Решение б/н Решение по делу № СЮ 06-06/2013-61 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «29» января 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «11» февраля 2014 года

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии:

<…> - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков; <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков; <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, кворум комиссии имеется,

30.10.2013г.

в присутствии:

законного представителя ответчика - директора ООО «Уралбизнесстрой» <…>;

законного представителя ответчика – начальника МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» <…>;

представителей ответчика МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» - <…>, <…>, <…> (по доверенности),

25.11.2013г.

в присутствии:

представителя ответчика ООО «Уралбизнесстрой» - <…> (доверенность б/н от 18.11.2013г.);

представителя ответчика МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» - <…> (доверенность №3 от 09.01.2013г.);

<…>;

<…>;

<…>,

29.01.2014г.

в присутствии:

представителя ответчика ООО «Уралбизнесстрой» - <…> (доверенность б/н от 31.12.2013г.);

представителей ответчика МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» - <…> (доверенность №208 от 14.01.2014г.), <…> (доверенность №11 от 16.01.2014г.);

рассмотрев дело №СЮ 06-06/2013-61 в отношении ООО «Уралбизнесстрой» и МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее – МКУ «СБиДХ») по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

у с т а н о в и л а:

На официальном сайте средства массовой информации – газета «День» http://www.dayudm.ru размещена информация, указывающая на признаки нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции» (Архив газеты № 35 (1146)/ 18 сентября 2013 г). По результатам рассмотрения информации установлено следующее.

В сети интернет на сайте zakupki.gov.ru 09.08.2013 г. размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300000213000082 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по выполнению мероприятий по реализации республиканской программы «Доступная среда 2011-2015 годы». Согласно извещению заказчиком является МКУ «СБиДХ». Согласно извещению предметом контракта является выполнение работ по устройству перильного ограждения, занижению бордюров, устройству тактильной плитки, ремонту тротуаров на территории г. Ижевска. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг согласно извещению – до 31 декабря 2013 года. Срок подачи заявок установлен до 26.09.2013г. Проведение аукциона назначено на 30.09.2013 года.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в газете «День» (Архив газеты № 35 (1146)/ 18 сентября 2013 г), работы, являющиеся предметом данного контакта, частично выполнены до даты проведения аукциона, что подтверждается фотоснимками, опубликованными на сайте газеты, датированными 18.09.2013 года. На данных фотоснимках отчетливо видно, что по адресу проведения работ, являющихся предметом аукциона, произведено занижение бордюров, уложена тактильная плитка, произведен ремонт тротуаров, входящих в техническое задание муниципального контракта.

По сведениям печатного издания работы выполнены сотрудниками ООО «Уралбизнесстрой».

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, учитывая тот факт, что часть работ, на которые объявлен аукцион, фактически выполнены участвовать в нем может лишь то лицо, которое фактически осуществило ремонтные работы.

На основании изложенного, в действиях МКУ «СБиДХ» и ООО «Уралбизнесстрой» имеются признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по выполнению мероприятий по реализации республиканской программы «Доступная среда 2011-2015 годы».

В связи с наличием в действиях МКУ «СБиДХ» и ООО «Уралбизнесстрой» признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 20.09.2013г. № 294 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ 06-06/2013-61. Определением от 04.10.2013г. дело  назначено к рассмотрению на 30.10.2013г. в 09 часов 30 минут.

30.10.2013г. Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела № СЮ 06-06/2013-61, заслушав лиц, участвующих в деле, а также приобщив к материалам дела дополнительные документы и сведения, представленные сторонами, установила необходимость получения дополнительных доказательств, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии в действиях ответчиков по настоящему делу, нарушения антимонопольного законодательства.

 Определением от 30.10.2013г. рассмотрение дела отложено на 15.11.2013г.

15.11.2013г. в связи с поступившим ходатайством МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» об отложении рассмотрения дела, Комиссией Удмуртского УФАС России принято решение о переносе времени рассмотрения дела на 25.11.2013г.

25.11.2013г. при анализе представленных МКУ «СБиДХ» документов, запрошенных определением об отложении рассмотрения дела № СЮ 06-06/2013-61 от 30.10.2013г. установлено, что отсутствует информация по п. 4.4. и 4.5. определения.

Также Комиссией установлено, что отсутствует информация о вручении определения об отложении рассмотрения дела № СЮ 06-06/2013-61 от 30.10.2013г. в адрес ООО «Уралбизнесстрой».  

В связи с необходимостью получения запрошенных документов, Комиссией принято решение об отложении рассмотрение дела на 29.01.2014.

29.01.2014г. представитель ООО «Уралбизнесстрой» факт нарушения не признал. Пояснил, что работы на перекрестках ул. Пушкинская с ул. К.Либкнехта и ул. Пушкинская с ул. Советская были выполнены при исполнении другого контракта, заключенного ранее, в рамках заказа № 0313300000213000082 не выполнялись.

Представитель МКУ «СБиДХ» факт нарушения не признал, пояснил, что между учреждением и ООО «Уралбизнесстрой»  какие – либо антиконкурентные соглашения отсутствуют, работы проведены в соответствии с контрактом, заключенным ранее, попадание ранее выполненных работ в заказ № 0313300000213000082 является технической ошибкой.  

Рассмотрев материалы дела № СЮ06-06/2013-61, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

09.08.2013 г. на сайте zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0313300000213000082 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по выполнению мероприятий по реализации республиканской программы «Доступная среда 2011-2015 годы». Заказчиком выступило МКУ «СБиДХ». Согласно извещению предметом контракта является выполнение работ по устройству перильного ограждения, занижению бордюров, устройству тактильной плитки, ремонту тротуаров на территории г. Ижевска. Срок выполнения работ – до 31 декабря 2013 года. Срок подачи заявок установлен до 26.09.2013г. Проведение аукциона назначено на 30.09.2013 года.

Из информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru следует, что заявка ООО «Уралбизнесстрой» поступила 25.09.2013г.

26.09.2013г. Удмуртским УФАС России произведен осмотр местности, в частности перекрестков улиц Пушкинская и Советская, Пушкинская и К. Либкнехта, Сабурова и Петрова, о чем составлены акты осмотра местности от 26.09.2013 и сделаны фотоснимки. При осмотре перекрестка улиц Пушкинская и Советская установлено, что тротуар в данном месте выложен тротуарной плиткой, имеет вставки из тактильной плитки, а также занижен в местах примыкания к проезжей части и образует с ней единую плоскость. При осмотре перекрестка улиц Пушкинская и К. Либкнехта установлено, что тротуары в данном месте также выложены тротуарной плиткой, имеющей вставки из тактильной плитки, произведено занижение тротуара в местах прилегания к проезжей части. Осмотр перекрестка улиц Сабурова и Петрова показал, что бордюрный камень, прилегающий к проезжей части, имеет занижение и образует с ней единую плоскость, отсутствует часть асфальтобетонного покрытия в местах непосредственного прилегания тротуаров к проезжей части (далее по тексту – часть работ, выполненная ранее).

При рассмотрении дела ООО «Уралбизнесстрой» и МКУ «СБиДХ» дали пояснения, что работы на перекрестках улиц Пушкинская и Советская, Пушкинская и К. Либкнехта  были выполнены в рамках другого контракта № 2013.20293 от 15.07.2013г. (заказ № 0313300000213000035), заключенного с обществом. В соответствии с техническим заданием данного контракта необходимо было выполнить текущий ремонт (включая нанесение разметки) автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая элементы обустройства дорог, при этом объекты, объемы работ, сроки выполнение работ доводились Подрядчику согласно писем – заказов.

Из представленных в материалы дела документов следует, что письмом – заказом от 11.09.2013г. № 4854-1/04-13 МКУ «СБиДХ» поручило ООО «Уралбизнесстрой» выполнить работы по обустройству подходов к пешеходным переходам на перекрестке улиц Пушкинская – Советская и Пушкинская – К. Либкнехта. Акт приема выполненных работ подписан сторонами 15.10.2013г. При этом, на момент выдачи письма – заказа техническое задание открытого аукциона в электронной форме № 0313300000213000082 (проведение которого назначено на 30.09.2013г.) содержало необходимость выполнения аналогичных работ. Информация, размещенная в разделе «журнал событий», заказа № 0313300000213000082 свидетельствует о том, что 11.09.2013г. в документацию вносились изменения, вместе с тем, никаких действий по исключению из технического задания повторяющихся работ заказчиком (МКУ «СБиДХ») не предпринято. Как установлено сотрудниками Удмуртского УФАС России в ходе осмотра местности 26.09.2013г., работы, на указанных объектах уже были выполнены.

Таким образом, направляя заявку на участие в аукционе № 0313300000213000082, ООО «Уралбизнесстрой» обладало информацией, что часть работ, предусмотренных техническим заданием, уже выполнена в соответствии с письмом – заказом от 11.09.2013г. № 4854-1/04-13. Аналогичной информацией обладало и МКУ «СБиДХ», так как предприятие самостоятельно 11.09.2013г. поручило ООО «Уралбизнесстрой» произвести работы, которые являются частью технического задания иного аукциона (№ 0313300000213000082). Указанными лицами не были предприняты действия, направленные на исключение ранее выполненных работ из технического задания аукциона № 0313300000213000082. ООО «Уралбизнесстрой» не обращалось в адрес заказчика за разъяснениями по факту наличия в технической документации  аукциона работ, ранее выполненных обществом на основании письма – заказа от 11.09.2013г. № 4854-1/04-13, а МКУ «СБиДХ» не предпринимало действий, направленных на исключение этих работ. Тем самым ООО «Уралбизнесстрой» и МКУ «СБиДХ» отказались от совершения самостоятельных действий при проведении аукциона.

Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Уралбизнесстрой» и МКУ «СБиДХ» имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Действия субъектов направлены не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение безоговорочной победы на аукционе ООО «Уралбизнесстрой».

Поведение МКУ «СБиДХ» и ООО «Уралбизнесстрой» при проведении открытого аукциона № 0313300000213000082 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по выполнению мероприятий по реализации республиканской программы «Доступная среда 2011-2015 годы» свидетельствуют о наличии  между ними договоренности в устной форме, в результате которой аукцион был проведен на часть тех работ, которые  уже были выполнены обществом в рамках другого контракта.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона «О защите конкуренции» к признакам ограничения конкуренции относится - отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Анализ установленных выше обстоятельств дела позволяет Комиссии прийти к выводу, что ООО «Уралбизнесстрой», как участник открытого аукциона, и МКУ «СБиДХ», как муниципальный заказчик, при проведении открытого аукциона  на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по выполнению мероприятий по реализации республиканской программы «Доступная среда 2011-2015 годы»  отказались от самостоятельных действий, тем самым руководствовались ограничивающим конкуренцию соглашением между собой.

В данном случае действиями МКУ «СБиДХ» и ООО «Уралбизнесстрой» созданы такие условия, при которых доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению работ по ремонту автомобильных дорог в географических границах МО «город Ижевск» был невозможен вследствие фактического выполнения работ на момент проведения аукциона, что, в свою очередь, приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Доводы МКУ «СБиДХ» о том, что наличие в документации об аукционе тех видов работ, которые заказаны и выполнены, является технической ошибкой, Комиссией Удмуртского УФАС России не принимаются. МКУ «СБиДХ» имело возможность исключить такие работы из аукционной документации, поскольку обладало информацией, что часть работ выполнены, но не сделало этого.

Доводы ООО Уралбизнесстрой» об отсутствии нарушений, поскольку рассматриваемые работы были выполнены в рамках исполнения другого контракта, и в рамках заказа №0313300000213000082 не выполнялись, являются необоснованными.  Общество, зная, что часть работ выполнены, не предприняло мер по получению разъяснений аукционной документации, подало заявку на участие в аукционе с указанием этих же работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона «О размещении Заказов» муниципальными заказчиками выступают органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Уставом МКУ «СБиДХ» предусмотрено, что учреждение осуществляет, в том числе, выполнение функций муниципального заказчика и размещает заказы.

Согласно статье 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, МКУ «СБиДХ» осуществляет функции органа местного самоуправления и является субъектом действия ст. 16 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МКУ «СБиДХ» и ООО «Уралбизнесстрой» нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении указанными лицами соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке работ по ремонту автомобильных дорог в географических границах МО «город Ижевск».  

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220,  проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 16 Закона  о защите конкуренции, не требуется.

Продуктовые границы рынка, на котором установлен факт нарушения ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», определены Комиссией как работы по ремонту автомобильных дорог. Продуктовые границы рынка определены с учетом условий заключенного контракта и условий документации об аукционе, на основании п. 1 и п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Работы по ремонту дорог нельзя заменить на иные работы, сопоставимые по техническим характеристикам, цене и иным факторам.

         Географическими границами рынка определена территория г.Ижевска, поскольку работы по ремонту автомобильных дорог связаны с объектом работ, который не может быть перенесен на другую территорию. В связи с этим потребители работ, в данном случае муниципальный заказчик, имеют возможность приобрести (получить) работу исключительно по месту нахождения объектов работ и не имеют возможности приобрести работы на иной территории.

         Надлежащее содержание и ремонт автомобильных дорог в г.Ижевске относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с уставом,  данное полномочие отнесено к компетенции МКУ «СБиДХ».

         Закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе на содержание и ремонт дорог, возможна, в силу законодательства о размещении заказов, только путем проведения торгов, в данном случае путем проведения аукциона.

         Аукцион проводился на выполнение работ, где местом поставки (выполнением работ) указан г.Ижевск с отражением конкретных объектов в разных районах города.

         Таким образом географическими границами рынка является территория г.Ижевска.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 16, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  

Р Е Ш И Л А:

1. Признать в действиях МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (426076, Удмуртская Респ, Ижевск г, Пастухова, 86, ИНН 1826001553) и ООО «Уралбизнесстрой» (426000,УР, г.Ижевск ул.Дзержинского д.46 кв.52, ИНН 1833057109) нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении указанными лицами соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке выполнения работ по ремонту автомобильных дорог в географических границах МО «город Ижевск».

2. Выдать МКУ г. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.

3. Выдать ООО «Уралбизнесстрой» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Председатель комиссии                                                        <…>

        Члены Комиссии                                                                   <…>

<…>

      <…>

                                                                                                                     <…>

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны