Решение б/н Решение № ТГ 08-02/2016-34Ж по результатам рассмотрения жало... от 11 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

31 марта 2016 года                                                                          г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти – <…>, члены Комиссии – <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти, <…> - специалист – эксперт отдела контроля органов власти, <…> - специалист – эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

рассмотрев дело № ТГ 08-02/2016-34Ж по жалобе <…> (далее - Заявитель) на действия заказчика – АО «Ижевские электрические сети» (далее – Заказчик), Комиссии Заказчика по осуществлению закупок (далее –Конкурсная комиссия)  при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки трубы ПЭ (извещение №31603349561),

 на заседании Комиссии 24.03.2016 в присутствии представителя Заказчика – АО «Ижевские электрические сети» – <…> по доверенности от 11.12.2015 года №12/127, Заявителя – <…> – <…> по доверенности от 23.03.2016 №25,

на заседании Комиссии 31.03.2016 в присутствии представителя Заказчика – АО «Ижевские электрические сети» - <…> по доверенности от 11.12.2015 года №12/127, в отсутствии Заявителя – <…> надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,  

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 16.03.2016 года поступила жалоба <…> на действия заказчика – АО «Ижевские электрические сети», Комиссии Заказчика по осуществлению закупок при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки трубы ПЭ  (извещение №31603349561).

Содержание жалобы Заявителя:

По мнению Заявителя, Конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку <…> на участие в запросе цен с указанием на то, что на листах заявки не проставлена дата заверения, поскольку  требование в п.3.4.2. Документации открытого запроса цен №32 на право заключения договора поставки трубы ПЭ (далее – закупочная документация) в части заверения заявки  надлежащим образом согласно ГОСТа Р51141-98 не соответствуют действующему законодательству, так как данный ГОСТ отменен с 01.03.2014 года.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 23.03.2016 года представитель Заказчика пояснила, что довод Заявителя о том, что его заявка отклонена неправомерно, необоснованный, поскольку требование о надлежащем заверении заявки закреплено в п. 3.4.2. Закупочной документации, так на обороте последнего листа тома заявки указывается количество страниц, должность лица, личная подпись, расшифровка подписи, печать (в случае ее наличия) и дата заверения. А ссылка в документации на ГОСТ Р51141-98 свидетельствует о том, что на копии документа проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Также пояснили, что закупка на право заключения договора поставки трубы ПЭ (извещение №31603349561) была признана несостоявшейся, поскольку поступила только одна заявка, которая не соответствовала требованиям Закупочной документации и на основании пункта 11.1.1. Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Ижевские электрические сети» (далее – Положение) была проведена закупка у единственного поставщика.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) рассмотрение жалобы <…> на действия заказчика – АО «Ижевские электрические сети» было отложено на 14 часов 00 минут  31.03.2016 года в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 31.03.2016 года представители Заказчика пояснили, что проведение закупки у единственного поставщика обусловлено потребностями АО «ИЭС» в поставке трубы ПЭ в сжатые сроки. Поставщик ООО «ПластЭко» был выбран на основании коммерческих предложений, которые запрашивались в обоснование начальной (максимальной) цены перед проведением первой закупки.

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев жалобу <…>  на действия заказчика – АО «Ижевские электрические сети»  письменные и устные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1) ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Поскольку рассматриваемая процедура, была проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», следовательно, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобу <…> на действия заказчика АО «Ижевские электрические сети».

Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Ижевские электрические сети» утверждено решением Совета директоров АО «ИЭС (протокол от 26.08.2015 №15).

24.02.2016 года АО «Ижевские электрические сети» в Единой информационной системе разместило извещение 31603349561 о  проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки трубы ПЭ, начальная (максимальная) цена договора составляет 7 338 504 руб. 96 коп.

В соответствии с протоколом о рассмотрении и оценки заявок запроса цен, определения победителя закупки от 03.03.2016 года №32 (далее – протокол от 03.03.2016 года) на участие в запросе цен поступила одна заявка – <…> Данная заявка не была допущена на участие в закупке на основании того, что заявка не соответствовала требованиям документации, а именно не проставлена дата заверения копий на листах заявки.

Согласно протоколу от 03.03.2016 года закупка на право заключения договора поставки трубы ПЭ (извещение №31603349561) признана несостоявшейся. Закупочная комиссия приняла решение провести закупка у единственного поставщика.

14.03.2016 года издан приказ «О проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора аренды поставки трубы ПЭ» за подписью генерального директора АО «Ижевские электрические сети», согласно которому в целях исполнения требований действующего законодательства, руководствуясь Уставом предприятия, на основании протокола от 03.03.2016 года, пункта 11.1.1 Положения определено провести закупку у единственного поставщика, утвердить документацию и закупочную комиссию.

14.03.2016 года АО «Ижевские электрические сети» в Единой информационно системе было размещено извещение 31603414376 о проведении закупки у единственного поставщика на право заключения договора поставки трубы ПЭ, начальная (максимальная) цена договора составляет 6 240 972 руб. 80 коп.

Согласно протоколу о закупке у единственного поставщика от 14.03.2016 года №32/1 Закупочной комиссией было принято решение – заключить договор с ООО «ПластЭко», на сумму 6 240 972 руб. 80 коп.

1. Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 3.4 раздела 3 Закупочной документации АО «Ижевские электрические сети» определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе цен и документов, входящих в ее состав.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования не указанные в документации о закупках.

В пункте 3.4.2. Закупочной документации указано, что заявка и документы, включенные в состав заявки должны быть заверены надлежащим образом согласно ГОСТа Р51141-98 и ГОСТа Р 6.30-2003. Далее указано, что на обороте последнего листа тома заявки указывается количество страниц тома заявки, должность лица, заверившего заявку, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения, печать (в случае наличия).

Из этого следует, что требование об указании на листах заявки даты заверения является обязательным к указанию требованием, предусмотренным пунктом 3.4.2 Закупочной документации без ссылки на ГОСТ Р51141-98 и ГОСТ Р 6.30-2003.

Согласно протоколу от 03.03.2016 года, заявка на участие в запросе цен <…> была отклонена по причине отсутствия на листах заявки даты заверения.

Согласно пункту 3.1.6. Закупочной документации несоответствие заявок участников закупки требованиям к оформлению, которые изложены в документации о закупке, в том числе, в пункте 3.4. Закупочной документации является основанием для не допуска к участию в закупке. Также пунктом 8.3.10 Положения определено, что Закупочная комиссия отклоняет (не допускает) заявку на участие в запросе цен, если заявка не удовлетворяет установленным в документации о закупке требованиям, в том числе, к оформлению заявки на участие в закупке.

Положения закупочной документации должны трактоваться участниками закупки во взаимосвязи. Подавая заявку <…> подтвердил ознакомление с требованиями документации, предъявляемыми к форме и порядку оформления заявки на участие (пункт 1 заявки).

Также в описи документов, представленных <…> указано, что все листы заявки и документы, включенные в заявку, на участие в закупке прошиты нитью в один том и пронумерованы. Том заявки на участие в закупке содержит опись входящих в ее состав документов. Заявка и документы, включенные в заявку, заверены надлежащим образом согласно ГОСТа Р51141-98 и ГОСТа Р6.30-2003. На обороте последнего листа тома заявки указано количество страниц тома заявки, должность лица, заверившего заявку, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия), дата заверения, печать (в случае ее наличия).

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя, о неправомерном отклонении заявки по причине не указания на листах заявки даты заверения, не нашел своего подтверждения. 

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора закупки, закупочной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) указанных субъектов, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, правовыми актами Российской Федерации, а также, принятыми в соответствии с ними и утвержденными соответствующими органами управления, правовыми актами, регламентирующими правила закупки, а именно Положением о закупке.

Закон о закупках по своей сути является рамочным и не предъявляет жестких требований к форме и способу проведения закупочных процедур, устанавливая при этом жесткие требования к обязанности Заказчика разработать Положение, План закупок и разместить их, также как и информацию о проводимых закупках в открытом доступе в  сети Интернет.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         То есть, по сути, «Положение о закупках» с даты его утверждения и размещения в Единой информационной системе, является основополагающим для Заказчика документом, в соответствии с которым он будет обязан проводить процедуры закупок.

        Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчик в своем положении о закупках может предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

        Установлено, что главой 11 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Ижевские электрические сети» предусмотрен такой способ закупки, как закупка у единственного поставщика.

        При осуществлении закупки по любому из способов предусмотренных Положением, Заказчик должен разработать порядок проведения такой процедуры: на основании чего проводится (приказа, распоряжения), разрабатывается документация, каким образом принимается решение о проведении процедуры.

          Установлено, что глава 11 Положения содержит лишь случаи проведения закупки у единственного поставщика и не содержит в себе полный порядок проведения данной процедуры.

         Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования Закона о закупках является, в том числе, расширение возможностей участия юридических  и физических лиц в закупке и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращая коррупцию и другие злоупотребления.

           Кроме того, частью 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что Заказчик при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствуется, в том числе, принципом информационной открытости.

           Таким образом, не указание АО «Ижевские электрические сети» в своем Положении о закупках полной процедуры проведения закупки у единственного поставщика противоречит целям и принципам, определенным Законом о закупках.

          Учитывая, что отсутствие в Положении о закупках порядка проведения закупки у единственного поставщика и порядка заключения договора с единственным поставщиком не повлекло нарушение чьих – либо прав и законных интересов, а закупка у единственного поставщика  является неконкурентным способом закупки, следовательно не может ограничивать конкуренцию и не нарушает положения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу <…> на действия заказчика – АО «Ижевские электрические сети», Комиссии Заказчика по осуществлению закупок при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки трубы ПЭ  (извещение №31603349561), необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                              <…>

                                                                                                      

Члены Комиссии                                                        <…>

 

<…>

<…>

<…>                                                                                            

                                                                                     

Решение может быть обжаловано в порядке статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны