Решение №СЮ 05-03/2014-25 Ж Решение № СЮ 05-03/2014-25 Ж по результатам рассмотрения жал... от 3 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27 февраля 2014 года                                                                   г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – «…», члены Комиссии – «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,

рассмотрев дело № СЮ 05-03/2014-25 Ж по жалобе ООО «Уфалейдорсервис» (далее – Заявитель, Общество) на действия ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» (далее – Заказчик, ГУП УР «Удмуртавтодор»), Закупочной комиссии при проведении открытого аукциона на закупку товара: запасных частей к асфальтобетонным заводам (№ извещения 31400825343),

в присутствии:

представителей Заказчика – ГУП УР «Удмуртавтодор» - «…» доверенность № 190 от 31.12.2013 года, «…» доверенность № 200 от 31.12.2013 года, «…» доверенность № 180 от 31.12.2013 года,

в отсутствии:

представителя подателя жалобы – ООО «Уфалейдорсервис», надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрении жалобы (в материалах дела находится факсограмма № 71 от 19.02.2014 года о получении уведомления о принятии к рассмотрению жалобы),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 18.02.2014 года поступила жалоба ООО «Уфалейдорсервис» на действия ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие», Закупочной комиссии при проведении открытого аукциона на закупку товара: запасных частей к асфальтобетонным заводам (№ извещения 31400825343).

 

Содержание жалобы Заявителя:

По мнению Заявителя, Закупочная комиссия ГУП УР «Удмуртавтодор» неправомерно отклонила заявку Заявителя. Кроме того, Закупочная комиссия в протоколе по рассмотрению заявок не указала, каким требованиям аукционной документации не соответствовала заявка ООО «Уфалейдорсервис».

Также Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно было установлено требование к участникам – «потенциальный участник закупки должен являться дилером завода изготовителя ПАО «Кредмаш». Заявитель считает, что указанное требование не соответствует статье 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», приводит к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласны, считают жалобу необоснованной по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобу (исх. № 177 от 24.02.2014 года) и дополнениях к возражениям.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Уфалейдорсервис», письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

Начальником ГУП УР «Удмуртавтодор» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (в редакции изменений от 30.03.2012 года, 17.07.2012 года, 24.06.2013 года) (далее – Положение о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор») и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 27.06.2013 года (с последними изменениями).

20 января 2014 года ГУП УР «Удмуртавтодор» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении открытого аукциона на закупку товара: запасных частей к асфальтобетонным заводам (№ извещения 31400825343). Начальная цена установлена в размере 5 352 356,78 рублей.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупке товаров) в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичное требование содержится в подпункте а) пункта 2.3.2.5 Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор».

Согласно пункту 2.1 закупочной документации о закупке товара (запасных частей к асфальтобетонным заводам) путем проведения открытого аукциона (далее – закупочная документация, аукционная документация)  предметом закупки является поставка запасных частей к асфальтобетонным заводам и установкам производства завода - изготовителя ПАО «Кредмаш», расходных материалов, узлов и агрегатов к ним в соответствии со Спецификацией.

Согласно пункту 3.1 закупочной документации потенциальный участник закупки должен являться дилером завода – изготовителя ПАО «Кредмаш».

Законом о закупке товаров, Положением о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» не предусмотрена обязанность Заказчиков в документации о закупке, при указании на товарные знаки, сопровождать их словами «или эквивалент», а также не запрещено размещать закупки на поставку товаров определенных изготовителей (производителей).

Заказчиком предъявлены требования не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар указанного производителя не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников открытого аукциона.

Аналогичная позиция отражена в актах 3-х судебных инстанций по делу № А71-11453/2012 от 20.12.2012 года.

Заказчиком в материалы дела были представлены письменные пояснения, в которых указано обоснование приобретения указанной продукции завода – изготовителя ПАО «Кредмаш», а именно продукция (запчасти, агрегаты, узлы) закупается к уже существующим у предприятия асфальтобетонным установкам производителя ПАО «Кредмаш».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупке товаров не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Поскольку закупочной документацией предусмотрено требование о поставке товара определенного производителя, а также предусмотрено требование к участнику закупки - дилер завода – изготовителя ПАО «Кредмаш», то Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Уфалейдорсервис», поскольку Заказчик действовал в рамках действующего законодательства.

 

2. Согласно протоколу заседания Закупочной комиссии ГУП УР «Удмуртавтодор» по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 11.02.2014 года на участие в аукционе поступило 5 заявок от участников: ОАО «Владимирдоркомплект», ООО «Доркомплект», ООО «СДС», ООО «Инновационная производственная компания «Ротор», ООО «Уфалейдорсервис».

Закупочной комиссией ГУП УР «Удмуртавтодор» было принято решение участников - ОАО «Владимирдоркомплект», ООО «Инновационная производственная компания «Ротор», ООО «Уфалейдорсервис» не допустить к участию в открытом аукционе, в связи с несоответствием представленного пакета документов требованиям закупочной документации (пункт 3 протокола).

Согласно письменным пояснениям представителей Заказчика причиной отклонения заявки ООО «Уфалейдорсервис» явилось отсутствие в составе заявки копии действующего сертификата дилера ПАО «Кредмаш», а также несоответствие по срокам получения выписки из ЕГРЮЛ указанного участника.

В соответствии с подпунктами 3, 11 пункта 3.2 закупочной документации к заявке на участие в открытом аукционе должны быть приложены: оригинал или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ на дату, не позднее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки на участие в открытом аукционе и копия сертификата дилера ПАО «Кредмаш».

Из анализа представленной в Удмуртское УФАС России заявки ООО «Уфалейдорсервис» установлено, что в состав заявки была приложена копия сертификата № 5 от 01.01.2013 года, согласно которой ООО «Уфалейдорсервис» является региональным представителем (дилером) ПАО «Кредмаш» на Урале. Однако, указанный сертификат был действителен до 31 декабря 2013 года. Кроме того, выписка из ЕГРЮЛ была составлена на дату 09.01.2014 года, тогда как дата подачи заявок была установлена с 21.01.2014 года.

Учитывая вышеизложенное, к заявке ООО «Уфалейдорсервис» не был приложен обязательный документ, подтверждающий тот факт, что ООО «Уфалейдорсервис» является дилером ПАО «Кредмаш», в связи с чем, Закупочная комиссия ГУП УР «Удмуртавтодор» правомерно приняла решение об отказе к участию в открытом аукционе указанному участнику.

 

3. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 2.3.2.2 Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» размещение информации о проведении аукциона осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (на официальном сайте, сайте предприятия).

Пунктом 1.2.2. Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» установлено, что сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.udmurtavtodor.ru.

Комиссией Удмуртского УФАС России был проведен анализ информации, содержащейся на официальном сайте Заказчика в сети «Интернет» www.udmurtavtodor.ru., в ходе которого было установлено, что информация о проведенном открытом аукционе ГУП УР «Удмуртавтодор» закупках на сайте www.udmurtavtodor.ru. не размещена.

Представитель ГУП УР «Удмуртавтодор» на рассмотрении настоящей жалобы пояснила, что вся информация Заказчиком размещается на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru., а в случае, если на указанном сайте происходят сбои или сайт временно не доступен, то информация о закупках размещается на официальном сайте Заказчика.

Вместе с тем, пункт 2.3.2.2 Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» императивно указывает Заказчику на обязанность размещения информации о проводимых аукционах и на сайте www.zakupki.gov.ru. и на сайте Заказчика - www.udmurtavtodor.ru.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик в нарушение требований пункта 2.3.2.2 Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» не разместил информацию о проведенном открытом аукционе на своём официальном сайте в сети «Интернет» - www.udmurtavtodor.ru., чем нарушил часть 1 статьи 2 Закона о закупках товаров.

 

4. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках товаров  протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее, чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 2.3.2.21. Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» размещение протоколов осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течении 3-х рабочих дней с момента их составления.

Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что пункт 2.3.2.21. (и иные подобные пункты) Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор», содержащий указание на исчисление сроков в рабочих днях, противоречит требованиям части 12 статьи 4 Закона о закупках товаров, которая указывает на исчисление сроков календарными днями.

 

5. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках товаров участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок проведения закупок, предусматривает возможность участия в закупке:

- юридических лиц;

- физических лиц;

- индивидуальных предпринимателей.

Согласно пункту 3.3 закупочной документации участниками аукциона могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, установив требование в закупочной документации о возможности принять участие в открытом аукционе только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исключив возможность физических лиц принять участие в проведенном открытом аукционе, нарушил требование части 5 статьи 3 Закона о закупках товаров.

 

6. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках товара целями регулирования Закона о закупках товара являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках товара при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе:

 - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссией Удмуртского УФАС России был проведен анализ Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор», в ходе которого было установлено, что указанное положение не содержит оснований для отклонения/допуска участников к участию в закупке (например, в случае непредставления документов, предусмотренных закупочной документацией, Закупочная комиссия отклоняет такие заявки участников, и иные). Комиссия Удмуртского УФАС России считает, что отсутствие в Положении таких оснований не отвечает целям и принципам Закона о закупках товара, не способствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает гласность и прозрачность закупки, является коррупционной составляющей, и нарушает требования части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупке товаров.

 

В связи с установлением в действиях Заказчика – ГУП УР «Удмуртавтодор» нарушений Закона о закупке товаров, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов.

 

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьями 1, 2, 3, 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.01.2013 года № 17/13 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу ООО «Уфалейдорсервис» на действия ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие», Закупочной комиссии при проведении открытого аукциона на закупку товара: запасных частей к асфальтобетонным заводам (№ извещения 31400825343) необоснованной.

 

2. Признать ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в нарушении требований пункта 2.3.2.2 Положения о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор», а именно неразмещении информации о проведенном открытом аукционе на своём официальном сайте в сети «Интернет» - www.udmurtavtodor.ru.

 

3. Признать ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» нарушившим часть 12 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части установления в Положении о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» пункта 2.3.2.21 (и иных подобных пунктов), содержащего указание на исчисление сроков в рабочих днях.

 

4. Признать ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» нарушившим часть 5 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части установления в пункте 3.3 закупочной документации требования о возможности принять участие в открытом аукционе только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, исключив возможность физических лиц принять участие в открытом аукционе.

 

5. Признать ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» нарушившим часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в части отсутствия в Положении о закупке ГУП УР «Удмуртавтодор» оснований для отклонения/допуска участников к участию в закупке.

 

6. Выдать ГУП УР «Удмуртское автодорожное предприятие» предписание об устранении нарушений порядка организации, проведения торгов:

- устранить нарушения, указанные в пунктах 3, 5 настоящего решения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                             «…»          

 

Члены Комиссии                                                         «…»

 

                                                                                     «…»

 

                                                                                     «…»

 

 

 

                                                                                    

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны