Решение б/н Решение по делу № ММ 06-06/2015-55 о нарушении антимонопольн... от 6 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть оглашена 22 октября 2015 года

В полном объёме решение изготовлено 05 ноября 2015 года                г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии – <…> – руководитель;

Члены комиссии – <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – заместителя начальника отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения – Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отсутствует); <…> – заведующий сектором отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отсутствует); <…> – заведующий сектором отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов, финансовой грамотности и информирования населения Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отсутствует) (кворум Комиссии имеется),

в присутствии представителей ответчика по делу ООО «Росгосстрах» – <…> (доверенность от 06.04.2015 года), <…> (доверенность №607Дхк от 20.03.2015 года),

в отсутствии

Заявителей – <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовые уведомление о вручении  №42600990163264, №42600990163240, №42600990163233, №42600990163141, №42600990163165, №42600990163172, №42600990163189, №42600990163158 соответственно), <…>, <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомления о доставке копии определения по адресам электронной почты), <…>, <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (конверты, направленные в адрес граждан, с почтовыми идентификаторами №42600990163226 и №42600990163257 возвращены с отметкой почты «истек срок хранения»),

ответчика по делу ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении №42600990163219),

рассмотрев имеющиеся материалы дела №ММ06-06/2015-55, возбужденного в отношении ООО «Росгосстрах», ИП <…> по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л а:

 

На основании поступивших заявлений граждан приказом №138 от 23.04.2015 года было возбуждено дело №ММ06-06/2015-55 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Росгосстрах», ИП <…> по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

Определением от 23.04.2015 года рассмотрение дела №ММ06-06/2015-55 было назначено на 10.06.2015 года.

Определением от 22.05.2015 года дата и время рассмотрения дела были изменены и назначены на 09.06.2015 года.

Определением от 09.06.2015 года рассмотрение дела было отложено в связи с отсутствием в Удмуртском УФАС России сведений о надлежащем уведомлении лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела. Определением от 09.06.2015 года срок рассмотрения дела был продлен до 23.01.2016 года.

Определением от 03.09.2015 года рассмотрение дела было отложено на 22.10.2015 года в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

 

На заседании Комиссии 22.10.2015 года представители ООО «Росгосстрах» представили письменные пояснения, которые поддержали в ходе участия в деле.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России на основании рассмотренных документов и информации установила следующее.

17.01.2009 года ИП <…> был выдан аттестат аккредитации оператора технического осмотра транспортного средства в области М1, N1.

Между ООО «Росгосстрах» и ИП <…> заключен договор Б/Н от 24.04.2013 года, согласно которому индивидуальный предприниматель поручает, а общество принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей (далее по договору – Клиенты) о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств (тестирование) и (или) проведению технического осмотра транспортных средств  Клиентов у ИП <…>.

В соответствии с пунктом 2.1.1 договора от 24.04.2013 года ООО «Росгосстрах» обязано оказывать вышеуказанные услуги, являющиеся предметом договора, посредством выдачи Клиентам (при изъявлении ими желания на получение услуг) направления по форме, установленной Приложением №1 к договору.

Согласно пункту 3.1 договора от 24.04.2013 года оплата услуг ООО «Росгосстрах» осуществляется ИП <…> исходя из количества Клиентов, фактически направленных к индивидуальному предпринимателю для оказания вышеуказанных услуг. Размер стоимости услуги общества составляет 30% от суммового выражения стоимости услуг, соответствующих выданным направлениям, поименованных в прейскуранте услуг ИП <…>.

На момент рассмотрения настоящего дела договор от 24.04.2013 года является действующим.

 

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определено, что соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 4 Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» (далее – Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств») владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Страхование ответственности осуществляется в силу обязанности владельца транспортного средства застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств; обязанность заключить договор страхования ОСАГО условия и порядок, минимальный размер страховой суммы, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, страховые тарифы, порядок уплаты страховой премии и иные положения определены федеральным законом и не зависят от волеизъявления владельца транспортного средства. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Центральным Банком Российской Федерации 19.09.2014 года.

Порядок осуществления обязательного страхования, в соответствии со статьей 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств», включает в себя процедуру оформления договора страхования. В соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом, и является публичным.

При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» не вправе отказывать гражданам в заключении договора ОСАГО, поскольку данный вид страхования является обязательным.

Согласно пункту е) части 3 статьи 15 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности и владельцев транспортных средств» для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе, диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о техническом осмотре) технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о техническом осмотре технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступили следующие заявления.

1. Заявление гражданина <…> (вх.№2278 от 20.03.2015 года), на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании заключения дополнительных договоров страхования, а также оплаты технического осмотра транспортного средства и диагностики аккумуляторной батареи при заключении договора ОСАГО. Согласно заявлению, гражданин обращался в общество 19.03.2015 года.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <…> и ИП <…> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000159139 от 19.03.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

Гражданину <…> также было выдано направление №AN2000159139 от 19.03.2015 года о предоставлении транспортного средства ИП <…> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 19.03.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <…>.

Между <…> и <…> было составлено поручение №AN2000159139, согласно которому <…>, представляя для технического осмотра и (или) проведения контрольной диагностики аккумуляторной батареи автомототранспортного средства автомобиль, поручает <…> внести за него плату ИП <…> за оказание услуг в размере 720 рублей.

Кроме того, между <…> и <…> была составлена расписка AN200015939 от 19.03.2015 года, согласно которой <…> во исполнение поручения AN2000153139, совершенного в г. Ижевске, Зарека, приняла от <…> денежные средства в размере 770 рублей для оплаты ИП <…> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

<…> был выдан пустой бланк диагностической карты транспортного средства № AN200 0159139, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <…>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <…> и ИП <…> был заключен договор возмездного оказания услуг № AN2000159139 от 19.03.2015 года, предметом которого является оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование). Стоимость услуг по договору составила 300 рублей. Договор был выдан сотрудником ООО «Росгосстрах».

 

2. Заявление <...> (вх.№2380 от 24.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании заключения договора на проведение технического осмотра транспортного средства при заключении договора ОСАГО.

В соответствии с диагностической картой №008431407379645 (№ в ЕАИСТО 201407311417064638958), выданной <...> оператором технического осмотра ОАО «Таттехконтроль», дата прохождение технического осмотра транспортного средства – 31.07.2014 года, срок действия карты – 31.07.2016 года. Согласно сведениям, представленным Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике (далее – ГИБДД), сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО.

20.03.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №0329301018, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000153829 от 20.03.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

Кроме того, между <...> и <...> была составлена расписка AN2000153829 от 20.03.2015 года, согласно которой <...> во исполнение поручения AN2000153829, совершенного в г. Ижевске, Зарека, приняла от <...> денежные средства в размере 720 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

<...> было выдано направление №AN2000153829 от 20.03.2015 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 20.03.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

Гражданке <...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN200 0153829, в котором в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

Также в офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор возмездного оказания услуг №AN2000153829 от 20.03.2015 года, предметом которого является оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование). Стоимость услуг по договору составила 300 рублей. Договор был выдан сотрудником ООО «Росгосстрах».

 

3. Заявление <...> (вх.№2561 от 30.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании заключения договоров на технический осмотр и диагностирование аккумуляторной батареи транспортного средства при заключении договора ОСАГО. Заявитель обратился в ООО «Росгосстрах» 27.03.2015 года.

В соответствии с диагностической картой №201308260826036777178, выданной <...> оператором технического осмотра ООО «Техконтроль», дата прохождения технического осмотра транспортного средства – 26.08.2013 года, срок действия карты – 26.08.2015 года. Согласно сведениям, представленным ГИБДД, сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО.

27.03.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №0329301165, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000154033 от 27.03.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

<...> было выдано направление №AN2000154033 от 27.03.2015 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 27.03.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

Кроме того, между гражданином и <...> была составлена расписка AN2000154033 от 27.03.2015 года, согласно которой <…> во исполнение поручения AN2000154033, совершенного в г. Ижевске, Зарека, приняла от <...> денежные средства в размере 720 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

Гражданину <...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN200 0154033, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

Также в офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и <...> был заключен договор возмездного оказания услуг №AN2000154033 от 27.03.2015 года, предметом которого является оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи автомототранспортного средства (тестирование). Стоимость услуг по договору составила 300 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

 

4. Заявление <...> (вх.№2205 от 19.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах» и ИП <...>, выразившиеся в заключении сговора, в рамках которого гражданину было навязано заключение договора на проведение технического осмотра транспортного средства с индивидуальным предпринимателем при заключении договора ОСАГО.

В соответствии с диагностической картой №003860011502838 (№ в ЕАИСТО 201503041152084323784), выданной <...> оператором технического осмотра ООО «ТехЭксперт», дата прохождение технического осмотра транспортного средства – 04.03.2015 года, срок действия карты – 04.03.2016 года. Согласно сведениям, представленным ГИБДД, сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО. В соответствии с письменными пояснениями ООО «ТехЭксперт» данные о диагностической карте были внесены в ЕАИСТО 04.03.2015 года.

10.03.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №0703388848, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000161093 от 10.03.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

<...> было выдано направление №AN2000161093 от 10.03.2015 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 10.03.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

Кроме того, между гражданином и <...> была составлена расписка AN2000161093 от 10.03.2015 года, согласно которой <...> во исполнение поручения AN2000161093, совершенного в г. Ижевске, Зарека, принял от <...> денежные средства в размере 470 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

Гражданину <...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN200 0161093, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

 

5. Заявление гражданина <...> (вх.№2443 от 26.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора на технический осмотр транспортного средства.

В соответствии с диагностической картой №003860011504147 (№ в ЕАИСТО 201503231527086631474), выданной <...> оператором технического осмотра ООО «ТехЭксперт», дата прохождения технического осмотра транспортного средства – 23.03.2015 года, срок действия карты – 23.03.2016 года.

 

6. Заявление <...> (вх.№2446 от 26.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора на проведение технического осмотра транспортного средства. Согласно заявлению, гражданин обратился в ООО «Росгосстрах» 20.03.2015 года после проведения технического осмотра транспортного средства.

В соответствии с диагностической картой №522600113052912 (№ в ЕАИСТО 201503200812086169169), выданной <...> оператором технического осмотра ООО «Комос-Европа», дата прохождение технического осмотра транспортного средства – 20.03.2015 года, срок действия карты – 20.03.2016 года. Согласно сведениям, представленным ГИБДД, сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО. В соответствии с письменными пояснениями ООО «Комос-Европа», данные о диагностической карте были введены в ЕАИСТО 20.03.2015 года.

 

7. Заявление <...> (вх.№2544э от 30.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании заключения договора на технический осмотр транспортного средства при заключении договора ОСАГО. Согласно заявлению, гражданин обратился в ООО «Росгосстрах» 26.03.2015 года.

 

8. Заявление <...> (вх.№2611э от 31.03.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без прохождения технического осмотра транспортного средства при наличии действующей диагностической карты.

 

9. Заявление гражданина <...> (вх.№2732э от 03.04.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании заключения договора технического осмотра транспортного средства при заключении договора ОСАГО.

Между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN200057427 от 04.04.20154 года. стоимость услуг по договору составила 420 рублей.

Гражданину было выдано направление №200057427 от 04.04.2014 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, ул. Баранова, 96, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 04.04.2014 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

02.04.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №0703385119, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000153147 от 02.04.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

Гражданину было выдано направление №AN2000153147 от 02.04.2014 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 02.04.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

Кроме того, между гражданином и <...> была составлена расписка AN2000153147 от 02.04.2015 года, согласно которой <...> во исполнение поручения AN2000153147, совершенного в г. Ижевске, Зарека, приняла от <...> денежные средства в размере 470 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

<...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN 200 0153147, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

 

10. Заявление <...> (вх.№2774 от 06.04.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора на проведение технического осмотра транспортного средства. В соответствии с заявлением гражданин обратился в ООО «Росгосстрах» 26.03.2015 года.

В соответствии с диагностической картой №201404241241054356245, выданной <...> оператором технического осмотра ООО «ТехЭксперт», дата прохождение технического осмотра транспортного средства – 24.04.2014 года, срок действия карты – 24.04.2015 года. Согласно сведениям, представленным ГИБДД, сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО. В соответствии с письменными пояснениями ООО «ТехЭксперт» данные о диагностической карте были внесены в ЕАИСТО 24.04.2014 года.

26.03.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №070338903, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

В офисе ООО «Росгосстрах» между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000161165 от 26.03.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

Гражданину было выдано направление №AN2000161165 от 26.03.2015 года о предоставлении транспортного средства ИП <...> для проведения технического осмотра по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а, согласно которому техническое диагностирование транспортного средства необходимо произвести в срок до 26.03.2015 года. Направление было выдано представителем страховщика <...>.

<...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN 200 0161165, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

Кроме того, между гражданином и <...> была составлена расписка AN2000161165 от 26.03.2015 года, согласно которой <...> во исполнение поручения AN2000161165, совершенного в г. Ижевске, Зарека, принял от <...> денежные средства в размере 470 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

 

11. Заявление <...> (вх.№2916 от 10.04.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без прохождения технического осмотра и платы за данную услугу в размере 770 рублей.

В соответствии с диагностической картой №201503300740087825613, выданной <...> оператором технического осмотра ОАО «Иж-Лада», дата прохождение технического осмотра транспортного средства – 30.03.2015 года, срок действия карты – 29.03.2017 года. Согласно сведениям, представленным ГИБДД, сведения о данной диагностической карте имеются в ЕАИСТО. В соответствии с письменными пояснениями ОАО «Иж-Лада», сведения о диагностической карте были введены в систему 30.03.2015 года.

 

12. Заявление оператора технического осмотра ИП <...> (вх.№3160э от 17.04.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах» и ИП <...>, выразившиеся в отказе общества в принятии диагностической карты транспортного средства, выданной ИП <...>, при заключении договора ОСАГО и навязывании прохождения технического осмотра у другого оператора технического осмотра ИП <...>.

 

13. Заявление <...> (вх.№4177 от 25.05.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании обществом (представителем <...>) прохождения технического осмотра автомобиля при заключении договора ОСАГО.

 

14. Заявление гражданина <...> (вх.№3738 от 07.05.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в отказе от заключения договора ОСАГО без заключения договора технического осмотра и проведения контрольной диагностики аккумуляторной батареи. Заявитель обращался в Завьяловский филиал ООО «Росгосстрах» 06.04.2015 года.

06.05.2015 <...> вновь обратился в Завьяловский филиал ООО «Росгосстрах», в котором ему было отказано в заключении договора ОСАГО, в связи с «нечитаемостью» компьютером диагностической карты технического осмотра транспортного средства, вместе с тем, гражданину было предложено пройти технический осмотр по направлению ООО «Росгосстрах».

В соответствии с диагностической картой №074180011501683 (№ в ЕАИСТО 201503161245085579561), выданной <...> оператором технического осмотра ООО «М.Алина», дата прохождения технического осмотра транспортного средства – 27.02.2015 года, срок действия карты – 17.03.2017 года.

В соответствии с представленными письменными пояснениями <...> и <...> ООО «Росгосстрах» отказало <...> в заключении договора ОСАГО в связи с нечитаемостью диагностической карты транспортного средства.

 

15. Заявление ООО «Камбарская управляющая компания» (вх.№7453 от 14.09.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в заключении договоров ОСАГО без пройденного технического осмотра транспортного средства и заключении «фиктивных» договоров о прохождении технического осмотра, взимая денежные средства от 470 до 770 рублей за каждый легковой автомобиль, которые затем перечисляют ИП <...>.

 

16. Заявление <...> (вх.№4976 от 23.06.2015 года) на действия ООО «Росгосстрах», выразившиеся в навязывании прохождения технического осмотра транспортного средства при наличии действующей диагностической карты при обращении за заключением договора ОСАГО.

 

17. К письменным пояснениям ООО «ТехЭксперт» были приложены пояснения гражданина <...>, согласно которым при обращении в ООО «Росгосстрах» за оформлением полиса ОСАГО гражданину было навязано заключение договора на прохождение технического осмотра транспортного средства при наличии действующей диагностической карты.

В соответствии с диагностической картой №003860011413401 (№ в ЕАИСТО 201410220933072569266), выданной <...> оператором технического осмотра ООО «ТехЭксперт», дата прохождения технического осмотра транспортного средства – 22.10.2014 года, срок действия карты – 22.10.2015 года.

06.04.2015 года ООО «Росгосстрах» выдало <...> страховой полис ОСАГО серия ССС №0703380781, в котором имеется отметка представителя страховщика <...>.

Между <...> и ИП <...> был заключен договор о проведении технического осмотра №AN2000172741 от 06.04.2015 года, согласно которому технический осмотр проводится по адресу: Ижевск, Зарека, 14-я улица, 44а. Стоимость услуг по договору составила 420 рублей. Договор был выдан представителем ООО «Росгосстрах».

<...> был выдан пустой бланк диагностической карты №AN 2000172741, в которой в качестве оператора технического осмотра значился ИП <...>, пункт технического осмотра – г. Ижевск, ул. Баранова, 96.

Кроме того, между гражданином и <...> была составлена расписка AN2000172741 от 06.04.2015 года, согласно которой <...> во исполнение поручения AN2000172741, совершенного в г. Ижевске, Зарека, принял от <...> денежные средства в размере 470 рублей для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства.

Согласно распечатке из ЕАИСТО, представленной ООО «ТехЭксперт», в системе содержатся сведения и о диагностической карте, выданной 22.10.2014 года ООО «ТехЭксперт», и сведения о выданном пустом бланке диагностической карты оператора технического осмотра ИП <...>, выданной 06.04.2015 года в ООО «Росгосстрах».

 

Исходя из вышеуказанных заявлений, а также приложенных к ним документов, ООО «Росгосстрах» отказывало Заявителям, обратившимся в ООО «Росгосстрах», в заключении договоров ОСАГО при наличии действующей диагностической карты транспортного средства.

Автовладельцы вправе проходить технический осмотр у любого оператора технического осмотра, аккредитованного в Российском союзе автостраховщиков.

Обуславливание сотрудниками ООО «Росгосстрах» выдачи полиса ОСАГО необходимостью заключения договора технического осмотра, а в некоторых случаях, договора диагностики аккумуляторной батареи с ИП <...> и отказ в выдаче полиса ОСАГО при отказе гражданина от заключения указанных договоров являются необоснованными.

Поступление в Удмуртское УФАС России 17 обращений, содержащих идентичные доводы, свидетельствует о наличии факта навязывания сотрудниками ООО «Росгосстрах» договоров на проведение технического осмотра транспортных средств, а в некоторых случаях договоров об оказании услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи.

 

ИП <...> в материалы дела была представлена следующая информация:

 

Период времени

Заключено договоров тех. осмотра по направлениям ООО «Росгосстрах»

Заключено договоров на диагн-ку аккумулят. батареи по направлениям ООО «Росгосстрах»

Перечислено ИП <...> за проведение тех. осмотра по направлениям ООО «Росгосстрах», руб.

Перечислено ИП <...> за проведение диагн-ки аккумулят. батареи по направлениям ООО «Росгосстрах», руб.

Размер вознагражд-я ООО «Росгосстрах» за выданные направления на тех. осмотр, руб.

Размер вознагражд-я ООО «Росгосстрах» за выданные направления на проведение диагн-ки. аккумулят. батареи, руб.

Январь 2014 года

5654

8708

2173500

836400

712838,1

783672

Февраль 2014 года

5678

8582

2169300

791400

715683,3

772332

Март 2014 года

6827

8994

2852220

998100

860679,3

809412

Апрель 2014 года

10962

5506

4066440

1398300

1382027,1

495570

Май 2014 года

9393

4477

3696000

1149300

1184106,9

402960

Июнь 2014 года

7381

3917

4038720

1630500

930035,1

352560

Июль 2014 года

9678

5327

3827880

1463400

1220208

479400

Август  2014 года

8219

4125

3396960

1216800

1043389

371220

Сентябрь 2014 года

6663

3454

3324300

1197300

841095,6

310830

Октябрь 2014 года

7993

4089

3097920

711600

1013594,1

367980

Ноябрь 2014 года

6038

2440

2499000

284700

768903,3

219570

Декабрь 2014 года

6235

2836

3225180

275400

795533,7

255210

Январь 2015 года

5324

2502

2245960

750600

2984236,8

1247900,4

Февраль 2015 года

5504

3404

2316712

1021220

Март 2015 года

8332

6020

3502422

1806148

 

Согласно письменным пояснениям индивидуального предпринимателя, в период с 01.01.2015 года по 14.05.2015 года фактически на пункт технического осмотра обратились 1 234 клиента по направлениям ООО «Росгосстрах».

Учитывая количество заключенных договоров и количество фактических случаев оказания услуг, а также учитывая сведения, указанные в заявлениях, поступивших в Удмуртское УФАС России, в офисах ООО «Росгосстрах» представителями общества осуществляется навязывание услуг по проведению технического осмотра и контрольной диагностике аккумуляторной батареи транспортных средств с ИП <...> с единовременным взиманием денежных средств без фактического оказания вышеуказанных услуг.

При этом денежные средства по заключенным договорам поступают на счет ИП <...>, который в свою очередь, не может не знать, что получает денежные средства от граждан, не оказывая им оплаченные услуги. Из чего следует, что между ООО «Росгосстрах» и ИП <...> заключено антиконкурентное соглашение, в рамках которого осуществляются вышеуказанные действия.

 

Пунктом 2 статьи 2 Закона о техническом осмотре установлено, что диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.

Согласно пунктам 2), 4) - 6) части 1 статьи 4 Закона о техническом осмотре проведение технического осмотра основывается, в том числе, на следующих принципах:

- право выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра;

- конкуренция операторов технического осмотра;

- обеспечение качества услуг по проведению технического осмотра, соответствующих правилам проведения технического осмотра;

- ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Закона о техническом осмотре технический осмотр проводится в соответствии с правилами проведения технического осмотра, установленными Правительством Российской Федерации. Технический осмотр проводится на основе договора о проведении технического осмотра. Учет сведений о результатах проведения технического осмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Статьей 12 Закона о техническом осмотре установлено, что сбор, хранение и использование информации о техническом осмотре осуществляются с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра. Операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра, в том числе, диагностическую карту в форме электронного документа.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о техническом осмотре проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации №1008 от 05.12.2011 года «О проведении технического осмотра транспортных средств» по завершении процедуры технического диагностирования оператор технического осмотра осуществляет оформление и выдачу заявителю диагностической карты по форме.

В соответствии со статьей 19 Закона о техническом осмотре диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Диагностическая карта является документом строгой отчетности.

Исходя из представленных Заявителями документов и информации, при обращении в ООО «Росгосстрах» Заявителям были навязаны услуги по прохождению технического осмотра транспортных средств, а в некоторых случаях, и услуги по проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи. При этом, представители ООО «Росгосстрах» выдавали Заявителям указанные договоры, в которых уже имелось факсимиле подписи ИП <...>, а Заявители в целях получения полиса ОСАГО их подписывали. Кроме того, Заявителям выдавали направления на прохождения технического осмотра. Между гражданами и представителями ООО «Росгосстрах» составлялась расписка, в рамках которой граждане передавали представителям ООО «Росгосстрах» денежные средства за оказание ИП <...> услуг без их фактического проведения. Заявителям выдавались пустые пронумерованные бланки диагностических карт с указанием оператора технического осмотра и места его проведения.

Согласно устным пояснениям ООО «Росгосстрах» номера бланкам диагностических карт присваивает ИП <...>, который и передает их в ООО «Росгосстрах».

Таким образом, между ООО «Росгосстрах» и ИП <...> было заключено антиконкурентное соглашение, в рамках которого представители ООО «Росгосстрах»:

- отказывали в заключении договора ОСАГО без заключения договора технического осмотра транспортного средства, а в некоторых случаях, и контрольной диагностики аккумуляторной батареи, с ИП <...>,

- выдавали гражданам направления на получение услуг у ИП <...>,

- заключали поручения на получение от граждан денежных средств для оплаты услуг ИП <...>,

- составляли расписки в получении от граждан денежных средств для оплаты услуг ИП <...>,

- получали денежные средства по договорам, заключенным между гражданами и ИП <...>, и переводили их индивидуальному предпринимателю,

- выдавали пустые пронумерованные бланки диагностических карт технического осмотра транспортных средств с указанием оператора технического осмотра – ИП <...> и места проведения технического осмотра,

ИП <...>:

- передавал в ООО «Росгосстрах» пустые пронумерованные бланки диагностических карт технического осмотра транспортных средств с указанием оператора технического осмотра – ИП <...> и места проведения технического осмотра,

- обеспечил ООО «Росгосстрах» возможностью выдавать подписанные со своей стороны договоры на проведение технического осмотра транспортных средств и проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи;

- получал от представителей ООО «Росгосстрах» денежные средства за заключенные между ним и гражданами договоры на проведение технического осмотра и проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи, выданные представителями ООО «Росгосстрах», без фактического проведения услуг по техническому осмотру и контрольной диагностике аккумуляторной батареи этих транспортных средств.

 

Кроме того, по мнению операторов технического осмотра ИП <...>, ООО «Комос-Европа», ООО «ТехЭксперт», ОАО «Иж-Лада», ОАО «Таттехконтроль» действия ООО «Росгосстрах» и ИП <...> нарушают права и законные интересы операторов технического осмотра. Действия ООО «Росгосстрах» и ИП <...> могут ограничивать конкуренцию на рынке проведения работ по техническому осмотру транспортных средств. Отказ от принятия диагностических карт неправомерен, поскольку данные действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности ИП <...> по проведению технического осмотра и контрольной диагностики аккумуляторной батареи.

 

Удмуртским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в географических границах Удмуртской Республики за 2014 год, период с 01 января по 31 марта 2015 года. По результатам анализа рынка установлено, что ООО «Росгосстрах» занимало в 2014 году долю на рынке услуг ОСАГО в географических границах Удмуртской Республики в размере 40,33%, а в первом квартале 2015 года - 49,82%.

Учитывая долю ООО «Росгосстрах» на рынке услуг ОСАГО в географических границах Удмуртской Республики, а также крупную филиальную сеть общества, расположенную на территории всей республики, Удмуртское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Росгосстрах» имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления услуги ОСАГО.

Также Удмуртским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке проведения технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики за 2012-2014 годы, согласно которому установлено, что ИП <...> действует на рассматриваемом рынке в области аккредитации M1 (легковые автомобили), N1 (грузовые автомобили полной массой до 3.5 т).

В 2012 году до заключения договора между ООО «Росгосстрах» и ИП <...> на рассматриваемом рынке в области аккредитации M1, N1 отсутствовали хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение либо имеющие долю на рынке свыше 35%. Доля рынка ИП <...> в первый же год после заключения договора с ООО «Росгосстрах» составила 41,56 %, что значительно превышает долю рынка остальных хозяйствующих субъектов. В 2014 году доля рынка ИП <...> увеличилась на 20,16% и составила 61,72%.

Поскольку для получения полиса ОСАГО владельцу транспортного средства необходимо предоставить диагностическую карту, подтверждающую прохождение этим транспортным средством технического осмотра, рынок услуг страховых компаний в части обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и рынок услуг по проведению технического осмотра транспортных средств, являются смежными, зависимыми рынками. Таким образом, у страховых компаний появляется возможность оказывать влияние на уровень конкуренции на рынке услуг по проведению технического осмотра транспортных средств.

В ходе анализа рынка проведения технического осмотра транспортных средств установлены следующие признаки ограничения конкуренции:

- появление хозяйствующего субъекта – ИП <...> с долей рынка более 50%. Такое положение ИП <...> обеспечено не самостоятельными действиями предпринимателя по завоеванию рынка, а вызвано наличием договоренности с крупнейшей страховой компанией на территории Удмуртской Республики – ООО «Росгосстрах»;

- отказ хозяйствующего субъекта – ИП <...> от самостоятельных действий на рынке. В Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о самостоятельных действиях ИП <...> по завоеванию клиентов. Индивидуальный предприниматель руководствовался заключенным со страховой компанией соглашением, что подтверждается тем, что большая доля договоров по прохождению технического осмотра транспортных средств заключена по направлениям ООО «Росгосстрах»;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (ИП <...> и ООО «Росгосстрах»). Клиенты ООО «Росгосстрах», обратившиеся за заключением договора ОСАГО, направлялись для прохождения технического осмотра транспортного средства исключительно к ИП <...> У потребителей, обратившихся в ООО «Росгосстрах», не было возможности выбора оператора технического осмотра, что подтверждается заявлениями граждан, которых при наличии действующей диагностической карты обязывали заключить договор на прохождение технического осмотра с ИП <...>.

 

На заседании Комиссии 22.10.2015 года представители ООО «Росгосстрах» признали факт того, что у Заявителей имелись действующие диагностические карты транспортных средств, и фактически согласились, что работниками ООО «Росгосстрах» были навязаны договоры технического осмотра. В целях урегулирования установленной проблемы ООО «Росгосстрах» и ИП <...> была проведена работа по расторжению договоров и возвращению денежных средств Заявителям.

На заседании Комиссии 03.09.2015 года ООО «Росгосстрах» представило письменные пояснения <...> с приложением копий документов, согласно которым к ИП <...> обратился гражданин <...> с заявлением от 16.06.2015 года о расторжении договора на оказание услуг по проведению технического осмотра, договора на оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи №AN200 0161093 по причине «был действующий тех. осмотр» и требованием о возврате денежных средств в размере 720 рублей.

Согласно представленной <...> информации и документам, им были уплачены ИП <...> денежные средства в размере 470 рублей. В соответствии с платежным поручением №123 от 18.06.2015 года гражданину были возвращены денежные средства в размере 420 рублей.

К ИП <...> обратился гражданин <...> с заявлением от 16.06.2015 года о расторжении договора на оказание услуг по проведению технического осмотра, договора на оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи №AN 200 054033 по причине «ненадобности» и требованием о возврате денежных средств в размере 720 рублей.

В соответствии с платежным поручением №124 от 18.06.2015 года гражданину были возвращены денежные средства в размере 720 рублей.

К ИП <...> обратился гражданин <...> с заявлением от 15.06.2015 года о расторжении договора на оказание услуг по проведению технического осмотра, договора на оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи №AN 200 0159139 по причине «удаленности о месте проживания» и требованием о возврате денежных средств в размере 720 рублей.

В соответствии с платежным поручением №146 от 16.07.2015 года гражданину были возвращены денежные средства в размере 720 рублей.

К ИП <...> обратился гражданин <...> с заявлением от 21.07.2015 года о расторжении договора на оказание услуг по проведению технического осмотра, договора на оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи №AN 200 0153147 и требованием о возврате денежных средств в размере 420 рублей.

В соответствии с платежным поручением №153 от 24.07.2015 года гражданину были возвращены денежные средства в размере 420 рублей.

К ИП <...> обратился гражданин <...> с заявлением от 22.07.2015 года о расторжении договора на оказание услуг по проведению технического осмотра, договора на оказание услуг по контрольной диагностике аккумуляторной батареи №AN 200 0161165 по причине «был действующие тех. осмотр» и требованием о возврате денежных средств в размере 470 рублей.

В соответствии с платежным поручением №154 от 24.07.2015 года гражданину были возвращены денежные средства в размере 420 рублей.

Кроме того, денежные средства были возвращены <...> в размере 720 рублей, <...> – 420 рублей, <...> – 720 рублей.

Указанные в заявлениях о расторжении договоров причины такого расторжения, а также то, что заявители не воспользовались услугами ИП <...>, и им были возращены требуемые денежные средства, свидетельствуют о том, что ООО «Росгосстрах» были навязаны услуги по прохождению технического осмотра транспортных средств и в некоторых случаях контрольной диагностики аккумуляторной батареи.

По мнению ООО «Росгосстрах» существовавшие нарушения были устранены.

 

Довод ООО «Росгосстрах» о том, что денежные средства с граждан взимаются не ООО «Росгосстрах», а представителями общества в качестве физического лица является необоснованным, поскольку при осуществлении действий, направленных на заключение договора ОСАГО сотрудник ООО «Росгосстрах» действует от лица общества. На основании изложенного, ООО «Росгосстрах» непосредственно несет ответственность за деятельность сотрудников общества.

 

Довод ООО «Росгосстрах» о том, что диагностическая карта, выданная заявителю <...> оператором технического осмотра ООО «Техконтроль» является недействительной, поскольку данный оператор отсутствует в реестре операторов технического осмотра, является несостоятельным на основании следующего.

Факт отсутствия у гражданина диагностической карты технического осмотра не является основанием для навязывания ему договора на прохождение технического осмотра и договора на проведение контрольной диагностики аккумуляторной батареи.

Кроме того, согласно письменным пояснениям Российского союза автостраховщиков (вх.№7599 от 28.09.2015 года), ООО «Техконтроль» был исключен из реестра операторов технического осмотра 01.01.2014 года.

В соответствии с частью 7 статьи 32 Закона о техническом осмотре организации, которые на день вступления в силу Закона прошли в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеют соответствующие договоры с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, до 1 января 2014 года вправе осуществлять деятельность по проведению технического осмотра.

Таким образом, диагностическая карта №201308260826036777178, выданная <...> оператором технического осмотра ООО «Техконтроль» 26.08.2013 года со сроком действия карты в течение 2 лет, на момент обращения в ООО «Росгосстрах» являлась действующей.

 

Доводы ООО «Росгосстрах» о неполноте аналитического отчета о состоянии конкуренции на рынке проведения технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики за 2012-2014 годы, являются необоснованными на основании следующего.

Удмуртским УФАС России были направлены запросы информации операторам технического осмотра ООО «Импульс», ООО «ТехЭксперт» г. Ижевск, ООО «М.Алина» вместе с тем, ответы на запросы получены не были.

Сведения об операторах технического осмотра ООО «Камбарская управляющая компания», ОАО «Удмуртавтотранс», ООО «Сладкая сказка», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> содержатся в аналитическом отчете.

Согласно реестру операторов технического осмотра, размещенного на официальном сайте Российского союза автостраховщиков, ИП <...> и ООО ТСЦ «ЛеоСмарт» были внесены в реестр в 2015 году, в то время как, анализ рынка проводился за период с 2012 года по 2014 год.

Аналитический отчет составляется на основании полученных информации и сведений, которые доступны Удмуртскому УФАС России.

Аналитический отчет был составлен в отношении и физических, и юридический лиц, пользующихся услугой по проведению технического осмотра транспортных средств, поскольку порядок проведения технического осмотра транспортных средств юридических и физических лиц является одинаковым. Кроме того, при сборе информации от операторов технического осмотра не все операторы смогли предоставить информацию отдельно по физическим и юридическим лицам, обратившимся за проведением технического осмотра транспортных средств.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность по указанию в аналитическом отчете источников информации, на основании которых был составлен отчет. Все материалы, на основании которых составлен аналитический отчет, вместе с отчетом являются материалами дела.

Доводы ООО «Росгосстрах» о неполноте аналитического отчета на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в географических границах Удмуртской Республики за 2014 год, период с 01 января по 31 марта 2015 года, являются необоснованными на основании следующего.

Удмуртским УФАС России к аналитическому отчету был приобщен результат опроса владельцев транспортных средств - потребителей услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), в котором содержались как вопросы общего характера, так и вопросы о навязывании услуг гражданам при заключении договоров ОСАГО. Вместе с тем, ответы на последние вопросы в аналитическом отчете не использовались.

В приложении №1 аналитического отчета отражено, что ЗАО «ГУТА-Страхование» и ОАО «Страховая группа МСК» в 2015 году не оказывали услуги по выдаче полисов ОСАГО. Данные об объеме собранной страховой премии по договорам ОСАГО относительно каждой страховой компании были получены с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации.

Факт нарушения иными страховыми организациями действующего законодательства в части установления отдельных филиалов, в которых осуществляется продажа полисов ОСАГО, не относится к рассматриваемому делу и не может повлиять на результаты аналитического отчета.

Географические границы товарного рынка были определены в соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 года № 220, Постановлением Правительства Российской Федерации № 359 от 09.06.2007 года, а также опросом потребителей.

Потребителями услуг на рынке ОСАГО признаны физические и юридические лица, обратившиеся за заключением договора ОСАГО, поскольку порядок получения полиса ОСАГО для физических и юридических лиц не имеет существенных отличий. Кроме того, на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации содержится информация об общих объемах собранной страховой премии по договорам ОСАГО и в отношении физических, и юридических лиц.

 

Из анализа антимонопольного законодательства, квалифицирующее значение для вменяемого нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду действий на рынке.

Известность каждому из субъектов о согласованных действиях лиц, заранее входящих в сговор может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения, позволяющей извлекать неконкурентные преимущества.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлены действия, которые совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин для достижения цели, не предполагающей честную конкуренцию.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ними устного соглашения.

Комиссия в ходе рассмотрения дела установила, что ООО «Росгосстрах», действуя на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в географических границах Удмуртской Республики, ИП <...>, действуя на рынке проведения технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики, заключили соглашение, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке проведения технического осмотра транспортных средств в географических границах Удмуртской Республики и приводит к навязыванию страхователям невыгодных условий договора ОСАГО. В Удмуртской Республике ООО «Росгосстрах» представляет Филиал ООО «Росгосстрах» в Удмуртской Республике.

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях ООО «Росгосстрах» в лице Филиала ООО «Росгосстрах» в Удмуртской Республике и ИП <...> нарушение части 4 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

 

В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статьи 23 и статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий на территории Удмуртской Республики, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить соглашение с ИП <...> в части навязывания заключения договоров на проведение технического осмотра транспортных средств и проведения контрольной диагностики аккумуляторной батареи при заключении договоров ОСАГО;

- разместить на официальном сайте ООО «Росгосстрах», на информационных стендах в офисах ООО «Росгосстрах» и иных местах обслуживания клиентов на территории Удмуртской Республики, информацию о том, что лица, которым были навязаны договоры на проведение технического осмотра транспортного средства и контрольной диагностики аккумуляторной батареи с ИП <...> вправе обратиться к ИП <...> с просьбой вернуть денежные средства за неоказанные услуги по техническому осмотру транспортных средств и контрольной диагностике аккумуляторной батареи;

- разъяснить представителям, менеджерам, агентам, иным лицам, осуществляющим заключение договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики, о недопустимости навязывания договоров на технический осмотр транспортных средств и контрольной диагностике аккумуляторной батареи с ИП <...> при заключении договоров ОСАГО;

- прекратить выдачу договоров на проведение технического осмотра транспортных средств и контрольной диагностике аккумуляторной батареи, заключенные со стороны ИП <...>, в офисах ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики и иных пунктах заключения договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики;

- прекратить выдачу бланков диагностических карт транспортных средств, переданных в ООО «Росгосстрах» от ИП <...>, в офисах ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики и иных пунктах заключения договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики;

- прекратить составление расписок между представителями, менеджерами, агентами, иными лицами, осуществляющими заключение договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики, и страхователями на взимание денежных средств для оплаты ИП <...> услуг по техническому осмотру и (или) проведению контрольной диагностики аккумуляторной батареи транспортного средства в офисах ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики и иных пунктах заключения договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики;

- прекратить взимание представителями, менеджерами, агентами, иными лицами, осуществляющими заключение договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики, денежных средств со страхователей по договорам на технический осмотр транспортных средств и проведение контрольной диагностике аккумуляторной батареи, заключенных с ИП <...>, в офисах ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики и иных пунктах заключения договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики.

 

В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статьи 23 и статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать  ИП <...> предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий на территории Удмуртской Республики, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить соглашение с ООО «Росгосстрах» в части навязывания заключения договоров на проведение технического осмотра транспортных средств и проведения контрольной диагностики аккумуляторной батареи с ИП <...> при заключении договоров ОСАГО;

- прекратить действия, направленные на обеспечение ООО «Росгосстрах» возможностью выдавать заключенные со стороны ИП <...> договоры на проведение технического осмотра транспортных средств и контрольной диагностики аккумуляторной батареи;

- прекратить передавать в ООО «Росгосстрах», его представителям, менеджерам, агентам, иным лицам, осуществляющим заключение договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики, бланки диагностических карт транспортных средств;

- прекратить действия по приему денежных средств от представителей, менеджеров, агентов, иных лиц, осуществляющих заключение договоров ОСАГО от имени ООО «Росгосстрах» на территории Удмуртской Республики, по договорам о проведении технического осмотра транспортных средств и контрольной диагностики аккумуляторной батареи, выданным сотрудниками ООО «Росгосстрах».

 

Вышеуказанные действия, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Росгосстрах», ИП <...>.

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.147 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать ООО «Росгосстрах» и ИП <...> нарушившими  часть 4  статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.

2. Выдать ООО «Росгосстрах» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий на территории Удмуртской Республики, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Выдать ИП <...> предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий на территории Удмуртской Республики, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

    Председатель Комиссии                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                      <...>

 

                                                                                                 <...>

 

Решение и предписания могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны