Решение №ОП 07-06/2017-48 З РЕШЕНИЕ по делу № ОП 07-06/2017-48 З от 25 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 апреля 2017 года                                                                        г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

Председатель Комиссии: <…> – начальник отдела  контроля закупок:

заместитель председателя Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <…> – специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,

в присутствии:

представителей заказчика - Администрации МО «Шарканский район» (далее – Заказчик): <…>, (доверенность от 27.01 2017г.), <…> (доверенность от 30.11.2016г.);

членов единой комиссии Администрации МО «Шарканский район» (далее – Единая комиссия): <…>, <…>, <…> (Постановление №1597 от 01.12.2016г.);

в отсутствии представителя заявителя – ООО «Регионсбыт» (далее – Заявитель, Общество): уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. № ОП 01-17-07/2253э от 07.04.2017г.);

рассмотрев жалобу ООО «Регионсбыт» на действия Единой комиссии при проведении электронного аукциона  «Поставка ГСМ» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 0313300106517000045, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.04.2017г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в Аукционе ООО «Регионсбыт» в связи с не предоставлением информации в составе заявки значения по конкретному показателю «массовая доля кислорода». Также Заявитель указывает на наличие неопределенной информации в извещении и документации об Аукционе в отношении места поставки товара, а также необъективного описания объекта закупки в части установления требования к топливным картам при поставке бензина.

На заседании Комиссии члены Единой комиссии с доводами жалобы относительно отказа в допуске к участию в аукционе ООО «Регионсбыт» не согласились. Представили в материалы дела письменные пояснения. Также пояснили, что в документации об Аукционе установлено требование об указании в составе заявки сведений в отношении конкретных значений показателя массовой доли кислорода для бензина марки АИ-92 и АИ-95. Поскольку в заявке участника закупки ООО «Регионсбыт» отсутствовали значения конкретных показателей массовой доли кислорода для бензина марки АИ-92 и АИ-95, такая заявка подлежала отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика согласились с доводом жалобы в части наличия неопределенной информации в извещении и документации об Аукционе в отношении места поставки товара. С доводом жалобы о необъективном описании объекта закупки в части установления требования к топливным картам при поставке бензина представители Заказчика не согласились, пояснили, что электронный учет поставки бензина посредством топливных карт является более удобным для Заказчика.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

22.03.2017г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 388013,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок - 30.03.2017г., 23:00.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 31.03.2017г. на участие в Аукционе было подано 2 заявки с порядковыми номерами 1 и 2. Участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи со следующим: «в соответствии с п.1 ч. 4 ст. 67 отказать в  допуске участнику закупки, подавшему заявку на участие в   аукционе в электронной форме с регистрационным номером 1, ввиду не предоставления  информации в составе заявки конкретных показателей  по значению: «Массовая доля кислорода» по наименованию товара «Бензин автомобильный неэтилированный АИ-92, АИ-95».

Заявка участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 2 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе, Закону о контрактной системе.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В связи с тем, что жалоба на положения документации о закупке путём проведения указанного Аукциона подана Заявителем 05.04.2017г., то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе (30.03.2017г.), Комиссия Удмуртского УФАС России не рассматривает доводы Заявителя в части обжалования положений документации о закупке.

2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необоснованном отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему аукционную заявку с порядковым номером 1, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, также установлено Заказчиком в пункте 1.3.2. «Сведения, входящие в первую часть заявки» и пункте 1.3.4. «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме» Раздела I документации об Аукционе.

В Разделе IV документации об Аукционе содержится «Описание объекта закупки. Качественные и функциональные характеристики» где Заказчик установил следующие значения показателей товара:

Наименование товара (марки бензина)

Наименование показателя

Значение показателя

Неизменяемые

Изменяемые

 

 

 

 

 

АИ-92

 

Внешний вид

чистый, прозрачный

 

Экологический класс

 

      не менее К5

Октановое число (исследовательский метод)

 

не менее 92,0

 

Содержание свинца, мг/дм3

Отсутствие

 

Содержание марганца, мг/дм3

Отсутствие

 

Содержание железа, мг/дм3

Отсутствие

 

Массовая доля серы, мг/кг

 

не более 10,0

Массовая доля кислорода, %,

 

       не более 2,7

Объемная доля бензола, %,

 

не более 1,0

 

 

 

 

 

АИ-95

 

Внешний вид

чистый, прозрачный

 

Экологический класс

 

      не менее К5

Октановое число (исследовательский метод)

 

не менее 95,0

 

Содержание свинца, мг/дм3

Отсутствие

 

Содержание марганца, мг/дм3

Отсутствие

 

Содержание железа, мг/дм3

Отсутствие

 

Массовая доля серы, мг/кг

 

не более 10,0

Массовая доля кислорода, %,

 

       не более 2,7

Объемная доля бензола, %,

 

не более 1,0

 

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев первую часть аукционной заявки с порядковым номером 1, установила, что в заявке отсутствует информация о значениях конкретных показателей «Массовая доля кислорода, %» для бензина АИ-92 и АИ-95, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.

При таких обстоятельствах, когда аукционная заявка с порядковым номером 1 не содержала информацию о конкретных показателях товара, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт решение Единой комиссии об отказе в допуске к участию в Аукционе указанному участнику закупки, правомерным. 

3. При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлено наличие следующих нарушений Закона о контрактной системе.

3.1 Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должна содержаться информация, указанная в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 2) статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться, в том числе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.

В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В извещении о проведении Аукциона в разделе «Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги» указано: Российская Федерация, Удмуртская Респ, Шарканский р-н, Шаркан с, на АЗС по топливным картам.

В подпункте 1.14.5 пункта 3 информационной карты документации об Аукционе указано: место поставки - на АЗС по топливным картам.

В пункте 3.5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе указано: поставка ГСМ производится путем выборки продукции (самовывоз)  Заказчиком, либо его получателем   с АЗС (сети АЗС) Поставщика. Сеть АЗС должна быть распространена по всей территории Удмуртской Республики, в том числе, на территории места нахождения Заказчика (далее - место выборки) с. Шаркан Удмуртской Республики,  а также на  прилегающих   к Удмуртской Республике субъектов Российской Федерации. АЗС одной сети  должны располагаться  не более, чем в 100 км друг от друга.

При таких обстоятельствах, когда информация, указанная в извещении о проведении Аукциона относительно места поставки не соответствует информации, указанной в документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушена часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом закупки является поставка ГСМ, о чем указано в извещении о проведении Аукциона, в пунктах 1.1, 1.3 проекта контракта. В Разделе IV «Описание объекта закупки» документации об Аукционе содержатся технические характеристики требуемого к поставке бензина АИ-92  и  АИ-95.

В пунктах 1.1, 1.2 проекта муниципального контракта указано на необходимость поставки бензина через сеть АЗС посредством отпуска бензина по топливным картам.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта «топливные карты – карты с электронным носителем информации, являющиеся средством учета отпуска горюче-смазочных материалов посредством терминалов, установленных на АЗС. Карты передаются Поставщиком Заказчику в пользование на возвратной основе, на срок действия Контракта».

В пункте 3.9 проекта контракта указано: «поставщик на основании полученных данных с терминалов обобщает информацию об объемах ГСМ, отпущенных  Заказчику по  картам в отчетном месяце, и оформляет товарную накладную, а так же счет-фактуру на весь объем ГСМ, отпущенных по    картам в отчетном месяце. Заказчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения от Поставщика товарной накладной рассмотреть представленные документы, на основании которых  составить экспертное заключение.  На основании положительного экспертного заключения Заказчик  в течение 3 (трех)  рабочих дней     подписывает  и передает  по одному  экземпляру накладной и  экспертного заключения  Поставщику».        

Из вышеизложенного следует, что топливная карта не является объектом закупки. Топливная карта является лишь способом учета количества и объема топлива, отпущенного Заказчику. Данная информация по итогам отчетного периода (календарного месяца) аккумулируется поставщиком, который направляет Заказчику единую накладную и счет-фактуру в отношении всего количества товара, отпущенного в течение отчетного периода. При этом топливная карта не является платежным инструментом. Оплата товара осуществляется безналичным перечислением денежных средств (пункт 2.7 проекта контракта).

Альтернативным способом учета в отношении топливной карты является топливная ведомость, которая оформляется на бумажном носителе и так же является инструментом учета отпуска бензина для заправки автотранспортных средств.

Заказчиком не обоснована потребность в использовании исключительно такой системы учета как топливная карта, при этом, система учета движения нефтепродуктов на АЗС поставщика не является какой-либо характеристикой объекта закупки (бензина АИ-92, АИ-95), приобретение которого является удовлетворением существующей потребности Заказчика, вследствие чего применение поставщиком любой системы учета отпуска бензина на АЗС не может оказывать влияние на использование приобретаемого бензина в соответствии с его непосредственным назначением.

Рассмотрев материалы дела, пояснения сторон, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что с учетом предмета закупки – бензин АИ-92, АИ-95, требование к системе учета движения нефтепродуктов на АЗС поставщика посредством топливных карт не является установлением требования к объекту закупки, отражающим потребность Заказчика в определенных характеристиках товара, следовательно, формирование документации о закупке, содержащей такое требование без предоставления возможности участникам закупки предложить поставку бензина с использованием системы учета, существующей у данного участника не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В действиях Заказчика, установившего требования к исполнению контракта ограничивающие участие в торгах хозяйствующих субъектов, не использующих при реализации бензина топливные карты, усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 3.3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 1.3.4 документации об Аукционе содержится «Инструкция по заполнению заявки на участие в  аукционе в электронной форме», из содержания которой следует, что заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать сведения и документы, предусмотренные п.п. 1.3.2. и 1.3.3. пункта 1.3 настоящего Раздела, а именно: 1) согласие участника   аукциона на поставку товара в случае, если участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об  аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или)  участник  аукциона предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей  документацией; 2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об   аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как следует из «Описания объекта закупки» (Раздел IV документации об Аукционе) участникам закупки необходимо в заявке указать конкретные значения относительно следующих показателей бензина АИ-92, АИ-95: «Октановое число (исследовательский метод)», «Массовая доля серы, мг/кг», «Массовая доля кислорода, %», «Объемная доля бензола, %».

ГОСТ 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» определяет минимальные и максимальные физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов, в том числе, минимальный показатель октанового числа по исследовательскому методу, максимальный показатель массовой доли серы, максимальный показатель массовой доли кислорода, максимальный показатель объемной доли бензола для бензина АИ-92 и АИ-95 (Таблица 1). Также в Таблице 1 указанного ГОСТа содержатся ссылки на методы испытаний, с помощью которых возможно установить точные показатели октанового числа по исследовательскому методу, массовой доли серы, массовой доли кислорода, объемной доли бензола бензина.

Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, следовательно, требования Заказчика подробно описать в заявке показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке и являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Регионсбыт» на действия Единой комиссии Администрации МО «Шарканский район» при проведении электронного аукциона «Поставка ГСМ» (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок – 0313300106517000045) необоснованной.

2. Признать заказчика - Администрацию МО «Шарканский район» нарушившим часть 1 статьи 64, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Администрации МО «Шарканский район» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица Администрации Ленинского района г.Ижевска по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии:                            

  Члены Комиссии:

 

__________  <…>

 

__________  <…>

 

__________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны