Решение б/н Решение № ТГ 08-12/2016-73Ж по результатам рассмотрения жало... от 8 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

26 июля 2016 года                                                                                г. Ижевск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии – заместитель  руководителя управления – начальник отдела контроля органов власти – <…>, члены Комиссии – <…> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти (отсутствует), <…> – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, кворум соблюден,

рассмотрев дело № ТГ 08-12/2016-73Ж по жалобе Удмуртской региональной общественной организации «Экспертно-правовой центр защиты прав потребителей», поданной в интересах гражданина <…> (далее также Заявитель, УРОО «ЭПЦ») на действия организатора торгов – Администрации МО «Завьяловский район» (далее также  Организатор торгов) при проведении аукциона по приватизации муниципального имущества 1125 обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз», извещение №060616/10810435/01, 

на заседании:

в присутствии представителя Заявителя – <…> по доверенности от 18.07.2016 №б/н,  по доверенности, от <…> от 26.07.2016 №б/н,

гражданина <…>, предъявлен паспорт, 

представителей Администрации Завьяловского района – <…> по доверенности от 30.10.2015 №б/н, <…> распоряжение от 02.10.2012 №363к,

 

у с т а н о в и л а:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике 19.07.2016 г. поступила жалоба (вх.№5550) Удмуртской региональной общественной организации «Экспертно-правовой центр защиты прав потребителей», поданная в интересах гражданина <…> на действия организатора торгов – Администрации МО «Завьяловский район»  при проведении аукциона по приватизации муниципального имущества 1125 обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз», извещение №060616/10810435/01.

В своей жалобе УРОО «ЭПЦ» указывает, что гражданин <…>, являвшийся участником рассматриваемого аукциона, обратился с заявлением в УРОО «ЭПЦ» за защитой нарушенных прав поскольку Администрацией Завьяловского района были допущены многочисленные нарушения», в том числе:

-неправомерно выбран способ реализации муниципального имущества – открытый аукцион, в то время как для реализации муниципального имущества – акций, Законом о приватизации предусмотрен способ – специализированный аукцион.

Неправильное применение норм Закона о приватизации повлекло процессуальные нарушения при проводимой торговой процедуре.  Победителю не представлены: уведомление о признании Богатова В.Б. победителем, протоколы, составленные в ходе проведения аукциона;

- информация о площадях имущества, принадлежащего ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» недостоверна, в подтверждение своих доводов подателем жалобы представлены технические паспорта на объекты недвижимости, принадлежащие ОАО «Люкшудьинский леспромхоз», площадь которых не соответствует действительности. 

Неправомерность проведения аукциона по мнению заявителя подтверждается и тем, что совместно с условиями аукциона о продаже акций  на официальном сайте torgi.gov.ru и официальном сайте Организатора торгов (завьяловский.рф) был размещен проект договора продажи недвижимого имущества, что ввело <…> в заблуждение относительно предмета аукциона.

Также Заявитель ссылается на невозможность дальнейшей регистрации победителем договора купли-продажи акций в реестре акционеров общества ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» в связи с неуказанием в договоре стоимости одной акции.

 

Представители организатора торгов - Администрации Завьяловского района пояснили, что с доводами жалобы Заявителя не согласны, считают жалобу необоснованной и указали, что аукцион по продаже акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» был проведен в соответствии с нормами Закона о приватизации, который предусматривает право органа местного самоуправления на выбор способа реализации муниципального имущества. Рассматриваемый аукцион был проведен в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о приватизации, регламентирующей порядок проведения открытого аукциона.  

Возражая на довод заявителя, относительно невозможности дальнейшей регистрации прав победителем на приобретенные акции ОАО «Люкшудьинский леспромхоз», Администрация указала, что передаточное распоряжение, которым перерегистрируется право собственности на акции, согласовано с держателем реестра акционеров ОАО «Люшудьинский леспромхоз».

На довод Заявителя о невручении ему документов, как победителю аукциона возражали, указав, что все документы были направлены победителю аукциона почтой, поскольку от получения документов нарочно <…> отказался.

На довод о несоответствии фактической информации об имуществе акционерного имущества и информации размещенной в условиях об аукционе представители Администрации возражали, ссылаясь, что информация о площади имущества акционерного общества была получена от органа, уполномоченного на ведение государственного кадастра недвижимости – Федеральной службы регистрации кадастра и картографии.

Относительно размещения совместно с условиями аукциона  проекта договора, не относящегося к предмету аукциона, представители Организатора торгов пояснили, что в данном случае имела место техническая ошибка. Договор размещен ошибочно. Вместе с тем, из содержания договора ясно, что данный проект не относится к предмету аукциона - продаже акций.

Для подтверждения доводов Организатора торгов о соблюдении порядка процедуры проведения аукциона в заседании  Комиссии был объявлен перерыв, Администрации было предложено представить доказательства соблюдения положений Закона о приватизации при проведении аукциона по продаже 1125 обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз».

После перерыва Организатор торгов представил выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в который представлена информация о площади имущества, находящегося в собственности ОАО «Люкшудьинский леспромхоз».

 

Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (часть 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен исчерпывающий перечень оснований возвращения жалобы Заявителю.

Жалоба УРОО «ЭПЦ» соответствовала  всем требованиям, предъявляемым частями 6, 8 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе, следовательно основания для возвращения жалобы без рассмотрения у Удмуртского УФАС России отсутствовали.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России рассматривает жалобу УРОО «ЭПЦ», поданную в интересах гражданина <…>, на действия организатора торгов – Администрации МО «Завьяловский район»  при проведении аукциона по приватизации муниципального имущества -  1125 обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз», извещение №060616/10810435/01.

 

Постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 06.06.2016 №1727 были утверждены условия приватизации муниципального имущества -1125 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» на открытом аукционе, а также утвержден порядок работы комиссии по организации и проведению аукциона.

06.06.2016 на официальном сайте torgi.gov.ru были размещены условия приватизации муниципального имущества.

Срок подачи заявок был установлен до 06.07.2016.

Согласно протоколу окончания приема заявок по приватизации муниципального имущества  на открытом аукционе №1 от 11.07.2016 на участие в аукционе подали заявки три участника: <…>, <…>, <…> Участниками аукциона были признаны все лица, подавшие заявки на участие в рассматриваемом аукционе.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона по приватизации муниципального имущества №2 от 13.07.2016  победителем определен <…>, предложенная им цена продажи имущества составила 61 315 000,00 рублей.

 

  1. Статьей 13 Закона о приватизации установлены способы приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества производится следующими способами: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В силу пункта 5 статьи 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации.

Часть 4 статьи 14 Закона о приватизации устанавливает право органа местного самоуправления самостоятельно определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества.

Собственник имущества, реализуя свое право на определение условий приватизации имущества  самостоятельно выбирает один из способов его реализации, поименованных в части 1 статьи 13 Закона о приватизации.

 

Как следует из представленных документов, приватизация 1125 акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз», произведена согласно Прогнозному плану приватизации муниципального имущества муниципального образования «Завьяловский район» на  2016 год (утвержден Решением совета депутатов МО «Завьяловский район» от 25.11.2015 №183).

 

Довод Заявителя о том, что продажа 1125 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» могла быть проведена собственником исключительно на специализированном аукционе не основан на нормах права, поскольку Закон о приватизаци не содержит подобных ограничений при выборе способа приватизации такого муниципального имущества, как акции.

Порядок продажи государственного и муниципального имущества на аукционе установлен статьей 18 Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002  №585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционах и Положения об организации продажи находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

 

Учитывая, что при рассмотрении жалобы установлено, что способ приватизации муниципального  имущества - 1125 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО  «Люкшудьинский леспромхоз» определен в соответствии со статьями 13, 18 Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, а также принимая во внимание тот факт, что Богатов В.Б. подавая заявку на участие в аукционе согласился как с условиями продажи муниципального имущества, так и со способом его приватизации, Комиссия Удмуртского УФАС России не находит оснований для признания обоснованным довода жалобы Заявителя о неправомерном выборе способа приватизации муниципального имущества.

 

  1. Согласно части 4 статьи 15 Закона о приватизации при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций акционерного общества или доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в условиях о продаже муниципального имущества в том числе указываются сведения о площади объектов недвижимого имущества хозяйственного общества и их перечень с указанием действующих и установленных при приватизации таких объектов обременений;

Заявитель указывает на нарушение Организатором торгов пункта 9) части 4 статьи 15 Закона о приватизации.

В обоснование своих доводов Заявитель ссылается на технические  паспорта:

- на нижний склад, инвентарный номер <...> , площадь которого, согласно техническому паспорту по состоянию на 01.12.2003, составляет 121640 кв.м., 

- на здание цеха лесопиления с пристроем цеха товаров народного потребления инвентарный номер <...> , площадь по состоянию на 21.10.2008 – 3677,9 кв.м.,  однако в условиях приватизации площадь указанного имущества составляет  0 кв.м. и 3034,6 кв.м. соответственно.

 

Возражая на доводы Заявителя, Организатор торгов представил выписку из единого государственного реестра прав на имущество ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» по состоянию на 25.05.2016г.

Согласно выписке площадь объекта нижний склад – 0 кв.м., площадь объекта - цех лесопиления с пристроем цеха товаров народного потребления составляет 3034,6 кв.м.

 

Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно Федеральному закону от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии.

Представленная Организатором торгов выписка из ЕГРП получена от уполномоченного на ведение соответствующего реестра органа и содержит актуальные данные относительно имущества ОАО «Люкшудьинский леспромхоз», довод Заявителя относительно размещения недостоверной информации Комиссия Удмуртского УФАС России признает несостоятельным.

Информация о площади недвижимого имущества, содержащаяся в технических паспортах, датированных 2003, 2008 годами, представленных заявителем, рассмотрена Комиссией Удмуртского УФАС России, но не принимается, поскольку содержит  неактуальную информацию.

 

  1. Согласно статье 29 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Переход прав, закрепленных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра, или депозитария, или номинального держателя ценных бумаг.

Пункт 7.3 Постановления ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» (далее – Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг) устанавливает, что регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных настоящим Положением.

Зарегистрированное лицо - физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр.

Пунктом 7.3.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг установлены документы, необходимые для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при совершении сделки:

передаточное распоряжение (передается регистратору);

документ, удостоверяющий личность (предъявляется регистратору);

подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя (передается регистратору);

письменное согласие участников долевой собственности, в случае долевой собственности на ценные бумаги (передается регистратору);

сертификаты ценных бумаг, принадлежащие прежнему владельцу, при документарной форме выпуска (передаются регистратору).

Договор купли-продажи ценных бумаг для перерегистрации прав на ценные бумаги предъявлять не требуется.

Таким образом, перерегистрация прав на акции осуществляется зарегистрированным лицом при предоставлении передаточного распоряжения. В рассматриваемом случае зарегистрированное лицо – Администрация МО «Завьяловский район», после заключения договора купли-продажи акций будет обязана обратиться к держателю реестра акционеров для осуществления перерегистрации прав на акции ОАО «Люкшудьинский леспромхоз».

Из пояснений Администрации Завьяловского района следует, что передаточное распоряжение на момент проведения аукциона по продаже акций согласовано с держателем реестра акционеров ОАО «Люкшудьинский леспромхоз».  

Учитывая, что за перерегистрацией обращается зарегистрированное  лицо – Администрация Завьяловского района,  передаточное распоряжение согласовано с регистратором, предъявление регистратору договора купли-продажи акций не требуется, то довод Заявителя о невозможности регистрации прав на акции у победителя торгов ввиду отсутствия указания на цену одной акции, не находит своего подтверждения.

 

  1. Порядок проведения открытого  аукциона по продаже муниципального имущества регулируется статьей 18 Закона о приватизации, Положением об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002  №585, Порядком работы комиссии по организации и проведению аукциона (утвержден постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 06.06.2016 №1727).

Частью 11 статьи 18 Закона о приватизации установлено, что уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его уполномоченному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона.

Частью 14 статьи 18 Закона о приватизации предусмотрен пятидневный срок заключения договора купли-продажи с победителем аукциона.

Порядком работы комиссии по организации и проведению аукциона установлено, что результаты проведения аукциона оформляются протоколом, который     подписывается всеми членами комиссии и победителем аукциона в день подведения аукциона.  Протокол об итогах аукциона  составляется в двух экземплярах, один из которых направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем, второй остается у организатора аукциона.

13.07. 2016 года состоялся аукцион по продаже 1125 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз». Согласно протоколу №2 от 13.07.2016 победителем признан участник с номером карточки 3 - <…> с ценой продажи 61 315 000 рублей.

 В протоколе №2 указано, что протокол составлен с 2 экземплярах, один из которых представляется победителю аукциона.

Согласно информации из протокола, протокол об итогах аукциона и уведомление о признании участника аукциона победителем – <…> в день подведения итогов аукциона не получены, о чем свидетельствует отсутствие подписи <…>, о получении соответствующих документов.

Представители Администрации Завьяловского района пояснили, что <…> отказался от получения уведомления и протокола. Однако доказательств такого отказа Организатором торгов Комиссии Удмуртского УФАС России не представлено, отметка об отказе в получении <…> протокола и уведомления в протоколе №2 отсутствует.

Администрацией Завьяловского района представлено письмо от 15.07.2016 №3823, адресованное <…>, содержащее в себе информацию о том, что <…> признан победителем аукциона и с ним в течение 5 дней с момента подведения итогов аукциона должен быть заключен договор купли-продажи.

В то же время, достоверно не установлено, что именно <…> было получено указанное уведомление, так как на уведомлении имеется только подпись без расшифровки, что затрудняет установить получателя.

Иных доказательств вручения <…> уведомления о признании его победителем аукциона,  в установленный Законом о приватизации срок, то есть в день проведения аукциона,  Организатором торгов на заседание Комиссии Удмуртского УФАС  России не представлено.

 

Частью 11 статьи 18 Закона о приватизации установлена обязанность  вручения под расписку уведомления о признании участника победителем аукциона в день подведения итогов аукциона для того, чтобы победитель мог в течение последующих пяти рабочих дней получить экземпляр договора, ознакомиться с его условиями, и в случае возникновения вопросов обратиться к организатору торгов за разъяснениями и подписать договор.

Аукцион состоялся 13.07.2016, 5 рабочих дней, с даты подведения итогов аукциона, для заключения договора купли-продажи истекали 19.07.2016. 20.07.2016, в случае незаключения договора, <…> утрачивал задаток, уплаченный для участия в аукционе.

Организатором аукциона не представлено документов, подтверждающих уведомление участника аукциона по продаже акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз» о признании его победителем в срок.

Организатор торгов, не обеспечив своевременное уведомление участника, признанного  победителем  аукциона лишил последнего права на информацию, а также возможности ознакомиться с условиями договора до истечения срока на подписание договора.

Размещение проекта договора совместно с условиями аукциона не обязательно в силу части 3 статьи 15 Закона о приватизации.

Вместе с тем, Организатором аукциона был размещен договор, не соответствующий предмету аукциона, а именно договор купли-продажи муниципального недвижимого имущества по результатам аукциона.

Поскольку проект договора, размещенный при объявлении аукциона не содержал в себе информацию, относительно предмета аукциона, следовательно, участники, в том числе <…>, заранее не могли ознакомиться с условиями договора и не обладали информацией об условиях продажи имущества.

 

Рассмотрев представленные Организатором аукциона и Заявителем документы, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что организатором аукциона было допущено нарушение порядка проведения аукциона, в части  неуведомления в срок участника аукциона о признании его победителем, то есть нарушение  части 11 статьи 18 Закона о приватизации.  Таким образом, организатор аукциона поступил вопреки норме, предписывающей ему обязанность информирования в определенной форме и в срок победителя аукциона, чем нарушил право победителя на получение информации в полном объеме и в срок, что в    конечном итоге приводит или может привести  к неэффективному проведению аукциона, нарушению прав победителя.

 

В связи с пропуском срока вручения уведомления участнику аукциона о признании его победителем, Комиссия Удмуртского УФАС России, в целях устранения нарушения порядка продажи муниципального имущества приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Организатору торгов путем отмены аукциона.

  Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным  законом от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»   Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров,

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу Удмуртской региональной общественной организации «Экспертно-правовой центр защиты прав потребителей», поданной в интересах гражданина <…> на действия организатора торгов – Администрации МО «Завьяловский район»  при проведении аукциона по приватизации муниципального имущества  1125 обыкновенных именных бездокументарных акций открытого акционерного общества «Люкшудьинский леспромхоз», извещение №060616/10810435/01, обоснованной.
  2. Признать Организатора торгов – Администрацию МО «Завьяловский район» нарушившим часть 11 статьи 18 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», что выразилось в несоблюдении порядка продажи муниципального имущества на аукционе, а именно в неуведомлении участника аукциона о признании его победителем, в срок, установленный Законом о приватизации.
  3. Выдать Организатору торгов предписание, в целях устранения нарушений Федерального закона  от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» - аннулировать открытый аукцион по продаже 1125 штук обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «Люкшудьинский леспромхоз».

 

Председатель Комиссии                                             <…>

Члены Комиссии                                                         <…>

                                                                                     <…>

 

Решение и предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, указанные в ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны