Решение №018/01/10-91/2019 решение от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №018/01/10-91/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

 

принято 21 декабря 2020 года

изготовлено 11 января 2021 года                                                 г. Ижевск

 

          Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> – начальник отдела антимонопольного контроля; <…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела антимонопольного контроля (кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело №018/01/10-91/2019 по признакам нарушения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии <…>, директора ООО «ФИНЭСКО» <…>, <…>, <…> - представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» по доверенности,

 

                                                у с т а н о в и л а:

        В Удмуртское УФАС России 17.01.2019 вх.№301э поступило заявление <…> на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившиеся в установлении необоснованного размера платы за услугу по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов филиала «Удмуртэнерго» на земельных участках заявителей.

По результатам рассмотрения заявления в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, приказом от 07.03.2019 №23 возбуждено дело №018/01/10-91/2019.

Дело неоднократно откладывалось и было приостановлено, определением от 09.11.2020 дело было возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.12.2020.

        На заседании Комиссии 03.12.2020 Комиссией по делу было принято заключение об обстоятельствах дела №018/01/10-91/2019, в связи с чем, рассмотрение дела было отложено на 21.12.2020.

       На заседании Комиссии 21.12.2020 представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» указали, что с доводами Комиссии, изложенными в заключении об обстоятельствах дела не согласны, поддерживают возражения на заключение по обстоятельствам дела от 21.12.2020 №МР7-Удэ/05/8142.

      По мнению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», заключение об обстоятельствах дела не содержит анализ экономической обоснованности затрат ввиду следующего.

     Цена исчисляется в соответствии с инструкцией, согласно которой общепроизводственные расходы исчисляются по формулам расчёта оплата труда производственных рабочих, в соответствии с данной формулой установлены калькуляции и в соответствии с данными калькуляциями учтены затраты в себестоимости спорных дополнительных услуг.

      В соответствии с данной методикой утверждена калькуляция, по которой списывается себестоимость, все суммы определены в соответствии с данной калькуляцией.

      На заседании Комиссии данный факт экспертом не оспаривался.

      Представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснили, что на счетах 31-35 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» разделило и в сумме, указанной в соответствующей калькуляции, относила себестоимость дополнительных услуг счета 20.03 «Прочие платные услуги». Кроме того, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на счетах 31-35 распределяла аналогичным образом ОПР в отношении технологического присоединения и в сумме, указанной в соответствующей калькуляции относила на себестоимость технологического присоединения – счёта 20.02. Оставшуюся сумму ОПР ПАО «МРСК Центра и Приволжья» учитывало при расчёте услуг по передаче электрической энергии на счет 25 – общепроизводственные расходы по основному виду деятельности (услугам по передаче) и в конце мясца услуга списывалась на 25 счёт в полном объёме.

     По мнению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», методы списания косвенных расходов являются едиными, и соответствуют учётной политике.

     Обратили внимание на то, что все, что связано с общепроизводственными расходами должно делиться и идти на себестоимость услуги, которые оказывает работник.

      В связи с чем, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не согласно с выводами, изложенными Комиссией (абзац 3 стр.17 Заключения об обстоятельствах дела) о том, что ОПР, учтённые на счетах 31-35 распределяются пропорционально оплате труда основного производственного персонала, а общепроизводственные расходы, учтённые на счете 25 распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и в полной сумме списываются на счетах 20.01 «Передача электроэнергии».

      Относительно общехозяйственных расходов представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» пояснили следующее.

     Как правильно указано в заключении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на счетах 31-35 разделила ОХР и в сумме, указанной в соответствующей калькуляции относила на себестоимость дополнительных услуг сч.20.03 «Прочие платные услуги».

     Кроме того, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на счетах 31-35 распределяла аналогичным образом ОХР в отношении технологического присоединения и в сумме, указанной в соответствующей калькуляции, относила на себестоимость технологического присоединения – счёт 20.02.

     Оставшуюся сумму ОХР, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» учитывало при расчёте услуг по передаче электрической энергии, на счёт 26 – общехозяйственные расходы по основному виду деятельности (услугам по передаче). В последующем данная сумма учитывалась в соответствии с учётной политикой: счёт 26 – корреспонденции со счётом 90 «Продажи» по виду деятельности «Передача электроэнергии» (п. 3.21.10 Учётной политики).

          По мнению ПАО «МРСК Центра и Приволжья», методы списания косвенных расходов являются едиными, и соответствуют учётной политике.

         В связи с чем, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» не согласно выводами Комиссии, изложенными Комиссией (абзац 3 стр.19 Заключения об обстоятельствах дела) о том, что ОХР не только учитываются на разных счетах, но и списываются на разные счета по двум разным методикам.

        Представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» адресовали эксперту следующий вопрос: «Считает ли эксперт цену, определённую в экспертном заключении, экономически обоснованной?»

        Отвечая на адресованный вопрос, эксперт пояснил следующее:

         Экономическая обоснованность и ведение бухгалтерского учёта нужно рассматривать комплексно. Эксперт обратил внимание на то, что на прошлом заседании представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья» признали тот факт, что есть искажения в бухгалтерском учёте, но это не должно сказываться на расчётах. Остановился на определении экономические обоснованные расходы -  это расходы, которые должны быть заложены в стоимость услуг и должны быть покрыты покупателем (заказчиком) услуг. Указал на то, что в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 у МРСК должна быть единая методика распределения, в том числе косвенных расходов.  Согласно учётной политики ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 25 счет распределяется пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих. Никаких ссылок на иные документы, включая методические рекомендации, где производится расчёт тарифов на дополнительные платные услуги в учётной политике, не содержится.

    Относительно 26 счёта эксперт пояснил, что в учётной политике указано, что ОХР распределяются в полной сумме на стоимость услуг по передаче электрической энергии.

    Эксперт указал на то, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ссылаются на то, что стоимость дополнительных платных услуг сформирована исходя из калькуляций, где они предусмотрены и распределены соответствующим образом, но 25 счет в калькуляциях распределяется пропорционально фонду оплаты труда основных производственных работников. Также указал на то, что в калькуляции есть перечень специалистов, которые участвуют в оказании услуги. У МРСК выделены 2 категории работников, которые относятся к основному производственному персоналу и к аппарату управления. Внутренние документы, которые определяют категории отнесения специалистов к основному производственному персоналу отсутствуют.

     Возражая эксперту, представители ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  указали на то, что, исходя из анализа цены, определённой экспертом, она не является экономически обоснованной, поскольку состоит лишь из заработной платы специалистов, которые фактически оказывают услугу, ОПР и ОХР экспертом исключены.

     Вместе с тем, на заседании Комиссии экспертом не опровергались доводы представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья»  в части того, что в бухгалтерском учёте в ОПР и ОХР через 31 счёт учитываются величины, которые указаны в калькуляциях, двойной учёт в МРСК не проводят.

    Экспертом было указано, что он не отрицает тот факт, что в бухгалтерском учёте по факту заложены расходы в части дополнительных платных услуг по калькуляциям, рассчитанным для определения цены услуги и цена, которая утверждена в прейскуранте цен.

    Останавливаясь на вопросе представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» об экономически обоснованных расчётах, эксперт пояснил, что в результате экспертизы рассчитаны экономически обоснованные расходы, которые определены на основании бухгалтерского учёта и учётной политики МРСК, в связи с чем, экономическая стоимость   услуг определялась в соответствии с порядком, определённым в учётной политике МРСК. 25 счёт был распределён пропорционально фонду оплаты труда основных производственных рабочих, согласно порядка, установленного в учётной политике, в соответствии с которой основные производственные рабочие участвуют только в тарифе на допуск персонала к работе в электроустановках, в иных услугах основные производственные рабочие отсутствуют.

    Эксперт пояснил, что в данном случае необходимо было предусмотреть в учётной политике, чтобы порядок распределения 25 и 26 счетов был аналогичен порядку, заложенному в калькуляциях, в таком случае, использование разных методик не произошло.  

          В результате проведенного анализа материалов, полученных в ходе рассмотрения обращения, дополнительной информации и документов, иных материалов антимонопольного дела Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие обстоятельства.  

В п. 4.02.1 Прейскуранта цен работ и услуг, оказываемых ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с 01.01.2019 (далее – Прейскурант), в филиале «Удмуртэнерго» установлена плата за выдачу справки о наличии (отсутствии) объектов филиала на земельных участках заявителей в размере 4 115,83 руб. (с учетом НДС).

В п. 4.01.68.3 Прейскуранта установлена плата за услугу по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов в размере 7 173,34 руб. (с учётом НДС).

В п. 4.01.16 Прейскуранта установлена плата за услугу по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации в размере 4 739 руб. (с учётом НДС).

Заявитель указывает на то, что ранее, АО «Ижевские электрические сети» согласовывало топографическую съемку за плату в размере 247 руб., проведение земляных работ за плату в размере 629 руб. По мнению Заявителя, плата за данные услуги является необоснованно завышенной.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

        В целях установления наличия (отсутствия) доминирующего положения ПАО «МРСК Центра и Приволжья», во исполнении требований приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» Удмуртским УФАС России проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет от 05.06.2020 о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласование на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустанорвках и в охранных зонах объектов.

Установлено, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, которая подлежит государственному регулированию.

В результате исследования рынка, из представленных документов и пояснений следует, что деятельность по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов Общества на земельных участках, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустанорвках и в охранных зонах объектов не является деятельностью по оказанию услуг по передаче электрической энергии, не является основной производственной деятельностью Общества. Расходы на вышеуказанную деятельность не учитываются при формировании тарифа на услуги по передаче электроэнергии, установлении платы за технологическое присоединение, в связи с чем, являются дополнительными услугами, оказываемыми Обществом на возмездной основе.

         Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 определен  порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее – Порядок).

    Согласно пункта 10 Порядка в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:

а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;

б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель;

в) посадка и вырубка деревьев и кустарников;

г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);

д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке;

е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

        В соответствии с пунктом 12 Порядка для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Порядка, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий.

       Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.

В соответствии с пунктом 2.4.23 Приказа Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" раскопки кабельных трасс или земляные работы вблизи них должны производиться только после получения соответствующего разрешения руководства организации, по территории которой проходит КЛ, и организации, эксплуатирующей КЛ. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения КЛ. Местонахождение КЛ должно быть обозначено соответствующими знаками или надписями как на плане (схеме), так и на месте выполнения работ. При этом исполнитель должен обеспечить надзор за сохранностью кабелей на весь период работ, а вскрытые кабели укрепить для предотвращения их провисания и защиты от механических повреждений. На месте работы должны быть установлены сигнальные огни и предупреждающие плакаты.

       Вышеуказанные положения свидетельствуют о безусловной обязанности правообладателя объектов сетевого хозяйства на согласование проведения земляных работ в зоне пролегания электрических сетей сетевой организации.

        Исходя из  вышеуказанного, Комиссия приходит к выводу, что деятельность по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов не является оказанием услуг по передаче электрической энергии, не является основной производственной деятельностью Общества, но непосредственно связанна с наличием самих электрических сетей у сетевой организации, при  обращении к которой последней осуществляются следующие действия.

     При поступлении заявления от заинтересованного лица, для согласования документации заявителя сетевая организация должна выполнить следующие мероприятия: установить наличие близлижайших к земельному участку сетевых объектов, проверить схему расположения объектов их расположению в натуре (с выездом на место), определить принадлежность объектов сетевого хозяйства, определить наличие обремененной охранной зоной фактических мест размещения земельного участка, наличие зарегистрированных ограничений и обременений на пользование участком.

При оказании ПАО «МРСК Центра и Приволжья» услуги по согласованию проведения работ в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства по заявлению (обращению) заинтересованного лица, сетевая организация должна выполнить следующие действия: установление наличия существующих объектов электросетевого хозяйства вблизи с земельным участком заявителя, определение принадлежности объектов электросетевого хозяйства  Общества, определение наличия обременения охранной зоной (в том числе, расстояния обременения в зависимости от вида объекта), анализ и оценка возможности либо невозможности осуществления заявителем действий в охранной зоне, проверка представленных схем земельного участка сети, где планируется проведение работ на предмет определения условий безопасности проведения работ, проверка представленной проектной документации на предмет достоверности расположения объектов электросетевого хозяйства на местности относительно планируемых работ в охранной зоне объекта, подготовка проекта ответа заявителю, подготовка и подписание заключения о согласовании проведения работ с техническими службами, подписание акта сдачи-приемки оказанных услуг, направление заключения заявителю, предоставление дополнительных данных заявителю, направление различных уведомлений;

Услуга по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах Общества также оказывается по заявлению заинтересованного лица, при этом выполняются следующие мероприятия: проверка прилагаемой документации на предмет наличия, отсутствия отклонений в схеме, виде работ, планируемых заявителем и согласованных ПАО «МРСК Центра и Приволжья» ранее, проверка объекта на предмет возможного изменения схемы расположения объекта сетевого хозяйства (в связи с реконструкцией и др.), подготовка персонала сторонней организации к работе в электроустановках, проведение инструктажей в целях обеспечения техники безопасности, подготовка средств защиты, рабочего места для допуска персонала для проведения работ, направление бригады для обеспечения контроля и надзора за проведением работ в целях недопущения аварийных ситуаций, прием и регистрация запроса заявителей, проверка полноты сведений, подготовка и направление акта сдачи-приемки оказанных услуг (по факту проведения работ заявителем).

        Размер платы, установленной филиалом «Удмуртэнерго» за выдачу справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является единым в отношении Удмуртской Республики.

        Позиция Комиссии в части того, что услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов являются прочими видами деятельности Общества, не связанными с основным видом деятельности по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению подтверждается письмами Министерства строительства, жилищно –коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 31.05.2019 исх.№06-02/09/5866 и ФАС России от 26.07.2019 №ВК/64423/19.

         Требования о безусловной обязанности правообладателя объектов сетевого хозяйства на согласование проведения земляных работ в зоне пролегания электрических сетей, закреплённые в вышеуказанных нормативных актах, а также вышеуказанный порядок согласования таких работ свидетельствуют о том, что получить услуги о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов можно только у самой сетевой организации, обладающей на каком-либо праве такими сетями, в конкретном случае, только у ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Исходя из вышеизложенного, продуктовые границы анализируемого рынка можно определить, как дополнительные услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов.

           Доводы ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в части того, что услуга по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей может быть заменена на услуги, оказываемые Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее – ГУАиГ), не принимаются Комиссией, поскольку положения действующего законодательства ставят прямой запрет на осуществление каких-либо земляных работ на земельном участке без получения согласия сетевой организации на их проведение, кроме того,  из Положения о ГУАиГ следует, что в полномочия ГУАиГ входит лишь осуществление формирования, хранения, учёта и использования фонда инженерно-геодезических изысканий для строительства, выдача в установленном порядке копии топографической сьемки из карты города, которая исходя из пояснений представителя  ГУАиГ является не обновленной, в связи с чем, на дату обращения заявителя не будет содержать актуальные сведения о наличии (отсутствии) электрических сетей на земельном участке.

В состав филиала «Удмуртэнерго» входят 10 районов электических сетей, а именно:

- г. Глазов, Глазовский, Балезинский, Юкаменский, Ярский районы;

- Кезский, Дебессий районы;

- Ижевский, Якшур-Бодьинский районы;

- Воткинский, Шарканский районы, г. Воткинск;

- Увинский, Селтинский, Сюмсинский, Вавожский районы;

- Завьяловский, Малопургинский районы;

- Сарапульский, Киясовский, Каракулинский, Камбарский районы;

- Кизнерский, Граховский районы;

- Можгинский, Алнашский районы;

- г. Ижевск.

С учетом вышеизложенного, филиал «Удмуртэнерго» оказывает услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов на территории Удмуртской Республики в зоне пролегания электрических сетей, принадлежащих Обществу на каком - либо праве.

По результатам анализа состояния конкуренции Удмуртским УФАС России установлено, что рынок оказания дополнительных услуг по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов не является конкурентным, поскольку, как было указано выше, данного рода услуги зависят от наличия электрических сетей, принадлежащих на каком-либо праве сетевой организации, которая оказывает такие услуги в зоне пролегания таких сетей, в связи с чем, доля ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на указанном рынке составляет с 100%.

С учетом вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого рынка является Удмуртская Республика в зоне пролегания электрических сетей, принадлежащих ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на каком - либо праве.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

 

Установлено, что в период в 2018 - 2019 гг. цена на вышеуказанные услуги менялась следующим образом:

Наименование услуги

Цена услуги (руб.)

2018 год

2019 год

1

Выдача справок о наличии (отсутствии) объектов филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласование на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации

3707,82

4115,83

2

Согласование на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации

4280,20

4739

3

Допуск персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов

6746,18

7173,34

Из пояснений представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» следует, что плата за услугу выросла с 01.01.2019 в связи с увеличением НДС, индексацией зарплаты сотрудников, изменением уровня накладных расходов.

07.05.2019 был опрошен инженер ПАО «МРСК Центра и Приволжья» Борисова Е.А., из пояснений которой следует, что в Обществе она работает с 01.01.2019, до этого работала в АО «Ижевские электрические сети» инженером службы кабельных сетей. В настоящее время, занимает такую же должность в филиале МРСК. В обязанности входит выдача справок о наличии (отсутствии) сетей, согласование проектов по строительству новых сетей, согласование проведения аварийных работ в охранных зонах. На согласование проектов уходит от получаса до нескольких дней в зависимости от местности заявленного участка и необходимости согласования с другими подразделениями. Согласование аварийных работ проходит от получаса до полутора часов, затем выдаётся документация на руки, и специалист службы кабельных сетей выезжает на место проведения работ, он контролирует ход ремонтных работ и сохранность кабельных сетей. После перевода из АО «Ижевские электрические сети» объём работы по согласованию и выдаче справок увеличился. Количество работников осталось прежним, заработная плата не изменилась.

В антимонопольном законодательстве используются 2 метода определения монопольно высокой и монопольно низкой цены товара:

-затратный метод;

- метод сопоставимых цен.

При использовании сопоставимого метода устанавливается цена товара, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке.

Учитывая то, что рынок оказания дополнительных услуг   оказания услуг по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов не является конкурентным метод сопоставимых цен не подлежал применению.

В целях определения является ли плата, установленная ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на услуги  по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов монопольно высокой Комиссией был использован затратный метод.

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара;

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара;

- цена товара;

- данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности (в случае рассмотрения цены в качестве монопольно низкой цены - данные о занижении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности) для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (работы, услуги) антимонопольный орган может оценивать обоснованность расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровня доходов соответствующего хозяйствующего субъекта.

При оценке обоснованности отнесения расходов по соответствующим статьям затрат, включенных в себестоимость товара (работы, услуги), необходимо учитывать, что хозяйствующий субъект может продавать иные (сопутствующие) товары или оказывать иные (сопутствующие) услуги. При этом такие иные (сопутствующие) товары (работы, услуги) могут реализовываться с использованием одних и тех же основных средств, амортизационные отчисления от стоимости которых включаются в состав затрат; персонала, затраты на который включаются в состав затрат, также занятого в производственных процессах, связанных с реализацией (оказанием) всех товаров (работ, услуг) таким хозяйствующим субъектом.

В каждом конкретном случае антимонопольный орган исследует перечень затрат хозяйствующего субъекта в отношении рассматриваемого товара (работы, услуги)

Экономическая необоснованность затрат на производство и реализацию товара может служить основанием для признания цены товара монопольно высокой.

С целью установления экономической обоснованности платы за услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов, по ходатайству Заявителя, к участию в рассмотрении дела была привлечена экспертная организация ООО «Финеско», директором которой является <…>.

Экспертиза проводилась на основании определения от 01.11.2019 о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 018/01/10-91/2019 и заключенного договора № 791/Т от 01.11.2019г. на проведение экспертизы экономически обоснованных цен на услуги ПАО «МРСК Центра и Приволжья», установленных Прейскурантом цен на работы и услуги с 01.01.2019.

        На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:

       1. Являются ли экономически обоснованными цены, установленные Прейскурантом на услуги:

- по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей (п.4.02.1 Прейскуранта),

- по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации (п.4.01.16 Прейскуранта),

- по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта).

2. В случае, если установленные цены являются экономически необоснованными, рассчитать экономически обоснованную цену на услуги:

- по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей (п.4.02.1 Прейскуранта),

- по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации (п.4.01.16 Прейскуранта),

- по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта).

В рамках проведения экспертизы установлено следующее.

На дополнительные работы и услуги, оказываемые ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ежегодно устанавливаются цены согласно утвержденного руководителем филиала прейскуранта цен. На 2019г. цены утверждены с  01.01.2019г., в том числе:

- по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей (п.4.02.1 Прейскуранта),

- по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации (п.4.01.16 Прейскуранта),

- по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта).

I.2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета на 2019г. в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» утверждена приказом от 29.12.2018г. № 633-ЦА, для филиала положения принятой Учетной политики утверждаются директором филиала № УдЭ-1040-2 от 29.12.2018г.

Основными положениями Учётной политики, на которые привлекает внимание эксперт при выполнении экспертизы является:

Раздел 3.21 «Затраты на производство»

         Затраты в зависимости от характера затрат и их отношения к процессу производства учитываются в составе затрат:

- основного производства - производства, продукция (работы, услуги) которого явилась целью создания данной Общества;

- вспомогательных производств - производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства Общества;

- общепроизводственных затрат - затрат по обслуживанию основных и вспомогательных производств Общества (включая расходы АУП филиалов Общества);

- общехозяйственных затрат - затрат для нужд управления Общества в целом(включая расходы АУП филиалов Общества), не связанных непосредственно с производственным процессом;

           Стоимостная оценка использованных ресурсов – затраты – предварительно калькулируется на счетах расходов:

- затраты на производство продукции, работ, услуг (текущие) – счет 20;

- затраты вспомогательных производств - счет 23;

- затраты общепроизводственные - счет 25;

- затраты общехозяйственные – счет 26;

         3.21.7. Затраты на основное производство

При калькулировании услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрической сети применяется попроцессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости услуг. В качестве объекта калькулирования по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрической сети принимается вид деятельности.

В составе затрат на основное производство учитываются:

- прямые производственные затраты (в том числе прямые распределяемые затраты):

- Статьи расходов по передаче электрической энергии имеют следующую структуру:

- Основная заработная плата производственных рабочих

- Дополнительная заработная плата

- Отчисления на соц. нужды, в том числе пенсионный фонд

- Амортизация основных фондов

- Расходы по пуско-наладке

- Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, в т.ч. ремонт, в т.ч. эксплуатация

- Общепроизводственные расходы, в т.ч. ремонт, в т.ч. эксплуатация

- оценочные обязательства, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, производством продукции по конкретному виду деятельности, заказу, либо иному объекту калькулирования,

- затраты вспомогательного производства по обеспечению   производственного процесса основного производства,

- часть общепроизводственных затрат, относимых на основное производство посредством распределения.

Процесс передачи электрической энергии характеризуется отсутствием незавершенного производства.

Затраты, понесенные при осуществлении данного вида деятельности признаются расходами в полной сумме.

На счете «Основное производство» собираются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг по передаче электрической энергии, косвенные расходы, связанные с обслуживанием основного производства, а также расходы вспомогательных производств. Расходы вспомогательных производств списываются на счет «Основное производство» со счета «Вспомогательные производства». Косвенные расходы, связанные обслуживанием производства списываются на счет «Основное производство» со счета «Общепроизводственные расходы».

К прямым расходам относятся расходы, имеющие непосредственное отношение к конкретному объекту учета затрат (материалы и запасные части, заработная плата производственных рабочих, услуги сторонних организаций и прочие), могут быть прямо на него отнесены, и их прямое отнесение экономически целесообразно.

К косвенным (накладным) расходам относятся  расходы, имеющие отношение к объекту учета затрат (расходы на содержание персонала, не относящегося к производственному персоналу, содержание зданий, сооружений оборудования, инвентаря, амортизация основных средств, расходы на охрану труда и прочие), но их невозможно или экономически нецелесообразно прямо отнести к конкретному объекту учета (П.9 ПБУ 10/99, Приказ №94н).

3.21.9. Общепроизводственные затраты

Затраты основного производства формируют фактическую себестоимость выполненных работ, оказанных услуг, завершенной производством продукции и стоимость незавершенного производства. Для учета затрат на основное производство применяется счет 20 «Основное производство».

Затраты на оплату труда и страховые взносы Департамента технологического присоединения, Департамента перспективного развития и подведомственных им управлений и отделов филиалов учитываются  в составе себестоимости услуг по технологическому присоединению и распределяются пропорционально произведенным затратам по технологическому присоединению.

В составе общепроизводственных затрат (ОПР) учитываются затраты по управлению и обслуживанию подразделений основного производства. К общепроизводственным затратам относится часть производственных затрат, которые являются косвенными по отношению к объектам калькулирования (видам деятельности).

Общепроизводственные затраты включают, в том числе, затраты на содержание аппарата управления филиалов Общества.

Общепроизводственные расходы признаются в полной сумме осуществленных затрат.

Учет общепроизводственных затрат ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы» в разрезе мест возникновения затрат и номенклатуры общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные затраты на последнее число каждого месяца относятся на объекты калькулирования путем распределения пропорционально выбранной базе, определяемой спецификой осуществления деятельности и возможностями применяемой учетной системы.

В качестве базы распределения общепроизводственных затрат выбрана основная заработная плата производственных рабочих. Затраты, учтенные на счете «Общепроизводственные расходы», подлежат распределению пропорционально суммам фактически начисленной заработной платы основных производственных рабочих в разрезе осуществляемых видов деятельности (Приказ №94н).

3.21.10. Общехозяйственные затраты (бухгалтерский учет)

В составе общехозяйственных расходов (ОХР) учитываются затраты, связанные с обслуживанием и управлением деятельностью Общества в целом.

Общехозяйственные расходы признаются в полной сумме осуществленных затрат.

Учет общехозяйственных затрат ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в разрезе мест возникновения затрат и номенклатуры общехозяйственных расходов.

В конце отчетного периода общехозяйственные расходы Исполнительного аппарата Общества в полной сумме распределяются в филиалы пропорционально себестоимости филиала по виду деятельности «Передача электроэнергии» за исключением неподконтрольных расходов - расходов по услугам ФСК, ТСО, затрат на компенсацию потерь.

В бухгалтерской отчетности общехозяйственные расходы отражаются как управленческие.

В конце отчетного периода общехозяйственные расходы в полной сумме списываются на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в дебет счета 90 «Продажи» по виду деятельности «Передача электроэнергии».

Системно калькулируется фактическая (неполная) производственная себестоимость калькуляционной единицы. (Приказ №94н П.5, 9 ПБУ 10/99).

Проведена оценка статей калькуляции при формировании цены на услуги ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (в калькуляциях на все три вида услуг заложены одинаковые статьи расходов и налогов, поэтому они рассматриваются вместе без выделения каждого вида услуги). По результатам проведенной оценки выявлено следующее:

1. Согласно Постановления Правительства РФ от 22 сентября 2008 г. N 707 "О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий", приказа Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 «Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о доходах и расходах, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым видам деятельности и субъектам Российской Федерации на основании данных бухгалтерского и статистического учета (п.2).

       Распределение косвенных расходов по соответствующим видам деятельности и субъектам Российской Федерации производится в соответствии с одним из нижеследующих принципов:

- пропорционально прямым расходам по соответствующим видам деятельности;

- пропорционально физическому отпуску продукции (оказываемых услуг);

- пропорционально условным единицам, приходящимся на соответствующий вид деятельности;

- пропорционально численности производственного персонала;

- пропорционально фонду оплаты труда производственного персонала;

- пропорционально выручке по соответствующим видам деятельности;

- пропорционально стоимости основных производственных фондов;

- иным способом в соответствии с учетной политикой субъекта естественных монополий.

Допускается одновременное применение различных принципов распределения для различных статей расходов...(п.12)

2. Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2019г. в ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (утверждена приказом от 29.12.2018г. № 633-ЦА), для филиала положения принятой Учетной политики утверждаются директором филиала № УдЭ-1040-2 от 29.12.2018г. общепроизводственные расходы признаются в полной сумме осуществленных затрат.

В качестве базы распределения общепроизводственных затрат выбрана основная заработная плата производственных рабочих. Затраты, учтенные на счете «Общепроизводственные расходы», подлежат распределению пропорционально суммам фактически начисленной заработной платы основных производственных рабочих в разрезе осуществляемых видов деятельности (Приказ №94н) (П.3.21.9.УП).

Общехозяйственные расходы признаются в полной сумме осуществленных затрат.

В конце отчетного периода общехозяйственные расходы в полной сумме списываются на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в дебет счета 90 «Продажи» по виду деятельности «Передача электроэнергии» (3.21.10).

 

3. По данным бухгалтерского учета:

Часть суммы общепроизводственных расходов за 9 месяцев 2019г. списана бухгалтерской проводкой:

 Дт.20.01 «Затраты по передаче э/э»  Кт.25 «Общепроизводственных расходы» на сумму 882 292 108,30руб.

Часть суммы общепроизводственных расходов за 9 месяцев 2019г. списана бухгалтерской проводкой:

 Дт.20.02 «Затраты по технологическому присоединению», Дт. 20.03 «Прочие услуги»  Кт.31-35.

Аналогичный порядок применялся в январе-сентябре 2018г.

Часть суммы общехозяйственных расходов за 9 месяцев 2019г. списана бухгалтерской проводкой:

Дт.90.5 «Управленческие расходы»  Кт. 26 «Общехозяйственные расходы» на сумму 63 475 992,91 руб. и учтена в расходах при определении финансового результата от услуги по передаче электрической энергии.

Часть суммы общехозяйственных расходов за 9 месяцев 2019г. списана бухгалтерской проводкой:

Дт.20.02 «Затраты по технологическому присоединению», Дт. 20.03 «Прочие услуги»  Кт.31-35.

Аналогичный порядок применялся в январе-сентябре 2018г.

Применяемые методы списания косвенных расходов в бухгалтерском учете производятся в соответствии с положениям принятой в Обществе учетной политики.

Вывод: По результатам проведения экспертизы сделан вывод о том, что сумма заложенных в калькуляции расходов на ФОТ, страховых взносов, материальных расходов соответствует характеру оказываемых услуг и подтверждена данными бухгалтерского баланса.

По результатам проведения экспертизы также выявлено:

В 2019г. применяется расчетная величина распределения общепроизводственных расходов по данным 2017г.

2. Вся сумма общепроизводственных расходов, учтенная по данным бухгалтерского учета на счете 25 в течение 9 месяцев 2019г. в размере 882 292 108,30 руб. и аналогичный период 2018г. в размере 782 799 403,54 руб., списана на счет 20010000 «Затраты по передаче электрической энергии»;

Такой порядок учета общепроизводственных расходов соответствует положениям принятой в филиале «Удмуртэнерго» Учетной политики (п.3.21.9.)

Порядок распределения общепроизводственных расходов, предусмотренный методической инструкцией МИ БП 8/02-02/2018 имеет следующие противоречия:

- абзац первый п.5.3.3.1. указывает, что общепроизводственные затраты, учтенные на счете 25, распределяются пропорционально ФОТ основных производственных рабочих;

- ФОТ фпп – учитывает прямые расходы на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно участвующего в оказании дополнительной услуги;

- ФОТ i – прямые расходы на оплату труда персонала, непосредственно участвующего в оказании данной услуги – в калькуляции распределение ОПР производится пропорционально ФОТ основного производственного персонала, предусмотренного в технологической карте и по проценту, определенному как отношение ОПР к заработной плате основных производственных рабочих.

Кроме этого, распределение косвенных расходов в калькуляциях на дополнительные платные услуги производится согласно определенного процента по общепроизводственным расходам, учтенным на счете 25 «Общепроизводственные расходы», при этом общепроизводственные расходы, списанные со счетов 31-35 на 20.02 и 20.03 в расчетах не участвует.

Вывод:

Распределение общепроизводственных расходов на прочие платные услуги производится на счетах 31-35 без применения счета 25 в нарушение инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

При этом общепроизводственные расходы, учтенные на счетах 31-35 распределяются на счет 20.03 «Прочие платные услуги» пропорционально оплате труда основного производственного персонала, а общепроизводственные расходы, учтенные на счете 25, распределяются пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и в полной сумме списываются на счет 20.01 «Передача электроэнергии».

Таким образом, общепроизводственные расходы не только учитываются на разных счетах, но и списываются на разные счета по двум разным методикам, что противоречит инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета и п.12 приказа Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 «Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

При таких условиях учет в составе дополнительных платных услуг общепроизводственных расходов противоречит порядку распределения 25 счета, предусмотренного Учетной политикой Общества, и подлежат исключению из цены на дополнительные услуги филиала «Удмуртэнерго» (За исключением услуги по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта) –учитываются пропорционально ФОТ основных производственных рабочих).  

По статье «Накладные общехозяйственные расходы»:

На экспертизу представлены:

- приложение № 1 к приказу от 05.09.2012г. №373 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках»;

- бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 9 месяцев 2018г. и 9 месяцев 2019г.;

- главная книга за 9 месяцев 2018г. и 9 месяцев 2019г.;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20.1, 20.2, 20.3, 23, 25, 26, 90, 91 за 9 месяцев 2018г. и 9 месяцев 2019г.;

- отчеты по статьям КБК-расходы по 20-м счетам за 9 месяцев 2018г. и 9 месяцев 2019г.;

- отчеты по корреспонденции счетов 20, 23, 25, 26, 90.1, 99 за 9 месяцев 2018г. и 9 месяцев 2019г.;

По результатам проведенной экспертизы выявлено:

1. В 2019г. применяется расчетная величина распределения общехозяйственных расходов по данным 2017г., при этом фактические показатели деятельности Общества и его филиала за 9 месяцев 2018г. известны.

- вся сумма общехозяйственных расходов, учтенная по данным бухгалтерского учета на счете 26 в течение 9 месяцев 2019г. в размере 63 475 992,91 руб. и аналогичный период 2018г. в размере 50 098 596,68 руб., списана на счет 90.510000 «Управленческие расходы» и учтена при выявлении финансового результата за 9 месяцев 2019г. от услуги по передаче электрической энергии в сумме:

      473 420 162,10 руб. (5 823 477 937,02 руб. (Кт. 90111000 без НДС)-5 286 581 782,01 руб. (Дт. 90210010) -63 475 992,91 руб. (Дт.90510000))

и за 9 месяцев 2018г. в сумме:

      397 058 553,38 руб. (5 672 595 196,02 руб. (Кт. 90111000 без НДС)-5 225 438 045,96 руб. (Дт. 90210010) -50 098 596,68 руб. (Дт.90510000))

Такой порядок учета общепроизводственных расходов соответствует положениям принятой в филиале «Удмуртэнерго» Учетной политики (п.3.21.10. В конце отчетного периода общехозяйственные расходы в полной сумме списываются на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в дебет счета 90 «Продажи» по виду деятельности «Передача электроэнергии».)

Кроме этого, по данным представленной отчетности организаций естественных монополий по форме Приложения № 1 к приказу от 05.09.2012г. № 373 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчета о прибылях и убытках» вся сумма общехозяйственных расходов учитывается в составе затрат по передаче электрической энергии (за 2017г. в сумме 102 380,0 тыс. руб. (соответствует показателю строки 2220 «Управленческие расходы» Отчета о финансовых результатах филиала «Удмуртэнерго» за 12 месяцев 2017года).

Аналогичный порядок применялся и в 2018г.

Сумма общехозяйственных расходов за 2017г. в сумме 102 380,0 тыс. руб. по данным бухгалтерского учета не соответствует сумме общехозяйственных расходов, использованных при определении доли указанных расходов для распределения (90 857 506 руб.)

Кроме этого, распределение косвенных расходов в калькуляциях на дополнительные платные услуги производится согласно определенного процента по общехозяйственным расходам, учтенным на счете 26 «Общехозяйственные расходы», при этом общехозяйственные расходы, списанные со счетов 31-35 на 20.02 и 20.03 в расчетах не участвует.

Вывод:

Распределение общехозяйственных расходов на прочие платные услуги производится на счетах 31-35 без применения счета 26 в нарушение инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

При этом общехозяйственные расходы, учтенные на счетах 31-35 распределяются на счет 20.02 «Технологическое присоединение» и 20.03 «Прочие платные услуги» пропорционально прямым и общепроизводственным расходам, а общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26, списываются в полной сумме на стоимость услуги по передаче электроэнергии на счет 90.05 «Управленческие расходы».

Таким образом, общехозяйственные расходы не только учитываются на разных счетах, но и списываются на разные счета по двум разным методикам, что противоречит инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета и п.12 приказа Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 «Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

При таких условиях учет в составе дополнительных платных услуг общехозяйственных расходов противоречит порядку распределения 26 счета, предусмотренного Учетной политикой Общества, и подлежат исключению из цены на дополнительные услуги филиала «Удмуртэнерго».  

По статье «Минимальный уровень доходности»:

Минимальный уровень доходности принят в сумме 20 % от суммы прямых и накладных расходов на основании приказа директора филиала «Удмуртэнерго» от 22.08.2017 № МР7-297.

На экспертизу представлены:

- приказ директора филиала от 22.08.2017 № МР7-297 с приложением № 1.

- расшифровки прочих доходов и расходов к ф.2 за 9 месяцев 2018 и 9 месяцев 2019гг.

 

По результатам проведенной экспертизы выявлено:

  1. Согласно расшифровки прочих доходов и расходов к ф.2 за 9 месяцев 2018 и 9 месяцев 2019гг. выявлено, что  при минимальном уровне доходности в размере 20 %, заложенном в калькуляциях,  фактическая рентабельность составила:

№ п/п

Наименование показателя

9 месяцев 2019г.

9 месяцев 2018г.

 

 

 

 

1

Выручка

 

 

1.1.

Согласов.ПД.зем.работ.допуска в ТП т.д.

1 734 994,02

930 822,74

1.2.

Предоставление технических ресурсов

2 896 857,07

1 606 280,75

2

С/ст. услуг

 

 

2.1.

Согласов.ПД.зем.работ.допуска в ТП т.д.

1 413 403,51

250 665,35

2.2.

Предоставление технических ресурсов

2 013 822,39

305 434,96

3

Рентабельность

 

 

3.1.

Согласов.ПД.зем.работ.допуска в ТП т.д.

19%

74%

3.2.

Предоставление технических ресурсов

31%

81%

 

Вывод:

В стоимости дополнительных услуг минимальный уровень доходности в размере 20% правомерно применен согласно приказа директора филиала от 22.08.2017 № МР7-297.

По статье «НДС» учтена действующая в отчетном периоде сумма налога на добавленную стоимость по ставке 20%, установленной гл. 21 НК РФ – ставка НДС соответствует требованиям действующего налогового законодательства;

Кроме этого, по данным бухгалтерского учета на счете 90132070 «Выручка от реализации услуг промышленного характера» и на счете 90232070 «Себестоимость оказанных прочих услуг промышленного характера» отсутствует аналитический учет доходов и расходов от оказания дополнительных платных услуг по Прейскуранту.

Вывод: По мнению эксперта, включение в цену дополнительных услуг по Прейскуранту части суммы общепроизводственных и всей суммы общехозяйственных расходов противоречит инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, п.12  приказа Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 «Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике» и должно быть исключено из расходов, учитываемых при формировании цены услуги.

Не согласившись с выводами экспертного заключения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» представили возражение от 07.09.2020 №МР7-Удэ/05/5529, согласно которому Общество использует единую методику распределения общепроизводственных расходов по соответствующим видам деятельности пропорционально фонду оплаты труда производственного персонала и производит это на счетах 31-35. Указало на то, что при распределении накладных расходов пропорционально ФОТ основных производственных рабочих, данное распределение производится пропорционально ФОТ основного производственного персонала, что соответствует п. 12 Приказа №585. Считают, что МРСК используется единая методика распределения общепроизводственных расходов, как для определения цены, так и для ведения раздельного учёта пропорционально ФОТ производственного персонала. По мнению МРСК, экспертом проведен аудит бухгалтерского учёта и не определена экономическая обоснованность цен услуг.

Комиссия приходит к мнению, что указанные в возражениях МРСК доводы не находят своего подтверждения ввиду следующего.

На основании данных, представленных на экспертизу документов экспертом определены экономически обоснованные цены  на услуги:

Наименование

Величина показателя

по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Поволжья» на земельных участках заявителей (п.4.02.1 Прейскуранта)

по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта)

по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации (п.4.01.16 Прейскуранта)

1

2

3

4

5

ФОТ

 

998,21

1729,83

1109,85

Страховые взносы

30,4

303,46

525,87

337,39

Материальные расходы

 

7,35

44,32

7,35

Всего прямых расходов

 

1309,02

2300,02

1454,59

Накладные расходы (Общепроизводственные расходы)

 

0,00

1564,21

0,00

Всего расходов

 

1309,02

3864,22

1454,59

Минимальный уровень доходности

20

261,80

772,84

290,92

Стоимость услуги без НДС

 

1570,82

4637,07

1745,51

Сумма НДС 20%

20

314,16

927,41

349,10

Итого стоимость услуги с НДС 20%

 

1884,99

5564,48

2094,61

Стоимость услуги согласно Прейскуранта с НДС 20%

 

4115,83

7173,34

4739,00

Превышение

 

-2230,84

-1608,86

-2644,39

Общепроизводственные расходы

 

 

851,50руб.*183,7%

 

 

Из представленных документов и сведений экспертом цена определялась с учетом следующих особенностей:

1. ФОТ определен на основании предоставленных пояснений (Расшифровка в Приложении 2 к ответу исх. № МР7-Удэ/05/663 от 03.02.2020г.), данных лицевых счетов работников за 9 месяцев 2019г., занятых в процессе оказания дополнительных платных услуг, с учетом суммы начисленной годовой премии в декабре 2019г.

Из фактических начислений исключены материальная помощь к празднику и материальная помощь к отпуску, производимые за счет чистой прибыли, остающейся после уплаты всех налогов и платежей.

Количество часов работы специалистов определено на основании представленных технологических карт.

2. Страховые взносы в размере 30,4 % применены в соответствии с действующим законодательством и данными калькуляций стоимости дополнительных услуг.

3. Материальные расходы приняты согласно представленных технологических карт, оценки стоимости ресурсов, используемых при оказании услуги и данных регистров бухгалтерского учета за 9 месяцев 2019г. по учету списания материалов на счет 20.3 «Дополнительные услуги» по наименованиям и по суммам.

4. Минимальный уровень доходности принят в размере 20% на основании приказа директора филиала от 22.08.2017 № МР7-297.

5. Ставка НДС в размере 20% принят в соответствии с гл.21 НК РФ, действующей с 01.01.2019г.

6. Накладные общепроизводственные и общехозяйственные расходы исключены из стоимости услуг (за исключением услуги по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта) в соответствии с положениями действующей в филиале учетной политики на 2019 год (в части учета и распределения общепроизводственных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26) и в соответствии с требованиями п.12 приказа Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 585 «Порядок
ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике», который допускает одновременное применение различных принципов распределения для различных статей расходов и не предусматривает одновременное применение двух методик распределения косвенных расходов.

7. Нормативный (калькуляционный) метод учета затрат, предусмотренный в «Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» согласно п.89 предусматривает исчисление фактической себестоимости продукции путем прибавления или вычета к нормативной себестоимости выявленных в отчетном периоде отклонений от норм и изменений норм.

В результате проведенных расчетов экспертом определены экономически обоснованные цены за 9 месяцев 2019г. на услуги:

Наименование

Величина показателя

по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов филиала «Удмуртэнерго» ПАО «МРСК Центра и Поволжья» на земельных участках заявителей (п.4.02.1 Прейскуранта)

по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов (п. 4.01.68.3 Прейскуранта)

по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации (п.4.01.16 Прейскуранта)

Итого стоимость услуги с НДС 20%

 (руб.)

1884,99

5564,48

2094,61

Довод ПАО «МРСК Центра и Приволжья» о том, что цена вышеуказанных услуг, определённая экспертом, не является экономически обоснованной поскольку экспертом исключены ОПР и ОХР не принимается Комиссией ввиду следующего.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета 94н, а также методической инструкцией МИ БП 8/02- 02/2018 учет общепроизводственных расходов ведется на счете 25 «Общепроизводственные расходы», учет общехозяйственных расходов ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

 Согласно п.5.3.3.1. методической инструкции МИ БП 8/02-02/2018 и п. 3.21.9. Учетной политики на 2019г. общепроизводственные затраты подлежат распределению и распределены экспертом пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Следовательно, отсутствует основание для учета общепроизводственных расходов в стоимости платных услуг по выдаче справки и по согласованию на проведение работ.

Фонд оплаты труда основных производственных рабочих и основных производственных работников абсолютно не тождественная величина и не может быть взаимозаменяема при распределении общепроизводственных расходов.

 Согласно п. 3.21.10 Учетной политики на 2019г. общехозяйственные затраты списываются на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в дебет счета 90 «Продажи» по виду деятельности «Передача электроэнергии», следовательно, отсутствует основание для учета общехозяйственных расходов в стоимости платных услуг.

С целью всестороннего рассмотрения вопроса по  установлению цен на услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) объектов сетевой организации, по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации, по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов, устанавливаемых  иными сетевыми организациями, действующими на территории Удмуртской Республики в их адрес были направлены запросы информации, которыми была запрошена информация о плате, устанавливаемой за оказание вышеуказанных услуг с приложением калькуляции затрат.

В соответствии с письмом ООО «Сервисный центр «Контакт» от 26.02.2019 исх.№290, указанная плата не устанавливалась и не взималась с заявителей.

Согласно письму ООО «Энергия» от 27.02.2019 исх.№20, услуга по предоставлению справок на земельных участках заявителей не оказывалась.

В соответствии с письмом ООО «ЭнергоДивизион» от 25.02.2019 исх.№202.19/021-25.02, заявления о выдаче справок не поступали.

Согласно письму АО «Электросеть», плата за выдачу справок АО «Электросеть» с заявителей не взимало.

В соответствии с письмом АО «Объединенные региональные электрические сети Прикамья» от 26.02.2019 исх.№198, Общество данную плату не взимало и не планирует взимать в 2019 г.

Согласно письму ООО «Коммунальные технологии» от 28.02.2019 исх.№65, запрос справки о наличии (отсутствии) объектов сетевого хозяйства на запрашиваемых земельных участках производится на безвозмездной основе.

В соответствии с письмом ООО «Электрические сети Удмуртии» от 25.02.2019 исх.№315, плата за выдачу данной справки не взималась. При обращении заявителей ответственный исполнитель Общества в письменном виде подтверждает факт наличии (отсутствия) электрических сетей, находящихся в собственности или обслуживании Общества.

Согласно письму АО «Ижевские электрические сети» от 26.02.2019 исх.№12/447, в 2019 г. услуга Обществом не оказывается.

В соответствии с письмом ООО «Горэлектросеть» от 26.02.2019 исх.№5/2, Общество не взимает плату за выдачу данной справки.

В соответствии с письмом ООО «Завьялово Энерго» от 20.02.2019 исх.№93, плата за выдачу данных справок не устанавливалась, согласование топографической съемки осуществляется без взимания платы.

Из вышеуказанного следует, что другие сетевые организации, действующие на территории Удмуртской Республики, не взимают платы за выдачу справки о наличии (отсутствии) объектов сетевого хозяйства на земельных участках.

В соответствии с письмом ООО «Электросеть» от 13.03.2019 исх.№34, плата за согласование проведения работ в охранной зоне, допуск персонала сторонних организаций в охранные зоны не взималась.

Согласно письму ООО «Энергодивизион» от 18.03.2019 исх.№24.19-18.03.2018, размер платы за оформление согласования и допуск персонала сторонних организаций не устанавливался.

В соответствии с письмом ООО «Горэлектросеть» от 15.03.2019 исх.№15/03, плата за согласование на проведение работ в охранной зоне, за допуск персонала сторонних организаций для проведения работ в охранной зоне не взимается.

Согласно письму ООО «Технология» от 18.03.2019 исх.№103, плата за согласование работ в охранной зоне сетевой организации, за допуск персонала сторонних организаций для проведения работ в энегоустановках не взимается.

В соответствии с письмом АО «ОРЭС Прикамья» от 21.03.2019 исх.№305, плата за согласование на проведение работ в охранной зоне сетевой организации, а также за допуск персонала сторонних организаций не взималась и в 2019 г. взиматься не планируется.

Согласно письму АО «Электросеть» от 19.03.2019 исх.№98/Иж/01-07, плата за согласование проведения работ в охранной зоне сетевой организации, за допуск персонала сторонних организаций не взималась и не устанавливалась.

В соответствии с письмом ООО «Урал-Дизайн-Энерго» от 21.03.2019 исх.№0321-19-01, Общество не взимает плату за согласование работ в охранной зоне, а также за допуск персонала сторонних организаций в охранную зону Общества.

Согласно письму ООО «Энергологистик» от 20.03.2019 исх.№263, Общество не взимает плату за согласование проведения работ в охранной зоне, а также за допуск персонала сторонних организаций.

В соответствии с письмом ООО «Коммунальные технологии» от 20.03.2019 исх.№101, допуск персонала сторонних организаций для проведения работ проводится на безвозмездной основе, плата за согласование работ в охранной зоне установлена в размере 1 000 руб.

Согласно письму ООО «ИжевскЭнергоСервис» от 18.03.2019 исх.№ИЭС-31/39, Общество не взимает плату за согласование на проведение работ в охранной зоне, за допуск персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов сетевого хозяйства.

В соответствии с письмом ООО «Электрические сети Удмуртии» от 21.03.2019 исх.№457, плата за согласование и допуск для проведения работ в охранной зоне не взимается. При обращении заявителей за согласованием на проведение работ в охранной зоне сетевой организации, за допуск персонала сторонних организаций Общество в письменном виде согласует разрешение на проведение работ и допуск персонала.

Согласно письму АО «Оборонэнерго» от 21.03.2019 исх.№УРЛ/020/873, плата за проведение работ в охранной зоне, за допуск персонала  сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах не взимается.

В соответствии с письмом ООО «ТрансЭлектроСеть» от 21.03.2019 исх.№182.19/016-21.03, плата за согласование проведения работ в охранной зоне сетевой организации, за допуск персонала сторонних организаций, в 2018-2019 гг. не взималась.

Согласно письму АО «Ижевские электрические сети» от 21.03.2019 исх.№12/595, Общество не взимало плату в 2018-2019 гг. за согласование проведения работ в охранной зоне, за допуск персонала сторонних организаций в охранной зоне объектов сетевого хозяйства.

В соответствии с письмом ООО «Сервисный центр «КОНТАКТ» от 22.03.2019 исх.№465, Общество не взимает плату за согласование проведения работ в охранной зоне компании, а также за проведение работ в охранной зоне объектов сетевой организации.

Таким образом, из всех сетевых организаций плату за допуск персонала сторонних организаций взимает только ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (в размере 6 746,18 руб.), а плату за согласование проведения работ в охранной зоне сетевой организации взимают только ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (в размере 4 280,20 руб.) и ООО «Коммунальные технологии» (в размере 1000 руб.).

Кроме ПАО «МРСК Центра и Приволжья» никто другой не может согласовать проведение работ в охранной зоне ПАО «МРСК Центра и Приволжья», а также допустить персонал сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Иные хозяйствующие субъекты, действующие на товарном рынке по передаче электрической энергии в Удмуртской Республике, не взимают плату за допуск персонала сторонних организаций для проведения работ в охранных зонах.  Плата, взимаемая ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за согласование проведения работ в охранной зоне, существенно (в 4,28 раза) превышает аналогичную плату, взимаемую ООО «Коммунальные технологии».

С учётом установленных обстоятельств, экспертного заключения, Комиссия приходит к выводу, что плата, установленная ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является завышенной и является монопольно высокой.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В силу абзаца 2 части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановлении от 24.06.2009 № 11-П Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которому  в силу конституционного принципа справедливости, проявляющегося, в частности, в необходимости обеспечения баланса прав и обязанностей всех участников рыночного взаимодействия, свобода, признаваемая за лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, равно как и гарантируемая им защита должны быть уравновешены обращенным к этим лицам (прежде всего - к тем из них, кто занимает доминирующее положение в той или иной сфере) требованием ответственного отношения к правам и свободам тех, кого затрагивает их хозяйственная деятельность.

Таким образом, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, в том числе находящейся в состоянии естественной монополии при осуществлении своей предпринимательской деятельности, должен ответственно и добросовестно относиться к правам тех хозяйствующих субъектов, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при исполнении им своих обязательств перед третьими лицами.

С учетом вышеизложенного, действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья», выразившихся в установлении экономически необоснованной цены за услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей; по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации; по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов являются нарушением п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», т.к. в данном случае ущемляются интересы неопределенного круга потребителей (заявителей, которым необходимо получить данную справку), и нарушаются интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

С учетом изложенного, Комиссией Удмуртского УФАС России в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлено событие нарушения Обществом части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

В связи с установлением Комиссией в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, учитывая, что эти действия продолжаются, последствия нарушения не устранены, в соответствии со статьей 23 и статьей 50 Закона о защите конкуренции Комиссия считает необходимым выдать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предписание о прекращении злоупотреблений доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьями 10, 22, 23, 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции, пунктами 3.139, 3.149 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 №339,

р е ш и л а:

 

       1. Признать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке путем установления монопольно высокой стоимости на дополнительные услуги по выдаче справки о наличии (отсутствии) объектов ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на земельных участках заявителей; по согласованию на проведение работ в охранных зонах линий сетевой организации; по допуску персонала сторонних организаций для проведения работ в электроустановках и в охранных зонах объектов.

       2. Выдать ПАО «МРСК Центра и Приволжья» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

       3. Передать материалы дела №018/01/10-91/2019 уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и его виновного должностного лица по ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       Примечание:

     Решение и предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Удмуртской Республики или в течение одного месяца коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

      За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частями 2.1, 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

      Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа. 

 

Председатель Комиссии                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                   <…>

 

                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны