Решение б/н Решение и предписание по делу № ТГ 08-02/2014-117 от 21 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № ТГ 08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства

 

принято 01 июля 2015 г.

изготовлено 14 июля 2015 г.                                                      г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: «…» - председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: «…»– старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), «…» – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, «…» – ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2014-117, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завьялово Энерго» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отношении Администрации муниципального образования «Завьяловский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в отношении Управления  имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» (далее – Управление имущества) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

на заседании Комиссии 20.11.2014 г. в присутствии:

ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго», представитель по доверенности  б/н от 20.08.2014 «…».,

Заявителя по делу – «…».,

в отсутствии представителя заинтересованного лица Администрации МО «Завьяловский район» УР, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

на заседании Комиссии 20.01.2015 г. в присутствии:

представителя ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго» «…»по доверенности  б/н от 09.12.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Администрации МО «Завьяловский район» «…». по доверенности б/н от 15.10.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» «…» по доверенности б/н от 12.01.2015 г.,

представителя заявителя – «…» - «…» по доверенности б/н от 20.11.2014 г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «ЗавЭнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  

на заседании Комиссии 05.03.2015 г. в присутствии:

представителя ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго» «…» по доверенности  б/н от 09.12.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Администрации МО «Завьяловский район»  «…» по доверенности б/н от 15.10.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» «…» . по доверенности б/н от 30.10.2014 г.,

представителя заявителя –«…»  - «…» по доверенности б/н от 20.11.2014 г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «ЗавЭнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  

на заседании Комиссии 29.04.2015 г. в присутствии:

представителя ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго» «…» по доверенности  б/н от 09.12.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Администрации МО «Завьяловский район»  «…» по доверенности б/н от 15.10.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» «…»  по доверенности б/н от 13.04.2015 г., «…» по доверенности б/н от 30.10.2014 г.,

представителя заявителя –«…»   по доверенности б/н от 20.11.2014 г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «ЗавЭнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  

на заседании Комиссии 25.06.2015 г. в присутствии:

представителя ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго» «…» по доверенности  б/н от 09.12.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Администрации МО «Завьяловский район»  «…». по доверенности б/н от 30.10.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» «…» по доверенности б/н от 30.10.2014 г.,

представителя заявителя – «…» по доверенности б/н от 20.11.2014 г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «ЗавЭнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,  

на заседании Комиссии 01.07.2015 г. в присутствии:

представителя ответчика по делу – ООО «Завьялово Энерго» «…»  по доверенности  б/н от 09.12.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Администрации МО «Завьяловский район»  «…» по доверенности б/н от 15.10.2014 г.,

представителя ответчика по делу – Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» «…»  по доверенности б/н от 13.04.2015 г.,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «ЗавЭнерго», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

у с т а н о в и л а:

         В Удмуртское УФАС России 16.07.2014 г. поступило заявление гражданина «…» на действия ООО «Завьялово Энерго» по факту проведения конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго» (извещение о проведении указанного конкурса размещено в газете «Известия Удмуртской Республики» №68(4054) от 25.06.2013 г.), с нарушением требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев заявление гражданина «…». и представленные документы Удмуртским УФАС России было возбуждено настоящее дело № ТГ 08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Завьялово Энерго» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции».

 20.11.2014 г. Комиссия Удмуртского УФАС, выслушав лиц участвующих в деле, приняла решение о привлечении в качестве ответчиков по делу № ТГ 08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства Администрацию МО «Завьяловский район», Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», в связи с наличием в действиях указанных лиц признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С целью привлечения к участию в деле ответчиков, а также необходимостью получения документов и информации, определением об отложении дела №ТГ08-02/2014-117 от 20.11.2014 г. рассмотрение дела было отложено на 20.01.2015 г.

 Определением от 20.01.2015 г. об отложении рассмотрения дела № ТГ 08-02/2014-117 рассмотрение дела было отложено на 05.03.2015 г., в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации.

С целью получения дополнительной информации, а также в связи с тем, что представители ответчика не смогли дать пояснения на вопросы, поставленные Комиссией ввиду отсутствия с собой необходимых документов, определением от 05.03.2015 г. рассмотрение дела было отложено на 29.04.2015 г. в 13 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела от 29.04.2015 г. рассмотрение дела №ТГ08-02/2014-117 было отложено на 25.06.2015 г., в связи с необходимостью получения дополнительных документов от Администрации Завьяловского района, а также ООО «ЗавЭнерго».

В заседании Комиссии по рассмотрению дела №ТГ08-02/2014-117 25.06.2015 г. был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 01.07.2015 г.

На заседании Комиссии 25.06.2015 г. представитель Заявителя поддержал доводы изложенные в заявлении, письменных пояснениях от 16.06.2015 г. №2, от 24.06.2015 г. №3 и указал, что по мнению Заявителя, уступка прав аренды по договорам от 01.04.2014 г. состоялась, поскольку договор аренды признается заключенным и при отсутствии факта передачи имущества.

         Представитель Администрации Завьяловского района поддержал доводы изложенные в письменных пояснениях от 29.12.2014 №б/н, от 16.02.2015 б/н, от 24.04.2015 №01-27/2618, от 16.06.2015 б/н, и указал, что позиция Администрации относительно правомерности передачи муниципального электросетевого имущества в аренду по договорам уступки прав аренды ООО «ЗавЭнерго» не изменилась и отражена в письменных пояснениях. Также, представитель Администрации пояснил, что договоры аренды, заключенные между Управлением имущества и Обществом по истечении срока аренды, являются возобновленными на неопределенный срок на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

         Представители Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» на заседании Комиссии 29.04.2015 г. пояснили, что позиция Управления относительно правомерности передачи муниципального электросетевого имущества в аренду по договорам уступки прав аренды ООО «ЗавЭнерго» не изменилась и отражена в письменных пояснениях. Также представители отметили, что право собственности зарегистрировано только на объекты электросетевого имущества МО «Завьяловский район», которые переданы по договору аренды от 08.02.2012 г.  №06-23/12-01, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств на регистрацию.

           На заседании  Комиссии 29.04.2015 г. представитель ответчика ООО «Завьялово Энерго» пояснил, что договоры уступки прав от 01.04.2014 г. по договорам аренды от 08.02.2012 г. №06-23/12-01; от 08.02.2012 г. №06-23/12-02; от 28.01.2013 г. №06-02/13-02 были расторгнуты сторонами в день их заключения, о чем имеется соответствующее соглашение. Также пояснил, что между ООО «Завяьлово Энерго» и ООО «ЗавЭнерго» заключен агентский договор, на оказание услуг по обслуживанию электросетевого имущества. По мнению ООО «Завьялово Энерго» договоры аренды, заключенные между Управлением имущества и Обществом по истечении срока аренды являются продленными на неопределенный срок.

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

По итогам аукционов №291112/0012496, №291211/0012496/01, условия проведения которых были утверждены постановлениями Администрации МО «Завьяловский район» от 28.12.2011 №3836, от 16.11.2012 г. №4065   между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», действующим от имени муниципального образования «Завьяловский район» и ООО «Завьялово Энерго» 08.02.2012 г. были заключены договоры аренды №06-23/12-01 (далее – Договор №1) и №06-23/12-02 (далее – Договор №2) электросетевого муниципального имущества, в соответствии с перечнем имущества, указанным в договорах.

Срок аренды по Договору № 1 установлен с 08.02.2012 г. по 07.08.2017 г. (пункт 1.3).

Срок аренды электросетевого имущества, указанного в пункте 1.1. Договора №2 установлен с 08.02.2012 г. по 07.01.2013 г. (пункт 1.3).             

Электросетевое муниципальное имущество было передано ООО «Завьялово Энерго» 08.02.2012 г., согласно актам приема - передачи к договору аренды №1, к договору аренды №2.

28.01.2013 г. между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», действующим от имени муниципального образования «Завьяловский район» и ООО «Завьялово Энерго» был заключен договор аренды объектов электроснабжения №06-02/13-02 (далее – договор №3), в соответствии с перечнем имущества, указанным в пункте 1.1 договора. Срок аренды имущества, пунктом 1.3. Договора №3, установлен с 28.01.2013 г. по 28.12.2013 г.

Согласно акту приема – передачи имущества от 28.01.2013 г. электросетевое имущество передано ООО «Завьялово Энерго» по договору аренды объектов электроснабжения от 28.01.2013 г.  №06-02/13-02.

13.05.2013 г.  ООО «Завьялово Энерго» обратилось в Администрацию МО «Завьяловский район» с просьбой согласовать переуступку права аренды электросетевого муниципального имущества, находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго».

11.06.2013 г. постановлением Администрации МО «Завьяловский район» УР №1840 от 11.06.2013 г. ООО «Завьялово Энерго» была согласована уступка права аренды по договорам № 1, № 2, № 3. Также пунктом 2) указанного постановления ООО «Завьялово Энерго» надлежало организовать и провести торги по продаже права на заключение договора уступки права аренды.

25.06.2013 г. в газете «Известия Удмуртской Республики» №68 (4054) было опубликовано извещение о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго».

В соответствии с указанным извещением, организатором конкурса являлось ООО «Завьялово Энерго». Время и дата вскрытия конвертов с заявками и рассмотрение конкурсных заявок - 26.07.2013 г. Дата подведения итогов торгов - 29.07.2013 г.

29.07.2013 г. был составлен протокол №1 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящееся в аренде ООО «Завьялово Энерго», в соответствии с которым ООО «ЗавЭнерго», как единственное лицо, подавшее заявку на участие в конкурсе, было наделено правом заключения договора переуступки права аренды.

01.08.2013 г. вышеуказанный протокол №1 рассмотрения заявок был опубликован в газете «Известия Удмуртской Республики» №85 (4071).

01.04.2014 г. между ООО «Завьялово Энерго» и ООО «ЗавЭнерго», как с единственным участником конкурса, были заключены три договора уступки прав по договорам аренды № 1, № 2, № 3.

Согласно представленным ООО «Завьялово Энерго» 16.06.2015 г. документам, 01.04.2014 г. между ООО «Завьялово Энерго» и ООО «ЗавЭнерго» подписаны три соглашения о расторжении договоров уступки прав по договорам аренды № 1, № 2, № 3.

18.06.2014 г., по заявлению ООО «ЗавЭнерго», на основании Договора уступки прав от 01.04.2014 г. по договору аренды №06-23/12-01 от 08.02.2012 г. (Договор №1, срок действия которого до 07.02.2017 г.) проведена государственная регистрация сделки в Завьяловском отделе Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, номер регистрации 18-18/022/2014-915.

 

   18.12.2014 г. ООО «Завьялово Энерго» на основании постановления Администрации МО «Завьяловский район» №1840 от 11.06.2013 «О согласовании ООО «Завьялово Энерго» уступки права аренды муниципального имущества» опубликовало на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона на право заключения договоров уступки прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго» (извещение №181214/7664568/01).

 По результатам данного аукциона 15.01.2015 г. заключены договоры №1, №2, №3 уступки прав аренды электросетевого имущества с единственным участником ООО «ЗавЭнерго», аукцион признан несостоявшимся.

Согласно актам приема – передачи имущества от 15.01.2015 г., являющихся приложениями №1 к договорам уступки прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 15.01.2015 г. № 1, № 2, № 3, имущество передано от ООО «Завьялов Энерго» к ООО «ЗавЭнерго».

18.02.2015 г. в Завьяловском отделе Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике зарегистрировано дополнительное соглашение о расторжении договора уступки прав по договору аренды № 1, номер регистрации 18-18/004-18/004/001/2015-503/1.

Таким образом, единственный договор уступки прав от 01.04.2014 г.  по договору аренды №06-23/12-01 от 08.02.2012 г. (Договор №1, срок действия которого до 07.02.2017 г.) прошел государственную регистрацию в Завьяловском отделе Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и был снят с регистрации только 18.02.2015 г.

Фактически, после 01.04.2014 г., согласно пояснениям ООО «Завьялово Энерго» от 10.02.2015 г. вх. №1052, ООО «ЗавЭнерго» имуществом не владело и не пользовалось, эксплуатацию и обслуживание имущества осуществляло ООО «Завьялово Энерго», что не отрицается Администрацией Завьяловского района и Управлением имущества.

1. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Данный порядок установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Порядок проведения конкурсов).

Согласно части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, с 1.01.2011 г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Пункт а) части 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» устанавливает адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 29 Порядка проведения конкурсов извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Согласно пункту 30 Порядка проведения конкурсов, извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Порядка проведения конкурсов.

Пункт 43 Порядка проведения конкурсов, устанавливает, что при проведении конкурса организатор конкурса, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте торгов в срок, предусмотренный пунктом 29 Порядка проведения конкурсов, одновременно с размещением извещения о проведении конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте торгов без взимания платы.

Извещение о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго», на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru, опубликовано не было.

Согласно пункту 31 Порядка проведения конкурсов, извещение о проведении конкурса должно содержать, в том числе, сведения о сроке действия договора, а также о сроке, месте и порядке предоставления конкурсной документации, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена.

       В извещении, опубликованном 25.06.2013 г. в газете «Известия Удмуртской Республики» №68 (4054), о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго», отсутствует информация о сроке действия договора и электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена конкурсная документация.

  На заседание Комиссии 20.01.2015 г. представитель ответчика ООО «Завьялово Энерго» представил письменные пояснения по делу, согласно которым ООО «Завьялово Энерго» признает факт нарушения антимонопольного законодательства, в части неразмещения на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru. информации о проведении конкурса от 29.07.2013 г. на право заключения договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго» .

Учитывая установленные обстоятельства по делу, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО «Завьялово Энерго» порядка проведения торгов, установленного Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 №67, что привело к несоблюдению процедуры проведения торгов, участию в торгах единственного участника – ООО «Завьялово Энерго».

Несоблюдение указанного Порядка нарушает права и законные интересы МО «Завьяловский район», как собственника указанного имущества, заинтересованного в привлечении к конкурсу наибольшего числа участников с лучшими предложениями, учитывая социальную значимость содержания и эксплуатации объектов электросетевого имущества МО «Завьяловский район».                Нарушение информационной открытости -  неопубликование на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru извещения и документации о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район», находящегося в аренде ООО «Завьялово Энерго», является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем рынке.

2. Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 и пунктом 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут предоставляться на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации только с предварительного согласия антимонопольного органа, данного в письменной форме. Причем органы публичной власти, в том числе органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции этих органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что по истечении срока действия договора аренды №2 – с 08.02.2013 г. имуществом продолжало пользоваться ООО «Завьялов Энерго», по истечении срока действия договора аренды №3 – с 29.12.2013 г. имуществом также продолжало пользоваться ООО «Завьялово Энерго», что свидетельствует, согласно   части 2 статьи 621 Гражданского кодекса РФ, о возобновлении данных договоров аренды на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведенных торгов.  В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2) статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статьи 422 ГК РФ).

Статья 17.1. Закона о защите конкуренции введена Федеральным законом от 30.06.2008 №108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 6), вступила в действие с 01.07.2008 г.

Таким образом, на момент заключения договоров аренды муниципального электросетевого имущества МО «Завьяловский район» №2, №3 действовали положения статьи 17.1. Закона о защите конкуренции о порядке заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества.

В силу того, что законных оснований для применения положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, дающих исключительную возможность заключения на новый срок договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов, в данном случае не имелось, возобновление договора на новый срок должно было совершаться только по результатам проведения конкурса или аукциона либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в форме передачи в аренду муниципального  имущества без проведения торгов.

Положения статьи 17.1. Закона о защите конкуренции введены законодателем в целях защиты интересов неопределенного круга лиц. Поэтому применительно к срочным договорам, срок действия которых на момент вступления в силу статьи 17.1.  Закона о защите конкуренции истек, положения статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть истолкованы как создающие возможность обхода правил об обязательности торгов в установленных законом случаях. Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции. Поскольку только передача соответствующих прав на конкурентной основе позволяет обеспечить равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В рассматриваемом случае при возобновлении договора аренды муниципального электросетевого имущества торги проведены не были, имуществом продолжало пользоваться ООО «Завьялово Энерго».

Учитывая установленные обстоятельства по делу, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Администрацией МО «Завьяловский район» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции что выразилось в создании необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности ООО «Завьялово-Энерго» путем предоставления права пользования муниципальным электросетевым имуществом по истечению срока действия договоров аренды от 08.02.2012 №06-23/12-02, от 28.01.2013 №06-02/13-02, срок действия которых закончился 07.02.2013 г. и 28.12.2013 г. соответственно, что приводит или может привести к ограничению, устранению  или недопущению конкуренции на соответствующем  рынке.

3.  Согласно пункту 3) части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. 

Статьей 7 Устава МО «Завьяловский район» закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. 

В соответствии с пунктами 1.4., 1.5. Положения «О порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности», утвержденного решением Завьяловского районного Совета депутатов от 04.12.2007 №137 (в ред. от 23.11.2011 г.) от имени МО «Завьяловский район» полномочия собственника имущества осуществляет Администрация МО «Завьяловский район» и Совет депутатов МО «Завьяловский район» в пределах компетенции, установленной Уставом МО «Завьяловский район». Совет депутатов МО «Завьяловский район» и Администрация МО «Завьяловский район» делегируют полномочия по владению, пользованию, распоряжению муниципальным имуществом от имени МО «Завьяловский район» Управлению имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район», обеспечивающему проведение единой политики в области имущественных и земельных отношений, управление имуществом, муниципальным жилым фондом МО «Завьяловский район».

          Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Учитывая тот факт, что, не смотря на делегирование полномочий по распоряжению имуществом МО «Завьяловский район» Управлению имущества и земельных ресурсов, обязанность осуществления полномочий собственника имущества возложена на Администрацию МО «Завьяловский район», Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, дело № ТГ 08-02/2014-117 в данной части подлежит прекращению.

В связи с установлением в действиях Администрации МО «Завьяловский район» нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации МО «Завьяловский район» предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России   

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию муниципального образования «Завьяловский район» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в создании необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности ООО «Завьялово-Энерго» путем предоставления права пользования муниципальным электросетевым имуществом по истечению срока действия договоров аренды от 08.02.2012 №06-23/12-02, от 28.01.2013 №06-02/13-02, срок действия которых закончился 07.02.2013 г. и 28.12.2013 г. соответственно, что приводит или может привести к ограничению, устранению  или недопущению конкуренции на соответствующем  рынке.

         2. Признать ООО «Завьялово – Энерго» нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части нарушения антимонопольных требований к торгам при проведении открытого конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества МО «Завьяловский район» находящегося в аренде ООО «ЗавьяловоЭнерго» в 2013 году.

        3. Производство по делу в отношении Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

        4. Выдать Администрации муниципального образования «Завьяловский район» предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

   5. Передать материалы дела в отношении должностного лица Администрации МО «Завьяловский район» должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                  «…»

Члены Комиссии                                                              «…»     

                                                                                               «…»

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № ТГ 08-02/2014-117

 

принято 01 июля 2015 года

изготовлено 14 июля 2015 года                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: «…». - председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: «…» – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), «…» – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, «…»– ведущий специалист – эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков,

           рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2014-117, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Завьялово Энерго» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отношении Администрации муниципального образования «Завьяловский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в отношении Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» (далее – Управление имущества) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

на основании решения от 15.07.2015 года по делу № ТГ 08-02/2014-117, руководствуясь подпунктом г) пункта 3) части 1 статьи 23, частью 4 статьи 41, пунктом 5) части 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

п р е д п и с ы в а е т:

1. Администрации муниципального образования «Завьяловский район» в целях расширения возможностей для получения прав в отношении муниципального электросетевого имущества МО «Завьяловский район», обеспечения равного доступа к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества, совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, а именно: при заключении договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не допускать нарушения порядка заключения договоров аренды, иных договоров, в отношении муниципального имущества, установленных законодательством Российской Федерации.

          2. Срок исполнения предписания установить – до 30.10.2015 года.

          3.      Администрации муниципального образования «Завьяловский район» надлежит проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении настоящего предписания до 05.11.2015 года.

Примечание: невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                 «…»

Члены Комиссии                                                             «…»

                                                                                                     «…»

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.                                                                                                                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны