Постановление №СЮ04-04/2014-94АР Постановление о наложении штрафа по делу об административн... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 ноября 2014 года                                                                               г. Ижевск

 

Я, заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике «…», рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртский центр микрофинансирования» (зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике 02.11.2010 г., 426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 30, ИНН 1841014300, КПП 184101001, ОГРН 1101841006596),

место рассмотрения протокола: г. Ижевск, ул. Ухтомского, д.24, зал заседаний,

в отсутствии законного представителя ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протокола (почтовое уведомление о вручении № 42600980155910 от 20.11.2014 г.)

в присутствии защитника  ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» «…», действующей на основании доверенности от 11.11.2014 г.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике «О проведении плановой выездной проверки ООО «Алькасар-Ижевск» от 13.03.2014 г. № 81 (в редакции Приказа № 142 от 07.04.2014 г.) была проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Алькасар Ижевск» (ИНН 1835074910, ОГРН 1061841051942, адрес местонахождения: 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 219а) в период с 24.03.2014 г. по 18.04.2014 г. включительно, на предмет соблюдения обществом законодательства Российской Федерации о рекламе при осуществлении деятельности, связанной с размещением, изготовлением и распространением рекламы за период с 01.08.2013 г. по 31.03.2014 г.

 

В ходе проверки установлено следующее.

В январе 2014 года на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 01.01.2014.г. по 31.01.2014.г. транслировался рекламный ролик следующего содержания: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249» (ролик «а5254»).

В рассматриваемом рекламном ролике отсутствует указание на наименование лица, предоставляющего рекламируемые финансовые услуги, а также указаны минимальный и максимальный размер займа, сроки займа, однако отсутствует информация о размере процентной ставки и о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением данного займа.

 

По факту размещения данной рекламы Удмуртским УФАС России  определением от 05.08.2014 г. было возбуждено дело № СЮ04-03/2014-175Р  в отношении ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 30, ИНН         1841014300, ОГРН 1101841006596) по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и ООО «Алькасар Ижевск» (426000, г. Ижевск, ул. Карла Маркса, д. 219а, ИНН 1835074910, ОГРН 1061841051942) по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

 

По результатам рассмотрения дела Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

На телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г. транслировался рекламный ролик следующего содержания: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249» (ролик «а5254»).

 

Согласно п. 1) ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 

Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц –  потенциальным зрителям телеканала «ТВЦентр Ижевск», направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования («Удмуртский центр микрофинансирования» и оказываемым им финансовым услугам), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» и оказываемых им услуг по выдаче займов.

 

Размещение вышеуказанного рекламного сообщения осуществлялось на основании договора № 101 от 11.10.2011 г., заключенному между ООО «Алькасар Ижевск» (Исполнитель) и ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (Заказчик), согласно которому исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по обеспечению размещения рекламных материалов в эфире телеканала.

В соответствии с приложением № 13 от 17.01.2014 г. к договору № 101 от 11.10.2011 г., ООО «Алькасар Ижевск» обязуется оказать ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» услуги по размещению рекламных материалов ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», предоставленных Заказчиком в эфире телеканала «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г.

В соответствии с медиапланом 06.01.2014-17.01.2014г., являющемся приложением № 13 к договору № 101 от 11.10.2011 г., рекламный ролик ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (ролик «а5254») транслировался на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г.

Согласно акту сдачи-приемки работ (услуг) от 17.01.2014 г., ООО «Алькасар Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г. были оказаны услуги по размещению рекламных материалов ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (ролик «а5254») в эфире телевизионного канала вещания «ТВЦентр».

 

Изготовление вышеуказанного рекламного сообщения осуществлялось на основании договора № 3 от 09.01.2014 г., заключенного между ООО «Алькасар Ижевск» (Исполнитель) и ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (Заказчик), согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению изготовления рекламного материала в соответствии с заданием Заказчика.

На основании пункта 2.1.1. вышеуказанного договора, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» обязуется предоставить информацию, необходимую для выполнения работ.

В соответствии с пунктом 2.1.2. договора № 3 от 09.01.2014 г., ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» обязуется принять изготовленный ООО «Алькасар Ижевск» материал и подписать акт выполненных работ в течение пяти рабочих дней с момента его предоставления и направить его Исполнителю или направить последнему письменные возражения. Если в течение указанного времени подписанный акт либо возражения либо возражения по нему к Исполнителю не поступили, считается, что Исполнитель выполнил свои обязательства, а Заказчик принял выполненную работу в полном объеме.

Оплата услуг по договору № 3 от 09.01.2014 г. подтверждена актом № 2 от 11.01.2014 г., а также платежным поручением № 21 от 20.01.2014 г.

 

          ООО «Алькасар Ижевск» и ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» было подтверждено, что акту № 2 от 11.01.2014 г. произведена оплата изготовления именно рассматриваемого рекламного ролика, после выхода ролика в эфир был подписан акт сдачи-приемки работ (услуг) от 17.01.2014 г.

 

Кроме того, установлено, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» представило рекламный ролик следующего содержания: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы на развитие бизнеса от 30000 до 1000000 рублей сроком на 5 лет телефон 919-721».

В данном ролике ООО «Алькасар Ижевск» осуществило замену фразы с «на развитие бизнеса» на фразу «физическим и юридическим лицам», а также номера телефона с «919-721» на «670-249», что подтверждается содержанием диска, представленного ООО «Алькасар Ижевск» на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 01.10.2014 г.

Окончательный текст рассматриваемого рекламного ролика: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249».

 

На основании вышеизложенного и учитывая, что, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» предоставляло займы на условиях, содержащихся в рассматриваемой рекламе, а также информация об условиях предоставления займов ООО «Алькасар Ижевск» могла быль известна лишь в результате сообщения ее ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 30, ИНН        1841014300, ОГРН 1101841006596) является рекламодателем, вышеуказанной рекламы, как лицо, которое определило объект рекламирования и содержание данной рекламы.

 

Частью 1 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно п. 2) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

 

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в наименование юридического лица входит в том числе указание на организационно-правовую форму.

 

В рассматриваемой рекламе ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», распространяемой на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., содержится информация по предоставлению займов, указано «Удмуртский центр микрофинансирования», но отсутствует указание на организационно-правовую форму лица, оказывающего данную финансовую услугу, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 настоящего Федерального закона.

 

Таким образом, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» как рекламодателем, определившем объект рекламирования ненадлежащей рекламы финансовых услуг, распространяемой на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014г. по 17.01.2014г.,  нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Дело № СЮ04-03-2014-175Р возбуждено по признакам нарушения части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», однако, установлено, что нормы данной части статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» распространяются на рекламу финансовой услуги – займа с 22.06.2014г.

Рассматриваемая реклама распространялась в период с 06.01.2014г. по 17.01.2014г., часть 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе»  в редакции, действующей с 01.01.2014 г. не распространялась на рекламу займов.

Требования к рекламе займов содержались в пункте 2) части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Вышеуказанная норма является общей по отношению к части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (начало действия редакции с 01.01.2014 г.).

Вместе с тем, диспозиции части 3 статьи 28 и пункта 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (начало действия редакции с 01.01.2014 г.) идентичны.

На основании вышеизложенного, Комиссия Удмуртского УФАС пришла к выводу о необходимости переквалификации рассматриваемого правонарушения по пункту 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (начало действия редакции с 01.01.2014 г.): реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях,  а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением займа.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о сроке займа (до 5 лет), а также о минимальной и максимальной сумме займа (от 30000 до 1000000).

 

Исходя из анализа пункта 2.1. правил предоставления микрозаймов, микрозаймы предоставляются субъектам предпринимательской деятельности, а также гражданам Российской Федерации.

На основании пункта 3.1. правил предоставления микрозаймов, микрозаймы предоставляются заемщикам для реализации следующих проектов и удовлетворении нужд: улучшение жилищных условий, приобретение автотранспортных средств, потребительские нужды, пополнение оборотных средств, закуп товаров (материалов), приобретение оборудования и прочие не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации цели.

Согласно пунктам 4.2. и 4.3. рассматриваемых правил, микрозаймы предоставляются заемщикам  в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей, максимальный срок предоставления микрозайма – 5 лет.

В соответствии с приказом № 1 от 10.01.2013г., юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются займы суммой от 30 000 до 1000 000 рублей, сроком до 365 дней, размер процентной ставки определяется следующим образом:

- при сумме займа от 30 000 до 99 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 3,2 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 3,0 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 2,8 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 2,7 % в месяц;

- при сумме займа от 100 000 до 299 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 3,0 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 2,8 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 2,6 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 2,6% в месяц;

- при сумме займа от 300 000 до 499 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 2,8 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 2,6 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 2,6 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 2,5 % в месяц;

- при сумме займа от 500 000 до 1000 000 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 2,6 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 2,6 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 2,5 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 2,5 % в месяц.

 

В соответствии с приказом № 1 от 10.01.2013 г., физическим лицам на потребительские нужды предоставляются займы суммой от 30 000 до 1000 000 рублей, сроком до 365 дней, размер процентной ставки определяется следующим образом:

- при сумме займа от 30 000 до 49 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 4,0 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 3,8 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 3,6 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 3,4 % в месяц;

- при сумме займа от 50 000 до 99 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 3,8 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 3,6 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 3,4 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 3,2 % в месяц;

- при сумме займа от 100 000 до 499 999 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 3,6 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 3,4 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 3,2 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 3,0% в месяц;

- при сумме займа от 500 000 до 1000 000 рублей сроком - до 30 дней процентная ставка составляет 3,4 % в месяц, от 31 до 90 дней процентная ставка составляет 3,2 % в месяц, от 91 до 180 дней процентная ставка составляет 3,0 % в месяц, от 181 до 365 дней процентная ставка составляет 3,0% в месяц;

 

Данная информация о процентной ставке, является существенной для потребителя, поскольку влияет на фактический размер расходов, которые понесет заемщик при пользовании займом.

В рекламе услуг по предоставлению займов ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», распространяемой телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., содержатся  условия, влияющие на стоимость займа для заемщика – срок займа и сумма займа, но отсутствует существенная  информация о том,  что от суммы и срока займа зависит процентная ставка. Наличие указанных фактов является нарушением пункта 2) части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьями 28-30 настоящего Федерального закона.

         Таким образом, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» как рекламодателем, определившем объект рекламирования вышеуказанной ненадлежащей рекламы, нарушены требования пункта 2) части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Решением Комиссии Удмуртского УФАС России от 13.10.2014 г. по делу № СЮ04-03/2014-175Р (резолютивная часть решения объявлена 01.10.2014 г.) реклама «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249», распространяемая на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, части 1, пункт 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе». ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» было признано рекламодателем, нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1, пункт 2) части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Также было принято решение о передаче материалов дела № СЮ04-03/2014-175Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Удмуртским УФАС России в адрес законного представителя ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» письмом исх. № СЮ01-17-04/9207 от 15.10.2014 г. было направлено уведомление о составлении 12.11.2014 г. протокола об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР.

По факту допущенного ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» нарушения законодательства РФ о рекламе уполномоченным должностным лицом Удмуртского УФАС России – ведущим специалистом-экспертом отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции «…» 12.11.2014 г. в отношении ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» был составлен протокол об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР.

12.11.2014 г. на составление протокола законный представитель ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», уведомленный надлежащим образом о дате времени и месте составления протокола (почтовое уведомление о вручении № 42600979198072 от 21.10.2014 г.), не явился, направив на представление интересов общества защитника «…), действующую на основании доверенности от 11.11.2014 г.,

 

«…» пояснила, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» осуществляло оказание услуг по выдаче займов на условиях, указанных в рассматриваемом рекламном ролике. Данный ролик был изготовлен ООО «Алькасар Ижевск», согласование макета ролика, а именно текста рекламы не осуществлялось. Документы согласования рекламного ролика в материалах дела отсутствуют, также отсутствуют подтверждающие документы передачи ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» в адрес ООО «Алькасар Ижевск» рекламного ролика, в котором ООО «Алькасар Ижевск» осуществило замену фразы.

«…» отметила, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» надлежащим образом исполнило предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании вышеизложенного, защитник ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» считает, что рассматриваемое правонарушение является малозначительным.

Копия протокола об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР от 12.11.2014 г. была вручена защитнику ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» лично под роспись 12.11.2014 г.

 

Согласно определению от 13.11.2014 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР  рассмотрение протокола было назначено на 26.11.2014 г. в 11 часов 30 минут.

Копия протокола об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР от 12.11.2014 г., а также определение от 13.11.2014 г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № СЮ04-04/2014-94АР было направлено в адрес законного представителя ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» письмом исх. № ТГ01-17-04/10134от 14.11.2014 г.

 

26.11.2014 г. на рассмотрение протокола об административном правонарушении законный представитель ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения протокола (почтовое уведомление о вручении № 42600980155910 от 20.11.2014 г.), не явился, направив на представление интересов общества защитника ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» - «…», действующую на основании доверенности от 11.11.2014 г.

 

26.11.2014 г. на рассмотрение протокола об административном правонарушении защитником ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» были представлены письменные пояснения, в которых сообщалось о том, что ООО «Алькасар Ижевск» при изготовлении рассматриваемого рекламного ролика не запрашивало документальные подтверждения достоверности рекламной информации и не информировал ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» о нарушении норм законодательства Российской Федерации о рекламе.

Защитник ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» уточняет о том, что ООО «Алькасар Ижевск» самостоятельно было принято решение об окончательном тексте рассматриваемой рекламы, а также не было произведено согласование данной рекламы.

Также, «…» отмечает, что акты приемки-передачи услуг и договор на изготовление спорного рекламного ролика были подписаны после выхода данного ролика в эфир.

Приложение № 13 к Договору № 101 от 11.10.2011 г. на размещение рекламного ролика в эфире телеканала «ТВ Центр» фактически был подписан лишь 17.01.2014 г. – после выхода рекламного ролика в эфир, акт сдачи приемки (услуг) подписан 17.01.2014 г.

Договор на изготовление рекламного ролика № 3 подписан 09.01.2014 г., акт изготовления рекламного ролика № 2 подписан 11.01.2014 г. – после начала трансляции данного ролика.

Таким образом, как отмечает защитник ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», у общества отсутствовала возможность для соблюдения законодательства о рекламе.

Кроме того, «…» поясняет о том, что у ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» отсутствовали намерения ввести потребителей рассматриваемой рекламы в заблуждение и предоставить недостоверную информацию. Информация о предоставляемых займах является открытой и доступной для потребителей.

Ранее общество не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании вышеизложенного, «…» считает, что рассматриваемое правонарушение можно расценивать как малозначительное.

 

При рассмотрении данного дела «…» отметила, что общество признает данное правонарушение.

Также, защитник ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» пояснила о том, что общество, обратившись за созданием рекламы в профессиональное рекламное агентство считало, что будут оказаны услуги по изготовлению рекламы надлежащего качества.

 

В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № СЮ04-03/2014-175Р.

Материалами дела № СЮ04-03/2014-175Р установлено, что изготовление вышеуказанного рекламного сообщения осуществлялось на основании договора № 3 от 09.01.2014г., заключенного между ООО «Алькасар Ижевск» (Исполнитель) и ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» (Заказчик), согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению изготовления рекламного материала в соответствии с заданием Заказчика.

На основании пункта 2.1.1. вышеуказанного договора, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» обязуется предоставить информацию, необходимую для выполнения работ.

В соответствии с пунктом 2.1.2. договора № 3 от 09.01.2014г., ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» обязуется принять изготовленный ООО «Алькасар Ижевск» материал и подписать акт выполненных работ в течение пяти рабочих дней с момента его предоставления и направить его Исполнителю или направить последнему письменные возражения. Если в течение указанного времени подписанный акт либо возражения либо возражения по нему к Исполнителю не поступили, считается, что Исполнитель выполнил свои обязательства, а Заказчик принял выполненную работу в полном объеме.

Оплата услуг по договору № 3 от 09.01.2014г. подтверждена актом № 2 от 11.01.2014г., а также платежным поручением № 21 от 20.01.2014г.

          ООО «Алькасар Ижевск» и ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» было подтверждено, что акту № 2 от 11.01.2014г. произведена оплата изготовления именно рассматриваемого рекламного ролика, после выхода ролика в эфир был подписан акт сдачи-приемки работ (услуг) от 17.01.2014г.

Кроме того, установлено, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» представило рекламный ролик следующего содержания: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы на развитие бизнеса от 30000 до 1000000 рублей сроком на 5 лет телефон 919-721».

В данном ролике ООО «Алькасар Ижевск» осуществило замену фразы с «на развитие бизнеса» на фразу «физическим и юридическим лицам», а также номера телефона с «919-721» на «670-249», что подтверждается содержанием диска, представленного ООО «Алькасар Ижевск» на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 01.10.2014г.

Окончательный текст рассматриваемого рекламного ролика: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249».

 

На основании вышеизложенного и учитывая, что, ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» предоставляло займы на условиях, содержащихся в рассматриваемой рекламе, а также информация об условиях предоставления займов ООО «Алькасар Ижевск» могла быль известна лишь в результате сообщения ее ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» является рекламодателем, вышеуказанной рекламы, как лицо, которое определило объект рекламирования и содержание данной рекламы.

Таким образом, отклоняются доводы ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» о том, что ООО «Алькасар Ижевск» самостоятельно, по собственной инициативе осуществило создание рассматриваемого рекламного ролика.

 

Событие административного правонарушения – определение объекта рекламирования и содержания рекламы финансовых услуг: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249», распространяемой в виде рекламного ролика на телеканале «ТВЦентр Ижевск» с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., с нарушением требования части 1, пункта 2) части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Состав административного правонарушения, совершённого ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», и предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях, образуют:

- объект административного правонарушения: общественные отношения, охраняющие право граждан на распространение надлежащей рекламы;

- объективная сторона административного правонарушения: определение объекта рекламирования и содержания рекламы: «Удмуртский центр микрофинансирования предлагает займы физическим и юридическим лицам от 30 000 до 1 000 000 рублей сроком до 5 лет телефон 670-249», распространяемой в виде рекламного ролика на телеканале «ТВЦентр Ижевск» с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., без указания организационно-правовой формы лица, оказывающего финансовую услугу - займ, что нарушает требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», а также указание в рассматриваемой рекламе условий, влияющих на стоимость займа для заемщика – срок займа и сумма займа, без указания существенной  информации о том,  что от суммы и срока займа зависит процентная ставка, что является нарушением пункта 2) части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»;

- место совершения административного правонарушения: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ленина, 30 (юридический адрес общества),

- время совершения административного правонарушения: с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г.,

- субъект административного правонарушения: рекламодатель - общество с ограниченной ответственностью «Удмуртский центр микрофинансирования»,

- субъективная сторона административного правонарушения:  наличие вины, поскольку «Удмуртский центр микрофинансирования», имея возможность соблюдения законодательства РФ о рекламе, не предприняло достаточных мер для недопущения совершения правонарушения, что свидетельствует о небрежном отношении общества к своей публично-правовой обязанности по соблюдению требований законодательства РФ о рекламе. Доказательств осуществления обществом соответствующих мер не представлено.

 

Административное правонарушение, совершенное ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», не является малозначительным, исходя из следующего.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» особо регламентирует распространение рекламы финансовых услуг. Так, в части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно п. 2) ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в наименование юридического лица входит в том числе указание на организационно-правовую форму.

В рассматриваемой рекламе ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», распространяемой на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., содержится информация по предоставлению займов, указано «Удмуртский центр микрофинансирования», но отсутствует указание на организационно-правовую форму лица.

 

Согласно пункту 2) части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На основании пункта 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях,  а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением займа.

В рассматриваемой рекламе услуг по предоставлению займов ООО «Удмуртский центр микрофинансирования», распространяемой на телеканале «ТВЦентр Ижевск» в период с 06.01.2014 г. по 17.01.2014 г., содержатся  условия, влияющие на стоимость займа для заемщика – срок займа и сумма займа, но отсутствует существенная  информация о том,  что от суммы и срока займа зависит процентная ставка.

При этом, следует учитывать, что установленные законом требования к распространению рекламы финансовых услуг, прежде всего, направлены на защиту населения, с учетом значительного воздействия рекламы на желания, потребности и поведение людей. ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» нарушило требования, установленные частью 7 статьи 5,  частью 1, пунктом 2) части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», тем самым создало существенную угрозу общественным отношениям, охраняющим право граждан на получение надлежащей рекламы.

Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» своих обязанностей, предусмотренных формальными требованиями части 7 статьи 5,  частью 1, пунктом 2) части 2  ФЗ «О рекламе», пренебрежительном отношении общества к публично-правовой обязанности по распространению надлежащей рекламы, что посягает на установленный порядок в области распространения рекламы. Также существенная угроза общественным отношениям заключается в отсутствии должного контроля общества за соответствием рекламы требованиям действующего законодательства.

 

О значимости охраняемых вышеуказанными статьями общественных правоотношений свидетельствуют установленный законодателем значительный размер штрафа даже при отсутствии негативных последствий правонарушения, а также отсутствие альтернативных, более мягких видов административного наказания в санкции части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из этого, оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» от административной ответственности не имеется.

 

Вместе с тем, имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность: совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, впервые, исполнение предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Следовательно, наложение административного штрафа на ООО «Удмуртский центр микрофинансирования» осуществляется с учетом смягчающих обстоятельств, в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Наложить на общество с ограниченной ответственностью «Удмуртский центр микрофинансирования» (зарегистрировано Межрайонной ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике 02.11.2010 г., 426076, г. Ижевск, ул. Ленина, 30, ИНН 1841014300, КПП 184101001, ОГРН 1101841006596), за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя –
начальник отдела контроля органов власти

советник государственной гражданской службы

Российской Федерации 1 класса                                                             «…»

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны