Решение б/н решение от 24 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 018/01/10-827/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

24 мая 2023 года                                                                                                                       г. Ижевск 

 

Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 23 мая 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 мая 2023 года.

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – ***, руководитель Удмуртского УФАС России; члены Комиссии – ***., начальник отдела антимонопольного контроля; ***., старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля; ***., ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

  рассмотрев дело №018/01/10-827/2021, возбужденное в отношении ООО «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ») по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии ***., представителя ООО «САХ» по доверенности,

в отсутствие представителей ТСЖ «Седельникова, 144», «Седельникова, 148», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступили заявления председателя правления ТСЖ «Седельникова, 144» (исх.б/н от 01.06.2020; вх.№4878 от 26.06.2020) и председателя правления ТСЖ «Седельникова, 148» (исх.б/н от 01.06.2020; вх.№4857 от 26.06.2020) с жалобой на действия ООО «САХ», выразившиеся в навязывании, по мнению заявителей, невыгодных условий договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

В связи с установлением в действиях ООО «САХ» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России региональному оператору было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх.№ЕC01-17-06/4916 от 24.07.2020).

В соответствии с предупреждением ООО «САХ» надлежало совершить следующие действия:

- в срок до 10.08.2020 внести изменения в типовую форму договора, на оказание услуг по обращению с ТКО, опубликованную на сайте регионального оператора и применяемую на правоотношения с участием управляющих компаний и товариществ собственников жилья в части возможности указания всех способов складирования ТКО, предусмотренных пунктом 10 Правил №1156.

- в срок до 25.08.2020 привести договор на оказание услуг по обращению с ТКО №171-2019/ТКО от 24.01.2019 в соответствие с пунктом 3 Типового договора, путем направления в адрес ТСЖ «Седельникова, 148» предложения о внесении изменений в указанный договор.

О выполнении предупреждении надлежало сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Не согласившись с содержанием предупреждения, ООО «САХ» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании вышеназванного предупреждения управления (дело №А71-9264/2020), об исполнении предупреждения не сообщило.

Учитывая факт обжалования предупреждения, принятие решения было отложено управлением до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-9264/2020.

Решение по делу № А71-9264/2020 изготовлено в полном объеме 20.10.2020. Законность решения подтверждена арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с пунктом 3.4 Приказа ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Учитывая факт отсутствия сведений об исполнении предупреждения, признанного законным в судебном порядке, антимонопольным органом проведена проверка исполнения последнего, в результате которой установлено, что предупреждение было исполнено не в полном объеме: требование в части внесения изменений в публичную оферту, опубликованную на сайте регионального оператора исполнено.

Вместе с тем, из содержания обращения председателя правления ТСЖ «Седельникова, 148» (исх.б/н от 05.08.2021; вх.№5450 от 18.08.2021) было установлено, что в части внесения изменений в договор №171-2019/ТКО от 24.01.2019 предупреждение не исполнено.

В связи с установлением в действиях ООО «САХ» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России приказом №77 от 23.08.2021 возбуждено дело №018/01/10-827/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 31.08.2021 дело было назначено к рассмотрению на 29.09.2021.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. 

Определением от 14.12.2021 рассмотрение дела было приостановлено до принятия судебного акта Верховным судом Российской Федерации по делу № А71-9264/2020, поскольку выводы по данному судебному делу имели преюдициальное значение для результатов рассмотрения настоящего дела. В связи с принятием Верховным судом Российской Федерации определения от 26.01.2022 по делу №А71-9264/2020 об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации определением Управления от 09.02.2022 рассмотрение дела было возобновлено и назначено на 02.03.2022.

02.03.2022 в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение дела было отложено и назначено на 22.03.2022.

Определением от 22.03.2022 рассмотрение дела было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу №А71-17418/2021, предметом рассмотрения которого являлось оспаривание решения Управления о признании ООО «САХ» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части отказа в вывозе ТКО из мусороприемных камер инженерной системы мусоропровода, поскольку выводы суда по делу №А71-17418/2021 имели преюдициальное значение для результатов рассмотрения настоящего дела.

Судебное решение по делу №А71-17418/2021 вступило в законную силу, выводы Управления относительно установления в действиях ООО «САХ» навязывания невыгодных условий договора по обращению с ТКО в части неосуществления вывоза ТКО с территорий необорудованных площадок, прилегающих к мусороприемным камерам, признаны законными и обоснованными.

Определением Управления от 21.03.2023 рассмотрение дела было возобновлено и назначено на 11.04.2023. Рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определением от 11.04.2023 рассмотрение дела было отложено и назначено на 23.05.2023.

При рассмотрении дела Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, обстоятельства.

Между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО «САХ» 28.04.2018 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики, согласно которому ООО «САХ» определено в качестве регионального оператора по обращению с ТКО.

В адрес ООО «САХ» поступило обращение ТСЖ «Седельникова, 148» (исх.б/н от 01.06.2020) с запросом об осуществлении вывоза ТКО непосредственно из мусороприемных камер, расположенных в МКД по адресу: УР, г. Сарапул, ул. Седельникова, 148, в связи с необходимостью обеспечения соответствующего права на пользование коммунальной услугой жителями МКД. В обращении указано, что на жителей МКД переложена обязанность регионального оператора по организации перемещения ТКО из мусороприемных камер к месту погрузки в мусоровоз, чем, по мнению ТСЖ «Седельникова, 148» нарушаются права неопределенного круга потребителей.

В ответ на вышеуказанное обращение ООО «САХ» предложило ТСЖ «Седельникова, 148» организовать взаимодействие с оператором по обращению с ТКО по выкатыванию контейнеров с ТКО в место накопления, которым является контейнерная площадка (исх.№5446 от 03.06.2020).

  ТСЖ «Седельникова, 148» пояснило, что складирование ТКО осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, обустроенная контейнерная площадка по указанному адресу отсутствует (исх.б/н от 09.06.2020).

В ответ на вышеуказанное обращение ООО «САХ» настаивало на необходимости обустройства контейнерной площадки в целях накопления ТКО (исх.№5837 от 11.06.2020), с чем ТСЖ «Седельникова, 148» не согласилось и указало на необходимость вывоза ТКО из мусороприемных камер (исх.б/н от 11.06.2020).

В Удмуртское УФАС России поступили заявления председателя правления ТСЖ «Седельникова, 144» (исх.б/н от 01.06.2020; вх.№4878 от 26.06.2020) и председателя правления ТСЖ «Седельникова, 148» (исх.б/н от 01.06.2020; вх.№4857 от 26.06.2020) с жалобой на действия ООО «САХ», из которых следует, что ООО «САХ» систематически отказывается вывозить ТКО из мусороприемных камер ввиду того, что региональный оператор должен осуществлять погрузку ТКО со специально оборудованной контейнерной площадки, а не из иного места складирования. Согласно доводам заявителя, контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, могут являться местом накопления ТКО, вывоз которых осуществляется региональным оператором.

В соответствии с фактическими обстоятельствами накопление ТКО у потребителей осуществляется с использованием инженерных систем мусоропроводов.

Как следует из пункта 3 договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 171-2019/ТКО от 24.01.2019, способ складирования ТКО, определенный договором, указан в приложении № 1 к нему. При этом в Приложении №1 к договору фактически отсутствовал выбранный в заявке потребителя способ складирования ТКО.

Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5.9.10 Правил № 170 персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз.

Согласно пункту 5.9.13 Правил № 170 контейнер с отходами следует к моменту перегрузки в мусоровоз удалить из мусоросборной камеры на отведенную площадку.

При этом Правила № 170 также не уточняют, что понимается под отведенной площадкой.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.

Пунктом 10 Правил № 1156 также установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Из изложенных норм следует, что мусороприемная камера так же, как и контейнерная площадка, являются местом накопления ТКО.

Следовательно, в силу части 2 статьи 24.7 Закона об отходах региональный оператор обязан принимать отходы из контейнеров, размещенных в мусороприемных камерах.

Согласно пункту 2 Правил № 1156 под вывозом ТКО понимается транспортирование ТКО от мест (площадок) их накопления до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.

Под погрузкой ТКО понимается перемещение ТКО из мест (площадок) накопления ТКО или иных мест, с которых осуществляется погрузка ТКО, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Таким образом, региональный оператор обязан производить вывоз ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах, в целях их дальнейшего транспортирования.

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенный региональным оператором как с управляющей организацией, так и напрямую с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, должен соответствовать типовому договору, утвержденному Правилами № 1156.

В соответствии с пунктом 3 Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором, способ складирования крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов.

Согласно пункту 10 Правил № 1156 складирование ТКО в мусороприемных камерах осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные, соответственно, в данных мусороприемных камерах.

Типовым договором и Правилами № 1156 в целом не предусмотрены условия организации и порядок вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

В соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156 проект договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с ТКО по форме, утвержденной Правилами № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Соответственно, стороны вправе согласовать включение в договор условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе в части порядка вывоза ТКО из контейнеров, расположенных в мусороприемных камерах.

Вместе с тем неоднократно предлагаемое ООО «САХ» требование об обустройстве места погрузки ТКО в мусоровоз – контейнерной площадки не соответствует вышеприведенному нормативно-правовому регулированию, региональным оператором вывоз ТКО от территорий площадок, прилегающих к мусороприемным камерам, не осуществлялся, услуга на протяжении всего времени действия договора на обращение с ТКО оказывалась фактически из единой точки.

ООО «САХ» является единственным региональным оператором в сфере обращения с ТКО на территории Удмуртской Республики, в силу чего занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО с долей 100%.

Поскольку ООО «САХ» занимает доминирующее положение на товарном рынке, то на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Из материалов дела установлено, что с 01.09.2020 договор по обращению с ТКО №171-2019/ТКО от 24.01.2019, заключенный с ТСЖ «Седельникова, 148», расторгнут, с жителями МКД заключены прямые договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, в связи с чем оснований для внесения изменений в указанный договор в части указания выбранного ТСЖ «Седельникова, 148» способа складирования ТКО у регионального оператора не имелось.

Оказание услуг на основании прямых договоров с потребителями осуществляется на основании типового договора для физических лиц, опубликованного на официальном сайте регионального оператора. В связи с тем, что из анализа результатов исполнения ООО «САХ» предупреждения управления был установлен факт внесения изменений в типовой договор в части указания всех возможных способов складирования ТКО, жители МКД были вправе согласовать с региональным оператором в заключенных договорах по обращению с ТКО способ складирования ТКО – мусороприемные камеры, а также согласовать порядок накопления и вывоза последних из мусороприемных камер.

В связи с переходом ООО «САХ» на прямые договоры с жителями МКД, вызвавшей необходимость подтверждения позиции неопределенного круга потребителей в части выбранного порядка накопления и вывоза ТКО, Комиссией управления в рамках рассмотрения настоящего дела неоднократно были направлены запросы информации в адрес ТСЖ «Седельникова, 148» с целью уточнения вопроса о том, каким способом собственниками жилых помещений в МКД решался вопрос о необходимости вывоза ТКО из 5 точек (5 подъездов), проводилось ли общее собрание собственников, а также о сведениях, подтверждающих нарушение прав жильцов Ответчиком при вывозе ТКО с контейнерной площадки, а не от каждого подъезда (вопросы были адресованы заявителю определениями об отложении рассмотрения дела от 19.10.2021, 17.11.2021, 02.03.2022, 11.04.2023).

Ответ на вышеуказанные запросы в адрес управления не поступил, доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга потребителей – жителей МКД названными действиями ООО «САХ» не предоставлено. В частности, не предоставлено каких-либо актов/решений общего собрания собственников МКД, подтверждающих выбор жителями способа складирования и накопления ТКО в мусороприемных камерах, в материалах дела отсутствуют прямые жалобы (обращения) неопределенного круга потребителей – жителей МКД на рассматриваемые Комиссией действия (бездействие) регионального оператора.

Кроме того, в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ТСЖ «Седельникова, 144» об отказе от требований по настоящему делу (исх.б/н от 20.04.2023) в связи с принятием общего собрания собственников помещений в МКД решения о консервации мусорокамер и об устройстве контейнерной площадки, что подтверждается пунктом 3 протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 04.05.2021.

Диспозиция части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в числе обязательных признаков объективной стороны состава нарушения антимонопольного законодательства декларирует наступление либо возможность наступления общественно опасных последствий в сфере антимонопольного реагирования в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При отсутствии хотя бы одного из признаков деяние не может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства и рассматриваться антимонопольным органом даже при наличии фактического нарушения норм права.

Постановлением Пленума  Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закреплено, что нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рассматриваемом Комиссией случае доказательства ущемления прав и законных интересов неопределенного круга потребителей – жителей МКД в антимонопольный орган при рассмотрении настоящего дела не предоставлены, в связи с чем признаки состава нарушения антимонопольного законодательства в части наступления общественно опасных последствий в сфере антимонопольного регулирования по результатам рассмотрения дела не установлены.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 10, 23, 41, 48, 49 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела №018/01/10-827/2021 в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «САХ».

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия либо в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                                   ***

 

Члены Комиссии                                                                                                               ***

 

                                                                                                                                               ***

 

                                                                                                                                            ***

Связанные организации

Связанные организации не указаны