Решение б/н Решение по делу № ТГ 08-02/2014-192 от 17 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № ТГ 08-02/2014-192

                                                                                                                г. Ижевск

 

резолютивная часть решения оглашена 12 февраля 2015 года                   

в полном объеме решение изготовлено 26 февраля 2015 года                                                                          

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России – «…»,  члены Комиссии: «…»- старший государственный инспектор отдела контроля органов сласти, «…»– специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ 08-02/2014-192 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации МО «Балезинское», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации МО «Балезинское»,

в присутствии:

представителя Заявителя - ОАО «Удмуртавтотранс» - «…»., доверенность от 21.06.2014 г. № 41,

в отсутствии представителя Ответчика – Администрации МО «Балезинское» (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей  от 18.02.2015 г. №96/02-23),  

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 14.10.2014 года поступило заявление ОАО «Удмуртавтотранс»  вх. № 10019 на действия Администрации МО «Балезинское» (далее –Администрация) при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское». По мнению Заявителя, лот №1 состоящий из двух маршрутов «Спиртзавод – мкр. Лесобаза», «Центр – Лыжная база» дублирует уже имеющийся маршрут перевозок пассажиров №11 «Спирзавод – Лесобаза», также Заявитель считает невозможным объединение в один лот двух маршрутов перевозок пассажиров. Заявитель указывает на то, что у Администрации МО «Балезенское» не было полномочий по проведению конкурса на организацию пассажирских перевозок.  

Подпункт 3 пункта 4 конкурсной документации предусматривает требование о наличии у участника конкурса водителей, имеющих стаж работы не менее трех последних лет. Данное требование, по мнению Заявителя, предоставляет преимущество лицам, имеющим в штате водителей со стажем не менее 3 лет.

 

В результате рассмотрения заявления ОАО «Удмуртавтотранс», представленных документов и информации, приказом Удмуртского УФАС России от 20.11.2014 г. № 683 «О возбуждении дела № ТГ 08-02/2014-192 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено настоящее дело.

Определением о назначении дела от 21.11.2014 г. №ТГ08-02/2014-192 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение настоящего дела назначено на 11.12.2014 г. на 13 часов 00 минут.

Определением об отложении рассмотрения дела от 11.12.2014 г. №ТГ08-02/2014-192, для получения дополнительной информации и сведений, а также в связи с поступлением ходатайства от Заявителя об отложении рассмотрения дела, рассмотрение дела было назначено на 26 февраля 2015 года на 13 часов 00 минут.

 

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заявителя «…». поддержал доводы, представленные в жалобе ОАО «Удмуртавтотранс», за исключением доводов о дублировании маршрута, довода об объединении в один лот два невзаимосвязанных между собой автобусных маршрута: «Спирзавод – мкр. Лесобаза» и «Центр – Лыжная база», поскольку согласно изменениям от 03.10.2014 г.  состав лота №1 изменился, и стал: «Спиртзавод – мкр. Лесобаза» ч/з Лыжную базу».

 

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев заявление, представленные документы и информацию, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

 

Постановлением Администрации МО «Балезинское» №106.1-п от 29.08.2014 г. утвержден порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в границах МО «Балезинское» (далее – Порядок проведения конкурса).

Постановлением Администрации МО «Балезинское» №106-п  от 29.08.2014 г. утверждена конкурсная документация по проведению конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское» (далее – конкурсная документация).

30.09.2014 г. на сайте Администрации Балезинского района Удмуртской Республики www.balezino.udmurt.ru были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация. Согласно извещению прием заявок осуществлялся с 01.10.2014 г. по 24.11.2014 г.

Согласно приложению № 1 к конкурсной документации Администрацией был выставлен 1 лот, состоящий из двух маршрутов «Спиртзавод – мкр. Лесобаза», «Центр – Лыжная база».

 

Постановлением Администрации №126-п от 03.10.2014 г. внесены изменения в конкурсную документацию о проведении открытого конкурса, а именно:

- в приложение №1 – внесены изменения в состав лотов - выставлен 1 лот «Спиртзавод – мкр. Лесобаза» ч/з Лыжную базу»;

-в  приложение №4 – изменен график конкурсных мероприятий: заявки на участие в конкурсе принимаются с 01.10.2014 года до 10 часов 00 минут 24.11.2014 года, подведение итогов конкурса и объявление его результатов назначено на 27.11.2014 года;

-в приложение №5 – дополнен пункт 4 критериев определения победителя конкурса, исключен пункт 9 критериев определения победителя конкурса.

 

Также, 03.10.2014 г. в конкурсную документацию был включен пункт 10.3, но в связи с технической ошибкой (как пояснил представитель Администрации), в постановлении Администрации №126-п от 03.10.2014г. данное изменение не было отражено.

Конкурсная документация с изменениями от 03.10.2014 г. была опубликована на сайте Администрации Балезинского района.

          Постановлением №137-п от 29.10.2014 г. внесены изменения:

- в подпункт 3 пункта 4 раздела 2 Порядка проведения конкурса;

- в график конкурсных мероприятий - в приложении №4 конкурсной документации.

          Изменения внесенные 29.10.2014 г. были опубликованы на сайте Администрации Балезинского района.

 

        Согласно Протоколу №1 от 24.11.2014 г. вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (далее – протокол №1) были приняты к рассмотрению поданные заявки и прилагаемые к ним документы. Под регистрационным №1 зарегистрирована заявка «…»., под №2- заявка ОАО «Удмуртавтотранс»,  под №3- заявка «…», под №4- заявка «…»

        Согласно Протоколу №2 от 27.11.2014 г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе все четыре заявки были рассмотрены. По итогам рассмотрения заявок комиссия приняла решение допустить к участию в конкурсе заявку №1 от «…»., заявку №3 от «…»Так же комиссией принято решение отклонить заявки №2 от ОАО «Удмуртавтотранс» и №4 от «…», по причинам несоответствия прилагаемых документов пункту 10.3 конкурсной документации, а именно «отсутствие у участников справок из налоговой и пенсионного фонда об отсутствии задолженности по платежам».

      

         Протоколом №3 от 27.11.2014 г. оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе были допущены участники №1 - «…». и №3 - «…» Итоговый балл участника «…». – 40,0 баллов. Итоговый балл участника «…». – 41,0 балл. На основании результатов оценки участников победителем конкурса признан «…».

 

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 34 Устава МО «Балезинское», утвержденного решением Совета депутатов МО «Балезинское» от 02.03.2012 года № 40-1, к полномочиям Администрации муниципального образования относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

 

         Постановлением Администрации МО «Балезинское» №106.1-п от 29.08.2014 г. утвержден порядок проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок в границах МО «Балезинское»

Разделом 3 Порядка проведения конкурса предусмотрены требования к участникам конкурса, в том числе наличие у участников конкурса водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет и прошедших медицинское освидетельствование (подпункт 5 пункта 8 Порядка).

Отсутствие у участника конкурса водителей автобуса с непрерывным стажем работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет в силу пунктов 21, 22 Порядка является основанием для отказа участия в конкурсе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (часть 2 статьи 9 Закона о лицензировании).

Согласно пункту 24 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 утверждено Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – Положение о лицензировании).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами.

Таким образом, для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом необходима лицензия, порядок выдачи которой регламентирован Положением о лицензировании.

В соответствии с подпунктом б) пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

При этом, в настоящее время действующее законодательство Российской Федерации не предъявляет требований к конкретному стажу работы водителей автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

Действующее законодательство предъявляет требования к водительскому стажу только при перевозке организованной группы детей. Иных ограничений к водительскому стажу при перевозке пассажиров действующее законодательство не предусматривает.

Таким образом, обязательным требованием для перевозки пассажиров автомобильным транспортом является наличие лицензии, полученной в установленном Положением о лицензировании порядке.

 

 Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Требование к участнику конкурса о наличии водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет, предъявляемое к участникам конкурса на стадии допуска участия в конкурсе, содержащееся в Порядке проведения конкурса, регулирующим данную сферу деятельности, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг пассажирских перевозок.

 

Таким образом, действия Администрации МО «Балезинское», выразившиеся в принятия постановления Администрации от 29.08.2014 года  № 106.1-п  «О порядке проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», которым утвержден Порядок проведения конкурса, не соответствующий нормам, регулирующим данную сферу деятельности, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Разделом № 4 конкурсной документации установлены требования к участникам конкурса. Согласно подпункту 3 пункта 4.3 конкурсной документации участник конкурса должен иметь, в том числе водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет и прошедших медицинское освидетельствование.

Согласно пункту 15.5 конкурсной документации комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, представивший заявку, не отвечает требованиям, предъявляемым к участнику конкурса.

Таким образом, в случае, если у участника конкурса в составе заявки отсутствует информация о наличии в его штате сотрудников - водителей с непрерывным стажем работы в качестве водителя автобуса не менее 3 последних лет, то заявка такого участника будет отклонена на стадии допуска к участию в конкурсе.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Требование, содержащееся в подпункте 3 пункта 4.3 конкурсной документации на стадии допуска к участию в конкурсе о наличии у участника конкурса водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 3-х последних лет, не предусмотренное действующим законодательством, может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, поскольку необоснованно ставит в неравные условия хозяйствующих субъектов, соответствующих всем предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации требованиям и имеющим необходимые документы и разрешения, но не имеющих в штате сотрудников - водителей со стажем работы свыше 3-х лет.

Таким образом, действия Администрации, в части установления в конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в границах МО «Балезинское» требований к участникам конкурса на стадии допуска к участию в конкурсе о наличии у участника водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет, что может создать  необоснованное преимущество участникам конкурса имеющим в штате водителей с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее 3-х последних лет, учитывая что такое требование противоречит нормам действующего законодательства, и являются нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

При рассмотрении данного дела было учтено, что 24.12.2014 г.  Комиссией Удмуртского УФАС была рассмотрена жалоба ОАО «УдмуртАвтоТранс» (вх. № 12316 от 19.12.2014 года) на действия Администрации МО «Балезинское» при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское».

 

Решением Комиссии Удмурсткого УФАС России от 24.12.2014 № ТГ 08-02/2014-238Ж  жалоба ОАО «Удмуртавтотранс» на действия Администрации МО «Балезинское», конкурсной комиссии  при проведении конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское» признана необоснованной, Администрация МО «Балезинское» признана нарушившей  часть 1 статьи 17  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления в конкурсной документации требований к участникам конкурса на стадии допуска к участию в конкурсе о наличии у участника водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет, что может создать необоснованное преимущество участникам конкурса имеющим в штате водителей с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее 3-х последних лет, учитывая что такое требование противоречит нормам действующего законодательства.

Администрации МО «Балезинское» выдано предписание об устранении нарушения, а именно: аннулировать конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское.

 

Постановлением Администрации МО «Балезинское» от 21.01.2015 года № 8-п конкурс на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажирским транспортом в границах МО «Балезинское» аннулирован.

 

            Согласно пунктам 1), 6) части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, а также в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий.

Рассмотрев представленные в дело документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о добровольном устранении Администрацией МО «Балезинское» нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем признания утратившим силу постановления Администрации МО «Балезинское» от 29.08.2014 года №106.1-п «О порядке проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», признания утратившим силу постановления Администрации от 29.08.2014 года №106-п «Об утверждении конкурсной документации по проведению конкурса  на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», аннулирования конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское»,  в связи с чем дело № ТГ 08-02/2014-192  в отношении Администрации МО «Балезинское» подлежит прекращению.

          Также Комиссия приходит к выводу о наличии вступившего в силу решения антимонопольного органа от 24.12.2014 № ТГ08-02/2014-238Ж об установлении факта нарушения Администрацией МО «Балезинское» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем дело № ТГ 08-02/2014-192 в данной части также подлежит прекращению.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1), 6) части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС  России

 

р е ш и л а:

 

1. Признать Администрацию МО «Балезинское» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части принятия постановления Администрации от 29.08.2014 года  № 106.1-п  «О порядке проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», которым установлены требования к участникам конкурса на стадии допуска к участию в конкурсе о наличии у участника водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет, что может создать  необоснованное преимущество участникам конкурса имеющим в штате водителей с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее 3-х последних лет, учитывая что такое требование противоречит нормам действующего законодательства.

                                                                                                      

2. Признать Администрацию МО «Балезинское» нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления в конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в границах МО «Балезинское» требований к участникам конкурса на стадии допуска к участию в конкурсе о наличии у участника водителей, имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителей не менее 3-х последних лет, что может создать  необоснованное преимущество участникам конкурса имеющим в штате водителей с непрерывным стажем работы в качестве водителя не менее 3-х последних лет, учитывая что такое требование противоречит нормам действующего законодательства.

   

3. Производство по делу в отношении Администрации МО «Балезинское» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением Администрацией МО «Балезинское» нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, путем признания утратившим силу постановления Администрации МО «Балезинское» от 29.08.2014 года №106.1-п «О порядке проведения конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», признания утратившим силу постановления Администрации от 29.08.2014 года №106-п «Об утверждении конкурсной документации по проведению конкурсана право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское», аннулирования конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах МО «Балезинское».

 

4. Производство по делу в отношении Администрации МО «Балезинское» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с наличием вступившего в силу решения антимонопольного органа от 24.12.2014 года №ТГ 08-02/2014-238Ж об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства, которым Администрация МО «Балезинское» признана нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления в конкурсной документации к конкурсу на право заключения договора об организации регулярных перевозок в границах МО «Балезинское» требований, которые  приводят или могут привести к недопущению, ограничению или  устранению конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                               «…»    

                                                                                                    

                                                                                                 «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение трех месяцев с момента их вынесения.

                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны