке действуют хозяйствующие субъекты, которые, не имея возможности по финансовым, технологическим причинам подавать заявки на участие в конкурсах (в том числе, в конкурсах №0313300000216000015, №0313300000215000032), начальная (максимальная) цена по которым является значительной (например, равняется или превышает 343 721 911,00 руб.), в рамках которых происходит необоснованное укрупнение лотов, без указания в документации (в том числе, извещении о проведении конкурсов) конкретных объектов (без указания адресов объектов, районов города и т.д.), вынуждены заключать договоры субподряда (выступая в качестве субподрядчика – например, ООО «Ижклининг», ООО «Автодормостстрой», ООО «АБЗ Пойма»).

Укрупнение лота влечет за собой увеличение обеспечительных мер подачи заявок и исполнения контракта, что также приводит к невозможности участия хозяйствующего субъекта в торгах. Кроме этого, анализ заключенных из года в год контрактов показывает, что иные хозяйствующие субъекты не имели возможности представить доказательства соответствия требованиям к участникам (например, требование наличия опыта работы).

Данное обстоятельство также свидетельствует об ограничении конкуренции на товарном рынке, так как в Законе №44-ФЗ, Законе «О защите конкуренции» регламентируется право на осуществлении хозяйствующей деятельности в условиях свободной конкуренции, то есть хозяйствующие субъекты должны иметь возможность выступать в конкурсах в качестве полноправных участников, а не только иметь возможность заключать договоры в качестве субподрядчиков.  

Также МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» предоставило доказательства, подтверждающие, что АО «ДП «Ижевское» не выполняло самостоятельно все работы по конкурсам №0313300000216000015, №0313300000215000032, привлекая в качестве субподрядчиков других хозяйствующих субъектов.

Данное обстоятельство со стороны АО «ДП «Ижевское» не оспаривается.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» по организации и проведению конкурсов, начальная (максимальная) цена по которым является значительной (343 721 911,00 руб., 439 148 980,00 руб.), в рамках которых происходит необоснованное укрупнение лотов, без указания в документации (в том числе, извещении о проведении конкурсов) конкретных объектов (без указания адресов объектов, районов города и т.д.), в отношении которых выполняются работы по конкурсам, ограничивают конкуренцию на товарном рынке, не позволяют хозяйствующим субъектам (ООО «Риол», ООО «Радонеж», ООО «АБЗ Пойма», ООО «Удача» и др.) принимать участие в данных конкурсах.

Указанные выводы подтверждаются судебной практикой.

Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «Ижклининг» принимало участие в закупке с НМЦК более 90 млн. рублей.

Данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МКУ «СБиДХ», так как тот факт, что ООО «Ижклининг» участвовало в закупке с НМЦК более 90 млн. рублей не подтверждает, что ООО «Ижклининг» имело возможность участвовать в конкурсах с НМЦК 343 721 911,00 руб. и более.

В соответствии с пояснениями МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «МолнияСтрой» не принимало участие в закупках, проведенных МКУ «СБиДХ», в том числе, когда НМЦК составляла 1 млн. рублей.

Данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МКУ «СБиДХ», так как согласно пояснениям ООО «МолнияСтрой», организация была привлечена в качестве субподрядчика, подрядчиком работ являлось АО «ДП «Ижевское».

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, мнение ГУП УР «Удмуртавтодор» в применении к закупкам, проводимых МКУ «СБиДХ», не соответствует действительности.

Данный довод является необоснованным, так как МКУ «СБиДХ» не предоставило доказательств, подтверждающих, что указанные ГУП УР «Удмуртавтодор» обстоятельства не соответствуют действительности.

Тот факт, что не указание в конкурсной документации конкретных объектов (адресов, районов города) и укрупнение лотов не позволяют принимать участие всем желающим хозяйствующим субъектам в данных конкурсах, подтверждается пояснениями других хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пояснениями МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «Удача» ни разу не участвовало в аукционах на проведение ремонтных работ с НМЦК более 5 млн. рублей.

Данное обстоятельство подтверждает, что в случае необоснованного укрупнения лотов другие хозяйствующие субъекты (в том числе, ООО «Удача) не могут принимать участие в данных конкурсах.

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «АБЗ Пойма» не принимало участие в закупках, проводимых МКУ «СБиДХ».

Данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МКУ «СБиДХ», так как в ходе рассмотрения дела учитывалось мнение лиц, выполняющих ремонтные работы вне зависимости от заказчика, а не только мнение лиц, которые участвуют в закупках, проводимых МКУ «СБиДХ». Кроме этого, причины не участия в закупках могут быть иными.

В соответствии с пояснениями МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «Лидер» принимало участие в закупке с НМЦК 37 297 690,00 руб., ООО «Риол» принимало участие в закупке с НМЦК 2 971 141,00 руб.

Данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МКУ «СБиДХ», так как тот факт, что ООО «Лидер» имело возможность участвовать в конкурсе с НМЦК 37 297 690,00, ООО «Риол» имело возможность участвовать в конкурсе с НМЦК 2 971 141,00 руб., не свидетельствует о том, что данные организации могут участвовать в конкурсах с НМЦК 343 721 911,00 руб. и более.

Согласно пояснениям МКУ «СБиДХ» от 16.03.2017, ООО «Автодормостстрой» ни разу не принимало участие в аукционах на проведение ремонтных работ с НМЦК более 5,0 млн. руб.

Данное обстоятельство подтверждает, что в случае необоснованного укрупнения лотов другие хозяйствующие субъекты (в том числе, ООО «Автодормостстрой») не могут принимать участие в данных конкурсах. Причины неучастия в конкретных закупках могут быть различными.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия МКУ «СБиДХ» по организации и проведению конкурсов №0313300000216000015, №0313300000215000032, в рамках которых происходит необоснованное укрупнение лотов, без указания в документации (в том числе, извещении о проведении конкурсов) конкретных объектов (без указания адресов объектов, районов города и т.д.), в отношении которых выполняются работы по конкурсам, ограничивают конкуренцию на товарном рынке, так как в случае необоснованного укрупнения лотов, не указания в конкурсной документации конкретных объектов ограничивается круг хозяйствующих субъектов, которые могут участвовать в данных конкурсах.

Указанные действия МКУ «СБиДХ» являются нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.147 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» нарушившим ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов.

2. Выдать МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

2.1. При проведении торгов не допускать объединения в один лот всех улиц г. Ижевска, подлежащих ремонту.

2.2. Указывать в документации о торгах адреса (улицы, районы города) объектов, подлежащих ремонту.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновных должностных лиц МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства».

 

    Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

                                                       

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия либо в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны