Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТГ04-03/2015-142Р от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 25 ноября 2015 года                                   г. Ижевск

изготовлено в полном объёме 08 декабря 2015 года

 

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

председатель Комиссии: <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии <…> – старший государственный инспектор отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <…> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, кворум соблюдён,

рассмотрев дело № ТГ04-03/2015-142Р, возбужденное по заявлению ООО «ГазСпецМонтаж-М» в отношении АО «Газпром газораспределение Ижевск» по факту размещения в газете «Успех каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. рекламы услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск» по установке приборов учета газа с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии:

представителя заявителя – ООО «ГазСпецМонтаж-М», <…>, действующего на основании доверенности № 2 от 01.03.2015г.,

представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - АО «Газпром газораспределение Ижевск» - <…>, действующей на основании доверенности № 12-11/236 от 06.07.2015 г., <…>, действующей на основании доверенности № 12-11/245 от 06.07.2015 г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) посредством электронной почты поступило обращение ООО «ГазСпецМонтаж-М» (вх. № 6368 э) об осуществлении недобросовестной конкуренции и распространении недостоверной рекламы услуг по установке приборов учета газа АО «Газпром газораспределение Ижевск» в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. К заявлению была приложена копия рекламного объявления АО «Газпром газораспределение Ижевск», размещенного в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г.

В рекламе услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск» содержится следующая информация: «Газпром газораспределение Ижевск УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ! Предлагаем комплекс услуг по установке газовых счетчиков «ПОД КЛЮЧ» Стоимость услуги от 2800 рублей В стоимость входит: - бытовой газовый счетчик (СГМ-1,6 или Гранд – 1,6 на выбор), - монтаж бытового счетчика, - оформление документации. Гарантия на установку – 1 год, на счетчик - до 12 лет. Опломбирование в день установки. Обращаем Ваше внимание! Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями. Заявки принимаются по телефонам: 539-010, 539-015, 539-018 Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» - специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций.».

По результатам рассмотрения заявления, определением от 04.09.2015 г. в отношении АО «Газпром газораспределение Ижевск» (адрес: 426008, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 359, ИНН 1826000260, ОГРН 1021801142142) (далее – Ответчик) возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4) части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» с привлечением к участию в деле в качестве заявителя ООО «ГазСпецМонтаж-М» (адрес: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Ш.Усманова, 54-103, ИНН 1650247744, ОГРН 1121650014970) (далее – Заявитель). Дело назначено к рассмотрению на 30.09.2015 г.

На заседании Комиссии 30.09.2015 г. присутствовали представитель заявителя - ООО «ГазСпецМонтаж-М» - <…>, действующий на основании доверенности № 2 от 01.03.2015г., представитель лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - АО «Газпром газораспределение Ижевск» - <…>, действующая на основании доверенности № 12-11/236 от 06.07.2015 г.

В ходе рассмотрения дела 30.09.2015 г. представитель ООО «ГазСпецМонтаж-М» поддержал доводы, изложенные ранее в заявлении и в дополнение пояснил, что общество, размещая данную рекламу в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015, по мнению заявителя, вводит жителей г. Ижевска в заблуждение исходя из следующего.

Согласно пункту 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила пользования газом № 410), специализированная организация – газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Представитель Заявителя отмечает, что вместе с тем, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7, 10, 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» были признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа. ООО «ГазСпецМонтаж-М» не подпадает под понятие «специализированная организация», поскольку не имеет в своем составе аварийно-диспетчерской службы, но имеет право осуществлять установку приборов учета газа на основании полученного допуска СРО и наличия аттестованного персонала в области промышленной безопасности.

Представитель Заявителя считает, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» является конкурентом АО «Газпром газораспределение Ижевск» на рынке услуг по установке приборов учета газа.

Представитель Заявителя считает, что размещение рассматриваемой рекламы вызывает недоверие потребителей рекламы, и, следовательно, снижается количество граждан, заключающих договоры на установку приборов учета газа с Заявителем.

Также представитель Заявителя считает, что вышеуказанными действиями Ответчик нарушает положения пункта 1 статьи 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции».

Представитель Заявителя пояснил, что размещенное в рекламе утверждение «Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций» акцентирует внимание потенциальных потребителей услуг ООО «ГазСпецМонтаж-М» на том, что аварии возникают именно после установки приборов учета газа неспециализированными организациями, тем самым приводя некорректное сравнение качества услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск» с качеством услугами неспециализированных компаний, в том числе и ООО «ГазСпецМонтаж-М». Заявитель считает, что таким образом АО «Газпром газораспределение Ижевск», указывая в рекламе вышеуказанную информацию, нарушает требования пункта 3) части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

Также, по мнению Заявителя, реклама услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск» является недобросовестной, так как порочит деловую репутацию ООО «ГазСпецМонтаж-М».

В связи с изложенным, представитель Заявителя просит выдать Ответчику предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, привлечь виновных должностных лиц Ответчика к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.3 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также представитель Заявителя сообщает, что в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «Об энергосбережении»), действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом специализированные организации не наделяются исключительным правом на установку приборов учета газа.

Представитель Заявителя отмечает, что такая позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 по делу № 302-АД14-5362, А33-1036/2014, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу А33-1036/2014.

Согласно пояснениям представителя Заявителя, ООО «ГазСпецМонтаж-М»является членом саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Приволжское строительное объединение», имеет все необходимые документы для осуществления установки приборов учета газа, аттестованный персонал в области допуска к выполнению газоопасных работ.

Представитель Заявителя пояснил, что опломбировка приборов учета газа, установленных ООО «ГазСпецМонтаж-М» в квартирах жителей города Ижевска, будет производиться только в январе 2016 года. Таким образом, по мнению Заявителя, ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» предоставляет незаконное преимущество Ответчику при осуществлении последним деятельности по установке приборов учета газа последним.

Представитель Заявителя также пояснил, что на момент заседания Комиссии не располагает данными о наличии и сумме убытков, причиненных действиями АО «Газпром газораспределение Ижевск».

Представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» поддержал доводы, содержащиеся в письменном пояснении от 17.09.2015 (вх. № 7557), а также сообщил следующее. АО «Газпром газораспределение Ижевск» считает, что законодательство Российской Федерации посредством размещения рассматриваемой рекламы в газете «Успех Каждому» № 29 (441) от 27.07.-02.08.2015 не нарушено, в рассматриваемой рекламе не содержится ложных, неточных и искаженных сведений. АО «Газпром газораспределение Ижевск» не указывало ни на исключительное право газораспределительных организаций, ни на то, что такое право не может принадлежать какой-либо иной специализированной организации.

Руководствуясь положениями части 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», Правилами пользования газом № 410, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826, Ответчик считает, что под лицами, отвечающими требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, осуществляющими действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, являются специализированные организации.

Представитель АО «Газпром газораспределения Ижевск» пояснил, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» является специализированной организацией, а на рынке услуг по установке приборов учета газа – конкурентом АО «Газпром газораспределение Ижевск».

О достоверности утверждения «Опломбировка проводится в день установки», содержащегося в рассматриваемой рекламе, АО «Газпром газораспределение Ижевск» сообщило следующее. Опломбировка приборов учета газа, установленных АО «Газпром газораспределение Ижевск» фактически проводится не в день установки приборов, как заявлено в рекламе, а осуществляется после подачи заявки на опломбирование прибора учета газа в газоснабжающую организацию – ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск».

Представитель АО «Газпром газораспределение Ижевск» пояснил, что на момент заседания Комиссии не располагает данными о наличии документального подтверждения следующей информации: «Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» - специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций.».

Проанализировав материалы дела и полученную информацию, Комиссия пришла к выводу о необходимости получения от АО «Газпром газораспределение Ижевск» документальных подтверждений сведений, содержащихся в рассматриваемой рекламе, а также подтверждение наличия и суммы убытков ООО «ГазСпецМонтаж-М» для рассмотрения дела по существу.

Определением от 30.09.2015 г. дело № ТГ 04-03/2015-142Р было отложено на 25.11.2015 г. У лиц, участвующих в деле, запрошены дополнительные документы и сведения.

10.11.2015 г. (вх. № 9094э) от ООО «ГазСпецМонтаж-М» поступило дополнительное пояснение по делу № ТГ04-03/2015-142Р.

В соответствии с представленным пояснением от 10.11.2015 г. (вх. № 9094э), АО «Газпром газораспределение Ижевск» посредством размещения рассматриваемой рекламы формирует у потребителей рекламы впечатление, что общество является единственным лицом, имеющим право на законных основаниях оказывать услуги по монтажу приборов учета газа в г. Ижевске. Также посредством данной рекламы формировалась мотивация потребителя: обезопасить себя от мошенничества и некачественного выполнения работ по установке приборов учета газа.

На основании части 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 15 раздела 3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624 (далее – Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 624), пункта 2 Правил пользования газом №410, ООО «ГазСпецМонтаж-М» сделало вывод о том, что монтаж и демонтаж прибора учета газа не входит в Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Также ООО «ГазСпецМонтаж-М» в письменном пояснении сообщило, что позиция общества подтверждается судебной практикой, в частности, Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 №308-КГ14-6110, Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 г. №302-АД14-5362 и другими судебными актами.

Исходя из пояснений от 10.11.2015 (вх. №9094э), ООО «ГазСпецМонтаж-М» считает, что общество является конкурентом АО «Газпром газораспределение Ижевск» на рынке услуг по установке приборов учета газа. Общество считает, что АО «Газпром газораспределение Ижевск» осуществляет недобросовестную конкуренцию в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

13.11.2015 г. (вх. №9209) от АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступило дополнительное пояснение. Согласно данным пояснениям, общество не считает рассматриваемую рекламу ненадлежащей.

Также общество сообщает, что размещение рекламы АО «Газпром газораспределение Ижевск» в газете «Успех Каждому» №29(441) от 27.07-02.08.2015 г. не могло повлечь за собой снижение спроса на услуги ООО «ГазСпецМонтаж-М».

АО «Газпром газораспределение Ижевск» утверждает, что в рассматриваемой рекламе не содержится утверждения о неизбежности возникновения аварии после выполнения работ по установке приборов учета газа неспециализированными организациями, а только высказано предположение о возможности возникновения и предупреждает об угрозе их возникновения или увеличения риска возникновения. Общество также считает, что данное утверждение не подлежит доказыванию, так как безопасность работ подтверждают выданные надлежащим организациям лицензии и разрешения.

Также АО «Газпром газораспределение Ижевск» считает, что в соответствии с Законом «Об энергосбережении», организации, производящие установку приборов учета газа, обязаны иметь определенные допуски. В частности, общество руководствуется Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 624, и утверждает, что для осуществления работ, связанных с устройством газоснабжения требуется допуск на различные виды работ, в том числе на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, согласно пункту 19.8 Перечня. В то же время, общество указывает на то, что на данный вид работ у ООО «ГазСпецМонтаж-М» отсутствует такой допуск.

В дополнение АО «Газпром газораспределение Ижевск» отмечает, что требования, установленные в законодательстве РФ для осуществления установки приборов учета газа содержатся в разных законодательных актах, прямо либо косвенно указывающие на организации, которые могут выполнять данные работы.

В частности, общество приводит положения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила поставки газа № 549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Также АО «Газпром газораспределение Ижевск» поясняет, что в соответствии с пунктами 6, 16 Правил пользования газом № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Исполнителем по такому договору, согласно пункту 2 Правил пользования газом № 410, может быть только специализированная организация.

Общество отмечает, что на основании положений Правил пользования газом № 410, с учетом изменений, принятых Решением Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2013 № АКПи-13-826, признаками специализированной организации является наличие допуска к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и аварийно-диспетчерской службы.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» указывает, что в соответствии с пунктами 1.8 и 5.5.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила технической эксплуатации жилищного фонда № 170), самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются.

В то же время, АО «Газпром газораспределение Ижевск» отмечает, что при соблюдении требований, связанных с монтажом и демонтажом такого оборудования, не имеется препятствий для реализации права на установку и замену газового оборудования, выполняемых всеми организациями соответствующим установленным требованиям законодательства.

Также АО «Газпром газораспределение Ижевск» указывает, что в соответствии с частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» на общество возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. В рамках этой обязанности, АО «Газпром газораспределение Ижевск» размещает информацию в рекламе о том, что общество является специализированной организацией допущенной к выполнению указанной деятельности.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» отмечает,  что в силу пункта l Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго Российской Федерации от 07.04.2010 № 149 (далее – Порядок №149), Порядок определяет особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 3 Порядка № 149 договор является публичным и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энерге­тических ресурсов (исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы.

На основании приведенных в пояснениях нормативных актах АО «Газпром газораспределение Ижевск» пришло к выводу, что для осуществления работ по установке приборов учета газа на действующих сетях, у ООО «ГазСпецМонтаж-М» отсутствуют необходимые условия для признания её организацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

 

На заседании Комиссии 25.11.2015 г. представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в пояснениях от 10.11.2015 г. (вх.№9094э), а также пояснил, что обществу не требуется какой-либо допуск для осуществления работ по установке приборов учета газа.

Представитель ООО «ГазСпецМонтаж-М» указывает, что согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Представитель заявителя указал, что в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, установка приборов учета газа не является строительством, реконструкцией, капитальным строительством. ООО «ГазСпецМонтаж-М» имеет аттестованный персонал, допущенный к выполнению работ по установке приборов учета газа.

Также представитель ООО «ГазСпецМонтаж-М» сообщил, что обращений от жителей многоквартирных домов г. Ижевска о ненадлежащей установке прибора учета газа (кроме связанных с заключением технического надзора о состоянии прибора учета газа) не поступало. Также обществом не зафиксировано случаев возникновения аварийных ситуаций, связанных с ненадлежащей установкой прибора учета газа, работы по монтажу которого производились ООО «ГазСпецМонтаж-М». 

В дополнение представитель ООО «ГазСпецМонтаж-М» сообщил, что приборы учета газа, установленные обществом, опломбировались не в установленный пунктом 22 Правил пользования газом № 549 пятидневный срок, а значительно позже. Таким образом, представитель заявителя указывает, что утверждение «Опломбирование осуществляется в момент установки», содержащееся в рассматриваемой рекламе либо недостоверно, либо поставщик газа на территории Удмуртской Республики – ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» предоставляет АО «Газпром газораспределение Ижевск» незаконное преимущество по первоочередному опломбированию приборов учета газа, установленных последним.

 

Представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе поддержали доводы, изложенные в пояснениях от 13.11.2015 г. (вх. № 9209). Дополнительно предствители АО «Газпром газораспределение Ижевск» пояснили, что ООО «ГазСпецМонтаж-М» имеет ненадлежащие допуски к выполнению работ по установке приборов учета газа.

Представители АО «Газпром газораспределение Ижевск» подчеркивают, что для осуществления данного вида работ необходим допуск саморегулируемой организации в области строительства, так как в соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 624, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.01.2012 № 916-08/ДШ-ОГ, установка приборов учета газа является видом работ, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов.

Также Представители лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждают, что на основании пункта 2.4.2 Правил технической эксплуатации жилищного фонда №170 установка приборов учета газа является капитальным ремонтом.

Представители АО «Газпром газораспределение Ижевск» указали, что согласно пункту 22 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг. Установка дополнительного газоиспользующего оборудования производится при условии обеспечения приборного учета расхода природного газа.

О достоверности утверждения «Опломбирование осуществляется в момент установки» представители АО «Газпром газораспределение Ижевск» пояснили следующее. Опломбирование счетчика при установке его АО «Газпром газораспределение Ижевск» проводится в соответствии с заявкой потребителя, поданной в день монтажа прибора. Фактически опломбирование прибора учета газа может быть осуществлено не в день установки прибора учета газа, а позже, в течении срока, установленного законодательством Российской Федерации. Однако учет потребленного газа осуществляется с того показателя, который имел прибор учета на день его установки.

 

Изучив материалы дела, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

На странице 10 газеты «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. содержится следующая информация: «Газпром газораспределение Ижевск УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ! Предлагаем комплекс услуг по установке газовых счетчиков «ПОД КЛЮЧ» Стоимость услуги от 2800 рублей В стоимость входит: - бытовой газовый счетчик (СГМ-1,6 или Гранд – 1,6 на выбор), - монтаж бытового счетчика, - оформление документации. Гарантия на установку – 1 год, на счетчик - до 12 лет. Опломбирование в день установки. Обращаем Ваше внимание! Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями. Заявки принимаются по телефонам: 539-010, 539-015, 539-018 Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» - специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций».

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределённого круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

- способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.

Информация, размещенная на странице 10 газеты «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. содержит указание на услуги компании АО «Газпром газораспределение Ижевск» (установка газовых счетчиков), контактные телефоны (539-010, 539-015, 539-018). Также эта информация не является обязательной для доведения до потребителя, предназначена для неопределенного круга лиц и содержит сведения, которые привлекательны для потребителя и способствует продвижению услуг по установке приборов учета газа на рынке, и, следовательно, является рекламой.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной.

В рассматриваемой рекламе содержится утверждение: «Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями».

Согласно положениям пункта 2 Правил пользования газом № 410, прибор учета газа является внутриквартирным газовым оборудованием.

Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела письменные и устные пояснения АО «Газпром газораспределения Ижевск», установила следующее.

Пунктами 5, 6, 7, 9 Правил пользования газом № 549 определен порядок заключения договора о поставке газа, а также необходимые условия для его заключения. В частности, для осуществления поставки газа потребителю необходимо наличие договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования

Подпунктом б) пункта 22 Правил пользования газом № 549 закреплена обязанность поставщика газа по установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки от абонента.

Пунктом 27 Правил пользования газом № 549 установлено, что определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с подпунктом е) пункта 45 Правил пользования газом №549, отсутствие у абонента договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного со специализированной организацией является основанием для приостановления подачи газа.

В то же время, Правилами пользования газом №410 установлен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом №410, техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Согласно пункту 6 Правил пользования газом № 410, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 2 Правил пользования газом № 410, специализированная организация – газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае, когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Вместе с тем, Решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 № АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7, 10 24-30, 32, 34-36, 80 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» были признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.

В приложении к Правилам пользования газом №410 содержится минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. В данном перечне не содержится указания на обязанность специализированной организации в рамках договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществлять установку прибора учета газа.

Поскольку установка прибора учета газа не является неотъемлемой частью договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, Правила пользования газом не содержат запрет на такой вид деятельности лицам, не обладающими статусом специализированной организации.

Согласно пункту 10 Правил пользования газом №410, замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.

Также Комиссия Удмуртского УФАС России принимает во внимание, что первичная установка счетчика не может считаться заменой оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования.

Учитывая положения Правил пользования газом № 410, в Правилах пользования газом № 549, не содержится указаний на исключительное право специализированных организаций осуществлять установку приборов учета газа.

 

Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев утверждение АО «Газпром газораспределение Ижевск» о том, что организация, устанавливающая приборы учета газа на действующих сетях газоснабжения, должна иметь допуск на различные виды работ, в том числе на монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, установила следующее.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 установлено, что устройство и демонтаж системы газоснабжения, а также монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, являются видами работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.06.2010 №24099-РП/08, к устройству и демонтажу системы газоснабжения относятся следующие работы: установка газовых плит, установка газогрелочных устройств.

Работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ относятся к устройству наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.

Поскольку в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.06.2010 №24099-РП/08 установка приборов учета газа не является работами по устройству и демонтажу системы газоснабжения, работами по устройству наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных, организации, осуществляющей такие работы не требуется допуск, необходимый для осуществления работ, указанных в пункте 19.8 Перечня видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Данный вывод Удмуртского УФАС России подтверждается позицией Арбитражного суда Красноярского края, выраженной в решении от 20.06.2014 по делу № А33-1036/2014.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.01.2012 №916-08/ДШ-ОГ сообщается, что для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства № 624 знаком звездочка*, требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются ли они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет.

Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.01.2012 №916-08/ДШ-ОГ устанавливает особый порядок допуска организаций к работам, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства и включенные в данный Перечень. Если в Перечне видов работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства № 624 отсутствует определенный вид работ, в таком случае указанный порядок не применяется.

Комиссия Удмуртского УФАС России проанализировала законодательство о градостроительной деятельности, которое регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений и установила следующее.

Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:

- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства),

- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов,

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Исходя из анализа вышеприведенных понятий, установка приборов учета газа не входит в понятие строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Следовательно, для производства работ по установке прибора учета газа разрешения на выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства физическим или юридическим лицам не требуются.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. При этом специализированные организации не наделяются исключительным правом на установку приборов учета газа.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении», с 01.07.2015 г.  организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Приведенными нормами определены организации, которые обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета ресурса при обращении к ним потребителя, но не ограничивается круг лиц, правомочных заниматься указанной деятельностью.

Данный вывод Удмуртского УФАС России подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110.

Комиссия Удмуртского УФАС России рассмотрела довод АО «Газпром газораспределение Ижевск» о том, что на основании пункта 2.4.2 Правила технической эксплуатации жилищного фонда № 170 установка прибора учета газа является капитальным строительством, и находит его необоснованным ввиду следующего.

Согласно пункту 2.4.2 Правил технической эксплуатации жилищного фонда № 170, при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Таким образом, в данной норме приведен лишь довод о целесообразности установки приборов учета потребляемых ресурсов при выполнении работ по капитальному ремонту

В то же время, согласно пункту 5.5.3 Правил технической эксплуатации жилищного фонда № 170, не допускается самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования. Работы по установке дополнительного оборудования выполняется специализированной организацией.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, газоиспользующее оборудование - котлы, плиты, производственные печи, технологические линии, утилизаторы, генераторы электрического тока и другие установки, использующие газ в качестве топлива в целях выработки тепловой энергии для централизованного и автономного отопления, выработки электрической энергии, горячего водоснабжения, пищеприготовления, в технологических процессах различных производств, а также другие приборы, аппараты, агрегаты, технологическое оборудование и установки, использующие газ в качестве сырья.

Исходя из буквального понимания термина «газоиспользующее оборудование», прибор учета газа не является газоиспользующим оборудованием, так как не использует газ в качестве сырья, а лишь производит учет потребляемого ресурса. Следовательно, нормы, установленные пунктом 5.5.3 Правила технической эксплуатации жилищного фонда № 170 не подлежат применению в рассматриваемом деле.

Также не подлежат применению в рассматриваемом деле положения Порядка № 149 по следующим основаниям.

Порядок № 149 утвержден в соответствии с Законом «Об энергосбережении».

Частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» на общество возложена обязанность осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 149, настоящий Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Таким образом, в рамках рассматриваемого дела нормы, установленные Порядком № 149 обязательны только для АО «Газпром газораспределение Ижевск», как для организации, которая обязана производить установку приборов учета газа в соответствии с положениями части 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении довода АО «Газпром газораспределение Ижевск» о применении к данному делу положений, содержащихся в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 21.05.2014 № АКПИ13-1053, установлено следующее.

Данное постановление рассматривает применение законодательства по обеспечению надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.

В указанном постановлении приводятся нормы, содержащиеся в статье 55.8 Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1 и 4 статьи 55.8).

Таким образом, постановление Верховного суда Российской Федерации от 21.05.2014 №АКПИ13-1053 также не закрепляет исключительное право специализированной организации, имеющей допуск на осуществление работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, на установку приборов газа.

Комиссия Удмуртского УФАС России считает довод АО «Газпром газораспределение Ижевск» о применении положений ГОСТ Р 54961-2012 и Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 необоснованным исходя из следующего.

Разделом 7 ГОСТ Р 54961-2012 установлены правила эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях.

Пунктом 7.4.2 ГОСТ Р 54961-2012 установлено, что к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления относится, в частности установка приборов учета газа.

Пунктом 7.4.4 ГОСТ Р 54961-2012 установлено, что работы по переустройству сетей газопотребления должны производится эксплуатационными или специализированными  организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа.

Работы по установке прибора учета газа, являясь частью работ, выполняемых при переустройстве сети газоснабжения, самостоятельно не являются переустройством сетей газопотребления, так как производится не только при выполнении указанных работ.

Также в соответствии с позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15.04.2015 № 308-КГ14-6110, пункты 7.4.2 и 7.4.4 ГОСТ Р 54961-2012 не противоречат части 8 статьи 13 Закона «Об энергосбережении».

Согласно пункту 22 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее – Порядок №239), переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг. Установка дополнительного газоиспользующего оборудования производится при условии обеспечения приборного учета расхода природного газа.

Как было отмечено ранее, установка приборов учета газа не является переустройством сетей газопотребления. Кроме того, индивидуальный прибор учета газа является внутриквартирным, а не внутридомовым газовым оборудованием, следовательно, применение к рассматриваемым отношениям положений Порядка №239 недопустимо.

Рассмотрев в полной взаимосвязи нормы действующего законодательства, регламентирующие правила пользования газом, установки газового и газоиспользующего оборудования, проанализировав материалы, представленные при рассмотрении дела, Удмуртское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действующем законодательстве указаний на то, что установку приборов учета газа должны производить исключительно специализированные организации.

Следовательно, утверждение «Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями», содержащееся в рекламе услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск», размещенной в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г., является недостоверным, так как содержит несоответствующие действительности сведения и не подтвержден нормативными правовыми актами.

В ходе рассмотрения №ТГ04-03/2015-142Р АО «Газпром газораспределение Ижевск» не представило результаты каких-либо исследований, иные документы, подтверждающие достоверность утверждения «Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций.», содержащегося в рассматриваемой рекламе.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» выразило в письменных пояснениях от 13.11.2015 г. мнение о том, что данное утверждение является общеизвестным фактом, однако не подтвердило данный факт документально.

Таким образом, ввиду непредставления АО «Газпром газораспределение Ижевск» подтверждающих документов, рассматриваемое утверждение также недостоверно.

Исходя из изложенного, реклама услуг по установке прибора учета газа АО «Газпром газораспределение Ижевск», размещенная в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. содержит сведения, не соответствующие действительности.

В то же время, в Удмуртском УФАС России отсутствуют документальные доказательства недостоверности утверждения «Опломбировка проводится в момент установки», содержащегося в рекламе услуг АО «Газпром газораспределение Ижевск» в газете «Успех Каждому» № 29 (441) от 27.07-02.08.2015 г.

В соответствии с пунктом 7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

ООО «ГазСпецМонтаж-М» имеет допуск СРО НП «Департамент микростроительства» на выполнение работ по устройству и демонтажу системы газоснабжения, а также имеет аттестованный персонал, допущенный до выполнения газоопасных работ, что подтверждается представленными ООО «ГазСпецМонтаж-М» документами – копиями Удостоверения №1724 от 24.06.2015 г., выданного на имя <…>, Удостоверения № 148-1/20 от 14.12.2007 г, выданного на имя <…> и других. В материалах дела имеются договоры (№ рс 197 от 29.06.2015 г., № рс 100 от 28.05.2015 г.), подтверждающие факт осуществления ООО «ГазСпецМонтаж-М» действий по установке приборов учета газа в многоквартирных домах г. Ижевска.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности АО «Газпром газораспределение Ижевск» является распределение газообразного топлива. Поскольку АО «Газпром газораспределение Ижевск» - газораспределительная организация на территории Удмуртской Республике, частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» установлена обязанность АО «Газпром газораспределение Ижевск» выполнения работ по установке приборов учета газа.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Ижевск» и ООО «ГазСпецМонтаж-М» осуществляют один и тот же вид деятельности на одном товарном рынке - деятельность по установке приборов учета газа в жилых помещениях многоквартирных домов г. Ижевска. Данный факт свидетельствует о наличии конкурентных отношений между данными Обществами.

В соответствии с пунктом 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно пункту 9) статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Рассматриваемая реклама «Газпром газораспределение Ижевск УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ! Предлагаем комплекс услуг по установке газовых счетчиков «ПОД КЛЮЧ» Стоимость услуги от 2800 рублей В стоимость входит: - бытовой газовый счетчик (СГМ-1,6 или Гранд – 1,6 на выбор), - монтаж бытового счетчика, - оформление документации. Гарантия на установку – 1 год, на счетчик - до 12 лет. Опломбирование в день установки. Обращаем Ваше внимание! Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями. Заявки принимаются по телефонам: 539-010, 539-015, 539-018 Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» - специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций.» была размещена на странице 10 в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08-2015 г. При этом, содержащиеся в данной рекламе недостоверные сведения об установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществления деятельности по установке приборов учета газа, направлены на привлечение потенциальных клиентов к АО «Газпром газораспределение Ижевск» и способствуют созданию впечатления, что деятельность по установке приборов учета газа вправе осуществлять только специализированные организации (в частности АО «Газпром газораспределение Ижевск»), а также что установка приборов учета газа неспециализированной организацией угрожает безопасности и приводит к риску возникновения аварийной ситуации.

Таким образом, размещение рассматриваемой рекламы в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г., содержащей недостоверную информацию о порядке оказания услуг по установке приборов учета газа, установленного законодательством Российской Федерации, создает необоснованные преимущества АО «Газпром газораспределение Ижевск» при осуществлении обществом предпринимательской деятельности на рынке установки приборов учета газа в г. Ижевске, и способно причинить убытки ООО «ГазСпецМонтаж-М».

Согласно позиции Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, выраженной в постановлении от 10.10.2008 по делу № А26-924/2008, по смыслу пункта 1) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган в пределах предоставленных ему полномочий выявляет только факт нарушения, которое может послужить основанием для причинения конкурирующему субъекту убытков. При этом порядок установления и возмещения убытков, возникших в результате совершения такого нарушения, определяются нормами гражданского законодательства право заявить требование о возмещении убытков по праву и по размеру принадлежит лицу, которое считает, что его право нарушено установленным актом недобросовестной конкуренции.

Таким образом, сама возможность причинения убытков либо нанесения ущерба деловой репутации рассматривается законодателем как общественно опасное последствие деяния, имеющее квалифицирующее значение.

Следовательно, действия АО «Газпром газораспределение Ижевск» при распространении рекламы услуг по установке приборов учета газа в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-02.08.2015 г. являются актом недобросовестной конкуренцией по отношению к ООО «ГазСпецМонтаж-М», запрет на которую установлен пунктом 1)  части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции». Осуществление АО «Газпром газораспределение Ижевск» данного акта недобросовестной конкуренции нарушает требования пункта 4) части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение требований пункта 4) части 2 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

Согласно пункту 5) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из договора № 1-1229-02/2015 от 28.07.2015 г. на размещение рекламы в газете «Успех Каждому», рекламодателем рассматриваемой рекламы, размещенной в номере 29 (441) от 27.07-02.08.2015 г. указанной газеты, является АО «Газпром газораспределение Ижевск». Также данный факт подтверждает Акт № 4000 от 27.07.2015 г., в котором АО «Газпром газораспределение Ижевск» подтверждает, что услуги по размещению рекламы в газете «Успех Каждому» № 29(441) выполнены полностью и в срок, заказчик (АО «Газпром газораспределение Ижевск») претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Таким образом, АО «Газпром газораспределение Ижевск» является рекламодателем, нарушившим требования пункта 4) части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 «О рекламе».

Поскольку АО «Газпром газораспределение Ижевск» не представило доказательств прекращения распространения рекламы услуг по установке приборов учета газа с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе, Удмуртское УФАС России считает необходимым выдать обществу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламу услуг по установке индивидуальных приборов учета газа АО «Газпром газораспределение Ижевск» следующего содержания: «Газпром газораспределение Ижевск УВАЖАЕМЫЕ АБОНЕНТЫ! Предлагаем комплекс услуг по установке газовых счетчиков «ПОД КЛЮЧ» Стоимость услуги от 2800 рублей В стоимость входит: - бытовой газовый счетчик (СГМ-1,6 или Гранд – 1,6 на выбор), - монтаж бытового счетчика, - оформление документации. Гарантия на установку – 1 год, на счетчик - до 12 лет. Опломбирование в день установки. Обращаем Ваше внимание! Установка газового оборудования должна производиться по договору со специализированными организациями. Заявки принимаются по телефонам: 539-010, 539-015, 539-018 Уважаемые собственники помещений в многоквартирных домах, будьте бдительны! На территории Удмуртской Республики возможно появление неспециализированных организаций (в том числе не зарегистрированных на территории УР), осуществляющих установку бытовых газовых счетчиков. АО «Газпром газораспределение Ижевск» - специализированная организация, которая обеспечивает качественное выполнение работ по установке, замене и вводу в эксплуатацию приборов учета газа. Необходимо помнить о том, что подключение газовых приборов неспециализированными организациями угрожает безопасности и ведет к увеличению риска возникновения аварийных ситуаций.», размещенную в газете «Успех Каждому» № 29(441) от 27.07-03.08.2015 г., ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования, установленные пунктом 4) части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

2. Признать АО «Газпром газораспределение Ижевск» (адрес: 426000, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 359, ИНН 1826000260, ОГРН 1021801142142) рекламодателем, нарушившим требования, установленные пунктом 4) части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

  1.  

 

4. Передать материалы дела № ТГ 04-03/2015-142Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении АО «Газпром газораспределение Ижевск» и его виновного должностного лица производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                               <…>

 

Члены Комиссии                                                                            <…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны