Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТГ 04-03/2015-104Р от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 30 сентября 2015 года                                             г. Ижевск

изготовлено в полном объёме 02 октября 2015 года

 

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

заместитель председателя Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; члены Комиссии: <…> - старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № ТГ 04-03/2015-104Р, возбужденного в отношении ИП <…> по факту распространения в печатном издании «Народный знахарь» в апреле 2015 года рекламной информации с признаками нарушения законодательства о рекламе,

в отсутствии:

- заявителя – <…>, уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела;

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  - ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.06.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступило обращение гражданина о распространении в печатном издании «Народный знахарь» рекламы биологически активных добавок с нарушениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». К заявлению приложен экземпляр издания.

В данном издании содержится информация о препаратах глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1».

По мнению заявителя, в печатном издании «Народный знахарь» опубликована реклама биологически активных добавок, при этом покупатели вводятся в заблуждение относительно свойств продуктов. Печатное издание «Народный знахарь» распространяется через почтовые ящики жителей города Ижевска.

В данном печатном издании размещен номер телефона для заказа продукции: 8-800-70-70-725.

В целях получения информации о владельце данного номера Удмуртским УФАС России был направлен соответствующий запрос в ПАО «Ростелеком» (исх. № ТГ 01-17-04/4684 от 19.06.2015 г.).

ПАО «Ростелеком» в ответном письме (вх. №5527 э от 09.07.2015 г.) указало, что номер <...> -800-70-70-725 выделен индивидуальному предпринимателю <…> по договору № 11Ю-00005/14-117Д от 23.01.2014 г.

В целях установления рекламодателя товаров глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» ИП <…> был направлен запрос информации (исх. № ТГ 01-17-04/5292 от 13.07.2015 г.). Почтовое отправление № 42600988115428 26.08.2015 г. вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой «истек срок хранения».

Согласно сведениям, представленным ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (вх. 72ДСП от 12.08.2015г.), в настоящее время ИП <…> зарегистрирован по адресу 620000, г. Екатеринбург, ул. Крауля, д. 44 кв. 330.

Определением от 13.08.2015 г. по факту распространения в печатном издании  «Народный знахарь» в апреле 2015 года рекламной информации с признаками нарушения законодательства о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <…> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» с привлечением к участию в деле в качестве заявителя <…> Дело назначено к рассмотрению на 30.09.2015 г.

На заседание Комиссии 30.09.2015 г. лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом, не явились.

Изучив материалы дела № ТГ 04-03/2015-104Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

В апреле 2015 года путем раскладки в почтовые ящики в г. Ижевске печатное издание «Народный знахарь» распространялось, в том числе по месту жительства заявителя – г. Ижевск, Воткинское шоссе, д. 16, корп. «в», кв. 44.

В печатном издании «Народный знахарь» размещена информация о следующих препаратах: глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1».

Печатное издание «Народный знахарь» не содержит выходных данных: дата и место печати издания, наименование и адрес учредителя и редакции печатного издания.

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»).

Согласно пункту 1) статьи 3 Закона «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация о препаратах, размещенная в печатном издании «Народный знахарь» направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования (к глазным каплям «Экстракт алоэ по Федорову», крему «Эффектум», Десятисилу Алтайскому, очищающему комплексу «Знахарь», медовому оберегу «Для мужчин», каплям «Олексин», бальзаму с лецитином «Медария», маслу «Живица плюс №1»), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой данных препаратов.

Согласно пункту 6) части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

 Согласно части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В печатном издании «Народный знахарь» не указано, являются ли препараты глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» биологически активными добавками или лекарственными средствами.

Вместе с тем печатное издание «Народный знахарь» содержит указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, препаратов глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1».

В рассматриваемой рекламе глазных капель «Экстракт алоэ по Федорову», крема «Эффектум», Десятисила Алтайского, очищающего комплекса «Знахарь», медового оберега «Для мужчин», капель «Олексин», бальзама с лецитином «Медария», масла «Живица плюс №1» отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, в частности являются ли данные рекламируемые товары биологически-активными добавками или лекарственными средствами, что может ввести потребителя в заблуждение относительно свойств применения рекламируемых товаров, в том числе наличия противопоказаний к их применению.

Таким образом, реклама глазных капель «Экстракт алоэ по Федорову», крема «Эффектум», Десятисила Алтайского, очищающего комплекса «Знахарь», медового оберега «Для мужчин», капель «Олексин», бальзама с лецитином «Медария», масла «Живица плюс №1» является ненадлежащей, нарушающей пункт 6) части 5 статьи 5, часть 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе», за нарушение требований пункт 6) части 5 статьи 5, часть 7 статьи 5 настоящего закона ответственность несет рекламодатель.

Определением о возбуждении дела № ТГ04-04/2015-104Р у ИП <…> вновь были запрошены сведения о рекламодателе данных препаратов (исх. № ТГ 01-17-04/6317 от 14.08.2015 г.). Письмо вернулось в Удмуртское УФАС России с отметкой «истек срок хранения». Таким образом, ИП <…> не представил в Удмуртское УФАС России сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе рекламы глазных капель «Экстракт алоэ по Федорову», крема «Эффектум», Десятисила Алтайского, очищающего комплекса «Знахарь», медового оберега «Для мужчин», капель «Олексин», бальзама с лецитином «Медария», масла «Живица плюс №1», размещенной в печатном издании «Народный знахарь».

Также в печатном издании «Народный знахарь» отсутствуют выходные данные.

Таким образом, в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о рекламодателе рекламы глазных капель «Экстракт алоэ по Федорову», крема «Эффектум», Десятисила Алтайского, очищающего комплекса «Знахарь», медового оберега «Для мужчин», капель «Олексин», бальзама с лецитином «Медария», масла «Живица плюс №1», размещенной в печатном издании «Народный знахарь», распространяемой в апреле 2015 года путем раскладки в почтовые ящики жителей г. Ижевска.

На основании пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, производство по делу может быть прекращено, в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Учитывая, что в Удмуртском УФАС России отсутствуют доказательства того, что <…> является рекламодателем ненадлежащей рекламы вышеуказанных препаратов, распространяемой посредством печатного издания «Народный знахарь», Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу № ТГ 04-03/2015-104Р по признакам нарушения пункта 6) части 5 статьи 5, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».

Печатное издание «Народный знахарь» содержит номер телефон: 8-800-70-70-725.

Согласно статье 3 Закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В Удмуртском УФАС России отсутствуют достоверные данные, о том, что ИП <…> определил объект рекламирования и содержания рекламы: глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» в печатном издании «Народный знахарь» как товара.

Однако в указанном издании размещен номер телефона, предоставленный ИП <…> с указанием информации о том, что по телефону осуществляется консультации и заказ продукции, то есть дистанционная продажа товара как услуга.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона «О рекламе», товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

С учетом изложенных фактов, Комиссия приходит к выводу, что ИП <…> является рекламодателем услуг по дистанционной продаже следующих товаров: глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» в печатном издании «Народный знахарь».

Статьей 8 Закона «О рекламе» установлено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В печатном издании «Народный знахарь» указанные сведения о продавце товаров глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1», фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя отсутствуют.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования статьи 8 Закона «О рекламе».

Статьей 38 Закона «О рекламе» установлена ответственность рекламодателя за нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Индивидуальным предпринимателем <…> как рекламодателем – лицом, определившим объект рекламирования - дистанционный способ продажи товаров глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» в печатном издании «Народный знахарь» нарушена статья 8  Закона «О рекламе».

Поскольку в Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения о прекращении распространения печатного издания «Народный знахарь» в г.Ижевске с нарушением требований статьи 8 Закона «О рекламе», Комиссия считает необходимым выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу дистанционного способа продажи товаров глазные капли «Экстракт алоэ по Федорову», крем «Эффектум», Десятисил Алтайский, очищающий комплекс «Знахарь», медовый оберег «Для мужчин», капли «Олексин», бальзам с лецитином «Медария», масло «Живица плюс №1» в печатном издании «Народный знахарь» в апреле 2015 года ненадлежащей, нарушающей статью 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Признать индивидуального предпринимателя <…> рекламодателем, нарушившим требования статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Выдать индивидуальному предпринимателю <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела № ТГ 04-03/2015-104Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя <…> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Прекратить производство по делу №ТГ 04-03/2015-104Р по факту нарушения индивидуальным предпринимателем <…> пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии                                            <…>

 

Члены Комиссии                                                                            <…>

 

                                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны