Определение б/н определение о назначении от 10 октября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 018/01/16-754/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

10 октября 2023 года                                                                                                              г. Ижевск

 

Председатель Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ***, на основании приказа Удмуртского УФАС России от 29.09.2023 №84/23 о возбуждении дела №018/01/16-754/2023 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 48, ИНН 1833017794, ОГРН 1021801507331) и ООО «Мапин» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 22, ИНН 1833002036, ОГРН 1021801512875), МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» (426073, г. Ижевск, ул. Молодежная, 97, ИНН 1834300035, ОГРН 1021801584727) и ООО «Мапин» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 22, ИНН 1833002036, ОГРН 1021801512875) по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация Управления ФСБ России по Удмуртской Республике (исх.№3/14853 от 28.06.2023; вх.№4872/23 от 30.06.2023) относительно возможного нарушения МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» антимонопольного законодательства путем дробления закупки в целях уклонения от проведения торгов и заключения контрактов с единственным поставщиком.

Согласно информации МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» в 2021 году заключило контракты на поставку оборудования с единственным поставщиком ООО «Мапин» стоимостью каждого контракта до 600 тыс. руб. При этом заключенные контракты имели общий предмет, единый срок исполнения, одного исполнителя, то есть мог быть заключен единый контракт и могла быть проведена закупка. Вместе с тем из информации Управления ФСБ России по Удмуртской Республике следует, что Общество не имеет реальной конкурентной возможности быть исполнителем услуг на общих основаниях ввиду того, что численность сотрудников составляет 4 человека, из них 50% - инвалиды.

Из информации Управления ФСБ России по Удмуртской Республике также следует, что фактически услуги по контракту на поставку проекторов, заключенному МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» с ООО «Мапин», выполнены ИП ***, супругом заместителя директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по АХЧ.

По результатам рассмотрения представленной информации и документов установлено следующее.

В 2021 году МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» заключены следующие контракты от 28.10.2021, 29.10.2021, 01.11.2021, 02.11.2021, 11.11.2021, 12.11.2021, 17.12.2021 с ООО «Мапин» на поставку оборудования в образовательное учреждение:

1.       Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-28/8, предметом которого являлась поставка посуды и учебного оборудования стоимостью 582 395 руб.

2.       Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-18/8, предметом которого являлась поставка гимнастического инвентаря стоимостью 446 490 руб.

3.       Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-19/8, предметом которого являлась поставка хозтоваров, оборудования, инвентаря для хоккея стоимостью 403 370  руб.

4.       Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-07/8, предметом которого являлась поставка инструментов для кабинета технологии стоимостью 351 208  руб.

5.       Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-05/8, предметом которого являлась поставка медицинского оборудования и материалов стоимостью 578 733,1  руб.

6.       Контракт от 29.10.2021 №ОБ-2021-06/8, предметом которого являлась поставка хозтоваров стоимостью 400 000  руб.

7.       Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-17/8, предметом которого являлась поставка туристического снаряжения и инвентаря стоимостью 593 450 руб.

8.       Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-04/8, предметом которого являлась поставка оборудования и приборов для кабинета учителя-логопеда стоимостью 575 847,6 руб.

9.       Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-03/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 588 510 руб.

10.     Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-08/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря, музыкального центра и доски магнитно-маркерной стоимостью 466 690 руб.

11.     Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-09/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 585 360 руб.

12.     Контракт от 01.11.2021 №ОБ-2021-10/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 580 550 руб.

13.     Контракт от 02.11.2021 №ОБ-2021-11/8, предметом которого являлась поставка тренажеров и спортивного инвентаря стоимостью 451 530 руб.

14.     Контракт от 02.11.2021 №ОБ-2021-12/8, предметом которого являлась поставка тренажеров и спортивного инвентаря стоимостью 568 010 руб.

15.     Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-13/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и мебели стоимостью 585 690 руб.

16.     Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-14/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 460 790 руб.

17.     Контракт от 11.11.2021 №ОБ-2021-15/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования и инвентаря стоимостью 561 140 руб.

18.     Контракт от 12.11.2021 №ОБ-2021-16/8, предметом которого являлась поставка спортивных снарядов и инвентаря стоимостью 565 830 руб.

19.     Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-01/8, предметом которого являлась поставка спортивного оборудования стоимостью 592 780 руб.

20.     Контракт от 28.10.2021 №ОБ-2021-02/8, предметом которого являлась поставка спортивного инвентаря стоимостью 573 500 руб.

Поставленные по контрактам товары, указанные в позициях № 9-20, имеют идентичные по эксплуатационному назначению признаки – спортивное оборудование, снаряды и инвентарь, предназначенные для спортивного развития учащихся в рамках школьного общеобразовательного процесса, имеют единый родовой код ОКПД 2 – 32.30.1 «Товары спортивные» (подгруппа), виды 32.30.14 «Снаряды, инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах», 32.30.15 «Снаряды, инвентарь и оборудование прочие для занятий спортом».

Управлением установлено, что источником финансирования закупки вышеприведенного школьного оборудования являлась субсидия на иные цели в 2021 году на укрепление материально-технической базы, выделенная из бюджета Удмуртской Республики приказом Управления образования Администрации г. Ижевска №543 от 13.10.2021 и доведенная всей суммой 30.11.2021 платежным поручением №59554.

Из анализа заключения МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» контрактов следует, что последние заключены с небольшим промежутком времени, не превышающим один календарный месяц (с 28.10.2021 по 12.11.2021), до доведения лимитов бюджетных обязательств в образовательное учреждение, при том, что образовательному учреждению на момент заключения контрактов было известно о сумме планируемой к выделению субсидии.

Конкурентные способы определения подрядчиков для осуществления  закупок на поставку оборудования для нужд МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» не проводились. Закупки осуществлены на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с которым закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Приведенные правовые нормы приняты в целях эффективного расходования бюджетных средств, обеспечения возможности участия и доступа неопределенного круга лиц к закупке у единственного поставщика.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о наличии нужды МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» на момент заключения отдельных контрактов в приобретении всего комплекса спортивного инвентаря и оборудования, включенного в контракты, названные в позициях №9-20, на сумму, превышающую 600 тысяч рублей, а также в наличии возможности образовательного учреждения осуществить единую закупку с учетом доведения средств субсидии в одну дату единым платежным поручением.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до шестисот тысяч рублей каждая, в целях исключения проведения публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Предметы заключенных МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» с Обществом контрактов направлены на достижение единых целей (поставка однородных товаров на один объект), что свидетельствует об экономической целесообразности объединения работ (услуг, поставок) в рамках единого контракта и возможности заключения единого контракта. При этом на момент заключения контрактов с ООО «Мапин» у МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» имелась необходимость в поставке товара на объект на суммы, превышающие предельно допустимый размер стоимости выполняемых работ (оказании услуг, поставке товара), при размещении которых его стороны вправе заключить контракт без проведения процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Вышеуказанные контракты на выполнение ООО «Мапин» поставок оборудования в МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» заключены в небольшой промежуток времени, не превышающий один месяц, с одним поставщиком, имеют единый по родовому признаку предмет контракта – спортивное оборудование, единое финансирование. Указанные факты свидетельствуют о дроблении заказчиком проведенной закупки на несколько: заключено 12 контрактов по стоимости до 600 000 рублей, то есть менее максимальной цены контракта закупки с единственным поставщиком, в целях избегания конкурентных процедур и заключения договоров с единственным подрядчиком. 

В нарушение статей 6, 8 Закона о контрактной системе заказчиком не соблюден принцип  обеспечения  конкуренции, контрактная система в сфере закупок в МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» не направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. 

В результате заключения вышеуказанных контрактов между МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин» как с единственным поставщиком данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению  работ по максимально возможной цене, без участия в конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в  преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Совокупность указанных контрактов, заключенных МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин» на оказание однородных (идентичных) услуг является единой сделкой, искусственно раздробленной для формального соблюдения специальных ограничений, в обход закона, с целью избежать информирования неопределенного круга лиц, в том числе потенциальных участников - конкурентов общества о проведении закупочных процедур. Тем самым была создана возможность приобретения хозяйствующим субъектом незаконных имущественных выгод, причинения ущерба правам и законным интересам потенциально неограниченному числу хозяйствующих субъектов, которые в равной степени могли осуществить оказание соответствующих услуг. Достигнутое между МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и обществом соглашение посредством заключения между собой контрактов на поставку спортивного оборудования для нужд образовательного процесса создало дискриминационные условия для деятельности различных хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность осуществлять деятельность на рынке услуг поставки спортивного оборудования в образовательные учреждения.

При изложенных обстоятельствах действия МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин» содержат признаки заключения ограничивающего конкуренцию соглашения путем искусственного дробления контрактов на поставку спортивного оборудования в образовательное учреждение в целях ухода от проведения конкурентных процедур и заключения прямых договоров с Обществом, поскольку привело к ограничению доступа потенциального круга участников закупки и предоставило Обществу необоснованные преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности.

Наличие соглашений с ООО «Мапин» при проведении закупок товаров для нужд бюджетных образовательных учреждений выражается не только в дроблении контрактов в целях ухода от конкурентных процедур, но и в предоставлении обществу как организации инвалидов преимущественного доступа к муниципальным закупкам при дальнейшем выполнении поставок третьими лицами.

Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.

Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

Единственным учредителем ООО «Мапин» является Удмуртская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», уставный капитал ООО «Мапин» полностью состоит из вклада указанной организации. Численность сотрудников ООО «Мапин» составляет 4 человека, из которых 50% - инвалиды, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда Общества составляет более 25%.

Следовательно, на ООО «Мапин» распространяется действие вышеприведенной статьи об увеличении цены контракта, заключаемого с обществом, на 15%.

Приказом Минфина Удмуртской Республики №8н от 11.07.2018, который действовал до 24.12.2022, включая даты проведения рассматриваемых закупок у единственного поставщика, был утвержден перечень случаев, при которых заказчики вправе не проводить конкурентные процедуры в модуле «Малые закупки», пунктом 16 которого определен случай закупки товаров у организаций инвалидов, соответствующих части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.

Из приведенного нормативного правового регулирования следует предоставление организациям инвалидов преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности (а именно – при участии в государственных и муниципальных закупках), которое выражается в возможности осуществления закупок у организаций инвалидов без проведения конкурентных процедур, а также в увеличении на 15% цены заключаемых с такими организациями контрактов.

В Удмуртской Республике сложилась ситуация заключения муниципальными дошкольными и школьными образовательными учреждениями прямых контрактов, минуя процедуры проведения торгов, с ООО «Мапин» как с организацией инвалидов, с дальнейшим исполнением контрактов силами третьих лиц. В результате осуществления названных действий цена каждого контракта, заключенного с ООО «Мапин» как с организацией инвалидов, возрастает на 15%, и фактическое исполнение контрактов третьими лицами свидетельствует о цели необоснованного осваивания бюджетных финансовых средств.

Действующим законодательством императивно установлено, что закупка определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если производство такого товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются организацией инвалидов.

Таким образом, обязательным условием для осуществления закупки и заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) имеет значение его непосредственное исполнение собственными силами в целях государственной поддержки производимой (поставляемой) организацией инвалидов продукции. В противном случае, при осуществлении фактической поставки товаров третьими лицами, действие указанных норм и заказчиков было бы лишено смысла цели поддержки данных социально малозащищенных субъектов.

Исходя из системного понимания приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки у организации инвалидов как у единственного поставщика, который выполняет работы самостоятельно, в ином случае закупка должна осуществляться конкурентным способом в соответствии с общими положениями, предусмотренными Законом о контрактной системе.

В частности, 09.12.2022 МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» заключило с ООО «Мапин» договор поставки проекторов. Сумма контракта составила 500 000 руб. Исполнение контракта финансировалось за счет субсидии из бюджета МО «Город Ижевск» муниципальному бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг от 10.01.2022 №814-5МШ-078.

Как следует из информации УФСБ России по Удмуртской Республике, договор от 09.12.2022 по поставке проекторов фактически был исполнен ИП ***, являющимся супругом заместителя директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по административно-хозяйственной части ***.

Из объяснений *** от 29.09.2023 установлено, что она является заместителем директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» по административно-хозяйственной работе (с 2011 года по настоящее время), курирует осуществление учреждением закупочной деятельности. ИП *** является супругом ***.

Из протоколов объяснений *** и директора МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» *** от 29.09.2023 установлено, что фактически поставка проекторов в образовательное учреждение осуществлялась ИП ***. ИП ***положительно зарекомендовал себя на рынке осуществления поставок товаров, но прямой контракт образовательным учреждением с ним заключен не был, контракт был заключен с обществом инвалидов ввиду отсутствия требований по размещению информации о закупках с обществами инвалидов в модуле «Малые закупки» и, как следствие, более коротких сроков закупки у организаций инвалидов.

*** подтверждено, что за поставленный товар ИП *** получены финансовые средства.

Объяснениями *** и *** подтверждается, что аналогичным образом контракты с организациями инвалидов заключаются большим количеством образовательных организаций Удмуртской Республики.

Как установлено, помимо г. Ижевска контракты аналогичного рода с образовательными дошкольными, школьными и иными бюджетными организациями (ЦКС, Центр развития ребенка) заключаются ООО «Мапин» по всей Удмуртии: в Алнашском, Балезинском, Вавожском, Воткинском, Глазовском, Дебесском, Завьяловском, Игринском, Камбарском, Кезском, Кизнерском, Киясовском, Красногорском, Малопургинском, Можгинском, Сарапульском, Селтинском, Увинском, Шарканском, Якшур-Бодьинском районах Удмуртской Республики.

Таким образом, действия заказчика по заключению контрактов с единственным поставщиком в порядке исключения у организации инвалидов с последующим приобретением таких товаров, работ, услуг у третьих лиц могут указывать на ограничение конкуренции путем «обхода» обязательных процедур торгов, предусмотренных Законом о контрактной системе, и содержать признаки нарушения статей 15, 16 Закона о защите конкуренции.

Заключение соглашений между образовательными организациями и ООО «Мапин», которое, в свою очередь, фактически не производит и не поставляет товары, являющиеся предметом контрактов, свидетельствует об обесценивании смысла предоставления организации инвалидов исключительного права, предусмотренного статьей 29 Закона о контрактной системе, поскольку названное право предусматривает поддержку социальной организации путем увеличения цены контракта на 15% при условии исполнения его собственными силами организации инвалидов.

Законом о защите конкуренции определены организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно Уставу МО «Город Ижевск» к полномочиям Администрации МО «Город Ижевск» в сфере образования относится в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Указанные полномочия реализуются через государственные и (или) муниципальные учреждения, созданные для оказания данного рода услуг.

Согласно пункту 1.3 Уставов МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» Учредителем Учреждений и главным распорядителем средств бюджета, выделяемых Учреждениям, является муниципальное образование «Город Ижевск». Функции Учредителя Учреждений осуществляет Администрация муниципального образования «Город Ижевск».

В соответствии с пунктом 2.2 Уставов МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» предметом основной деятельности Учреждений является предоставление образовательных услуг в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Таким образом, МБОУ г. Ижевска «СОШ №8», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» осуществляют полномочия Администрации г. Ижевска в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным общеобразовательным программам и в данном случае выступают в качестве муниципальных заказчиков, следовательно, на последних распространяются запреты, установленные статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.

Следовательно, независимо от места регистрации и фактического осуществления предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты равны между собой.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 Следовательно, создание для отдельных хозяйствующих субъектов необоснованных предпочтений недопустимо в условиях рыночной экономики, поскольку такие действия приводят к созданию неравных условий осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которой хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, под созданием неравных условий понимается формирование неравного подхода к приобретателям идентичного по своей природе, содержанию и объему блага, которым в данном случае является право на поставку оборудования для нужд образовательного учреждения.

Под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Предоставление муниципального ресурса конкретному хозяйствующему субъекту без проведения публичных процедур создает для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение участвовать в закупке.

Совокупность вышеуказанных действий по реализации антиконкурентных соглашений, целью которых являлся уход от проведения конкурентных процедур на поставку оборудования в образовательные учреждения путем:

- дробления контрактов с однородным предметом, единым финансированием, заключенных в небольшой промежуток времени, не превышающий один месяц, с одним поставщиком;

- заключения контрактов с ООО «Мапин» по исключительному праву, предусмотренному статьей 29 Закона о контрактной системе и приказом Минфина УР №8н при том, что Общество не производит и не поставляет закупаемые товары;

- применения условия об увеличении цены контракта, заключаемого с обществом инвалидов, на 15%, при фактическом исполнении контрактов силами третьих лиц;

- привлечения к исполнению контракта, заключенного с обществом инвалидов, аффилированного с сотрудником образовательного учреждения лица

свидетельствует о наличии в действиях МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин» признаков нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку последние порождают негативные последствия в виде ограничения конкуренции на рынке осуществления поставок товаров в образовательные организации и нецелесообразного освоения бюджетных средств.

В связи с изложенным имелись основания для возбуждения дела в отношении МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» и ООО «Мапин», МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» и ООО «Мапин» о нарушении антимонопольного законодательства с привлечением Управления ФСБ России по Удмуртской Республике в качестве заявителя.

Руководствуясь частями 6, 13-15 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 018/01/16-754/2023 к рассмотрению на 9 ноября 2023 года в 09 часов 30 минут (время местное) по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, 3 этаж, каб. 301 (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков по делу – МБОУ г. Ижевска «СОШ №8» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 48, ИНН 1833017794, ОГРН 1021801507331) и ООО «Мапин» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 22, ИНН 1833002036, ОГРН 1021801512875), МБОУ г. Ижевска «СОШ №78» (426073, г. Ижевск, ул. Молодежная, 97, ИНН 1834300035, ОГРН 1021801584727) и ООО «Мапин» (426039, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 22, ИНН 1833002036, ОГРН 1021801512875).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя по делу – Управление ФСБ России по Удмуртской Республике (426076, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 187, ИНН 1831039993, ОГРН 1021801145343).

4. Ответчикам по делу в срок до 03.11.2023 представить в Удмуртское УФАС России письменные пояснения по существу нарушения, изложенного в настоящем определении.

 

Явка лиц, участвующих в деле, обязательна.

При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность и полномочия (доверенность/приказ).

С материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Ижевск, ул. Ухтомского, 24, каб. 315, предварительно согласовав дату и время по тел. (3412) 57-22-59 с ***.

 

Председатель Комиссии                                                                                                ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны