Решение б/н Решение по делу № ТГ 08-02/2014-150 от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 19 июня 2015 года

изготовлено 26 июня 2015 года                                                                       г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: ... - председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: ... – начальник отдела контроля закупок; ... – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), …. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ 08-02/2014-150 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения частей 1,3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска (далее – УДОиВ), части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации МО «Город Ижевск» (далее – Администрация), статьи 16 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации МО «Город Ижевск», Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее – Министерство), МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82 (далее – МАДОУ), ООО «ЕвроСтрой-С»,

на заседании Комиссии в присутствии представителей:

ответчика ООО «ЕвроСтрой-С» - …. (доверенность б/н от 21.10.2014г.);

ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики – … (доверенность № 01-02/5172 от 21.10.2014 года),

в отсутствие представителей:

ответчика МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82 (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144474);

ответчика – Администрации г. Ижевска (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144498);

ответчика – Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144504);

лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела – …. (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144580);

заявителя – …. (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144535);

заинтересованного лица МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» (уведомлен надлежащим образом, почтовое уведомление № 42600987144559выписку из протокола заседания комиссии по рассмотрению дела № ТГ 08-02/2014-150).

 

у с т а н о в и л а:

 

24.06.2014 года (вх. № 6187) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, по подведомственности из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе, поступило заявление гражданина …. на действия ООО «Еврострой-С», должностных лиц Администрации МО «Город Ижевск», выразившиеся в заключении контракта на строительство детского сада в поселке Машиностроителей без проведения конкурентных процедур.

В результате рассмотрения заявления …., приказом Удмуртского УФАС России от 15.09.2014г. № 543 «О возбуждении дела № ТГ 08-02/2014-150 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено настоящее дело.

 

Представители Администрации г. Ижевска на заседания Комиссии не являлись, в материалы дела представили пояснения письменно.  

Представители УДОиВ на заседаниях Комиссии поддерживали пояснения, представленные письменно в материалы дела, факт нарушения антимонопольного законодательства не признали.

Представитель МАДОУ на заседаниях Комиссии поддерживала пояснения, представленные письменно в материалы дела, факт нарушения антимонопольного законодательства не признала.

Представитель ООО «ЕвроСтрой-С» на заседаниях Комиссии пояснял, что не располагает сведениями в отношении действий Администрации г. Ижевска, УДОиВ, МАДОУ, также указывал на то, что документы и переписка, относящиеся к обстоятельствам рассматриваемого дела изъяты у ООО «ЕвроСтрой-С» в рамках проверки, проводимой УЭБ и ПК МВД по УР, поддерживал доводы, изложенные в пояснениях письменно.

Представитель Министерства на заседаниях Комиссии поддерживал доводы, изложенные в пояснениях письменно, дополнительно пояснил, что в период осуществления действий лиц, привлеченных к участию в деле, руководство Министерством осуществляло иное лицо, чем в настоящий период, в связи с чем, не представляется возможным дать пояснения в части осуществления предыдущим руководителем действий, направленных на заключение антиконкурентного соглашения.

Представитель заинтересованного лица на заседаниях Комиссии поясняла, что на МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» в отношении строительства объекта: «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» возложена только функция технического заказчика, в связи с чем, МКУ г. Ижевска «Служба городского строительства» не участвовала в процедуре выбора подрядчика для строительства указанного объекта, также поддержала доводы, изложенные в пояснениях письменно. 

…. на заседания Комиссии не являлся, каких-либо пояснений в материалы дела не представлял.

 

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчиков по делу, Комиссией установлено следующее.

Между Администрацией и Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики заключено соглашение о предоставлении и расходовании субсидий на софинансирование объектов, предусмотренных в перечнях объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики от 28.05.2012 года (далее – Соглашение). В соответствии с данным соглашением Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики передает в порядке межбюджетных отношений в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» средства бюджета Удмуртской Республики по основному перечню объектов в объеме – 417 452,4 тыс. рублей, по дополнительному перечню объектов в объеме – 291 941,6 тыс. рублей, согласно прилагаемой к указанному соглашению выписке из перечня объектов, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики в 2012 году (далее – Перечень). Согласно письму Министерства от 11.10.2012 года № 07-01/4836 (направлено в Администрацию) в Перечень внесены изменения, в том числе, Перечень дополнен строкой следующего содержания: «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска (в т.ч. ПИР), 2012-2014…Администрация МО «Город Ижевск, МАДОУ № 82, ООО «ЕвроСтрой-С» (последнее в отношении графы «Наименование получателя, заказчика, подрядчика»)». В соответствии с пунктами 2.4.3, 2.4.4 заключенного соглашения Администрация обязана обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд; заключать муниципальные контракты по итогам размещения заказов  на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Главой администрации МО «Город Ижевск» издано постановление от 18.10.2012 года № 1104 «О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов». Согласно данному постановлению МАДОУ определено застройщиком по строительству объекта дополнительного здания детского сада в Ленинском районе города Ижевска.

Главой администрации МО «Город Ижевск» издано постановление от 30.10.2012 года № 331 «О предоставлении бюджетных инвестиций муниципальным автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска». В соответствии с данным постановлением во исполнение Соглашения бюджетные инвестиции на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации и строительство дополнительных зданий предоставлены муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждениям согласно приложению (в том числе, МАДОУ № 82 для строительства объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска»). УДОиВ указано на необходимость заключения соглашений с указанными автономными учреждениями на предоставление бюджетных инвестиций, направления в Министерство заявки на финансирование, одобрения заключения подведомственными автономными учреждениями сделок на выполнение соответствующих работ.

23.10.2012 года в соответствии с протоколом наблюдательного совета МАДОУ № 82 членами наблюдательного совета принято решение о согласовании крупной сделки по строительству «Дополнительного здания МАДОУ № 82 на 150 мест в городке Машиностроителей, 22 Ленинского района г. Ижевска», в том числе, на заседании наблюдательного совета доведена информация о подрядчике по строительству указанного объекта – ООО «ЕвроСтрой-С».

25.10.2012 года между МАДОУ и ООО «ЕвроСтрой-С» заключен договор № 68/82 на выполнение работ по строительству «под ключ» объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска». Срок выполнения работ – 01.09.2013 года, сумма договора – 110 000,00 тыс.рублей.

Между Администрацией и Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики заключено соглашение о порядке предоставления и использования (расходования) субсидий от 12.04.2013 года № 30. В соответствии с данным соглашением Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики передает в порядке межбюджетных отношений в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» средства бюджета Удмуртской Республики по Перечням объектов в объеме 283 900,2 тыс.рублей (в том числе, в Перечне предусмотрен объект «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

В соответствии с соглашениями, заключенными между Министерством и Администрацией, на предоставление бюджетных инвестиций № 1206 от 14.11.2012 года на сумму 1 800,00 тыс.рублей, № 1329 от 06.12.2012 года на сумму 2 553,90 тыс.рублей, № 1437 от 21.12.2012 года на сумму 2 286,30 тыс.рублей, № 1442 от 29.12.2012 года на сумму 10 000,00 тыс.рублей, № 2 ц-л от 15.02.2013 года на сумму 3 110,00 тыс.рублей, № 1 ц-л от 04.02.2013 года на сумму 15 000,00 тыс.рублей, № 3 ц-л от 25.03.2013 года на сумму 7 500,00 тыс.рублей, № 4 ц-л от 17.04.2013 года на сумму 2 000,00 тыс.рублей, № 2 ин-л от 01.10.2013 года на сумму 1,00 тыс.рублей, № 5 ц-л от 22.04.2013 года на сумму 2 359,80 тыс.рублей, № 6 ц-л от 16.08.2013 года на сумму 68 015,00 тыс.рублей МАДОУ на строительство объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» было предоставлено бюджетных средств в общей сумме 114 626,00 тыс.рублей.

Торги с целью выбора подрядчика на выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» не проводились.

Согласно протоколу поездки Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова по г. Ижевску 16.05.2012 года (далее – Протокол, представлен в материалы дела Администрацией, вх. от 26.05.2015 года № 4262) Главе Администрации, Министру строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики поручено включить в план капитальных вложений на 2012 года проектирование и строительство детского сада на 140 мест в п. Машиностроитель с учетом ввода в эксплуатацию в 2013 году.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Закона об ОМСУ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время  относится к вопросам местного значения городского округа.

В целях реализации поручения, указанного в Протоколе, между Администрацией и Министерством заключено Соглашение, регулирующее порядок предоставления Администрации бюджетных денежных средств (письма Министерства от 05.05.2015 года № 01-02/1918, Администрации вх. от 26.05.2015 года № 4262).

Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений в 2012 году являлся Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (часть 2 статьи 3 Закона о размещении заказов).

С учетом источника финансирования, наличия необходимости строительства детского сада на 140 мест в п. Машиностроитель, положений Закона об ОМСУ, Закона о размещении заказов выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» является муниципальной нуждой.

Муниципальным заказчиком, согласно положениям части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов, является Администрация.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов (статья 5 Закона о размещении заказов).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов (часть 2 статьи 10 Закона о размещении заказов). Строительство объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска», в том числе, с учетом цены заключенного договора, не относится к перечню исключений, установленных Законом о размещении заказов.

Доводы Администрации, изложенные письменно, в соответствии с которыми строительство Объекта не является муниципальной нуждой не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон об автономных учреждениях).

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (части 1,2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 Закона об автономных учреждениях деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Закона об автономных учреждениях).

Согласно уставу МАДОУ предметом деятельности указанного автономного учреждения является предоставление дошкольного образования, воспитания и содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, целями: всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) часть 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях)).

Осуществление функции заказчика – застройщика (пункт 2.7 Устава учреждения) по строительству, капитальному ремонту и реконструкции зданий сооружений для собственных нужд не соответствует положениям части 7 статьи 4 Закона об автономных учреждениях, так как, предмет и цели МАДОУ заключаются исключительно в осуществлении процесса образования, при этом, организация условий, необходимых для осуществления процесса образования в целях размещения, воспитания и содержания детей, проживающих на территории МО «Город Ижевск» является муниципальной нуждой.

Согласно пункту 4.15 Устава МАДОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывает дополнительные образовательные программы и оказывает платные дополнительные образовательные услуги, следовательно, согласно положениям Закона о защите конкуренции, МАДОУ является хозяйствующим субъектом. 

В соответствии с положениями части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

С учетом изложенного, действия Администрации в части наделения хозяйствующего субъекта – МАДОУ, путем включения в устав автономного учреждения пункта 2.7., издания постановлений от 18.10.2012 года № 1104 «О наделении полномочиями застройщика и технического заказчика при строительстве детских садов», от 30.10.2012 года № 331 «О предоставлении бюджетных инвестиций муниципальным автономным учреждениям, подведомственным Управлению дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска» функцией муниципального заказчика на выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска», является передачей функции по удовлетворению соответствующей муниципальной нужды органа местного самоуправления, выраженной в необходимости организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Доводы Администрации, изложенные в пояснениях, представленных письменно (письмо от 17.03.2015 гола № 145-юр, письмо вх. от 26.05.2015 года № 4262), об осуществлении Администрацией указанных действий в соответствии с положениями части 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соответствуют положениям законодательства, действовавшего в рассматриваемый период, так как Администрацией в пояснениях приведена редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации введенная в действие в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 418-ФЗ. Редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшая в период издания Главой Администрации постановлений от 18.10.2012 года № 1104, от 30.10.2012 года № 331, положений, аналогичных указанным Администрацией, не содержала.     

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о нарушении Администрацией МО «Город Ижевск» требований части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в наделении хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления.

 

Статьёй 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.

Согласно протоколу поездки Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова по г. Ижевску 16.05.2012 года (далее – Протокол, представлен в материалы дела Администрацией, вх. от 26.05.2015 года № 4262) Главе Администрации, Министру строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики поручено включить в план капитальных вложений на 2012 года проектирование и строительство детского сада на 140 мест в п. Машиностроитель с учетом ввода в эксплуатацию в 2013 году.

Денежные средства для строительства указанного объекта выделены из бюджета Удмуртской Республики Администрации, являющейся муниципальным заказчиком, обязанным соблюдать требования Закона о размещении заказов, действовавшего в 2012 году.

До 07.09.2012 года МАДОУ также являлось муниципальным заказчиком, так как организационно-правовой формой и типом данного учреждения являлось – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Согласно постановлению Главы администрации МО «Город Ижевск» от 07.09.2012 года № 974 «О создании муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений» созданы муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения путем изменения типа существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе, МАДОУ № 82.

В соответствии с положениями Закона о размещении заказов, Бюджетного кодекса РФ автономное учреждение не является муниципальным заказчиком.

18.07.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, действие которого распространялось, в том числе, на автономные учреждения. Вместе с тем, в соответствии с положениями части 8 статьи 8 Закона о закупках муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Представительным органом муниципального образования для МАДОУ более ранний чем 01.01.2014 года срок не предусмотрен, что подтверждается материалами дела, в том числе, пояснениями Администрации (письма от 17.03.2015 года № 145-юр, от 06.05.2015 года № 2292/01-25 ДО).

В материалах дела также имеется видеозапись, на которой Варламова Н.Ю, являвшаяся начальником Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, в период заключения договора подряда между МАДОУ и ООО «ЕвроСтрой-С», 08.02.2013 года сообщает гражданину, имевшему намерение выполнить работы по строительству объектов для детских дошкольных учреждений о том, что в целях исключения процедуры торгов дошкольным учреждениям присваивается статус автономных и бюджетные денежные средства, направленные на строительство соответствующих объектов, передаются непосредственно данным МАДОУ.

Анализ действий и принятых Администрацией нормативно-правовых актов, действий МАДОУ, ООО «ЕвроСтрой-С» подтверждает, что на момент заключения договора подряда между МАДОУ и ООО «ЕвроСтрой-С» Администрацией созданы условия для избежания публичной процедуры проведения торгов в целях заключения договора на выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

Согласно пояснениям МАДОУ (письмо от 26.05.2015 года № 22) 15.09.2012 года представитель ООО «ЕвроСтрой-С» Тимиргалеев Р.Ф. принес документы для ознакомления, после ознакомления заключен договор на строительство объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

Информация о строительстве указанного объекта отсутствовала в открытом доступе, документов, подтверждающих обратное лицами, участвующими в деле не представлено. На заседаниях Комиссии Удмуртского УФАС России представители ответчиков не пояснили каким образом ООО «ЕвроСтрой-С» стало известно о необходимости строительства указанного объекта.

Также в материалах дела содержится письмо Министерства от 11.10.2012 года № 07-01/4836 «Информация об изменениях, внесенных в перечни объектов капитального строительства и капитального ремонта на 2012 год» (с приложением на 16 л., заверено заместителем начальника АПУ Министерства Перескоковой С.Ю.), направленное в адрес Администрации. Согласно приложениям, в Перечень включены дополнительные объекты, в том числе, объект «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска», в графе «Наименование получателя, заказчика, подрядчика» указано: «Администрация МО «Город Ижевск», МАДОУ № 82, ООО «ЕвроСтрой-С», при этом, по большему количеству иных объектов строительства вместо указания на подрядчика содержится формулировка: «по результатам торгов».

Представитель Министерства, Министерство (письмо от 05.05.2015 года № 01-02/1918, от 25.05.2015 года № 01-02/2243) пояснил, что Перечень формируется на основании заявок Администрации, вместе с тем, заявка о включении в Перечень объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» не сохранилась.

Администрация (письмо вх. от 26.05.2015 года № 4262) пояснила, что заявки на включение в перечень объектов капитального строительства и капитального ремонта на 2012 год объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» от Администрации не поступало.

Вместе с тем, утверждение Администрации не соотносится с требованиями законодательства, так как, согласно положениям, установленным в Постановлении Правительства УР от 23.03.2009 года № 70 «Об утверждении Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики» (действовавшем на момент включения объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска» в Перечень, утратило силу в связи с изданием постановления Правительства УР от 09.07.2012 года № 290, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» - 29.10.2012 года) основаниями для включения объекта капитального строительства в Перечень являются:

1) долгосрочные целевые программы (федеральные и республиканские), в которых предусмотрен объект;

2) постановления Правительства Удмуртской Республики;

3) обращения исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, администраций муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики (далее - администрации муниципальных образований). Обращения, предусмотренные в настоящем подпункте, должны быть представлены в Министерство не позднее 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году.

К обращению, предусмотренному в подпункте 3 пункта 2 Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, администрацией муниципального образования прилагается:

1) при включении в Перечень выполнения проектно-изыскательских работ - обоснование необходимости строительства объекта, составленное с учетом утвержденной градостроительной документации и (или) ведомственных целевых программ;

2) при включении в Перечень строительства нового объекта - разработанная проектно-сметная документация;

3) при включении в Перечень работ по переходящим объектам - ожидаемый остаток сметной стоимости на начало очередного финансового года.

На основании поступивших обращений исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, администраций муниципальных образований, а также с учетом правовых актов, предусмотренных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 Положения о порядке осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет средств бюджета Удмуртской Республики, Министерство формирует предварительный Перечень, исходя из необходимости первоочередного строительства объектов.

 На заседаниях Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Министерства не смог пояснить в связи с чем в письме, направленном в адрес Администрации, указано наименование подрядчика и откуда появилась в Министерстве информация о подрядчике до заключения договора, вместе с тем, пояснил, что без соответствующей заявки включение объекта капитального строительства в Перечень Министерством не осуществляется.   

Рынок по выполнению строительных работ на территории Удмуртской Республики, в том числе, г. Ижевска, является конкурентным рынком.

Согласно положениям части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса).

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 года № 624.

В соответствии с пунктом 1.2 договора от 25.10.2012 года № 68/82 подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций все работы и поставку оборудования, указанные в путке 1.1 договора, в соответствии с условиями договора и проектно-сметной документацией.

В соответствии с требованиями частей 1,2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте, в том числе, сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Анализ, размещенной в открытом доступе в сети «Интернет» на официальных сайтах саморегулируемых организаций, позволяет сделать вывод о наличии на территории Удмуртской Республики иных хозяйствующих субъектов кроме ООО «ЕвроСтрой-С», обладающих возможностью осуществления строительных работ на объекте «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска». Например, согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте НП СРО «СТРОИТЕЛЬ», указанные строительные работы самостоятельно и с привлечением субподрядных организаций имеют возможность выполнить, в том числе, ООО «АССО-строй», ООО «АСПЭК-Домстрой», ООО «Строитель-2».

Результатом действий Министерства, Администрации МАДОУ, ООО «ЕвроСтрой-С», установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, явилось устранение конкуренции на рынке выполнения строительных работ при определении подрядчика для выполнения работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что Министерством, Администрацией, МАДОУ, ООО «ЕвроСтрой-С» путем достижения договоренности в устной форме, подтвержденной, содержащимися в материалах дела документами, заключено и реализовано соглашение, повлекшее устранение конкуренции на рынке по выполнению строительных работ при определении подрядчика для выполнения работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

При рассмотрении материалов настоящего дела также установлено следующее.

Соглашения на предоставление бюджетных инвестиций № 1206 от 14.11.2012 года на сумму 1 800,00 тыс.рублей, № 1329 от 06.12.2012 года на сумму 2 553,90 тыс.рублей, № 1437 от 21.12.2012 года на сумму 2 286,30 тыс.рублей, № 1442 от 29.12.2012 года на сумму 10 000,00 тыс.рублей, № 2 ц-л от 15.02.2013 года на сумму 3 110,00 тыс.рублей, № 1 ц-л от 04.02.2013 года на сумму 15 000,00 тыс.рублей, № 3 ц-л от 25.03.2013 года на сумму 7 500,00 тыс.рублей, № 4 ц-л от 17.04.2013 года на сумму 2 000,00 тыс.рублей, № 2 ин-л от 01.10.2013 года на сумму 1,00 тыс.рублей, № 5 ц-л от 22.04.2013 года на сумму 2 359,80 тыс.рублей, № 6 ц-л от 16.08.2013 года на сумму 68 015,00 тыс.рублей года фактически заключены между УДОиВ и МАДОУ.

Вместе с тем, функции УДОиВ определены Главой администрации МО «Город Ижевск» (постановление от 03.10.2012 года № 331) и заключались только в осуществлении полномочий администратора доходов бюджета и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых в виде субсидии на выполнение работ, в том числе, по объекту «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

Действия, связанные с наделением хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления, и направленными на избежание публичной процедуры торгов в целях выбора подрядчика на выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска», осуществлены Администрацией, в связи с чем, наличие в действиях УДОиВ нарушений частей 1,3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции Комиссией Удмуртского УФАС России не установлено.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции иным осуществляющим функции, в том числе, органов местного самоуправления органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Осуществление Администрацией, МАДОУ указанных в настоящем решении действий повлекло устранение конкуренции при выборе подрядчика для выполнения работ на объекте «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска». Вместе с тем, именно совокупность действий лиц, участвующих в деле, а именно, Министерства, Администрации, МАДОУ, ООО «ЕвроСтрой-С», приводит к указанным последствиям, в связи с чем, согласованные действия органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта квалифицированы в качестве нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного дело в отношении Администрации, МАДОУ по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению. 

В связи с установлением в действиях Администрации МО «Город Ижевск», Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО «ЕвроСтрой-С», МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82 нарушения антимонопольного законодательства, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации МО «Город Ижевск», Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО «ЕвроСтрой-С», МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82 предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьями 15, 16, 23, 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.140 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339,

р  е  ш  и  л  а  :

 

1.  Признать Администрацию г. Ижевска нарушившей часть 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в наделении хозяйствующего субъекта – МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82, функциями и правами органа местного самоуправления в части передачи функции застройщика на выполнение работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

2.        Признать Администрацию г. Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО «ЕвроСтрой-С» нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения, повлёкшего устранение конкуренции на рынке выполнения строительных работ при определении подрядчика для выполнения работ по строительству объекта «Дополнительное здание МАДОУ № 82 в гор. Машиностроитель, 22 Ленинского района г. Ижевска».

3.        Дело в отношении Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, возбужденное по признакам нарушения частей 1,3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции прекратить.

4.        Дело в отношении Администрации г. Ижевска, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, прекратить.

5. Дело в отношении МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите, конкуренции.

6.        Выдать Администрации г. Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82 предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

7. Выдать Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики предписание прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

8. Выдать ООО «ЕвроСтрой-С» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ и нарушению антимонопольного законодательства.

9.        Материалы дела в отношении должных лиц Администрации г. Ижевска, МАДОУ детский сад для детей раннего возраста № 82, Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, ООО «ЕвроСтрой-С» и должностных лиц указанных участников настоящего дела передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновного должностного лица Администрации г. Ижевска для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Председатель Комиссии                                                          ….

 

Члены Комиссии                                                                   ….

 

…..

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны