Решение №ММ06-06/2015-403 Решение по делу № ММ 06-06/2015-403 о нарушении антимонополь... от 20 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть оглашена 17 мая 2016 года

В полном объёме решение изготовлено 20 мая 2016 года

г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии – <…> - руководитель Управления;

Члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (Кворум комиссии имеется),

рассмотрев дело №ММ06-06/2015-403 по признакам нарушения ООО «Энергия» (450027, Республика Башкортостан, г. Уфа, шоссе Индустриальное, 112, ИНН= 1841015818), ООО «Нефтебаза «Центройл» (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Николая Островского, 113, ИНН= 1840005493) в настоящее время реорганизовано путем присоединения к ООО «Комфорт» (160023, Вологодская область, г. Вологда, ул. Можайского, д. 62, кв. 2, ИНН 3525359331), п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствие:

представителей ответчиков – ООО «Комфорт» и ООО «Энергия», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.08.2015 г. Удмуртским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № ММ 06-06/2015-403 в отношении ООО «Энергия», ООО «Нефтебаза «Центройл» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах.

Определением о назначении дела № ММ 06-06/2015-403 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.08.2015 г. Рассмотрение назначено на 05.11.2015 г.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № ММ 06-06/2015-403 от 05.11.2015 г. срок рассмотрения продлен до 25.05.2016 г.

Определением об отложении дела № ММ 06-06/2015-403 от 05.11.2015г. Рассмотрение назначено на 03.02.2016 г.

Определением об отложении дела № ММ 06-06/2015-403 от 03.02.2016г. Рассмотрение назначено на 23.03.2016 г.

Определением об отложении дела № ММ 06-06/2015-403 от 23.03.2016г. Рассмотрение назначено на 20.04.2016 г.

Определением об отложении дела № ММ 06-06/2015-403 от 20.04.2016г. Рассмотрение назначено на 17.05.2016 г.

 

16.05.2016г. поступило ходатайство от ответчика по делу ООО «Энергии», подписанное представителем по доверенности (№002 от 10.01.2016г.) - Котельниковым С.Н. о переносе заседания комиссии на более поздний срок, в связи с тем, что ООО «Энергия» не успевает подготовить документы необходимые к заседанию.

Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев на заседании Комиссии 17.05.2016г. ходатайство ООО «Энергия», не установила достаточных оснований для отложения заседания комиссии.

Согласно ч. 3, 4 ст. 48.1 Закона «О защите конкуренции»: в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Копия заключения об обстоятельствах дела была направлена в адрес ООО «Энергия» 22.04.2016г. и получена обществом 05.05.2106г., заседание комиссии было назначено на 17.05.2016г., таким образом, обществу было предоставлено достаточно времени для представления возражений на заключение об обстоятельства дела.

 

На основании выписки из ЕГРЮЛ ООО «Нефтебаза «Центройл» (614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Николая Островского, 113, ИНН 1840005493) прекратило деятельность путем присоединения к ООО «Комфорт» (160023, Вологодская область, г. Вологда, ул. Можайского, д. 62, кв. 2, ИНН 3525359331) – 12.02.2016 г. Определением от 23.03.2016г. ООО «Комфорт» привлечено к рассмотрению дела в качестве ответчика.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции: положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем в статье 11, в статьях 11.1 и 32 Закона о защите конкуренции понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

 

Оснований для признаия ООО «Нефтебаза «Центройл» (Учредители – <….> (70%), ООО «Орбита» (ИНН 1831133379 )(30%)., директор –<….>), ООО «Энергия» (Учредитель – <….>, директор – <….>) входящими в одну группу лиц по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, не имеется.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрев материалы дела, заслушав представленные пояснения установила следующее:

 

В Удмуртское УФАС России поступила информация от ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – торговая площадка) (вх. № 1086 от 11.02.15г. и № 6569 от 14.08.2015г.), свидетельствующая о наличии признаков нарушения ст. 11 Закона «О защите конкуренции». По результатам ее рассмотрения установлено следующее.

 

В сети интернет на сайте zakupki.gov.ru:

03.03.2014г. в 14:46 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300019014000002 предметом, которого является: постав ка бензина АИ-80 для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Нынекская средняя общеобразовательная школа» Администрации МО «Можгинский район» Удмуртской Республики. Согласно извещению, заказчиком является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района "Нынекская  средняя общеобразовательная школа" (ИНН=1817005270, КПП=183901001). Начальная максимальная цена (далее НМЦ) контракта составляет: 113719.60 рублей, а размер обеспечения заявки: 1137.20 рублей.

19.03.2014г. в 16:33 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313100001814000060 предметом, которого является: поставка дизельного топлива. Согласно извещению, заказчиком является Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Девиз" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ИНН=1802000159, КПП=183701001). НМЦ контракта составляет: 546762.06 рублей, а размер обеспечения заявки: 5467.62 рублей.

25.03.2014г. в 15:36 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300086914000008 предметом, которого является: поставка нефтепродуктов по электронным топливным пластиковым картам (Бензин 95). Согласно извещению, заказчиком является бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Балезинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (ИНН=1802000448, КПП=183701001). НМЦ контракта составляет: 100000.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 1000.00 рублей.

25.03.2014г. в 16:06 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300086914000009 предметом, которого является: поставка нефтепродуктов по электронным топливным пластиковым картам (Диз.топливо). Согласно извещению, заказчиком является бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Балезинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (ИНН=1802000448, КПП=183701001). НМЦ контракта составляет: 100000.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 1000.00 рублей.

29.03.2014г. в 12:37 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300046414000002 предметом, которого является: топливо автомобильное. Согласно извещению, заказчиком является Администрация муниципального образования "Кизнерский район" (ИНН=1813000930, КПП=183901001). НМЦ контракта составляет: 209635.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 2096.35 рублей.

21.04.2014г. в 16:36 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313100001814000124 предметом, которого является: поставка бензина. Согласно извещению, заказчиком является Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Девиз" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ИНН=1802000159, КПП=183701001). НМЦ контракта составляет: 105875.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 1058.75рублей.

29.04.2014г. в 17:20 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313200018414000025 предметом, которого является: поставка дизельного топлива зимнего для малярной камеры. Согласно извещению, заказчиком является государственное учреждение "Автобаза Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики" (ИНН=1833021180, КПП=184001001). НМЦ контракта составляет: 99300.00 рублей, а размер обеспечения заявки: 993.00 рублей.

 

Участниками аукционов № 0313300019014000002, 0313100001814000060, 0313300086914000008, 0313300086914000009, 0313300046414000002, 0313100001814000124 и 0313200018414000025, являлись: ООО "Энергия" (ИНН= 1841015818) и ООО "Нефтебаза "Центройл" (ИНН= 1840005493).

Участник закупки

Дата и время подачи заявки

IP-адрес с которого осуществлялся вход в личный кабинет

№ 0313300019014000002

ООО "Энергия"

2014-03-04 10:30:30

87.249.254.178

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-04 10:49:41

87.249.254.178

№ 0313100001814000060

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-26 10:28:21

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-03-26 10:30:48

87.249.254.178

№ 0313300086914000008

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-26 17:53:20

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-03-28 18:03:52

87.249.254.178

№ 0313300086914000009

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-25 18:16:52

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-03-28 18:06:52

87.249.254.178

№ 0313300046414000002

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-04-06 10:53:18

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-04-06 10:56:37

87.249.254.178

№ 0313100001814000124

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-04-25 13:22:40

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-04-25 13:29:26

87.249.254.178

№ 0313200018414000025

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-05-02 11:53:27

87.249.254.178

ООО "Энергия"

2014-05-02 12:22:30

87.249.254.178

 

Фактическим адресом расположения участников, указанным на электронно-торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ», на момент проведения торгов, являлись: ООО "Энергия" - 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, д.112, ООО "Нефтебаза "Центройл" - 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Воткинское Шоссе, д.298.

 

Торги по вышеназванным аукционам проходили по принципу минимального снижения цены, следующим образом:

 

Номер извещения

Участник

Дата подачи ценового предложения

Предложенная цена

Статус предложения

IP адрес

Пользователь

0313300019014000002

ООО "Энергия"

2014-03-20 12:47:38.667

112515.11

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313300019014000002

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-20 12:54:53.547

110462.77

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313100001814000060

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-03-31 10:56:43.547

544028.25

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313300086914000008

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-04-07 13:06:32.573

99500.00

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313300086914000009

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-04-07 09:48:20.080

99500.00

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313300046414000002

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-04-18 13:03:30.413

208586.82

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313100001814000124

ООО "Энергия"

2014-05-05 13:21:01.977

105345.62

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313100001814000124

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-05-05 13:24:04.887

104816.24

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

0313200018414000025

ООО "Нефтебаза "Центройл"

2014-05-16 13:26:09.303

98803.50

Ставка принята

87.249.254.178

<….>

 

В аукционах №: 0313300019014000002, 0313100001814000060, 0313300086914000008, 0313300086914000009, 0313300046414000002, 0313100001814000124 и 0313200018414000025 победителем было признано ООО "Нефтебаза "Центройл" со снижением 1% от НМЦ.

 

В первых частях заявки участниками были поданы следующие файлы:

Имя файла

Участник подавший файл на площадку

Имя пользователя, который сохранил файл

Дата и время последнего сохранения

№: 0313300019014000002

2ee82c92-c14e-482e-94f3-1f7dfeb152d5-Нынек первая часть заявки.doc

ООО "Энергия"

<….>

04.03.2014 10:17

e096efe0-8b96-432f-ade6-76ba91167c06-Нынек первая.doc

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

04.03.2014 10:43

№: 0313100001814000060

54bdf897-7ab5-4d79-9f16-c50850e93d19-Заявка Девиз нефтебаза.doc

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

25.03.2014 12:26

8088e465-f428-40e9-afe7-0dbd0ef5e838-ЗАЯВКА девиз 2014 Энергия1.doc

ООО "Энергия"

<….>

25.03.2014 12:27

№: 0313300086914000008

02cc16d8-e3b5-4eb6-be65-2b3c1e30de62-Балезинская ЦРБ 95 №1.docx

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

25.03.2014 18:24

32450c6d-7e0a-4742-bef9-84bc10057329-Балезинская ЦРБ 95 №1.docx

ООО "Энергия"

<….>

25.03.2014 18:24

№: 0313300086914000009

d9bc97f8-a829-4dd5-9e1a-3935638248d5-Балезинская ЦРБ ДТ №1.docx

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

25.03.2014 18:07

177b84ba-a4b9-4ac9-b4eb-59c03893a524-Балезинская ЦРБ ДТ №1.docx

ООО "Энергия"

<….>

25.03.2014 18:07

№: 0313300046414000002

7e4c6e3b-f448-412a-84b1-3ed2e52cfc6b-Адм. Кизнер №1.docx

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

06.04.2014 10:39

921e806b-0650-4eb7-b753-48578ef1d4bd-Адм. Кизнер №1.docx

ООО "Энергия"

<….>

06.04.2014 10:39

№: 0313100001814000124

83e21ea7-445f-4fcd-abe0-7d6774cc5cd7-Первая часть зааявки.doc

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

25.04.2014 13:04

591de40b-8c0f-49f4-899b-2fbd11d1f95d-Первая часть зааявки.doc

ООО "Энергия"

<….>

25.04.2014 13:04

№: 0313200018414000025

c0915fba-5b52-4acc-891d-46c6149ad06c-Автобаза През.ДИЗЕЛЬ ЗИМА №1.docx

ООО "Нефтебаза "Центройл"

<….>

02.05.2014 11:50

c59a66e0-fdbd-49a5-9d27-fbd6ad436b09-Автобаза През.ДИЗЕЛЬ ЗИМА №1.docx

ООО "Энергия"

<….>

02.05.2014 11:50

 

Часть документов была сохранена пользователем «Влад В. Шутов», что соответствует фамилии имени отчеству Директора ООО "Нефтебаза "Центройл" - <….>. Оставшиеся документы были созданы пользователями: <….> и <….>. При этом пользователь в рамках одного аукциона, всегда совпадает, а смена имен пользователей, сохранивших файлы происходит одновременно у двух независимых хозяйствующих субъектов.

 

Также часть файлов, не просто были созданы одним пользователем, но и являются одним и тем же файлами. О чем свидетельствуют контрольные суммы ГОСТ Р 34.11-2012 вычисленные с помощью программы ViPNet HashCalc:

Имя файла

Контрольная сумма ГОСТ Р 34.11-2012

Размер файла, б

02cc16d8-e3b5-4eb6-be65-2b3c1e30de62-Балезинская ЦРБ 95 №1.docx

E1D856950E417C1D978DF87AA9E66C15 DA2938B75A40759AEB23CF1423D79B31

64000

32450c6d-7e0a-4742-bef9-84bc10057329-Балезинская ЦРБ 95 №1.docx

E1D856950E417C1D978DF87AA9E66C15

DA2938B75A40759AEB23CF1423D79B31

64000

d9bc97f8-a829-4dd5-9e1a-3935638248d5-Балезинская ЦРБ ДТ №1.docx

3A7405CDE279A0F1E924663801BF5A71

0373F258E9085B680C9365DD6397C9D5

16128

177b84ba-a4b9-4ac9-b4eb-59c03893a524-Балезинская ЦРБ ДТ №1.docx

3A7405CDE279A0F1E924663801BF5A71

0373F258E9085B680C9365DD6397C9D5

16128

7e4c6e3b-f448-412a-84b1-3ed2e52cfc6b-Адм. Кизнер №1.docx

F093ACC9F900452BAA5890C6C1D28D1B

A7D444A0D0262E4B1EBC95D8495F69CE

15942

921e806b-0650-4eb7-b753-48578ef1d4bd-Адм. Кизнер №1.docx

F093ACC9F900452BAA5890C6C1D28D1B

A7D444A0D0262E4B1EBC95D8495F69CE

15942

83e21ea7-445f-4fcd-abe0-7d6774cc5cd7-Первая часть зааявки.doc

4FCE6160B9166C3E8C2E5FF3543441A1

DF416E4474044156F88203EB81E80A8E

50688

591de40b-8c0f-49f4-899b-2fbd11d1f95d-Первая часть зааявки.doc

4FCE6160B9166C3E8C2E5FF3543441A1

DF416E4474044156F88203EB81E80A8E

50688

c0915fba-5b52-4acc-891d-46c6149ad06c-Автобаза През.ДИЗЕЛЬ ЗИМА №1.docx

54020BD49BE913CD26EBC8E840F5F24

42A9CF2D190E905944F57FB63950F6F11

16717

c59a66e0-fdbd-49a5-9d27-fbd6ad436b09-Автобаза През.ДИЗЕЛЬ ЗИМА №1.docx

54020BD49BE913CD26EBC8E840F5F24

42A9CF2D190E905944F57FB63950F6F11

16717

 

Заказчиком ни одна заявка не отклонена, а имя пользователей, создававших документы, является одинаковым, для каждого аукциона. Данные факты, в совокупности свидетельствуют о том, что участие ООО "Энергия" и ООО "Нефтебаза "Центройл", было скоординировано через общих лиц и осуществлялось в целях допуска всех участников до аукциона.

 

Следует заметить, что предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocolпротокол динамической настройки узла — сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IР-адреса.

 

В рамках рассмотрения дела также был проведен анализ состояния конкуренции на рынке мелкооптовой поставки дизельного топлива и бензинов автомобильных: АИ-80, АИ-92, АИ-95 в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 года. В аналитическом отчете, к которому:

  1. временной интервал анализа рынка определен как 2014 год;
  2. продуктовые границы товарного рынка определены как мелкооптовая поставка дизельного топлива и бензинов автомобильных: АИ-80, АИ-92, АИ-95;
  3. географические границы исследуемого рынка определены как Удмуртская Республика;
  4. установлено наличие конкурентных отношений между ООО «Нефтебаза «Центройл» и ООО «Энергия».

 

Согласно письменным пояснениям ООО «Нефтебаза «Центройл» от 28.09.2015 г. № 02-0150-15 общество считает, что совпадение IP-адреса объясняется тем, что общество арендует помещение по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 298.

На заседании Комиссии от 05.11.2015 г. представитель ООО «Энергия», также представил договор аренды согласно которому, общество арендует помещения по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 298, данный факт по мнению представителя может объяснять совпадение IP-адреса.

По мнению ООО «Нефтебаза «Центройл» и ООО «Энергия», совпадение IP-адреса не говорит о наличии антиконкурентного соглашения.

Кроме того, в адрес Управления получен ответ ООО «Ижевские сетевые технологии» от 18.11.2015г. № 1078-11 согласно которому, IP-адрес использованный при торгах был представлен ООО «Нефтебаза «Центройл» согласно договору №4350 от 26.04.2012 года. Таким образом ООО «Нефтебаза «Центройл», предоставила в пользование свою сетевую инфраструктуру ООО «Энергия», что является элементом кооперации независимых хозяйствующих субъектов, при проведении торгов.

Комиссия отклоняет доводы ООО «Энергия» и ООО «Нефтебаза «Центройл» об отсутствии антиконкурентного соглашения между обществами. Материалы дела в совокупности подтверждают совпадение не только IP-адреса, но и совпадение мета-данных файлов, сохранение документов одинаковыми уникальными пользователями, при их регулярной и синхронной мене, при проведении разных аукционов, при этом в части аукционов файлы не только совпадают, но и являются одними и теме же файлами, поданным разними участниками аукционов.

 

Следует отметить, что открытый аукцион или открытый конкурс являются конкурентными способами закупки, поскольку информация об их проведении размещается в открытом доступе для неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст.8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Исходя из установленных законом принципов контрактной системы в сфере закупок, сама закупка есть ни что иное как возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в конкретной закупке. При этом должны соблюдаться принцип конкуренции как заказчиком, так и участниками закупки.

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что ООО "Энергия" и ООО "Нефтебаза "Центройл" осуществляли совместную подготовку и/или координирование своих действий по участию в аукционах № 0313300019014000002, 0313100001814000060, 0313300086914000008, 0313300086914000009, 0313300046414000002, 0313100001814000124 и 0313200018414000025.

Изложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Факт того, что ООО "Энергия" и ООО "Нефтебаза "Центройл", являются самостоятельными субъектами гражданского оборота, подтверждается анализом состояния конкуренции на рынке мелкооптовой поставки дизельного топлива и бензинов автомобильных: АИ-80, АИ-92, АИ-95 в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 года. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия по кооперации и консолидации ООО "Энергия" и ООО "Нефтебаза "Центройл" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Каждый из Ответчиков осознанно направил заявку на участие в торгах, что предполагает соперничество за заключение контракта, однако, будучи допущенными до участия к торгам, Ответчики не конкурировали между собой, чем обеспечили поддержание цен в рассматриваемых аукционах.

Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям. В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

Таким образом, учитывая все вышеустановленные факты в совокупности, Удмуртским УФАС России установлен факт договоренности в устной форме (устное картельное соглашение) между хозяйствующими субъектами ООО "Энергия" и ООО "Нефтебаза "Центройл", которая привела к поддержанию цен на торгах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции».

В письменных пояснениях от 28.09.2015 г. № 02-0150-15 ООО «Нефтебаза «Центройл» ссылается, на то что в соответствии с п. 18 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах.

Комиссия отклоняет довод ООО «Нефтебаза «Центройл» об отсутствии антиконкурентного соглашения в письменном виде, по причине того, что Закон «О защите конкуренции» предполагает наличие соглашения не только в письменном виде, но и в устной форме.

Кроме того довод ООО «Нефтебаза «Центройл» о том, что их действия не являются ограничивающими конкуренцию, так как не подпадают под п. 17 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» также откланяется Комиссией в силу того, что сам факт поддержания цены на торгах уже является ограничивающим конкуренцию действием.

 

Принимая во внимание, что доказательства прекращения антиконкурентного соглашения в материалы дела не представлены, в целях предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, обеспечения конкуренции, Комиссия на основании статей 23 и статьи 50 Закона «О защите конкуренции» считает необходимым выдать ООО "Энергия" и ООО "Комфорт" предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пунктом 3.147 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Энергия», и ООО «Комфорт» нарушившими пункт 2) части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения (картеля) и участии в нем, которое привело к поддержанию цен на торгах.

2. Выдать ООО «Энергия» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Выдать ООО «Комфорт» предписание о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <….>

Члены Комиссии                                                                  <….>

                                                                                              <….>

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики или ФАС России в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны