Решение №ММ 06-06/2014-10 Решение по делу № ММ 06-06/2014-10 от 18 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г.Ижевск

Решение принято и резолютивная часть решения   объявлена на заседании комиссии 4 июня 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…>. - руководитель Управления;

члены Комиссии: <…> – начальник отдела  контроля товарных и финансовых рынков,  <…> – ведущий  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует),  <…> - ведущий  специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (Кворум комиссии имеется),

в присутствии:

<…> – предпринимателя, <…> – начальника службы Администрации кладбищ МКУ  г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» по доверенности от 16.04.2014г., <…> – представителя МУП г.Ижевска «Ритуал» по доверенности от 04.06.2014г.,

рассмотрев дело №ММ 06-06/2014-10 в отношении  Муниципального казенного учреждения г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (426076, г.Ижевск, ул.Пастухова, 86) по признакам нарушения  пункта 8) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 года  №135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении Муниципального казенного учреждения г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (426076, г.Ижевск, ул.Пастухова, 86) и МУП г.Ижевска «Ритуал» (426006, г.Ижевск, ул.О.Кошевого, 16) по признакам нарушения  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».,

        

у с т а н о в и л а:

16.01.2014г. В Удмуртское УФАС России поступило заявление ИП <…>, из которого следует, что с 2010г. заключение договора по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в г.Ижевске (далее - Договор) осуществлялось на конкурсной основе, при этом заключался возмездный договор. На 2013г. ИП <…>   получил письмо МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – МКУ «СБиДХ»), в котором предлагалось заключить Договор на безвозмездной основе. В ответ ИП <…>. направил письмо, в котором дал согласие на заключение безвозмездного Договора. В итоге с предпринимателем был заключен безвозмездный договор на 2013год.

05.12.2013г. предприниматель вновь получил письмо МКУ «СБиДХ» с предложением заключить безвозмездный договор на 2014 год, на которое 05.12.2013г. дал согласие на заключение Договора. Однако, на этот раз, сотрудники  МКУ «СБиДХ» ему в устной форме сообщили, что договор на 2014 год заключен не будет, поскольку он подписан с другой организацией.

По мнению заявителя, заключение Договора без конкурса при наличии двух и более желающих заключить такой Договор, должно осуществляться на конкурсной основе. Поскольку договор на 2014 год при наличии двух хозяйствующих субъектов, изъявивших желание заключить Договор, конкурс не проводился, то нарушены принципы конкуренции.

В письме №3 от 10.02.2014 в дополнение к заявлению, ИП<…> пояснил, что интерес в заключении Договора на безвозмездной основе заключается в возможности оформить заказ на похороны.

Приказом Удмуртского УФАС России №88 от 17.03.2014 возбуждено настоящее дело.

 

В ходе рассмотрения дела, лица, участвующие в рассмотрении дела, дали следующие пояснения.

МКУ «СбиДХ» не согласно с признаками нарушения.  В бюджете г.Ижевска на 2014 год не предусмотрены денежные средства на расходы по оплате услуг транспортировке тел умерших  (погибших) с места смерти. В декабре 2013г. были направлены запросы прежним исполнителям с предложением рассмотреть вопрос оказания услуг на безвозмездной основе. Оказывать услуги согласились два хозяйствующих субъекта ИП <…> и МУП г.Ижевска «Ритуал». Договор был подписан с МУП г.Ижевска «Ритуал» поскольку предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела в г.Ижевске.

 

МУП «Ритуал» пояснило, что не согласно с признаками нарушения, антиконкурентного соглашения не заключало. В декабре 2013г. предприятием было получено письмо  МКУ «СБиДХ» с предложением рассмотреть вопрос о заключении договора на транспортировку тел на безвозмездной основе, предприятие дало согласие и заключило договор.     МУП г.Ижевска «Ритуал» письмом исх.№110 от11.03.2014г. представил информацию о том, что  заключение Договора на безвозмездной основе, не предоставляет конкурентных преимуществ. МУП г.Ижевска «Ритуал» отказалось от заключения договора на 2013 год в связи с тяжелым финансовым положением. Договор на 2014 год был заключен ввиду отсутствия своевременно поданных заявок от желающих заключить такой договор.

 

ИП <…> пояснил, что он поставлен в неравные условия осуществления деятельности на рынке ритуальных услуг, имеет желание и возможность оказывать услуги на безвозмездной основе, поскольку в этом случае имеет возможность предложить, не навязывая, свои ритуальные услуги.

 

         Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к следующим выводам.

         В соответствии с пунктом 22 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание  мест захоронения, относится к вопросам местного значения поселения.

  На основании части 2 статьи 25 ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно Уставу, МКУ «СБиДХ» создано в целях выполнения работ, оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в сфере дорожного хозяйства, дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, использования автомобильных дорог, благоустройства и озеленения территории городского округа, регулирования численности безнадзорных животных, а также погребения, похоронного дела и содержания мест захоронения (пункт 2.1. Устава).

         Для достижения целей, предусмотренных пунктом 2.1 Устава, Учреждение осуществляет, в том числе выполнение функций муниципального заказчика и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях заключения муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров (пункт 2.2.1 Устава), осуществляет мероприятия в сфере похоронного дела, содержание мест захоронений и содействие оказанию ритуальных услуг населению, связанных с погребением умерших на муниципальных кладбищах (пункт 2.2.22 Устава).

         Таким образом, МКУ «СБиДХ» является организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления в сфере похоронного дела.

 

 

 

Как следует из ответа МКУ г.Ижевска «СБиДХ» исх.№0474/08-08 от 30.01.2014г., с 2011г. учреждением проводились аукционы на оказание услуг  по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в г.Ижевске. В декабре 2011 г. в  аукционе на данные услуги на 1 квартал 2012г. приняли участие 5 организаций, победителем признан МУП г.Ижевска «Ритуал». На участие в аукционе на 2 квартал 2012г. заявились 3 участника, победителем признан ИП <…>, предложение которого было ниже максимальной цены контракта в 20 раз. При проведении аукциона на 3 квартал 2012г., победителем стал ИП <…>, предложивший цену, ниже максимальной цены контракта в 200 раз. Далее на 4 квартал 2012г. был проведен запрос котировок, победителем признан ИП <…>, предложивший цену ниже начальной цены контракта в 3,5 тысячи раз, и цена контракта составила 0,30 рублей за квартал или 0,10 рублей в месяц.

Учитывая итоги последних проведенных торгов, решением о бюджете на 2013 год не были предусмотрены расходы на оплату услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в г.Ижевске.

В связи с этим, МКУ «СБиДХ» были направлены письма исполнителям с предложением рассмотреть возможность оказания услуг в 2013 году на безвозмездной основе. МУП г.Ижевска «Ритуал»  отказалось от заключения безвозмездного договора. ИП <…> выразил согласие  заключить договора на безвозмездной основе, соответственно с ним и был заключен договор на 2013г.

В бюджете на 2014 год также не были предусмотрены расходы на оплату услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в г.Ижевске. МКУ «СБиДХ» вновь направлены письма прежним исполнителям с предложением рассмотреть возможность оказания услуг на 2014 год на безвозмездной основе (копии писем прилагаются).

Ответы МУП г.Ижевска «Ритуал» и ИП <…> содержали согласие на заключение безвозмездного договора на 2014 год.

В соответствии со статьей 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. В г.Ижевске специализированной организацией по вопросам похоронного дела, на основании Постановления Первого заместителя Главы Администрации г.Ижевска №573 от 08.12.1998, признано МУП г.Ижевска «Ритуал».

Как следует из ответа МКУ «СБиДХ», учитывая Решение комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Администрации г.Ижевска от 04.10.2013г., в котором определен порядок взаимодействия ОВД, МЧС, поисково-спасательной службы, бригад скорой медицинской помощи, всех городских служб, в том числе специализированной службы по вопросам похоронного дела, на 2014 год был заключен договор с МУП г.Ижевска «Ритуал».

         В 2012 г. МКУ «СБиДХ» заключало договор по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища в г.Ижевске путем проведения аукциона, обеспечивая таким образом соблюдение принципов конкуренции.

         В 2013г. МКУ «СБиДХ» заключило Договор на безвозмездной основе с ИП <…>, предварительно направив письма о рассмотрении возможности заключения такого договора двум хозяйствующим субъектам. Получив отказ одного хозяйствующего субъекта (МУП «Ритуал»), и согласие другого - ИП <…>,  безвозмездный договор был заключен с ИП.

         Учитывая такую ситуацию в 2013г., при отсутствии заявлений иных хозяйствующих субъектов о нарушении их прав, в действиях МКУ «СБиДХ» при заключении Договора на 2013г. признаки нарушения антимонопольного законодательства  отсутствуют.

         При заключении Договора на 2014 год, МКУ «СБиДХ» получило согласие на заключение безвозмездного договора от двух хозяйствующих субъектов – МУП г.Ижевска «Ритуал» и ИП<…>. Однако Договор был заключен только с МУП г.Ижевска «Ритуал».

Таким образом, МКУ «СБиДХ», заключив договор только с МУП г.Ижевска «Ритуал»,  не обеспечило равные условия в заключении Договора всем хозяйствующим субъектам, изъявившим желание заключить такой договор.

         Учитывая, что на предложение  МКУ «СБиДХ» о заключении Договора на безвозмездной основе на 2014 год поступили согласия двух организаций, МКУ «СБиДХ» должно было обеспечить равные условия для возможности заключения такого договора, однако  этого сделано не было. Договор без основательно заключен с МУП г.Ижевска «Ритуал».

В ходе рассмотрения дела Удмуртским УФАС России проведен обзор рынка услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища г. Ижевска.

В ходе проведения обзора рынка установлено, что на безвозмездной основе услуги по транспортировке тел умерших в 2013 году оказывали:

ИП <…> - на основании соответствующих договоров с учреждениями здравоохранения;

ИП <…> – при заказе ритуальных услуг;

ИП <…> – на основании договора, заключенного с МКУ «СБиДХ».

В 1 квартале 2014г. услуги по транспортировке тел умерших на безвозмездной основе   оказывали:

ИП <…> - на основании соответствующих договоров с учреждениями здравоохранения;

ИП <…> – при заказе ритуальных услуг;

МУП г.Ижевска «Ритуал» - на основании договора, заключенного с МКУ «СБиДХ».

 

Информация, полученная в ходе обзора рынка, свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, действующие на рынке ритуальных услуг готовы и оказывают услуги по транспортировке тел умерших в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища г. Ижевска безвозмездно. При этом, как указывают хозяйствующие субъекты, интерес в безвозмездном оказании услуг выражается в том, что они имеют возможность предложить свои услуги родственникам умерших и оформить заказ на ритуальные услуги.

Из этого следует, что даже при безвозмездности данного договора хозяйствующие субъекты проявляют интерес к данной услуге, следовательно, заключение договора на транспортировку тел умерших на безвозмездной основе создает определенные преимущества в осуществлении деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ритуальных услуг.

 

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

8) создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 8) статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции»  дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 

         Комиссия приходит к выводу, что действия МКУ «СБиДХ» по заключению Договора с МУП г.Ижевска «Ритуал», при наличии иного хозяйствующего субъекта, изъявившего желание заключить такой договор, являются нарушением  пункта 8) части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании дискриминационных условий, при которых один хозяйствующий субъект – ИП <…> поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом – МУП г.Ижевска «Ритуал».

         В ходе рассмотрения дела, МКУ «СБиДХ» представило копию соглашения о расторжении  договора №3 бзв от 18.12.2013г. с МУП г.Ижевска «Ритуал», копию договора №10 бзв от 15.05.2014г. о безвозмездном оказании услуг по транспортировке тел (останков) умерших (погибших) граждан с места смерти в бюро судебно-медицинской экспертизы, паталого-анатомические отделения и трупохранилища г. Ижевска, заключенного с ИП <…> .

         Представитель МУП г.Ижевска «Ритуал» в ходе рассмотрения дела пояснил, что у предприятия отсутствует материальная возможность оказывать услуги безвозмездно, в связи с этим предприятие обратилось в МКУ «СБиДХ» с предложением расторгнуть договор и договор был расторгнут.

         ИП <…> в ходе рассмотрения дела пояснил, что поскольку договор с ним заключен, то он не имеет претензий к МКУ «СБиДХ», просил рассмотрение дела прекратить в связи с устранением нарушения.

 

         Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев все материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к выводу о прекращении нарушения  пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» в добровольном порядке.

         На основании пункта 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела в отношении МКУ «СБиДХ»  о нарушении пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению.

        

         В ходе рассмотрения дела Комиссией не доказано нарушение статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях МКУ «СБиДХ» и МУП г.Ижевска «Ритуал».

МКУ «СБиДХ» направило в адрес ИП <…>  и МУП г.Ижевска «Ритуал» письма с предложением рассмотреть вопрос о заключении Договора на безвозмездной основе, получило согласие обоих хозяйствующих субъектов, но заключило договор с МУП «Ритуал». МУП «Ритуал» не предпринимало никаких активных действий и не согласовывало с МКУ «СБиДХ» действий по заключению договора исключительно с ним.  С учетом данных обстоятельств Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в действиях МКУ «СБиДХ» и МУП г.Ижевска» Ритуал».

         На основании пункта 2 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела в отношении МКУ «СБиДХ»  и МУП г.Ижевска «Ритуал» о нарушении статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» подлежит прекращению.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 16,  частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1.  Признать МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» нарушившим  пункт 8 части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании дискриминационных условий деятельности ИП <…>.

2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О Защите конкуренции» в отношении МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства»  в связи с добровольным устранением нарушения и его последствий.

 3. Предписание об устранении нарушений пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» не выдавать в связи с устранением нарушения и его последствий.

4. Прекратить рассмотрение дела в отношении МКУ г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», МУП г.Ижевска «Ритуал»  по признакам нарушения статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в связи отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение  может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

                                                                                                                                                                                                              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны