Решение б/н Решение по делу № ТГ 08-02/2014-118 в отношении ОАО «Ижавиа» от 2 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № ТГ 08-02/2014-118

 

принято 28 января 2015 года

изготовлено 30 января 2015 года                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: «…»- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля закупок; «…» - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ 08-02/2014-118 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее – Миндортранс УР), части 1 статьи 17 в отношении ОАО «Ижавиа»,

на заседании Комиссии в присутствии представителей:

ответчика по делу – Миндортранс УР – «…» по доверенности № 22/01-131 от 28.01.2015 года,

ответчика по делу – ОАО «Ижавиа» - «…» по доверенности № 1 от 12.01.2015 года,

в отсутствии:

представителя заинтересованного лица ООО «АКФ Топ-Аудит», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

у с т а н о в и л а:

 

07.07.2014 года в Удмуртское УФАС России поступило обращение Удмуртского транспортного прокурора на действия Миндортранса УР выразившиеся в издании приказа № 109/01-05 от 24.04.2014 года, которым ОАО «Ижавиа» было предписано заключить договор на проведение инициативного аудита Общества с ООО «АКФ Топ-Аудит».

Рассмотрев обращение Удмуртского транспортного прокурора, приказом Удмуртского УФАС России № 582 от 26.09.2014 года «О возбуждении дела № ТГ 08-02/2014-118 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»  было возбуждено настоящее дело.

 

На заседаниях Комиссии представитель ответчика – Миндортранс УР поддержал представленные в дело письменные пояснения, а также дополнительно пояснял, что в приказе № 109/01-05 от 24.04.2014 года была допущена техническая ошибка, а именно вместо ООО «АКФ Топ-Аудит» должно было быть указано ОАО «Ижавиа». Приказ № 109/01-05 от 24.04.2014 года не являлся обязательным для исполнения ОАО «Ижавиа».  

 

На заседании Комиссии представитель ответчика по делу – ОАО «Ижавиа» поддержала представленные в дело письменные пояснения, а также дополнительно пояснила, что при заключении договора с ООО «АКФ Топ-Аудит» на проведение инициативного аудита, ОАО «Ижавиа» руководствовалось приказом Миндортранса УР № 109/01-05 от 24.04.2014 года. Служебная записка с указанием предложений альтернативных исполнителей не составлялась. Договор № 14т04 (533/14/з) от 21.05.2014 года был заключен с ООО «АКФ Топ-Аудит» на основании пункта 10.1.7 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ижавиа». Проект договора согласовывался с Миндортрансом УР в устной форме по телефону. Услуги по договору № 14т04 (533/14/з) от 21.05.2014 года были выполнены ООО «АКФ Топ-Аудит» в полном объеме, ОАО «Ижавиа» претензий по указанному договору не имеет.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчиков по делу, Комиссией установлено следующее.

 

По итогам совещания по вопросу проведения инициативного аудита государственных предприятий и хозяйственных обществ с долей государственной собственности  исполняющим обязанности Председателя Правительства Удмуртской Республики «…» 23.04.2014 года было дано исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики поручение.  Пунктом 1.2 поручения Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики необходимо было провести инициативный аудит ОАО «Ижавиа» в срок до 30.06.2014 года.

24.04.2014 года Миндортранс УР издало приказ № 109/01-05 «О проведении инициативного аудита». Согласно пункту 1 приказа генеральному директору ОАО «Ижавиа» необходимо было «в порядке, установленном законодательством, заключить договор с ООО «АКФ Топ-Аудит» на проведение аудиторской проверки ОАО «Ижавиа», согласовав его условия с Миндортрансом УР». Приложением к приказу является Техническое задание на проведение инициативного аудита ОАО «Ижавиа».

24.04.2014 года Миндортранс УР направило в адрес ОАО «Ижавиа» письмо № 1732/07-46 (вх. № 757 от 24.04.2014 года) согласно которому ОАО «Ижавиа» необходимо было в срок до 28.04.2014 года заключить договор на проведение аудиторской проверки с ООО «АКФ Топ-Аудит» согласованный с Миндортрансом УР согласно техническому заданию. Приложением к письму были - поручение и.о. Председателя Правительства УР В.А. Савельева от 23.04.2014 года, приказ Миндортранса УР № 109/01-05 от 24.04.2014 года.

21.05.2014 года между ОАО «Ижавиа» (заказчик) и ООО «АКФ Топ-Аудит» (исполнитель) заключен договор № 14т04 (533/14/з). Согласно пункту 1.1 договора исполнитель по поручению заказчика принимает на себя обязательства по оказанию услуг по проведению анализа финансово-хозяйственного состояния и оценке эффективности системы управления заказчика в соответствии с Техническим заданием.

 

Согласно письменным пояснениям генерального директора ОАО «Ижавиа» № 06-18/5153 от 28.08.2014 года ОАО «Ижавиа» заключило договор с единственным поставщиком ООО «АКФ Топ-Аудит» на основании подпункта 7 пункта 10.1 Положения ОАО «Ижавиа». Миндортранс УР не является учредителем ОАО «Ижавиа», права акционера ОАО «Ижавиа» от имени Удмуртской Республики осуществляет Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (пункт 4.3 Устава ОАО «Ижавиа»), следовательно, приказ Миндортранса УР № 109/01-05 от 24.04.2014 года не являлся обязательным для исполнения ОАО «Ижавиа». Однако, поскольку единственным акционером ОАО «Ижавиа» является Удмуртская Республика, а приказ № 109/01-05 от 24.04.2014 года издан исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, ОАО «Ижавиа» руководствовалось положениями указанного приказа Миндортранса УР.

 

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) ОАО «Ижавиа» относится к юридическим лицам, деятельность которых по закупке товаров, работ, услуг, регулируется Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

21.05.2014 года ОАО «Ижавиа» были внесены изменения в План закупок ОАО «Ижавиа», в части дополнения Плана закупкой по порядковому номеру 161, предмет закупки – проведение анализа финансово-хозяйственного состояния и оценке эффективности системы управления, способ закупки – у единственного поставщика, дата размещения закупки – май 2014 года, срок исполнения договора – июнь 2014 года. 

Протоколом заседания Совета директоров ОАО «Ижавиа» № 37 от 29.03.2012 года утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ижавиа»  (далее – Положение ОАО «Ижавиа») (в редакции, действовавшей в период с 29.03.2013 года по 01.07.2014 года) и опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. 24.09.2012 года.

Согласно подпункту 7 пункта 10.1 Положения ОАО «Ижавиа» решение о заключении договора купли-продажи (с целью приобретения Организацией товаров), договоров на выполнение работ, оказание услуг с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается Комиссией без учета стоимости закупок, в том числе в случае приобретения товаров, работ, услуг для удовлетворения срочных потребностей Организации с целью  выполнения законных требования органов власти и управления,  министерств и  ведомств,   положений      нормативных  документов обязательных к исполнению, в связи, с чем применение других процедур закупок невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения.

16.06.2014 года ОАО «Ижавиа» на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг по проведению анализа финансово-хозяйственного состояния и оценке эффективности системы управления (извещение № 31401247317). Начальная цена контракта установлена в размере 415 254,24 рублей.

27.08.2014 года в извещение о проведении закупки у единственного поставщика № 31401247317 было внесено изменение в части увеличения начальной цены контракта с 415 254,24 рублей до 490 000 рублей.

Протоколы по результатам проведенной закупки у единственного поставщика на официальном сайте в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru. ОАО «Ижавиа» не размещены.

Результатом проведенной ОАО «Ижавиа» закупки у единственного поставщика явилось заключение между ОАО «Ижавиа» и ООО «АКФ Топ-Аудит» договора № 14т04 (533/14/з) от 21.05.2014 года.

 

Согласно пункту 4 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров.

Действия Миндортранса УР по изданию и направлению в адрес ОАО «Ижавиа» приказа № 109/01-05 от 24.04.2014 года, письма № 1732/07-46 от 24.04.2014 года, которыми ОАО «Ижавиа» было предписано заключить договор на проведение инициативного аудита в приоритетном порядке с конкретным хозяйствующим субъектом - ООО «АКФ Топ-Аудит», приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке, поскольку аудитор был определён без проведения конкурентных процедур, предполагающих выявление лучших исполнителей. Проведение конкурентных процедур, предусмотренных Положением ОАО «Ижавиа», позволило бы последнему выявить наиболее лучшее предложение по оказанию Обществу услуг – аудиторской проверки, позволило бы снизить цену контракта и заключить договор по более привлекательным для ОАО «Ижавиа» условиям.

Указания Миндортранса УР для ОАО «Ижавиа», содержащиеся в приказе № 109/01-05 от 24.04.2014 года, письме № 1732/07-46 от 24.04.2014 года, о необходимости заключить договор с ООО «АКФ Топ-Аудит» носят императивный характер, фактически лишили Общество права выбора конкурентного способа закупки, предусмотренного Положением ОАО «Ижавиа», поскольку Общество в силу пункта 10.1 Положения обязано было приобрести услугу только у единственного поставщика, определенного Миндортрансом УР.

Таким образом, акты исполнительного органа государственной власти Удмуртской Республики содержат обязательные для ОАО «Ижавиа» властные предписания временного характера – заключение договора с определенным хозяйствующим субъектом, результатом исполнения которых явилось заключение ОАО «Ижавиа» с ООО «АКФ Топ-Аудит» договора № 14т04 (533/14/з) от 21.05.2014 года, что в свою очередь создало для ООО «АКФ Топ-Аудит» преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Учитывая установленные обстоятельства по делу, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Миндортрансом УР требований пункта 4 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в части дачи хозяйствующему субъекту указаний о заключении в приоритетном порядке договоров, а именно дача указаний ОАО «Ижавиа» о необходимости заключить договор на проведение инициативного аудита в приоритетном порядке с конкретным хозяйствующим субъектом - ООО «АКФ Топ-Аудит».

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Вместе с тем, ОАО «Ижавиа» избран способ осуществления закупки – размещение у единственного поставщика, который не подразумевает совершение Заказчиком действий, направленных на обеспечение соперничества хозяйствующих субъектов. Выбор указанного способа осуществления закупки соответствует Положению о закупках Заказчика и требованиям Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Рассмотрев представленные в дело документы и информацию, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «Ижавиа»  нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем дело № ТГ 08-02/2014-118 в отношении ОАО «Ижавиа» подлежит прекращению.

 

В связи с установлением в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики нарушения антимонопольного законодательства, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

 

Руководствуясь статьями 15, 17, 23, 41, 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

 

р  е  ш  и  л  а  :

 

  1. Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики нарушившим пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части издания и направления в адрес ОАО «Ижавиа» приказа № 109/01-05 от 24.04.2014 года, письма № 1732/07-46 от 24.04.2014 года, в соответствии с которыми хозяйствующему субъекту - ОАО «Ижавиа» было дано указание о заключении в приоритетном порядке договора на проведение инициативного аудита с конкретным хозяйствующим субъектом - ООО «АКФ Топ-Аудит», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке.
  2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Ижавиа» по части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
  3. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
  4. Передать материалы дела должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.

 

    Председатель Комиссии                                                       

 

Члены Комиссии                                                                 

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № ТГ 08-02/2014-118

 

 

принято 28 января 2015 года

изготовлено 30 января 2015 года                                                г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: «…»- председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: «…» – начальник отдела контроля закупок; «…» - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

         рассмотрев дело № ТГ 08-02/2014-118 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, части 1 статьи 17 в отношении ОАО «Ижавиа»,

на основании решения от 30.01.2015 года по делу № ТГ 08-02/2014-118, руководствуясь подпунктом а) пункта 3) части 1 статьи 23, статьями, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики предписание об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а именно внести изменения в приказ № 109/01-05 от 24.04.2014 года «О проведении инициативного аудита», письмо № 1732/07-46 от 24.04.2014 года «О проведении инициативного аудита» устранив выявленные решением по делу № ТГ08-02/2014-118 нарушения антимонопольного законодательства – исключить наименование аудитора ООО «АКФ Топ-Аудит», о чем уведомить ОАО «Ижавиа».

 

  1. Срок исполнения предписания – в течение 10 рабочих дней, со дня получения копии решения и предписания по делу № ТГ08-02/2014-118.

 

3.      Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики надлежит проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении настоящего предписания в течение 3 рабочих дней, со дня его исполнения.

 

Примечание: невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

 

    Председатель Комиссии                                                     

Члены Комиссии                                                                 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны