Решение №ЕС06-06/2017-54 Решение по делу №ЕС06-06/2017-54 от 21 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» июня 2017 г.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя,

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля,

<…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев дело № ЕС06-06/2017-54, возбужденное в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 25.04.2017

в присутствии:

представителей заявителя ООО «Ижевская управляющая компания» <…>, <…> по доверенностям,

представителя ответчика МУП г. Ижевска «Ижводоканал» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 02.05.2017

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Ижевская УК» <…> по доверенности,

представителя ответчика МУП г. Ижевска «Ижводоканал» <…> по доверенности,

на заседании Комиссии 02.06.2017

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Ижевская УК» <…> по доверенности,

представителя ответчика МУП г. Ижевска «Ижводоканал» <…> по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 03.03.2017 вх.№1795 поступило заявление ООО «Ижевская управляющая компания» на бездействие МУП г. Ижевска «Ижводоканал», выразившееся в невыдаче технических условий на установку общедомового прибора учета отводимых сточных вод в ответ на заявку ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК (от 22.09.2016 вх.№13528).

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в адрес ООО «Ижевская УК», МУП г. Ижевска «Ижводоканал» направлялись запросы информации.

В связи с наличием в действиях МУП г. Ижевска «Ижводоканал» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 28.03.2017 №107 «О возбуждении дела №ЕС06-06/2017-54 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ЕС06-06/2017-54.

Определением от 28.03.2017 рассмотрение дела назначено на 25.04.2017 в 10:30.

На заседании Комиссии 25.04.2017 объявлен перерыв до 13:00 02.05.2017.

Определением от 02.05.2017 рассмотрение дела отложено на 02.06.2017 в 09:30.

02.05.2017 Комиссия приняла заключение об обстоятельствах дела.

Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Между МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и ООО «Ижевская УК» заключен договор №1229 от 25.09.2012 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее – договор от 25.09.2012), согласно которому МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляет отпуск ООО «Ижевская УК» из системы городского коммунального водоснабжения питьевой воды, соответствующей по своему качеству действующим в РФ СанПиН 2.1.4.1074-01 с учетом временных отключений от гигиенических нормативов качества питьевой воды в г. Ижевске, утв. Соответствующим постановлением Главного государственного санитарного врача Межрайонного ДГСЭН в г. Ижевске, принимает в систему городской коммунальной канализации сбрасываемые сточные воды и загрязняющие вещества в объемах, предусмотренных договором, а ООО «Ижевская УК» в установленные сроки оплачивает полученную из городской системы коммунального водоснабжению питьевую воду и сброшенные в систему городской коммунальной канализации сточные воды.

В соответствии с п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 №776, Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее – договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно п. 28 Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации юридические или физические лица.

В соответствии с п. 29 Правил, технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

Согласно заявке ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК (вх. №13528 от 22.09.2016), ООО «Ижевская УК» обращается в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с целью получить технические условия на установку общедомовых приборов учета отводимых сточных вод, которые будут установлены на объектах, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. З. Космодемьянской, д. 15, ул. Песочная, д. 19, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 38, ул. 3-я (номер дома не указан).

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» представило в адрес Удмуртского УФАС России технические условия от 12.12.2016 №47-ТУ-ПУ, составленные в ответ на заявку от 21.09.2016, на проектирование узла коммерческого учета сточных вод в отношении объектов, расположенных по адресам: г. Ижевск, ул. З. Космодемьянской, д. 15, ул. Песочная, д. 19, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 38.

Согласно письму МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 22.03.2017 исх.№3459/1И-07, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» получило 22.09.2016 заявку ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016. После согласования службами технические условия от 12.12.2016 были выданы нарочно (согласно представленной копии технических условий, технические условия от 12.12.2016 были получены 13.12.2016 инженером по техническому надзору <…>).

Как указывалось выше, МУП г. Ижевска «Ижводоканал», согласно п. 29 Правил, должно было выдать технические условия в срок до 06.10.2016 включительно, так как заявка ООО «Ижевская УК» была получена 22.09.2016.

В указанный срок технические условия не были подготовлены.

Согласно представленным МУП г. Ижевска «Ижводоканал» техническим условиям, данные ТУ были подготовлены только 12.12.2016, то есть с нарушением срока, указанного в п. 29 Правил.

Следовательно, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не оспаривает то обстоятельство, что фактически технические условия не были подготовлены в установленный законодательством срок.

При этом факт получения технических условий 13.12.2016 со стороны ООО «Ижевская УК» оспаривается, так как согласно представленным ООО «Ижевская УК» пояснениям, в организации не работает инженер по техническому надзору <…>.

В пояснениях МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не указано, что имелись какие-либо препятствия к выдаче технических условий в установленный срок. Доказательств, подтверждающих невозможность в установленный срок подготовить технические условия, со стороны МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не представлено.

На заседании Комиссии 02.05.2017, 02.06.2017 представитель ООО «Ижевская УК» <…> пояснил, что в ООО «Ижевская УК» не работает такой сотрудник как <…>, уполномоченный на получение технических условий, что подтверждается представленными ООО «Ижевская УК» штатными расписаниями.

Со стороны МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не предоставлено доказательств (в том числе, доверенности), подтверждающих, что <…> уполномочена ООО «Ижевская УК» на получение технических условий.

В соответствии с письмом МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 02.05.2017 исх.№5559/111-16, ООО «Ижевская УК» в отсутствии принятых на общем собрании собственников по установке прибора учета сточных вод, самостоятельно не вправе принимать решение об установке общедомового прибора учета сточных вод.

Данный довод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является необоснованным на основании следующего.

В соответствии с п. 2.6 договора от 25.09.2012, количество сброшенных сточных вод определяется ООО «Ижевская УК» в соответствии с данными учета фактического потребления сброса сточных вод по показаниям средств измерений, разрешенных к использованию для коммерческого учета.

Согласно п. 4.2 договора от 25.09.2012, ООО «Ижевская УК» обязуется обеспечивать учет сбрасываемых сточных вод, в том числе, на объектах субабонентов.

В соответствии с представленными договорами управления, на ООО «Ижевская УК» возлагается обязанность по оказанию услуг, направленных на энергосбережение, повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, в том числе, осуществление энергоэффективных мероприятий в МКД.

Кроме этого, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в своих пояснениях (письмо от 02.05.2017 исх.№ 5559/111-16) подтверждает, что учет сточных вод возможно осуществлять с помощью установки прибора учета.

Согласно письму МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 02.05.2017, установка общедомовых приборов учета сточных вод абсолютно бесполезна и нецелесообразна.

Данный довод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является необоснованным, не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МУП г. Ижевска «Ижводоканал», так как в Правилах не указывается, что при установлении срока для выдачи технических условий принимается во внимание то обстоятельство, насколько эффективной и целесообразной является установка приборов учета.

 Кроме этого, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не предоставило доказательств, подтверждающих вышеуказанный довод.

В соответствии с письмом МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 02.05.2017, ООО «Ижевская УК» не заинтересована в установке приборов учета сточных вод, о чем свидетельствует то обстоятельство, что ООО «Ижевская УК» не направило проекты установки приборов учета сточных вод на согласование.

Данный довод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является необоснованным, так как со стороны ООО «Ижевская УК» не признается факт получения технических условий, а со стороны МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не предоставлено доказательств, подтверждающих выдачу технических условий уполномоченному представителю ООО «Ижевская УК».

Согласно письму МУП г. Ижевска «Ижводоканал» от 20.04.2017 исх.№5068/111-14, ООО «Ижевская УК» не имеет собственного интереса и действует в интересах собственников помещений в МКД, что свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Данный довод МУП г. Ижевска «Ижводоканал» является необоснованным, так как ООО «Ижевская УК» как любое общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией. Согласно ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО «Ижевская УК» как коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. ООО «Ижевская УК» осуществляет деятельность по управлению МКД в целях извлечения прибыли, при этом ООО «Ижевская УК» обратилось в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с заявкой 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК в ходе осуществления своей деятельности как управляющая организация.

Таким образом, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не выдало в установленный срок технические условия ООО «Ижевская УК» в ответ на заявку ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК (вх. №13528 от 22.09.2016).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» осуществляет деятельность, указанную в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях», следовательно, положение МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на товарном рынке является доминирующим.

Согласно аналитическому отчету от 28.04.2017, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоотведению в географических границах пролегания сетей водоотведения, присоединенных к многоквартирным домам г. Ижевска, расположенным по адресам: ул. З. Космодемьянской, д. 15, ул. Песочная, д. 19, ул. Кооперативная, д. 5, ул. Советская, д. 38.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Не оказание ООО «Ижевская УК» услуг по договорам управления может привести к расторжению договоров управления с собственниками помещений в МКД, к изменению способа управления МКД либо к избранию в качестве управляющей компании другой организации, что в конечном счете приведет к невозможности для ООО «Ижевская УК» осуществлять управление данными МКД, то есть отрицательно скажется на возможности осуществлять ООО «Ижевская УК» предпринимательскую деятельность.

Бездействие МУП г. Ижевска «Ижводоканал», выразившееся в невыдаче ООО «Ижевская УК» в установленный срок технических условий в ответ на заявку ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК (вх. №13528 от 22.09.2016), является нарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», так как при несвоевременной подготовке технических условий происходит затягивание процесса проектирования приборов учета, как следствие происходит затягивание процесса установки приборов учета и их дальнейшей эксплуатации.

Комиссия признает, что указанное нарушение допущено МУП г. Ижевска «Ижводоканал» на рынке водоотведения.

Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2016 г., так как заявка ООО «Ижевская УК» о выдаче технических условий поступила в адрес МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в 2016 г., МУП г. Ижевска «Ижводоканал» должно было выдать технические условия ООО «Ижевская УК» (в ответ на заявку ООО «Ижевская УК» от 21.09.2016 исх.№01-13/01212УК) также в 2016 г.

Продуктовые границы рынка определены как услуги по водоотведению, в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.

Географические границы рынка определены территорией г. Ижевска в пределах территориального расположения сетей технологической инфраструктуры.

Также Комиссия признает, что факт выдачи МУП г. Ижевска «Ижводоканал» технических условий не доказан.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением путем бездействия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого является или может являться ущемление интересов ООО «Ижевская управляющая компания» в сфере предпринимательской деятельности.

2. Выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства путем направления в адрес ООО «Ижевская управляющая компания» технических условий на установку общедомовых приборов учета отводимых сточных вод.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и виновных должностных лиц МУП г. Ижевска «Ижводоканал».

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия либо в ФАС России в течение одного месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии     <…>

 

Члены Комиссии:     <…>

            <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны