Решение б/н Решение по делу № ММ 06-06/2016-157 о нарушении антимонополь... от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть оглашена 26 июля 2016 года

В полном объёме решение изготовлено 29 июля 2016 года          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии – <...> – руководитель;

Члены комиссии – <...> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <...> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <...> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум Комиссии имеется),

в присутствии

представителя ОАО «Саратовские авиалинии» - <...>,

представителей АО «Ижавиа» - <...>,

в отсутствие <...>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ММ06-06/2016-157, возбужденного в отношении АО «Ижавиа» по признакам нарушения пункта 9) части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление ОАО «Саратовские авиалинии» (вх. № 2860э от 12.04.2016 года) в отношении ОАО «Ижавиа». Согласно заявлению, ОАО «Саратовские авиалинии» направило заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий по аэропорту ОАО «Ижавиа» с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск-Москва-Ижевск» в период с 27.03.2016 г. по 29.10.2016 г. на воздушном судне (далее – ВС) Як-42. По мнению ОАО «Саратовские авиалинии», ОАО «Ижавиа» необоснованно отказало обществу в удовлетворении указанной заявки, в действиях ОАО «Ижавиа» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В Управление также поступило заявление гражданина <...> (вх.№2242э от 24.03.2016 года) на действия ОАО «Ижавиа». Одним из доводов неправомерных действия общества является тот факт, что ОАО «Ижавиа» препятствует появлению других перевозчиков по направлению «Ижевск-Москва», в том числе, путем невозможности оказания услуг аэропорта.

На основании поступивших заявлений приказом №108 от 01.06.2016 года было возбуждено дело №ММ06-06/2016-157 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ижавиа» по признакам нарушения пункта 9) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением от 06.06.2016 года рассмотрение дела было назначено на 30.06.2016 года. 30.06.3016 года в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 01.07.2016 года.

Определением от 01.07.2016 года рассмотрение дела было отложено на 26.07.2016 года в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Согласно пояснениям представителя АО «Ижавиа» в июне 2016 года ОАО «Ижавиа» изменило организационно-правовую форму и стало АО «Ижавиа».

На заседаниях Комиссии 30.06.2016 года, 26.06.2016 года представители ОАО «Саратовские авиалинии» поддержали заявление, а также представленные письменные пояснения, согласно которым АО «Ижавиа» неправомерно отказывает обществу в удовлетворении заявок на оказание услуг в аэропорте Ижевска в целях осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск. Техническая возможность аэропорта позволяет принимать воздушные суда ОАО «Саратовские авиалинии». Кроме того, ОАО «Саратовские авиалинии» готово оказать содействие АО «Ижавиа» в повышении уровня взлетно-посадочной полосы по уровню требуемой пожарной защиты (далее –УТПЗ).

На заседаниях Комиссии 30.06.2016 года, 01.07.2016 года, 26.06.2016 года представители АО «Ижавиа» поддержали представленные в ходе рассмотрения дела письменные пояснения, согласно которым отказ в удовлетворении заявок ОАО «Саратовские авиалинии» не связан с технической возможностью аэропорта Ижевск. Повышение уровня взлетно-посадочной полосы по уровню требуемой пожарной защиты требует больших денежных затрат.

Комиссия Удмуртского УФАС России на основании рассмотренных документов и информации установила следующее.

1. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-360 от 23.01.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 29.03.2015 года по 24.10.2015 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку АО «Ижавиа» письмом от 25.07.2016 года сообщило, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. В удовлетворении заявки отказано. АО «Ижавиа» также указало, что готово оказать услуги и заключить договор на оказание услуг естественных монополий при условии выполнения рейсов на воздушных судах, относящихся к категории УТПЗ не выше пятой.

2. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-1739 от 13.03.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 29.03.2015 года по 24.10.2015 года на воздушном судне Як-42.

В соответствии с реестром заявок от авиакомпаний и эксплуатантов ВС, размещенном на сайте АО «Ижавиа» в сети «Интернет» www.izhavia.su, в удовлетворении заявки отказано, в связи с нарушением срока подачи заявки.

3. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-4931 от 08.06.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 25.10.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку ОАО «Ижавиа» письмом от 02.04.2015 года сообщило, что прогнозируемая интенсивность движений воздушных судов Як-42 в 2015 года на аэродроме Ижевск будет близка к предельной. В случае начала выполнения полетов воздушными судами авиакомпании данная величина будет значительно превышена и потребует перевода взлетно-посадочной полосы в шестую категорию по уровню требуемой пожарной защиты. В заключении договора отказано.

По факту отказа ОАО «Саратовские авиалинии» обратилось в Удмуртское УФАС России с заявлением. Удмуртским УФАС России было выдано предупреждение ОАО «Ижавиа» о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес ОАО «Саратовские авиалинии» уведомления о том, на каких условиях и в каком объеме могут быть оказаны услуги и заключен договор оказания услуг субъекта естественных монополий в аэропорту ОАО «Ижавиа» в соответствии с заявкой ОАО «Саратовские авиалинии» №15-4931 от 08.06.2015 года.

Во исполнение предупреждения ОАО «Ижавиа» направило в адрес ОАО «Саратовские авиалинии» письмо от 29.10.2015 года, согласно которому частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ

Вместе с тем, ОАО «Ижавиа» указало, что готово оказать услуги и заключить договор при условии, что выполнение рейсов ОАО «Саратовские авиалинии» будет осуществляться на типах воздушных судов, которые относятся к категории по УТПЗ не выше 5. Частота выполнения рейсов – один раз в день ежедневно по следующему расписанию: прибытие в Ижевск в 06:20, вылет из Ижевска в 07:20.

Поскольку ОАО «Саратовские авиалинии» не сообщило в Удмуртское УФАС России информацию о невыполнении предупреждения, то предупреждение было признано исполненным.

4. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-7987 от 24.09.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 25.10.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

В соответствии с реестром заявок от авиакомпаний и эксплуатантов ВС, размещенном на сайте АО «Ижавиа» в сети «Интернет» www.izhavia.su, в удовлетворении заявки отказано, в связи с неготовностью аэропорта к увеличению частоты движения ВС.

5. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-8650 от 08.10.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 25.10.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку ОАО «Ижавиа» письмом от 28.10.2015 года сообщило, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. В удовлетворении заявки отказано.

6. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-8651 от 08.10.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 25.10.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку ОАО «Ижавиа» письмом от 28.10.2015 года сообщило, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. В удовлетворении заявки отказано.

7. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-9933 от 09.11.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 27.03.2016 года по 29.10.2016 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку ОАО «Ижавиа» письмом от 02.12.2015 года сообщило, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. В удовлетворении заявки отказано.

Вместе с тем, ОАО «Ижавиа» указало, что готово оказать услуги и заключить договор при условии, что выполнение рейсов ОАО «Саратовские авиалинии» будет осуществляться на типах воздушных судов, которые относятся к категории по УТПЗ не выше 5.

8. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-9932 от 09.11.2015 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 15.12.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

В ответ на поступившую заявку АО «Ижавиа» письмом от 02.12.2015 года  сообщило, что частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. В удовлетворении заявки отказано.

Вместе с тем, АО «Ижавиа» указало, что готово оказать услуги и заключить договор при условии, что выполнение рейсов ОАО «Саратовские авиалинии» будет осуществляться на типах воздушных судов, которые относятся к категории по УТПЗ не выше 5.

9. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-751 от 03.02.2016 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 27.03.2016 года по 29.10.2016 года на воздушном судне Як-42.

На указанную заявку был дан ответ ОАО «Ижавиа» от 20.02.2016 года, согласно которой частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ. 

Заявленная частота движений на аэродроме воздушного судна Як-42 ОАО «Саратовские авиалинии» один раз в день ежедневно в период с 27.03.2016 года по 29.10.2016 года приведет к повышению предельного количества движений воздушных судов на аэродроме Ижевск для установленной 5 категории по УТПЗ.

В связи с вышеизложенным ОАО «Ижавиа» отказало ОАО «Саратовские авиалинии» в удовлетворении заявок и заключении договора на оказание услуг по приему воздушных судов в аэропорту Ижевск.

Вместе с тем, ОАО «Ижавиа» указало, что готово оказать услуги и заключить договор при условии, что выполнение рейсов ОАО «Саратовские авиалинии» будет осуществляться на типах воздушных судов, которые относятся к категории по УТПЗ не выше 5.

10. ОАО «Саратовские авиалинии» направило в адрес ОАО «Ижавиа» заявку на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах №15-869 от 08.02.2016 года с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» с 27.03.2016 года по 29.10.2016 года на воздушном судне Як-42.

На указанную заявку был дан ответ ОАО «Ижавиа» от 09.03.2016 года, согласно которой частота движений на аэродроме Ижевск воздушных судов, относящихся к шестой категории по УТПЗ, определена, как предельная для установленной 5 категории аэродрома по УТПЗ.

Заявленная частота движений на аэродроме воздушного судна Як-42 ОАО «Саратовские авиалинии» один раз в день ежедневно в период с 27.03.2016 года по 29.10.2016 года приведет к повышению предельного количества движений воздушных судов на аэродроме Ижевск для установленной 5 категории по УТПЗ.

В связи с вышеизложенным ОАО «Ижавиа» отказало ОАО «Саратовские авиалинии» в удовлетворении заявок и заключении договора на оказание услуг по приему воздушных судов в аэропорту Ижевск.

Вместе с тем, ОАО «Ижавиа» указало, что готово оказать услуги и заключить договор при условии, что выполнение рейсов ОАО «Саратовские авиалинии» будет осуществляться на типах воздушных судов, которые относятся к категории по УТПЗ не выше 5.

АО «Ижавиа» представило сведения о прогнозируемой интенсивности движения воздушных судов, относящихся в шестой категории по УТПЗ на аэродроме Ижевск в весенне-летний период 2016 года, на основании которого посчитало количество движений ВС 6 категории по УТПЗ предельной:

 

Месяц 2016 года

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Количество движений

182

214

217

243

240

216

216

 

Письмом от 08.04.2016 года ОАО «Саратовские авиалинии» сообщило ОАО «Ижавиа», что готово оказать безвозмездную помощь в повышении УТПЗ до шестой категории в аэропорту Ижевск для приема/выпуска регулярных рейсов ОАО «Саратовские авиалинии», в частности, готово предоставить в безвозмездное пользование пожарную машину марки МАЗ-7310 «Ураган».

Письмом от 20.07.2016 года АО «Ижавиа» обратилось в Приволжское межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Приволжское МТУ Росавиации) с просьбой разъяснить, является ли целесoобразным проведение мероприятий по повышению категории ВПП по УТПЗ аэродрома Ижевск за счет введения в эксплуатацию указанной пожарной машины.

В ответ на письмо АО «Ижавиа» Приволжское МТУ Росавиации сообщило, что данный пожарный автомобиль находится в резерве службы ПАСОП ОАО «Саратовские авиалинии», срок эксплуатации продлен решением Приволжского МТУ Росавиации до 17 мая 2017 года. Постановку автомобиля на дежурство Приволжское МТУ Росавиции считает нецелесообразным.

Письмом от 26.07.2016 года АО «Ижавиа» сообщило ОАО «Саратовские авиалинии», что по данному предложению обществом был направлен запрос в Приволжское МТУ Росавиации, из ответа которого следует, что предлагаемый пожарный автомобиль имеет срок эксплуатации более 30 лет и постановка данного автомобиля на дежурство с целью повышения категории ВПП по УТПЗ является нецелесообразной. Учитывая изложенное,  АО «Ижавиа» не планирует принимать предлагаемый пожарный автомобиль для повышения категории ИВПП аэродрома Ижевск по УТПЗ.

В соответствии с Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике №0664н/31-рн от 24.06.2013 года «О заключении договора аренды федерального имущества» было принято решение заключить договор на сдачу в аренду ВПП литер III площадью 132 353 кв.м с ОАО «Ижавиа».

Между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и ОАО «Ижавиа» был заключен договор №0664н (408/13/3) от 24.06.2013 года, согласно которому обществу была передана в аренду ВПП сроком по 30.05.2023 года.

Актом от 25.10.1971 года ВПП Ижевского аэропорта принята в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Актом от 30.12.1973 года участок (удлинение) ВПП Ижевского аэропорта был принят в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Согласно пояснениям АО «Ижавиа» эксплуатация ВПП начата в 1974 году.

Свидетельством о государственной регистрации аэродрома №18 аэродром Ижевск зарегистрирован в реестре гражданских аэродромов Российской Федерации и допущен к эксплуатации.

Аэродром пригоден для эксплуатации воздушных судов, в том числе, Ан-24, Як-42, Ту-134.

В соответствии с актом проверки соответствия аварийно-спасательных сил и средств на аэродроме Ижевск ОАО «Ижавиа» от 12.01.2016 года ВПП по УТПЗ соответствует 5 категории.

Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях №15.ПР-406-001 от 01.08.2014 года ОАО «Ижавиа» выдано на основании акта аттестации службы поисково-спасательного обеспечения полетов общества от 23.07.2014 №7, утвержденного территориальной аттестационной комиссией Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте.

Согласно данному акту на аэродроме Ижевска для ВПП установлена 5 категория по УТПЗ.

ОАО «Ижавиа» 30.06.2015 года утвержден план мероприятий для обеспечения возможного перехода аэродрома Ижевск с 5 на 6 категорию по УТПЗ, согласно которому ориентировочная стоимость выполнения мероприятий составила 12 375 000 рублей, из них единовременно – 10 572 000 рублей, ежемесячно – 1 803 000 рублей. 8 590 000 рублей составляет стоимость аэродромного пожарного автомобиля.

До 12.11.1998 года ВПП аэродрома Ижевск имела 6 категорию по УТПЗ. В соответствии с приказом ГП «Ижавиа» от 12.11.1998 года №342 категория ВПП по УТПЗ была снижена с 6 на 5 в связи с уменьшением объемов авиаперевозок через аэропорт Ижевск.

В соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2015 года на основании заключения ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» о классе прочности искусственных покрытий элементов аэродрома Ижевск от 28.09.2015 года ОАО «Ижавиа» предложено установить ограничения по режиму эксплуатации аэродрома Ижевск при обслуживании ВС, в том числе, типа Ан-24, Як-42, Ту-134 - без ограничений, ВС типа Ту-154 и его модификаций - с ограничением среднегодовой интенсивности полетов 10 самолето-вылетов в сутки, ВС типа Ил-76 и его модификаций - с ограничением среднегодовой интенсивности полетов 1 самолето-вылет в сутки.

Сведения об ограничении содержатся также в свидетельстве о государственной регистрации аэродрома.

Согласно письменным пояснениям АО «Ижавиа» (вх.№4771 от 23.06.2016 года) парк воздушных судов общества составляют следующие ВС:

- 8 ВС Як-42Д (из которых 7 являются арендуемыми, 1 находится в собственности АО «Ижавиа»), 1 ВС Ту-134 (находится в собственности АО «Ижавиа», не эксплуатируется) – данные ВС соответствуют 6 категории ВПП по УТПЗ,

- 3 ВС Ан-24 (находятся в собственности АО «Ижавиа») – данные ВС соответствуют 5 категории ВПП по УТПЗ.

 

АО «Ижавиа» представило в адрес Удмуртского УФАС России информацию о том, какие организации осуществляли движение в аэропорте Ижевск на ВС 6 категории по УТПЗ за период с 2013 года по май 2016 года включительно, а также сколько движений ими было осуществлено:

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2013 года

Февраль 2013 года

Март 2013 года

Апрель 2013 года

Май 2013 года

Июнь 2013 года

Июль 2013 года

Август 2013 года

Сентябрь 2013 года

Октябрь 2013 года

Ноябрь 2013 года

Декабрь 2013 года

ОАО «Ижавиа»

156

158

174

176

174

174

200

202

190

182

168

174

Атран

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Газпромавиа

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

СЛО России

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Красавиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

МВД России

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2014 года

Февраль 2014 года

Март 2014 года

Апрель 2014 года

Май 2014 года

Июнь 2014 года

Июль 2014 года

Август 2014 года

Сентябрь 2014 года

Октябрь 2014 года

Ноябрь 2014 года

Декабрь 2014 года

ОАО «Ижавиа»

161

168

172

176

192

204

228

231

233

190

169

174

Центр Юг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Газпромавиа

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

СЛО России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красавиа

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

МВД России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2015 года

Февраль 2015 года

Март 2015 года

Апрель 2015 года

Май 2015 года

Июнь 2015 года

Июль 2015 года

Август 2015 года

Сентябрь 2015 года

Октябрь 2015 года

Ноябрь 2015 года

Декабрь 2015 года

ОАО «Ижавиа»

190

156

176

208

206

232

244

210

187

213

169

172

Центр Юг

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

Бизнес Аэро

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Грозный Авиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

KAZ AIR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русджет

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

ВВС РФ

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Газпромавиа

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Красавиа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Турухан

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МВД РФ

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саравиа

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2016 года

Февраль 2016 года

Март 2016 года

Апрель 2016 года

Май 2016 года

ОАО «Ижавиа»

162

152

174

191

195

Грозный Авиа

 

 

 

2

 

ВВС РФ

 

 

 

2

 

РУСДЖЕТ

 

 

 

 

2

 

АО «Ижавиа» письмами (вх.№8893 от 02.11.2015 года, вх.№3455 от 29.04.2016 года) представило информацию о прогнозируемом количестве движений ВС 6 категории по УТПЗ в аэропорту Ижевск:

Ноябрь 2015 года

Декабрь 2015 года

Январь 2016 года

Февраль 2016 года

Март 2016 года

Апрель 2016 года

Май 2016 года

218

218

203

201

206

182

214

 

АО «Ижавиа» представило информацию о том, какие организации осуществляли регулярные пассажирские авиаперевозки по маршруту «Ижевск – Москва – Ижевск» на ВС 6 категории по УТПЗ за период с 2013 года по май 2016 года включительно, а также сколько движений ими было осуществлено:

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2013 года

Февраль 2013 года

Март 2013 года

Апрель 2013 года

Май 2013 года

Июнь 2013 года

Июль 2013 года

Август 2013 года

Сентябрь 2013 года

Октябрь 2013 года

Ноябрь 2013 года

Декабрь 2013 года

ОАО «Ижавиа»

110

110

121

119

125

121

126

125

118

125

119

120

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2014 года

Февраль 2014 года

Март 2014 года

Апрель 2014 года

Май 2014 года

Июнь 2014 года

Июль 2014 года

Август 2014 года

Сентябрь 2014 года

Октябрь 2014 года

Ноябрь 2014 года

Декабрь 2014 года

ОАО «Ижавиа»

111

109

123

135

171

162

168

166

165

167

142

152

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2015 года

Февраль 2015 года

Март 2015 года

Апрель 2015 года

Май 2015 года

Июнь 2015 года

Июль 2015 года

Август 2015 года

Сентябрь 2015 года

Октябрь 2015 года

Ноябрь 2015 года

Декабрь 2015 года

ОАО «Ижавиа»

135

112

130

158

148

138

142

143

119

124

122

125

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

Январь 2016 года

Февраль 2016 года

Март 2016 года

Апрель 2016 года

Май 2016 года

ОАО «Ижавиа»

110

97

128

138

144

 

Также АО «Ижавиа» были представлены сведения о том, сколько движений ВС АО «Ижавиа» осуществляло на ВС 5 категории по УТПЗ в аэропорту Ижевск в 2013-2015 гг., за истекший период 2016 года:

 

Месяц, год

 

 

 

 

Организация

2013 год

2014 года

2015 год

Январь 2016 года

Февраль 2016 года

Март 2016 года

Апрель 2016 года

Май 2016 года

ОАО «Ижавиа»

268

383

251

4

4

11

4

8

 

Согласно письменным пояснениям АО «Ижавиа» (вх.№7036 от 01.09.2015 года) регулярные рейсы по маршруту Ижевск-Москва-Ижевск в 2015 году также осуществляло ЗАО АК «РусЛайн» на воздушных судах типа CRJ200. В зимний период 2015 года рейсы указанной авиакомпании выполнялись ежедневно, в весенне-летний период 2015 года выполнялись ежедневно, кроме субботы.

 

В соответствии с расписанием АО «Ижавиа», размещенном на сайте общества в сети «Интернет» www.izhavia.su по состоянию на 30.06.2016 года, АО «Ижавиа» совершает 48 рейсов (по количеству их наименований) на воздушных судах ЯК-42Д, отнесенного к 6 категории по УТПЗ, и ни одного на воздушных судах, отнесенным к 5 категории по УТПЗ.

Из 48 рейсов 16 рейсов осуществляется АО «Ижавиа» с/на аэропорт Ижевска.

Также указано 12 наименований рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями с/на аэропорт Ижевска на воздушных судах, отнесенных к 5 категории по УТПЗ (РС-12, Let-410, CRJ, Ан-24).

 

Удмуртским УФАС России было проведено исследование состояния конкурентной среды на рынке аэропортовых услуг (аэропортовое и наземное обслуживание), оказываемых в аэропортах Российской Федерации авиакомпаниям в географических границах аэропорта АО «Ижавиа» за 2012-2015 годы.

По результатам исследования установлено, что доминирующее положение на данном рынке занимает АО «Ижавиа» с долей 100%.

 

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 № 599 утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил «главный оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; «оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах; «потребители» - авиаперевозчики, осуществляющие регулярные и нерегулярные авиаперевозки, эксплуатанты воздушных судов (эксплуатанты), а также иные лица, за исключением пассажиров, пользующиеся услугами в аэропортах или подавшие заявку на оказание услуг в аэропортах;

В соответствии с подпунктом а) пунктом 3 Правил в целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах.

Пунктом 5 Правил установлено, что лицо, которое намерено заключить договор об оказании услуг (далее - заявитель), направляет главному оператору (оператору) в письменной форме заявку об оказании услуг в аэропортах (далее - заявка).

В соответствии с пунктом 7 Правил главный оператор (оператор) рассматривает заявку в течение 3 рабочих дней со дня ее получения на предмет соответствия ее требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил. При оформлении заявки с нарушением требований заявка в указанные сроки возвращается заявителю. При оформлении заявки надлежащим образом главный оператор (оператор) в течение 15 календарных дней со дня получения заявки рассматривает и подтверждает ее путем направления заявителю подписанного проекта договора или направляет письменный мотивированный отказ от его заключения.

Согласно пункту 17 Правил согласование и подтверждение заявок производятся главным оператором в соответствии с технической возможностью аэропорта на каждый срок действия расписания (зимний сезон, летний сезон).

В соответствии  с пунктом 28 Правил при ограниченности технической возможности главный оператор (оператор) в течение 15 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявки уведомляет заявителя в письменной форме о том, на каких условиях и в каком объеме могут быть оказаны услуги и заключен договор.

Согласно пункту 8.1 Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА-92), утвержденные Департаментом транспорта Министерства транспорта РФ №ДВ-156/и от 29.11.1993 года, на аэродроме должна быть определена категория каждой взлетно-посадочной полосы по уровню требуемой пожарной защиты. Категория ВПП по УТПЗ определяется по таблице в зависимости от размеров наибольшего (по длине фюзеляжа) воздушного суда, использующего ВПП.

Если максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС превышает величину, указанную в таблице, то категория ВПП по УТПЗ должна быть повышена на одну ступень (за исключением девятой) относительно установленной по таблице.

 

Длина фюзеляжа наибольшего ВС, м

Максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС, не более, м

Категория ВПП по УТПЗ

От 0 до 9

2

1

От 9 до 12

2

2

От 12 до 18

3

3

От 18 до 24

4

4

От 24 до 28

4

5

От 28 до 39

5

6

От 39 до 49

5

7

От 49 до 61

7

8

От 61 до 76

7

9

 

Категория ВПП по УТПЗ может быть понижена на одну ступень относительно величины, определенной по длине и максимальной ширине фюзеляжа, если на аэродроме количество движений наибольшего для данной ВПП воздушного судна менее 700.

Количество движений должно определяться для трех самых интенсивных по полетам месяцев года. За одно движение принимается взлет или посадка ВС.

Як-42, Ту-134 относятся к 6 категории по УТПЗ, следовательно, количество движений данных судов не должно превышать 700 за три месяца.

Согласно пояснениям АО «Ижавиа», прогнозируемое количество движений данных ВС за июнь, июль, август 2016 года в аэропорту Ижевска составит 700.

Вместе с тем, в другие месяцы 2016 года прогнозируемое количество движений ВС 6 категории по УТПЗ составит менее 700 за три месяца, следовательно, АО «Ижавиа» имело возможность предложить ОАО «Саратовские авиалинии» условия, на которых общество могло осуществлять перевозки пассажиров на ВС типа Як-42 в заявленный период 2016 года.

В соответствии с пунктом 9 части 1 стать 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Часть 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

АО «Ижавиа» совмещает виды деятельности по предоставлению услуг в аэропортах, а также осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом, в том числе по маршруту Ижевск-Москва-Ижевск.

 

На основании вышеизложенного в аэропорту Ижевска сложилась следующая ситуация:

- АО «Ижавиа» до мая 2016 года владело на праве собственности ВС 5 категории по УТПЗ, вместе с тем, большую часть полетов осуществляло с/на аэропорт Ижевска на арендованных ВС 6 категории по УТПЗ:

в 2013 году количество движений на ВС 5 категории по УТПЗ составило – 268, в 2014 году – 383, в 2015 году – 251.

в 2013 году количество движений на ВС 6 категории по УТПЗ составило – 2 128, в 2014 году – 2 298, в 2015 году – 2 363.

- категория ВПП по УТПЗ аэропорта Ижевск соответствует 5. Следовательно, ВС, относящиеся к 5 категории по УТПЗ, могут осуществлять движение в соответствии с пропускной способностью аэропорта. В то время как, ВС, относящиеся к 6 категории по УТПЗ, могут осуществлять не более 700 движений за три месяца.

При этом, в мае-июне 2016 года АО «Ижавиа» передало все находящиеся в его собственности воздушные суда, относящиеся к 5 категории по УТПЗ, в аренду иным лицам (договоры аренды №716-16/А от 30.05.2016 года, №721-16/А от 30.05.2016 года, №894-16/А от 30.06.2016 года).

- согласно опубликованным на сайте АО «Ижавиа» сведениям о нормативах технической возможности аэропорта количество операций на искусственной ВПП составляет 1 операцию в 15 минут, режим работы аэропорта в летний период круглосуточный, следовательно, количество возможных операций на ВПП - 4 операции в час, 96 операций в день, 2880 операций в месяц.

Согласно свидетельству о государственной регистрации аэродрома №18 режим эксплуатации аэродрома Ижевск при обслуживании ВС, в том числе, типа Ан-24, Як-42, Ту-134 установлен без ограничений интенсивности полетов.

Таким образом, техническая возможность аэропорта позволяет осуществлять 2880 движений ВС 6 категории по УТПЗ – Як-42 в месяц.

- только АО «Ижавиа» в 2013-2016 гг. осуществляло регулярные авиаперевозки пассажиров на ВС 6 категории по УТПЗ в аэропорту Ижевск.

- только АО «Ижавиа» в 2013-2016 гг. осуществляло регулярные перевозки пассажиров на ВС 6 категории по УТПЗ по маршруту Ижевск-Москва-Ижевск.

- АО «Ижавиа» заняло большую часть слотов, осуществляет наибольшее количество движений ВС по отношению к другим авиакомпаниям, осуществляющих регулярные пассажирские авиаперевозки в аэропорту Ижевска.

- АО «Ижавиа» создало условия, при которых только воздушные судна АО «Ижавиа» имеют возможность осуществлять услуги по регулярным пассажирским перевозкам воздушным транспортом на ВС 6 категории по УТПЗ.

АО «Ижавиа» отказывает ОАО «Саратовские авиалинии» в предоставлении аэропортовых услуг на основании своего прогнозного плана по количеству движений ВС 6 категории по УТПЗ в аэропорту Ижевска, вместе с тем, фактически данный план не выполняется, количество движений ВС 6 категории по УТПЗ фактически меньше запланированного.

- АО «Ижавиа», зная, что ОАО «Саратовские авиалинии» готово осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск, систематически отказывает обществу в удовлетворении заявок об оказании услуг в аэропортах. Кроме того, заявка ОАО «Саратовские авиалинии» №15-360 от 23.01.2015 года поступила в АО «Ижавиа» 06.02.2015 года, но была рассмотрена лишь 25.07.2016 года, в то время как, в соответствии с Правилами должна быть рассмотрена в течение 15 дней.

- АО «Ижавиа» самостоятельно установило 5 категорию ВПП по УТПЗ, по которой из смысла Норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов, в первую очередь, осуществляют движение ВС не выше 5 категории по УТПЗ, движение ВС 6 категории по УТПЗ производится с ограничениями. Фактически АО «Ижавиа» в аэропорту Ижевска осуществляет большее количество движений ВС на 6 категории ВС по УТПЗ. При этом, после перевода ВПП аэропорта Ижевска в 1998 году с 6 категории ВПП по УТПЗ на 5 категорию, АО «Ижавиа» не предпринимало действий по повышению уровня ВПП, поскольку допустимое количество движений ВС 6 категории по УТПЗ могло удовлетворить потребности АО «Ижавиа» как авиаперевозчика.

- ОАО «Саратовские авиалинии» предложило АО «Ижавиа» безвозмездно оказать помощь в повышении категории ВПП по УТПЗ до шестой категории в аэропорту Ижевск для приема/выпуска регулярных рейсов ОАО «Саратовские авиалинии». От оказания содействия в повышении категории ВПП по УТПЗ АО «Ижавиа» отказалось.

Отказ АО «Ижавиа» от безвозмездной помощи в повышении категории ВПП по УТПЗ свидетельствует о том, что АО «Ижавиа» не заинтересовано в повышении категории, поскольку сложившаяся в аэропорту Ижевска ситуация, позволяет АО «Ижавиа» отказывать обратившимся авиакомпаниям и не допускать на рынок иных перевозчиков.

Кроме того, последствия от бездействия АО «Ижавиа» по повышению УТПЗ несет не АО «Ижавиа», а обратившиеся в общество конкуренты.

- АО «Ижавиа», как авиаперевозчику, не требуется подавать заявку на оказание услуг естественных монополий в аэропорту самому себе, как лицу, оказывающему аэропортовые услуги. Занимать слоты АО «Ижавиа» может без учета Правил недискриминационного доступа. Следовательно, иные авиаперевозчики изначально поставлены в неравное положение по отношению к АО «Ижавиа».

АО «Ижавиа», действуя на рынке аэропортовых услуг как главный оператор, имеет возможность влиять на рынок оказания услуг по перевозке пассажиров, предоставляя себе преимущественное право на осуществление полетов путем выделения наибольшего количества слотов, предоставляя возможность осуществления перевозок пассажиров на ВС 6 категории по УТПЗ, тем самым, ограничивая возможность других авиакомпаний, в том числе, ОАО «Саратовские авиалинии» к доступу на рынок осуществления авиаперевозок пассажиров с/на аэропорт Ижевска.

 

Все вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что АО «Ижавиа» создает препятствия доступу на рынок авиаперевозок по маршруту Ижевск-Москва-Ижевск путем занятия всех слотов на осуществление полетов по маршруту на ВС 6 категории по УТПЗ, при этом, противоправно бездействует по повышению категории ВПП по УТПЗ аэропорта, удовлетворяя свои потребности в использовании ВПП на ВС 6 категории по УТПЗ и не давая другим авиакомпаниям осуществлять перевозки на данных категориях ВС.

Как уже было указано выше, в соответствии с подпунктом а) пункта 3 Правил в целях обеспечения доступа потребителей к услугам в аэропортах главные операторы (операторы) обязаны не допускать создания условий, которые ставят в неравное положение одного потребителя (нескольких потребителей) по сравнению с другим потребителем (другими потребителями) при оказании услуг в аэропортах.

АО «Ижавиа», как главный оператор, создал условия, при которых ОАО «Саратовские авиалинии» поставлено в неравное положение по отношению к АО «Ижавиа».

АО «Ижавиа» как главный оператор не заинтересовано в привлечении потребителей аэропортовых услуг в аэропорту Ижевска, поскольку само является авиаперевозчиком.

 

Доводы АО «Ижавиа» об отсутствии денежных средств на повышение категории ВПП по УТПЗ являются несостоятельными.

30.06.2015 года генеральным директором ОАО «Ижавиа» был утвержден план мероприятий для обеспечения возможного перехода аэродрома Ижевск с 5 на 6 категорию по УТПЗ, который включал в себя:

- приобретение одного аэродромного пожарного автомобиля,

- обслуживание пожарного автомобиля,

- увеличение количества работников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов,

- оснащение дополнительных рабочих мест,

- оснащение работников,

- обучение и аттестация работников,

- увеличение количества работников других наземных служб,

- оснащение дополнительных рабочих мест,

- оснащение работников,

- увеличение количества пенообразователя на 1 т.

Ориентировочные сроки выполнения вышеуказанных мероприятий 2016-2018 гг. Итоговая стоимость выполнения мероприятий составила 12 375 000 рублей, из них 10 572 000 рублей - единовременно, 1 803 000 – ежемесячно.

07.07.2016 года генеральным директором АО «Ижавиа» вновь утвержден план мероприятий по переводу ИВПП аэродрома Ижевск с 5 на 6 категорию по УТПЗ, в который были включены вышеперечисленные мероприятия, за исключением увеличения количества пенообразователя.

На заседании Комиссии 26.07.2016 года представитель АО «Ижавиа» пояснил, что пенообразователь закуплен.

Ориентировочные сроки выполнения мероприятий по плану от 07.07.2016 года – 2017 год. Итоговая стоимость выполнения мероприятий составила 12 455 000 рублей, из них 10 652 000 рублей – единовременно, 1 803 000 рублей – ежемесячно.

Таким образом, за прошедшие 12 месяцев АО «Ижавиа» был выполнен лишь один пункт плана в целях повышения категории ВПП по УТПЗ. При этом стоимость работ по повышению категории ВПП по УТПЗ возросла.

При этом, следует отметить, что план мероприятий не включает в себя необходимость усовершенствования ВПП или инфраструктуры аэропорта, которая позволяет осуществлять движение ВС 6 категории по УТПЗ.

Анализируя план, можно прийти к выводу, что для повышения категории ВПП по УТПЗ аэропорту Ижевска требуется пожарный автомобиль и соответствующие сотрудники.

Довод АО «Ижавиа» о том, что в письме ОАО «Саратовские авиалинии» от 08.04.2016 года содержится предложение о предоставлении лишь пожарной машины марки МАЗ-7310 «Ураган», является необоснованным и опровергается содержанием данного письма.

Кроме того, к письму ОАО «Саратовские авиалинии» не приложен составленный проект соглашения (договора), из чего следует, что согласно обычаям делового оборота АО «Ижавиа» могло предложить свои условия такого соглашения.

На рассмотрении дела 30.06.2016 года ОАО «Саратовские авиалинии» также указало, что готово урегулировать условия, на которых будет оказывать помощь по повышению уровня ВПП по УТПЗ, в том числе, готово предоставить персонал.

Вместе с тем, поведение АО «Ижавиа» свидетельствует о том, что общество не заинтересовано в повышении категории ВПП по УТПЗ, в связи с появлением конкурентов на рынке авиаперевозок пассажиров с/на аэропорт Ижевска.

 

Довод АО «Ижавиа» о том, что использование пожарной машины марки МАЗ-7310 «Ураган», предоставляемой ОАО «Саратовские авиалинии» нецелесообразно, является несостоятельным.

Согласно анализу состояния организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов в авиапредприятиях, подведомственных Приволжскому МТУ Росавиации за 2015 год, утвержденного начальником Приволжского МТУ Росавиации 30.12.2015 года, на вооружении ведомственной пожарной охраны состоит 77 единиц аэродромных пожарных автомобилей, из них: 27 единиц имеют срок эксплуатации более 10 лет. Комиссией Приволжского МТУ Росавиации проверено 27 единиц «старой техники»: продлены сроки эксплуатации – 25, запрещена эксплуатация двух пожарных автомобилей (ОАО «Международный аэропорт Казань» - 1 единица, ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» - 1 единица).

Таким образом, пожарные автомобили ОАО «Саратовские авиалинии» допущены к эксплуатации. Письмо Приволжского МТУ Росавиации от 22.07.2016 года носит рекомендательный характер, не мотивировано и не запрещает ни АО «Ижавиа», ни ОАО «Саратовские авиалинии» продолжать эксплуатацию пожарного автомобиля марки МАЗ-7310 «Ураган», поскольку Приволжское МТУ Росавиации продлило срок эксплуатации пожарной машины, разрешив, таким образом, ее дальнейшую эксплуатацию.

 

Довод АО «Ижавиа» о том, что ОАО «Саратовские авиалинии» был предоставлен слот для чартерного рейса 28.06.2016 года, не свидетельствует о допуске общества на рынок осуществления регулярных авиаперевозок пассажиров по маршруту Ижевск-Москва–Ижевск.

 

Довод АО «Ижавиа» о том, что заявки ОАО «Саратовские авиалинии» содержали точное указание на желаемое направление перевозки, тип ВС, частоту выполнения рейсов, не свидетельствует о правомерности отказа в удовлетворении заявок.

Форма заявки на оказание услуг в аэропортах, которая должна содержать точные параметры необходимых аэропортовых услуг, утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №137 от 21.06.2010 года. Нарушение формы заявки позволило бы АО «Ижавиа» вернуть заявку ОАО «Саратовские авиалинии» без рассмотрения на основании пункта 7 Правил.

 

Ссылка АО «Ижавиа» на ухудшение искусственных покрытий аэродрома Ижевск также не свидетельствует о правомерности действий общества.

В соответствии с письмом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2015 года на основании заключения ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» о классе прочности искусственных покрытий элементов аэродрома Ижевск от 28.09.2015 года АО «Ижавиа» предложено установить ограничения по режиму эксплуатации аэродрома Ижевск при обслуживании ВС, в том числе, типа Ан-24, Як-42, Ту-134 - без ограничений, ВС типа Ту-154 и его модификаций - с ограничением среднегодовой интенсивности полетов 10 самолето-вылетов в сутки, ВС типа Ил-76 и его модификаций - с ограничением среднегодовой интенсивности полетов 1 самолето-вылет в сутки.

Аналогичные положения содержатся и в свидетельстве о государственной регистрации аэродрома.

Кроме того, АО «Ижавиа» указывает, что увеличение частоты движений ВС, соответствующих 6 категории по УТПЗ, может привести к снижению уровня безопасности полетов. Вместе с тем, АО «Ижавиа» увеличивает количество движений своих ВС 6 категории в период с 2013 по 2015 гг. в аэропорту Ижевск (в 2013году – 2 128, в 2014 году – 2 298, в 2015 году – 2 363).

Из чего следует, что АО «Ижавиа» создает препятствия к осуществлению движений ВС 6 категории по УТПЗ только в отношении иных авиакомпаний, само общество количество движений ВС 6 категории по УТПЗ в связи с ухудшением полотна ВПП не снижает.

Более того, АО «Ижавиа», как главный оператор, в целях удовлетворения запросов авиаперевозчиков могло сократить количество движений ВС АО «Ижавиа» в пользу других авиаперевозчиков, создав равные условия, а также получить доход за оказание аэропортовых услуг.

 

В ходе рассмотрения дела ОАО «Саратовские авиалинии» привело следующие доводы:

- техническая возможность аэропорта Ижевска позволяет осуществлять дополнительное количество движений ВС Як-42, которое удовлетворит ОАО «Саратовские авиалинии».

- фактическое количество движений ВС 6 категории по УТПЗ АО «Ижавиа» отличается от запланированного количества в меньшую сторону, из чего следует, что АО «Ижавиа» могло выделить ОАО «Саратовские авиалинии» слоты на осуществление пассажирских перевозок.

- при расчете количества движений ВС 6 категории по УТПЗ АО «Ижавиа» учитывало три самых интенсивных по полетам месяца, вместе с тем, в другие месяцы ВПП аэропорта Ижевск позволяла осуществлять движения ВС 6 категории по УТПЗ без превышения предельного количества движений.

- своими действиями АО «Ижавиа» препятствует доступу на рынок пассажирских перевозок с/на аэропорт Ижевска ОАО «Саратовские авиалинии», что ведет к ограничению конкуренции на данном рынке.

- АО «Ижавиа» отказывает в удовлетворении заявок ОАО «Саратовские авиалинии», а в отношении заявки №15-360 от 23.01.2015 года нарушен срок ее рассмотрения.

- ОАО «Саратовские авиалинии» осуществляют перевозку пассажиров только на ВС 6 категории по УТПЗ. На сайте авиакомпании размещена информации об отсутствии у нее ВС 5 категории по УТПЗ.

АО «Ижавиа», направляя в ответ на заявки  ОАО «Саратовские авиалинии» предложения об осуществлении пассажирских перевозок на 5 категории ВС по УТПЗ, полностью устраняет возможность общества войти на рынок авиаперевозок по маршруту Ижевск-Москва-Ижевск.

- ОАО «Саратовские авиалинии», направив письмо от 08.04.2016 года, выразило готовность оказать помощь в повышении уровня ВПП по УТПЗ, при этом, в данном письме не содержатся все условия заключения договоренности. Условия заключения такого соглашения подлежат обсуждению.

Комиссия Удмуртского УФАС России считает доводы ОАО «Саратовские авиалинии» обоснованными, на основании вышеустановленных обстоятельств.

 

Доводы сторон, приведенные на заседании Комиссии 30.06.2016 года, относительно пропускной способности аэропорта Ижевск, соответствующей информации на сайте АО «Ижавиа», о порядке технического, аварийно-спасательного обеспечения, отклонены Комиссией, как неотносящиеся к рассмотрению дела.

 

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях АО «Ижавиа» нарушение пункта 9) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в создании препятствий доступу на рынок регулярных пассажирских авиаперевозок с/на аэропорт Ижевска ОАО «Саратовские авиалинии».

 

В целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статьи 23 и статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать АО «Ижавиа» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

1. не допускать создание препятствий доступу на рынок осуществления регулярных пассажирских авиаперевозок другим хозяйствующим субъектам (потребителям-авиаперевозчикам) в аэропорту АО «Ижавиа»;

2. создать равные условия для потребителей-авиаперевозчиков, в том числе, ОАО «Саратовские авиалинии», при оказании услуг субъекта естественной монополии в аэропорту АО «Ижавиа»;

3. обеспечить возможность осуществления движений воздушных судов, относящихся к 6 категории по уровню требуемой пожарной защиты, в аэропорту АО «Ижавиа» в целях осуществления регулярных пассажирских авиаперевозок другими авиаперевозчиками на воздушных судах 6 категории по уровню требуемой пожарной защиты;

4. направить в адрес ОАО «Саратовские авиалинии» письмо с условиями, на которых ОАО «Саратовские авиалинии» может осуществлять регулярные пассажирские авиаперевозки по маршруту Ижевск – Москва – Ижевск на воздушных судах 6 категории по уровню требуемой пожарной защиты.

 

Вышеуказанные действия АО «Ижавиа», как субъекта занимающего доминирующее положение, выразившиеся в создании препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Ижавиа», его виновных должностных лиц.

 

23.08.2012 года в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, которому принадлежат 100% акций АО «Ижавиа», о получении предварительного согласия антимонопольного органа на создание ОАО «Авиакомпания» и ОАО «Аэропорт» в результате реорганизации ОАО «Ижавиа» в форме разделения в соответствии со статьей 27 Закона «О защите конкуренции».

Решением Удмуртского УФАС России № ММ01-17-06/6491 от 20.09.2012 года с изменениями, внесенными решением Удмуртского УФАС России по делу № ММ01-17-06/8174 от 13.11.2012 года, ходатайство Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики было удовлетворено.

Удмуртское УФАС России рекомендовало Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики при исполнении полномочий собственника или акционера ОАО «Аэропорт» и ОАО «Авиакомпания» не допускать наделения полномочиями единоличного исполнительного органа данных обществ одного и того же юридического либо физического лица, наличия в составах советов директоров ОАО «Аэропорт» и ОАО «Авиакомпания» более 50% одних и тех же физических лиц.

В настоящее время разделение АО «Ижавиа» приостановлено Главой Удмуртской Республики Соловьевым А.В. (пресс-релиз на сайте Риа.Новости - http://ria.ru/udm/20140327/1001293147.html).

 

В период 2013-2016 гг. в Удмуртское УФАС России поступали заявления о нарушении антимонопольного законодательства АО «Ижавиа», по результатам рассмотрения которых, установлено следующее.

1) 17.06.2013 года в Удмуртское УФАС России поступило обращение Удмуртской транспортной прокуратуры на действия ОАО «Ижавиа», выразившиеся в установлении приказом № 264 «О пассажирских тарифах» от 08.06.2012 года различных тарифов в «эконом классе специальные» на воздушной линии «Ижевск – Москва - Ижевск». Удмуртским УФАС России в отношении ОАО «Ижавиа» было возбуждено дело № СЮ05-03/2013-81. По результатам рассмотрения дела решением от 12.12.2013 года ОАО «Ижавиа» было признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

2) 16.06.2014 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Грузовое агентство» в отношении действий ОАО «Ижавиа», выразившихся в заключении договоров с единственным поставщиком не в соответствии с Планом закупок.

Удмуртское УФАС России установило нарушение части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в проведении закупки не в соответствии с Планом закупок.

По результатам рассмотрения заявления выдано предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно проводить торги (закупки) способами, предусмотренными Планом закупок товаров (работ, услуг) ОАО «Ижавиа» на 2014 год.  Предписание исполнено.

3) 24.06.2014 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Спектр» на действия ОАО «Ижавиа» выразившихся в заключении договоров с единственным поставщиком не в соответствии с Планом закупок.

Удмуртское УФАС России установило нарушение части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в проведении закупки не в соответствии с Планом закупок.

По результатам рассмотрения заявления выдано предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно проводить торги (закупки) способами, предусмотренными Планом закупок товаров (работ, услуг) ОАО «Ижавиа» на 2014 год.  Предписание исполнено.

4) 17.09.2014 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ООО «Грузовое агентство» в отношении действий ОАО «Ижавиа», выразившихся в размещении извещений о закупке у единственного поставщика на оказание услуг генерального агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок и на оказание услуг генерального агента по организации и обслуживанию авиаперевозок почты с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон «О закупках»).

Удмуртским УФАС России установлено нарушение части 1 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3 Закона «О закупках» в части размещения информации о закупках у единственного поставщика в порядке, не предусмотренном Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ижавиа».

По результатам рассмотрения заявления выдано предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно аннулировать закупку у единственного поставщика на оказание услуг генерального агента по продаже и обслуживанию грузовых и почтовых авиаперевозок и на оказание услуг генерального агента по организации и обслуживанию авиаперевозок почты. Предписание исполнено.

5) 07.08.2015 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ОАО «Саратовские авиалинии» в отношении действий ОАО «Ижавиа», выразившихся в необоснованном отказе в удовлетворении заявки ОАО «Саратовские авиалинии» на оказание услуг субъектов естественных монополий по аэропорту ОАО «Ижавиа» с целью выполнения регулярных рейсов по маршруту «Ижевск-Москва-Ижевск» в период с 25.10.2015 года по 26.03.2016 года на воздушном судне Як-42.

Рассмотрев данное заявление, Удмуртское УФАС России установило в действиях ОАО «Ижавиа» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

ОАО «Ижавиа» выдано предупреждение о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем направления в адрес ОАО «Саратовские авиалинии» уведомления о том, на каких условиях и в каком объеме могут быть оказаны услуги и заключен договор оказания услуг субъекта естественных монополий в аэропорту ОАО «Ижавиа» в соответствии с заявкой ОАО «Саратовские авиалинии» исх. № 15-4931 от 08.06.2015 году. Поскольку ОАО «Ижавиа» исполнило предупреждение Удмуртского УФАС России в полном объеме в установленный срок, дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества не возбуждалось.

6) 20.02.2016 года в Удмуртское УФАС России из Удмуртской транспортной прокуратуры поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, возбужденного в отношении ОАО «Ижавиа». Удмуртским УФАС России ОАО «Ижавиа» признано нарушившим часть 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ за утверждение документации о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг бортового питания, извещение №31502164255  с отсутствием информации о сроках (периодах) оказания услуг бортового питания, что является нарушением пункта 4 части 10 статьи 4  Закона «О закупках». На общество наложен штраф в размере 5000 рублей. Штраф уплачен.

7) 04.04.2016 года в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «ТПФ Бест» на действия ОАО «Ижавиа» при проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по химической чистке и стирке вещей. По мнению заявителя ОАО «Ижавиа» необоснованно избран способ определения поставщика – закупка у единственного поставщика, при наличии конкурентного товарного рынка. Удмуртским УФАС России жалоба признана необоснованной, ОАО «Ижавиа» признан нарушившим часть 1 статьи 2 статьи 3, пункт 1 части 1  статьи 3 Закона «О закупках».

8) 23.06.2016 года в отношении АО «Ижавиа» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №ММ06-06/2016-214 по заявлению ООО «КОМОС ГРУПП», согласно которому АО «Ижавиа» необоснованно потребовало от ООО «КОМОС ГРУПП» заключения договора на невыгодных для общества условиях, что приводит или может привести к ущемлению интересов ООО «КОМОС ГРУПП» в сфере предпринимательской деятельности, создает обществу препятствия доступу на рынок оказания услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов в аэропорту АО «Ижавиа», поскольку возлагает на него необоснованные затраты, которые могут привести к росту цен на авиаГСМ и отказу контрагентов ООО «КОМОС ГРУПП» от услуг данного общества.

Дело находится в стадии рассмотрения.

 

В ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-157 Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующие факты монополистической деятельности АО «Ижавиа»:

1. Нарушение сроков рассмотрения заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-360 от 23.01.2015 года.

2. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №17-360 от 23.01.2015 года.

3. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-1739 от 13.03.2015 года.

4. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-4931 от 08.06.2015 года.

5. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-7987 от 24.09.2015 года.

6. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-8650 от 08.10.2015 года.

7. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-8651 от 08.10.2015 года.

8. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-9933 от 09.11.2015 года.

9. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-9932 от 09.11.2015 года.

10. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-751 от 03.02.2016 года.

11. Отказ в удовлетворении заявки на оказание услуг субъектов естественных монополий в аэропортах ОАО «Саратовские авиалинии» №15-869 от 08.02.2016 года.

12. АО «Ижавиа» противоправно бездействует в повышении категории ВПП по УТПЗ до 6 категории.

При этом, АО «Ижавиа» осуществляет регулярные пассажирские перевозки на ВС 6 категории по УТПЗ, тем самым, осуществляет максимально возможное количество движений ВС данной категории, что препятствует доступу в аэропорт Ижевска иных авиакомпаний, желающих осуществлять перевозку пассажиров на ВС 6 категории по УТПЗ.

13. АО «Ижавиа», совмещая виды деятельности по оказанию услуг в аэропортах и оказания регулярных пассажирских авиаперевозок, создало условия, которые ставят в неравное положение АО «Ижавиа», как авиаперевозчика, с другими потребителями при оказании услуг в аэропортах.

Таким образом, за период 2013-2016 гг. АО «Ижавиа» систематически осуществляло нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 38 Закона «О защите конкуренции» в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Таким образом, Удмуртское УФАС России считает необходимым обратиться в суд с иском о принудительном разделении АО «Ижавиа» по видам деятельности: оказание услуг в аэропортах и осуществление пассажирских перевозок.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, статьей 38, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать АО «Ижавиа» нарушившим пункт 9) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части создания препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2. Выдать АО «Ижавиа» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. В целях развития конкуренции обратиться в суд с иском о принудительном разделении АО «Ижавиа» по видам деятельности: оказание услуг в аэропортах и осуществление пассажирских перевозок.

 

 

    Председатель Комиссии                                                         <...>

 

Члены Комиссии                                                                      <...>

 

                                                                                                 <...>

 

                                                                                                 <...>

                                                                                       

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия, в ФАС России в течение месяца со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны