Решение б/н Решение по делу №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольно... от 12 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 25 октября 2012 года
изготовлено 07 ноября 2012 года                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело №СЮ 05-03/2012-77, по признакам нарушения ООО «Удмуртские коммунальные системы» (ул.Бумашевская,11, г.Ижевск, Удмуртская Республика, 426039, ИНН 1833037470) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в отсутствии заявителя МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77,
в присутствии ответчика – представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» – <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России 02.07.2012г. (вх. №6203) поступило заявление МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 28.06.2012г. №3670/01-17/04 на действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в ущемлении интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в части отказа ООО «Удмуртские коммунальные системы» в допуске общедомового узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936 (далее – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» оказывает услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях»), услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы, имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
В связи с наличием в действиях ООО «Удмуртские коммунальные системы» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», на основании приказа Удмуртского УФАС России от 31.07.2012г. №712 «О возбуждении дела №СЮ 05-03/2012-77 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. №447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело №СЮ 05-03/2012-77. Определением о назначении дела №СЮ 05-03/2012-77 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 31.07.2012г. дело назначено к рассмотрению на 27.09.2012г.
В связи с отсутствием 27.09.2012г. кворума, необходимого для рассмотрения дела по существу, дело №СЮ 05-03/2012-77 было отложено и назначено к рассмотрению на 25.10.2012г.
В процессе рассмотрения дела 25.10.2012г. представитель ООО «Удмуртские коммунальные системы» пояснил, что считает, что действия общества не нарушают действующее законодательство, письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не является надлежащей заявкой на допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Узел учета был допущен в части горячего водоснабжения, был оформлен соответствующий акт, а также был оформлен акт забракования узла учета тепловой энергии в связи с неисправностью обратного расходомера. МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с просьбой допустить узел учета тепловой энергии с 01.06.2012г. Перед каждым отопительным сезоном узлы учета повторно допускаются в эксплуатацию, если при этом выявляются какие-либо неисправности, то согласно разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, обращение происходит в ресурсоснабжающую организацию по правилам раздела 7 Правил. Организация обращается в ресурсоснабжающую организацию за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, до настоящего времени никакого обращения в адрес ресурсоснабжающей организации не поступало. Осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно.
        
Рассмотрев представленные сторонами материалы, Комиссия установила следующее.
Между МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» и ООО «Удмуртские коммунальные системы» заключен договор теплоснабжения №К256 от 01.12.2011г., предметом которого является подача теплоснабжающей организацией тепловой энергии и горячей воды для целей предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению пользователям помещений многоквартирных домов (в том числе, согласно приложению №3 к договору, в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61).
Актом забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 23.11.2011г. ООО «Удмуртские коммунальные системы» не допустило к эксплуатации узел учета в части отопления с 17.11.2011г. из-за неисправности расходомера на подающем трубопроводе отопления Т1 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61. Узел учета в части отопления был не допущен до устранения причины забракования и повторного допуска.
Письмом от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обратилось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» (как энергоснабжающей организации) с заявлением об оформлении допуска узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. При этом в письме управляющая организация указала, что в апреле 2012г. на данном узле учета произведены ремонтные работы, преобразователи расхода прошли проверку в ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике».
Письмом от 21.06.2012г. №15-19-1421 ООО «Удмуртские коммунальные системы» направило в адрес МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» ответ, в котором указало, что допуск узла учета в части отопления при отключенном отоплении (отсутствии расхода теплоносителя) не возможен ввиду отсутствия измерения расхода теплоносителя.
На момент рассмотрения дела №СЮ 05-03/2012-77 Комиссией, акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии в части отопления в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, ООО «Удмуртские коммунальные системы» не составлен.
В соответствии с пунктом 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Согласно пункту 7.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Пунктом 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя определенно, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
В соответствии с пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.
МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» обращалось в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с заявлениями о допуске узла учета тепловой энергии в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, в эксплуатацию. Акт допуска в эксплуатацию  узла учета тепловой энергии ООО «Удмуртские коммунальные системы» составлен не был. Таким образом, обществом нарушены сроки, установленные пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Доводы представителя ООО «Удмуртские коммунальные системы» Митягина А.Ю. о том, что никакого обращения о допуске в эксплуатацию узла учета в части отопления в адрес ресурсоснабжающей организации со стороны МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» не поступало, а осуществить проверку узла учета в июне при отсутствии измеряемого параметра (теплоносителя) невозможно, являются необоснованным ввиду следующего.
Письмо МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска» от 31.05.2012г. №3161/01-17/06 является заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в части отопления.
Момент обращения потребителя в ресурсоснабжающую организацию с заявкой на осуществление допуска в эксплуатацию узла учета в законодательстве не урегулирован.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя устанавливают обязанность энергоснабжающей организации составить акт допуска (либо недопуска) узла учета по заявлению потребителя.
Следовательно, управляющая организация вправе обращаться в ресурсоснабжающую организацию с целью составления акта в любое время вне зависимости от факта начала (либо окончания) отопительного сезона.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичные требования установлены Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»).
Частью 1 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» определенно, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Также частью 2 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» в целях энергосбережения и повышении энергетической эффективности установлен приоритет расчетов за потребленные энергоресурсы на основании данных приборов учета над расчетным способом определения количества потребленных энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), под потребителем понимается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Подпунктом в) пункта 52 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции, действующей на момент обращения управляющей организации в ООО «Удмуртские коммунальные системы» с целью ввода эксплуатации прибора учета тепловой энергии), на потребителя возложена обязанность по использованию коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, внесенных в государственный реестр средств измерений, с целью обеспечения учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю.
Нарушение ООО «Удмуртские коммунальные системы» сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, ущемляют права граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, 61, на получение достоверной информации о потребленной тепловой энергии, лишают возможности граждан на проведение мероприятий по энергосбережению и совершению действий, направленных на экономию потребленных энергоресурсов, препятствуют исполнению возложенных на граждан обязанностей по использованию приборов учета, препятствуют возможности оплаты за конкретный объем потребленного коммунального ресурса и могут привести к нарушению гражданами положений Закона «Об энергосбережении».
В соответствии с пп. 1), 2) ч.1 ст.23 Закона «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона «О естественных монополиях», органы регулирования естественных монополий вправе принимать в соответствии со своей компетенцией обязательные для исполнения решения по фактам нарушения Закона «О естественных монополиях».
В соответствии с пп. 4.4, 4.5 положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011г. №30, территориальный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно части 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Закона «О естественных монополиях», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, ООО «Удмуртские коммунальные системы» осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и является субъектом естественной монополии.
На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
ООО «Удмуртские коммунальные системы» является специальным субъектом правового регулирования, в отношении которого применяются правила и запреты, установленные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Удмуртские коммунальные системы», выразившиеся в нарушении сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, при оформлении допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых является ущемление интересов жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции», пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447 Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах муниципального образования «город Ижевск», находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».
2. Признать ООО «Удмуртские коммунальные системы» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, результатом которых является нарушение интересов граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: г.Ижевск, ул.Союзная, д.61, находящихся под управлением МАУ «Городское жилищное управление – УК в ЖКХ г.Ижевска», при организации расчетов за потребленные коммунальные ресурсы.
3. Выдать ООО «Удмуртские коммунальные системы» предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, а именно: прекратить нарушение сроков, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, для составления актов допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию и выполнить требования, предусмотренные разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995г. №Вк-4936, в срок до 26.11.2012г. Проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания в срок до 29.11.2012г.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Удмуртские коммунальные системы» и виновного должностного лица.

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны