Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТГ 04-03/2015-148Р от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 07 декабря 2015 года                                     г. Ижевск

изготовлено в полном объёме 18 декабря 2015 года

 

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

заместитель председателя Комиссии: <…> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, члены комиссии: <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – специалист-эксперт одела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюден,

рассмотрев материалы дела № ТГ 04-03/2015-148Р, возбужденного в отношении ООО «Единая УК» по факту размещения в газете «Лидер Почта» № 30(637) от 31.07.2015 рекламы услуг группы компаний «Единая УК» по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии

представителя заявителя – некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» - <…>, действующего на основании доверенности № 30 от 06.11.2015 г.;

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ООО «Единая УК» - <…>, действующего на основании доверенности от 12.01.2015 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) по подведомственности из прокуратуры Удмуртской Республики поступило обращение некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» (вх. № 6616 от 17.08.2015 г.) о размещении недостоверной рекламы группы компаний «Единая УК» в газете «Лидер Почта» № 30 (637) от 31.07.2015 г.

На странице 16 газеты «Лидер Почта» № 30 (637) от 31.07.2015 г. размещена следующая информация: «КАПРЕМОНТ многоквартирных домов Выбирайте нас! Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», платят за капитальный ремонт на 18% меньше. Сайт: единаяук.рф 36-41-66».

Согласно документам, представленным редакцией газеты «Лидер Почта» (вх. № 7209 от 07.09.2015 г.), рекламодателем указанной рекламы является ООО «Единая Управляющая Компания» (адрес: 426075, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Союзная, 37А , ИНН 1840008141, ОГРН 1121840002734).

Определением от 14.10.2015 г. в отношении ООО «Единая УК» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 06.11.2015 г.

При рассмотрении дела № ТГ 04-03/2015-148Р о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе 06.11.2015 г., 07.12.2015 г. Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

В ходе рассмотрения дела представитель некоммерческой унитарной организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» <…> пояснил, что в соответствии с положениями статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта. При этом минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики на 2015 год установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 № 187.

<…> сообщил, что в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним. В то же время, собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

<…> указал, что Фонд является региональным оператором в Удмуртской Республике, и выполняет следующие функции: организация сборов на капитальный ремонт, организация учета поступивших средств, ведение счета, организация и проведения капитального ремонта в многоквартирных домах в Удмуртской Республике. За организационную деятельность Фонд получает вознаграждение в размере 65 копеек за кв. м. помещения в многоквартирном доме. При этом такой дополнительный платеж не входит в структуру взноса на капитальный ремонт, а вынесен в отдельную позицию в платежном документе, что подтверждается копиями счетов-квитанций для оплаты взноса на капитальный ремонт собственниками жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, представленных Фондом.

<…> пояснил, что способ формирования фонда капитального ремонта не зависит от способа управления многоквартирным домом, и в частности от выбора определенной компании, так как жители многоквартирных домов самостоятельно выбирают способ формирования фонда капитального ремонта. Некоммерческая унитарная организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике» считает рекламу услуг группы компаний «Единая УК», размещенную в газете «Лидер Почта» № 30 (637) от 31.07.2015 г. недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей данной рекламы.

При рассмотрении дела представитель ООО «Единая УК» <…> пояснил, что управляющие компании г. Ижевска за ведение специального счета взимают плату с жителей в размере 10% от начисленной платы за капитальный ремонт. Кроме того, при оплате счета за капитальный ремонт в отделениях ОАО «Сбербанк России», ОАО «Ижкомбанк» и Почты России данные организации взимают определенную комиссию. Указано, что комиссия в ОАО «Ижкомбанк» составляет 1% от оплачиваемой суммы, но не менее 20 рублей, в ОАО «Сбербанк России» от 1 до 3%, но не менее 20 рублей, а в отделениях Почты России комиссия фиксирована и составляет 10 рублей.

Также <…> пояснил, что собственники помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», переводят денежные средства в счет уплаты взносов на капитальный ремонт на специальные расчетные счета ООО «РРЦ», минуя взимание персональной комиссии других организаций с граждан.

<…> сообщил, что законом не запрещено безвозмездное оказание услуг жителям многоквартирных домов управляющей компанией, а также что общество несет расходы по содержанию спецсчета в банке и изготовление и доставку платежных документов, не взимая при этом с жителей многоквартирных домов указанных дополнительных комиссий.

<…> пояснил, что общество различает понятие «плата» и «взнос» на капитальный ремонт. По мнению общества, в понятие «плата за капитальный ремонт» входит взнос на капитальный ремонт, комиссия банка, целевой взнос для возмещения расходов управляющей компании по содержанию специального счета в размере 10% от начисленной платы за капитальный ремонт. Разграничение этих понятий таким же образом должен провести и потребитель рекламы.

<…> приводит в качестве примера расчет взноса на капитальный ремонт за помещение площадью 27,3 кв.м, находящееся в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 139. Поскольку здание оборудовано лифтом, взнос на капитальный ремонт с данного помещения, исходя из минимального размера взноса, составит 199,29 рублей (27,3 кв.м*7,3р. за кв.м). В то же время, собственник помещения должен был бы оплатить комиссию за содержание счета – 19,93 (10%) и комиссию организации, принимающей взнос – 20 рублей. Итоговая сумма для собственника составила бы 239,22 рублей. Таким образом, собственник помещения, находящегося под управлением иной управляющей компании, дополнительно вынужден был бы внести сумму, составляющую 20,03% от размера взноса на капитальный ремонт.

<…> подтвердил, что в рекламе отсутствует объект сравнения, по отношению к которому достоверно утверждение «Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК» платят за капитальный ремонт на 18% меньше». При этом общество не проводило каких-либо исследований, позволяющих достоверно определить наличие размер дополнительных преимуществ, возникающих у собственников помещений в многоквартирных домах при выборе управляющей компании, входящей в группу компаний «Единая УК».

ООО «Единая УК» не считает рекламу услуг по управлению многоквартирными домами, размещенную в газете «Лидер Почта» № 30 (637) от 31.07.2015 г. недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей рекламы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

На странице 16 газеты «Лидер Почта» № 30(637) от 31.07.2015 г. размещена следующая информация: «КАПРЕМОНТ многоквартирных домов Выбирайте нас! Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», платят за капитальный ремонт на 18% меньше. Сайт: единаяук.рф 36-41-66».

Согласно пункту 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, размещенная на странице 16 газеты «Лидер Почта» № 30(637) от 31.07.2015 г., об услугах группы компаний «Единая УК», содержит указание на услуги группы компаний по управлению многоквартирными домами, контактный телефон, адрес сайта в сети «Интернет». Также эта информация не является обязательной для доведения до потребителя, предназначена для неопределенного круга лиц и содержит сведения, которые привлекательны для потребителя и способствует продвижению рекламируемых услуг по управлению многоквартирными домами на рынке, и, следовательно, является рекламой.

 

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

В соответствии с частью 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 № 187 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики на 2015 год и составляет 6 рублей 70 копеек  на 1 кв. м общей площади помещения в месяц для зданий без лифта 7-этажных и ниже, 7 рублей 30 копеек  на 1 кв. м общей площади помещения в месяц для зданий с лифтом 5-этажных и выше.

Согласно пункту 1) части 4 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В платежных документах, представленных ООО «Единая УК», размер взноса на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Союзная, 97, составляет 6 рублей 70 копеек  на 1 кв. м общей площади помещения в месяц (здание без лифта), для собственника помещения в многоквартирном доме по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, 139 - 7 рублей 30 копеек  на 1 кв. м общей площади помещения в месяц (здание с лифтом). Следовательно, размеры взносов на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах г. Ижевска по указанным адресам соответствуют минимальным размерам взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики на 2015 год, установленного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 № 187.

В платежных документах, представленных НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», размер взноса на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме (адреса скрыты, здания без лифта), составляет также 6 рублей 70 копеек на 1 кв. м общей площади помещения в месяц.

Таким образом, размер взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и на счете регионального оператора, является одинаковым.

Согласно пункту 12) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Утверждение ООО «Единая УК» «Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», платят за капитальный ремонт на 18% меньше» является недостоверным ввиду того, что потребителям рекламы предоставлены не соответствующие действительности сведения о преимуществах предоставляемых услуг по сбору взносов на капитальный ремонт, так как минимальный размер взносов не может быть уменьшен управляющей компанией в одностороннем порядке на 18%.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 12) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.

В нормативных правовых актах отсутствует понятие «плата за капитальный ремонт», поэтому для потребителей услуги требуется разъяснения, какие платежи входят в структуру указанной платы.

Информация о преимуществах собственников помещений в многоквартирных домах по оплате взноса на капитальный ремонт при выборе управляющей компании, входящий в группу компаний «Единая УК» искажается, поскольку отсутствует ее существенная часть об объекте сравнения (по отношению к услугам которого появляется преимущество), параметрах сравнения, размере выгоды, что вводит в заблуждение потребителя рекламы относительно того, за счет чего формируется экономия средств (18%), что является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 12) части 3 статьи 5,части 7 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

Согласно пункту 5) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из договора № 69.1.11-02/1098 от 20.10.2014 г. на размещение рекламы в еженедельнике «Лидер Почта», рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещенной в номере 30 (637) от 31.07.2015 г. указанной газеты, является ООО «Единая УК». Также данный факт подтверждает согласованный директором ООО «Единая УК» макет рекламы.

Таким образом, ООО «Единая УК» является рекламодателем, как лицо, определившее объект рекламирования, нарушившим требования пункта 12) части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 «О рекламе».

Поскольку в Удмуртском УФАС России отсутствуют доказательства прекращения распространения ООО «Единая УК» рекламы «КАПРЕМОНТ многоквартирных домов Выбирайте нас! Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», платят за капитальный ремонт на 18% меньше. Сайт: единаяук.рф 36-41-66», Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Единая УК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу услуг группы компаний «Единая УК» по управлению многоквартирными домами г. Ижевска следующего содержания: «КАПРЕМОНТ многоквартирных домов Выбирайте нас! Жители домов, находящихся под управлением группы компаний «Единая УК», платят за капитальный ремонт на 18% меньше. Сайт: единаяук.рф 36-41-66», размещенную в газете «Лидер Почта» № № 30 (637) от 31.07.2015 г., ненадлежащей, нарушающей требования пункта 12) части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Признать общество с ограниченной ответственностью «Единая Управляющая Компания» (адрес: 426000, УР, г. Ижевск, ул. Союзная, 37А, ИНН 1840008141, ОГРН 1121840002734) рекламодателем, нарушившим требования пункта 12) части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  3. Выдать ООО «Единая УК» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  4. Передать материалы дела № ТГ 04-03/2015-148Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения в отношении ООО «Единая УК» и его виновного должностного лица производств по делам об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                            <…>

                                                                                                       

                                                                                                        <…>

 

                                                                                                        <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны