Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № ТГ 08-02/2015-147 о нарушении антимонополь... от 25 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 ноября 2015 г. 

 

         Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <...> - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, члены Комиссии: <...> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <...> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

         рассмотрев дело № ТГ08-02/2015-147 по признакам нарушения Администрацией МО «Вавожский район» части 1 статьи 15, частей 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   

на заседании 22.10.2015г. в присутствии:

представителя заявителя по делу – ООО «Автомобильная газовая компания» - <...> по дов. от 01.10.2015 б/н;

представителей ответчика  – Администрации МО «Вавожский район» - начальника юридического отдела <...> по дов. от 13.04.2015 №13, <...>;

         на заседании 16.11.2015 г. в присутствии:

представителей ответчика  – Администрации МО «Вавожский район» <...> по дов. от 13.04.2015г. №13, <...> по дов. от 12.11.2015г. № 21,

в отсутствии представителя ООО «Автомобильная газовая компания», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 29.10.2015г. № 426009 91 12955 9),

 

установила:

 

01.06.2015г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО «Автомобильная газовая компания» на действия Заказчика – Администрации МО «Вавожский район» при проведении аукциона в электронной форме на осуществление закупки автомобильного бензина посредством топливных карт, извещение № 0113300005015000021.

По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой  проверки в порядке Федерального закона  от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вынесено решение № АБ 07-06/2015-170 З от 05.06.2015г., в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также принято решение о передаче материалов дела № АБ 07-06/2015-170 З в отдел контроля органов власти для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

 

Приказом Удмуртского УФАС России от 20.08.2015 № 248 возбуждено дело № ТГ 08-02/2015-147 по части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Определением Удмуртского УФАС России от 21.08.2015г. дело № ТГ 08-02/2015-147 назначено к рассмотрению на 22.10.2015г.

Определением Удмуртского УФАС России от 22.10.2015г. дело № ТГ 08-02/2015-147 отложено на 16.11.2015г., в связи с установлением в действиях ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства – части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседании Комиссии 16.11.2015г. представители ответчика пояснили, что не признают факт нарушения антимонопольного законодательства и не считают нарушением указание в документации об аукционе в наименовании объекта закупки - «поставка автомобильного бензина посредством топливных карт».

Так, представитель Администрации пояснила следующее. Распоряжением Администрации МО «Вавожский район» от 29.12.2012 №223  утверждена учетная политика для целей бухгалтерского учета, согласно которой способ учета количества и объема топлива осуществляется посредством топливных карт. В связи с этим, в аукционной документации было установлено требование о поставке бензина посредством топливных карт. Решением Удмуртского УФАС по делу № АБ 07-06/2015-170З было выдано предписание об устранении выявленных нарушений  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Решение и предписание в судебном порядке не обжаловалось, исполнено в полном объеме и в установленные сроки. В распоряжение Администрации МО «Вавожский район» от 29.12.2012 № 223 «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета» внесены изменения, о поставке топлива  не только посредством топливных карт, но и топливных ведомостей. По итогам аукциона на осуществление закупки автомобильного бензина ООО «Автомобильная газовая компания» признана победителем, заключен контракт. Установление в аукционной документации требования о поставке бензина посредством топливных карт не было связано с основными потребностями Администрации, топливные карты являлись лишь способом учета объема топлива в целях контроля за использованием бюджетных средств.  

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.

25.05.2015г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении аукциона, а также документацию об аукционе в электронной форме на осуществление закупки автомобильного бензина посредством топливных карт. Титульный лист документации утвержден 20.05.2015г. Главой администрации МО «Вавожский район» <...>.

В качестве предмета закупки Заказчиком определен автомобильный бензин посредством топливных карт (пункт 1.7 Документации об аукционе).

Также, пункты 1.1, 2.2 проекта муниципального контракта указывают на необходимость поставки бензина через сеть АЗС посредством отпуска бензина по топливным картам.

В пункте 3.2 проекта контракта указано: «Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, Поставщик на основании полученных данных с терминалов обобщает информацию о количестве товара, отпущенного Заказчику по топливной карте в отчетном месяце, и оформляет накладную, а также счет-фактуру на все количество товара, отпущенного по топливной карте в отчетном месяце».

Решением Удмуртского УФАС России по делу № АБ 07-06/2015-170З от 05.06.2015г.  в действиях Администрации МО «Вавожский район» – Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе. Из  Документации об аукционе  должно быть исключено безусловное требование о поставке товара посредством использования топливных карт. Данное решение Заказчиком в судебном порядке не обжаловалось, предписание исполнено в полном объеме. В извещение о проведении электронного аукциона, в Документацию об аукционе, проект контракта внесены изменения в наименование объекта закупки – «осуществление закупки автомобильного бензина» (письмо  Администрации МО «Вавожский район» в Удмуртское УФАС России исх.1376 от 16.06.2015г.)

Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определены основные понятия, принципы контрактной системы в сфере  закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Глава Администрации МО «Вавожский район» <...> 20 мая 2015 года утвердил Документацию об аукционе в электронной форме на осуществление закупки автомобильного бензина посредством топливных карт.

С учетом требований, установленных в Документации об аукционе, топливная карта не является объектом закупки, потребность в котором существует у Заказчика. Топливная карта является лишь способом учета количества и объема заправок автотранспортных средств Заказчика. При этом топливная карта не является платежным инструментом.

Альтернативным способом учета в отношении топливной карты является топливная ведомость, которая оформляется на бумажном носителе и так же является инструментом учета отпуска бензина для заправки автотранспортных средств.

При рассмотрении материалов дела Заказчиком не обоснована потребность в использовании при поставке бензина через сеть АЗС исключительно такой системы учета как топливная карта, при этом, система учета движения нефтепродуктов на АЗС поставщика не является какой-либо характеристикой предмета закупки, а именно, бензина автомобильного, приобретение которого является удовлетворением существующей потребности заказчика, вследствие чего применение поставщиком любой системы учета отпуска нефтепродуктов на АЗС не может оказывать влияние на использование приобретаемого бензина в соответствии с его непосредственным назначением.

Представитель ООО «Автомобильная газовая компания» пояснил в заседании Комиссии следующее. Общество не использует в работе для учета информации отпуска бензина топливные карты, но применяет топливные ведомости на бумажном носителе. ООО «Автомобильная газовая компания»  смогло принять участие в аукционе на осуществление закупки автомобильного бензина лишь после внесения изменений в извещение и документацию об аукционе, после исключения требования к поставке бензина через сеть АЗС посредством топливных карт.   При проведении аукциона в электронной форме на осуществление закупки автомобильного бензина ООО «Автомобильная газовая компания» признано победителем, предложившим наименьшую цену. Между Администрацией МО «Вавожский район» и  ООО  «Автомобильная газовая компания» заключен контракт.

Таким образом, действие Заказчика – Администрации Вавожского района по установлению в Документации об аукционе в электронной форме предмета закупки -  автомобильного бензина посредством топливных  карт, могли привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции путем ограничения количества участников закупки, осуществляющих поставку нефтепродуктов с использованием системы учета, отличной системы учета поставки по топливным картам, то есть  не на основании федеральных законов либо постановления Правительства Российской Федерации, что является нарушением части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.  При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

На заседании Комиссии установлено, что содержание в Документации об аукционе требования в наименовании объекта закупки автомобильного бензина  посредством топливных карт, не соотносится с предметом закупки, а является лишь способом учета поставки топлива, и соответственно технологически и функционально не связанно с поставкой, оказание которой является предметом закупки.

Таким образом, действия Администрации МО «Вавожский район» при проведении торгов путем включения в наименование объекта закупки автомобильного бензина требования о поставке посредством топливных карт, технологически и функционально не связанных с поставкой автомобильного бензина, фактически ограничили возможность участия при проведении аукциона, в том числе, ООО «Автомобильная газовая компания», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или  устранению конкуренции на рынке услуг поставки топлива и является нарушением  части 3 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

Во исполнение предписания Комиссии Удмуртского УФАС России по делу № АБ 07-06/2015-170 З Администрацией МО «Вавожский район» 15.06.2015 года внесены изменения в извещение о проведении аукциона в электронной форме, в Документацию об аукционе. Из наименования объекта закупки – автомобильный  бензин исключены слова «посредством топливных карт». Данные изменения позволили принять участие в закупке поставщикам применяемым систему учета нефтепродуктов не только топливными картами, но и топливными ведомостями.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что Администрация МО «Вавожский район» на дату вынесения решения- 16.11.2015 г.,  устранила нарушения антимонопольного законодательства

Учитывая, устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий Администрацией МО «Вавожский район» во исполнение предписания Удмуртского УФАС России, рассмотрение дела, возбужденного в отношении Администрации МО «Вавожский район» по признакам нарушения  части 1 статьи 15, частей 1,3   статьи 17 Закона «О защите конкуренции» подлежит прекращению. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                                                       

   решила:

 

1. Признать Администрацию МО «Вавожский район» нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в утверждении и установлении  в Документации об аукционе в электронной форме предмета закупки -  автомобильного бензина посредством топливных  карт, что могло привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции путем ограничения количества участников закупки, осуществляющих поставку нефтепродуктов с использованием системы учета, отличной системы учета поставки по топливным картам, то есть  не на основании федеральных законов либо постановления Правительства Российской Федерации. 

2. Признать Администрацию МО «Вавожский район» нарушившей часть 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - при проведении торгов в наименование объекта закупки автомобильного бензина включено требование о поставке посредством топливных карт, технологически и функционально не связанных с поставкой автомобильного бензина, что фактически ограничило возможность участия при проведении аукциона, в том числе, ООО «Автомобильная газовая компания», что приводит или может привести к недопущению, ограничению или  устранению конкуренции на рынке услуг поставки топлива.  

3. Рассмотрение дела № ТГ 08-02/2015-147 в отношении Администрации МО «Вавожский район» по части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Рассмотрение дела № ТГ 08-02/2015-147 в отношении Администрации МО «Вавожский район» по частям 1, 3 статьи  17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

5. Передать материалы дела в отношении Администрации МО «Вавожский район» уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии                                       <...>

 

Члены Комиссии                                                   <...>

<...>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны