Решение б/н Решение по делу №ММ06-06/2016-133 о нарушении антимонопольно... от 27 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 13 октября 2016 года

изготовлено 26 октября 2016 года                                                                            г. Ижевск

 

Комиссия в составе:

<…> –руководитель Удмуртского УФАС России,

<…> – исполняющая обязанности заместителя руководителя,

<…> – начальник отдела антимонопольного контроля (отсутствует),

<…> – старший государственный инспектор отдела,

<…> – специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного контроля, (кворум комиссии соблюден),

в присутствии:

ответчика: представителей МУП «ИжГЭТ» – <…> (доверенность от 12.10.2016г. №61); <…> (доверенность от 06.06.2016г. №42),

в отсутствие:

заявителя – <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует конверт, вернувшийся в Удмуртское УФАС России по причине отсутствия адресата по указанному адресу №426009031466803;

заинтересованного лица – ООО «ТИС», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует конверт, вернувшийся в Удмуртское УФАС России по причине отсутствие адресата по указанному адресу №42600903146834,

лица, располагающего сведениями – Администрации г.Ижевска, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление №42600903146827,

на заседании Комиссии 13.10.2016г., рассмотрев дело №ММ06-06/2016-133, возбужденное в отношении МУП «ИжГЭТ» (К. Маркса ул., д.13а, оф.5, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426003, ИНН 1826000133) по признакам нарушения пунктов 3,10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России поступило заявление гражданина <…> вх.№8981 от 05.11.2015г. на действия ОАО «ИПОПАТ», МУП «ИжГЭТ», по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем взимания платы (залоговой стоимости) за транспортную карту при приобретении ежемесячных проездных билетов, которая взимается сверх тарифа, установленного приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов №19/2 от 16.10.2015г. (далее - Тариф). В соответствии с материалами заявления, при намерении потребителя приобрести месячный проездной билет, ему необходимо заплатить отдельно за транспортную карту (45 рублей) и за стоимость месячного проездного билета. Продажа ежемесячных проездных билетов без приобретения транспортной карты не осуществляется.

В соответствии с письменными пояснениями гражданина <…>, он обращался в пункт продажи месячных проездных билетов по месту нахождения МУП «ИжГЭТ» расположенному по адресу: г.Ижевск, ул.Маяковского, д.7, а также в пункт продажи месячных проездных билетов, расположенный по адресу: г.Ижевск, ул.Ленина, д.4а, с просьбой продать месячный проездной билет на ноябрь 2015 года на 2 вида общественного транспорта (автобус, троллейбус) в г.Ижевске.

В ответ на данную просьбу сотрудники пунктов продажи проездных билетов предлагали гражданину <…> приобрести транспортную карту за дополнительную плату в 45 рублей, а при отказе от ее приобретения – возвращали деньги.

Кроме того, в соответствии с письменными пояснениями гражданина <…>, при приобретении месячного проездного билета, потребителю выдается 2 чека, один из которых содержит стоимость транспортной карты, а на другом отображена стоимость месячного проездного билета.

В целях определения хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска (далее – рынок перевозок), Удмуртским УФАС России был проведен анализ рынка, по результатам которого составлен аналитический отчет от 02.02.2016г. о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г.

Согласно аналитическому отчету, целью проведения анализа рынка перевозок является: установление наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение рынке оказания услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах города Ижевска за период с 01.01.2014г. – 01.10.2015г.

Временной период исследования рынка перевозок был определен с 01.01.2014 по 01.10.2015г.

Продуктовые границы установлены как услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок.

Географическими границами рынка перевозок была определена территория г.Ижевска.

В соответствии разделом 5 аналитического отчета установлено, что МУП «ИжГЭТ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска в силу ч.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доля рынка перевозок МУП «ИжГЭТ» в 2014 году составила 45,26%, за 3 квартала 2015г. доля составила 47,48%.

Доля рынка перевозок ОАО «ИПОПАТ» в 2014 году составила 53,57%, за 3 квартала 2015г. доля составила 48,99%.

Доли рынка перевозок иных хозяйствующих субъектов составили в 2014г от 0,05% до 0,72%, за 3 квартала 2015г. доли составили от 0,01% до 2,66%.

Совокупная доля рынка ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» в 2014г. составляла 98,87%, за три квартала 2015 года доля рынка указанных хозяйствующих субъектов составила 96,63%.

Таким образом, выполняются все три условия, указанные в п.3 ст.5 Закона «О защите конкуренции», а именно:

1) совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» составляет более 50% товарного рынка, при этом доля рынка ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» значительно превышает долю рынка иных хозяйствующих субъектов;

2) в течение периода с 01.01.2014г. по 01.10.2015г. совокупная доля ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» не подвергалась значительным изменениям, при этом доступ на товарный рынок затруднен ввиду наличия труднопреодолимых барьеров, таких как значительные капиталовложения;

3) услуги по осуществлению пассажирских маршрутных внутригородских перевозок в географических границах г.Ижевска не могут быть заменены на иные услуги (в соответствии с разделом 2 исследования), рост цены на услуги не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Учитывая вышеизложенное, положение МУП «ИжГЭТ» является доминирующим.

Федеральным законом от 03.07.2016г. №264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ» введена ч.2.1 ст.5 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением, в том числе, хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем МУП «ИжГЭТ» является Управление имущественных отношений Администрации г.Ижевска.

Таким образом положения ч.2.1 ст.5 Закона «О защите конкуренции» не распространяются на МУП «ИжГЭТ».

В соответствии с п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39.1 Закона «О защите конкуренции», в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в ч.1 ст.39.1 Закона «О защите конкуренции», в случае выявления признаков нарушения п.3, 5, 6 и 8 ч.1 ст.10, ст.14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении п.3, 5, 6 и 8 ч.1 ст.10, ст.14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В действиях МУП «ИжГЭТ» имелись признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», в связи с чем МУП «ИжГЭТ» было выдано предупреждение от 04.02.2016г. о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Срок исполнения предупреждения был установлен до 15.03.2016г., о чем МУП «ИжГЭТ» должно было уведомить Удмуртское УФАС России в течение 3 дней с момента исполнения предупреждения.

17.03.2016г. МУП «ИжГЭТ» уведомило Удмуртское УФАС России о том, что с 15.03.2016г. МУП «ИжГЭТ» расторгло с ООО «ТИС» агентский договор от 01.07.2011г. №02 и не производит реализацию транспортных карт.

Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствовало об исполнении МУП «ИжГЭТ» предупреждения Удмуртского УФАС России в полном объеме.

С целью проверки исполнения предупреждения, в адрес МУП «ИжГЭТ», а также в адрес гражданина <…> были направлены дополнительные запросы информации.

Письмом от 05.04.2016г. исх.№512/09, МУП «ИжГЭТ» сообщило, что реализует электронные проездные билеты на технические носители, предоставляемые потребителями, стоимость которых не превышает Тарифа.

Информация от гражданина <…> в Удмуртское УФАС России не поступала.

30.03.2016г. начальником отдела контроля товарных и финансовых рынков – <…>, в присутствии специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков - <…>, была получена публичная информация (информация, которая представляется любому обратившемуся лицу) о порядке приобретения месячного проездного билета на 2 вида транспорта для граждан в пункте продажи билетов, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Ленина, д.4а, о чем составлен акт от 30.03.2016г. с приложением аудиозаписи, на которой зафиксирована сообщаемая потребителям информация, а именно, что по-прежнему осуществляется реализация транспортных карт с условием оплаты 45 рублей залоговой стоимости.

В соответствии с письмом МУП «ИжГЭТ» от 14.07.2016г. исх.№1103/09, МУП «ИжГЭТ» осуществляет продажу проездных билетов, соответствующих требованиям постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. №112 по адресу г.Ижевск, ул.Ленина, д.4.

О продолжении взимания денежных средств за транспортную карту также свидетельствуют обращения граждан, полученные Удмуртским УФАС России 26.04.2016г. вх.№3284 и 29.04.2016г. вх.№3410э.

Таким образом, после уведомления антимонопольного органа об исполнении предупреждения, МУП «ИжГЭТ» фактически продолжило реализацию месячных проездных билетов с навязыванием потребителям требований о необходимости приобретения транспортных карт, то есть не исполнило предупреждение Удмуртского УФАС России.

В соответствии с п.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Кроме того, в ходе рассмотрения заявления гражданина <…> Удмуртским УФАС России установлено, что при приобретении потребителем транспортной карты, не включенной в стоимость месячного проездного билета, итоговая стоимость впервые приобретаемого месячного проездного билета увеличивается на 45 рублей свыше Тарифа (при дальнейшем использовании транспортной карты у потребителей имелась возможность приобретать электронные месячные проездные билеты на уже имеющуюся транспортную карту).

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая невозможность приобретения месячного проездного билета без приобретения транспортной карты за 45 рублей, а также тот факт, что с каждой распространенной по залоговой стоимости транспортной карты МУП «ИжГЭТ» получало вознаграждение в размере <…>, в действиях МУП «ИжГЭТ» имелись признаки нарушения п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного издан приказ Удмуртского УФАС России №75 от 12 апреля 2016 года «О возбуждении дела №ММ06-06/2016-133 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения МУП «ИжГЭТ» (К. Маркса ул., д.13а, оф.5, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426003, ИНН 1826000133) пунктов 3, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела №ММ06-06/2016-133 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.04.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 08.06.2016г.

Определением об отложении рассмотрения дела №ММ06-06/2016-133 от 08.06.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 23.08.2016г.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №ММ06-06/2016-133 от 08.06.2016г., срок рассмотрения дела был продлен до 12.01.2017г.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 23.08.2016г. был объявлен перерыв до 30.08.2016г.

30.08.2016г. Комиссией Удмуртского УФАС России было объявлено заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-133.

Определением об отложении дела №ММ06-06/2016-133 от 30.08.2016г., заседание Комиссии Удмуртского УФАС России было назначено 13.10.2016г.

В ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-133 о нарушении антимонопольного законодательства, МУП «ИжГЭТ» предоставило следующие пояснения и доводы.

1. Письмо от 25.05.2016г. исх.№78609.

На вопрос Удмуртского УФАС России о выручке МУП «ИжГЭТ» полученной от продажи/реализации транспортных карт за период с 15.03.2016г. по 15.05.2016г. а также о том, каким образом МУП «ИжГЭТ» продолжает реализацию транспортных карт после расторжения договора с ООО «ТИС», МУП «ИжГЭТ» ответило, что не имеет выручки, полученной от продажи транспортных карт и не производит их реализацию.

2. Письмо от 14.07.2016г. исх.№1103/09.

На вопрос Удмуртского УФАС России о возможности для потребителей приобретать месячные проездные билеты на 2 и на 3 вида транспорта без необходимости приобретения транспортной карты в пределах установленного Тарифа, МУП «ИжГЭТ» пояснило, что у потребителя имеется возможность приобрести месячный проездной билет на любой совместимый технический носитель. Данная возможность используется пользователями банковских, школьных банковско-транспортных карт ПАО «Ижкомбанк» или ПАО «Сбербанк России».

Дополнительно МУП «ИжГЭТ» представило отчеты, свидетельствующие о начале использования с 01.05.2016г. карт Ultralight, которые не требуют дополнительного приобретения транспортной карты.

3. На заседании Комиссии 23.08.2016г. представитель МУП «ИжГЭТ» указал, что в настоящее время достигнуто соглашение от 29.07.2016г., заключенное между ОАО «ИПОПАТ» и МУП «ИжГЭТ» (далее – перевозчики), в соответствии с которым с 01.08.2016г. перевозчики принимают к оплате на регулярных маршрутах г.Ижевска выпущенные каждой из сторон билеты длительного пользования на 2 или 3 вида транспорта по цене предельно допустимой стоимости, установленной органом регулирования для месячных проездных билетов.

Письмом от 25.08.2016г. исх.№1325/09 МУП «ИжГЭТ» представило в Удмуртское УФАС России копию Соглашения от 29.07.2016г.

4. Дополнительно к письменным пояснениям, в ходе заседаний Комиссий Удмуртского УФАС России представители МУП «ИжГЭТ» поясняли, что используемые предприятием с 01.05.2016г. карты Ultralight предоставляют право проезда лишь на 2 вида транспорта (троллейбус и (или) трамвай), а совместно выпускаемые с ОАО «ИПОПАТ» месячные проездные билеты (на 2 или 3 вида транспорта) находятся на стадии разработки.

ООО «ТИС» в ходе рассмотрения дела №ММ06-06/2016-133 о нарушении антимонопольного законодательства предоставило следующие пояснения.

Письмом от 14.07.2016г. исх.№59 ООО «ТИС» указало, что выручка от реализации транспортных карт по г.Ижевску за период с 01.01.2014г. по 01.07.2016г. у ООО «ТИС» отсутствует, поскольку транспортные карты предоставляются в рамках договора безвозмездного пользования с взиманием обеспечительного платежа, а в соответствии с действующим законодательством сумма обеспечительного платежа не является выручкой. Вместе с тем, в 2014 году было передано в пользование <…> карт, в 2015 году – <…> карт, за 1 полугодие 2016 года - <…> карта.

По запросу Удмуртского УФАС России, ООО «ТИС» также предоставило информацию о договорах, в рамках которых осуществляется взаимодействие общества с МУП «ИжГЭТ», сведения о количестве переданных в пользование транспортных картах, и документы, определяющие порядок и условия выдачи транспортных карт.

Иных пояснений от ООО «ТИС» в Удмуртское УФАС России в рамках рассматриваемого дела не поступало.

Определением об отложении рассмотрения дела №ММ06-06/2016-133 от 08.06.2016г. к делу в качестве лица, располагающего сведениями, была привлечена Администрация г.Ижевска.

Письмом от 18.07.2016г. исх.№04709/01-24ДО Администрация г.Ижевска указала, что организация транспортного обслуживания населения города Ижевска осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с вышеуказанным письмом, информация о проводимых конкурсах размещена в общем доступе в сети интернет на официальным сайте г.Ижевска – http://www.izh.ru/i/info/14271.html, вместе с тем, на данном сайте отсутствует полная информация по всем проведенным конкурсам. Документов, свидетельствующих о проведении конкурсов на оказание услуг транспортного обслуживания населения, а также копий заключенных с МУП «ИжГЭТ» договоров, Администрацией г.Ижевска в Удмуртское УФАС России представлено не было.

В части обследования пассажиропотока Администрация г.Ижевска сообщила, что оно проводилось лишь в 2012г., вместе с тем в настоящее время проводится очередное исследование, результат которого будет известен в 2016г.

Рассмотрев материалы дела №ММ06-06/2016-133 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.786 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии с ч.1 ст.426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В соответствии с ч.3 ст.426 ГК РФ, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.2 ст. 790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приложением к Приказу Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 16.10.2015г. №19/2, установлена следующая стоимость месячных проездных билетов за проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики:

Вид месячного проездного билета

1 вид транспорта

2 вида транспорта

3 вида транспорта

Общий для граждан

Стоимость проездного билета, руб.

1040

1500

1990

Количество поездок

90

110

130

Период действия

1 календарный месяц

Для учащихся и студентов дневных форм обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию

Стоимость проездного билета, руб.

730

820

1000

Количество поездок

не ограничено

Период действия

1 календарный месяц

Для учащихся общеобразовательных организаций

Стоимость проездного билета, руб.

330

370

420

Количество поездок

не ограничено

Период действия

1 календарный месяц

 

В соответствии с п.1. Приказа, стоимость месячных проездных билетов за проезд пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования в городском сообщении в границах населенных пунктов Удмуртской Республики, является предельной максимальной.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона №220-ФЗ.

На территории г.Ижевска, в силу п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок является Администрация г.Ижевска.

В соответствии с типовым договором на организацию пассажирских перевозок в г.Ижевске, размещаемой Администрацией г.Ижевска в конкурсной документации к каждому открытому конкурсу на право осуществлять пассажирские перевозки на определенных внутригородских маршрутах (информация находится в открытом доступе на официальном сайте Администрации г.Ижевска: http://www.izh.ru/i/info/22988.html), в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках Управление благоустройства и транспорта Администрации г.Ижевска поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, проходящим по территории города Ижевска, перечень которых содержится в приложении №1 к договору, в соответствии с тарифами, утвержденными в порядке, предусмотренном действующим законодательством Удмуртской Республики.

В соответствии с п.5.1 договора, плата за проезд пассажиров, провоз багажа (клади) в автобусах взимается перевозчиком согласно тарифам, установленным на перевозку пассажиров и багажа (клади) автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики.

Таким образом, перевозчики не вправе устанавливать размер платы за перевозку пассажиров по месячному проездному билету свыше тарифа, установленного органом регулирования.

В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Закон №259-ФЗ), заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади.

Таким образом действие вышеуказанного пункта распространяется как на билеты, выдаваемые кондуктором при разовой поездке пассажира, так и на месячные проездные билеты длительного пользования (в том числе и электронные проездные билеты).

В соответствии с п.52 Правил перевозки, в продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора - водителем.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что отказ от продажи проездного билета возможен лишь в случае отсутствия свободных мест для сидения. Иных оснований для отказа в продаже проездного билета (в том числе месячного) не установлено.

В соответствии с вышеизложенным, предметом договора перевозки пассажира признается услуга, в соответствии с которой перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Покупка билета для оплаты проезда может быть осуществлена в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

Таким образом, приобретение потребителем месячного проездного билета является процессом, неразрывно связанным с оказанием услуги по перевозке пассажиров, и отдельной услугой рассматриваться не может.

Данный вывод поддерживается судебной практикой (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014г. №18АП-2804/2014).

Исходя из пояснений МУП «ИжГЭТ», в период с 05.11.2015г. (дата поступления заявления <…> в Удмуртское УФАС России) по 01.05.2016г. месячные проездные билеты реализовывались исключительно на технические носители, предоставляемые потребителями (транспортные карты), то есть, без приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), купить месячный проездной билет было невозможно.

С 01.05.2016г. МУП «ИжГЭТ» стали использовать карты UltraLight, не требующие дополнительного приобретения транспортной карты, но лишь на 2 вида транспорта (троллейбус и (или) трамвай).

С 01.08.2016г. МУП «ИжГЭТ» начало реализовывать месячные проездные билеты, не требующие дополнительного приобретения транспортной карты, на все виды транспорта, о чем свидетельствует соглашение от 29.07.2016г., заключенное с ОАО «ИПОПАТ».

Таким образом, у потребителей появилась возможность использовать месячные проездные билеты без дополнительного приобретения транспортной карты на 2 вида транспорта (троллейбус и(или) трамвай) лишь с 01.05.2016г., а на 2 (троллейбус/трамвай - автобус) и 3 вида транспорта (троллейбус-трамвай-автобус) лишь с 01.08.2016г., то есть за пределами срока исполнения предупреждения.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в настоящее время МУП «ИжГЭТ» прекратило навязывать потребителям невыгодное условие договора, выразившееся в необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (залоговую стоимость) при приобретении месячного проездного билета (в случае если месячный проездной билет приобретается впервые).

Довод МУП «ИжГЭТ» о том, что у потребителя имеется возможность приобрести месячный проездной билет на любой совместимый технический носитель, данная возможность используется пользователями банковских, школьных банковско-транспортных карт ПАО «Ижкомбанк» или ПАО «Сбербанк России», не свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции» ввиду следующего.

МУП «ИжГЭТ» и ООО «ТИС» за период с 2014г. по 1 полугодие 2016г. взаимодействовали в рамках следующих договоров:

- договор №14-ДП/2 от 29.06.2011г. на организацию осуществления переводов денежных средств по поручению физических без открытия банковских счетов.

- агентский договор №02 от 01.07.2011г.;

- соглашение об информационно-технологическом взаимодействии от 28.09.2011г.;

- договор №14-ДП/3 от 28.09.2011г. об информационном взаимодействии;

- договор №411/12 от 01.07.2012г. о порядке организации учета поездок, оплачиваемых с помощью электронной системы оплаты проезда, и о порядке распределения доходов между перевозчиками;

- договор №561 от 10.09.2015г. о порядке организации учета количества поездок, оплачиваемых гражданами с помощью электронной системы оплаты проезда и наличных денежных средств, о порядке определения долевого соотношения полученного дохода перевозчиками, осуществляющими перевозку с использованием транспортной карты с тарифным планом «Электронный кошелек»;

- договор №562 от 10.09.2015г. о порядке организации учета количества поездок, оплачиваемых гражданами с помощью электронной системы оплаты проезда и наличных денежных средств, о порядке определения долевого соотношения полученного дохода перевозчиками, осуществляющими перевозку с использованием транспортной карты «Ежемесячная карта»;

МУП «ИжГЭТ», ООО «ТИС» и ПАО «Ижкомбанк» за период с 2014г. по 1 полугодие 2016г. взаимодействовали в рамках договора о взаимодействии сторон в целях организации безналичной оплаты поездок граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования города Ижевска от 21.09.2015г.

Договоров, заключенных с ПАО «Сбербанк России», МУП «ИжГЭТ» представлено не было.

В соответствии с вышеуказанными договорами МУП «ИжГЭТ» в целях безналичной оплаты поездок граждан на городском пассажирском транспорте (в том числе при реализации месячных проездных билетах), использовало технические носители, предоставляемые ООО «ТИС» и ПАО «Ижкомбанк».

В соответствии с письменными пояснениями МУП «ИжГЭТ» от 30.11.2015г. исх.№1677/09, транспортная карта ООО «ТИС» является электронным средством платежа и предназначена для многократного совершения операций по безналичной оплате проезда и провоза багажа в пассажирском транспорте общего пользования. Транспортная карта не является проездным билетом, в том числе по причине отсутствия на ней обязательных реквизитов, установленных для проездного билета.

Производителем транспортных карт является ООО «ТИС». В соответствии с агентским договором №02 от 01.07.2011г., заключенным с ООО «ТИС», МУП «ИжГЭТ» являлось распространителем данной транспортной карты. Выдача транспортной карты производилась при условии внесения за нее денежного залога в размере 45 руб.

О возможности пользоваться банковскими картами в качестве совместимого технического носителя транспортных карт свидетельствуют отчеты, представленные МУП «ИжГЭТ».

Вместе с тем, пользоваться банковско-школьными картами ПАО «Ижкомбанк» могут лишь обучающиеся общеобразовательных учреждений, возможность пользоваться такими картами для граждан, либо учащимся и студентам дневных форм обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, отсутствует. Кроме того, банковско-школьные карты ПАО «Ижкомбанк» помимо функции, позволяющей осуществлять оплату проезда, содержат в себе перечень других функций, таких как: безналичная оплата питания, обеспечение доступа в образовательные учреждения. К тому же стоимость годового обслуживания таких карт составляет 250 рублей.

Сведений о реализации месячных проездных билетов с помощью совместимых технических носителей ПАО «Сбербанк России», МУП «ИжГЭТ» не представило, в связи с чем сделать вывод о наличии возможности для потребителей пользоваться вышеуказанными картами, не представляется возможным. Вместе с тем, исходя из общедоступной информации, размещенной в буклетах ПАО «Сбербанк России», возможность проезда по картам общества предоставляется либо клиентам ПАО «Сбербанк России», либо сотрудникам организаций, с которыми у общества заключены зарплатные договора, а сам по себе технический носитель является лишь приложением к обычной банковской карте (MasterCard Standart «Бесконтактная с функцией PayPass и Visa Classic «Бесконтактная» с функцией payWave). Кроме того, стоимость годового обслуживания данных карт, в соответствии с информацией, размещенной на сайте ПАО «Сбербанк России»: http://www.sberbank.ru/ru/person/bank_cards/debet варьируется от 150 рублей (молодежные карты) до 1250 (карты с индивидуальным дизайном).

Учитывая, что выбирать способ оплаты проезда (купить разовый проездной билет, либо месячный, воспользоваться услугами банковско-школьной карты ПАО «Ижкомбанк», либо иным техническим совместимым носителем) является правом граждан, данный довод МУП «ИжГЭТ» не свидетельствует об отсутствии в действиях предприятия нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В период с 16.10.2015г. (дата опубликования приказа №19/2 Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР об установлении тарифов) по 15.03.2016г. МУП «ИжГЭТ» осуществляло продажу месячных проездных билетов с обязательным условием – приобретением потребителями транспортной карты, залоговая стоимость которой составляла 45 рублей. При продаже месячного проездного билета с потребителей у которых отсутствовала транспортная карта, МУП «ИжГЭТ» дополнительно взимало плату 45 рублей, о чем составлялся договор и выдавался чек. Иной возможности у потребителей приобрести месячные проездные билеты, без оплаты залоговой стоимости за транспортную карту, не было.

В соответствии с агентским договором №02 от 01.07.2011г., ООО «ТИС» поручает, а МУП «ИжГЭТ» принимает на себя обязательство распространять от своего имени и за счет ООО «ТИС» транспортные карты пользователям на своей территории по залоговой стоимости, определенной ООО «ТИС», а также вести расчеты с пользователями, а ООО «ТИС» обязуется уплатить МУП «ИжГЭТ» вознаграждение за выполнение этого поручения.

В соответствии с п.3.1. агентского договора №02 от 01.07.2011г., вознаграждение МУП «ИжГЭТ» составляет <…> рублей от стоимости одной распространенной ООО «ТИС» транспортной карты (в т.ч. 18%).

Учитывая, что предельная стоимость месячного проездного билета установлена Приказом Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 16.10.2015г. №19/2, а МУП «ИжГЭТ» дополнительно взимало с потребителей плату за транспортную карту в размере 45 рублей залоговой стоимости (получая <…> дополнительного дохода) и у потребителей отсутствовала какая-либо иная возможность приобрести месячный проездной билет без оплаты залоговой стоимости, в действиях МУП «ИжГЭТ» установлено нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».

30.08.2016г. Комиссией Удмуртского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела №ММ06-06/2016-133.

Определением об отложении рассмотрения дела №ММ06-6/2016-133 от 30.08.2016г. МУП «ИжГЭТ» надлежало в срок до 30.09.2016г. представить в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, дополнения, возражения, на принятое заключение об обстоятельствах дела № ММ06-6/2016-133.

Вместе с тем, от МУП «ИжГЭТ» никаких возражений, пояснений и дополнений в Удмуртское УФАС России представлено не было.

В соответствии с письменными пояснениями МУП «ИжГЭТ» от 14.07.2016г. исх.№1103/09, перечень пунктов, в которых осуществляется приобретение билетов длительного пользования в электронном виде, включает в себя следующие адреса:

- г.Ижевск, ул.Маяковского, д.7;

- г.Ижевск, улЛенина, д.4а;

- г.Ижевск, ул.Марата, д.1а;

- г.Ижевск, ул.Буммашевская, д.5;

- билетный киоск на конечной остановке трамвая «Буммаш»;

- билетный киоск на конечной остановке троллейбуса «Центр».

Также МУП «ИжГЭТ» указало, что пополнить имеющиеся транспортные карты можно в автоматических пунктах пополнения, банкомата и терминалах ПАО «Сбербанк» в г.Ижевске, терминалах ПАО «Ижкомбанк» в г.Ижевске, а также с помощью удаленного доступа пользователя через «Личный кабинет».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, Комиссией Удмуртского УФАС России было установлено, что реализация месячных проездных билетов, не требующих дополнительного приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), осуществляется МУП «ИжГЭТ» исключительно в одном пункте реализации, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Маяковского, д.7 (согласно письму МУП «ИжГЭТ» от 14.07.2016г. исх.№1103/09).

МУП «ИжГЭТ» реализует проездные билеты в транспортных средствах через кондукторов, однако данные проездные билеты ограничиваются разовым использованием. При этом у потребителей отсутствует возможность приобретать у кондукторов месячные проездные билеты.

В соответствии с п.49 Правил перевозок, продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится:

а) в транспортных средствах (кондукторами или водителями);

б) в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.

В соответствии с п.2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. №112, «кондуктор» - должностное лицо, осуществляющее продажу билетов в транспортном средстве.

В соответствии с п.4.1 Правил пользования городским автомобильным и электрифицированным пассажирским транспортом в городе Ижевске, утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от 18.06.2015г. №783 (далее – Правила №783), кондуктор обязан выдавать пассажирам билеты и сдачу немедленно по получении денег за проезд и (или) провоз ручной клади.

В соответствии с п.4.2 Правил №783, кондуктор имеет право производить продажу билетов для проезда в городском пассажирском транспорте (автобусах, троллейбусах, трамваях).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность для транспортных организаций, в том числе МУП «ИжГЭТ», осуществлять реализацию проездных билетов (в том числе месячных) через кондукторов.

Учитывая значительную ограниченность пунктов реализации месячных проездных билетов, для покупки которых не требуется дополнительное приобретение транспортной карты (иного совместимого технического носителя), Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым предписать МУП «ИжГЭТ» совершить действия по увеличению пунктов реализации вышеуказанных месячных проездных билетов, а также по реализации месячных проездных билетов, в том числе, через кондукторов.

Реализация месячных проездных билетов кондукторами МУП «ИжГЭТ», при наличии технической возможности, должна осуществляться, в том числе, во время движения транспортных средств по маршруту.

В случае отсутствия технической возможности продажи месячных проездных билетов во время движения транспортных средств по маршруту, кондукторы МУП «ИжГЭТ» могут осуществлять реализацию месячных проездных билетов на конечных остановках маршрута.

Действия МУП «ИжГЭТ» выразившиеся в необходимости для потребителей приобретать за дополнительную плату (залоговую стоимость) в пользование транспортную карту, либо необходимости в приобретении иного совместимого технического носителя (в случае намерения приобрести месячный проездной билет), ущемляет права и законные интересы неопределенного круга потребителей, и признаются Комиссией Удмуртского УФАС России нарушением п.3 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Кроме того, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в своей деятельности МУП «ИжГЭТ» использует формы, в том числе, под номерами 4 и 6 из приложения №1 к Правилам перевозки. Во всех указанных формах, обязательным реквизитом является стоимость билета, однако потребители не имели возможности приобрести месячный проездной билет по данной стоимости, при отсутствии у них транспортной карты, за которую они должны были заплатить залоговую стоимость 45 рублей. Такие действия МУП «ИжГЭТ» признаются Комиссией Удмуртского УФАС России нарушением п.10 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая, что МУП «ИжГЭТ» продолжает реализовывать месячные проездные билеты, требующие дополнительного приобретения транспортных карт (иного совместимого технического носителя), в электронном в виде; умышленно создает препятствия для распространения проездных билетов, не требующих приобретения транспортных карт (дополнительного совместимого технического носителя) путем реализации таких месячных проездных билетов исключительно в одном месте, а также отсутствие в материалах дела доказательств того, что МУП «ИжГЭТ» прекратило навязывать потребителям невыгодные условия договора (отсутствуют сведения о количестве реализованных месячных проездных билетов, не требующих дополнительного приобретения транспортной карты с момента заключения соответствующего соглашения с ОАО «ИПОПАТ», в то время как ежемесячное среднее число месячных проездных билетов, требующих дополнительного приобретения транспортных карт составляет свыше 26 тысяч штук), Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении иных нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.1 Устава МО «Город Ижевск», принятого решением Городской думы г.Ижевска от 16.06.2005г. №333 (далее – Устав), в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об установлении границы муниципального образования и наделении соответствующим статусом муниципального образования на территории города Ижевска Удмуртской Республики» муниципальное образование «Город Ижевск» наделено статусом городского округа.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.10 Устава, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.44 Устава, полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения в области строительства и транспорта являются, в том числе:

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;

- разработка правил перевозки пассажиров городским общественным транспортом (автобус, троллейбус, трамвай, теплоход);

- принятие решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения в границах городского округа в соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- выдача специального разрешения для движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.

Удмуртское УФАС России обращает внимание на то, что ранее, месячные проездные билеты реализовывались МУП «ИжГЭТ» в следующих пунктах реализации:

1) остановка «Собор А.Невского (маршрут №40);

2) остановка «Магазин Мебель»;

3) остановка «Юбилейная столовая» гор.Машиностроителей;

4) остановка «Завод «Ижсталь»;

5) остановка «Дом Моделей» (4-й микрорайон);

6) остановка «Магазин Светлана»;

7) остановка «Кинотеатр «Дружба»;

8) остановка «Молодежная»;

9) остановка «Рембыттехника»;

10) остановка «Сельхозакадения»;

11) остановка «Поликлиника нефтяников»;

12) остановка «Северный микрорайон»;

13) остановка «Росгосстрах»;

14) остановка «Университет»;

15) остановка «Администрация Первомайского района»;

16) остановка «Пирожковая»;

17) остановка «21-й Гастроном»;

18) остановка «Селтинская»;

19) остановка «Администрация города Ижевска»;

20) остановка «Администрация Ленинского района» (южный рынок);

21) остановка «Хозтовары» (гор.Металлургов);

22) остановка «Радиозавод»;

23) остановка «Подшипниковый завод»;

24) остановка «Мебельный комбинат» (у ТЦ «Эльгрин»);

25) остановка «Магазин «Родина»;

26) остановка «4-я подлесная» (ул. 30 лет Победы);

27) остановка «Районная» (ул. Ленина);

28) остановка «Кинотеатр «Октябрь»;

29) Железнодорожный вокзал;

30) Трамвайное кольцо (остановка автобуса на ул.Дзержинского)

31) Пересечение улиц Кирова и Пушкинская;

Информацию о местах расположения данных пунктов реализации является неполной, и составлена на основании общедоступных сведений сети интернет (статья сайта http://info18.ru от 23.09.2009г.).

Отсутствие в настоящее время широкой и доступной сети пунктов продажи месячных проездных билетов вызывает неудобство для потребителей, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении функций Администрации г.Ижевска в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и способствует совершению МУП «ИжГЭТ» умышленных действий по навязыванию дополнительных услуг при продаже месячных проездных билетов (требование к потребителям предоставить транспортную карту залоговой стоимостью 45 рублей).

В соответствии со ст.49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссия Удмуртского УФАС России рекомендует Администрации г.Ижевска:

1. Предусмотреть свободную реализацию месячных проездных билетов, в том числе для льготных категорий граждан, обеспечив широкую разветвленную сеть пунктов их реализации, включая реализацию месячных проездных билетов через многофункциональные центры г.Ижевска (МФЦ);

2. Предусмотреть в условиях договоров, заключенных с МУП «ИжГЭТ» (иными перевозчиками) на осуществление услуг перевозки пассажиров по конкретным внутригородским маршрутам в части обязанностей МУП «ИжГЭТ» (иных перевозчиков):

- реализовывать месячные проездные билеты по стоимости, не превышающей тарифа, установленного органом тарифного регулирования Удмуртской Республики;

- обеспечивать необходимое количество пунктов продажи месячных проездных билетов с учетом их доступности для граждан г.Ижевска;

- осуществлять реализацию месячных проездных билетов через кондукторов.

3. Заключить до 31.03.2017г. муниципальные контракты по всем существующим маршрутам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктами 3.139, 3.149 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать МУП «ИжГЭТ» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него.
  2. Признать МУП «ИжГЭТ» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования
  3. Выдать МУП «ИжГЭТ» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:

3.1. прекратить налагать на лиц, желающих приобрести месячный проездной билет длительного пользования, обязанность по приобретению транспортной карты (иного совместимого технического носителя) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость);

3.2. обеспечить реализацию месячных проездных билетов, без необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость) во всех точках реализации проездных билетов, наравне с проездными билетами, реализуемыми в электронном виде;

3.3. обеспечить реализацию месячных проездных билетов, без необходимости для потребителей приобретать транспортную карту (иной совместимый технический носитель) за дополнительную плату (в т.ч. залоговую стоимость) через кондукторов во всех маршрутных транспортных средствах МУП «ИжГЭТ»;

3.4. разместить на официальном сайте МУП «ИжГЭТ», на информационных стендах во всех точках реализации проездных билетов, информацию следующего содержания:

«Лица, желающие приобрести месячные проездные билеты, без взимания дополнительной платы (в том числе залоговой стоимости) и без дополнительного приобретения транспортной карты (иного совместимого технического носителя), могут купить его как в точках реализации МУП «ИжГЭТ», расположенных по адресам _________________________ (указать перечень адресов), так и у кондукторов во всех маршрутных транспортных средствах МУП «ИжГЭТ»;

3.5. обеспечивать размещение информации, указанной в п.3.4 настоящего решения в течение 30 дней в каждом троллейбусе и трамвае городского маршрута, принадлежащему МУП «ИжГЭТ», путем размещения информации в печатном виде, а также в виде аудиозаписи, воспроизводимой с периодичностью не реже чем через каждые 20 минут.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, либо в ФАС России в течение месяца со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                         <…>

 

       <…>

 

                                                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны