Решение №СЮ 06-06/2014-58 Решение по делу № СЮ 06-06/2014-58 от 18 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «28» мая 2014 года

В полном объеме решение изготовлено «11» июня 2013 года

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России; члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствовала), кворум комиссии имеется,

28.05.2014г.

в присутствии:

представителя ответчика Администрации МО «Город Глазов» – <…> (доверенность от 27.05.2014г. №01-49/01156);

представителя ответчика ОСПАО «Чепецкое управление строительства» - <…> (доверенность №79 от 09.01.2014г.),

представителя ответчика МАУ СКК «Прогресс» - <…> (доверенность от 27.05.2014г. б/н)

рассмотрев дело №СЮ 06-06/2014-58 в отношении ОСПАО «Чепецкое управление строительства», МАУ СКК «Прогресс» и Администрации МО «Город Глазов» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике из Глазовской межрайонной прокуратуры поступила информация, указывающая на наличие признаков нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции» в действиях ОСПАО «Чепецкое управление строительства», МАУ СКК «Прогресс» и Администрации МО «Город Глазов».

В ходе рассмотрения информации установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе закупок по 223 ФЗ МАУ СКК «Прогресс» размещен запрос коммерческих предложений №31300743181 на право заключить договор генерального подряда по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове», опубликованный 19.12.2013г.

Дата окончания приема заявок установлена 23.12.2013г. Дата подведения итогов установлена 25.12.2013г. Заявка ОСПАО «ЧУС» подана 20.12.2013г. Протокол рассмотрения заявок опубликован 25.12.2013г. По результатам запроса коммерческих предложений договор подряда был заключен с ОСПАО «ЧУС» 26.12.2013г.

Вместе с тем, из документов (объяснения, протоколы совещаний по ремонту, переписка), представленных Глазовской межрайонной прокуратурой и ОСПАО «ЧУС» следует, что к выполнению работ по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» общество приступило в августе 2013г. В представленных материалах имеются также документы, из которых следует, что непосредственные распоряжения давались Главой Администрации города Глазова. Заказчик - МАУ СКК «Прогресс», не мог не знать о том, что работы по договору были начаты задолго, до его заключения так как, 25.11.2013г. получил земельный участок с уже ведущимися на нем строительными работами.

В соответствии со ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, в действиях ОСПАО «Чепецкое управление строительства», МАУ СКК «Прогресс» и Администрации МО «Город Глазов» установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении запроса коммерческих предложений №31300743181 на право заключить договор генерального подряда по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове».

В связи с наличием в действиях ОСПАО «Чепецкое управление строительства», МАУ СКК «Прогресс» и Администрации МО «Город Глазов» признаков нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.04.2014г. № 159 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ 06-06/2014-58. Определением от 25.04.2014г. дело  назначено к рассмотрению на 28.05.2013г.

28.06.2014г. на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела № СЮ 06-06/2014-58, представитель Администрации МО «Город Глазов» факт нарушения не признал. Пояснил, что Администрация не заключала ни с кем, ни  каких соглашений. ОСПАО «Чепецкое управление строительства» приступило к работам на свой страх и риск, при этом после проведения конкурентных процедур победителем могло стать иное юридическое лицо.

Представитель ОСПАО «ЧУС» также факт нарушения не признал, пояснил, что общество действительно приступило к работам, до проведения запроса коммерческих предложений, но при этом свои действия с Администрацией МО «Город Глазов» и МАУ СКК «Прогресс» не согласовывало.

Представитель МАУ СКК «Прогресс» факт нарушения не признал, пояснил, что учреждение получило земельный участок с уже ведущимися строительными работами от МБОУ «Физико – математический лицей» и в результате административного воздействия учредителя, то есть Администрации МО «Город Глазов», осуществило действия по проведению запроса коммерческих предложений, при этом в адрес Администрации МО «Город Глазов» были направлены соответствующие письма, но ответы на них не были получены.

Рассмотрев материалы дела № СЮ06-06/2014-58, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаком ограничения конкуренции является создание возможности для хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru в разделе закупок по 223 ФЗ МАУ СКК «Прогресс» размещен запрос коммерческих предложений №31300743181 на право заключить договор генерального подряда по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» по адресу: УР, г. Глазов, ул. Кирова, д.49., опубликованный 19.12.2013г.

Дата окончания приема заявок установлена 23.12.2013г. Дата подведения итогов установлена 25.12.2013г. Заявка ОСПАО «ЧУС» подана 20.12.2013г. По результатам запроса коммерческих предложений договор подряда был заключен с ОСПАО «ЧУС» 26.12.2013г.

В соответствии с техническим заданием к запросу коммерческих предложений №31300743181, предполагалось выполнение следующих работ:

- подготовка территории строительства: вырубка деревьев и кустарника;

- общестроительные работы: земляные работы, устройство фундаментов, кладка наружных кирпичных стен, укладка плит перекрытия и покрытия, устройство кровли, установка окон, дверей, устройство полов, внутренней и наружной отделки, отмостка;

- холодное и горячее водоснабжение, канализация;

- отопление, вентиляция;

- электрооборудование и молниезащита;

- технологическое оборудование;

- автоматическая пожарная сигнализация;

- сети связи;

- наружное электроснабжение и электроосвещение;

- наружные сети водоснабжения, канализации, теплоснабжения;

- благоустройство и озеленение территории;

- пусконаладочные работы внутренних и наружных систем.

 

При рассмотрении дела установлено, что адрес проведения строительных работ совпадает с адресом нахождения МБОУ «Физико – математический лицей».

Согласно объяснениям начальника участка строительного управления ОСПАО «ЧУС» от 05.03.2014г., отобранных помощником Глазовского межрайонного прокурора <…>, подготовительные работы по строительству спортивного зала с мастерскими в г. Глазове начались в августе 2013г. Была проведена валка деревьев, установлено ограждение строительной площадки. В октябре 2013г. приступили к первому этапу строительных работ – разработка грунта под фундамент и другие.

В материалы дела также представлены объяснения заместителя главы Администрации МО «Город Глазов» <…> от 04.03.2014г., в которых он указывает, что ОСПАО «ЧУС» приступило к работам в августе 2013г. на свой страх и риск.

18.10.2013г. на официальном портале МО «Город Глазов» http://glazov-gov.ru размещена информация с заголовком «в августе начались работы по строительству спортивного зала ФМЛ» в тексте новости указано, что «на сегодняшний день перенесены сети, ведется строительство фундамента».

 Письмом от 03.04.2014г. исх.№ 01/491 ОСПАО «ЧУС» представило в адрес Удмуртского УФАС России факсограммы протоколов совещаний по капитальному ремонту ЛДС и спортивных сооружений. На данных совещаниях присутствовали, в том числе Глава Администрации МО «Город Глазов» - <…>, представители ОСПАО «ЧУС» - <…>, <…>, <…>, генеральный директор МАУ СКК «Прогресс» - <…>.

Согласно п. 3.2. протокола совещания от 13.09.2013г. ОСПАО «ЧУС» было поручено установить забор на стройплощадке «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» до 20.09.2013г.

В соответствии с п. 3.1. и 3.4. протокола совещания от 20.09.2013г. ОСПАО «ЧУС» вновь было поручено установить забор на стройплощадке «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» до 25.09.2013г., а также представить график работ по фундаментам.

Письмом от 10.04.2014г. №01-30/00761 Администрация МО «Город Глазов» представила в материалы дела копии Постановлений Администрации МО «Город Глазов» от 15.05.2014г. № 11/29 и от 14.11.2013г. №11/93, в соответствии с которыми, МАУ СКК «Прогресс» было уполномочено осуществлять расходование средств бюджета МО «Город Глазов» на строительство объекта «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове».

Как следует из указанных документов, денежные средства на строительство спортивного зала выделялись в рамках адресной инвестиционной программы Удмуртской Республики на 2013г., утвержденной Распоряжением правительства УР от 25.02.2013г. № 118-р.

Позже в целях реализации Постановлений Администрации МО «Город Глазов» от 15.05.2014г. № 11/29 и от 14.11.2013г. №11/93 МАУ СКК «Прогресс» был заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 25.11.2013г. № 189/03-03 МАУ с МБОУ «Физико – математический лицей».

Таким образом, из представленных документов следует, что ОСПАО «ЧУС» приступило к работам в августе – сентябре 2013г., при этом Администрации МО «Город Глазов» и МАУ СКК «Прогресс» было известно о том, что работы уже выполняются, вместе с тем, со стороны органа власти и автономного учреждения не было предпринято ни каких действий с целью установления правомерности ведения ОСПАО «ЧУС» строительных работ. Напротив, Администрация МО «Город Глазов» осуществляла непосредственную координацию действий общества по началу работ, а МАУ СКК «Прогресс» был проведен запрос коммерческих предложений на работы, часть которых уже выполнена.

Действия указанных лиц свидетельствуют о наличии  между ними договоренности в устной форме, в результате которой запрос коммерческих предложений №31300743181 на право заключить договор генерального подряда по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» был проведен на те работы, часть которых уже была выполнена ОСПАО «ЧУС» к 18.12.2013г. Данный вывод подтверждается документами и пояснениями лиц, находящимися в материалах дела.

Администрацией МО «Город Глазов», МАУ СКК «Прогресс» и ОСПАО «ЧУС» не были предприняты действия, направленные на исключение возможности нарушения антимонопольного законодательства. Тем самым указанные лица отказались от совершения самостоятельных действий при проведении запроса коммерческих предложений №31300743181 и руководствовались достигнутым антиконкурентным соглашением.

Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что действия Администрации МО «Город Глазов», МАУ СКК «Прогресс» и ОСПАО «ЧУС» имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Действия субъектов направлены не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение безоговорочной победы ОСПАО «ЧУС».

Наличие договоренности между Администрацией МО «Город Глазов», МАУ СКК «Прогресс» и ОСПАО «ЧУС» подтверждается также и действиями самих лиц.

ОСПАО «ЧУС» начаты работы по объекту договор, на строительство которого, еще не заключен, при отсутствии технической документации и разрешений.

Администрацией МО «Город Глазов» с целью «легализации» действий общества были проведены координационные совещания 13.09.2013г. и 20.09.2013г., на которых до ОСПАО «ЧУС» были доведены указания о проведении работ. Также, были изданы Постановления  от 15.05.2014г. № 11/29 и от 14.11.2013г. №11/93 о наделении МАУ СКК «Прогресс» полномочиями распорядителя бюджетных средств.

МАУ СКК «Прогресс» заключен договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 25.11.2013г. № 189/03-03 МАУ, подготовлен и опубликован запрос коммерческих предложений №31300743181 на право заключить договор генерального подряда по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове».

В данном случае действиями Администрации МО «Город Глазов», МАУ СКК «Прогресс» и ОСПАО «ЧУС»  созданы такие условия, при которых доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению работ по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове» был невозможен вследствие фактического выполнения части работ на момент проведения запроса предложений, что, в свою очередь, приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Факт того, что в запросе предложений помимо  ОСПАО «ЧУС» приняли участие иные лица, не может свидетельствовать об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, так как по его результатам договор подписан именно с ОСПАО «ЧУС», приступившим к работам, до проведения конкурентных процедур.

         Датой заключения, ограничивающего конкуренцию соглашения, является дата заключения договора подряда № 2075 от 26.12.2013г., то есть момент достижения цели соглашения по безоговорочной победе ОСПАО «ЧУС» в запросе предложений для последующей оплаты работ, которые выполнены обществом ранее.

В соответствии с Постановлениями Администрации МО «Город Глазов» от 15.05.2014г. № 11/29 и от 14.11.2013г. №11/93, МАУ СКК «Прогресс» было уполномочено осуществлять расходование средств бюджета МО «Город Глазов» на строительство «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове».

Согласно статье 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, МАУ СКК «Прогресс» осуществляет функции органа местного самоуправления и является субъектом действия ст. 16 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Администрации МО «Город Глазов», МАУ СКК «Прогресс» и ОСПАО «ЧУС» нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции» что выразилось в заключении указанными лицами соглашения, которое привело к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220,  проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 16 Закона  о защите конкуренции, не требуется.

Продуктовые границы рынка, на котором установлен факт нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», определены Комиссией как работы по строительству. Продуктовые границы рынка определены с учетом условий заключенного договора и условий документации. Работы по строительству нельзя заменить на иные работы, сопоставимые по техническим характеристикам, цене и иным факторам.

Географическими границами рынка определена территория г. Глазова, поскольку работы по строительству связаны с объектом работ, который не может быть перенесен на другую территорию. В связи с этим потребители работ, в данном случае автономное учреждение, имеют возможность приобрести (получить) работу исключительно по месту нахождения объекта работ и не имеют возможности приобрести работы на иной территории.

Запрос предложений №31300743181проводился на выполнение работ по строительству объекта: «Спортивный зал с мастерскими в г. Глазове».

Таким образом, географическими границами рынка является территория г. Глазова.

Комиссия считает необходимым выдать ОСПАО «ЧУС» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, в частности:

- не допускать заключения соглашений с органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления Удмуртской Республики, органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов при участии в запросах предложений на выполнение работ по строительству в географических границах г. Глазова, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия считает необходимым выдать МАУ СКК «Прогресс» предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции на рынке выполнения работ по строительству в географических границах г. Глазова, при осуществлении закупок, запросов предложений, в частности:

- провести работу с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок, с целью не допущения действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

- информировать Удмуртское УФАС России о случаях установления фактически исполненных в полном объеме или в части работ, являющихся предметом проводимых закупок, до подведения их итогов.

Комиссия считает необходимым выдать Администрации МО «Город Глазов» предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции на рынке выполнения работ по строительству в географических границах г. Глазова, при осуществлении закупок, запросов предложений, в частности:

- исключить факты координирования действий хозяйствующих субъектов при выполнении работ, договоры на которые отсутствуют, провести мероприятий по выявлению и устранению данных фактов за 1 квартал 2014г.;

- информировать Удмуртское УФАС России о случаях установления фактически исполненных в полном объеме или в части работ, являющихся предметом проводимых закупок, до подведения их итогов.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 16, частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьями 49, 50 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать в действиях Администрации МО «Город Глазов» (427620, Удмуртская Республика, г Глазов, ул Динамо, 6, ИНН 1829007602), открытого строительно-промышленного акционерного общества «Чепецкое управление строительства» (427620, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Динамо, 2, ИНН 1829002266) и МАУ СКК «Прогресс» (г. Глазов, ул. Кирова, 38, 427620, ИНН1829907410) нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении указанными лицами соглашения, которое привело к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке выполнения работ по строительству в географических границах г. Глазова.

2. Выдать открытому строительно-промышленному акционерному обществу «Чепецкое управление строительства» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

3. Выдать МАУ СКК «Прогресс» предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции на рынке выполнения работ по строительству в географических границах г. Глазова, при осуществлении закупок, запросов предложений.

4. Выдать Администрации МО «Город Глазов» предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции на рынке выполнения работ по строительству в географических границах г. Глазова, при осуществлении закупок, запросов предложений

 

Председатель комиссии                                                        <…>

        

Члены Комиссии                                                                   <…>

 

<…>

                                                                                             

 

                                                                                             

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев.

Связанные организации

Связанные организации не указаны