Решение б/н Решение Удмуртского УФАС России по делу № ТГ08-02/2012-35 о ... от 7 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти <…>., члены Комиссии – <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев имеющиеся материалы дела № ТГ08-02/2012-35 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),
в присутствии представителей:
ответчика по делу Администрации муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики – <…>, доверенность без номера от 22.06.2012 года, <…>, доверенность без номера от 25.06.2012 года, <…>, доверенность без номера от 25.06.2012 года;

у с т а н о в и л а:

Удмуртское УФАС России, рассмотрев информацию о проведении торгов Администрацией муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики (далее – Администрация) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru, в рамках осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления Удмуртской Республики требований Закона «О защите конкуренции», возбуждено настоящее дело.
Основанием к возбуждению явилось обнаружение факта установления Администрацией в Документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества критерия оценки «условия исполнения договора», а также бальной системы оценки конкурсных предложений участников по критериям «цена договора» и «условия исполнения договора».

На заседании Комиссии представители ответчика по делу факт нарушения признали полностью, пояснили, что рассматриваемый конкурс не состоялся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в нем.

Рассмотрев представленные лицами, участвующими в деле, документы и информацию, выслушав пояснения ответчика по делу, Комиссией установлено следующее.

Распоряжением Администрации от 02.02.2012 года № 66 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания, расположенного по адресу: УР, Дебесский район, с. Тыловай, ул. Советская, д. 30» утвержден состав комиссии по проведению торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания. 
09 февраля 2012 года Главой Администрации муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики В.А. Черных утверждена Документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества (далее – Конкурсная документация).

Администрацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru размещены распоряжение Администрации от 02.02.2012 года № 66 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания, расположенного по адресу: УР, Дебесский район, с. Тыловай, ул. Советская, д. 30», извещение о проведении открытого конкурса по передаче в аренду нежилого здания, а также Конкурсная документация.
В качестве организатора торгов определена Администрация.
Объектом открытого конкурса является нежилое здание общей площадью 39,8 кв.м., расположенное по адресу УР, Дебесский район, с. Тыловай, ул. Советская, д. 30.
Предметом открытого конкурса является право на заключение договора аренды нежилого здания сроком на 5 лет.
Согласно пункту 19 Конкурсной документации в качестве критериев отбора заявок на участие в конкурсе определены «цена договора» и «условия исполнения договора».
В соответствии с пунктами 45-47 Конкурсной документации для сопоставления и оценки представленных предложений конкурсная комиссия выполняет следующие действия на этапе рассмотрения допущенных заявок:
1) каждый член комиссии по каждому из установленных критериев выставляет свою оценку каждому участнику конкурса от 0 до 10 баллов;
2) по каждому критерию участнику выводится средневзвешенный балл путем суммирования оценок всех членов комиссии и деления суммы на число членов комиссии, участвовавших в заседании;
3) средневзвешенные баллы участников по каждому критерию суммируются и выводится итоговая сумма баллов каждого участника;
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения набранных баллов присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в конкурсе набравшей наибольшую сумму баллов присваивается первый номер.
Победителем конкурса объявляется участник, набравший наибольшую сумму баллов. В случае если два и более участника набрали равную сумму баллов, победителем признается участник раньше других подавший заявку на участие в конкурсе.
Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 02/12 от 28.03.2012 года на участие в указанном конкурсе не поступило ни одной заявки, Конкурс признан несостоявшимся.

В соответствии с пунктом 77 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 г. № 67 (далее – Правила проведения конкурсов), для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, оценка и сопоставление этих заявок осуществляются по цене договора (за исключением предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
1) сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;
2) технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
3) объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
4) период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
5) цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
6) качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
7) при предоставлении бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства используются в совокупности только следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
а) качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами);
б) качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства;
в) прогнозируемые изменения финансовых результатов и количества рабочих мест субъекта малого предпринимательства;
г) срок окупаемости проекта.
Согласно пункту 81 Правил проведения конкурсов, не допускается использование иных, за исключением предусмотренных пунктом 77 настоящих Правил, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 36 Правил проведения конкурсов, конкурсная документация может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.
В Конкурсной документации Администрации не установлены требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении муниципального имущества, права на которое передаются по договору, критерием определен «условия исполнения договора».
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Таким образом, Администрация, указав в качестве критерия оценки заявок участников конкурса «условия исполнения договора», тем не менее, не установила требований к объему, перечню работ, качеству и срокам их выполнения. Правилами проведения конкурсов не предусмотрено установление такого критерия оценки заявок на участие в конкурсе, как «условия исполнения договора» ежегодно, следовательно, использование указанного критерия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе не допускается.

В соответствии с подпунктом 6 и абзацами "а" и "б" подпункта 7 пункта 77 Правил проведения конкурсов, бальная система применяется лишь к следующим критериям:
- качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса. Указанный критерий может быть использован только в случае если условием договора предусмотрено обязательство участника конкурса по подготовке проектной документации на реконструкцию объекта договора либо обязательство участника конкурса по созданию в рамках исполнения договора имущества, предназначенного для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, поставка, выполнение, оказание которых происходит с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- качество описания преимуществ товара или услуги в сравнении с существующими аналогами (конкурентами);
- качество проработки маркетинговой, операционной и финансовой стратегий развития субъекта малого предпринимательства. 
Данный перечень является исчерпывающим.

Согласно пункту 76 Правил проведения конкурсов оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Согласно пункту 78 Правил проведения конкурсов для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в Конкурсной документации устанавливаются следующие параметры:
1) начальное условие в виде числа (далее - начальное значение критерия конкурса) - за исключением критериев, предусмотренных подпунктом 6 и абзацами "а" и "б" подпункта 7 пункта 77 настоящих Правил;
2) уменьшение или увеличение начального значения критерия конкурса в заявке на участие в конкурсе - за исключением критериев, предусмотренных подпунктом 6 и абзацами "а" и "б" подпункта 7 пункта 77 настоящих Правил;
3) коэффициент, учитывающий значимость критерия конкурса.
Применяя данные параметры, конкурсная комиссия объективно оценивает предложения, поступившие от конкурсантов, сравнивая их конкурсные заявки между собой, используя одни и те же методы.
Конкурсная документация к конкурсу на право заключения договора аренды нежилого здания содержит в себе два критерия оценки – цена договора аренды и условия исполнения договора. Следовательно, исходя из установленного Правилами проведения конкурсов порядка организации и проведения конкурсов и аукционов, по критериям цена договора аренды и условия исполнения договора бальная система оценки заявок не должна была применяться.

Согласно части 1 статьи 17.1. Закона «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 17.1. Закона «О защите конкуренции», Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Такой порядок установлен Правилами проведения конкурсов, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.
Правила проведения конкурсов устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Невыполнение требований, предусмотренных Правилами проведения конкурсов, не отвечает принципам гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, не способствует развитию добросовестной конкуренции и расширению возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Согласно части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Администрация, утвердив Конкурсную документацию, содержащую критерий оценки «условия исполнения договора», а также бальную систему оценки конкурсных предложений участников по критериям «цена договора» и «условия исполнения договора», нарушила требования Приказа, в котором четко прописано, какие параметры должны быть установлены в Конкурсной документации для каждого критерия конкурса, по каким критериям возможна бальная оценка конкурсных предложений участников. В связи с этим, оценка конкурсных заявок участников конкурса не могла объективно отражать мнение каждого члена конкурсной комиссии, поскольку Конкурсной документацией не предусмотрено четких параметров и критериев дифференцированной системы оценки заявок участников, по которым каждый член конкурсной комиссии мог бы объективно выставлять баллы по предложениям участников – от 0 до 10 баллов.
Действия Администрации муниципального образования «Дебесский район» по утверждению Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания, содержащей критерий оценки «условия исполнения договора», а также бальную систему оценки конкурсных предложений участников по критериям «цена договора», «условия исполнения договора» не отвечают требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации, могли привести к неправильному выбору победителя конкурса и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке на территории муниципального образования «Дебесский район», нарушают часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Поскольку Конкурс на право заключения договора аренды нежилого здания, общей площадью 39,8 кв.м., расположенного по адресу УР, Дебесский район, с. Тыловай, ул. Советская, д. 30, признан несостоявшимся в связи с отсутствием поданных заявок на участие в нем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания ответчику по делу.

23.08.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена в действие статья 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая административную ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных, осуществляющих функции указанных лиц или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности.
Учитывая, что действия (бездействия) Администрации, нарушающие требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, совершены после вступления в силу данной нормы, признание Администрацией факта нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также факт признания конкурса несостоявшимся по причине отсутствия поданных заявок на участие в нем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для передачи материалов дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц Администрации муниципального образования «Дебесский район».

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 3.43 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

р е ш и л а:

1. Признать Администрацию муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления в Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого здания критерия оценки «условия исполнения договора», а также бальной системы оценки конкурсных предложений участников по критериям «цена договора», «условия исполнения договора», что не отвечает требованиям Правил проведения конкурсов, целям совершенствования деятельности органов местного самоуправления, могло привести к неправильному выбору победителя конкурса и, как следствие, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем рынке на территории муниципального образования «Дебесский район».

Связанные организации

Связанные организации не указаны