Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ОП 07-06/2018-254 З от 23 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:

председатель Комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля закупок;

члены Комиссии: <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,

в присутствии:

представителей заказчика – Администрации МО «Город Можга» (далее – Заказчик): <…> (доверенность №4888 от 23.10.2018), <…> (доверенность №4889 от 23.10.2018), <…> (доверенность от 14.09.2018);

представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ УР «Региональный центр закупок УР» (далее – Уполномоченное учреждение): <…> (доверенность от 01.02.2018);

представителя МУП Жилищно-коммунального хозяйства: <…> (доверенность №26 от 23.10.2018);

в отсутствие представителя Заявителя ООО «Контракт»: уведомлен надлежащим образом (уведомление исх. № ОП 01-17-07/7380э от 19.10.2018);

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-17012-18 «Выполнение работ по Объекту капитального строительства: «Очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой сточных вод в городе Можга Удмуртской Республики»  (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0813500000118005660, далее – Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон),

УСТАНОВИЛА:

17.10.2018 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя.  В жалобе содержатся следующие доводы: 1) Заявитель считает, что в документации Заказчик не установил дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе; 2) по мнению Заявителя, в описании объекта закупки документации об Аукционе содержится нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как Заказчик указал в сметных расчетах требования к материалам с конкретными и однозначными значениями характеристик без указания минимальных и максимальных значений, что исключает использование товаров и материалов с эквивалентными показателями. При этом в сметном расчете содержатся показатели товара с целью определения стоимости данной позиции товара и расчета общей стоимости выполняемых работ; 3) Заявитель считает, что в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик указал в пункте 9.4 проекта контракта неправомерное основание для увеличения срока исполнения обязательств.

Представители Заказчика, представитель Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, направили в материалы дела письменные пояснения. Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации установлена в пункте 12.3 Информационной карты документации об Аукционе и оканчивается за день до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. Срок может определяться указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Дата окончания срока подачи заявок указана в извещении о проведении Аукциона – 18.10.2018, следовательно, дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации исчисляется от этой даты.

В части доводов о нарушении требований описания объекта закупки представитель Заказчика пояснил, что в пункте 5.1 документации об Аукционе указано, что все характеристики товаров являются неизменными, поскольку все работы и материалы должны соответствовать проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе.

По третьему доводу жалобы представитель Заказчика пояснил, что срок исполнения обязательств установлен в пункте 3.2 проекта контракта – до 28.12.2018, при этом пункт 9.4 проекта контракта не предусматривает изменение сроков исполнения обязательств, а уточняет порядок действия сторон в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

02.10.2018 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе  в сфере закупок (далее – ЕИС) извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере  22 152 713,86 рублей.

Дата проведения Аукциона - 22.10.2018.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.10.2018 для участия в аукционе подана 1 заявка которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

1. Рассмотрев первый довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Сроки исчисляются в соответствие с общими правилами, установленными в статьях 190-194 Гражданского Кодекса РФ (Далее – ГК РФ).

Согласно статье 190 ГК РФ Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В пункте 12.3 Информационной карты документации об Аукционе указано: «Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе оканчивается за день до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, указанной в пункте «Дата и время окончания подачи заявок» раздела «Информация о процедуре закупки» Извещения о проведении электронного аукциона».

В извещении о проведении Аукциона установлена дата окончания подачи заявок – 18.10.2018.

Поскольку в извещении о проведении Аукциона определена дата окончания подачи заявок, то есть событие, которое должно неизбежно наступить, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации об Аукционе определен срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об Аукционе и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, гражданского законодательства РФ.

2. Рассмотрев второй довод Заявителя, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 5.1 Информационной карты документации об Аукционе указано следующее: «описание объекта закупки содержится в части II Документации об электронном аукционе «Описание объекта закупки: Техническое задание» (далее – Техническое задание). Любое указание в документации об аукционе на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара не является требованием Заказчика в части описания объекта закупки. Характеристики товаров, указанные в документации об аукционе, являются неизменяемыми».

Как следует из пунктов 1, 2 Технического задания объектом закупки является выполнение работ по Объекту капитального строительства: «Очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой сточных вод в городе Можга Удмуртской Республики (внесение изменений)». Перечень и объемы работ, подлежащие выполнению определены в локальном сметном расчете (Приложение № 1 к части II Документации об электронном аукционе «Описание объекта закупки: Техническое задание»), проектной документации (Приложение № 2 к части II Документации об электронном аукционе «Описание объекта закупки: Техническое задание»), которые являются неотъемлемой частью документации об Аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включаются разделы, в том числе раздел «сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», раздел «смета на строительство».

Согласно части 1 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 ГрК РФ.

В соответствии с частью 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектная документация Заказчика прошла государственную экспертизу в АУ «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политике Удмуртской Республики» (№18-1-1-3-0011-13 от 15.03.2018), следовательно, соответствует требованиям законодательства и, содержит в себе все необходимые разделы и информацию. Таким образом, проектная документация, содержащаяся в составе документации об Аукционе, определяет требования к объекту закупки, в том числе содержит неизменяемые требования к материалам, необходимым для строительства объекта, что не противоречит требованиям Законодательства о контрактной системе.

3. Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно того, что в пункте 9.4 проекта контракта установлено требование об изменении условий контракта с нарушением части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России считает его необоснованным в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе существенными являются условия, предусмотренные извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Срок выполнения работ указан в пункте 6.3 Информационной карты документации об Аукционе и пункте 3.2 проекта контракта документации об Аукционе, а именно: «начало: с момента подписания Контракта; срок завершения работ: до 28.12.2018 года».

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона.

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

В пункте 12.6. проекта контракта установлено следующее основание для изменения существенных условий: «по соглашению сторон допускается изменение существенных условий Контракта в случаях и в порядке, предусмотренных пунктами 2-7 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В разделе 9 проекта контракта определены условия исполнения контракта при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, в том числе пункт 9.4  содержит следующее условие: «если, по мнению сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий».

Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не зависит от воли и действий сторон, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что условия контракта не предусматривают возможности произвольного изменения сторонами условия о сроке исполнения обязательств.

Таким образом, срок исполнения обязательств в документации об Аукционе и условие о его изменении в связи с непреодолимой силой не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства РФ.

Комиссией Удмуртского УФАС России при проведении внеплановой проверки в действиях субъектов проверки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.

На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105,  частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Контракт» на положения документации о проведении электронного аукциона № зз-17012-18 «Выполнение работ по Объекту капитального строительства: «Очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой сточных вод в городе Можга Удмуртской Республики»  (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок –  0813500000118005660), необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:                                                     

___________ <…>

___________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны