Решение №СЮ 05-03/2014-39 Решение по делу № СЮ 05-03/2014-39 от 4 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 02 апреля 2014 года

изготовлено 09 апреля 2014 года                                                                             г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии «…» – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов (отсутствует), «…» – старший государственный инспектор отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов, «…» – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий и природных ресурсов,

 рассмотрев дело № СЮ 05-03/2014-39, о нарушении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» (Воткинское шоссе, 13 км., 204, г.Ижевск, 426039, ИНН 1826000408) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии 02.04.2014 г.:

представителя ответчика – МУП г. Ижевска «Ижводоканал»  – «…» (доверенность от 09.01.2014 г. № 11/111-16);

заявителя – «…», паспорт серия «…» номер «…», выдан «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 20.02.2014 г. из Прокуратуры Индустриального района г. Ижевска, в связи с поступившим обращением «…», поступили материалы проверки исполнения законодательства МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в сфере подключения граждан и хозяйствующих субъектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В связи с наличием в действиях МУП г. Ижевска «Ижводоканал» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 05.03.2014г. № 75 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2014-39. Определением о назначении дела № СЮ 05-03/2014-39 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.03.2014 г. дело назначено к рассмотрению на 03.04.2014г. в 16 часов 00 минут.

В связи с невозможностью участия председателя Комиссии в рассмотрении дела № СЮ 05-03/2014-39 о нарушении антимонопольного законодательства 03.04.2014 г. в 16 часов 00 минут, определением об изменении даты и времени рассмотрения дела № СЮ 05-03/2014-39 от 20.03.2014 г. рассмотрение дела назначено на 02.04.2014 г. в 16 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 02.04.2014 г. «…» пояснила, что ее права действиями МУП г. Ижевска «Ижводоканал», связанными с подключением к сетям водоснабжения и водоотведения, нарушены. Также пояснила, что возможность выполнить п.п. 1.1., 1.2 соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г. отсутствует.  

Представитель МУП г. Ижевска «Ижводоканал» пояснил, что соглашение об участии в обслуживании водопровода заключается в том случае, если объект, подключение которого необходимо осуществить, находится в стадии строительства. В данном случае, для подключения жилого дома заключение соглашения об участии в обслуживании водопровода не требовалось.

 

Рассмотрев представленные сторонами материалы и документы, выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.

 

14.01.2014 г. «…» обратилась в Прокуратуру Октябрьского района г.Ижевска с жалобой на действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал», выразившиеся в направлении соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г.

17.01.2014 г. указанное Заявление «…» из Прокуратуры Октябрьского района г.Ижевска направлено по территориальности в Прокуратуру Индустриального района г. Ижевска.

Комиссией из материалов проверки Прокуратуры Индустриального района г. Ижевска установлено следующее.

01.03.2013 г. «…» обратился в МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с  заявлением на выдачу условий подключения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к системам водоснабжения и канализации.

19.03.2013 г.  МУП г. Ижевска «Ижводоканал» выданы «…» условия подключения (технические условия для присоединения) объекта - частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к сетям водоснабжения и водоотведения (далее – технические условия).

Также МУП г. Ижевска «Ижводоканал» выдано «…» соглашение №813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г.

В связи с тем, что с заявлением на выдачу условий подключения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к системам водоснабжения и канализации в МУП г. Ижевска «Ижводоканал» обратился «…», технические условия выданы «…», соглашение  № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г. выдано «…», стороной в отношениях с МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения указанного объекта является «…».

Таким образом, действиями МУП г. Ижевска «Ижводоканал» могут быть нарушены права и законные интересы «…».

Комиссией установлено, что «…» не является надлежащим заявителем, в связи  с тем, что «…» не является стороной в отношениях с МУП г. Ижевска «Ижводоканал» по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», в связи с чем, права и законные интересы «…» действиями МУП г.Ижевска «Ижводоканал» не могут быть нарушены.

Доверенность на право представления интересов «…» со стороны «…» не представлена.

Вместе с тем, из материалов проверки Прокуратуры Индустриального района г. Ижевска, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ч. 8, ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации №83 от 13.02.2006г. утверждены  «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила).

Таким образом, подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения на основании технических условий в порядке, установленном Правилами.

В соответствии с п. 6 Правил, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

01.03.2013 г. «…» в соответствии с п. 6 Правил обратился в МУП г.Ижевска «Ижводоканал» с заявлением на выдачу условий подключения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к системам водоснабжения и канализации.

В соответствии с п. 9 Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

19.03.2013 г. МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в соответствии с п. 9 Правил выдало «…» технические условия.

В соответствии с п. 10 Правил технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Таким образом, Правилами предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержать технические условия, МУП г. Ижевска «Ижводоканал» не вправе включать в технические условия требования, не предусмотренные Правилами.

Вместе с тем, технические условия, выданные МУП г. Ижевска «Ижводоканал», содержат требования, не предусмотренные Правилами, а именно, п.п. 1, 7, 11 технических условий.

Согласно п. 1 технических условий заявителю – «…» необходимо выполнить условия соглашения с МУП г. Ижевска «Ижводоканал» об участии в обслуживании сети водопровода № 813 от 20.03.2013 г.

Правила не содержат сведения о возможности включения организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в технические условия требование к заявителю о необходимости выполнить условия соглашения об участии в обслуживании сети водопровода.

Кроме того, заключение соглашения об участии в обслуживании сети водопровода с заявителем Правилами также не предусмотрено.

Пунктом 7 технических условий на заявителя возложена обязанность до предоставления рабочего проекта на согласование в МУП г. Ижевска «Ижводоканал» представить согласование:

- на подключение к частному водопроводу от владельцев жилых домов №№ «…»;

 - на подключение к частной канализации от владельцев жилых домов № «…», г. Ижевск, № «…», и на транспортировку дополнительного расхода сточных вод по частной канализации от владельцев жилых домов №№«…»;

- заказчика на принимаемые в проекте материалы труб для наружных систем водопровода в канализации.

В соответствии с п. 9 Правил обязанность по подготовке и выдаче технических условий лежит на организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, по общему правилу надлежащим субъектом, обязанным предоставить технические условия для присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Вместе с тем п. 17 Правил установлено, что допускается предоставление технических условий иным лицом в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании данному лицу, которое при этом является потребителем соответствующего вида ресурса, то есть основным абонентом, технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разрабатывать ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, обязанность определять и предоставлять технические условия, а также согласовывать их с лицами, владеющими технологически связанными сетями, возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (аналогичные выводы содержатся в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 г. по делу № А43-30597/2012, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 10.12.2013 г. по делу № А43-30597/2012).

В нарушение п. 9, п. 17 Правил МУП г. Ижевска «Ижводоканал» включило в технические условия требование о необходимости согласования «…» мероприятий, указанных в п. 7 технических условий, чем нарушило права «…», возлагая на «…» не предусмотренные действующим законодательством обязанности.

Пунктом 11 технических условий установлено, что условия подключения (технические условия для присоединения) являются основанием только для проектирования и не дают право на производство работ, подключение к сетям.

Вместе с тем, «…» обратился в МУП г. Ижевска «Ижводоканал» с заявлением на выдачу именно условий подключения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…»,  «…» выданы именно условия подключения (технические условия для присоединения) указанного объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, которые должны содержать в соответствии с п. 10 Правил, в том числе, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

На основании изложенного, включение в технические условия сведений о том, что условия подключения (технические условия для присоединения) являются основанием только для проектирования и не дают право на производство работ, подключение к сетям, не предусмотрено Правилами и противоречит положениям Правил.

Действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал», выразившиеся в установлении в технических условиях требований, которые не предусмотрены Правилами, выдача «…» соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013г., не предусмотренном Правилами, привели к нарушению порядка подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Правилами, что привело к ущемлению интересов «…».

В связи с указанными действиями МУП г. Ижевска «Ижводоканал» «…» не имеет возможности осуществить подключение к сетям водоснабжения и водоотведения частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», с момента выдачи технических условий от 19.03.2013 г. и соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г.

МУП г. Ижевска «Ижводоканал» владеет сетями водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры города Ижевска Удмуртской Республики.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

МУП города Ижевска «Ижводоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона «О естественных монополиях».

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия МУП г. Ижевска «Ижводоканал» в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в установлении в технических условиях требований, не предусмотренных Правилами, выдаче соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013г., что привело к ущемлению прав «…», являются нарушением ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с установлением фактов нарушения МУП г. Ижевска «Ижводоканал» требований Закона о защите конкуренции и в соответствии с полномочиями, определенными п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. № 339 Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

2.  Признать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в установлении в условиях подключения (технических условий для присоединения) объекта - частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к сетям водоснабжения и водоотведения требований, не предусмотренных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83, выдаче соглашения № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г., что привело к ущемлению прав «…».

3.  Выдать МУП г. Ижевска «Ижводоканал» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства:

3.1. исключить п.п. 1, 7, 11 из условий подключения (технических условий для присоединения) объекта - частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», к сетям водоснабжения и водоотведения;

3.2. отозвать соглашение № 813 об участии в обслуживании сети водопровода от 20.03.2013 г.;

3.3. совершить действия, направленные на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения объекта – частного жилого дома, расположенного по адресу: «…», предусмотренные Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83.

4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП г. Ижевска «Ижводоканал» и виновного должностного лица.

           

           

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»               

 

Члены Комиссии                                                                                «…»

 

                                                                                                           «…»

 

                                                                                 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны