Решение №СЮ06-06/2014-62 Решение по делу № СЮ06-06/2014-62 от 27 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «22»мая 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено «02» июня 2014 года.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <…> – заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;

члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков; <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует); <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (кворум комиссии имеется);

22.05.2014 г.

в присутствии <…> – юрисконсульта МП Камбарского района «Водоканал» по доверенности № 04/2014 от 12.05.2014 года;

 

рассмотрев дело №СЮ06-06/2014-62 в отношении Муниципального предприятия Камбарского района «Водоканал», возбужденное по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 – ФЗ «О защите конкуренции»,

 

у с т а н о в и л а:

 

 

В Удмуртское УФАС России поступили материалы прокуратуры Камбарского района Удмуртской Республики № 38-2013 от 04.12.2013 г., указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрев данные материалы, Удмуртское УФАС России установило следующее.

Муниципальным предприятием Камбарского района «Водоканал» (далее - МП Камбарского района «Водоканал») утверждена калькуляция затрат на подключение к водопроводу, которая применяется при взимании платы за фактическое присоединение к водопроводу. Такая плата взималась, в частности, по договору №95 от 20.11.2013г.

На основании статьи 18 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении  и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации  №644 от 29.07.2013г.

Согласно части 13 статьи 18 Закона «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение).

Тариф на подключение для Предприятия Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики (далее – РЭК УР) не утвержден.

Предприятие владеет сетями водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон «О естественных монополиях») услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, Удмуртским УФАС России в действиях МП Камбарского района «Водоканал», выразившихся в осуществлении подключения к водопроводу по утвержденному Предприятием тарифу, в отсутствие тарифа, утвержденного РЭК УР, имеются признаки нарушения пункта 10) части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, приказа Удмуртского УФАС России от 22.04.2014 г. № 183 «О возбуждении дела и создании Комиссии», в соответствии с частью 8 статьи 44 Закона «О защите конкуренции», пункта 3.46 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело № СЮ06-06/2014-62.

В ходе рассмотрения дела лица, участвующие в деле, дали следующие пояснения.

Представитель МП Камбарского района «Водоканал» пояснил, в 2013 году тариф на подключение к сетям холодного водоснабжения не был утвержден. В настоящее время тариф утвержден РЭК УР, действующий с 11 марта 2014 г. МП Камбарского района «Водоканал» ранее привлекалось РЭК УР к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования.

 

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

МП Камбарского района «Водоканал» владеет сетями водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно статье 4 Закона «О естественных монополиях», услуги водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

МП Камбарского района «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Закона «О естественных монополиях».

Таким образом, на МП Камбарского района «Водоканал» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции».

Директором МП Камбарского района «Водоканал» <…>утверждена калькуляция затрат на подключение постоянного водопровода в существующую сеть на 2013 год – 1460 рублей для физических лиц, 1660 рублей для юридических лиц.

Согласно объяснениям <…> от 21.11.2013 г., полученным помощником прокурора Камбарского района <…>, плата за подключение (технологическое присоединение) к водопроводу взимается в соответствии с данной калькуляцией. Какой-либо тариф на технологическое присоединение для МП Камбарского района «Водоканал» никаким органом не утверждался, ни органом местного самоуправления, ни РЭК УР. В мае 2013 года по поручению бывшего директора, а также в период с 12 по 15 ноября 2013 года экономист предприятия обращалась в РЭК УР, по вопросу установления тарифа на технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения для МП Камбарского района «Водоканал», на что ей было разъяснено, что в настоящее время, несмотря на установленные Правительством РФ требования об установлении тарифа, отсутствует методика расчета тарифа, то есть в настоящее время тариф РЭК УР установить не может.

Также <…> пояснил, что МП Камбарского района «Водоканал» является единственной организацией на территории МО «Камбарское», осуществляющей эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения. Также МП Камбарского района «Водоканал» является единственной организацией на территории г. Камбарка, которая осуществляется водоснабжение граждан и юридических лиц.

Согласно объяснениям <…> от 26.11.2013 г., полученным помощником прокурора Камбарского района <…>, сведения о размере платы за подключение к сетям холодного водоснабжения отсутствуют в типовом договоре, поскольку директор не знал, что их необходимо указывать в обязательном порядке. В настоящее врем расчет стоимости подключения осуществляется на основании калькуляции, утвержденной <…> Сведения о стоимости платы за подключение доводятся до заявителей в устной форме.

Прокуратурой Камбарского района был направлен запрос в адрес РЭК УР (исх. № 38-2012 от 28.11.2013) по вопросу обращения МП Камбарского района «Водоканал» в адрес РЭК УР и по причинам отсутствия тарифа на технологическое присоединение к сетям холодного водоснабжения, водоотведения для предприятия.

Согласно письменным пояснениям РЭК УР № 01-17/1588 от 03.12.2013 г., МП Камбарского района «Водоканал» не представлены документы для установления тарифа в соответствии с Федеральным законно от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», РЭК УР дело на утверждение тарифа на технологическое присоединением к сетям холодного водоснабжения для данной организации не открывалось, и тариф на подключение на 2013 год не утверждался.

Согласно акту сдачи-приемки услуг по договору № 94 на подключение к водопроводной сети от 17.10.2013 г., заключенному между МП Камбарского района «Водоканал» и <…>, стоимость услуг подключения к водопроводной сети составила 1460 рублей.

Согласно акту сдачи-приемки услуг по договору № 95 на подключение к водопроводной сети от 20.11.2013 г., заключенному между МП Камбарского района «Водоканал» и <…>, стоимость услуг подключения к водопроводной сети составила 1460 рублей.

Согласно акту сдачи-приемки услуг по договору № 93 на подключение к водопроводной сети от 17.10.2013 г., заключенному между МП Камбарского района «Водоканал» и <…>, стоимость услуг подключения к водопроводной сети составила 1460 рублей.

Таким образом, Удмуртским УФАС России установлено, что в 2013 году МП Камбарского района «Водоканал» взималась плата за подключение к сетям холодного водоснабжения в соответствии с тарифом, установленным директором организации при отсутствии тарифа, установленного органом тарифного регулирования – РЭК УР, в нарушение части 13 части 18 Закона «О водоснабжении и водоотведении».

На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России установила в действиях МП Камбарского района «Водоканал» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения, которое привело к ущемлению интересов лиц, обратившихся в МП Камбарского района «Водоканал» в целях заключения договора на подключение к сетям холодного водоснабжения.

В ходе рассмотрения дела представителем МП Камбарского района «Водоканал» представлена копия постановления РЭК УР № 3/29 от 21.02.2014 г. «Об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения МП Камбарского района «Водоканал».

Рассмотрев данное постановление, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдать МП Камбарского района «Водоканал» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции», а именно:

- проинформировать граждан, с которыми МП Камбарского района «Водоканал» были заключены договоры по подключению к водопроводной сети в 2013 году, о незаконности взимания предприятием платы за подключение без установленного РЭК УР тарифа.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела, по имеющимся материалам и обстоятельствам дела, Комиссией установлено событие нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, что является основанием для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, Удмуртским УФАС России установлено, что постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 02-17/15 от 25.12.2013 г. Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики МП Камбарского района «Водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ – нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), на МП Камбарского района «Водоканал» наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Рассмотрев указанное постановление, Удмуртское УФАС России приняло решение не передавать материалы дела № СЮ06-06/2014-62 уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении МП Камбарского района «Водоканал», а передать материалы дела в отношении виновного должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать Муниципальное предприятие Камбарского района «Водоканал» ( 427950, Удмуртская Республика, г. Камбарка, ул. Манохина, 154, ИНН 1838008112) субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры, в географических границах пролегания сетей инженерно-технического обеспечения, находящемся в состоянии естественной монополии в силу Федерального закона от 17.08.1995г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

2.      Признать Муниципальное предприятие Камбарского района «Водоканал» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения.

3.      Выдать Муниципальному предприятию Камбарского района «Водоканал» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

 

Подписи членов Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны