Решение б/н РЕШЕНИЕ № ТГ04-03/2016-231Р от 17 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть оглашена 27 апреля 2016 года                                       г. Ижевск

изготовлено в полном объёме 12 мая 2016 года

 

Постоянно действующая Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в составе:

Заместитель председателя Комиссии: <...> – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике; члены Комиссии: <...> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, <...> – специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев материалы дела № ТГ04-03/2015-231Р, возбужденного в отношении ООО «Наше Радио», ИП <...> и ООО «Пир» по факту распространения 20.11.2015 года в 13 часов 10 минут на радиоканале «Наше Радио» в г. Ижевске рекламы «Паб Первомайский» с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

в присутствии:

- представителя ИП <...> – <...>, доверенность от 15.02.2016 года,

в отсутствии:

- <...>, уведомленной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое отправление № 42600996184270 от 04.04.2016 года),

- представителя ООО «Наше Радио» - 22.04.2016 года вручена копия выписки из протокола заседания Комиссии по рассмотрению дела № ТГ04-03/2015-231Р

о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе,

- представителя ООО «Пир», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое отправление № 42600996184300 от 04.04.2016 года),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Удмуртское УФАС России посредством электронной почты поступило обращение гражданки <...> (от 03.12.2015 вх.№ 9841) о распространении 20.11.2015 года в 13 часов 00 минут на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске рекламы кафе «Первомайское» с признаками нарушения статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

По результатам рассмотрения заявления было установлено, что 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске распространялась информация следующего содержания: «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери Настоящая советско-европейская кухня, демократичные цены, скидки и акции для всех, а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья. Мы ждем Вас на Ленина, 44, бывший банк «Первомайский», 2 этаж. Подробности по телефону: 32-07-83. Для лиц старше 18 лет».

По факту распространения вышеуказанной информации Удмуртским УФАС России определением от 27.01.2016 года было возбуждено дело ТГ04-03/2015-231Р в отношении ООО «Наше Радио» (123060, г. Москва, ул. Народного ополчения, д. 39-2, ИНН 7710068609, ОГРН 1027700191243) и ИП <...> по признакам нарушения пункта 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела № ТГ04-03/2015-231Р назначено на 26.02.2016 года, запрошены необходимые документы и сведения.

19.02.2016 года ИП <...> представила в Удмуртское УФАС России письменное пояснение, копию доверенности от 15.02.2016 года, копию договора от 01.09.2015 № Л-36/1, копию акта от 30.11.2015 № 38, копию договора от 01.10.2015 № 629-Р23-15071/ПР на оказание рекламных услуг.

Согласно письменному пояснению, рассматриваемая реклама направлена на формирование интереса к вновь открывшемуся «Крафтовому пабу «Первомайский». Словосочетание «крафтовый паб» указывает на профиль деятельности ООО «Пир» и не может рассматриваться в качестве рекламы. В рассматриваемой рекламе не содержится информации об определенных напитках, отсутствует информация об алкогольном напитке - пиве.

20.02.2016 года ООО «Наше радио» представило ходатайство (вх. № 1311) о продлении срока представления документов, запрошенных определением о возбуждении дела № ТГ04-03/2015-231Р, до 24.02.2016 года в связи с большим объемом документов и необходимостью предоставления их из г. Москвы.

24.02.2016 года ООО «Наше радио» представило письменное пояснение (вх. № 1362), согласно которому ответственность за нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не может быть возложена на Общество в виду следующего.

В силу пункта 5.1 договора от 01.09.2015 № Л-36/1, заключенного между ООО «Наше радио» (Исполнитель) и ИП <...> (Заказчик), Исполнитель не несет ответственности по претензиям и искам третьих лиц, связанных с несоответствием рекламной информации законодательству Российской Федерации. При подаче рассматриваемого рекламного ролика Заказчик заполнил паспорт рекламного ролика «Первый крафтовый паб Первомайский», в соответствии с которым объектом рекламирования обозначен «открытие кафе, советская и европейская кухня, ассортимент». В графе «Реклама алкогольной продукции» указана отметка «нет». Следовательно, ООО «Наше радио» было уверено, что рассматриваемая реклама полностью соответствует требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации вышеуказанным договором возложена на ИП <...>.

24.02.2016 года в Удмуртское УФАС России поступило ходатайство ООО «Наше радио» (вх. № 1360) о приобщении к материалам дела № ТГ04-03/2015-231Р следующих документов: копии устава ООО «Наше радио», копии свидетельства серии 77 № 012318770 о постановке на учет российской организации в налоговом органе, копии свидетельства серии 77 № 007809588 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, копии приказа от 02.09.2016 № 12 о вступлении в должность генерального директора ЗАО «Мультимедиа Холдинг», копии свидетельства о регистрации средства массовой информации  от 27.01.2012 серии Эл № ФС77-48384, копии протокола от 02.09.2015 № 03_2015 внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Мультимедиа Холдинг», копии договора передачи полномочий исполнительного органа ООО «Радио национальной службы новостей» Управляющей организации ЗАО «Мультимедиа Холдинг», утвержденного 25.05.2010 года, копии лицензии на осуществление радиовещания от 24.04.2015 серии РВ № 26611, регистрационной карточки ООО «Наше радио», копии договора от 01.09.2015 № Л-36/1.

24.02.2016 года ООО «Наше радио» представило ходатайства (вх. № 1361) о запросе у ООО «Пир» меню, содержащего перечень реализуемой продукции на 21.11.2015 года, а также об отложении рассмотрения данного дела с целью подготовки мотивированных пояснений.

25.02.2016 года ООО «Пир» представило письменное пояснение (вх. № 1404), согласно которому объектом рекламирования рассматриваемой рекламы является перечень реализуемых товаров и услуг, среди которых «советско-европейская кухня», «огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья». В данной рекламе отсутствует указание на алкогольный напиток – пиво, а также средства его индивидуализации.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 26.02.2016 года представитель ИП <...> заявила ходатайство об отложении рассмотрения данного дела с целью запроса у ООО «Пир» меню, содержащего перечень реализуемой продукции на 20.11.2015 года

Определением от 26.02.2016 года рассмотрение дела № ТГ04-03/2015-231Р отложено на 25.03.2016 года, в виду необходимости получения дополнительных документов и информации. Вышеуказанные ходатайства лиц, участвующих в деле, были удовлетворены.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 25.03.2016 года представитель ООО «Наше Радио» <...> заявил ходатайство о приобщении к материалам дела № ТГ04-03/2015-231Р копии паспорта рекламного ролика «Первый крафтовый паб Первомайский открыл свои двери» от 02.11.2015 года.

Также <...> представил письменное пояснение от 25.03.2016 года, согласно которому словосочетание «Крафтовый паб Первомайский» является средством индивидуализации ООО «Пир» при осуществлении предпринимательской деятельности по адресу: г. Ижевск, ул. Ленина, д. 44. Объектом рекламирования является «Крафтовый Первомайский» как индивидуальное название юридического лица. Слово «паб» является заимствованным из английского языка и обозначает не только заведение, реализующее алкогольную продукцию, а также бистро, духан, кафе, кафетерий, остерия и прочее. Слова «паб», «крафтовый паб» в рассматриваемой рекламе указывают на профиль деятельности ООО «Пир» и не могут рассматриваться в качестве рекламы. Кроме того, в данной рекламе отсутствует слово «пиво», а также средства индивидуализации определенных марок пива.

Также в указанном письменном пояснении содержалась информация о том, что при подаче рассматриваемого рекламного ролика для размещения ООО «Наше Радио» ИП <...> заполнила паспорт данного ролика, где указала, что реклама не содержит информацию об алкогольной продукции. Объектом рекламирования обозначен «открытие кафе, советская и европейская кухня, ассортимент». Следовательно, ООО «Наше радио» было уверено, что рассматриваемая реклама полностью соответствует требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации взяла на себя ИП <...>.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель ООО «Наше Радио» пояснил, что Общество не согласовывало рассматриваемый рекламный ролик, о содержании ролика ООО «Наше Радио» было известно лишь из паспорта ролика от 02.11.2015 года.

Представитель ИП <...> представила письменное пояснение ООО «Пир» от 22.03.2016 исх. № П1/22/03, согласно которому основным видом деятельности Общества является деятельность предприятий питания. К крафтовым напиткам, производимым и реализуемым ООО «Пир» относятся напитки произведенные на собственном мини-производстве небольшими партиями на основании собственных оригинальных рецептов, имеющие короткий срок хранения. На предприятии производятся и реализуются следующие крафтовые напитки: пиво, компот, квас, морс.

Также, представителем ИП <...> представлена копия меню предприятия общественного питания «Первомайский», действовавшего в период с 16.11.2015 года по 30.11.2015 года.

Определением от 25.03.2016 года рассмотрение дела  № ТГ04-03/2015-231Р  было отложено на 22.04.2016 года. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Пир» признаков нарушения требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части указания в рассматриваемой рекламе фразы «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери», что определяется как преимущество оказываемых услуг перед услугами, предлагаемыми другими предприятиями общественного питания, без указания на объективное подтверждение, что паб «Первомайский» функционирует ранее других аналогичных заведений в г. Ижевске. Также Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Пир» признаков нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в части отсутствия в рассматриваемой рекламе информации о значении слова «крафтовый» применительно к объекту рекламирования, что может искажать смысл информации и вводить в заблуждение потребителей рекламы.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 22.04.2016 года представитель ИП <...> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела копии технического задания на изготовление рассматриваемого рекламного ролика, копию должностной инструкции руководителя отдела рекламы радиостанции «НАШЕ Радио» Ижевск, копию доверенности от 11.09.2015 года, выданной <...>, копию трудового договора от 25.09.2015 № 7, письменное пояснение ИП <...> и письменное пояснение ООО «Пир».

Согласно письменному пояснению ИП <...> техническое задание на изготовление данной рекламы было подписано начальником отдела рекламы <...>. Согласно трудовому договору от 25.09.2015 № 7 и должностной инструкцией руководителя отдела рекламы радиостанции «НАШЕ Радио» Ижевск, копию доверенности от 11.09.2015 года, <...> несет ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с письменным пояснением ООО «Пир», существуют два подхода применения слова «крафтовый» - американский и европейский.

Американское определение зафиксировано Американской ассоциацией производителей напитков: производство должно быть малым и производить не более 6 миллионов баррелей алкогольных и безалкогольных напитков в год, производство должно быть независимым, традиционным.

Суть европейского подхода сводится к тому, что крафтовым считается напиток, главным мотивом создания которого было не извлечение прибыли, а вдохновение и творческий процесс.

При помощи системы мониторинга социальных медиа и средств массовой информации (сайт babkee.ru) и мониторинга поисковой системы «Google» на предмет поиска недостоверности фразы «Первый крафтовый паб Первомайский» в период с 16.11.2015 года по 30.11.2015 года, ООО «Пир» пришло к выводу о том, что словосочетание «крафтовый паб» не упоминалось в системе Интернет, печатаных и электронных средствах массовой информации.

ООО «Пир» определяет слово «крафтовый» как продукт, произведенный ремесленником, данное слово применяется, когда речь идет об авторском алкоголе, а также о еде и безалкогольных напитках.

Также представитель ИП <...> пояснила, что у предпринимателя имеется возможность (оборудование) для трансляции радиопрограмм и рекламы на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и информации по делу №ТГ04-03/2015-231Р, Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела №ТГ04-03/2015-231Р до 27.04.2016 года в 13 часов 00 минут.

ИП <...> надлежало представить на заседание Комиссии Удмуртского УФАС России 27.04.2016 года следующие документы и информацию:

- сведения, подтверждающие факт распространения ИП <...> 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске рекламы: «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери Настоящая советско-европейская кухня, демократичные цены, скидки и акции для всех, а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья. Мы ждем Вас на Ленина, 44, бывший банк «Первомайский», 2 этаж. Подробности по телефону: 32-07-83. Для лиц старше 18 лет»;

- копию договора об использовании ИП <...> устройства, предназначенного для трансляции радиопрограмм и рекламы на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске.

Также, Комиссия Удмуртского УФАС России удовлетворила ходатайство представителя ИП <...> о приобщении к материалам дела копии технического задания на изготовление рассматриваемого рекламного ролика, копию должностной инструкции руководителя отдела рекламы радиостанции «НАШЕ Радио» Ижевск, копию доверенности от 11.09.2015 года, выданной <...>, копию трудового договора от 25.09.2015 № 7, письменное пояснение ИП <...> и письменное пояснение ООО «Пир».

26.04.2016 года ИП <...> представила копию договора от 01.10.2015 № 01-127/15ТО на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования и письменное пояснение, согласно которому между предпринимателем и ОТРС Удмуртский РРТПЦ заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования. С 01.10.2015 года в соответствии с договором ИП <...> в установленные промежутки времени осуществляет региональную «врезку» в эфир радиоканала «Наше Радио». Формирование содержания региональной врезки (новости и региональный рекламный блок) осуществляется ИП <...> на основании договора от 01.09.2015 № Л-36/1, заключенного с ООО «Наше Радио». «Врезка» в эфир радиоканала «Наше Радио» в г. Ижевске на частоте 103.8 FM производится следующим образом: сигнал радиоканала «Наше Радио» принимается с искусственного спутника Земли с помощью спутникового приемника и передается на компьютер ИП <...>, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 4Б, на котором в согласованные с ООО «Наше Радио» промежутки времени осуществляется «врезка» региональных новостей и рекламных блоков. Модифицированный сигнал посредством сети Интернет передается на оборудование ИП <...>, находящееся в филиале РТРС Удмуртский РРТПЦ по адресу: г. Ижевск, ул. Песочная, д. 15, далее, на передающее устройство-передатчик, настроенное на вещание на частоте 103,8FM.

26.04.2016 года ООО «Пир» представило письменное пояснение, согласно которому разработка текста рассматриваемого рекламного ролика, а также его согласование осуществлено менеджером по рекламе <...>.

На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России 27.04.2016 года представитель ИП <...> поддержала доводы, изложенные ранее.

Выслушав доводы представителя лица, участвующего в деле, рассмотрев материалы дела № ТГ04-03/2015-231Р, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к следующим выводам.

20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске распространялась информация следующего содержания: «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери Настоящая советско-европейская кухня, демократичные цены, скидки и акции для всех, а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья. Мы ждем Вас на Ленина, 44, бывший банк «Первомайский», 2 этаж. Подробности по телефону: 32-07-83. Для лиц старше 18 лет».

Согласно пункту 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама представляет собой информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижению на рынке.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемое сообщение адресовано неопределённому кругу лиц, направлено на привлечение внимания к объектам рекламирования (паб «Первомайский», советско-европейская кухня, крафтовые напитки), формирование и поддержание интереса к ним, следовательно, является рекламой.

В переводе с английского языка «craft» означает ремесло, искусство, мастерство, умение, поделка, ремесленничество.

В соответствии с данными Англо-русского словаря общей лексики «Lingvo Universal» (ABBYY, 2008 года) и Нового большого англо-русского словаря (сайт eng-rus.slovaronline.com) «pub» означает паб, пивная, бар, закусочная, кабак.

Крафтовая пивоварня (англ. craft brewery) — это небольшое независимое заведение, которое производит пиво по традиционным рецептам.

Следовательно, словосочетание «крафтовый паб» означает пивная, бар, закусочная, кабак реализующий алкогольную продукцию (пиво), изготовленную небольшими независимыми заведениями, производящими пиво по традиционным рецептам.

Рассматриваемая реклама содержит следующую информацию «а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья».

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, указанным в пункте 1) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», однако обязательна к

размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1  «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Учитывая, что рассматриваемая информация распространялась на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске, не в месте осуществления деятельности ООО «Пир», не в месте нахождения паба «Первомайский», Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что данная информация не является обязательной к размещению в силу закона или размещенной в силу обычая делового оборота.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Согласно пункту 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», информация, очевидно ассоциирующаяся у потребители с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В пункте 15 названного информационного письма также указано, что для поддержания интереса к товару не обязателен показ самого товара, а достаточно изображения различительных элементов, которые использовались при рекламе товара.

Анализируя информацию «а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья» в совокупности, у потребителей может возникнуть ассоциация того, что объектом рекламирования является реализация алкогольной продукции – пива, изготовленного небольшими независимыми заведениями, производящими пиво по традиционным рецептам. Данная ассоциация усиливается и самим названием торгового объекта «паб «Первомайский», которое может вызвать у потребителей прямую ассоциацию с местом, в котором осуществляется продажа и потребление алкогольной продукции - пива.

Более того, наличие в данной рекламе информации «разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья» напрямую указывает на то, что в состав реализуемых напитков паба «Первомайский» входит пиво, поскольку обычными формами реализации пива являются бутылочная или разливная формы, потому имеется устойчивое понимание связи пиво - разливное и бутылочное с заводов России и зарубежья.

Кроме того, грамматическими нормами современного русского языка определено, что прилагательные имеют непостоянные  признаки  рода  (в  единственном числе),  в  которых  они  согласуются  с  существительными.  В  современном русском языке разделение существительных по родам  предусматривает женский, мужской и средний род. Перечисленные в рекламе прилагательные «разливного и бутылочного» подразумевают, в том числе наличие существительного среднего рода.

Пиво - существительное среднего рода, что также создает ассоциацию, что в

указанном месте реализуется не только безалкогольная продукция (чай, кофе, компот и другое), но и пиво.

Согласно письменному пояснению ООО «Пир» исх. № П1/22/03 от 22.03.2016 года на предприятии общественного питания паб «Первомайский» производятся следующие крафтовые напитки: пиво, компот, квас, морс; реализуются: пиво, квас, прочие напитки из нетрадиционных ингредиентов алкогольные и неалкогольные.

Согласно меню паба «Первомайский», действовавшему в период с 16.11.2015 года по 30.11.2015 года, в данном предприятии общественного питания реализуются следующие крафтовые напитки: чай (400 мл), кофе (100 мл), компот (200/1000 мл), квас (400 мл), пиво («Kochere Eapresso» - алкоголь 7,5%, «Sour realism» - алкоголь 5%, «Lod Of The Hops» - алкоголь 8,8 %, «Redrum» - алкоголь 8,8%, «Ищу Человека» - алкоголь 5,1%, «Nanny stste» - без алкогольный, «Зимняя меланхолия» - алкоголь 10,3%, «Milk Stout» - алкоголь 5,5%, «Tears Of Liberty» - алкоголь 5,2 %, «American Porter» - алкоголь 7%, «Grape Peel Session» - алкоголь 4,5%, «Pale Ale» - алкоголь 14%, «Золотое» - алкоголь4,3%, «Чингачгук» - алкоголь 5,2%,  «British strong ale» - алкоголь 8%, «Стаут» - алкоголь 5%, «Новогодний эль» - алкоголь 7%, «Синий робот» - алкоголь 8%, «Красный робот» - алкоголь 7,8%, «Rye IPA» - алкоголь 7,6%, «Oatmeal Stout» - алкоголь 7%, «Brew Bonzo OPA» - алкоголь 5%, «Зимний статут» - алкоголь 8,5%).

Также, данное меню содержит информацию: «здесь вы можете купить настоящее «баночное» пиво с собой», вместе с тем, указанная информация не распространяется на иные напитки чай, кофе, компот, квас. Рассматриваемое меню не информирует посетителей паба «Первомайский» о стране производства таких напитков как чай, кофе, компот, квас, а также о возможности их приобретения в бутылочном или баночном виде.

Таким образом, рассмотрев материалы дела в их полной взаимосвязи, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что одним из объектов рассматриваемой рекламы является алкогольная продукция (пиво), поскольку рассматриваемая информация направлена на привлечение внимания к данному объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару - пиву, которое реализуется в данном торговом объекте.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации».

Согласно пункту 13.1) части 1 статьи 2 указанного закона, пиво – это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Пунктом 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в телепрограммах и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

Таким образом, распространение рекламы паба «Первомайский» с указанием информации о реализации алкогольной продукции - пива («крафтового разливного и бутылочного») 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске является нарушением требований пункта 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38  Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-5 статьи 21 настоящего Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пунктам 3), 7) статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:

товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продаж, обмена или иного введения в оборот;

рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

Согласно лицензии на вещание № 26611 от 24.04.2015 года, а также свидетельству серии Эл № ФС77-45674 от 29.06.2011 года о регистрации средства массовой информации, вещание радиоканала «Наше Радио» в г. Ижевске на частоте 103,8 МГц осуществляется ООО «Наше Радио» (ИНН 7710068609).

01.09.2015 года между ООО «Наше Радио» (Исполнитель) и ИП <...> (Заказчик) заключен договор № Л-36/1, согласно которому исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказать услуги по размещению рекламных материалов заказчика и (или) третьих лиц в региональных рекламно-информационных блоках на соответствующей территории вещания радиоканала «Наше Радио». В рамках исполнения данного договора оказание услуг Заказчику осуществлялось в соответствии с графиком трансляции региональных рекламно-информационных блоков на указанном радиоканале.

01.10.2015 года между ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Удмуртский РРТПЦ» (Исполнитель) и ИП <...> (Заказчик) заключен договор № 01-127/15ТО на оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования.

Согласно пункту 1.1 данного договора Исполнитель обязуется осуществлять услуги по техническому обслуживанию оборудования Заказчика. Актом приема-передачи от 01.10.2015 года (приложение № 2 к договору № 01-127/15ТО от 01.10.2015 года) установлено, что ИП <...> передает, а ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Удмуртский РРТПЦ» принимает и размещает на находящихся во владении Исполнителя площадях в целях осуществления технического обслуживания следующее оборудование предпринимателя: приемник спутниковый SAT CRUISER «DSR-101», антенна спутниковая приемная «SUPRAL CTB-0.9», конвертер «GSLF-71», секция «МиниОтзвук» (Отзвук-Р), аудиоузел «Axia xNode».

01.10.2015 года между ИП <...> (Исполнитель) и ООО «Пир» (Заказчик) заключен договор № 629-Р23-15071/ПР на оказание рекламных услуг.

Согласно пункту 1.1 данного договора Исполнитель предоставляет  Заказчику услуги по размещению рекламной информации в эфире «Наше Радио» в соответствии с медиапланом, согласованным с Заказчиком.

В соответствии с приложением к договору № 629-Р23-15071/ПР от 01.10.2015 года, в период с 16.11.2015 по 30.11.2015 года на радиоканале «Наше Радио» в г. Ижевске транслировался рекламный ролик «Паб Первомайский; Пионеры_3».

Из анализа медиаплана, являющемся Приложением № 5 к договору № 629-Р23-15071/ПР, установлено, что 20.11.2015 года в 13 часов 10 минут на радиоканале «Наше Радио» в г. Ижевске транслировался рекламный ролик «Паб Первомайский».

Согласно техническому заданию по договору № 629-Р23-15071/ПР от 01.10.2015 года, сотрудником ООО «Пир» - менеджером по рекламе утвержден текст рассматриваемой рекламы. 

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, проанализировав вышеуказанные документы (лицензия на вещание № 26611 от 24.04.2015 года, свидетельство серии Эл № ФС77-45674 от 29.06.2011, договор № Л-36/1 от 01.09.2015 года, договор № 01-127/15ТО от 01.10.2015 года, договор № 629-Р23-15071/ПР от 01.10.2015 года), приходит к выводу о том, что ООО «Наше Радио» и ИП <...> являются рекламораспространителями рассматриваемой рекламы как лица, осуществившие распространение вышеуказанной рекламы 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске.

Учитывая, что одним из объектов рассматриваемой рекламы является алкогольная продукция - пиво («…разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья»), действия ООО «Наше Радио» и ИП <...> по распространению рассматриваемой рекламы 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске нарушают требования пункта 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Поскольку в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы ООО «Наше Радио» и ИП <...>, Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать данным лицам предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются

Согласно пункту 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В указанной рекламе содержится фраза «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери», что указывает на преимущество оказываемых услуг перед услугами, предлагаемыми другими предприятиями общественного питания. Вместе с тем, рассматриваемая реклама не содержит указаний на объективное подтверждение, что паб «Первомайский» функционирует ранее других аналогичных заведений в г. Ижевске, что является нарушением требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Комиссия Удмуртского УФАС России, проанализировав положения договора № 629-Р23-15071/ПР от 01.10.2015 года, приходит к выводу о том, что ООО «Пир» является рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее содержание данной рекламы в нарушение требований пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Поскольку в Удмуртское УФАС России не были представлены доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы ООО «Пир», Комиссия Удмуртского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Пир» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, производство по делу может быть прекращено, в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Рассматриваемая реклама содержит словосочетание «крафтовый паб», слово «крафтовый» является заимствованным из английского языка.

В переводе с английского языка «craft» означает ремесло, искусство, мастерство, умение, поделка, ремесленничество.

Крафтовая пивоварня (англ. craft brewery) — это небольшое независимое заведение, которое производит пиво по традиционным рецептам.

При рассмотрении данного дела лицами, участвующими в деле, даны идентичные толкования понятия «крафтовый». «Крафтовые» продукты – продукты, произведенные по эксклюзивным рецептурам в ограниченном объеме.

Кроме того, толкование понятия «крафтовый» находится в открытом доступе в единой информационной системе Интернет.

Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что существенная информация, необходимая для определения значения заимствованного слова «крафтовый», присутствует в рассматриваемой рекламе.

Следовательно, в ходе рассмотрения дела в действиях ООО «Пир» факт нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не подтвердился, производство в отношении Общества в данной части подлежит прекращению.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктами 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, пунктами 5.37, 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия Удмуртского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Первый крафтовый паб «Первомайский» открыл свои двери Настоящая советско-европейская кухня, демократичные цены, скидки и акции для всех, а главное – огромный выбор крафтового разливного и бутылочного с заводов России и зарубежья. Мы ждем Вас на Ленина, 44, бывший банк «Первомайский», 2 этаж. Подробности по телефону: 32-07-83. Для лиц старше 18 лет», распространявшуюся 20.11.2015 года на радиостанции «Наше радио» (частота 103,8 ФМ) в г. Ижевске,

ненадлежащей, нарушающей требования пункта 1) части 3 статьи 5, пункта 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Признать ООО «Пир» рекламодателем, нарушившим требования пункта 1) части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3. Выдать ООО «Пир» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела № ТГ04-03/2015-231Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Пир» и должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частей 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Производство по делу № ТГ04-03/2015-231Р, возбужденное в отношении ООО «Пир» по признакам нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», прекратить, в связи с неподтверждением в действиях данного лица указанной нормы Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

6. Признать ООО «Наше Радио» рекламораспространителем, нарушившим требования пункта 3) части 2 статьи 21  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

7. Выдать ООО «Наше Радио» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

8. Передать материалы дела № ТГ04-03/2015-231Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Наше Радио» и должностного лица общества производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частей 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. Признать индивидуального предпринимателя <...> рекламораспространителем, нарушившим требования пункта 3) части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

10. Выдать индивидуальному предпринимателю <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

11. Передать материалы дела № ТГ04-03/2015-231Р уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя <...> производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение и предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель председателя Комиссии                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                            <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны