Решение №ЕС06-06/2017-47 Решение по делу №ЕС06-06/2017-47 от 30 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Ижевск

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» мая 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» мая 2017 г.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело № ЕС06-06/2017-47, возбужденное в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 04.05.2017

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Сарапульская управляющая компания» <…> по доверенности,

представителя ответчика ООО «УКС» <…>  по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 21.11.2016 вх.№9397 поступило заявление ООО «Сарапульская управляющая компания» на действия ПАО «Т Плюс», ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в уклонении от заключения договоров теплоснабжения, горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО «Сарапульская управляющая компания».

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ООО «УКС», ПАО «Т Плюс», ООО «Сарапульская управляющая компания», Министерства энергетики, ЖКХ, государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики направлялись запросы информации.

По результатам рассмотрения заявления вх.№9397 от 21.11.2016 Удмуртское УФАС России выдало предупреждение ООО «УКС», согласно которому ООО «УКС»  должно направить в адрес ООО «Сарапульская УК» проекты договоров теплоснабжения в отношении многоквартирных домов, расположенных в г. Сарапуле по адресам: ул. 20 лет Победы, д. 1, д.3, д. 5, д. 9а, д. 13, д. 15, д. 19, ул. Гончарова, д. 42, д. 42а, д. 55, д. 57, д. 59, д. 61, д. 69, д. 77/1, д. 77/2, д. 77/а, ул. Дальняя, д. 37, д. 39, д. 43а, ул. Жуковского, д. 1, д. 9, д. 12, д. 21, ул. Калинина, д. 9, д. 10, д. 14, д. 16, ул. Мельникова, д.1, д. 2а, д. 7, ул. Молодежная,  д. 13а, д. 15, д. 17, ул. Фрунзе, д. 6, д. 9, д. 18, ул. Фурманова, д. 1в, д. 7/2, д. 8, ул. Чистякова, д. 48а, д. 50, д. 52.

Со стороны ООО «УКС» поступил ответ о выполнении предупреждения Удмуртского УФАС России.

При этом со стороны ООО «Сарапульская УК» поступили пояснения о том, что, по мнению Заявителя, предупреждение выполнено со стороны ООО «УКС» не в полном объеме.

В связи с тем фактом, что ООО «Сарапульская УК» не признавало факт выполнения предупреждения со стороны ООО «УКС» в полном объеме, в связи с наличием в действиях ООО «УКС» признаков нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.02.2017 №43 о возбуждении дела №ЕС06-06/2017-47 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ЕС06-06/2017-47.

Приказом Удмуртского УФАС России от 13.03.2017 №67 в состав Комиссии внесены изменения: из состава исключен специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля <…>, в состав включена старший государственный инспектор <…>.

Определением от 20.02.2017 рассмотрение дела назначено на 04.04.2017.

Определением от 04.04.2017 рассмотрение дела отложено на 04.05.2017.

По результатам рассмотрения документов и информации установлено следующее.

Согласно представленным документам (договорам управления МКД, протоколам общих собраний собственников МКД), ООО «Сарапульская УК» является управляющей организацией по отношению к многоквартирным домам г. Сарапула, расположенным по адресам: ул. 20 лет Победы, д. 1а, д. 3, д. 5, д. 9а, д. 13, д. 15, д. 19, ул. Гончарова, д. 42, д. 42а, д. 55, д. 57, д. 59, д. 61, д. 69, д. 77/1, д. 77/2, д. 77/А, ул. Дальняя, д. 37, д. 39, д. 43а, ул. Жуковского, д. 1, д. 9, д. 12, д. 21, ул. Калинина, д. 9, д. 10, д. 14, д. 16, ул. Мельникова, д. 1, д. 2а, д. 7, ул. Молодежная, д. 13а, д. 15, д. 17, ул. Фрунзе, д. 6, д. 9, д. 16, д. 18, ул. Фурманова, д. 1в, д. 7/2, д. 8, ул. Чистякова, д. 48а, д. 50, д. 52.

Факт управления указанными МКД г. Сарапула ООО «Сарапульская УК» со стороны ООО «УКС» не опровергается.

Между ООО «Сарапульская УК» и ООО «УКС» заключен договор горячего водоснабжения №2370_ГВС от 01.01.2015 (далее – договор №2370_ГВС), согласно которому ООО «УКС» обязуется подавать ООО «Сарапульская УК» через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а ООО «Сарапульская УК» обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.

Согласно приложению №4 к договору №2370_ГВС, договор заключен для снабжения горячей водой МКД г. Сарапула, расположенных по адресам: ул. Гончарова, д. 42, д. 42а, д. 69, д. 77-1, д. 77а, ул. Молодежная, д. 17, ул. Мельникова, д.2а, ул. Дальняя, д. 37, д. 39, ул. Чистякова, д. 52, ул. Фрунзе, д. 14.

В соответствии с дополнительным соглашением от 24.11.2015 к договору горячего водоснабжения №2370_ГВС от 01.01.2015, в договор включен объект, расположенный по адресу: г. Сарапул, ул. Молодежная, д. 15 (соглашение подписано, в том числе, представителем ООО «Сарапульская УК» с протоколом разногласий).

Согласно дополнительному соглашению от 29.04.2015 к договору №2370_ГВС от 01.01.2015, в договор включены объекты, расположенные по адресам: ул. Жуковского, д. 1, д. 9, д. 12, д. 21, ул. Фрунзе, д. 6, д. 9, д. 18, ул. Фурманова, д. 1б, д. 7/2, д. 8 (соглашение подписано, в том числе, представителем ООО «Сарапульская УК» с протоколом разногласий).

В соответствии с дополнительным соглашением от 16.02.2016 к договору №2370_ГВС, в договор включены следующие МКД, расположенные в г. Сарапуле по адресам: ул. Мельникова, д. 1, д. 7, ул. Дальняя, д. 43а, ул. 20 лет Победы, д. 1а, д. 3, д. 9а, д. 13, д. 19, ул. Гончарова, д. 55, д. 57, д. 59, д. 61, д. 77-2, ул. Чистякова, д. 48а, д. 50, д. 52, ул. Калинина, д. 10, д. 14, д. 16.

В соответствии с протоколом №1 от 01.12.2016 общего собрания собственников помещений МКД №5 по ул. 20 лет Победы г. Сарапула, принято решение о внесении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, отоплению непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации с 01.12.2016.

Как пояснила представитель ООО «Сарапульская УК» Сергеева А.А. на заседании Комиссии 04.05.2017 факт того, что жильцы данного дома решили перейти на прямые расчеты с ООО «УКС», со стороны ООО «Сарапульская УК» не оспаривается.

В соответствии с п. 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124, Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор ресурсоснабжения).

В соответствии с п. 6 Правил (в редакции, действовавшей на момент направления заявок до 31.12.2016 включительно), к заявке (оферте) прилагаются следующие документы или их копии, заверенные руководителем исполнителя или уполномоченным им лицом:

а) правоустанавливающие документы исполнителя (свидетельство о государственной регистрации исполнителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке исполнителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, выступающего от имени исполнителя, а в случае, если исполнителем выступает индивидуальный предприниматель, - копия паспорта гражданина Российской Федерации);

б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) обязанности по предоставлению соответствующей коммунальной услуги потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом) (при наличии такой обязанности), указанном в заявке (оферте);

в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения). Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;

г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);

д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);

е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).

Согласно заявке ООО «Сарапульская управляющая компания» от 19.09.2016 №1511, ООО «Сарапульская УК» просит ООО «УКС» заключить договор горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов г. Сарапула, расположенных по адресам: ул. 20 лет Победы, д. 1, д.3, д. 5, д. 9а, д. 13, д. 15, д. 19, ул. Гончарова, д. 42, д. 42а, д. 55, д. 57, д. 59, д. 61, д. 69, д. 77/1, д. 77/2, д. 77/а, ул. Дальняя, д. 37, д. 39, д. 43а, ул. Жуковского, д. 1, д. 9, д. 12, д. 21, ул. Калинина, д. 9, д. 10, д. 14, д. 16, ул. Мельникова, д.1, д. 2а, д. 7, ул. Молодежная,  д. 13а, д. 15, д. 17, ул. Фрунзе, д. 6, д. 9, д. 18, ул. Фурманова, д. 1в, д. 7/2, д. 8, ул. Чистякова, д. 48а, д. 50, д. 52.

В соответствии с письмом ООО «УКС» от 05.10.2016 №71406-05-18188, направленным в ответ на заявку №1511, ООО «УКС» сообщает ООО «Сарапульская УК», что для заключения договора необходимо направить следующие документы: документы, подтверждающие факт подключения к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии прибора); документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, об общей площади помещений в МКД, включая жилые помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, о размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками; заверенные исполнительным органом сведения о количестве зарегистрированных жителей по каждому МКД; акты осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданные Ростехнадзором; заявка контрагента на отпуск тепловой энергии и (или) горячей воды с разбивкой по месяцам и кварталам на календарный год; копия приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей и его заместителя, с копиями удостоверений об их аттестации в указанном качестве в соответствии с действующим законодательством.

При этом в заявке №1511 указано, что к заявке прилагаются документы, подтверждающие установку и прием в эксплуатацию приборов учета, расположенных в многоквартирных домах г. Сарапула, расположенных по адресам: ул. 20 лет Победы, д. 1, д.3, д. 5, д. 9а, д. 13, д. 19, ул. Гончарова, д. 42, д. 42а, д. 55, д. 57, д. 59, д. 61, д. 69, д. 77/1, д. 77/2, д. 77/а, ул. Дальняя, д. 37, д. 39, д. 43а, ул. Жуковского, д. 1, д. 9, д. 12, д. 21, ул. Калинина, д. 9, д. 10, д. 14, д. 16, ул. Мельникова, д.1, д. 2а, д. 7, ул. Молодежная,  д. 13а, д. 17, ул. Фрунзе, д. 6, д. 9, д. 18, ул. Фурманова, д. 1в, д. 7/2, ул. Чистякова, д. 48а, д. 50, д. 52.

Следовательно, указание ООО «УКС» в ответе на заявку №1511, что ООО «Сарапульская УК» для заключения договоров ресурсоснабжения должно приложить документы, подтверждающие факт установки и приема в эксплуатацию приборов учета, является необоснованным, так как данный документ представляется при наличии, и при этом ООО «Сарапульская УК» предоставило по большинству указанных в заявке №1511 домов акты допуска в эксплуатацию приборов учета.

Кроме этого, в заявке №1511 указана площадь многоквартирных домов.

Согласно письму ООО «УКС» от 29.12.2016 вх.№10798, ООО «УКС» осуществляет подачу горячей воды в адрес спорных многоквартирных домов посредством присоединения энергопотребляющих устройств потребителей к сетям.

Следовательно, ООО «УКС» известно о наличии подключения многоквартирных домов к сетям инженерно-технического обеспечения, так как без подключения невозможно осуществлять горячее водоснабжение, при этом ООО «УКС» подает горячую воду в адрес жильцов многоквартирных домов. С учетом изложенного, непредставление ООО «Сарапульская УК» документов о подключении сетей МКД к сетям инженерно-технического обеспечения не является основанием для отказа в заключении договора ресурсоснабжения.

Удмуртское УФАС России направляло в адрес ООО «УКС» дополнительный запрос информации, согласно которому необходимо представить нормативно-правовое обоснование требования ООО «УКС» (в письме ООО «УКС» от 05.10.2016 №71406-05-18188) от ООО «Сарапульская УК» предоставить следующие документы для заключения договора горячего водоснабжения: сведения о количестве зарегистрированных жителей по каждому МКД; акты осмотра тепловых энергоустановок, тепловых сетей и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданные Ростехнадзором; заявка контрагента на отпуск тепловой энергии и (или) горячей воды с разбивкой по месяцам и кварталам на календарный год; копия приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей и его заместителя, с копиями удостоверений об их аттестации в указанном количестве, с приложением копий подтверждающих документов.

ООО «УКС» дало пояснения, согласно которым вышеуказанные документы необходимо представить в соответствии с пп. «г» п. 7 Правил горячего водоснабжения (далее – Правила горячего водоснабжения), утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №642.

Согласно пп. «г» п. 7 Правил горячего водоснабжения, необходимо представить планируемый объем потребления горячей воды в год с указанием температурного режима подаваемой горячей воды, подключенной нагрузки по каждому объекту абонента, подтвержденной технической или проектной документацией, и срока действия договора.

Таким образом, в пп. «г» п. 7 Правил горячего водоснабжения не идет речь о необходимости представить для заключения договора следующие документы: сведения о количестве зарегистрированных жителей по каждому МКД; акты осмотра тепловых энергоустановок, тепловых сетей и разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки, выданные Ростехнадзором; заявка контрагента на отпуск тепловой энергии и (или) горячей воды с разбивкой по месяцам и кварталам на календарный год; копия приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей и его заместителя, с копиями удостоверений об их аттестации в указанном количестве.

В соответствии с п. 42 договора №2370_ГВС, договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2015.

Согласно п. 43 договора №2370_ГВС, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении.

Согласно ч. 2 ст. 540 Гражданского кодекса РФ, договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

На заседании Комиссии 04.05.2017 представителю ООО «Сарапульская УК» задавался вопрос, направляло ли ООО «Сарапульская УК» в адрес ООО «УКС» письма о том, что договор №2370_ГВС следует расторгнуть.

Представитель ООО «Сарапульская УК» <…> пояснила, что таких писем в адрес ООО «УКС» направлено не было.

Таким образом, договор №2370_ГВС является действующим, так как ни одной из сторон (ни ООО «Сарапульская УК», ни ООО «УКС») не заявляли друг другу о его расторжении.

На заседании Комиссии 04.05.2017 представитель ООО «Сарапульская УК» <…> пояснила, что в настоящее время ООО «Сарапульская УК» не признает факт выполнения ООО «УКС» предупреждения только в отношении следующих многоквартирных домов г. Сарапула: ул. Калинина, д. 9, ул. Чистякова, д. 50а, ул. Гончарова, д. 40а (в период с 01.03.2016 до 01.02.2017).

Согласно письму ООО «Сарапульская УК» от 16.03.2017 исх.№1038, ООО «УКС» направило в  адрес ООО «Сарапульская УК» дополнительные соглашения о включении в договор №2370_ГВС многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сарапул, ул. Калинина, д. 9, ул. Гончарова, д. 40а, ул. Чистякова, д. 50а.

На заседании Комиссии представитель ООО «УКС» <…> сообщил, что ООО «УКС» выполнило предупреждение.

При этом в предупреждении Удмуртского УФАС России говорится о том, что ООО «УКС» должно направить проекты договоров теплоснабжения в отношении МКД в период времени, установленный для выполнения предупреждения, в предупреждении не указывалось, что в отношении данных многоквартирных домов должно быть предложено заключить договора в период с 01.03.2016.

Таким образом, то обстоятельство, что ООО «УКС» предложило ООО «Сарапульская УК» включить указанные МКД в договор горячего водоснабжения в период с 01.02.2017 не свидетельствует о невыполнении предупреждения со стороны ООО «УКС».

С учетом всех изложенных обстоятельств по делу, с учетом пояснений представителя ООО «Сарапульская УК» предупреждение Удмуртского УФАС России со стороны ООО «УКС» выполнено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Рассмотрение дела №ЕС06-06/2017-47 в отношении ООО «УКС» прекратить в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия, в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                           <…>

 

Члены Комиссии:                                                                      <…>

 

     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны