Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ТГ 08-02/2015-126 о нарушении антимонополь... от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

принято 08 декабря 2015 года

изготовлено 22 декабря 2015 года                                                      г. Ижевск

 

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – <…> - заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти; <…> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти; <…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует); <…> – специалист – эксперт отдела контроля органов власти; <…> - специалист – эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2015-126, возбужденного в отношении Администрации МО «Увинский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

на заседании Комиссии 20.08.2015 года:

в присутствии представителей заявителя ООО «Меркурий+» - <…>, решение ООО «Меркурий+» № 9 от 15.08.2014 года, <…>, доверенность № 14/2015 от 05.08.2015 года,

в отсутствии представителя ответчика - Администрации МО «Увинский район», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое отправление № 42600988110935 от 10.07.2015 года),

на заседании Комиссии 21.10.2015 года:

в присутствии представителя ответчика по делу – Администрации МО «Увинский район» - заместителя Главы Администрации по строительству, ЖКХ, транспорту и связи <…> по доверенности от 08.12.2014 г. №72/01-40, <…> без доверенности,

в отсутствии представителя заявителя ООО «Меркурий+», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, 

на заседании Комиссии 01.12.2015 года в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,

на заседании Комиссии 08.12.2015 года в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела,

 

у с т а н о в и л а:

 

05.05.2015 года в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Меркурий+» на действия заказчика - Администрации муниципального образования «Увинский район» (далее – Заказчик, Администрация МО «Увинский район») при проведении электронного аукциона на осуществление закупки работ по объекту «Участие в долевом строительстве многоквартирного(ых) жилого(ых) дома(ов) с последующей передачей в муниципальную собственность пятидесяти пяти жилых помещений (квартир) в Увинском районе» (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113300008515000006, далее – Аукцион).

По мнению Заявителя, объект закупки определен объемом долевого строительства жилых домов, расположенных на земельных участках по нескольким адресам в Увинском районе, что требует наличия у участников закупки в распоряжении значительной площади земельных участков. Как указал в жалобе Заявитель, допущенное Заказчиком укрупнение лота влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в Аукционе, а также обеспечения исполнения контракта, ограничивает доступ ООО «Меркурий+» к участию в Аукционе.

По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки (решение № АБ 07-06/2015-148 З от 12.05.2015 года) в порядке Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в действиях Заказчика выявлено нарушение части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Также, Комиссией Удмуртского УФАС России было принято решение о передаче материалов дела № АБ 07-06/2015-148 З в отдел контроля органов власти для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Приказом Удмуртского УФАС России от 29.06.2015 г. № 204 было возбуждено дело № ТГ 08-02/2015-126 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации МО «Увинский район» по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.     

Определением от 30.06.2015 г. о назначении дела №ТГ08-02/2015-126 к рассмотрению, действия Администрации МО «Увинский район» также квалифицированы по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела было назначено на 20.08.2015 г.

В ходе рассмотрения дела 20.08.2015 г. представители ООО «Меркурий+» поддержали доводы, изложенные в письменном пояснении (вх. № 6408 от 07.08.2015 года), а также сообщили о том, что Общество на праве аренды владеет тремя земельными участками, расположенными по адресам: п. Ува, ул. Лямина, 14а, п. Ува, ул. Лямина, 14б, п. Ува, ул. Некрасова, 23, предназначенными для многоквартирного жилищного строительства. Вместе с тем, площадь указанных земельных участков согласно нормативам градостроительного проектирования, недостаточна для строительства многоквартирных жилых домов с одновременной передачей муниципальному заказчику 55 жилых помещений на территории трех различных населенных пунктов в Увинском районе (пос. Ува, с. Ува-Тукля, с. Областная).

Таким образом, Заявитель считает, что действия Администрации МО «Увинский район» по объединению трех объектов, указанных в спецификации, в один лот ограничивают количество участников Аукциона и нарушают требования пункта 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

20.08.2015 г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации рассмотрение дела №ТГ08-02/2015-126 отложено на 21.10.2015 г.

На заседании Комиссии 21.10.2015 г. представитель Администрации МО «Увинский район» пояснил, что проведение аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту «Участие в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) с последующей передачей в муниципальную собственность 55 жилых помещений (квартир) в Увинском районе» осуществлялось в рамках реализации адресной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2013-2017 годы, утвержденной Правительством УР. У Администрации есть три способа реализации данной адресной программы: приобретение готового жилья; участие в долевом строительстве; заказ подрядных услуг. Заместитель Главы Администрации по строительству, ЖКХ, транспорту и связи не помнит каким образом и кем принималось решение о выборе способа реализации данной адресной программы, а также не помнит кем именно и в какой форме было принято решение о необходимости подготовки аукционной документации, однако пояснил, что документация проходила ряд согласований, о чем имеются подписи в листе согласования.

 Поскольку для рассмотрения настоящего дела необходимо было получение дополнительных документов и информации, Комиссия определением от 21.10.2015 г. отложила рассмотрение дела №ТГ08-02/2015-126 и назначила его на 01.12.2015 г. в 13 часов 00 минут.

         На заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 01.12.2015 г. представители Администрации Увинского района, ООО «Меркурий +» не явились. От Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей Администрации.

       Для полного и всестороннего изучения материалов дела №ТГ08-02/2015-126, на основании статьи 46 Закона о защите конкуренции, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 08.12.2015 г. до 10 часов 00 минут.   

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

 

24.04.2015 года Администрация МО «Увинский район» разместила на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту «Участие в долевом строительстве многоквартирного (ых) жилого (ых) дома (ов) с последующей передачей в муниципальную собственность пятидесяти пяти жилых помещений (квартир) в Увинском районе» (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru – 0113300008515000006), а также документацию об Аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 46 494 000 рублей. Размер обеспечения заявки установлен в размере 2 324 700 рублей 00 копеек. Размер обеспечения исполнения контракта 13 948 200 рублей 00 копеек.

На официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о поданных заявках, а также о результатах их рассмотрения отсутствовали в связи тем, что срок подачи заявок на участие в Аукционе истекал 22.05.2015г., и к моменту рассмотрения жалобы не было подано ни одной заявки.

Согласно пунктам 1.1.1 – 1.1.3 проекта контракта документации об Аукционе предметом контракта является строительство жилого(ых) дома(ов), расположенного(ых) на земельном(ых) участке(ах)  по адресу:

 - Удмуртская Республика, Увинский район, пос. Ува, с последующей передачей  52-х жилых помещений (квартиры), являющихся объектом долевого строительства, общей площадью не менее  1 567,3  кв.м.;

 - Удмуртская Республика, Увинский район, с. Областная, с последующей передачей  2-х жилых помещений (квартиры), являющихся объектом долевого строительства, общей площадью не менее  59,9  кв.м.;

 - Удмуртская Республика, Увинский район, с. Ува-Тукля, с последующей передачей  1-го жилого помещения (квартиры), являющегося объектом долевого строительства, общей площадью не менее  33,3  кв.м.

В пункте 1.6 проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии указанных объектов проекту, техническим условиям, а также о  принятии в эксплуатацию на условиях под «ключ».

 

В пункте 1.6 проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком также установлено требование о наличии систем жизнеобеспечения и безопасности:

- электроснабжения с технологическим подключением к существующим электрическим сетям, при отсутствии центрального газоснабжения - возможность оборудовать стационарные электрические плиты;

- водоотведения (централизованное или общедомовая ёмкость для сбора жидких бытовых отходов, достаточного объема, определенного расчётным методом);

- холодного водоснабжение с технологическим подключением к существующим сетям водоснабжения;

- квартиры должны находится в доме, у которого соответствующий класс энергоэфективности, в соответствии с Федеральным Законом от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «О энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- обеспечения общедомовыми узлами учета по каждому из поставляемых энергоресурсов;

- отопление центральное или поквартирное газовое (индивидуальный газовый котел) с технологическим подключением к существующим сетям газоснабжения.

          Согласно извещению, а также пункту 2.1 Информационной карты документации об Аукционе размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 2 324 700 рублей.

В соответствии с извещением, а также пунктом 11.3 проекта контракта документации об Аукционе размер обеспечения исполнения контракта составляет 13 948 200,00 рублей.

 

В пункте 8.2 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части аукционной заявки:

 -  разрешения на строительство (создание) многоквартирного жилого дома соответствующего характеристикам, указанным в Описании объекта закупки: Спецификация Раздел 2;

 - документов, подтверждающих зарегистрированное право собственности на земельный участок, предоставляемый для строительства (создания) многоквартирного жилого дома в состав которого будут входить объекты долевого строительства, либо зарегистрированного договора аренды земельного участка, предоставленный для строительства многоквартирного жилого дома.

Принимая во внимание указанные положения документации об Аукционе, объект закупки предполагает осуществление работ по строительству (созданию) жилых домов, расположенных на различных, в том числе не смежных, земельных участках.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельные участки, необходимые для осуществления строительства многоквартирных жилых домов, характеризуются различными требованиями к назначению, параметрам и размещению объектов капитального строительства, а также техническими условиями подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, Комиссия Удмуртского УФАС России, при рассмотрении жалобы  № АБ 07-06/2015-148 З пришла к выводу о том, что объединение в один объект закупки работ по строительству жилых домов, расположенных на территории отдельных муниципальных образований Увинского района,  влечет ограничение количества участников закупки, что обусловлено отсутствием возможности для широкого круга хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям документации о закупке, в том числе субъектов малого предпринимательства,  принять участие в торгах, в частности,   ввиду отсутствия  финансовой возможности внесения в качестве  обеспечения участия в Аукционе и обеспечения исполнения контракта сумм, значительность которых сложилась из-за необоснованного объединения работ, выполняемых на различных территориях Увинского района, что указывает на включение Заказчиком в описание объекта закупки документации об Аукционе требований к работам, влекущих ограничение количества участников закупки и нарушении требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.

 

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. Целями закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Перечень нарушений, перечисленных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим.  Для квалификации действий по организации и проведению торгов, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в каждом конкретном случае.

В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

В рассматриваемой закупке предметом контракта является строительство жилых домов, расположенных на земельных участках в трех различных населенных пунктах Увинского района Удмуртской Республики, более того, данные земельные участки должны быть у участника либо на праве собственности, либо на праве аренды.

 

Объединение объектов строительства на разных земельных участках не должно ущемлять права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые в соответствии с федеральными законами имеют права участвовать в закупках, осуществлять услуги по строительству, не должно ограничивать потенциальное количество участников аукциона.

Неправомерное объединение трех объектов строительства в одну закупку значительно увеличило стоимость объекта аукциона, размер обеспечения заявки и размер обеспечения контракта.

 

При формировании условий аукциона заказчик не должен игнорировать предмет и цели Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, направленные на эффективное использование бюджетных средств, на достижение публичности и открытости всех процедур строительства муниципального жилья, и развития конкуренции. Заказчик помимо положений Закона о контрактной системе обязан соблюдать и требования статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

В рассматриваемой закупке негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в вытеснении малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении контракта.

Объединение в один лот строительства трех многоквартирных домов на трех несмежных земельных участках, обладающих индивидуальными потребительскими свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в оказании услуг по строительству на определенном земельном участке с индивидуальными характеристиками и месторасположением.

Действия Администрации МО «Увинский район» по включению работ по строительству трех многоквартирных жилых домов в трех населенных пунктах Увинского района, на земельных участках с различным месторасположением и характеристиками в один лот, привело к искусственному укрупнению размещенного заказа, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку, выполнение большого объема работ автоматически влечет отстранение небольших организаций от участия в Аукционе и от выполнения данного заказа.

Выполнение работ по строительству трех многоквартирных жилых домов, расположенных в трех населенных пунктах, разделенных значительным расстоянием друг от друга, до 31.10.2016 года предполагает наличие у участника размещения заказа достаточно большого количества работников, а также необходимой строительной техники и материалов.

Таким образом, действия Администрации МО «Увинский район» по включению технологически и функционально не связанных работ в один лот, а именно работ по строительству трех многоквартирных жилых домов в трех населенных пунктах Увинского района, на земельных участках с различным месторасположением и характеристиками – нарушают положения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пункту 2) части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действий (бездействии).

Учитывая, что Комиссией Удмуртского УФАС России не установлено факта нарушения Администрацией МО «Увинский район» положений статьи 15 Закона о защите конкуренции, дело № ТГ 08-02/2015-126 в данной части подлежит прекращению.

 

 По результатам рассмотрения жалобы ООО «Меркурий +» Комиссией отдела контроля закупок Удмуртского УФАС России заказчику – Организатору аукциона – Администрации МО «Увинский район» было выдано обязательное для исполнения предписание от 12.05.2015 г. №АБ 07-06/2015-148З об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Согласно данному предписанию Заказчику необходимо было аннулировать аукцион на осуществление закупки работ по объекту «Участие в долевом строительстве МКД с последующей передачей в муниципальную собственность 55 жилых помещений в Увинском районе».

Администрацией МО «Увинский район» 21.05.2015 г. закупка отменена.

Таким образом допущенные нарушения Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, а также их последствия Заказчиком устранены, права и законные интересы хозяйствующих субъектов – потенциальных участников не нарушены, в связи с чем Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий.

Руководствуясь статьёй 3, статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2) части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Удмуртского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию муниципального образования «Увинский район» нарушившей часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во включении технологически и функционально не связанных работ в один лот - работ по строительству трех многоквартирных жилых домов в трех населенных пунктах Увинского района, на земельных участках с различным месторасположением и характеристиками, что привело к искусственному укрупнению размещенного заказа, может привести к ограничению количества участников размещения заказа, недопущению, устранению конкуренции на рынке оказания строительных услуг в границах МО «Увинский район».

2. В связи с отменой Аукциона № 0113300008515000006 предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий Администрации МО «Увинмский район» не выдавать.   

3. Производство по делу № ТГ08-02/2014-126, возбужденному в отношении Администрации МО «Увинский район» по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

4. Передать материалы дела в отношении должностного лица Администрации МО «Увинский район» должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                    <…>

 

Члены Комиссии                                                                <…>

                                                                                            

                                                                                              <…>

                  

                                                                                             <…>

                                                                                             

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев с момента его вынесения.                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны