Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ТГ 04-03/2015-128Р О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗН... от 14 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

27 августа 2015  года                                                                                      г. Ижевск

 

Председатель постоянно действующей Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <…> – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, рассмотрев обращение гражданина о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при размещении статьи «Похудеть путем кодирования? Это реально!» на странице 11 газеты «Мой город Глазов» от 14.05.2015 г.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) 23.07.2015 г. (вх. №5980) поступило обращение гражданина <…> о систематическом нарушении законодательства Российской Федерации при размещении рекламы в газете «Мой город Глазов» с приложением таблицы нарушений и номеров данной газеты.

В частности, заявитель указывает, что в номере 18 от 14.05.2015 г. газеты «Мой город Глазов» размещена статья «Похудеть путем кодирования? Это реально!». Статья, по мнению заявителя, имеет все признаки рекламы, однако в самой статье указано, что рекламной она не является.

Согласно пункту 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределённого круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

С учетом наличия индивидуализирующих признаков – сведений о лице, осуществляющем кодирование для снижения веса (врач-психотерапевт <…>), предлагаемых услугах (кодирование для снижения веса), месте осуществления деятельности врача-психотерепевта <…> в г. Глазове (ул. Мира, д. 22, к. 21), контактного номера телефона для получения информации (8-909-064-47-10), даты очередного приема (24 мая), информация, содержащаяся в статье, является рекламой,  поскольку не является обязательной для доведения до потребителя, предназначена для неопределенного круга лиц и содержит информацию, которая привлекательна для потребителя и способствует продвижению рекламируемых услуг на рынке.

Согласно статье 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Поскольку данная статья является рекламой, необходима обязательная пометка «реклама». В газете «Мой город Глазов» № 18 от 14.05.2015 г. на странице 11, где размещена статья, такая пометка отсутствует.

Кроме того, в статье есть упоминание об информационной работе, проведенной жительницей Ижевска, по результатам которой женщина сделала вывод о том, что врач-психотерапевт <…> предлагает самый эффективный метод похудеть.

Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара пред находящимся в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Вывод о том, что врач-психотерапевт <…> предлагает самый эффективный метод похудеть, содержащийся в статье «Похудеть путем кодирования? Это реально!» на странице 11 газеты «Мой город Глазов» № 18 от 14.05.2015 г., не сопровождается ссылкой на его объективное подтверждение каким-либо исследованием, обзором рынка или иным способом.

Таким образом, в данной рекламе присутствуют признаки нарушения пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В статье в качестве кодирования описано нейролингвистическое программирование, которое позиционируется автором статьи как медицинский метод.

Согласно Энциклопедическому словарю медицинских терминов под редакцией В. Покровского (2005), психотерапия – психологическое воздействие с целью лечения больных или коррекции их поведения.

По своей сути кодирование от лишнего веса — это процесс психотерапевтического внушения.

Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, – Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, психотерапия относится к такой деятельности.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Таким образом, отсутствие такого предупреждения в статье «Похудеть путем кодирования? Это реально!», размещенной на странице 11 в газете «Мой город Глазов» № 18 от 14.05.2015 г., является признаком нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

У редакции газеты «Мой город Глазов» были запрошены следующие документы и сведения: копии договоров на изготовление и распространение статьи «Похудеть путем кодирования? Это реально!» в газете «Мой город Глазов» № 18 от 14.05.2015 г. (с указанием наименования, юридического и почтового адреса, ИНН заказчика статьи, либо Ф.И.О., адреса физического лица); копии актов выполненных работ по указанным договорам, а также копии документов, подтверждающих произведенные между сторонами расчеты; согласованный для печати макет статьи «Похудеть путем кодирования? Это реально!»; письменно пояснения о цели размещения фамилии врача-психотерапевта, адреса осуществления деятельности, телефонного номера глазовского представителя врача, даты очередного приема.

18.08.2015 г. (вх. № 6643) от ИП <…> поступили пояснения, согласно которым статья «Похудеть путем кодирования? Это реально!» не является рекламной (о чем имеется пометка в нижнем углу страницы 11). Договор на публикацию не заключался, акты не подписывались, оплата не производилась, макет не согласовывался. ИП <…> сообщает, что статья – это благодарный отзыв на работу врача-психотерапевта. Индивидуализирующие сведения упомянуты в статье для того, чтобы отзыв не стал источником рекламы для других лиц (экстрасенсов, колдунов), предлагающих подобные услуги. Кроме того, со слов ИП <…>, читатели газеты постоянно обращаются за уточняющими данными после публикации каких-либо положительных отзывов, и во избежание лишних вопросов был размещен номер телефона глазовского представителя врача. Также ИП <…> подчеркивает, что сравнение деятельности <…> с подобной деятельностью других лиц является субъективным, о чем было упомянуто в статье.

Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 1) части 3 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель, за нарушение статьи 16 настоящего закона – рекламораспространитель, за нарушение части 7 статьи 24 настоящего закона – рекламодатель и рекламораспространитель.

Исходя из представленных пояснений, лицом, определившим содержание рекламы, распространившим такую рекламу, является редакция газеты «Мой город Глазов» в лице ИП <…>.

На основании изложенного, имеются основания для возбуждения в отношении ИП <…> дела по признакам нарушения пункта 1) части 3 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» с привлечением в качестве заявителя<…>, обратившегося в Удмуртское УФАС России с заявлением.

На основании пункта 1) части 1 статьи 33, статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пункта 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № ТГ 04-03/2015-128Р по признакам нарушения пункта 1) части 3 статьи 5, статьи 16, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующим в рассмотрении дела:

- заявитель – <…>, обратившийся в Удмуртское УФАС России с заявлением;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП <…>.

3. Назначить дело № ТГ 04-03/2015-128Р к рассмотрению на 22 сентября 2015 года в 14 часов 30 минут по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ухтомского, д. 24, зал заседаний.

Явка лиц, участвующих в деле, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (с документом, подтверждающим их полномочия), их представителей (с подлинной доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

4. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, - ИП <…> необходимо представить в адрес Удмуртского УФАС России следующие документы и сведения:

4.1. копию свидетельства о регистрации СМИ (газета «Мой город Глазов»);

4.2. копию устава редакции газеты «Мой город Глазов»;

4.3. копию договора на печать выпуска газеты «Мой город Глазов» № 18 от 14.05.2015 г.;

4.4. письменно пояснения по обстоятельствам дела;

4.5. иные документы и сведения, которые, по мнению ИП <…>, будут способствовать рассмотрению дела по существу.

Документы и информация должны быть представлены в Удмуртское УФАС России в срок до 15 сентября 2015 года.

Копии направляемых документов должны быть заверены и представлены с сопроводительным письмом со ссылкой на регистрационный номер и дату исходящего документа Удмуртского УФАС России.

В случае невозможности представления запрашиваемых документов, прошу в установленный срок уведомить об этом Управление в письменной форме с указанием причин.

Примечание: В соответствии с частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации), влечет наложение административного штрафа.

 

Председатель Комиссии                                                              <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны