Решение б/н Решение № ТГ 08-12/2016-24Ж по результатам рассмотрения жало... от 18 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

09 марта 2016 года                                                                               г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель  руководителя – начальник отдела контроля органов власти – <…>, члены Комиссии – <…> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти (отсутствует), <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <…> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует), кворум соблюден,

рассмотрев дело № ТГ 08-12/2016-24Ж по жалобе <…> (далее – Заявитель) на действия Заказчика, Организатора торгов - АО «Воткинский завод» (далее – Заказчик, Организатор торгов) при проведении запроса предложений на выполнение комплекса работ по демонтажу зданий (извещение № 31603331196), 

на заседании Комиссии 09 марта 2016 г.:

в отсутствие Заявителя надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,  

в присутствии представителя Заказчика – <…> по доверенности №117/16-31Ю от 31.12.2015,  

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 25.02.2016 г. поступила жалоба (вх.№1385)  <…> на действия заказчика  АО «Воткинский завод» при проведении запроса предложений на выполнение комплекса работ по демонтажу следующих объектов: производственного участка цеха 235, здания склада 99, части объекта «Здание комплекса оборотного водоснабжения 127» , здания бытовых помещений 119, склада 44-1, склада 44-2 АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, д. 2; демонтажу здания теплового пункта АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Красноармейская, д. 2; здания столовой, здания склада столовой АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, 2 км. южнее с. Камское; объекта 800, сооружение №17 АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Энтузиастов, 1Б, в соответствии с Техническим заданием (Приложением №1 к проекту договора) (далее – Запрос предложений), извещение №31603331196.

По мнению <…>, положения Закупочной документации открытого запроса предложений в части порядка определения цены договора, предложенной участниками, и определение на основании этого победителя не раскрывают процедуры проведения оценки и сопоставления заявок и поэтому не позволяют участникам определить для себя возможность участия в запросе предложений.

Также Заявитель считает, что участники запроса предложений, не являющиеся плательщиками НДС, имеют преимущество по сравнению с участниками запроса предложений – плательщиками НДС, поскольку цена их предложения в соответствии с п.1.6. Закупочной документации заведомо ниже цены участников – плательщиков НДС на сумму НДС - 1 891 763,28 рублей, что в рамках проводимой закупочной процедуры, по которой основным  критерием оценки заявок является цена, заведомо приводит к дискриминации участников – применяющих НДС.

В свою очередь представитель Заказчика АО «Воткинский завод» пояснила, что с доводами жалобы Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной.

В обоснование своих доводов АО «Воткинский завод» указал, что Заказчик вправе определить порядок формирования цены договора (цены лота), в том числе необходимость учета при формировании цены договора налога на добавленную стоимость, а также вправе предусмотреть в положении о закупках и установить  в документации о закупке критерии  оценки заявок и порядок оценки заявок.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель АО «Воткинский завод» пояснила, что оценка заявок участников по критерию «Цена договора» при сопоставлении заявок участников, являющимся плательщиками НДС и заявок участников  - не плательщиков НДС, применяется уравнивание предложенной цены договора путем вычета из цены плательщика – суммы НДС, указанной им в заявке, а в случае, если на участие в закупке будут поданы заявки участников – плательщиков НДС, вычета суммы НДС из предложенной цены договора участником не производится. Также пояснила, что в случае признания победителем заявки участника – плательщика НДС - договор по результатам закупки будет заключаться по цене, предложенной участником (с учетом НДС), но в Закупочной документации это не отражено.

Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Антимонопольный орган рассматривает по правилам ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1) ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Поскольку рассматриваемая конкурентная процедура, была проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011  №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», <…> вправе обжаловать действия Заказчика – АО «Воткинский завод» (данная позиция антимонопольного органа поддержана Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 года по делу №А71-5774/2015), следовательно, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобу <…> на действия Заказчика АО «Воткинский завод».

18.02.2016 АО «Воткинский завод» разместило в Единой информационной системе извещение о проведении закупки и закупочную документацию открытого запроса предложений на право заключения договора на комплекс работ по демонтажу следующих объектов: производственного участка цеха 235, здания склада 99, части объекта «Здание комплекса оборотного водоснабжения 127» , здания бытовых помещений 119, склада 44-1, склада 44-2 АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Кирова, д. 2; демонтажу здания теплового пункта АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Красноармейская, д. 2; здания столовой, здания склада столовой АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Воткинский район, 2 км. южнее с. Камское; объекта 800, сооружение №17 АО «Воткинский завод», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Энтузиастов, 1Б, в соответствии с Техническим заданием (Приложением №1 к проекту договора), извещение №31603331196.

Начальная максимальная цена договора с учетом НДС – 12 401 559 рублей 28 копеек.

29.02.2016 был составлен Протокол №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений №31603331196 (далее – Протокол №1), из которого следует, что на участие в запросе цен было подано семь заявок:

- ООО «ПрофиСтрой», цена договора – 10 280 142,59 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО «Размах ГП», цена договора – 6 901 420,00 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО «Радонеж», цена договора – 7 197 445,40 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО «АКН-Групп», цена договора – 8 025 050,02 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО «ШиК», цена договора – 10 210 270,00 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО СУ «Техно-Строй», цена договора – 11 363 752,82 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы);

- ООО «Интэкс Казань», цена договора – 10 157 543,04 рублей (в т.ч. все налоги, сборы и другие расходы).

На момент рассмотрения жалобы по существу закупка приостановлена, рассмотрение заявок приостановлено.

 

1. В соответствии с пунктом 1.6 Закупочной документации начальная (максимальная)  цена договора (лота) составляет 12 401 559 рублей 28 копеек, в том числе НДС 18% - 1 891 763 рубля, 28 копеек.

Начальная максимальная цена включает все затраты Участника открытого запроса предложений, связанные с обязательствами по выполнению всех видов работ и услуг, в том числе, затраты связанные со стоимостью материалов, изделий, конструкций и оборудования на выполнение работ по предмету закупки, а также затраты, связанные с обеспечением объекта рабочими, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование; расходы, связанные с утилизацией твердых бытовых отходов; накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты, а также уплату всех налогов, пошлин и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действующих на момент заключения Договора.

Цена заявки на участие в закупке определяется в текущих ценах на дату подачи заявки на участие и указывается с точностью до копеек c обязательным приложением разработанных локальных смет по каждому объекту.

Цена заявки на участие в процедуре закупки должна включать все затраты Участника закупки, связанные с обязательствами по выполнению всех видов работ и услуг по предмету закупки, а также уплату всех налогов, пошлин и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе НДС.

Стоимость работ рассчитывается отдельно локальной сметой по каждому объекту, указанному в предмете Закупочной документации открытого запроса предложений, с учетом всех подготовительных и других работ.

Начальная (максимальная) цена установленная Заказчиком не может быть превышена при заключении договора по итогам закупочных процедур.

В случае, если в Запросе цен принимают участие нерезиденты РФ или Участники, находящиеся в соответствии с НК РФ, на специальном налоговом режиме, то цена Заявки на участие в запросе цен, не должна превышать указанную НМЦ рассчитанную без НДС.

 

Пункт 3.2 Закупочной документации предусматривает требования к наличию и содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в процедуре закупки. Заявка на участие в процедуре закупки, которую представляет участник открытого запроса предложений в соответствии с Закупочной документацией, должна быть подготовлена по формам Заказчика (приложения к Закупочной документации), форма заявки содержится в приложении №2 к документации.

Согласно утвержденной АО «Воткинский завод» форме заявки на участие: Участник, изучив закупочную документацию на право заключения вышеупомянутого договора, а также применимые к данной закупке законодательство и нормативно-правовые акты сообщает о согласии участвовать в процедуре закупки  на условиях, установленных в закупочной документацией, и  направляет настоящую заявку, предлагая цену договора _____рублей (в том числе все налоги, сборы и другие расходы), расчет цены договора произведен в соответствии с разработанными нами локальными сметами (приложенными к настоящей заявке) и срок выполнения работ равный ____календарным дням, с момента подписания договора сторонами.

Порядок оценки и сопоставления заявок предусмотрен пунктом 5.3 Закупочной документации.

Так, критерием оценки заявок на участие в закупке являются цена договора (лота), сроки выполнения работ и качество работ и квалификация участника.

№№ критерия

Критерии оценки заявок и их содержание

Значимость критерия оценки заявок на участие в закупке

(удельный вес)

1

Цена договора:

Оценка  производится каждым членом комиссии методом «математических расчетов» и определяется по формуле:

 

Бц(i) = Rц(i) * kц,

где

Бц(i)  - итоговый балл i-го участника по критерию «Цена»;

(i) –рейтинг i-го участника по критерию «Цена»;

kц – коэффициент значимости по критерию «Цена».

 

Рейтинг i-го участника по критерию «Цена» определяется по формуле:

 

где:

Цmax  - начальная (максимальная) цена лота (указана в извещении);

Ц(i) – предложение i-го участника по цене;

Оценка рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления

60%

(0,6)

2.

Срок (период) выполнения работ

Оценка производится каждым членом комиссии методом «математических расчетов» и определяется по формуле:

                                           Бс(i) = RC(i)*kc, где

Бс(i) – итоговый балл i-го участника по критерию «Срок (период) выполнения работ;

Rс – рейтинг i-го участника по критерию «Срок (период) выполнения работ;

Kc – коэффициент значимости по критерию «Срок (период) выполнения работ

Рейтинг, i-го участника по критерию "Срок (периоды) выполнения работ", определяется по формуле:

, где:

 Сmax - максимальный срок выполнения работ;

 C(i) – предложение  i- го участника по сроку поставки товара, в днях.

 

Максимальный срок – 15  календарных дней с момента заключения договора

40%

(0,4)

 

Для оценки заявки в целом по всем критериям осуществляется расчет итогового рейтинга. Каждым членом комиссии рассчитывается суммарный балл участника закупки путем сложения баллов по критериям оценки, выставленных членом комиссии участнику закупки.

j=n

∑       Б(i)j , где

j=1

J-условный (порядковый) номер члена комиссии;

n- число членов комиссии;

Б (i)j-балл участника (i), выставленный j-м членом комиссии;

Б (i)j=Бц(i)+ Бс(i)i, где

Бц(i) – итоговый  балл i-го участника по критерию: «Цена»;

Бс(i) – итоговый балл i-го участника по критерию «Срок (периоды) выполнения работ».

 

Оценка и сопоставление заявок на участие в процедуре закупки осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучшего условия исполнения договора в соответствии с критериями, установленными настоящей закупочной документации.

Заявке на участие в закупке, получившей наибольший итоговый суммарный балл, присваивается первый номер <...> Остальным заявкам на участие в закупке присваиваются порядковые номер в порядке возрастания  по мере уменьшения суммы набранных заявкой баллов.

Победителем процедуры закупки признается участник открытого запроса предложений, заявке, на участие в процедуре закупки которого, присвоен первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие условия.

 

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, в отношении хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В статье 2 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке, которое в силу частей 2 и 3 статьи 2 Закона о закупках утверждается заказчиком, является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Документация о закупке, как следует из положений пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Регулирование порядка выбора победителя закупочной процедуры, в силу изложенного выше, а также положений части 1 статьи 1 Закона о закупках, предполагает возможность осуществления такого выбора наиболее приемлемым для заказчика способом с учетом особенностей осуществляемой заказчиком хозяйственной деятельности, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг и, соответственно, не исключает право последнего предусмотреть особенности порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, в части оценки и сопоставления ценовых предложений таких участников, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Более того письмом  Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 октября 2015 №ОГ-Д28-13364, разработанного департаментом развития контрактной системы, разъяснено, что при проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.

Например, при сопоставлении и оценке заявок при проведении закупки заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.

В случаях, когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС, либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, то в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Заказчик – АО «Воткинский завод» обязан определить порядок сопоставления заявок участников, в том числе и по критерию «Цена договора», приведя их к единому базису, уравняв участников, отразив данный порядок в документации.

 

 Пунктом 1.3 Положения о закупочной деятельности АО «Воткинский завод» при осуществлении закупочной деятельности Заказчик, участники закупок руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. с измен. и доп.),  Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2012 № 275-ФЗ  «О государственном оборонном заказе» (в ред. с измен. и доп.), Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом     от 21.07.1993г. № 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. с измен. и доп.), Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. с измен. и доп.), Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденным приказом Роскосмоса от 22.11.2013г. № 9с, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года №1247-р, и иными Федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением.

Пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусматривает, что при   проведении закупок, товаров, работ и услуг заказчик обязан руководствоваться принципом информационной открытости.

Принцип информационной открытости подразумевает, что вся информация о конкурентной процедуре должна соответствовать данному принципу, а именно быть доступна для ознакомления неопределенному кругу лиц без взымания платы, а также все положения документации должны содержать в себе существенные условия, позволяющие любому потенциальному участнику определить для себя необходимость и интерес участия в торгах.

Закупочная документация должна содержать информацию в том числе и о порядке оценки заявок участников по критерию «цена договора» с учетом системы налогообложения участников.

Комиссия Удмуртского УФАС России установила, что у потенциальных участников,  при ознакомлении с Закупочной документацией и Положением о закупке отсутствует возможность определить, каким образом будут оцениваться заявки участников, и будет ли комиссией при оценке заявок приниматься во внимание система налогообложения участников, поскольку данная информация отсутствует в Закупочной документации, что нарушает принцип информационной открытости закупки. 

Таким образом, жалоба <…>  в части довода об отсутствии в Закупочной документации закрепленного порядка оценки и сопоставления заявок участников по критерию «цена договора» с учетом их системы налогообложения обоснована.

Вместе с тем, учитывая пояснения представителя АО «Воткинский завод» о порядке сопоставления и оценки предложений участников,  довод  Заявителя в части предоставления преимуществ участникам, не применяющим налог на добавленную стоимость к участникам – плательщикам НДС при оценке цены договора, предложенной такими участниками, не подтверждается.

 

Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

1. Признать жалобу <…>  на действия Заказчика – Организатора торгов – АО «Воткинский завод», при проведении запроса предложений на выполнение комплекса работ по демонтажу зданий, извещение 31603331196, обоснованной в части довода об отсутствии в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «цена договора» с учетом  системы налогообложения участников.

 

2. Признать Заказчика – организатора торгов  – АО «Воткинский завод»  нарушившим  требования пункта 1.3 Положения о закупочной деятельности АО «Воткинский завод», пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что выразилось в необеспечении информационной открытости закупки, ввиду отсутствия информации о порядке оценки и сопоставления заявок участников – плательщиков НДС, и заявок участников, деятельность которых не облагается налогом на добавленную стоимость.

 

         3. Выдать Организатору – АО «Воткинский завод» предписание об устранении нарушений порядка проведения запроса предложений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса предложений, внесения изменения в документацию о проведении запроса предложений, извещение № 31603331196, определив порядок рассмотрения заявок участников по критерию «цена договора» у участников – плательщиков НДС и участников – не плательщиков НДС, который бы соответствовал принципам информационной открытости процедуры закупки.  

  

Председатель Комиссии                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                         <…>

                                                                                    

                                                                                     <…>

 

Решение и предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, указанные в ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны