Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 16 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление

о наложении  штрафа по делу об

 административном  правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А

 

03 марта 2015 года                                                                               г. Ижевск

 

Я, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике  <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А, возбужденном по факту нарушения ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица – ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470),

в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, по адресу: г.Ижевск, ул.Ухтомского, 24, каб. 301,

в присутствии защитника ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…> (доверенность № 06-12/43 от 28.04.2014 г.),

в отсутствие представителя потерпевшего - ООО «ВТК Пром», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует почтовое уведомление № 42600983102195,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № СЮ 05-03/2013-102 ООО «Удмуртские коммунальные системы» было признано нарушившим часть 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, выразившихся в выставлении невыгодных и не предусмотренных нормативными правовыми актами дополнительных требований по согласованию узла учета тепловой энергии, не согласовании проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т), что привело к ограничению возможности выбора абонентами средств измерений, приборов учета тепловой энергии, и как следствие, ущемлению интересов ООО «ВТК Пром».

Комиссией установлено следующее.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 543 Гражданского Кодекса  Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Учет потребляемых энергоресурсов осуществляется в соответствии с установленными госстандартами и нормами точности измерений.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Согласно п.п. 21, 27 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ средство измерений, это техническое средство, предназначенное для измерений.

Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений - это документально оформленное в установленном порядке решение о признании соответствия типа стандартных образцов или типа средств измерений метрологическим и техническим требованиям (характеристикам) на основании результатов испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. При этом поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений  метрологическим требованиям (п. 17 ст. 2 Федерального закона № 102-ФЗ).

В силу положений ст. 9 Федерального закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

Порядок отнесения технических средств к средствам измерений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 102-ФЗ, тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 294 от 17.06.2004 г., Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, осуществляет проведение в установленном порядке проверки средств измерений в Российской Федерации, а также выдачу свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений (п.5.3.4., п.5.4.20).

Отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии, регулируются Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики от 12.09.1995 г. № Вк-4936 (далее – Правила).

В разделе 1 Правил содержится определение, в соответствии с которым под «прибором учета» понимаются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.

Под понятием «теплосчетчик» понимается прибор, или комплект приборов (средство измерения), предназначенный для определения количества теплоты и измерения массы и параметров теплоносителя.

Согласно пункту 1.1 Правил, данные Правила распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей  тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.

Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил (пункт 1.3 Правил).

Пунктом 5.1.1 Правил установлено, что узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя и др.).

Выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией (п.5.1.4 Правил). Каждый прибор учета, согласно п. 5.1.2. Правил, должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.

Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирован разделом 7 Правил.

В соответствии с пунктом 7.1 данных Правил допуск узла учета осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Пунктом 7.1 Правил предусмотрен перечень технической  документации, необходимой для допуска к эксплуатации узлов учета тепловой энергии.

В силу п. 7.2 Правил при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены: соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах; соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров; качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации; наличие пломб.

Положениями п. 7.5. Правил предусмотрено, что узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. В случае несоответствия требованиям названных Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.

Согласно п. 1.6 Правил, настоящие Правила устанавливают уровень оснащенности узлов учета источников теплоты и минимально необходимую степень оснащенности узлов учета потребителей средствами измерений в зависимости от схемы теплоснабжения и зафиксированной в договоре величины тепловой нагрузки. Энергоснабжающая организация не вправе дополнительно требовать от потребителя установки на узле учета приборов, не предусмотренных требованиями настоящих Правил. Прибор учета и контроля параметров теплоносителя используется только при исполнении договоров энергоснабжения, может быть приобретен только потребителями энергоресурса по согласованию с другой стороной договора – энергоснабжающей организацией. Без согласования с энергоснабжающей организацией, прибор учета не будет иметь потребительскую ценность, поскольку не может быть применен по назначению - для коммерческого учета тепловой энергии.

Из материалов дела следует, что при обращении в ООО «Удмуртские коммунальные системы» на предмет согласования проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика - регистратора «МАГИКА», потребители теплового ресурса получали отказ в согласовании.

Так, в письме от 13.03.2013 г. № 20-19-019 ООО «Удмуртские коммунальные системы» было отказано ООО «АртСтрой» в согласовании проекта, так как методика поверки и описание типа средства измерения не соответствуют, по мнению главного инженера ООО «Удмуртские коммунальные системы», требованиям нормативных актов.

В письме от 26.03.2013 г. № 20-19-030, адресованному ООО «АртСтрой», ООО «УК «Колтома» было запрошено официальное оформление отказа от использования регистрируемых теплосчетчиком параметров для взаиморасчетов и контроля качества исполнения договора...» или представление аттестованных методик выполнения измерений.

В письме 02.07.2013 г. № 20-19-047 адресованному ООО «УК-Ижкомцентр» указано, что теплосчетчики не соответствуют требованиям ст.2, ч.1 ст.9 и ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в письме содержится требование официально подтвердить отказ от применения часовых суточных показаний зарегистрированных счетчиком «Магика» в обоснование нарушений качества поставки ресурсов по договору с ООО «Удмуртские коммунальные системы» и требований перерасчета от пуска, согласие на пересчет массы отпущенной ГВС в объем по плотности соответствующей температуре ГВС принятой в расчет при утверждении тарифа, либо предусмотреть проектом установку дополнительных приборов для регистрации параметров теплоносителя».

Между тем, как следует из материалов дела, каких-либо технологических нарушений, препятствующих допуску теплосчетчика - регистратора «МАГИКА» для учета тепловой энергии, не имелось.

Как следует из материалов дела, на теплосчетчик - регистратор «МАГИКА» (модификации А, Б, Д, Е, Р, Т) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии выдано свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.С.32.004 No34659/1 от 29.09.2009 г., со сроком действия до 01.01.2014г.

Описание типа средства измерения и методика поверки теплосчетчиков –регистраторов «МАГИКА» (модификации А, Б, Д, Е, Р, Т) и методика поверки согласовано ГЦИСИ ФГУП «ВНИИМС».

В соответствии с заключением Управления энергетического и строительного надзора № 433-ТС и письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.05.2010 г. № 10-00-35/895 о продлении заключения Ростехнадзора №433-ТС до 01 января 2014 г., теплосчетчик - регистратор «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т) соответствует требованиям Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики от 12.09.1995 г. № Вк-4936, и может применяться для учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителей и на источниках тепловой энергии в открытых и закрытых водяных системах теплоснабжения.

В письме Росстандарта от 31.05.2013 г. № 120/25-1566 указано о соответствии методики поверки и описании типа средств действующих нормативных измерений теплосчетчиков - регистраторов «МАГИКА» требованиям документов.

Из пункта 5.1.4 Правил следует, что выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией. В случае разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией по типам приборов учета окончательное решение принимается Госэнергонадзором.

Таким образом, право выбора средства измерения (прибора учета) из числа средств измерений утвержденного типа предоставляется потребителям, при этом указанное средство измерения согласовывается с энергоснабжающей организацией.

Требуя выполнения невыгодных и прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами условий, ООО «Удмуртские коммунальные сети», при невыполнении таких условий не согласовывало приборы учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА».

Между тем отказ в согласовании может иметь место только лишь в случае несоответствия прибора требованиям п. 5.1.1 Правил, а именно, при отсутствии регистрации такого прибора в Государственном  реестре средств измерений, а также соответствующего сертификата.

Как следует из материалов дела, предусмотренный в проектах теплосчетчик «МАГИКА» отвечает требованиям Правил, ГОСТу Р 51649-2000 «Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия», внесен в Государственный реестр средств измерений и допущен к применению в Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» навязывало потребителям невыгодные и прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами требования, что в силу п.1.6. Правил является недопустимым.

Из содержания ст. 3, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.

ООО «Удмуртские коммунальные системы» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» обязано соблюдать требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, согласно которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», связанные с несогласованием прибора учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» потребителям энергоресурса, являются злоупотреблением доминирующим положением, так как делают невозможным обращение на товарном рынке данного прибора учета, создают препятствие ООО «ВТК Пром» выхода на смежный рынок поставки приборов учета теплоэнергии.

ООО «Удмуртские коммунальные сети», злоупотребляя своим доминирующим положением на товарном рынке по передаче тепловой энергии, своими действиями ущемляет интересы потребителей тепловой энергии и ООО «ВТК Пром».

Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы», являясь субъектом естественной монополии, занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, выставляя невыгодные и не предусмотренные нормативными правовыми актами дополнительные требования по согласованию узла учета тепловой энергии, не согласовывая проекты узлов учета тепловой энергии, злоупотребило доминирующим положением, что привело к ограничению возможности выбора абонентами средств измерений, приборов учета тепловой энергии, и как следствие, ущемлению интересов ООО «ВТК  Пром», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

Указанные факты свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По факту злоупотребления доминирующим положением в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» 20 августа 2014 года составлен протокол об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А, рассмотрение дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А, возбужденном в отношении юридического лица – ООО «Удмуртские коммунальные системы», назначено на 01.10.2014 г. в 11 часов 15 минут.

Должностным лицом Удмуртского УФАС России установлена необходимость привлечения в качестве потерпевшего по делу ООО «ВТК –Пром», в связи с чем, определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 25.09.2014 г. рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению 27.10.2014 г. в 13 часов 15 минут.

ООО «Удмуртские коммунальные системы» не была представлена информация о размере выручки на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии (тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя, тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения) в географических границах МО «город Ижевск» за 2013 год, в связи с чем, определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 30.10.2014 г. рассмотрение дела было отложено и назначено к рассмотрению на 24.11.2014 г. в 13 часов 00 минут.

21.11.2014 г. в адрес Удмуртского УФАС России поступило ходатайство ООО «Удмуртские коммунальные системы» о продлении срока представления информации, запрашиваемой определением об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 30.10.2014 г., до 28.11.2014 г. Определением об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 24.11.2014 г. ходатайство было удовлетворено, рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 23.12.2014 г. в 14 часов 00 минут.

В связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств по делу, определением об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 23.12.2014 г. рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 26.01.2015 г. в 13 часов 30 минут.

При рассмотрении дела 26.01.2015 г. в 13 часов 30 минут защитник ООО «Удмуртские коммунальные системы» <…> заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела до вступления в законную силу судебного акта по делу №А71-12249/2014, в связи с чем, определением об отложении рассмотрении дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А от 29.01.2015 г. рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 03.03.2015 г. в 13 часов 0 минут.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ 06-07/2014-50А 03.03.2015 года защитник ООО «Удмуртские коммунальные системы» поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях ООО «Удмуртские коммунальные системы». Также пояснил, что ООО «Удмуртские коммунальные системы» не согласно с определением границ товарного рынка, на котором совершено правонарушение, как географических границ муниципального образования «город Ижевск».

 

Рассмотрев все обстоятельства дела об административном правонарушении, установлено, что событие административного правонарушения имело место, состав административного правонарушения образуют:

Объективная сторона – противоправные действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, что привело к ущемлению интересов потребителей тепловой энергии и ООО «ВТК Пром».

Факультативными признаками объективной стороны являются:

Местом совершения административного правонарушения является место осуществления деятельности ООО «Удмуртские коммунальные системы»: ул.Бумашевская, д. 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика.

Время совершения административного правонарушения – 13.03.2013 г. (письмо от 13.03.2013 г. № 20-19-019, направленное в адрес ООО «АртСтрой»), 26.03.2013 г. (письмо от 26.03.2013 г. № 20-19-030, направленное в адрес ООО «АртСтрой», ООО «УК «Колтома»), 02.07.2013 г. (письмо от 02.07.2013 г. № 20-19-047, направленное в адрес ООО «УК-Ижкомцентр»).

Факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Удмуртского УФАС России по делу №СЮ 05-03/2013-102 о нарушении антимонопольного законодательства от 21.07.2014 г.

Способ совершения – несогласование проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т) потребителям энергоресурса, навязывание потребителям невыгодных и прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами требований, что в силу п.1.6. Правил является недопустимым.

Объект – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие злоупотребление доминирующим положением.

Субъективная сторона – характеризуется виной, ООО «Удмуртские коммунальные системы» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не выполнило обязанности по согласованию проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т) потребителям энергоресурса в отсутствие технологических нарушений, препятствующих допуску теплосчетчика - регистратора «МАГИКА» для учета тепловой энергии, а также выставление невыгодных и не предусмотренных нормативными правовыми актами дополнительных требований по согласованию узла учета тепловой энергии.

Субъект – ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Буммашевская, 11, г. Ижевск, Удмуртская Республика, ИНН 1833037470), субъект занимающий доминирующее на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях», как субъект злоупотребивший доминирующим положением.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом Удмуртского УФАС России, рассматривающим дело № СЮ 06-07/2014-50А, учитывается характер совершенного ООО «Удмуртские коммунальные системы» административного правонарушения.

Основания для освобождения ООО «Удмуртские коммунальные системы» от административной ответственности в силу ст. 2.9. КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют ввиду следующего.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения  и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Характер совершенного административного правонарушения не свидетельствует о его малозначительности. Действие, выразившееся в нарушении антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, не может быть рассмотрено как малозначительное, поскольку противоправные действия ООО «Удмуртские коммунальные системы» привели к ограничению возможности выбора абонентами средств измерений, приборов учета тепловой энергии и привели к невозможности обращения на товарном рынке теплосчетчиков - регистраторов «МАГИКА», создали препятствия ООО «ВТК Пром» выхода на смежный рынок поставки приборов учета теплоэнергии. ООО «Удмуртские коммунальные системы» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, доказательств того, что у ООО «Удмуртские коммунальные системы» отсутствовала возможность согласовать проект узла учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т) потребителям энергоресурса, а также что присутствовали технологические нарушения, препятствующие согласованию прибора учета, отсутствуют.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005г. № 5 такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, но в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Согласно сведениям о доходах, полученных ООО «Удмуртские коммунальные системы» за 2013 год, представленным ООО «Удмуртские коммунальные системы», общая сумма выручки общества за 2013 год составляет 4 323 530 000 рублей. Сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, составляет – 993 551 262,78 рублей.

Административное правонарушение совершено на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск».

ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии на территории города Ижевска. Для осуществления данной деятельности ООО «Удмуртские коммунальные системы» задействованы тепловые сети, расположенные на территории города Ижевска. Следовательно, регион, на котором действует ООО «Удмуртские коммунальные системы», и в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, является город Ижевск.

Постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (далее – РЭК УР) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Удмуртские коммунальные системы» на 2013 г. (постановление РЭК УР от 30.11.2012 г. №16/4, постановление РЭК УР от 30.08.2013г. № 12/12, постановление РЭК УР от 11.10.2013 г. № 15/19). Постановлениями органа регулирования установлены тарифы для ООО «Удмуртские коммунальные системы» в зависимости от пролегания сетей теплоснабжения в границах муниципальных образований (МО «город Ижевск», МО «город Сарапул»).

Следовательно, ценообразование ООО «Удмуртские коммунальные системы» происходит не в отношении каждого отдельно стоящего жилого дома, а в отношении всех потребителей в границах муниципального образования на территории Удмуртской Республики.

Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», связанные с несогласованием прибора учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА», не относятся к сфере технологического присоединения объектов к сетям, в рассмотренном Комиссией Управления случае потребление коммунального ресурса происходит в границах МО «город Ижевск».

Кроме того, отказ в согласовании проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика - регистратора «МАГИКА» был направлен в адрес ООО «АртСтрой», ООО «УК «Колтома», ООО «УК-Ижкомцентр», то есть в адрес различных организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории города Ижевска.

Таким образом, административное правонарушение совершено на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск».

В связи с тем, что административное правонарушение совершено на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам, в соответствии с ч 2 ст. 14.31 КоАП РФ подлежит применению санкция в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Размер штрафа рассчитывается следующим образом.

Максимальный штраф по санкции составляет 3 % суммы выручки от реализации товара: 993 551 262,78 *0,03= 29 806 537,88 руб., эта сумма не превышает 2 % совокупного размера суммы выручки (2 % от общей суммы выручки: 4 323 530 000 руб. *0,02 = 86 470 600 руб.).

Следовательно, максимальный штраф (МаксШ) составляет 29 806 537,88 руб.

Минимальный штраф по санкции составляет 0,3 % суммы выручки от реализации товара: 993 551 262,78  руб. *0,3 % = 2 980 653,79 руб.

Базовый штраф: БШ=(МаксШ - МинШ)/2 + МинШ

БШ=(29 806 537,88 руб. - 2 980 653,79 руб.)/2 + 2 980 653,79 руб. = 16 393 595,84 руб.

Обстоятельства, уменьшающие размер штрафа, отсутствуют.

Обстоятельства, увеличивающие размер штрафа, отсутствуют.

Расчет штрафа производится по формуле: ПШ=БШ+(ОО*n) – (ОС*n),

где n - количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность

ПШ= = 16 393 595,84 руб.

Таким образом, в данном случае для ООО «Удмуртские коммунальные системы», применяется штраф, который составляет = 16 393 595,84 руб.

Учитывая характер совершенного нарушения, что выразилось в выставлении невыгодных и не предусмотренных нормативными правовыми актами дополнительных требований по согласованию узла учета тепловой энергии, не согласовании проектов узлов учета тепловой энергии на базе теплосчетчика-регистратора «МАГИКА» (модификация А, Б, Д, Е, К, Р, Т), что привело к ограничению возможности выбора абонентами средств измерений, приборов учета тепловой энергии, и как следствие, ущемлению интересов ООО «ВТК Пром». А также, учитывая финансовое положение правонарушителя (предприятие имеет выручку за 2013 год в размере 4 323 530 000 рублей), принимая во внимание установленные обстоятельства дела, считаю необходимым наложить штраф не в минимальном размере, а в размере 16 393 595,84, эта сумма превышает 3/1000 размера суммы выручки от реализации товара (993 551 262,78 руб. *3/1000 = 2 980 653,79 руб.), не превышает 3/100 размера суммы выручки от реализации товара (993 551 262,78  руб.*3/100 = 29 806 537,88 руб.), и составляет не более 1/50 совокупного размера суммы выручки (1/50 совокупного размера суммы выручки 4 323 530 000  руб. *1/50 = 86 470 600 руб.).

Руководствуясь статьями 1.7, 4.1, 4.2, 4.3, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на юридическое лицо - ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул. Буммашевская, 11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470/КПП 183301001) административный штраф в размере 16 393 595 (шестнадцать миллионов триста девяносто три тысячи пятьсот девяносто пять) рублей 84 (восемьдесят четыре) копейки за нарушение ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Суммы штрафов, уплаченных за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляются в федеральный бюджет в полном объеме по коду 161 1 16 02010 01 6000 140.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Получатель:

ИНН 1831038485 КПП 183101001

УФК по Удмуртской Республике (Удмуртское УФАС России)

Банк получателя: ГРКЦ НБ Удмуртской Респ. Банка России

БИК 049401001

Р/счет 40101810200000010001

КБК  161 1 16 02010 01 6000 140

ОКТМО 94701000

Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции и на товарных рынках, защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами исполнительной власти.

 

Статус плательщика 08

 

И.о. заместителя руководителя

советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 3 класса                                         <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны