Решение б/н Решение по делу №ММ06-06/2016-132 о нарушении антимонопольно... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 13 октября 2016 года

изготовлено 26 октября 2016 года                                                                            г. Ижевск

 

Комиссия в составе:

<…> – руководитель Удмуртского УФАС России,

<…> – исполняющая обязанности заместителя руководителя,

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – старший государственный инспектор отдела,

<…> – специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного контроля, (кворум комиссии соблюден),

в присутствии:

ответчика: представителей ОАО «ИПОПАТ» – <…> (доверенность от 09.09.2016г. №43); <…>,

в отсутствие:

заявителя – <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует конверт, вернувшийся в Удмуртское УФАС России по причине отсутствия адресата по указанному адресу №42600903100614, а также выписка с сайта ФГУП «Почта России» об истечении срока хранения почтового отправления №42600903100621;

заинтересованного лица – ООО «ТИС», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует конверт, вернувшийся в Удмуртское УФАС России по причине отсутствие адресата по указанному адресу №42600903100645,

лица, располагающего сведениями – Администрации г.Ижевска, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600903100638,

на заседании Комиссии 13.10.2016г., рассмотрев дело №ММ06-06/2016-132, возбужденное в отношении ОАО «ИПОПАТ» (Буммашевская ул., д.5, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833046700) по признакам нарушения пунктов 3,10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина <…> вх.№8981 от 05.11.2015г. на действия ОАО «ИПОПАТ», МУП «ИжГЭТ», по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания платы (залоговой стоимости) за транспортную карту при приобретении ежемесячных проездных билетов, которая взимается сверх тарифа, установленного приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов №19/2 от 16.10.2015г. (далее - Тариф). В соответствии с материалами заявления, при намерении потребителя приобрести месячный проездной билет, ему необходимо заплатить отдельно за транспортную карту (45 рублей) и за стоимость месячного проездного билета. Продажа ежемесячных проездных билетов без приобретения транспортной карты не осуществляется.

В соответствии с письменными пояснениями гражданина <…>, 30.10.2015г. он обратился в пункт продажи месячных проездных билетов по месту нахождения ОАО «ИПОПАТ», расположенному по адресу: г.Ижевск, ул.Буммашевская, д.5, с просьбой продать месячный проездной билет на ноябрь 2015 года на 2 вида общественного транспорта (автобус, троллейбус) в г.Ижевске и передал денежные средства в размере 1500 руб.

На данную просьбу гражданин <…> получил ответ, что воспользоваться месячным проездным билетом возможно лишь при условии покупки транспортной карты, стоимость которой составляет 45 руб. Приобретение транспортной карты вызвано необходимостью ее предъявления кондуктору во время проезда на общественном транспорте.

В связи с отсутствием 45 рублей, а также на основании приказа Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов №19/2 от 16.10.2015г., гражданин <…> потребовал выдать иной документ, подтверждающий внесенную сумму за месячный проездной билет, и за который ему ненужно будет дополнительно платить.

На данное требование сотрудник ОАО «ИПОПАТ» пояснил, что иного вида документа, подтверждающего внесенную сумму за месячный проездной билет, не предусмотрено, и вернул гражданину <…> 1500 руб.

Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями гражданина <…>, факт раздельности данных услуг подтверждается тем, что при приобретении месячного проездного билета, потребителю выдается 2 чека, один из которых содержит стоимость транспортной карты, а на другом отображена стоимость месячного проездного билета.

В целях определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска (далее – рынок перевозок), Удмуртским УФАС России был проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет от 02.02.2016г. о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г.

Согласно аналитическому отчету, целью проведения анализа рынка перевозок является: установление наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г.

Временной период исследования рынка перевозок был определен с 01.01.2014 по 01.10.2015г.

Продуктовые границы установлены как услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок.

Географическими границами рынка перевозок была определена территория г.Ижевска.

В соответствии разделом 5 аналитического отчета установлено, что ОАО «ИПОПАТ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска в силу ч.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

 

Доля рынка перевозок ОАО «ИПОПАТ» в 2014 году составила 53,57%, за 3 квартала 2015г. доля составила 48,99%.

Доля рынка перевозок МУП «ИжГЭТ» в 2014 году составила 45,26%, за 3 квартала 2015г. доля составила 47,48%.

Доли рынка перевозок иных хозяйствующих субъектов составили в 2014г от 0,05% до 0,72%, за 3 квартала 2015г. доли составили от 0,01% до 2,66%.

Совокупная доля рынка ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» в 2014г. составляла 98,87%, за три квартала 2015 года, доля рынка указанных хозяйствующих субъектов составила 96,63%.

Таким образом, выполняются все три условия, указанные в п.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции», а именно:

1) совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» составляет более 50% товарного рынка, при этом доля рынка ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» значительно превышает долю рынка иных хозяйствующих субъектов;

2) в течение периода с 01.01.2014г. по 01.10.2015г. совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» не подвергалась значительным изменениям, при этом доступ на товарный рынок затруднен ввиду наличия труднопреодолимых барьеров, таких как значительные капиталовложения;

3) услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска не могут быть заменены на иные услуги (в соответствии с разделом 2 исследования), рост цены на услуги не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Учитывая вышеизложенное, положение ОАО «ИПОПАТ» является доминирующим.

Федеральным законом от 03.07.2016г. №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» введена ч.2.1 ст.5 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

В соответствии с отчетом о финансовых результатах за январь-декабрь 2015г. выручка ОАО «ИПОПАТ» составила <…> рублей.

Таким образом положения ч.2.1 ст.5 Закона «О защите конкуренции» не распространяются на ОАО «ИПОПАТ».

 

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в ч.1 ст.39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения п.3, 5, 6 и 8 ч.1 ст.10, ст.14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.3, 5, 6 и 8 ч.1 ст.10, ст.14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В действиях ОАО «ИПОПАТ» имелись признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем ОАО «ИПОПАТ» было выдано предупреждение от 04.02.2016г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Срок исполнения предупреждения был установлен до 15.03.2016г., о чем ОАО «ИПОПАТ» должно было уведомить Удмуртское УФАС России в течение 3 дней с момента исполнения предупреждения.

16.03.2016г. ОАО «ИПОПАТ» уведомило Удмуртское УФАС России о том, что с 15.03.2016г. ОАО «ИПОПАТ» расторгло с ООО «ТИС» агентский договор от 01.07.2011г. №1 и не производит реализацию транспортных карт.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствовало об исполнении ОАО «ИПОПАТ» предупреждения Удмуртского УФАС России в полном объеме.

С целью проверки исполнения предупреждения, в адрес ОАО «ИПОПАТ», а также в адрес гражданина <…> были направлены дополнительные запросы информации.

Письмом от 30.03.2016г. исх.№460, ОАО «ИПОПАТ» сообщило, что реализует электронные проездные билеты на технические носители, предоставляемые потребителями, стоимость которых не превышает Тарифа.

Информация от гражданина <…> в Удмуртское УФАС России не поступала.

30.03.2016г. начальником отдела контроля товарных и финансовых рынков – <…>, в присутствии специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков - <…>, была получена публичная информация (информация, которая представляется любому обратившемуся лицу) о порядке приобретения месячного проездного билета на 2 вида транспорта для граждан в пункте продажи билетов, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Ленина, д.4а, о чем составлен акт от 30.03.2016г. с приложением аудиозаписи, на которой зафиксирована сообщаемая потребителям информация, а именно, что по-прежнему осуществляется реализация транспортных карт с условием оплаты 45 рублей залоговой стоимости.

В соответствии с письмом ОАО «ИПОПАТ» от 24.05.2016г. исх.№860, ОАО «ИПОПАТ» осуществляет продажу проездных билетов, соответствующих требованиям постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. №112 по адресу: г.Ижевск, ул.Ленина, д.4, от своего имени, поэтому договоров на продажу билетов длительного пользования с другими лицами не заключало.

Таким образом, в пункте реализации месячных проездных билетов, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Ленина, д.4, реализацию месячных проездных билетов осуществляло ОАО «ИПОПАТ».

О продолжении взимания денежных средств за транспортную карту также свидетельствуют обращения граждан, полученные Удмуртским УФАС России 26.04.2016г. вх.№3284 и 29.04.2016г. вх.№3410э.

Таким образом, после уведомления антимонопольного органа об исполнении предупреждения, ОАО «ИПОПАТ» фактически продолжило реализацию месячных проездных билетов с навязыванием потребителям требований о необходимости приобретения транспортных карт, то есть не исполнило предупреждение Удмуртского УФАС России.

В соответствии с п.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления гражданина <…> Удмуртским УФАС России установлено, что при приобретении потребителем транспортной карты, не включенной в стоимость месячного проездного билета, итоговая стоимость впервые приобретаемого месячного проездного билета увеличивается на 45 рублей свыше Тарифа (при дальнейшем использовании транспортной карты у потребителей имелась возможность приобретать электронные месячные проездные билеты на уже имеющуюся транспортную карту).

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая невозможность приобретения месячного проездного билета без приобретения транспортной карты за 45 рублей, а также тот факт, что с каждой распространенной по залоговой стоимости транспортной карты ОАО «ИПОПАТ» получало вознаграждение в размере <…>, в действиях ОАО «ИПОПАТ» имелись признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан приказ Удмуртского УФАС России №76 от 12 апреля 2016 года «О возбуждении дела №ММ06-06/2016-132 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения ОАО «ИПОПАТ» (Буммашевская ул., д.5, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833046700) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №ММ06-06/2016-132 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.04.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 08.06.2016г.

Определением об отложении рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 от 08.06.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 23.08.2016г.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 от 08.06.2016г., срок рассмотрения дела был продлен до 12.01.2017г.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 23.08.2016г. был объявлен перерыв до 30.08.2016г.

30.08.2016г. Комиссией Удмуртского УФАС России было объявлено заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-132.

Определением об отложении дела №ММ06-06/2016-132 от 30.08.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 13.10.2016г.

В ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО «ИПОПАТ» предоставило следующие пояснения и доводы.

1. Письмо от 24.05.2016г. исх.№860.

На вопрос Удмуртского УФАС России о выручке ОАО «ИПОПАТ» полученной от продажи/реализации транспортных карт за период с 15.03.2016г. по 15.05.2016г. а также о том, каким образом ОАО «ИПОПАТ» продолжает реализацию транспортных карт после расторжения договора с ООО «ТИС», ОАО «ИПОПАТ» ответило, что не имеет выручки, полученной от продажи транспортных карт и не производит их реализацию, в связи с чем не может комментировать данный вопрос.

Дополнительно ОАО «ИПОПАТ» пояснило, что порядок реализации билетов длительного пользования ОАО «ИПОПАТ» был дополнен и в новой редакции действует с 29.04.2016г. В том числе данным порядком предусмотрена возможность приобретения билета длительного пользования на календарный месяц для граждан, студентов и школьников как в форме пополнения транспортной карты, так и путем записи электронного билета на бланке, выпуск которого осуществляется за счет ОАО «ИПОПАТ».

2. Письма от 14.07.2016г. исх.№1189 и от 15.07.2016г. исх.№1190.

На вопрос Удмуртского УФАС России о возможности для потребителей приобретать месячные проездные билеты на 2 и на 3 вида транспорта без необходимости приобретения транспортной карты в пределах установленного Тарифа, ОАО «ИПОПАТ» пояснило, что у потребителя имеется возможность приобрести месячный проездной билет на любой совместимый технический носитель. Данная возможность используется пользователями банковских, школьных банковско-транспортных карт ПАО «Ижкомбанк» или ПАО «Сбербанк России».

С 01.05.2016г. ОАО «ИПОПАТ» выпускаются билеты длительного пользования (месячные проездные билеты), бланки которых изготавливаются за счет ОАО «ИПОПАТ», с 01.09.2016г. с МУП ИжГЭТ» достигнуто соглашение о совместном выпуске и взаимном приеме в качестве оплаты данных месячных проездных билетов.

3. На заседании Комиссии 23.08.2016г. ОАО «ИПОПАТ» ходатайствовало о приобщении к материалам дела копии Соглашения от 29.07.2016г., заключенного между ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» (далее – перевозчики), в соответствии с которым с 01.08.2016г. перевозчики принимают к оплате на регулярных маршрутах г.Ижевска выпущенные каждой из сторон проездные билеты длительного пользования на 2 или 3 вида транспорта по цене предельно допустимой стоимости, установленной органом регулирования для месячных проездных билетов.

Также ОАО «ИПОПАТ» ходатайствовало о приобщении к материалам дела №ММ06-06/2016-132 справки о реализации билетов длительного пользования за период с 01.08.2016г. по 19.08.2016г., в соответствии с которой в данный период времени было реализовано <…> проездных билетов.

Ходатайства ОАО «ИПОПАТ» были удовлетворены.

4. Дополнительно к письменным пояснениям, в ходе заседаний Комиссий Удмуртского УФАС России представители ОАО «ИПОПАТ» указали, что ОАО «ИПОПАТ» оказывает услуги перевозок пассажиров и багажа в границах города Ижевска, используя месячные проездные билеты, вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, использование данного способа оплаты услуг перевозок является правом ОАО «ИПОПАТ».

Также ОАО «ИПОПАТ» поясняло, что с 01.05.2016г. месячные проездные билеты, реализуемые без необходимости приобретения транспортной карты предоставляют право проезда лишь на 1 вид транспорта (автобус), а совместно выпускаемые с МУП «ИжГЭТ» месячные проездные билеты (на 2 или 3 вида транспорта) находятся на стадии разработки.

ООО «ТИС» в ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 о нарушении антимонопольного законодательства предоставило следующие пояснения.

Письмом от 14.07.2016г. исх.№60 ООО «ТИС» указало, что выручка от реализации транспортных карт по г.Ижевску за период с 01.01.2014г. по 01.07.2016г. у ООО «ТИС» отсутствует, поскольку транспортные карты предоставляются в рамках договора безвозмездного пользования с взиманием обеспечительного платежа, а в соответствии с действующим законодательством сумма обеспечительного платежа не является выручкой. Вместе с тем, в 2014 году было передано в пользование <…> карт, в 2015 году – <…> карт, за 1 полугодие 2016 года - <…> карта.

По запросу Удмуртского УФАС России, ООО «ТИС» также предоставило информацию о договорах, в рамках которых осуществляется взаимодействие общества с ОАО «ИПОПАТ», сведения о количестве переданных в пользование транспортных картах, и документы, определяющие порядок и условия выдачи транспортных карт.

Иных пояснений от ООО «ТИС» в Удмуртское УФАС России в рамках рассматриваемого дела не поступало.

Определением об отложении рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 от 08.06.2016г. к делу в качестве лица, располагающего сведениями, была привлечена Администрация г.Ижевска.

Письмом от 19.07.2016г. исх.№04728/01-24ДО Администрация г.Ижевска указала, что организация транспортного обслуживания населения города Ижевска осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанным письмом, информация о проводимых конкурсах размещена в общем доступе в сети интернет на официальным сайте г.Ижевска – http://www.izh.ru/i/info/14271.html, вместе с тем, на данном сайте отсутствует полная информация по всем проведенным конкурсам. Документов, свидетельствующих о проведении конкурсов на оказание услуг транспортного обслуживания населения, а также копий заключенных с ОАО «ИПОПАТ» договоров, Администрацией г.Ижевска в Удмуртское УФАС России представлено не было.

В части обследования пассажиропотока Администрация г.Ижевска сообщила, что оно проводилось лишь в 2012г., вместе с тем в настоящее время проводится очередное исследование, результат которого будет известен в 2016г.

Рассмотрев материалы дела №ММ06-06/2016-132 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии с ч.1 ст.426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с ч.3 ст.426 ГК РФ, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.2 ст. 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приложением к Приказу Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 16.10.2015г. №19/2, установлена следующая стоимость месячных проездных билетов за проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики:

 

Вид месячного проездного билета

1 вид транспорта

2 вида транспорта

3 вида транспорта

Общий для граждан

Стоимость проездного билета, руб.

1040

1500

1990

Количество поездок

90

110

130

Период действия

1 календарный месяц

Для учащихся и студентов дневных форм обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию

Стоимость проездного билета, руб.

730

820

1000

Количество поездок

не ограничено

Период действия

1 календарный месяц

Для учащихся общеобразовательных организаций

Стоимость проездного билета, руб.

330

370

420

Количество поездок

не ограничено

Период действия

1 календарный месяц

 

В соответствии с п.1. Приказа, стоимость месячных проездных билетов за проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики, является предельной максимальной.

Таким образом, перевозчики не вправе устанавливать размер платы за перевозку пассажиров по месячному проездному билету свыше тарифа, установленного органом регулирования.

В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон №259-ФЗ), заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Таким образом действие вышеуказанного пункта распространяется как на билеты, выдаваемые кондуктором при разовой поездке пассажира, так и на месячные проездные билеты длительного пользования (в том числе и электронные проездные билеты).

В соответствии с п.52 Правил перевозки, в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора - водителем.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что отказ от продажи проездного билета возможен лишь в случае отсутствия свободных мест для сидения. Иных оснований для отказа в продаже проездного билета (в том числе месячного) не установлено.

В соответствии с вышеизложенным, предметом договора перевозки пассажира признается услуга, в соответствии с которой перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Покупка билета для оплаты проезда может быть осуществлена в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Таким образом, приобретение потребителем месячного проездного билета является процессом, неразрывно связанным с оказанием услуги по перевозке пассажиров, и отдельной услугой рассматриваться не может.

Данный вывод поддерживается судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014г. №18АП-2804/2014).

Исходя из пояснений ОАО «ИПОПАТ», в период с 05.11.2015г. (дата поступления заявления <…> в Удмуртское УФАС России) по 01.05.2016г. месячные проездные билеты реализовывались исключительно на технические носители, предоставляемые потребителями (транспортные карты), то есть, без приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), купить месячный проездной билет было невозможно.

С 01.05.2016г. ОАО «ИПОПАТ» начало реализовывать месячные проездные билеты, не требующие дополнительного приобретения транспортной карты, но лишь на 1 вид транспорта (автобус).

С 01.08.2016г. ОАО «ИПОПАТ» начало реализовывать месячные проездные билеты, не требующие дополнительного приобретения транспортной карты, на все виды транспорта, о чем свидетельствует соглашение от 29.07.2016г., заключенное с МУП «ИжГЭТ», а также справка о реализации билетов длительного пользования за период 01.08.2016г-19.08.2016г.

Таким образом, у потребителей появилась возможность использовать месячные проездные билеты без дополнительного приобретения транспортной карты на 1 вид транспорта (автобус) лишь с 01.05.2016г., а на 2 (автобус-троллейбус, автобус-трамвай) и 3 вида транспорта (автобус-троллейбус-трамвай) с 01.08.2016г., то есть за пределами срока исполнения предупреждения.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в настоящее время ОАО «ИПОПАТ» прекратило навязывать потребителям невыгодное условие договора, выразившееся в необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (залоговую стоимость) при приобретении месячного проездного билета (в случае если месячный проездной билет приобретается впервые).

Довод ОАО «ИПОПАТ» о том, что у потребителя имеется возможность приобрести месячный проездной билет на любой совместимый технический носитель, данная возможность используется пользователями банковских, школьных банковско-транспортных карт ПАО «Ижкомбанк» или ПАО «Сбербанк России», не свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» ввиду следующего.

ОАО «ИПОПАТ» и ООО «ТИС» за период с 2014г. по 1 полугодие 2016г. взаимодействовали в рамках следующих договоров:

- соглашение о конфиденциальности и неразглашении коммерческой тайны от 28.06.2011г.;

- договор №14-ДП/2 от 29.06.2011г. на организацию осуществления переводов денежных средств по поручению физических без открытия банковских счетов;

- агентский договор №1 от 01.07.2011г.;

- договор №14-ДП/3 от 28.09.2011г. об информационном взаимодействии;

- соглашение об информационно-технологическом взаимодействии от 28.09.2011г.;

- договор №411/12 от 01.07.2012г. о порядке организации учета поездок, оплачиваемых с помощью электронной системы оплаты проезда, и о порядке распределения доходов между перевозчиками;

- договор №1/09-2015 от 30.09.2015г. о порядке организации учета количества поездок, оплачиваемых гражданами с помощью электронной системы оплаты проезда и наличных денежных средств, о порядке определения долевого соотношения полученного дохода перевозчиками, осуществляющими перевозку с использованием транспортной карты «Ежемесячная карта»;

- договор №02/09-2015 от 30.09.2015г. о порядке организации учета количества поездок, оплачиваемых гражданами с помощью электронной системы оплаты проезда, и о порядке распределения доходов в пользу перевозчика, осуществляющего перевозку;

ОАО «ИПОПАТ», ООО «ТИС» и ПАО «Ижкомбанк» за период с 2014г. по 1 полугодие 2016г. взаимодействовали в рамках договора о взаимодействии сторон в целях организации безналичной оплаты поездок граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования города Ижевска от 21.09.2015г.

Договоров, заключенных с ПАО «Сбербанк России», ОАО «ИПОПАТ» представлено не было.

В соответствии с вышеуказанными договорами ОАО «ИПОПАТ» в целях безналичной оплаты поездок граждан на городском пассажирском транспорте (в том числе при реализации месячных проездных билетах), использовало технические носители, предоставляемые ООО «ТИС» и ПАО «Ижкомбанк».

В соответствии с письменными пояснениями ОАО «ИПОПАТ» от 26.11.2015г. исх.№1539, транспортная карта ООО «ТИС» является электронным средством платежа и предназначена для многократного совершения операций по безналичной оплате проезда и провоза багажа в пассажирском транспорте общего пользования. Транспортная карта не является проездным билетом, в том числе по причине отсутствия на ней обязательных реквизитов, установленных для проездного билета.

Производителем транспортных карт является ООО «ТИС». В соответствии с агентским договором №01 от 01.07.2011г., заключенным с ООО «ТИС», ОАО «ИПОПАТ» являлось распространителем данной транспортной карты. Выдача транспортной карты производилась при условии внесения за нее денежного залога в размере 45 руб.

О возможности пользоваться банковскими картами в качестве совместимого технического носителя транспортных карт свидетельствуют отчеты, представленные ОАО «ИПОПАТ».

Вместе с тем, пользоваться банковско-школьными картами ПАО «Ижкомбанк» могут лишь обучающиеся общеобразовательных учреждений, возможность пользоваться такими картами для граждан, либо учащимся и студентам дневных форм обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, отсутствует. Кроме того, банковско-школьные карты ПАО «Ижкомбанк» помимо функции, позволяющей осуществлять оплату проезда, содержат в себе перечень других функций, таких как: безналичная оплата питания, обеспечение доступа в образовательные учреждения. К тому же стоимость годового обслуживания таких карт составляет 250 рублей.

Сведений о реализации месячных проездных билетов с помощью совместимых технических носителей ПАО «Сбербанк России», ОАО «ИПОПАТ» не представило, в связи с чем сделать вывод о наличии возможности для потребителей пользоваться вышеуказанными картами, не представляется возможным. Вместе с тем, исходя из общедоступной информации, размещенной в буклетах ПАО «Сбербанк России», возможность проезда по картам общества предоставляется либо клиентам ПАО «Сбербанк России», либо сотрудникам организаций, с которыми у общества заключены зарплатные договора, а сам по себе технический носитель является лишь приложением к обычной банковской карте (MasterCard Standart «Бесконтактная с функцией PayPass и Visa Classic «Бесконтактная» с функцией payWave). Кроме того, стоимость годового обслуживания данных карт, в соответствии с информацией, размещенной на сайте ПАО «Сбербанк России»: http://www.sberbank.ru/ru/person/bank_cards/debet варьируется от 150 рублей (молодежные карты) до 1250 (карты с индивидуальным дизайном).

Учитывая, что выбирать способ оплаты проезда (купить разовый проездной билет, либо месячный, воспользоваться услугами банковско-школьной карты ПАО «Ижкомбанк», либо иным техническим совместимым носителем) является правом граждан, данный довод ОАО «ИПОПАТ» не свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В период с 16.10.2015г. (дата опубликования приказа №19/2 Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР об установлении тарифов) по 15.03.2016г. ОАО «ИПОПАТ» осуществляло продажу месячных проездных билетов с обязательным условием – приобретением потребителями транспортной карты, залоговая стоимость которой составляла 45 рублей. При продаже месячного проездного билета с потребителей у которых отсутствовала транспортная карта, ОАО «ИПОПАТ» дополнительно взимало плату 45 рублей, о чем составлялся договор и выдавался чек. Иной возможности у потребителей приобрести месячные проездные билеты, без оплаты залоговой стоимости за транспортную карту, не было.

В соответствии с агентским договором №1 от 01.07.2011г., ООО «ТИС» поручает, а ОАО «ИПОПАТ» принимает на себя обязательство распространять от своего имени и за счет ООО «ТИС» транспортные карты пользователям на своей территории по залоговой стоимости, определенной ООО «ТИС», а также вести расчеты с пользователями, а ООО «ТИС» обязуется уплатить ОАО «ИПОПАТ» вознаграждение за выполнение этого поручения.

В соответствии с п.3.1. агентского договора №1 от 01.07.2011г., вознаграждение ОАО «ИПОПАТ» составляет <…> рублей от стоимости одной распространенной ООО «ТИС» транспортной карты (в т.ч. 18%).

Учитывая, что предельная стоимость месячного проездного билета установлена Приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 16.10.2015г. №19/2, а ОАО «ИПОПАТ» дополнительно взимало с потребителей плату за транспортную карту в размере 45 рублей залоговой стоимости (получая <…> дополнительного дохода) и у потребителей отсутствовала какая-либо иная возможность приобрести месячный проездной билет без оплаты залоговой стоимости, в действиях ОАО «ИПОПАТ» установлено нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

30.08.2016г. Комиссией Удмуртского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-132.

Письмом от 28.09.2016г. исх.№1635, ОАО «ИПОПАТ» представило в Удмуртское УФАС России возражения на заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-132, где указало следующее.

  1. Заключение построено на односторонней оценке обстоятельств дела и носит заведомо прогнозируемый результат. Выводы управления не соответствуют фактическим обстоятельствам, и не подтверждены допустимыми доказательствами. Доводам и возражениям ответчика, в том числе устным не дана оценка, не приведены мотивы и доказательства, по которым они были отклонены.

Указанные пояснения ОАО «ИПОПАТ» отражают позицию общества по рассматриваемому делу, его несогласие с выводами Комиссии Удмуртского УФАС России, но не свидетельствуют об отсутствии в действиях ОАО «ИПОПАТ» состава вменяемого правонарушения.

В соответствии с заключением об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-132 от 31.08.2016г. Комиссией Удмуртского УФАС России дана надлежащая оценка доводам ОАО «ИПОПАТ», представленным в письменных пояснениях, а также устным пояснениям, данным представителями ОАО «ИПОПАТ» в ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-132 на заседаниях Комиссии 08.06.2016г., 23.08.2016г. и 30.08.2016г., относящимся к действиям ОАО «ИПОПАТ», содержащим признаки нарушения п.3 и п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

 

  1. В своей деятельности ОАО «ИПОПАТ» использует формы под номерами 1,4 и 6 из приложения №1 к Правилам перевозки. Во всех указанных формах, обязательным реквизитом является стоимость билета. Управлением в подтверждение нарушения обществом п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» не приведено ни единого доказательства, а доказательством в данном случае является билет, в котором бы стоимость билета не соответствовала тарифу, утвержденному Приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 16.10.2015г. №19/2.

Комиссия Удмуртского УФАС России считает данный довод ОАО «ИПОПАТ» необоснованным, поскольку потребители не имели возможности приобрести месячный проездной билет по цене, установленной органом регулирования тарифов Удмуртской Республики, при отсутствии у них транспортной карты, за которую они должны были заплатить залоговую стоимость 45 рублей, что также подтверждается выводами Комиссии Удмуртского УФАС России, указанными выше в настоящем Решении.

  1. В части нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», ОАО «ИПОПАТ» указывает, что Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 16.10.2015г. №19/2 определяет предельную стоимость услуги перевозки, но не обязывает перевозчика производить продажу проездных билетов длительного пользования (заключать договоры перевозки на условиях предварительной оплаты), а является правом перевозчика, за обусловленную Приказом цену заключать договоры перевозки на условиях предварительной оплаты.

В соответствии со ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ), в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона №220-ФЗ.

На территории г.Ижевска, в силу п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок является Администрация г.Ижевска.

В соответствии с типовым договором на организацию пассажирских перевозок в г.Ижевске, размещаемой Администрацией г.Ижевска в конкурсной документации к каждому открытому конкурсу на право осуществлять пассажирские перевозки на определенных внутригородских маршрутах (информация находится в открытом доступе на официальном сайте Администрации г.Ижевска: http://www.izh.ru/i/info/22988.html), в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках Управление благоустройства и транспорта Администрации г.Ижевска поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, проходящим по территории города Ижевска, перечень которых содержится в приложении №1 к договору, в соответствии с тарифами, утвержденными в порядке, предусмотренном действующим законодательством Удмуртской Республики.

В соответствии с п.5.1 договора, плата за проезд пассажиров, провоз багажа (клади) в автобусах взимается перевозчиком согласно тарифам, установленным на перевозку пассажиров и багажа (клади) автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики.

Как было указано выше в настоящем Решении, тарифы на ежемесячные проездные билеты установлены Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 16.10.2015г. №19/2.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России соглашается с доводом ОАО «ИПОПАТ» в той части, что Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 16.10.2015г. №19/2 определяет предельную стоимость услуги перевозки.

Вместе с тем вышеуказанный Приказ не устанавливает права и обязанности перевозчиков в части использования форм билетов при заключении с потребителями договоров перевозки.

При этом, поскольку ОАО «ИПОПАТ» использует при оказании услуг перевозок пассажиров формы билетов №4 и №6 (месячные проездные билеты), действия по навязыванию потребителям невыгодных условий договора в части необходимости приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель), являются нарушением п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с письменными пояснениями ОАО «ИПОПАТ» от 14.07.2016г. исх.№1189, перечень пунктов, в которых осуществляется приобретение билетов длительного пользования в электронном виде, включает в себя следующие адреса:

- г.Ижевск, ул.Буммашевская, д.5;

- г.Ижевск, ул.Маяковского, д.7;

- г.Ижевск, улЛенина, д.4а;

- г.Ижевск, ул.Марата, д.1а;

- билетный киоск на конечной остановке трамвая «Буммаш»;

- билетный киоск на конечной остановке троллейбуса «Центр».

Также ОАО «ИПОПАТ» указало, что пополнить имеющиеся транспортные карты можно в автоматических пунктах пополнения, банкомата и терминалах ПАО «Сбербанк» в г.Ижевске, терминалах ПАО «Ижкомбанк» в г.Ижевске, а также с помощью удаленного доступа пользователя через «Личный кабинет».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено, что реализация месячных проездных билетов, не требующих дополнительного приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), осуществляется ОАО «ИПОПАТ» исключительно в одном пункте реализации, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Буммашевская, д.5 (согласно приложению к письму ОАО «ИПОПАТ» от 14.07.2016г. исх.№1189).

ОАО «ИПОПАТ» реализует проездные билеты в транспортных средствах через кондукторов, однако данные проездные билеты ограничиваются разовым использованием. При этом у потребителей отсутствует возможность приобретать у кондукторов месячные проездные билеты.

В соответствии с п.49 Правил перевозок, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

В соответствии с п.2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. №112, «кондуктор» - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве.

В соответствии с п.4.1 Правил пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от 18.06.2015г. №783 (далее – Правила №783), кондуктор обязан выдавать пассажирам билеты и сдачу немедленно по получении денег за проезд и (или) провоз ручной клади.

В соответствии с п.4.2 Правил №783, кондуктор имеет право производить продажу билетов для проезда в городском пассажирском транспорте (автобусах, троллейбусах, трамваях).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность для транспортных организаций, в том числе ОАО «ИПОПАТ», осуществлять реализацию проездных билетов (в том числе месячных) через кондукторов.

Учитывая значительную ограниченность пунктов реализации месячных проездных билетов, для покупки которых не требуется дополнительное приобретение транспортной карты (иного совместимого технического носителя), Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым предписать ОАО «ИПОПАТ» совершить действия по увеличению пунктов реализации вышеуказанных месячных проездных билетов, а также по реализации месячных проездных билетов, в том числе, через кондукторов.

Реализация месячных проездных билетов кондукторами ОАО «ИПОПАТ», при наличии технической возможности, должна осуществляться, в том числе, во время движения транспортных средств по маршруту.

В случае отсутствия технической возможности продажи месячных проездных билетов во время движения транспортных средств по маршруту, кондукторы ОАО «ИПОПАТ» могут осуществлять реализацию месячных проездных билетов на конечных остановках маршрута.

Действия ОАО «ИПОПАТ» выразившиеся в необходимости для потребителей приобретать за дополнительную плату (залоговую стоимость) в пользование транспортную карту, либо необходимости в приобретении иного совместимого технического носителя (в случае намерения приобрести месячный проездной билет), ущемляет права и законные интересы неопределенного круга потребителей, и признаются Комиссией Удмуртского УФАС России нарушением п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Учитывая, что ОАО «ИПОПАТ» продолжает реализовывать месячные проездные билеты, требующие дополнительного приобретения транспортных карт (иного совместимого технического носителя), в электронном в виде; умышленно создает препятствия для распространения проездных билетов, не требующих приобретения транспортных карт (дополнительного совместимого технического носителя) путем реализации таких месячных проездных билетов исключительно в одном месте, а также отсутствие в материалах дела доказательств того, что ОАО «ИПОПАТ» прекратило навязывать потребителям невыгодные условия договора (количество реализованных месячных проездных билетов, не требующих дополнительного приобретения транспортной карты в период с 01.08.2016г. по 19.08.2016г. составило <…> штук, в то время как ежемесячное среднее число месячных проездных билетов, требующих дополнительное приобретение транспортных карт составляет свыше <…> штук), Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.1 Устава МО «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г.Ижевска от 16.06.2005г. №333 (далее – Устав), в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.10 Устава, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.44 Устава, полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения в области строительства и транспорта являются, в том числе:

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;

- разработка правил перевозки пассажиров городским общественным транспортом (автобус, троллейбус, трамвай, теплоход);

- принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в границах городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- выдача специального разрешения для движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.

Удмуртское УФАС России обращает внимание на то, что ранее, в 2009 году, месячные проездные билеты реализовывались ОАО «ИПОПАТ» в следующих пунктах реализации:

1) остановка «Собор А.Невского (маршрут №40);

2) остановка «Магазин Мебель»;

3) остановка «Юбилейная столовая» гор.Машиностроителей;

4) остановка «Завод «Ижсталь»;

5) остановка «Дом Моделей» (4-й микрорайон);

6) остановка «Магазин Светлана»;

7) остановка «Кинотеатр «Дружба»;

8) остановка «Молодежная»;

9) остановка «Рембыттехника»;

10) остановка «Сельхозакадения»;

11) остановка «Поликлиника нефтяников»;

12) остановка «Северный микрорайон»;

13) остановка «Росгосстрах»;

14) остановка «Университет»;

15) остановка «Администрация Первомайского района»;

16) остановка «Пирожковая»;

17) остановка «21-й Гастроном»;

18) остановка «Селтинская»;

19) остановка «Администрация города Ижевска»;

20) остановка «Администрация Ленинского района» (южный рынок);

21) остановка «Хозтовары» (гор.Металлургов);

22) остановка «Радиозавод»;

23) остановка «Подшипниковый завод»;

24) остановка «Мебельный комбинат» (у ТЦ «Эльгрин»);

25) остановка «Магазин «Родина»;

26) остановка «4-я подлесная» (ул. 30 лет Победы);

27) остановка «Районная» (ул. Ленина);

28) остановка «Кинотеатр «Октябрь»;

29) Железнодорожный вокзал;

30) Трамвайное кольцо (остановка автобуса на ул.Дзержинского)

31) Пересечение улиц Кирова и Пушкинская;

Информацию о местах расположения данных пунктов реализации является неполной, и составлена на основании общедоступных сведений сети интернет (статья сайта http://info18.ru от 23.09.2009г.).

Отсутствие в настоящее время широкой и доступной сети пунктов продажи месячных проездных билетов вызывает неудобство для потребителей, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении функций Администрации г.Ижевска в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и способствует совершению ОАО «ИПОПАТ» умышленных действий по навязыванию дополнительных услуг при продаже месячных проездных билетов (требование к потребителям предоставить транспортную карту залоговой стоимостью 45 рублей).

В соответствии со ст.49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия Удмуртского УФАС России рекомендует Администрации г.Ижевска:

1. Предусмотреть свободную реализацию месячных проездных билетов, в том числе для льготных категорий граждан, обеспечив широкую разветвленную сеть пунктов их реализации, включая реализацию месячных проездных билетов через многофункциональные центры г.Ижевска (МФЦ);

2. Предусмотреть в условиях договоров, заключенных с ОАО «ИПОПАТ» (иными перевозчиками) на осуществление услуг перевозки пассажиров по конкретным внутригородским маршрутам в части обязанностей ОАО «ИПОПАТ» (иных перевозчиков):

- реализовывать месячные проездные билеты по стоимости, не превышающей тарифа, установленного органом тарифного регулирования Удмуртской Республики;

- обеспечивать необходимое количество пунктов продажи месячных проездных билетов с учетом их доступности для граждан г.Ижевска;

- осуществлять реализацию месячных проездных билетов через кондукторов.

3. Заключить до 31.03.2017г. муниципальные контракты по всем существующим маршрутам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктами 3.139, 3.149 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «ИПОПАТ» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
  2. Признать ОАО «ИПОПАТ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования
  3. .Выдать ОАО «ИПОПАТ» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:

3.1. прекратить налагать на лиц, желающих приобрести месячный проездной билет длительного пользования, обязанность по приобретению транспортной карты (иного совместимого технического носителя) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость);

3.2. обеспечить реализацию месячных проездных билетов, без необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость) во всех точках реализации проездных билетов, наравне с проездными билетами, реализуемыми в электронном виде;

3.3. обеспечить реализацию месячных проездных билетов, без необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость) через кондукторов во всех маршрутных транспортных средствах ОАО «ИПОПАТ»;

3.4. разместить на официальном сайте ОАО «ИПОПАТ», на информационных стендах во всех точках реализации проездных билетов, информацию следующего содержания:

«Лица, желающие приобрести месячные проездные билеты, без взимания дополнительной платы (в том числе залоговой стоимости) и без дополнительного приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), могут купить его как в точках реализации ОАО «ИПОПАТ», расположенных по адресам _________________________ (указать перечень адресов), так и у кондукторов во всех маршрутных транспортных средствах ОАО «ИПОПАТ»;

3.5. обеспечивать размещение информации, указанной в п.3.4 настоящего решения в течение 30 дней в каждом автобусе городского маршрута, принадлежащему ОАО «ИПОПАТ», путем размещения информации в печатном виде, а также в виде аудиозаписи, воспроизводимой с периодичностью не реже чем через каждые 20 минут.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, либо в ФАС России в течение месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                         <…>

 

       <…>

 

                                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны