Решение № СЮ 05-03/2013-185 Решение по делу № СЮ 05-03/2013-185 о нарушении антимонополь... от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 30 января 2014 года

изготовлено 12 февраля 2014 года                                                 г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии «…» – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует),

 рассмотрев дело № СЮ 05-03/2012-185 о нарушении ИП «…» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии:

представителя Заявителя – потребительского общества «Оптовик» (далее – ПО «Оптовик», Общество) – «…» доверенность № 18АБ 0388169 от 07.11.2013 года,

представителей ответчика – ИП «…» – «…», «…» доверенность № 18АБ 0248706 от 02.08.2013 года,

представителей заинтересованного лица – ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» - «…» доверенность № 2363 от 23.12.2013 года, «…» доверенность № 2363 от 23.12.2013 года,

в отсутствии:

представителей заинтересованного лица – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» филиала «Удмуртэнерго» (далее – филиал «Удмуртэнерго»), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела № СЮ 05-03/2013-185 о нарушении антимонопольного законодательства (в материалах дела имеется почтовое уведомлении о вручении № 42600969137548),

УСТАНОВИЛА:

 

26.09.2013 года в Удмуртское УФАС России поступило заявление ПО  «Оптовик» о нарушении антимонопольного законодательства, выразившиеся в отключении 25 сентября 2013 года энергоснабжения объекта недвижимости (магазина), расположенного по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5.

В связи с наличием в действиях ИП «…» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.12.2013г. № 418 «О возбуждении дела № СЮ 05-03/2013-185 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ 05-03/2013-185. Определением о назначении дела № СЮ 05-03/2013-185 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 20.12.2013 г. дело назначено к рассмотрению на 30.01.2014 года в 13 часов 00 минут.

 

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что 01.06.2011 года между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ПО «Оптовик» заключен договор энергоснабжения № К8455 (далее – Договор № К8455). В июне 2013 года в адрес Общества поступило предложение от ИП «…» произвести оплату услуг на право пользоваться подстанцией марки «3ТП-14А», мощностью 250кВт-А, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12, при этом в договоре энергоснабжения № К8455 никаких указаний о необходимости оплаты таких услуг не содержалось. ПО «Оптовик» направило в адрес ИП «…»письмо с требованиями представить расчет по содержанию подстанции, однако ответ на письмо ИП «…» не представил. 13.09.2013 года ИП «…» выставил счет по договору № 9  по оказанию услуг от 01.06.2013 года на оплату услуг на право пользоваться подстанцией марки «3ТП-14А», мощностью 250кВт-А, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12 в размере 8000 рублей. Общество не усмотрело оснований для оплаты указанного счета, в связи с чем 25.09.2013 года произошло отключение подачи электричества в магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5. 26.09.2013 года ПО «Оптовик» было вынуждено произвести оплату услуг ИП «…». В дальнейшем отключений электроэнергии не производилось. ПО «Оптовик» оплатило ИП «…» услуги по договору № 9  по оказанию услуг от 01.06.2013 года за 4 месяца (сентябрь – декабрь 2013 года).

 

На заседании Комиссии ИП «…» пояснил, что причиной отключения электрической энергии 25.09.2013 года явилось вынужденное отключение на трансформаторной подстанции, в связи с возникновением аварийной ситуации, а именно искрение на одном из фазных проводов. По данному факту проводилась проверка сотрудником полиции ОВД Камбарского района. ИП «…» не осуществлял и не осуществляет деятельность по продаже электрической энергии сторонним потребителям, в связи с чем тариф РЭК УР на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год утвержден не был. Магазин, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5 запитан от потребительской ТП №101, принадлежащей ИП «…» на праве собственности. ПО «Оптовик» ни разу не обслуживало ТП №101 и денежные средства не выделяло, в связи с чем ИП «…» в адрес Общества был направлен договор № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года, согласно которому ПО «Оптовик» должен платить денежные средства ежемесячно в размере 8000 рублей за право пользоваться электрической энергией через подстанцию марки «3ТП-14А», мощностью 250кВт-А, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12. Магазин, принадлежащий «ПО Оптовик», запитанный от ТП №101, принадлежащей ИП «…» на праве собственности, потребляет электрическую энергию очень в больших объемах по сравнению с потребляемой ИП «…» энергией. ПО «Оптовик» произвело оплату по договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года за 4 месяца (август – ноябрь 2013 года), за декабрь 2013 года Общество услуги не оплачивало.

 

На заседании Комиссии представители ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» пояснили, что ограничение режима потребления электрической энергии 25.09.2013 года на объекте, расположенном по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, по инициативе ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» не осуществлялось. Задолженность ПО «Оптовик» по Договору № К8455 в рассматриваемый период отсутствовала. Письмом от 02.10.2013 года № 06-2-1-18/8947 сетевая организация – филиал «Удмуртэнерго» уведомило ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» о том, что 25.09.2013 года планового или аварийного отключения магазина, расположенного по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5 не было. О том, что ИП «…» взимает денежные средства с ПО «Оптовик» по договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» известно не было.

 

Рассмотрев представленные ПО «Оптовик», ИП «…», ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», филиалом «Удмуртэнерго» материалы и документы, выслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

 

01.06.2011 года между ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» и ПО «Оптовик» заключен договор энергоснабжения № К8455. Согласно пункту 1.1 договора №К8455 гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах, установленных приложением № 1, а также обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии путем заключения договоров с территориальной сетевой организацией, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказываемые услуги.

Согласно приложению № 2 к Договору № К8455 объект недвижимости, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, находится в перечне точек поставки и приборов учета, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию (мощность) ПО «Оптовик».

Пунктом 2.2. Договора № К8455 установлено, что Гарантирующий поставщик обязуется заключить в интересах потребителя договор на оказание услуг по передаче электрической энергии в точки поставки потребителя с территориальной сетевой организацией.

Такой договор заключен с филиалом «Удмуртэнерго».

Из представленных письменных пояснений филиала «Удмуртэнерго» от 16.10.2013 года № 08-1-08/9445 следует, что объект, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5 запитан от потребительской ТП №101, принадлежащей ИП «…». Указанный факт ИП «…» не отрицается.

В соответствии актом № 12-4-39 от 2012 года, однолинейной схемы балансовой принадлежности электрических сетей, ТП 101, от которой запитан магазин, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, принадлежит ИП «…», граница балансовой принадлежности сетевой организации - филиала «Удмуртэнерго» установлена до опоры № 16.

Таким образом, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что энергопринимающие устройства ПО «Оптовик» (магазин, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5) присоединены к электрическим сетям сетевой организации - филиала «Удмуртэнерго» через ТП-101, принадлежащей ИП «…», который не является сетевой организацией, следовательно, энергопринимающие устройства ПО «Оптовик» технологически присоединены к электрическим сетям сетевой организации опосредованно.

 

В июне 2013 года в адрес ПО «Оптовик» ИП «…» был направлен договор № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года (далее – договор № 9). Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора ИП «…» предоставляет право пользоваться ПО «Оптовик» имуществом ИП «…», состоящее из электрической подстанции марки «ЗТП-14А», мощностью 250кВт-А, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12.

Пунктом 3.1 договора № 9 установлено, что ПО «Оптовик» не зависимо от результатов своей деятельности ежемесячно до третьего числа текущего месяца оплачивает ИП «…» плату за оказанные услуги 8000 рублей, без НДС.

Согласно письменным пояснениям ИП «…»(вх. № 516 от 17.01.2014 года) на ТП-101, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12 и от которой запитан магазин, расположенный по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, установлена электрическая подстанция марки «ЗТП-14А», мощностью 250кВт-А. От ТП-101 иные объекты, помимо магазина, расположенного по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, не запитаны.

06.06.2013 года ИП «…» в адрес ПО «Оптовик» подготовлено письмо, согласно которому ИП «…» уведомил ПО «Оптовик» о том, что с 01.07.2013 года прекращается подача электрической энергии в продовольственный магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5, в связи с тем, что на протяжении более 5 лет Общество получало электричество с трансформаторной подстанции, принадлежащей ИП «…», расположенной по адресу: г. Камбарка, пер. Прудовской, 12 и не разу не оплатило денежные средства за пользование трансформатором. Кроме того, в письме указано, что ПО «Оптовик» не принимало никаких мер по заключению договора на получение права пользования указанным трансформатором, который находится в аварийном состоянии и в случае выхода из строя трансформатора ИП «…» не сможет быстро его отремонтировать и обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии, в связи с чем ИП «…» рекомендовал ПО «Оптовик» до 01.07.2013 года переключить магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5 на другую линию, чтобы избежать конфликтной ситуации. Указанное письмо получено представителем ПО «Оптовик» 09.09.2013 года.

 

25.09.2013 года с 12 часов 00 минут произошло отключение подачи электрической энергии на 2 часа в магазине, расположенном по адресу: УР, г. Камбарка, ул. Суворова, 5, о чем свидетельствует Акт несанкционированного отключения электроэнергии, составленный директором, товароведом, старшим продавцом указанного магазина.

Согласно пояснениям ИП «…» причиной отключения электрической энергии 25.09.2013 года явилось вынужденное отключение на трансформаторной подстанции, в связи с возникновением аварийной ситуации, а именно искрение на одном из фазных проводов. В материалы настоящего дела ИП «…» было представлено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.10.2013 года, которое подтверждает факт возникновения аварийной ситуации на ТП-101.

При рассмотрении настоящего дела представитель ПО «Оптовик» пояснил, что в связи с отключением 25.09.2013 года электричества в магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5. 26.09.2013 года ПО «Оптовик» было вынуждено произвести оплату услуг ИП «…» В дальнейшем отключений электроэнергии не производилось.

ПО «Оптовик», ИП «…» в материалы настоящего дела были представлены копии расходных кассовых ордеров – оплата услуг ТПУ для ИП «…» № 2415 от 29.09.2013 года, № 2599 от 09.10.2013 года, № 2861 от 05.11.2013 года, № 3216 от 06.12.2013 года, копии доверенностей ИП «…» о получении денежных средств № 20 от 26.09.2013 года, № 21 от 09.10.2013 года и № 55 от 05.11.2013 года, № 65 от 06.12.2013 года.

Таким образом, из представленных документов и информации следует, что ПО «Оптовик» в соответствии с условиями договора № 9 ежемесячно с сентября 2013 года по декабрь 2013 года (включительно) оплачивал ИП «…» 8000 рублей за услуги пользования объекта электросетевого хозяйства, принадлежащего ИП «…», от которого запитан магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5, в котором произошло отключение электроэнергии 25.09.2013 года. 

При этом, при рассмотрении настоящего дела ИП «…» не смог пояснить Комиссии Удмуртского УФАС России какие услуги ИП «…» оказывает ПО «Оптовик» по договору № 9, каким образом рассчитывалась плата за оказываемые услуги и что подразумевается под правом пользоваться имуществом ИП «…», состоящего из электрической подстанции марки «ЗТП-14А», мощностью 250кВт-А, расположенной по адресу: УР, г. Камбарка, пер. Прудовской, 12.

 

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон «Об электроэнергетике»).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона «Об электроэнергетике» одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона «Об электроэнергетике» нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

На основании статьи 21 Закона «Об электроэнергетике» постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.204 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила № 861),  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила № 442).

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Поскольку магазин, расположенный по адресу: г. Камбарка, ул. Суворова, 5, присоединен к объекту электросетевого хозяйства – ТП-101, принадлежащий ИП «…», то услуги по передаче электрической энергии оказываются с использованием этого электросетевого хозяйства. 

Согласно статье 4 Федерального закона от 27.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Поскольку ИП «…» взимает с ПО «Оптовик» плату по договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года, т.е. возмездно оказывает услуги по передаче электрической энергии, без установленного РЭК УР тарифа, то ИП «…» по отношению к ПО «Оптовик» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Учитывая, что для ИП «…» тариф на услуги по передаче электрической энергии РЭК УР не установил, а ИП «…» на основании договора № 9 взимает с сентября 2013 года, ежемесячно, денежные средства в размере 8000 рублей с ПО «Оптовик», то ИП «…» не имел правовых оснований заключать договор № 9 по оказанию услуг дополнительно к договору энергоснабжения № К8455, заключенному между ПО «Оптовик» и ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания», или препятствовать перетоку электрической энергии через принадлежащие ему на праве собственности объекты электросетевого хозяйства.

Действия ИП «…», выразившиеся в требовании платы по договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года, без установленного РЭК УР тарифа, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

В связи с установлением фактов нарушений ИП «…» требований Закона «О защите конкуренции» и в соответствии с полномочиями, определенными пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ИП «…» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.  

 

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать ИП «…» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг передачи электрической энергии в границах объекта электросетевого хозяйства, принадлежащего ИП «…» на праве собственности, находящегося в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 27.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

2. Признать ИП «…» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» – нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, выразившегося в требовании платы по договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года, без установленного РЭК УР тарифа.

3. Выдать ИП «…» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, путем прекращения взимания платы по  договору № 9 по оказанию услуг от 01.06.2013 года,    до установления РЭК УР тарифа.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России материалы дела в отношении ИП «…», для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

Члены Комиссии:                                                                 «…»

 

         «…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны