Решение б/н Решение по делу № ММ06-06/2014-173 в отношении ОАО «Автовокз... от 23 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР е ш е н и е
по делу № ММ06-06/2014-173
г. Ижевск
Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено «16» января 2015 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков; <…> – специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется),
в присутствии <…> – представителя ОАО «Автовокзалы Удмуртии» по доверенности,
в отсутствие представителей Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и ИП <…>, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело № ММ06-06/2014-173 в заседаниях от 19.11.2014 года и 25.12.2014 года, возбужденное в отношении ОАО «Автовокзалы Удмуртии» (426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 134, ИНН 1835074340) по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
у с т а н о в и л а:
26.08.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступили материалы проверки прокуратуры Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики по вопросу нарушения прав пассажиров на бесплатное пользование туалетами, размещенными в здании автовокзала ОАО «Автовокзалы Удмуртии». Согласно обращению журналиста газеты «УСПЕХ каждому», содержащемуся в материалах проверки, на автовокзале г. Ижевска отказываются пускать в туалет бесплатно пассажиров, прибывших из купивших билет не в кассе автовокзала.
Согласно письменным пояснениям ОАО «Автовокзалы Удмуртии» № 01/926 от 16.09.2014 г., туалетные комнаты сданы в аренду ИП <…> по договору № 05/14а от 30.12.2013 г. Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 16.09.2014 г., право бесплатного пользования туалетом предоставляется транзитным пассажирам, у которых не истек срок действия билета, и не предоставляется пассажирам, прибывшим в пункт назначения. Данную позицию занимает также ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
По мнению, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» и ИП <…>, по прибытии пассажира в конечный пункт назначения, срок действия билета истекает, и пассажир не имеет права бесплатного пользования туалетом, расположенном в здании ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 4781/07-25 от 02.10.2014 г., в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции. По мнению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, пассажир вправе бесплатно пользоваться туалетами, расположенными на автовокзалах и автостанциях ОАО «Автовокзалы Удмуртии», в том числе и по прибытию в конечный пункт назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Удмуртского УФАС России № 05-р (изм. № 229) от 17.05.2005 (изм. 22.07.2009 г.), ОАО «Автовокзалы» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%, по наименованию услуги - услуги терминалов (автостанций, автовокзалов и т.п.) в географических границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики с долей >50%. Таким образом, на ОАО «Автовокзалы Удмуртии» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».
Таким образом, в действиях ОАО «Автовокзалы Удмуртии» по передаче туалетных комнат по договору аренды ИП <…> без обеспечения возможности пассажирам, прибывшим в конечный пункт маршрута, пользоваться данными комнатами, имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части ущемления интересов пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута.
В связи с наличием в действиях ОАО «Автовокзалы Удмуртии» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, приказом Удмуртского УФАС России от 24.10.2014 г. № 627 «О возбуждении дела и создании Комиссии» было возбуждено дело № ММ06-06/2014-173.
В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.
Представители ОАО «Автовокзалы Удмуртии» в заседаниях Комиссии представленные письменные пояснения поддержали в полном объеме, факт нарушения антимонопольного законодательства признали, пояснили, что договор с ИП <…> расторгнут, лицам, имеющим билет обеспечивающий право проезда по маршруту регулярных перевозок, обеспечено право бесплатного посещения туалета, расположенного в здании ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Туалетные комнаты ОАО «Автовокзалы Удмуртии» сданы в аренду ИП <…>по договору № 05/14а от 30.12.2013 г. Согласно письменным пояснениям ИП <…> от 16.09.2014 г., право бесплатного пользования туалетом предоставляется транзитным пассажирам, у которых не истек срок действия билета, и не предоставляется пассажирам, прибывшим в пункт назначения. Данную позицию занимает также ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
По мнению ОАО «Автовокзалы Удмуртии», по прибытии пассажира в конечный пункт назначения, срок действия билета истекает, и пассажир не имеет права бесплатного пользования туалетом, расположенным в здании ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
Согласно письменным пояснениям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики № 4781/07-25 от 02.10.2014 г., в соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции. По мнению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, пассажир вправе бесплатно пользоваться туалетами, расположенными на автовокзалах и автостанциях ОАО «Автовокзалы Удмуртии», в том числе и по прибытию в конечный пункт назначения.
Предоставление в бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, является неотъемлемой частью оказания услуги по перевозке пассажиров наземным транспортом, а также услуг, оказываемых автовокзалом, автостанцией.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
ОАО «Автовокзалы Удмуртии», заключив с ИП <…> договор аренды туалетных комнат, не обеспечило условиями договора соблюдение права пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, на бесплатное пользование туалетом, расположенным в здании автовокзала. Более того, ОАО «Автовокзалы Удмуртии» поддерживает позицию ИП <…> о том, что такие пассажиры обязаны оплачивать пользование туалетом. Таким образом, действия ОАО «Автовокзалы Удмуртии», как хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов в границах городов и муниципальных районов Удмуртской Республики, имеют признаки злоупотребления доминирующим положением путем навязывания пассажирам невыгодных условий оказания услуг автовокзалов путем необоснованного требования с пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, внесения платы за пользование туалетами, расположенными в здании ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях ОАО «Автовокзалы Удмуртии» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что явилось основанием для выдачи ОАО «Автовокзалы Удмуртии» предупреждения в соответствии со статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции».
25.11.2014 года Удмуртским УФАС России выдано ОАО «Автовокзалы Удмуртии» предупреждение о необходимости прекращения злоупотребления доминирующим положением посредством навязывания пассажирам невыгодных условий оказания услуг автовокзалов путем необоснованного требования с пассажиров, прибывших в конечный пункт маршрута, внесения платы за пользование туалетами, расположенными в здании ОАО «Автовокзалы Удмуртии», путем совершения действий, направленных на обеспечение права пассажиров, имеющих билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок, на бесплатное пользование туалетами ОАО «Автовокзалы Удмуртии» в том числе по прибытии в конечный пункт маршрута.
15.12.2014 года Удмуртское УФАС России исполнило выданное предупреждение, расторгнув договор аренды, заключенный с ИП <…> (письменные пояснения № 01/1240 от 158.12.2014 г.).
На основании изложенного, учитывая исполнение предупреждения Удмуртского УФАС России, устранение нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение доступа к пользованию туалетами, расположенными в здании автовокзала, без взимания платы, пассажирам, имеющим билет, обеспечивающий право проезда по маршруту регулярных перевозок, в том числе в конечном пункте маршрута, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Автовокзалы Удмуртии».
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Дело в отношении ОАО «Автовокзалы Удмуртии» (426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красноармейская, 134, ИНН 1835074340), возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.