Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу №ММ06-06/2015-197 от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 17 марта 2016 года

изготовлено 25 марта 2016 года                                                           г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии <…> – руководитель Удмуртского УФАС России; члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – начальник юридического отдела Отделения-Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации;  <…> – начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения-Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отсутствует); <…> – главный экономист отдела банковского надзора Отделения-Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (отсутствует) (кворум Комиссии имеется),

рассмотрев в заседаниях Комиссии 03.09.2016, 22.10.2015 г., 26.01.2016 г., 24.02.2016 г., 17.03.2016 г. дело № ММ06-06/2015-197, возбужденное в отношении ПАО «Сбербанк России» (117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19, ИНН 7707083893) по признакам нарушения части 1 статьи 10, пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии: <…> – директора ООО «Вита», <…> – учредителя ООО «Вита», <…> – представителя ПАО «Сбербанк России» по доверенности, <…> - представителя ПАО «Сбербанк России» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ООО «Вита» о повышении филиалом ПАО «Сбербанк России» в г. Сарапуле - № 78 стоимости на платежные поручения по перечислению средств со счета на бумажном носителе в 2 раза (перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации), в 6 раз (перечисление средств со счета через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России) с 10.03.2015 г. и в 4 раза (перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации) и 14 раз (перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации) с 01.06.2015 г. При этом стоимость данных поручений для клиентов, использующих электронный документооборот осталась неизменна. Повышение стоимости сотрудники ПАО «Сбербанк России» объяснили заявителю наличием внутреннего приказа общества.

По результатам рассмотрения заявления Удмуртским УФАС России установлено следующее.

Решением Комитета Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк России» по корпоративному бизнесу от 20.02.2015 г. № 3 «Об изменении тарифов за перечисление денежных средств со счетов корпоративных клиентов» утверждены тарифы на:

- перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации с 10.03.2015 г. в сумме 150 рублей, с 01.06.2015 в сумме 300 рублей (ранее было 70 рублей за платеж);

- перечисление средств со счета через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России, в том числе: перечисление средств внутри одного структурного подразделения с 10.03.2015 г. в сумме 130 рублей, с 01.06.2015 в сумме 280 рублей (ранее было 20 рублей за платеж).

При этом для клиентов, использующих электронный документооборот стоимость данных услуг согласно сообщению Филиала ПАО «Сбербанк России» - Удмуртское отделение № 8618/182 составит:

- на перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации с 10.03.2015 г. в сумме 20 рублей, с 01.06.2015  в сумме 30 рублей (ранее было 20 рублей за платеж);

- на перечисление средств со счета через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России, в том числе: перечисление средств внутри одного структурного подразделения останется неизменным и составит 9 рублей за платеж.

Согласно письменным пояснениям ПАО «Сбербанк России» вх. № 2963 от 10.04.2015 г., в целях совершенствования форм расчетов, развития современных каналов обслуживания, повышения уровня клиентского сервиса, сокращения временных и операционных затрат (снижение бумажного документооборота, исключение необходимости личной явки в банк и др.) клиента, а также повышения уровня защищенности банковских операций за счет использования более надежных электронных средств защиты, банком изменены размеры тарифов, взимаемых за перечисление денежных средств со счетов при использовании бумажного документооборота и предоставлена клиентам возможность бесплатного подключения доступа к проведению операций с использованием электронного документооборота в системе дистанционного обслуживания «Сбербанк Бизнес Онлайн». ООО «Вита» уведомлено о возможности совершения операций по счету с сохранением личного контакта с сотрудниками банка (о возможности явки в операционное подразделение ПАО «Сбербанк России» для использования специально оборудованного для клиентов рабочего места, позволяющего совершать операции без оформления документов на бумажном носителе при помощи сотрудника банка).

ООО «Вита» пояснило, что не применяло дистанционное обслуживание «Сбербанк Бизнес Онлайн», так как постоянно происходит сбой со связью ОАО «Ростелеком» и отсутствует специалист в отделении ПАО «Сбербанк России» № 78 г. Сарапула по обслуживанию и консультированию по возникающим вопросам в процессе применения данной системы. Согласно пояснениям ООО «Вита», сотрудники банка проинформировали, что данный специалист находится в Нижнем Новгороде (письменные пояснения исх. № 77 от 20.05.2015 г.).

В связи с наличием в действиях ПАО «Сбербанк России» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 16.06.2015 г. № 189 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №ММ06-06/2015-197.

Определением об отложении рассмотрения дела Удмуртского УФАС России 22.10.2015 г. в действиях ПАО «Сбербанк России были доквалифицированы признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

 

Представитель ООО «Вита» поддержал заявление общества в полном объеме. Пояснил, что повышение цены на услуги по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям ПАО «Сбербанк России» произошло необоснованно, доказательств, обосновывающих необходимость повышения цены и ее размер не представлено, не предоставлен необходимый переходный период для перехода ООО «Вита» на электронный документооборот.

Представители ПАО «Сбербанк России» в полном объеме поддержали представленные письменные пояснения. Нарушение антимонопольного законодательства в действиях общества не признали. Пояснили, что перевод денежных средств в электронном и бумажном виде являются разными услугами, ООО «Вита» присутствовало на проводимом банком обучении, необходимом для пользования программой «Сбербанк Бизнес Онлайн». По мнению ПАО «Сбербанк России», директор ООО «Вита» Зеленин С.Е. единственный клиент, отрицающий положительные потребительские качества электронного документооборота. Действия банка по исключению бумажного документооборота направлены на стимулирование технического, экономического прогресса, являются инновационной деятельностью, подпадают под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции».

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие  установление финансовой организацией необоснованно высокой цены финансовой услуги.

Согласно части 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Условия признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством Российской Федерации. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2007 года № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» доминирующее положение на товарном рынке нескольких финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается в совокупности для группы лиц. С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

В целях установления доминирующего положения ПАО «Сбербанк России» на товарном рынке, Удмуртским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах Удмуртской Республики за 2014 год и 1 квартал 2015 года. По результатам анализа рынка было установлено, что ПАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах Удмуртской Республики с долей 77,85%.

ПАО «Сбербанк России» не согласилось с аналитическим отчетом, составленным Удмуртским УФАС России по результатам анализа рынка, и представило возражения на него (исх. от 09.10.2015 г.). Рассмотрев возражения ПАО «Сбербанк России» о неверном определении Удмуртским УФАС России географических границ товарного рынка, Удмуртское УФАС России пришло к выводу о необходимости учета данных возражений общества. Согласно данным возражениям ПАО «Сбербанк России», географическими границами товарного рынка является г. Сарапул, поскольку платежные документы на бумажном носителе принимаются к исполнению исключительно в том отделении Банка, в котором открыт счет, поручение по которому оформлено на бумажном носителе.

С учетом представленных ПАО «Сбербанк России» возражений, Удмуртским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики за 2014 год и 1 полугодие 2015 года. Анализ рынка проведен в соответствии с информацией представленной Отделением-Национальный Банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, а также на основании сведений, представленных хозяйствующими субъектами действующими на товарном рынке.

Продуктовые границы товарного рынка определены Удмуртским УФАС России как услуги по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц на основании пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которым осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц является отдельной банковской услугой, не имеющей заменителей.

Географические границы товарного рынка определены Удмуртским УФАС России как г. Сарапул, поскольку поступившее заявление ООО «Вита» указывает на признаки нарушения ПАО «Сбербанк России» антимонопольного законодательства на территории г. Сарапула Удмуртской Республики, а платежные документы на бумажном носителе принимаются к исполнению исключительно в том отделении банка, в котором открыт счет, поручение по которому оформлено на бумажном носителе. Кроме того, Удмуртским УФАС России установлено, что при использовании юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории г. Сарапула, электронного документооборота для направления платежных поручений в банк, им фактически не требуется выезжать за пределы г. Сарапула для осуществления платежа.

По результатам анализа рынка Удмуртским УФАС России установлено, что доля ПАО «Сбербанк России» на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики составляет 44,01%. Следовательно, ПАО «Сбербанк России» занимает на указанном рынке доминирующее положение. Удмуртским УФАС России также установлено, что цены ПАО «Сбербанк России» на услуги по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям в 13-26 раз превышают конкурентную цену банковской услуги.

ПАО «Сбербанк России» были представлены возражения на аналитический отчет исх. № 8618-86196-01/69 от 15.02.2016 г., согласно которым Удмуртским УФАС России неверно определены: продуктовые границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на нем, конкурентная цена финансовой услуги, временной интервал товарного рынка, сопоставление исследуемой цены с конкурентной ценой услуги.

По мнению ПАО «Сбербанк России», услуга по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в электронном виде и услуга по переводу денежных средств юридических лиц в бумажном виде являются разными услугами и не являются взаимозаменяемыми, поскольку имеют разные качественные характеристики, применение, условия реализации, разные цены и функциональное назначение. ПАО «Сбербанк России» считает, что опрос только 3% потребителей услуги недостаточен для выводов о взаимозаменяемости услуг.

Представленные письменные пояснения ПАО «Сбербанк России» от 17.03.2016 г. содержат повторяющиеся доводы о невзаимозаменяемости услуг по переводам денежных средств юридических лиц по платежным поручениям на бумажном носителе и услуг переводам денежных средств юридических лиц по платежным поручениям на бумажном носителе.

Удмуртское УФАС России, рассмотрев данные доводы ПАО «Сбербанк России», считает их необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», банковской услугой является перевод денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам. Представители ПАО «Сбербанк России» также пояснили, что именно такая услуга оказывается потребителям. Передача платежного поручения в бумажном виде сотруднику банка для осуществления перевода денежных средств и направление платежного поручения в банк в электронном виде посредством программы «Сбербанк Бизнес Онлайн» не являются услугами банка, а являются способами направления платежного поручения в банк. Кроме того, в случае, когда потребитель направляет платежное поручением в банк посредством программы «Сбербанк Бизнес Онлайн», какие-либо услуги банком не оказываются, а потребитель не может оказывать услугу сам себе.

Мнение потребителей услуги о ее взаимозаменяемости в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции, утверждённом Приказом ФАС России № 220 может определятся с помощью сплошного или выборочного их опроса. Удмуртским УФАС России был осуществлен выборочный опрос, анкеты направлялись в адрес клиентов ПАО «Сбербанк России» как использующих электронный документооборот, так и направлявших в банк платежные поручения в бумажном виде в соответствии с представленной ПАО «Сбербанк России» информации. При этом целью опроса потребителей услуги было установление услуги взаимозаменяемой с банковской услугой - перевод денежных средств по поручению юридических лиц по их банковским счетам. 95% опрошенных ответили, что взаимозаменяемые услуги отсутствуют, 5% опрошенных указали на возможность замены данной услуги другой услугой, но не указали какой. ПАО «Сбербанк России» также не представило информации, какой услугой могут быть заменены услуги по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц. На основании изложенного, Удмуртское УФАС России сделало верный вывод о продуктовых границах товарного рынка, поскольку оказываемая банком услуга определена Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». На основании изложенного, представленные ПАО «Сбербанк России» доводы о невзаимозаменяемости услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в электронном виде и услуг по переводу денежных средств юридических лиц в бумажном виде отклонены Комиссией Удмуртского УФАС России.

Представленный ПАО «Сбербанк России» отчет о выполнении опроса по изучению отношения клиентов ПАО «Сбербанк России» - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к услугам перечислений (перевода) денежных средств, подготовленный ООО «Коммерческие Консультации и Исследования», касается определения мнения потребителей о способах получения услуги по переводу денежных средств, не устанавливает услуг, взаимозаменяемых с услугой по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц.

Доводы ПАО «Сбербанк России» о том, что неверное определение состава хозяйствующих субъектов привело к неверному определению долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке, являются несостоятельными.

Согласно пункту 5.2. Порядка проведения анализа состояния конкуренции, утвержденного Приказом ФАС России № 220, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

Отделением-Национальный Банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации представлены сведения о платежах клиентов-юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, с использованием платежных поручений за 2014 год и 1 полугодие 2015 года на территории Удмуртской Республики. Данные сведения не содержат информации об оказании таких услуг на территории Удмуртской Республики банками: Автоградбанк, Восточный экспресс, Пробизнесбанк, Росбанк, Уралсиб. Кроме того, у банка Пробизнесбанк отозвана лицензия, у банка Восточный экспресс отсутствуют операционные офисы в г. Сарапуле. Представленные ПАО «Сбербанк России» скриншоты сайтов указанных банков не свидетельствуют о том, что они оказывали услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула в 2014 году и 1 полугодии 2015 года, поскольку сделаны 03.02.2016 г. (письменные пояснения ПАО «Сбербанк России» от 24.02.2016 г.). Удмуртским УФАС России сделаны запросы в адрес ПАО «БАНК УРАЛСИБ», ПАО «РОСБАНК», АО «Автоградбанк», внесены изменения в аналитический отчет, в результате которых доля ПАО «Сбербанк России» на рассматриваемом товарном рынке составила 44,01%.

Состав хозяйствующих субъектов определен Удмуртским УФАС России на основании официальной информации, представленной Центральным Банком Российской Федерации и является достаточным для подтверждения наличия (отсутствия) доминирующего положения ПАО «Сбербанк России» на товарном рынке.

 

Решением Комитета Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк России» по корпоративному бизнесу от 20.02.2015 г. № 3 «Об изменении тарифов за перечисление денежных средств со счетов корпоративных клиентов» утверждены тарифы на:

- перечисление средств со счета через расчетную систему Банка России или расчетную систему Сбербанка России на счет в другой кредитной организации с 10.03.2015 г. в сумме 150 рублей, с 01.06.2015 в сумме 300 рублей (ранее было 70 рублей за платеж);

- перечисление средств со счета через расчетную систему Сбербанка России на счет в структурное подразделение Сбербанка России, в том числе: перечисление средств внутри одного структурного подразделения с 10.03.2015 г. в сумме 130 рублей, с 01.06.2015 в сумме 280 рублей (ранее было 20 рублей за платеж).

 

В целях установления конкурентной цены банковской услуги Удмуртским УФАС России проведен расчет средневзвешенной цены на услуги по переводу денежных средств организации по платежным поручениям юридических лиц на счет в другой кредитной и внутри кредитной организации, установленные хозяйствующими субъектами, не занимающими доминирующее положение на товарном рынке - АО «Россельхозбанк», ПАО «Быстробанк», ПАО «АК БАРС БАНК», ПАО «БАНК УРАЛСИБ», ПАО «РОСБАНК», АО «Автоградбанк» в 2014 году и 1 полугодии 2015 года. При этом Удмуртским УФАС России установлено, что цены ПАО «Сбербанк России» на услуги по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям в 13-26 раз превышают конкурентную цену банковской услуги. Расчет конкурентной цены банковской услуги произведен в полном соответствии с Приказом ФАС России от 24.08.2012 г. № 548 «Об утверждении методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации». При расчете конкурентной цены банковской услуги использовались цены, установленные хозяйствующими субъектами, не занимающими доминирующее положение на товарном рынке, в 1 полугодии 2015 года. Расчет конкурентной цены банковской услуги представлен в таблице № 1.

 

 

Таблица 1. Расчет конкурентной цены банковской услуги

Наименование хозяйствующего субъекта

Сведения об оказанных услугах по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в электронном виде в другую кредитную организацию

Сведения об оказанных услугах по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в электронном виде внутри кредитной организации

Сведения об оказанных услугах по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в бумажном виде в другую кредитную организацию

Сведения об оказанных услугах по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в бумажном виде внутри кредитной организации

Стоимость одного платежного поручения (рублей)

Количество оказанных услуг (шт)

Стоимость одного платежного поручения (рублей)

Количество оказанных услуг (шт)

Стоимость одного платежного поручения (рублей)

Количество оказанных услуг (шт)

Стоимость одного платежного поручения (рублей)

Количество оказанных услуг (шт)

ПАО "Быстробанк

12

15275

-

-

30

2067

-

-

ПАО "АК БАРС БАНК"

17

7816

8

652

28

4949

13

498

ПАО "БАНК УРАЛСИБ"

21

10792

-

-

80

154

20

10

ПАО "РОСБАНК"

17

311

-

-

45

32

-

-

20

831

-

-

60

212

-

-

25

2228

-

-

65

66

-

-

-

-

-

-

110

172

-

-

АО "Автоградбанк"

25

161

-

-

50

5

-

-

АО "Россельхозбанк"

30

2434

-

-

60

354

-

-

30

2817

-

-

100

192

-

-

Расчет средневзвешенной цены

Сумма произведений стоимости платежей и их количества

Количество платежей

Сумма произведений стоимости платежей и их количества

Количество платежей

Сумма произведений стоимости платежей и их количества

Количество платежей

Сумма произведений стоимости платежей и их количества

Количество платежей

 

781966

42665

5216

652

290962

8203

6674

508

Конкурентная цена (перевод в другую кредитную организацию)

21,09

 

 

 

 

 

 

 

Конкурентная цена (перевод внутри кредитной организации)

10,25

 

 

 

 

 

 

 

 

Довод ПАО «Сбербанк России» о том, что в настоящее время тарифы ПАО «Быстробанк» повысились до 150 рублей, является несостоятельным, поскольку Удмуртским УФАС России рассматривается временной интервал – 2014 год, 1 полугодие 2015 года.

Доводы ПАО «Сбербанк России» о неверном определении временного интервала исследования товарного рынка основаны на том, что Удмуртским УФАС России не учтено влияние эволюционных процессов в части перехода потребителей на электронный документооборот при осуществлении переводов, ухода от бумажного документооборота, а также не проведен перспективный анализы рынка. Вместе с тем, Удмуртским УФАС России при проведении анализа рынка не рассматривались способы направления платежного поручения в банк при оказании банком услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц. Данный довод ПАО «Сбербанк России» не имеет отношения к рассматриваемому делу. Целью проведенного анализа рынка являлось установление положения ПАО «Сбербанк России» на исследуемом рынке в период поступления жалобы ООО «Вита», в связи с чем проводился ретроспективный анализ, основания для проведения перспективного анализа рынка у Удмуртского УФАС России отсутствовали.

Как установлено аналитическим отчетом по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики за 2014 год и 1 полугодие 2015 года, отклонение цены на услуги по переводу денежных средств на счет в другой кредитной организации по платежным поручениям юридических лиц ПАО «Сбербанк России» в 13 раз превышает цену конкурентной услуги, а отклонение цены на услуги по переводу денежных средств на счет внутри кредитной организации по платежным поручениям юридических лиц ПАО «Сбербанк России» в 26 раз превышает цену конкурентной услуги.

В соответствии с пунктом 10 Приказа ФАС России от 24.08.2012 г. № 548 «Об утверждении методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации», отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги признается существенным, если отклонение в большую или меньшую сторону составляет не менее 20%. Такое отличие свидетельствует о необоснованно высокой или необоснованно низкой цене на банковские услуги кредитной организации соответственно. Существенное отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов кредитной организации.

Вместе с тем, ПАО «Сбербанк России» не предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих рост расходов на оказание услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц на бумажном носителе, учитывая, что переводы по платежным поручениям в электронном виде общество осуществляет по цене 9-30 рублей.

Согласно письменным пояснениям ПАО «Сбербанк России» от 14.08.2015 г., причиной повышения тарифа на перечисление денежных средств со счетов корпоративных клиентов на основании платежных поручений на бумажных носителях является участие ПАО «Сбербанк России» в решении одного из направлений приоритетной государственной задачи по внедрению инновационных удаленных сервисов во всех областях экономики, в т.ч. в банковской сфере. Тарифная политика Банка направлена на совершенствование технологий осуществления расчетов путем активного использования дистанционных каналов обслуживания клиентов, применения интернет-банкинга, снижающего временные и операционные затраты клиентов, обеспечивающего переход к качественно новой модели взаимодействия банка и клиента. На современном этапе развития банковских технологий услуга по перечислению денежных средств со счетов клиентов посредством исполнения платежных поручений на бумажном носителе практически полностью эволюционировала, т.е. повсеместно произошла планомерная заменена платежных поручений на бумажных носителях более технологичным, удобным и дешевым аналогом - платежными поручениями в электронном виде, которые передаются в кредитную организацию путем электронного документооборота.

Как указывает ПАО «Сбербанк России», согласно статистическим данным, содержащимся в приложении к письму Банка России от 13.04.2015 № 012-42-1/3319, в девяти кредитных организациях на территории Удмуртской Республики за 2014 год доля платежных поручений в электронном виде в общем объеме платежных поручений юридических лиц варьировалась от 74 % (филиал № 15 АКБ Мособолбанк ОАО) до 97 % (Филиал ОАО «Рост Банк» в г.Ижевске). Также Банк России пояснил предусмотренную нормативными актами возможность замены бумажных носителей на электронный вид при формировании платежных поручений. Согласно статистическим данным, консолидированным по всем кредитным организациям Российской Федерации и размещенным на сайте Банка России, доля платежных поручений в электронном виде в общем объеме платежных поручений юридических лиц за 2014 год составила 87 %, а за первый квартал 2015 года - 89 %. Таким образом, совершенствование банковских технологий за счет замещения бумажных носителей электронным документооборотом является неотъемлемым элементом операционной деятельности любой современной кредитной организации. Более того, данная задача решается не только на уровне каждой кредитной организации; системная работа по переходу субъектов финансового рынка на электронное взаимодействие проводится Банком России совместно с органами государственной власти (письмо Ассоциации российских банков в адрес Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиулиной от 14.07.2015 № А-02/5-ЗЗО).

Кроме того, ПАО «Сбербанк России» ссылается на государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 (далее - Программа), а также мероприятия, реализованные и запланированные для реализации в рамках Программы. Программа включает различные подпрограммы, соответствующие основным государственным и рыночным финансовым сферам, в частности - Подпрограмму «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений» (далее - Подпрограмма 1) и Подпрограмму - «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - Подпрограмма 2).

Как указывает ПАО «Сбербанк России», приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в ряде стратегических документов. В отношении вопросов управления финансовыми рынками таким документом является «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», принятая Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в апреле 2011 года (далее - Стратегия). В Стратегии особым образом выделены вопросы развития и внедрения современных банковских технологий в Российской Федерации. При этом отмечено, что Правительство РФ и Банк России решают задачу по обеспечению условий для применения в банковской деятельности новейших информационных технологий, в том числе технологии дистанционного банковского обслуживания, электронных средств платежа, электронной обработки платежной информации на основе внедрения инноваций в сфере высокотехнологичных банковских продуктов, а кредитные организации - задачу по существенному расширению инвестиций в передовые банковские технологии и банковские продукты, которые характеризуют интенсивную модель развития банковского сектора. Следовательно, Правительство РФ и Банк России процесс внедрения в банковскую сферу современных технологий и дистанционного обслуживания клиентов рассматривают как стратегическое направление государственной политики. Использование аналогичных технологичных решений предполагается и для управления государственными финансами. В частности, в соответствии с Подпрограммой 2 создается система управления общественными финансами «Электронный бюджет», положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 658 (далее - Система «Электронный бюджет»). Система «Электронный бюджет» направлена на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами, на автоматизацию процессов составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; целью реализации данной системы является переход на юридически значимый электронный документооборот, в т.ч. при управлении доходами и расходами, распоряжении денежными средствами бюджета.

Работа системы «Электронный бюджет» основана на ведении Федеральным казначейством (территориальными органами Федерального казначейства) реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - реестр), в электронной форме, предоставлении лицами, включенными в реестр, информации в форме электронного документа (за исключением информации, содержащей сведения, составляющую государственную тайну).

Приказом Минфина России от 23.12.2014 № 163н определены сроки, при наступлении которых включение информации и документов в реестр будет осуществляться только в электронном виде - 1 июня 2015 и 1 января 2016 (в зависимости от статуса лиц, включенных в реестр). Невключение информации в реестр приведет к невозможности совершать операции на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства.

В целях соблюдения установленных сроков перехода на электронную работу реестра Федеральным казначейством и Министерством финансов проводится активная работа, включая проведение тематических семинаров, «круглых столов» и совещаний. В частности, по инициативе Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике 18 июня текущего года состоялось заседание «круглого стола» с руководством Министерства финансов Удмуртской Республики, на котором обсуждались вопросы подключения финансовых органов и ГРБС Удмуртской Республики к компонентам системы «Электронный бюджет».

Таким образом, и Подпрограмма 1, ориентированная на управление финансовыми рынками, в т.ч, рынком банковских услуг, и Подпрограмма 2, направленная на управление государственными финансовыми, имеют общую цель - рост конкурентоспособности национальной экономики, и используют единые механизмы - внедрение современных технологий и электронного документооборота.

Вклад ПАО «Сбербанк России» в реализуемое на уровне государства стимулирование технического и экономического прогресса заключается в развитии дистанционных способов обслуживания клиентов, электронного документооборота, обеспечения качества предоставляемого платежного сервиса на уровне мировых стандартов, которые, несомненно, сопряжены с преимуществами для каждого клиента.

Письменными пояснениями ПАО «Сбербанк России» от 26.01.2016 г., общество также сообщило, что наличие и размер тарифа Банка за перечисление денежных средств со счетов корпоративных клиентов с использованием платежных поручений на бумажных носителях (далее - услуга без ЭДО) объясняется участием Банка в решении одного из направлений приоритетной государственной задачи по внедрению инновационных удаленных сервисов в банковской сфере, в обеспечении соответствия уровня и качества оказываемых банковских услуг мировому уровню, что в итоге приводит к повышению качества клиентского сервиса, получению клиентами выгод, в т.ч. финансовых.

По мнению ПАО «Сбербанк России», целесообразность и правомерность рассматриваемых в деле № ММ06-06/2015-197 действий Банка подтверждается не только программными документами Правительства Российской Федерации, но и «Основными направлениями развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», утвержденными Центральны банком Российской Федерации. В частности, ПАО «Сбербанк России» ставит задачу - осуществить «переход к дистанционному безбумажному взаимодействию, позволяющему сделать финансовый рынок экстерриториальным, то есть доступным потребителям финансовых услуг в любое время вне зависимости от их местоположения или местоположения финансовых организаций»; обозначает основное препятствие для решения этой задачи - «психологический или поведенческий барьер, обусловленный во многом неосведомленностью граждан или недостатком у них информации о возможном использованиям безбумажных способов совершения тех или иных финансовых операций, а также недоверия к новым формам взаимодействия»; указывает в качестве инструментария для преодоления возникающих препятствий «повышение удобства работы посредством обучения использованию электронных финансовых услуг, а также предоставление потребителям более выгодных условий при использовании электронных форм взаимодействия».

Также ПАО «Сбербанк России» указало, что Банк России выделяет совершенствование механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке в отдельную самостоятельную задачу и включает отдельным разделом в План мероприятий (дорожную карту) Банка России. Организация решения и, соответственно, контроль за решением этой задачи (т.е. задачи по совершенствованию механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке) осуществляется на уровне Правительства Российской Федерации, что подтверждает особую значимость данной деятельности на федеральном уровне.

«План мероприятий («дорожная карта») по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке» утвержден 18.05.2015 года заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, предварительно рассмотрен Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

На сайте Правительства РФ отмечается, что целями этого Плана, в частности, являются:

- «уменьшение доли бумажного документооборота на финансовом рынке вплоть до его полного исключения»;

- «повышение операционной эффективности, снижение непрофильных затрат финансовых организаций и, как следствие, повышение конкурентоспособности финансового сектора».

По мнению ПАО «Сбербанк России», рассматриваемые в деле № ММ06-06/2015-197 действия общества, отвечают государственным интересам, соответствуют принятой на федеральном уровне концепции развития финансового рынка, способствуют повышению качества предоставляемых клиентам услуг и конкурентоспособности российских кредитных организаций на международном уровне.

Достижение поставленных Правительством РФ целей осуществляется ПАО «Сбербанк России» не только путем инвестирования и развития средств электронного документооборота как более привлекательной для клиента услуги за счет качества, удобства, надежности, а также путем установления более выгодных ценовых условий по сравнению с бумажным документооборотом (в связи с необходимостью полного его исключения), что абсолютно соответствует позиции Банка России, изложенной в вышеуказанных «Основных направлениях развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов».

При этом, ПАО «Сбербанк России» указало, что на современном этапе имеются все основания для повсеместного внедрения электронного документооборота:

- доля операций с оформлением платежных поручений на бумажных носителях в общем количестве операций составляет менее одного процента (0,05 % - в 2015 году и 0,24 % - в 2014 году;

- интернет-покрытие для функционирования систем электронного документооборота достаточно и по географическому охвату, и по качеству связи.

Кроме того, ПАО «Сбербанк России» представило ходатайство о приобщении доказательств от 24.01.2016 г. с приложением копии письма Агентства информатизации и связи Удмуртской Республики от 16.02.2016 г. № 01-29/0241, согласно которому внедрение электронных услуг является инновационной деятельностью вне зависимости от области применения.

Учитывая изложенные письменные пояснения, ПАО «Сбербанк России» считает, что действия общества по повышению стоимости услуг по переводам средств юридических лиц на бумажном носителе в целях его исключения и осуществления таких переводов в электронном виде являются допустимыми в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона, а также соглашения о совместной деятельности, заключенные между хозяйствующими субъектами-конкурентами, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Кроме того, представитель ПАО «Сбербанк России» в ходе рассмотрения дела пояснил, что с заявлением о несогласии с установленными тарифами обратилось только ООО «Вита», что не свидетельствует о том, что нарушены интересы неопределенного круга потребителей.

ООО «Вита» является субъектом предпринимательской деятельности. Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности запрещены в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции»

ПАО «Сбербанк России» не представлены какие-либо доказательства того, что повышение обществом стоимости услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в бумажном виде направлено на совершенствование оказания им таких услуг, стимулирование технического, экономического прогресса, а также что указанные действия общества не налагают на третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей такого повышения.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно пояснениям ООО «Вита» исх. № 254 от 20.11.2015 г., ООО «Вита» не имеет возможности заменить расчеты по платежным поручениям иными расчетами по иным платежным документам, так как это связанно с покупкой нового компьютера, принятием на работу в штат ООО «Вита» сетевого программиста, покупкой и установкой программы и проведения высокоскоростного Интернета и т.д. Все это приводит к увеличению необоснованных затрат и дополнительного финансирования данного проекта, а на сегодняшний день в ООО «Вита» как и по всей России кризис, т.е. отсутствие денег на дополнительные проекты. ООО «Вита» сотрудничает по поставке товара со следующими хозяйствующими субъектами: ООО «Радиан М» (г. Набережные Челны), ООО «ТД Радиан» (г. Набережные Челны), ООО «Бином» (г. Ижевск), ООО «НИКО» (Набережные Челны), ООО «Кортик» (г. Ижевск), ИП <…> (г. Ижевск), ИП <…> (г. Ижевск), ООО «Сервис-Ключ» (г. Самара), ООО «Подшипник» (г. Ижевск), ООО «УКС» (г. Москва), ООО «Автолидер» (г. Москва) и т.д., осуществляя 98-110 платежей платежными поручениями в месяц. ПАО «Сбербанк России» не обоснованно поднимает расценки за свои услуги в несколько раз (до 14 раз), тем самым нанося финансовый ущерб ООО «Вита» и создавая неблагоприятные условия для ведения бизнеса ООО «Вита» в г. Сарапуле.

ПАО «Сбербанк России» представлены письменные пояснения от 17.03.2016 г., согласно которым количество производимых платежей ООО «Вита» значительно меньше указанного в письменных пояснениях ООО «Вита». Вместе с тем, данные письменные пояснения ПАО «Сбербанк России» подтверждают, что обществом велась предпринимательская деятельность, а повышение стоимости платежных поручений привело или могло привести к увеличению затрат общества, а соответственно к ущемлению его интересов в сфере предпринимательской деятельности

Представитель ООО «Вита» неоднократно пояснял об отсутствии у ООО «Вита» возможности осуществления платежей посредством электронного документооборота. Также пояснял, что ПАО «Сбербанк России», повышая стоимость услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям, не организовало необходимого переходного периода. О повышении тарифов общество было уведомлено за несколько дней до него, т.к. решение Комитета Западно-Уральского банка ПАО «Сбербанк России» по корпоративному бизнесу «Об изменении тарифов за перечисление денежных средств со счетов корпоративных клиентов» № 3 было принято 20.02.2015 г., а повышение тарифа произошло уже 10.03.2015 г.

ПАО «Сбербанк России» обосновывает действия ООО «Вита» наличием предубеждений руководителя о плохой работе сети Интернета, неясности в работе программы, отсутствии специалиста по обслуживанию программы в г. Сарапуле, невозможности осуществления платежей в электронном виде. При этом ПАО «Сбербанк России» ссылается на то, что на территории Российской Федерации имеется необходимое покрытие сети Интернет, представитель ООО «Вита» имеет право прийти в офис ПАО «Сбербанк России» и провести платеж на оборудовании общества.

Однако у потребителя может отсутствовать доступ к сети Интернет, для осуществления платежей через сеть Интернет необходимо принятие мер защиты программного обеспечения компьютера от стороннего воздействия. Нежелание потребителя осуществлять платежи на оборудовании банка также может быть обусловлено объективными причинами.

ПАО «Сбербанк России» фактически лишает потребителя права направления в банк платежного поручения в бумажном виде, устанавливая необоснованно высокую цену на такие платежные поручения. Обязанность хозяйствующих субъектов направления в кредитную организацию платежных поручений исключительно в электронном виде не установлена нормативно правовыми актами Российский Федерации.

На основании изложенного, Удмуртским УФАС России не установлено, что указанные действия ПАО «Сбербанк России» подпадают под исключения, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции». Кроме того, нарушение пункта 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», не подпадает под исключения, установленные частью 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции».

Изложенные в письменных пояснениях ПАО «Сбербанк России» от 17.03.2016 г. сведения о материалах деятельности Экспертного совета по информационным технологиям ФАС России и Решение Президиума ФАС России от 24.02.2016 г. № 5 «Оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке» не имеют отношения к рассматриваемому делу. Удмуртское УФАС России не отрицает значимость электронного документооборота, вместе с тем действия общества по переходу на него не должны приводить к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно выписке из Решения Комитета Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России» по корпоративному бизнесу от 20.02.2015 г. № 3 § 16-О стоимость платежных поручений на счет в другой кредитной организации составляет 300 рублей с 01.06.2015 г. и 280 рублей на счет внутри структурного подразделения ПАО «Сбербанк России».

Расчет конкурентной цены банковской услуги Удмуртским УФАС России проведен в приложении № 2 к аналитическому отчету. Конкурентная цена на услуги по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лица на счет в другой кредитной организации составила 21,09 рублей, на счет внутри кредитной организации 10,25 рублей.

Таким образом, Удмуртским УФАС России установлено, что цены ПАО «Сбербанк России» на услуги по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям в 13-26 раз превышают конкурентную цену банковской услуги.

Согласно статье 4 Закона «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- необоснованно высокая цена финансовой услуги - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

- признаком ограничения является – рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

ПАО «Сбербанк России» не представлены какие-либо документы, подтверждающие обоснованность повышения тарифов на перечисление средств со счета юридических лиц при использовании платежных поручений на бумажном носителе.

На основании изложенного, Удмуртским УФАС России установлено, что цены на услуги по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям ПАО «Сбербанк России» являются необоснованно высокими ценами финансовой услуги, поскольку они существенно отличаются от конкурентной цены финансовой услуги и оказывают негативное влияние на конкуренцию, что проявляется в росте цены, не связанном с изменениями общих условий обращений товара на товарном рынке.

Учитывая, что ПАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по переводу денежных средств юридических лиц по платежным поручениям в географических границах г. Сарапула в рассматриваемый временной период, в его действиях содержится нарушение пункта 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства ПАО «Сбербанк России» Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение о выдаче обществу предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить применение необоснованно высокой цены на услуги по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики;

- рассчитать и установить обоснованную цену на услуги по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула Удмуртской Республики.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушение пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по переводу денежных средств по платежным поручениям юридических лиц в географических границах г. Сарапула путем установления необоснованно высокой цены финансовой услуги.

2. Выдать ПАО «Сбербанк России» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                       <…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение также может быть обжаловано в ФАС России.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны