Решение б/н Решение по делу № СЮ04-02/2013-16 о нарушении антимонополь... от 10 июля 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 19 сентября 2013  года                                            г. Ижевск

изготовлено в полном объеме  27 сентября 2013 года

 

Комиссия Удмуртского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии - <…>  – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), <…>  – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…>  – ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции (отсутствует), кворум соблюден,

рассмотрев дело № СЮ04-02/2013-16, возбужденное по заявлению Управления ГИБДД МВД по УР в отношении ОСАО «Россия» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения договора ОСАГО на территории учебно-производственного комплекса ГИБДД МВД по УР, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а,

в присутствии представителя ОСАО «Россия» <…> по доверенности № 1124 от 15.07.2013г.,

в отсутствии: представителя УГИБДД МВД России по Удмуртской Республике, уведомленного надлежащим образом о  дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600964150238 от 26.07.2013г.),

лица, располагающего информацией по делу – гражданки <…>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении № 42600964158302 от 18.09.2013г.),

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) 29.01.2013г. поступило обращение Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Удмуртской Республике (далее – Управление ГИБДД МВД по УР) о заключении различными страховыми агентами договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договоров ОСАГО) на территории и в помещениях учебно-производственного комплекса ГИБДД МВД по УР, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а, что нарушает требования пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Кроме того, в заявлении указано, что в нарушение подпункта «е» пункта 3 статьи 15 указанного Федерального закона  страховые агенты осуществляют заключение договоров ОСАГО без предъявления собственниками транспортных средств диагностических карт, содержащих  сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

К заявлению Управления ГИБДД МВД по УР, в частности, приложены объяснение физического лица <…>, полученное должностным лицом  ГИБДД МВД по УР, копия страхового полиса ОСАГО, выданного указанному физическому лицу от имени ОСАО «Россия», копия паспорта транспортного средства, приобретенного <…>, а также результаты поиска данных технического состояния приобретенного транспортного средства.

Из представленных документов следует, что физическое лицо <…> после приобретения своего автомобиля обратилась в ГИБДД г. Ижевска для перерегистрации. В здании учебно-производственного комплекса ГИБДД МВД по УР по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а, к <…> обратился страховой агент ОСАО «Россия» с предложением приобрести полис ОСАГО. При этом, страховой агент не потребовал у данного физического лица ни талона технического осмотра, ни диагностической карты. Вместе с тем, данные документы у гражданки отсутствовали. Страховой полис выдан <…> 26.12.2012г.

Удмуртским УФАС России в адрес ОСАО «Россия» письмом исх. № СЮ01-17-04/655 от 06.02.2013г. был направлен запрос о представлении документов и сведений, необходимых для рассмотрения заявления по существу.

 

ОСАО «Россия» представило в Удмуртское УФАС России копии учредительных документов, копию положения о филиале ОСАО «Россия» в г. Ижевске, копию агентского договора № 02/181/00011 от 09.08.2010г., заключенного с <…>, копию свидетельства о регистрации <…> в качестве индивидуального предпринимателя, копию свидетельства о постановке <…> на учет в налоговом органе, копию страхового полиса серия ВВВ № 0635902814, копию объяснительной <…> от 01.03.2013г., письменные пояснения.

Согласно письменным пояснениям, ОСАО «Россия» никого не уполномочивало на действия, направленные на заключение договоров ОСАГО на территории и в помещениях учебно-производственного комплекса ГИБДД МВД по УР, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а. Информация, сообщенная УГИБДД МВД по УР, была проверена, в результате проведенной внутренней проверки подтверждения и доказательства нарушения действующего законодательства не найдены. Кроме того, в агентских договорах, заключаемых с агентами, указываются все права и обязанности агента, в том числе, установлены требования, предъявляемые к условиям продвижения услуг на рынке ОСАГО. Информация, полученная от агента <…>, также опровергает сведения, полученные от УГИБДД МВД по УР.

 

В связи с изложенным, в адрес ОСАО «Россия» был направлен запрос исх.№  СЮ01-17-04/1536 от 14.03.2013г. о предоставлении дополнительных документов и сведений.

ОСАО «Россия» дополнительно представило копии Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 05.05.2003г. № 263, копию заявления о заключении договора ОСАГО от 26.12.2012г., копии Методических пособий РСА по обучению сотрудников страховых организаций № 1, 2, 4, 7, копию информационного письма, содержащего образец талона ТО,  копию информационных писем ОСАО «Россия» от 08.12.2011г., от 24.01.2012г., копию приказа ОСАО «Россия» № 230 от 14.12.2012г., письменные пояснения.

Согласно письменным пояснениям, ОСАО «Россия» проводит разъяснительную работу в рамках агентского договора, заключенного между страховщиком и агентом. Так страховщик обеспечивает агента методологическими и нормативными документами, необходимыми для осуществления деятельности, связанной с оформлением полисов ОСАГО. Проведение разъяснительной работы с <…> подтверждается ее росписью при ознакомлении с указанными документами.

Факт предоставления страхователем талона технического осмотра при заключении договора ОСАГО подтверждается заявлением о заключении договора ОСАГО от 26.12.2012г., заполненным и подписанным страхователем <…>.

 

Удмуртским УФАС России  приказом № 133 от 26.04.2013г. было возбуждено дело № СЮ04-02/2013-16 по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по заявлению Управления ГИБДД МВД по УР в отношении ОСАО «Россия» по факту заключения договора ОСАГО на территории учебно-производственного комплекса ГИБДД МВД по УР, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а,  с привлечением в качестве лица, располагающего информацией по делу – гражданки <…>.

Определением от  07.05.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-16 было назначено на 24 мая 2013 года в 10 часов 15 минут.

Копия приказа № 133 от  26.04.2013г.  о возбуждении дела № СЮ04-02/2013-16 и определения от 07.05.2013г. о назначении дела № СЮ04-02/2013-16 к рассмотрению были направлены Удмуртским УФАС России письмами исх. № СЮ01-17-04/2738 от 30.04.2013г., СЮ01-17-04/2891 от 08.05.2013г. в адрес УГИБДД МВД по УР, ОСАО «Россия», филиала ОСАО «Россия» в г. Ижевске. Копия определения от 07.05.2013г. о назначении дела № СЮ04-02/2013-16 к рассмотрению также была направлена в адрес лица, располагающего  информацией по делу – гражданки <…>.

 

На заседание Комиссии 24 мая 2013 года представитель Управления ГИБДД МВД по УР,  представитель ОСАО «Россия» и <…> не явились.

Вместе с тем, в Удмуртском УФАС России отсутствовали доказательства надлежащего уведомления ОСАО «Россия» и <…> о времени и месте заседания Комиссии.

 

Определением от 24.05.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-16 было отложено на 09 часов 30 минут 18 июля 2013 года, в связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления ОСАО «Россия» и <…> о времени и месте заседания Комиссии и необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

 

ОСАО «Россия» во исполнение определения от 24.05.2013г. представило в Удмуртское УФАС России копию объяснительной страхового агента <…>, письменные пояснения, согласно которым в ходе внутренней проверки, а также исходя из объяснений <…>, нарушений ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» не выявлено. <…> были разъяснены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. С учетом изложенного, по мнению ОСАО «Россия», в действиях <…> не содержится признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

На заседание Комиссии 18 июля 2013 года представитель Управления ГИБДД МВД по УР, представитель ОСАО «Россия» и <…>, уведомленные надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, не явились.

Вместе с тем, при подготовке материалов дела № СЮ04-02/2013-16 установлено, что 30.07.2013г. в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации состоится рассмотрение дела № А07-23099/2011 по заявлению ОАО «Росгосстрах» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Постановление ВАС РФ  по данному делу будет иметь значение для рассмотрения настоящего дела в части решения вопроса о необходимости включения в комиссию антимонопольного органа по рассмотрению дела, возбужденного в отношении страховой компании, представителей  федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, выдавшего лицензию страховой компании.

В связи с изложенным, определением от 18.07.2013г. рассмотрение дела № СЮ04-02/2013-16 было отложено на 19 сентября 2013 года в 09 часов 30 минут.

 

Удмуртским УФАС России письмами исх. №СЮ01-17-04/4709 – СЮ01-17-04/4726,СЮ01-17-04/4728  от 26.07.2013г. были направлены запросы в адрес ОАО «САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ООО «РСТК», ООО «Группа Ренессанс Страхование», ЗАО «Страховая группа УралСиб», ОАО «ГСК «Югория», ОАО «СК «Альянс», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО СК «БАСК», ООО СК «ВТБ Страхование», ЗАО «СК «ГУТА-Страхование», ОАО «НАСКО», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «Страховая группа «МСК», ОАО «СОГАЗ», СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ЗАО «МАКС», ООО «СК «Согласие», о предоставлении информации в отношении того, нарушаются ли действиями ОСАО «Россия», являющимися предметом рассмотрения настоящего дела, права и законные интересы указанных страховых компаний на рынке заключения договоров ОСАГО в г. Ижевске.

ООО «Росгосстрах» представило письменные пояснения, согласно которым в настоящее время страховым сообществом в РФ не выработано единого мнения о нарушениях прав страховых компаний при продаже страховщиками договоров ОСАГО без наличия диагностических карт. Таким образом, однозначно высказать позицию о нарушении прав ООО «Росгосстрах» по данному вопросу  не представляется возможным.

ЗАО «МАКС» сообщило, что поскольку не располагает информацией обо всех обстоятельствах дела, дать однозначный ответ о нарушении прав и интересов общества не представляется возможным.

ОАО «САК Энергогарант» пояснило, что действия ОСАО «Россия», указанные в письме антимонопольного органа, создают неблагоприятные условия для формирования цивилизованного рынка страховых услуг в сфере обязательного  страхования, а также нарушают права и законные интересы добросовестных страховщиков, таких как ОАО «САК Энергогарант». Вместе с тем, у общества нет информации и данных о фактах нарушения ОСАО «Россия» законных прав и интересов страховщиков.

Согласно письму ЗАО «Страховая группа «УралСиб», общество не имеет возможности указать, в чем могут выразиться предполагаемые убытки в случае возможного нарушения законных прав и интересов ЗАО «Страховая группа «УралСиб» на рынке заключения договоров ОСАГО в г. Ижевске.

ОАО «НАСКО» указало в своих пояснениях, что законные права и интересы ОАО «НАСКО» действиями ОСАО «Россия», являющимися предметом рассмотрения дела № СЮ04-02/2013-16, не нарушаются.

Согласно письму ООО «СК «Согласие», у общества отсутствуют данные, свидетельствующие об уменьшении количества заключенных ООО «СК «Согласие» договоров ОСАГО на территории г. Ижевска в связи с действиями ОСАО «Ингосстрах», указанными в письме антимонопольного органа.

ОАО «Страховая группа «МСК»  представило письменные пояснения, согласно которым не обладает необходимыми и достаточными данными и доказательствами для того, чтобы установить наличие/ или отсутствие нарушений антимонопольного законодательства в действиях  вышеуказанных страховых компаний, а также информацией об убытках от действий общества на рынке заключения договоров ОСАГО  в г. Ижевске.

ОАО «РСТК», ОАО «СК «БАКС», ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «СК «Альянс», СОАО «ВСК», ЗАО «ГУТА-Страхование», ООО СК «ВТБ Страхование», ООО «Группа Ренессанс Страхование» сообщили, что права и законные интересы данных обществ действиями ОСАО «Россия» не нарушаются.

ОСАО «РЕСО-Гарантия» представило в Удмуртское УФАС России письменные пояснения, согласно которым действиями ОСАО «Россия» по заключению договоров ОСАГО в здании ГИБДД МВД УР без требования у страхователей талона ТО/диагностической карты, нарушаются права и законные интересы общества на рынке заключения договоров ОСАГО в г. Ижевске. По статистическим данным ОСАО «РЕСО-Гарантия» в г. Ижевске средний процент пролонгации полисов ОСАГО в филиале за 2011 год составил 63%. В 2012 году произошло резкое падение процента пролонгации: 1 полугодие 2012 года - 50%, за весь 2012 год - 52%. При работе с клиентами основанной причиной отказа пролонгации в ОСАО «РЕСО-Гарантия» послужило отсутствие ТО и нежелание проходить ТО в установленном законом порядке. Страхователи также сообщали, что оформляют полисы в ОСАО «Россия» без прохождения ТО.

ООО «ГСК «Югория» сообщило, что обществу известно об имеющихся на территории г. Ижевска случаях выдачи ОСАО «Россия» полисов ОСАГО без талонов ТО/диагностической карты. Указанные действия причинили ООО «ГСК «Югория» убытки в сфере ОСАГО, о чем свидетельствует существенное снижение количества договоров ОСАГО, заключенных Ижевским филиалом в 3 и 4 кварталах  2012 года и 1 квартале 2013 года по сравнению со 2 кварталом 2012 года. В сложившейся ситуации затрагиваются имущественные интересы и деловая репутация ООО «ГСК «Югория» при осуществлении ОСАГО. Рассматриваемые действия ОСАО «Россия», причиняющие убытки хозяйствующим субъектам-конкурентам, подпадают под  признаки недобросовестной конкуренции.

 

На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 19 сентября 2013 года явился представитель ОСАО «Россия» <…> по доверенности № 288 от 16.09.2013г., который поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях общества.

Представитель УГИБДД МВД России по Удмуртской Республике, лицо, располагающее информацией по делу – <…>, уведомленные надлежащим образом о  дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились.

 

 

Комиссия Удмуртского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещаются.

 

Согласно объяснениям  гражданки <…>, взятым сотрудником УГИБДД  МВД по УР, 17.12.2012г. указанная гражданка приобрела автомобиль ВАЗ 11113, для перерегистрации которого 26.01.2013г. обратилась в ГИБДД. В здании ГИБДД по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а, между первым и вторым этажом, страховым агентом ОСАО «Россия» <…> был выдан страховой полис ОСАГО. Однако, страховым агентом не был истребован талон ТО или диагностическая карта.

Факт заключения договора подтверждается полисом ОСАГО серия ВВВ № 0635902814, выданным от имени ОСАО «Россия» страховым агентом <…>.

Исходя из копии договора № 02/181/00011 от 09.08.2010г., заключенного ОСАО «Россия» с <…>, <…> является страховым агентом ОСАО «Россия».

Согласно объяснительной записке указанного страхового агента, договор ОСАГО со <…> был заключен на стоянке рядом с ГИБДД, непосредственно  в машине <…> после предъявления ею талона ТО.

 

Исходя из изложенного, объяснительная страхового агента ОСАО «Россия» <…> в отношении места заключения договоров ОСАГО противоречит ранее полученным пояснениям гражданки <…>

Вместе с тем, Комиссией объяснительная данного страхового агента в отношении места заключения договоров ОСАГО не принимается, поскольку данное лицо являются заинтересованным в результатах рассмотрения дела № СЮ04-02/2013-16 и ее объяснения могут не соответствовать объективным обстоятельствам дела.

 

Таким образом, исходя из фактических данных, подтвержденных объяснением гражданки <…>, ОСАО «Россия»  нарушило ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при осуществлении страховым агентом <…> действий по  выдаче страхового полиса ОСАГО указанной гражданке в здании УГИБДД МВД УР по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе,1а.

 

В соответствии с п. 9) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для установления наличия недобросовестной конкуренции необходимо установить не только факт нарушения законодательства Российской Федерации, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости, но и причинение/возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

Исходя из анализа пояснений, представленных страховыми компаниями –конкурентами ОСАО «Россия» на рынке заключения договоров ОСАГО на территории г. Ижевска, большинство опрошенных страховых компаний считает, что действия ОСАО «Россия» не причиняют вреда их правам и законным интересам, а также не наносят убытков при осуществлении деятельности на указанном рынке.

Пояснения ООО «ГСК «Югория», ОСАО «РЕСО-Гарантия» о причинении  им убытков в виде уменьшения объема выданных полисов ОСАГО вследствие рассматриваемых действий ОСАО «Россия», Комиссией не принимаются, поскольку указанными страховыми компаниями не доказана причинно-следственная связь между действиями ОСАО «Россия» и уменьшением объема выдачи полисов ОСАГО.

 

Исходя из изложенного, ввиду отсутствия доказательств причинения (возможности причинения) убытков конкурентам ОСАО «Россия» на рынке заключения договоров ОСАГО на территории г. Ижевска, действия ОСАО «Россия» по  заключению договора ОСАГО  в здании УГИБДД МВД УР по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе,1а, нарушающие  ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не являются актом недобросовестной конкуренции, предусмотренным частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ОСАО «Россия» нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем, на основании пункта 2) части 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», производство по делу подлежит прекращению.

 

Вместе с тем, в связи с установлением факта нарушения  ОСАО «Россия» ч.1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», имеются основания для передачи материалов дела № СЮ04-02/2013-16 в Центральный банк Российской Федерации для принятия им мер реагирования в пределах своей компетенции.

 

Руководствуясь пунктом 2) части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

р е ш и л а:

1. Производство по делу № СЮ04-02/2013-16 в отношении ОСАО «Россия» прекратить в связи с отсутствием в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

 

2.Передать материалы дела № СЮ04-02/2013-16 в Центральный банк Российской Федерации в соответствии  с Федеральным законом  от 23.07.2013г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                 <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны