Решение №ММ06-06/2015-402 Решение по делу № ММ 06-06/2015-402 о нарушении антимонополь... от 20 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть оглашена 17 мая 2016 года

В полном объёме решение изготовлено 20 мая 2016 года

г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – <…> - руководитель Управления;

Члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (Кворум комиссии имеется),

рассмотрев материалы дела № ММ 06-06/2015-402, возбужденного по признакам нарушения ООО "Подъемные системы" (426006, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Баранова, 31, ИНН 1834035500) и ЗАО "Удмуртлифт" (426075, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Союзная, 121, ИНН 1834100406), пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии:

представителя ответчика – ООО «Подъемные системы» – <…>, решение общего собрания участников ООО «Подъемные системы» от 08.09.2011 г.,

представителей ответчика – ЗАО «Удмуртлифт» – юрисконсульта <…>, доверенность № 301р от 01.03.2016 г. и <…>, доверенность № 2-зао от 01.10.2015 г.,

 

в отсутствие:

представителей заинтересованных лиц – БУЗ УР «Городская больница № 3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике», уведомленных надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.08.2015 г. Удмуртским УФАС России по собственной инициативе возбуждено дело № ММ 06-06/2015-402 в отношении ЗАО «Удмуртлифт», ООО «Подъемные системы» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах.

Определением о назначении дела № ММ 06-06/2015-402 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.08.2015 г. Рассмотрение назначено на 11.11.2015 г.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 11.11.2015 г. срок рассмотрения продлен до 25.05.2016 г.

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 11.11.2015 г. Рассмотрение назначено на .10.02.2016 г.

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 10.02.2016 г. Рассмотрение назначено на 05.04.2016 г.

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 05.04.2016 г. Рассмотрение назначено на 22.04.2016 г.

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 22.04.2016 г. Рассмотрение назначено на 05.05.2016 г.

Определением об отложении рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-402 от 05.05.2016 г. Рассмотрение назначено на 17.05.2016 г.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции: положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем в статье 11, в статьях 11.1 и 32 Закона о защите конкуренции понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

 

Оснований для признания ООО "Подъемные системы" (Учредитель – <…>, директор –<…>), ЗАО "Удмуртлифт" (Учредители – в состав учредителей общества входят 83 физических лица обладающих долями от 0,22% до 12,13%, в числе которых присутствует <…> с долей 2,25%, генеральный директор – <…>) входящими в одну группу лиц по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев материалы дела, заслушав представленные пояснения, установила следующее:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация от ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – торговая площадка) (вх. № 1086 от 11.02.15г. и № 6569 от 14.08.2015г.), свидетельствующая о наличии признаков нарушения ст. 11 Закона «О защите конкуренции». По результатам ее рассмотрения установлено следующее.

В сети интернет на сайте zakupki.gov.ru:

31.03.2014г. в 19:02 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313100000314000033 предметом, которого являются: услуги по комплексному техническому обслуживанию лифтов, систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи. Согласно извещению, заказчиком является Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН=1833034221 КПП=184101001). НМЦ контракта составляет: 67464.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 674.64 рублей.

18.04.2014г. в 17:13 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113200000114000516 предметом, которого является: осуществление закупки услуг по техническому обслуживанию лифтов. Согласно извещению, заказчиком является бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Городская больница №3 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» (ИНН= 1832019911 КПП= 183201001). НМЦ контракта составляет: 149882.64 рублей, а размер обеспечения заявки: 1498.83 рублей.

16.06.2014г. в 18:30 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0113100005114000044 предметом, которого является: оказание услуг по техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования в здании Верховного Суда Удмуртской Республики. Согласно извещению, заказчиком является Верховный Суд Удмуртской Республики (ИНН=1835048685, КПП=184101001). НМЦ контракта составляет: 165801.60 рублей, а размер обеспечения заявки: 1658.02 рублей.

Участниками аукционов № 0313100000314000033, 0113200000114000516 и 0113100005114000044, являлись: ООО "Подъемные системы" (ИНН= 1834035500) и ЗАО "Удмуртлифт" (ИНН= 1834100406).

Участник закупки

Дата и время подачи заявки

IP-адрес, с которого осуществлялся вход в личный кабинет

№ 0313100000314000033

ЗАО "Удмуртлифт"

2014-04-04 10:29:29

84.201.252.79

ООО "Подъемные системы"

2014-04-04 10:38:29

84.201.252.79

№ 0113200000114000516

ЗАО "Удмуртлифт"

2014-04-25 10:22:22

84.201.252.79

ООО "Подъемные системы"

2014-04-25 12:29:29

84.201.252.79

№ 0113100005114000044

ООО "Подъемные системы"

2014-06-07 13:11:17

84.201.252.79

ЗАО "Удмуртлифт"

2014-06-07 13:15:52

84.201.252.79

Фактическим адресом расположения участников, указанным на электронно-торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», является: 426006, Удмуртская Респ., г. Ижевск, ул. Баранова, д.31.

Торги по вышеназванным аукционам проходили по принципу минимального снижения цены, следующим образом:

Номер извещения

Участник

Дата подачи ценового предложения

Предложенная цена

Статус предложения

IP адрес

Пользователь

0313100000314000033

ООО "Подъемные системы"

2014-04-14 09:06:23.163

67126.68

Ставка принята

84.201.252.79

<…>

0113200000114000516

ООО "Подъемные системы"

2014-05-12 09:18:33.147

149133.23

Ставка принята

84.201.252.79

<…>

0113100005114000044

ООО "Подъемные системы"

2014-06-16 10:35:27.620

164972.59

Ставка принята

84.201.252.79

<…>

Таким образом ЗАО «Удмуртлифт» не было подано не одного ценового предложения, хотя во всех трех аукционах общество подавало заявки, в которых выражало согласие по предмету аукциона.

В аукционах №: 0313100000314000033, 0113200000114000516 и 0113100005114000044, победителем было признано ООО "Подъемные системы" со снижением 1% от НМЦ.

В качестве контакта у участников закупок ООО "Подъемные системы" и ЗАО "Удмуртлифт", указана электронная почта: market@udmurtlift.ru, при этом на официальном сайте ЗАО "Удмуртлифт" в разделе контакты (http://udmurtlift.ru/kontakty.html), в качестве электронной почты у специалиста по маркетингу Степановой Ксении Михайловны также указана электронная почта: market@udmurtlift.ru.

При подаче первых частей заявок участниками на фирменных бланках, представленных на площадку в отсканированном виде, так же использовались общие контактные данные, а именно: электронная почта market@udmurtlift.ru и телефонный номер <...> ) 312-767.

 

В рамках рассмотрения дела также был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования в географических границах города Ижевска за 2014 г. В аналитическом отчете, к которому:

  1. временной интервал анализа рынка определен как 2014 год;
  2. продуктовые границы товарного рынка определены как техническое обслуживание лифтового оборудования;
  3. географические границы исследуемого рынка определены как г. Ижевск;
  4. установлено наличие конкурентных отношений между ООО "Подъемные системы" и ЗАО "Удмуртлифт".

 

На основании приказа Удмуртского УФАС России №41 от 03.03.2016г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «Удмуртлифт», по результатам которой произведен Осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого лица, а именно кабинета №37 «Коммерческий отдел», служебного компьютера <…> специалиста по маркетингу ЗАО «Удмуртлифт».

По результатам анализа представленных документов установлено следующее.

В ходе осмотра компьютера установлено наличие на компьютере в хранилище сертификатов открытых частей подписей <…> (период действия: с 01.07.2014 по 01.07.2015), а также <…> (период действия: с 20.06.2014 по 20.06.2015).

Данный факт может свидетельствовать об использовании общего компьютера для подписи электронных документов.

Кроме того, на компьютере обнаружены 7 видов бланков ООО «Подъемные системы», используя данные бланки, а также электронные подписи в совокупности, в распоряжении ЗАО «Удмуртлифт» имелась возможность направлять юридически значимые документы по средствам электронной переписки от имени директора ООО «Подъемные системы», в том числе и на электронные торговые площадки.

Также на компьютере были обнаружены отсканированные варианты документов ООО «Подъемные системы», а именно: Решение единственного участника ООО «Подъемные системы» от 10.01.2013 года, о предоставлении полномочий директору ООО «Подъемные системы» <…> на получение аккредитации от имени общества на электронных торговых площадках, Приказ № 180 от 08.09.2011 о вступлении в должность директора <…>, с приложением Протоколом общего собрания участников ООО «Подъемные системы» от 08.09.2011 года, отсканированные 2-6 страницы паспорта <…>, отсканированный СНИЛС на имя <…> (все документы заверены директором ООО «Подъемные системы» <…>), а также Платежное поручение от 08.05.2015 на сумму 7 434 рубля от ООО «Подъемные системы» в адрес ООО «Электронный экспресс», в качестве назначения платежа содержащее указание «за услуги по обеспечению ЮЗД для участия в эл.торгах по сч.322320 от 20.04.15г., в т.ч. НДС 18% - 1134 руб.», со статусом исполнено. Заявление на изготовление квалифицированного сертификата на имя <…> Спецификация услуг ЮДЗ № ЮДЗ ДУ-2 к Договору №ДУ/14-36266 от 20.06.2014 года, между ООО «Подъемные системы» и ООО «Гарант-Право» на оказание услуг по обеспечению ЮЗД для участия в электронных торгах, включая сопровождение сертификата ЭЦП».

При этом данный набор документов является практически полным, в зависимости от удостоверяющего центра он может отличатся, для выпуска электронной подписи на данное лицо, а также часть из этих документов может быть использована при аккредитации на электронной торговой площадке, либо при подаче заявок для участия в торгах. Данные документы не являются общедоступными и не могли быть переданы без ведома директора ООО «Подъемные системы», следовательно, директор ООО «Подъемные системы» добровольно передал документы в распоряжение ЗАО «Удмуртлифт», при этом их заверив.

Также установлены документы:

  1. Договор возмездного оказания услуг от 29.07.2015 г. между ООО «Подъемные системы» и ИП Беляевой О.А.;
  2. Акт сверки за период с 01.01.2014г. по 24.03.2015г., между ООО «Подьемные системы» и ООО «ЭЛ-ЭС»;
  3. Платежное поручение № 002709 от 21.07.2014 с указанием в качестве плательщика ООО «Подъемные системы» на имя получателя ООО «ЭЛ-ЭС» в размере 35 920 руб.;
  4. Коммерческое предложение ООО ТД «Мой ЗиП» № 15742 от 16.03.2015г. в адрес ООО «Подъемные системы» на сумму 28 742, 21 руб.;
  5. Договор от 19.03.2015 между ООО «Подъемные системы» и ЗАО «ЛАТРЭС»;
  6. Договор от 30.09.2015 г. между ООО «КонфиМакс» и ООО «Подъемные системы»;
  7. Счет № 14-00293038157 от 25.06.2014г. ООО «Деловые линии» в адрес плательщика ООО «Подъемные системы».
  8. Счет на оплату № Е2276 от 30.11.2014г. в адрес покупателя ООО «Подъемные системы» от поставщика ООО «Логистика».

Все 8 вышеперечисленных документов носят внутренний, оперативный характер, таким образом на компьютере сотрудника ЗАО «Удмуртлифт» располагаются документы ООО «Подъемные системы», учитывая временной интервал документов с 25.06.2014г. по 30.09.2015г., сотрудник ЗАО «Удмуртлифт» имел возможность ознакомления с внутренними документами ООО «Подъемные системы» в указанный временной интервал.

В результате осмотра компьютера также установлены следующие документы:

  1. Реквизиты ООО «Подьемые системы» где в качестве контактных телефонов указаны: 31-14-75, 31-27-67, 31-13-38;
  2. Отчет подарки на 8 марта, содержащий количество подарков ООО «Подъемные системы», ООО «Союзлифт», ООО «Удмуртлифт», ЗАО «Удмуртлифт» АСВ, ЗАО «Удмуртлифт»;
  3. Сводный перечень с названием «Подарки 8 марта», ЗАО «Удмуртлифт», ООО «Подъемные системы», ООО «Союзлифт», ООО «Удмуртлифт», содержащий списки сотрудников данных организаций с указанием их должностей и паспортных данных, при этом паспортные данные физических лиц являются особой категорией информации – персональными данными Федеральный закон №152-ФЗ «О персональных данных», устанавливает особый режим обращения данной категории информации, а также особый порядок их передачи третьим лицам, кем является ЗАО «Удмуртлифт» по отношению к ООО «Подъемные системы», ООО «Союзлифт», ООО «Удмуртлифт».
  4. Сводный перечень с названием «Подарки на 23 февраля», аналогичный по содержанию пункту 3.
  5. Документ с названием «Список, корпоратив 6 марта», содержащий указание ФИО сотрудников как ЗАО «Удмуртлифт», так и сотрудников ООО «Подъемные системы», в том числе и директоров обществ <…> и <…>.

На основании вышеперечисленных документов можно сделать вывод о взаимодействии сотрудников ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» по вопросам, непосредственно не относящимся к рабочим.

Также на компьютере обнаружен отсканированный файл доверенности ООО «Подьемные системы» № 2 от 11.01.2015г. на имя <…> (являющейся сотрудником ЗАО «Удмуртлифт»), наделяющей ее правом представлять общество в налоговых органах сроком на три года.

Кроме того, на компьютере установлен образ виртуальной системы Windows 7 в котором содержатся:

  1. В хранилище сертификатов: открытые ключи электронных подписей <…> (на периоды: с 01.07.2014г. по 01.07.2015г. и с 21.05.2014г. по 21.05.2015г.), <…> (на период с 20.06.2014г. по 20.06.2015г.) наделенные правом использования их при участии в электронных торгах,
  2. Платежное поручение № 002832 от 22.08.2014г., содержащее в реквизитах: плательщик – ООО «Подъемные системы», получатель – ФКУЗ «МСЧ МВД России по УР», назначение платежа: «Для обеспечения исполнения государственного контракта на тех обслуживание лифтов на 2014г. НДС не облагается».

 

Согласно пояснениям ООО «Подъемные системы» общество считает, что:

- совпадение IP-адреса объясняется тем, что общество на праве договора субаренды занимает один участок с ЗАО «Удмуртлифт», кадастровый номер участка 18:26:030018:190, в связи с экономической нецелесообразностью заключения договора с другим оператором связи и невозможностью выхода в интернет по отдельному каналу связи. Доступ в интернет обществу предоставляет ЗАО «Удмуртлифт», при этом само ЗАО «Удмуртлифт» получает данные услуги по договору оказания услуг связи заключенному между ЗАО «Удмуртлифт» и АО «ЭР-Телеком Холдинг»;

- использование телефонного номера 312-767 обусловлено принципом диспетчеризации звонков для всех арендаторов здания, через данный номер;

- использование бланка, содержащего реквизиты ЗАО «Удмуртлифт» было по причине технической ошибки исполнителя;

Комиссия отклоняет данные доводы ООО «Подъемные системы» о совпадении  IP-адреса, телефона, а также использование «старого бланка», на основании того, что по результатам проверки, проведенной в отношении ЗАО «Удмуртлифт», установлен компьютер, через который было скоординировано взаимодействие обществ.

Согласно пояснениям ЗАО «Удмуртлифт» общество считает, что:

- совпадение IP-адреса объясняется тем, что общество на праве договора субаренды представило помещения ООО «Подъемные системы», вместе с доступом к сети интернет;

- использование телефонного номера 312-767 обусловлено принципом диспетчеризации звонков для всех арендаторов здания, через данный номер;

- отсутствие ценовых предложений в аукционах объясняется: 14.04.2014г.- служебной командировкой сотрудника, ответственного за участие торгах, а также нахождение лица, замещающего его при проведении торгов, в отпуске; 12.05.2014г. - отсутствием ЭЦП на момент проведения торгов в организации, 19.06.2014г.- отсутствием электроэнергии в здании, где расположен компьютер, с которого проводились торги;

Комиссия отклоняет данные доводы ЗАО «Удмуртлифт» о совпадении IP-адреса, телефона, а также невозможность участия в силу субъективного фактора, на основании того, что по результатам проверки, проведенной в отношении ЗАО «Удмуртлифт», установлен компьютер, через который было скоординировано взаимодействие обществ.

 

Следует отметить, что открытый аукцион или открытый конкурс являются конкурентными способами закупки, поскольку информация об их проведении размещается в открытом доступе для неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из установленных законом принципов контрактной системы в сфере закупок, сама закупка есть ни что иное как возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в конкретной закупке. При этом должны соблюдаться принцип конкуренции как заказчиком, так и участниками закупки.

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что ООО "Подъемные системы" и ЗАО "Удмуртлифт" осуществляли совместную подготовку и/или координирование своих действий по участию в аукционах № 0313100000314000033, 0113200000114000516 и 0113100005114000044.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Факт того, что ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы», являются самостоятельными субъектами гражданского оборота, подтверждается анализом состояния конкуренции на рынке оказания услуг по техническому обслуживанию лифтового оборудования в географических границах города Ижевска за 2014 г.. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия по кооперации и консолидации ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Комиссия отклоняет доводы ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» об отсутствии антиконкуренного соглашения между ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы», поскольку материалами дела в совокупности подтверждается факт антиконкурентного соглашения.

Приведенная схема действий указанных хозяйствующих субъектов явилась следствием достигнутого между ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на аукционах.

Каждый из Ответчиков осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, Ответчики не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

         Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.

         Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

Таким образом, учитывая все вышеустановленные факты в совокупности, Удмуртским УФАС России установлен факт договоренности в устной форме (устное картельное соглашение) между хозяйствующими субъектами ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы», которая привела к поддержанию цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

На заседание Комиссии 17.05.2016г. ЗАО «Удмуртлифт» представлены письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2015-402. По мнению общества, выводы, изложенные в заключении, не соответствуют действительности на основании следующих фактов:

  1. «В период 2013-2015гг ЗАО «Удмуртлифт» не осуществляло техническое обслуживание лифтов KONE, соответственно ЗАО «Удмуртлифт» не являлось и не является конкурентом ООО «Подъемные системы» по данному виду товарного рынка.»

Данное возражение не принимается Комиссией на основании того, что в ранее представленных пояснениях ЗАО «Удмуртлифт» указывало на то, что было намерено участвовать в торгах на конкурентной основе, отсутствие ценовых предложений при участии в торгах было вызвано исключительными обстоятельствами.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Являясь участниками закупок, Ответчики обязаны были соблюдать принципы добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок, однако этого сделано не было, ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» отказались от добросовестной ценовой и неценовой конкуренции.

  1.  «Все документы, находившиеся на компьютере и связанные с ООО «Подьемные системы», относятся к периоду после 16.06.2014г., т.е. за пределами временного интервала, в которых проводились торги, и относятся к личному взаимодействию <…> с директором ООО «Подъемные системы» и не могут служить доказательством скоординированных действий.

<…> работает в ЗАО «Удмуртлифт» после проведения торгов и не могла заниматься координированием торгов.»

  1. «Документы и доказательства, относящиеся к торгам и к взаимодействию ООО «Подъемные системы» и ЗАО «Удмуртлифт», в период с 16.04.2014г. по 16.06.2014г. в деле отсутствуют.»

Данные возражения не принимаются Комиссией на основании того, что в материалах дела отсутствует информация о прекращении антиконкурентного соглашения, таким образом, данное соглашение является длящимся. Документы были обнаружены на служебном компьютере ЗАО «Удмуртлифт», который является собственностью общества, а не лично сотрудника <…>

Возражения, приведенные в пунктах 4-7, не имеют правового значения в рассматриваемом деле.

На заседание Комиссии 17.05.2016г. ООО «Подъемные системы» представлены письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2015-402. Так в пояснениях общество несогласно с заключением по следующим причинам:

  1. «Наличие документов, обнаруженных на компьютере, специалиста ЗАО «Удмуртлифт», объясняется личной просьбой директора ООО «Подьемные системы».

В своих пояснениях общество признает, что обращалось именно к специалисту ЗАО «Удмуртлифт», а не к физическому лицу Степановой К.М., тем самым общество отказалось от ведения самостоятельной деятельности.

  1. Так же общество в своих пояснениях указывает на тот факт, что документы, обнаруженные на компьютере <…>, относятся к периоду после 16.06.2014 г., то есть позднее времени проведения торгов.

Данные возражения не принимаются Комиссией на основании того, что в материалах дела отсутствует информация о прекращении антиконкурентного соглашения, таким образом, данное соглашение является длящимся.

Принимая во внимание, что доказательства прекращения антиконкурентного соглашения в материалы дела не представлены, в целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статей 23 и статьи 50 Закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пунктом 3.147 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Удмуртлифт» и ООО «Подъемные системы» нарушившими пункт 2) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения (картеля) и участии в нем, которое привело к поддержанию цен на торгах.

2. Выдать ЗАО «Удмуртлифт» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Выдать ООО «Подъемные системы» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

Члены Комиссии                                                                  <…>

                                                                                              <…>

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики или ФАС России в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны