Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №ТГ08-02/2016-83 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗД... от 2 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

19 июля 2016 г.                                                                                  г. Ижевск

 

Действия Администрации муниципального образования «Город Ижевск» по  утверждению приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Ижевск» противоречат требованиям статьи 10, статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что установлено из следующего.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – Удмуртское УФАС России) поступило заявление Удмуртской региональной общественной организации «Предприниматели Удмуртии» о признании нарушающим антимонопольное законодательство приказа Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск».

По мнению общественной организации, не включение в схему размещения нестационарных торговых объектов отдельных хозяйствующих субъектов по необъективным причинам нарушает положения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В дополнение к ранее направленному заявлению УРОО «Предприниматели Удмуртии» представили письменные пояснения (вх. от 4465 от 10.06.2016 г.) одного из предпринимателей – ИП <...>, который начиная с 13.01.2004 г. занимался торговой деятельностью в нестационарном торговом объекте, с адресным ориентиром: в 48 м от здания, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, остановка общественного транспорта «Завод подшипников» на основании заключенного с Администрацией г. Ижевска договора аренды земельного участка №259/04.

Нестационарный торговый объект был размещен в соответствии с паспортом МАФ. 

Дополнительными соглашениями Администрацией г. Ижевска последовательно продлялся заключенный с ИП <...> договор аренды земельного участка.

29.09.2014 г. предприниматель обратился в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с заявлением о продлении договора аренды №259/04 от 13.01.2004 г., на которое получен ответ об отказе в продлении договора аренды (исх. от 28.10.2014 г. №01-16-ОА/2014 г.).

Далее, Решением Комиссии по землепользованию и застройке Администрации г. Ижевска №151 договор аренды земельного участка от 13.01.2004 г. №259/04, на котором располагался НТО ИП <...> прекращен с 17.12.2014 г. со ссылкой на статью 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.

04.12.2015 г. предприниматель письмом исх. №П-10155/01-34 обратился в Администрацию г. Ижевска с заявлением о включении принадлежащего ему нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром в 48 м от здания, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ижевска.

На что, 22.12.2015 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска направлен ответ за №01-07/9949 о том, что земельный участок в 48 м. на север от здания по ул. Удмуртская, 304 не включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п по следующим причинам:

- торговый объект расположен на территории улично-дорожной сети и размещения линейных объектов и сооружений;

- торговый объект расположен на земельном участке, обремененном инженерными коммуникациями и находится в зоне теплотрассы;

- договор аренды земельного участка прекращен с 17.12.2014 г.

Также в Удмуртское УФАС России обратился ИП <...> (вх. от 10.06.2016 г. №4466) с заявлением о признании нарушающим антимонопольное законодательство приказа Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск».

ИП <...> с 29.10.2007 г. на основании заключенного договора аренды земельного участка № 127/07 с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Кирова, остановка «ПКиО» им. С.М. Кирова» в кадастровом квартале 010067 размещал свой нестационарный торговый объект на арендуемом земельном участке.

Нестационарный торговый объект был размещен в соответствии с разрешительной документацией, согласно паспорта МАФ № 291-05.

Дополнительным соглашением от 03.12.2013 г. срок действия договора аренды №127-07 был продлен до 21.05.2014 г. На повторное заявление о продлении договора аренды занимаемого земельного участка предпринимателю ответили уведомлением о расторжении договора.

16.12.2015 г. 02.02.2016 г. предприниматель обратился с заявлением о включении принадлежащего ему нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов.  На что получен ответ исх. № 01-07/l154 от 29 02.2016 г. согласно которому размещение торгового павильона и включение его в схему не представляется возможным, ввиду следующего:

- нестационарный торговый объект расположен на территории общего пользования (улицы, проезды) в границах красных линий ул. Кирова для которой градостроительные регламенты не установлены, что свидетельствует об отсутствии возможности размещения временных объектов на территориях общего пользования в качестве самостоятельного вида разрешенного использования;

-        согласно информации, предоставленной МУП г. Ижевска «Водоканал», испрашиваемый торговый объект расположен на земельном участке. находящемся в охранной зоне сетей водоснабжения больших диаметров, что нарушает требования п.. 12.35 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01 -89» Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Также общественной организацией представлены ответы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска направленные в адрес предпринимателей <...>, №01-07/134 от 14.01.2016, №01-07/10053 от 24.12.2015), <...>  (исх. №01-07/9949 от 22.12.2015), <...> (исх. №01-07/10173 от 25.12.2015), <...>  (исх. № 01-07/10026 от 23.12.2015), <...> (исх. №01-07/10161 от 25.12.2015) с отказом во включении принадлежащих   предпринимателям НТО в Схему размещения НТО на территории г. Ижевска.

Однако, в Схему размещения НТО на территории г. Ижевска, утвержденную приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска приказом от 17.12.2015 №1468п включен НТО с адресным ориентиром в 43 м. на юго-восток от здания Собора по ул. Максима Горького, 66, субъект малого предпринимательства <...> расположенный в границах красных линий, теплотрасс и проектируемой канализации.

По результатам рассмотрения заявления УРОО «Предприниматели Удмуртии», индивидуальных предпринимателей, поступивших документов и информации Удмуртским УФАС России установлено следующее.

Вопросы предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле), законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи, вопрос порядка предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов, определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Кроме того, порядок и условия размещения объектов нестационарной торговли устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

Так, согласно статье 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Закона о торговле, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 10 Закона о торговле Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона о торговле).

 Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее - орган местного самоуправления), в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - схема размещения). Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. (пункт 1, 2 Правил).

Пунктом 8 Правил установлено, что основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.

Иных установленных законодательством оснований для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения НТО не предусмотрено.

В целях реализации Закона о торговле Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики издан приказ от 21.08.2015 г. №65 «Об утверждении порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики»

Пунктом 2 приказа установлено: «Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике утвердить схемы размещения НТО на территории соответствующих муниципальных образований; при разработке схем размещения НТО руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим приказом».

Пунктом 4 Порядка установлено, что утверждение Схемы, внесение в нее изменений не является основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанных схем.

Также пунктом 12 Порядка установлено, что в проект Схемы подлежат включению функционирующие НТО, установленные на законном основании по состоянию на 01.01.2015 г., а также места возможного размещения.

17.12.2015 г. приказом Первого заместителя главы Администрации г. Ижевска №1468п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» была утверждена схема размещения НТО на территории города Ижевска, согласно которой в схему вошло 80 НТО, а также 14 мест возможного размещения НТО на территории г. Ижевска.

Пунктом 3 приказа №1468п установлено, что размещение НТО в пределах границы зон объектов инженерной инфраструктуры осуществляется по согласованию с сетевыми организациями, получаемому организатором торгов до их проведения.

Правообладатели НТО, не вошедших в схему размещения НТО на территории МО «Город Ижевск», вправе подать заявление о включении НТО по истечении срока аренды земельных участков по договорам аренды, действующим в настоящее время (пункт 4 приказа №1468п).

Общественной организацией «Предприниматели Удмуртии» 23.03.2016 г. Первому заместителю Главы Администрации г. Ижевска <...> направлен запрос информации об общем количестве НТО, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также о последствиях не включения торговых объектов в Схему.

Согласно ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (исх. от 20.04.2016 №01-06/2460) общее количество действующих договор аренды земельных участков под размещение НТО на территории МО «Город Ижевск» по состоянию на 11.04.2016 г. составляет 406 штук. Общее количество функционирующих торговых объектов по состоянию на 01.04.2016 г. составляет 434 штуки.

Удмуртским УФАС России в рамках рассмотрения дела №ТГ08-02/2015-47 было установлено, что по состоянию на 27.11.2015 г. действовало 411 договоров аренды земельных участков, предоставленных под размещение НТО на территории г. Ижевска (письменные пояснения Администрации г. Ижевска от 03.12.2015 г. исх. №6200/01-21ДО). Также в данном письме указано, что в период с 2010 года по настоящее время (по 03.12.2015 г.) предоставление земельных участков под размещение НТО вновь не осуществлялось. Администрацией лишь продлялись действующие договоры аренды.

Постановлением Администрации г. Ижевска от 02.03.2009 г. №141 приостановлено рассмотрение вопросов по вновь предоставляемым земельным участкам для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания на территории г. Ижевска до разработки и утверждения Схемы размещения НТО на территории г. Ижевска (пункт 1 постановления).

 

Постановлением Администрации г. Ижевска от 24.01.2008 №23 утверждены Правила размещения и эксплуатации временных торговых объектов торговли и бытового обслуживания на территории г. Ижевск (действовало до принятия постановления Администрации №141 от 02.03.2009 г.). Указанные правила определяют порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных от прав третьих лиц, для размещения временных объектов торговли и бытового обслуживания населения (далее - временные объекты), требования к их размещению и эксплуатации, обустройству и содержанию территорий.

Согласно пункту 3.1 указанных Правил временные объекты могут размещаться в границах территорий общего пользования, на земельных участках, свободных от прав третьих лиц, и в местах с недостаточно развитой инфраструктурой обслуживания населения. Пунктом 4 установлено, что «физическое или юридическое лицо (далее - заявитель), имеющее намерение разместить временный объект, обращается в администрацию района города, на территории которого планируется разместить временный объект, с соответствующим заявлением.

В заявлении должны быть указаны:

- адресный ориентир, свидетельствующий о месте планируемого размещения временного объекта;

- тип временного объекта в соответствии с п. 2 настоящих Правил;

- назначение временного объекта (предоставление населению услуг в области торговли или бытового обслуживания).

К заявлению должна быть приложена топографическая съемка в масштабе 1:500 с указанием примерного размера земельного участка под установку временного объекта.

Администрация района города совместно с Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее - ГУАиГ) рассматривает возможность размещения временного объекта и готовит заявителю ответ о возможности размещения временного объекта на указанной территории либо мотивированный отказ.

В случае получения положительного ответа администрации района города о возможности размещения временного объекта заявитель за счет собственных средств обеспечивает подготовку градостроительного обоснования размещения временного объекта в соответствии с п. 5 настоящих Правил».

В составе градостроительного обоснования должны быть предусмотрены такие материалы, как:

- лист согласований установленного образца;

- краткая пояснительная записка о возможности размещения временного объекта;

- ситуационный план (М 1:2000);

- фотоматериалы, отражающие существующее состояние территории;

- схема планировочной организации земельного участка, выполненная на топографической съемке (М 1:500), соответствующей нормативным требованиям по сроку давности, с нанесением охранных зон инженерных коммуникаций;

- архитектурные решения с указанием цветового решения фасадов и материалов для наружной отделки (М 1:100);

- план временного объекта (М 1:100, 1:50) (пункт 5.1 Правил).

 

Пунктом 5.2.1, 5.2.2 Правил установлено, что при наличии на площадке инженерных сетей и коммуникаций необходимо согласование градостроительного обоснования с балансодержателями указанных сетей:

- МУП г. Ижевска "Ижевские электрические сети";

- МУП г. Ижевска "Ижводоканал";

- ООО "Удмуртские коммунальные системы";

- ОАО "Ижевскгаз";

- филиал в УР ОАО "ВолгаТелеком";

- МУ "ГЖУ - УК в ЖКХ г. Ижевска";

- другие организации.

В случае размещения временного объекта в составе остановочно-торгового комплекса (далее - ОТК) или в непосредственной близи от ОТК необходимо согласование со следующими организациями:

- муниципальным учреждением "Управление благоустройства и транспорта" Администрации г. Ижевска УР (далее - УБиТ);

- Ижевским производственным объединением пассажирского автотранспорта (далее - ИПОПАТ);

- МУП "Ижевский городской электрический транспорт" (далее - "ИжГЭТ").

 

Пунктом 8 Правил установлено, что паспорт на установку временного объекта (далее - паспорт <...> готовится заявителем на основе согласованного в установленном порядке градостроительного обоснования и проектной документации. В состав Паспорта включаются:

- титульный лист установленного образца;

- состав Паспорта;

- материалы градостроительного обоснования: ситуационный план, схема планировочной организации земельного участка, архитектурно-планировочные решения;

- проектные материалы по благоустройству территории, выполненные в М 1:250 с указанием мест размещения малых архитектурных форм, типов применяемого покрытия, устройства цветников и газонов;

- лист согласований из градостроительного обоснования;

- лист для внесения замечаний и рекомендаций;

- акт приемки в эксплуатацию временного объекта.

Ежегодно до истечения установленного срока на предоставление земельного участка Паспорт временного объекта подлежит продлению. Продление Паспорта осуществляется ГУАиГ после его согласования с администрацией района города.

Право на установку временного объекта возникает после получения распоряжения администрации района города, оформления в установленном порядке паспорта и получения разрешения на производство земляных работ (пункт 9.1. Правил).

Согласно пояснениям Администрации г. Ижевска данным в рамках рассмотрения дела №ТГ08-02/2015-47 (исх. от 03.12.2015 г. №6200/01-21-ДО) в период с 01.01.2013 г. по 16.11.2015 г. 149 договоров  аренды  были прекращены в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

Таким образом, из положений Правил размещения и эксплуатации временных объектов торговли и бытового обслуживания на территории г. Ижевска, утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 24.01.2008 №23 следует что ВСЕ нестационарные торговые объекты, расположенные на территории МО «Город Ижевск» получившие разрешение на установку торгового объекта, оформленного распоряжением Администрации, паспорта на установку временного объекта, прошли все административные процедуры для установки НТО и установили его на законном основании, а в последующем и законно осуществляли свою предпринимательскую деятельность в части установки НТО и его использования. В противном случае, Администрацией г. Ижевска должны были быть предприняты меры по сносу данных НТО.

 

Согласно письму Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.01.2014 г. №ЕВ-820/08 «…Минпромторг России считает целесообразным не допускать при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов сокращения количества законно функционирующих объектов. При необходимости использования мест размещения объектов для государственных или муниципальных нужд предусматривать, исходя из принципа "меняется место - сохраняется бизнес", предоставление хозяйствующим субъектам в установленном порядке равноценных компенсационных мест и не допускать сокращения или прекращения торгового бизнеса.

В случаях применения в практике субъектов Российской Федерации срочных договоров или иных разрешительных документов на размещение и функционирование объектов (договоров аренды земельных участков, иных договоров и разрешений) необходимо своевременно и заблаговременно, не дожидаясь истечения срока действия документов, принимать меры, направленные на бесперебойную работу объектов и осуществление хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности. Исключением являются только случаи, когда хозяйствующий субъект сам желает прекратить ведение бизнеса. В таких случаях высвобождающиеся места размещения целесообразно предлагать в установленном порядке для ведения торговой деятельности другими хозяйствующими субъектами.

Принимать действенные меры по развитию малого торгового предпринимательства путем предоставления хозяйствующим субъектам, при наличии соответствующих запросов от них, новых мест для размещения торговых объектов и осуществления торговой деятельности...

… Обеспечить стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и возможность долгосрочного планирования ими своего бизнеса. Не допускать пересмотра ранее объявлявшихся и утвержденных правил и процедур без принятия действенных и заблаговременных мер по недопущению сокращения предпринимательской активности, а также по предоставлению хозяйствующим субъектам реальных альтернативных возможностей бесперебойного продолжения и развития предпринимательской деятельности. Указанные меры необходимо вырабатывать публично, с привлечением к выработке и обсуждению решений предпринимательского сообщества.

Просим руководствоваться указанной позицией, довести ее до органов местного самоуправления на подведомственных территориях и обеспечить разработку и выполнение всех необходимых мероприятий, в том числе путем издания соответствующих нормативных правовых актов».

Как следует из определения Конституционного суда Российской федерации от 29.01.2015 г. №225-О положение части 6 статьи 10 Закона о торговле, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1). с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой.

Таким образом, схема размещения НТО - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, а не средство для административного сокращения количества торговых объектов и ограничения предпринимательской активности. Кроме того, Законом о торговле императивно определено, что при реализации полномочий по утверждению Схем НТО и их изменению органы местного самоуправления должны учитывать факт размещения и предыдущей законной эксплуатации НТО.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере внешней и внутренней торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно Стратегии  развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России 25.12.2014 № 2733 (далее - Стратегия развития торговли), под развитием торговой отрасли понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и

минимизации административного воздействия.

Пунктом 3.2.2 Стратегии развития торговли определено следующее:

  •  при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур;
  •  при градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес».

 

Частью 4 статьи 10 Закона о торговле императивно предусмотрена обязанность предусмотреть в схеме размещения нестационарных торговых объектов не менее чем 60 процентов НТО, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность от общего числа НТО.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Закона о торговле государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством, в том числе, антимонопольного регулирования в этой области.

Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации и защиты конкуренции. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

- признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно статье 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно подпункту д) пункта 4) статьи 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается: принимать иные нормативные правовые акты, решения, предусматривающие дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Действия Администрации г. Ижевска противоречат статье 10 Закона о торговле, которой на органы местного самоуправления возложены обязанности обеспечить разработку Схем НТО с учетом законно размещенных и эксплуатируемых до их утверждения объектов и исходя из установленных действующим законодательством требований, что необоснованно препятствуют  хозяйствующим субъектам, в том числе, ИП <...> ИП <...> осуществлению предпринимательской деятельности с использованием НТО и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.

При этом Удмуртское УФАС России не ставит под сомнение право органов местного самоуправления города Ижевска определять при утверждении Схемы НТО территории, на которых торговля не допускается. Однако вышеуказанные решения органов местного самоуправления должны учитывать наличие эксплуатируемых НТО, разрешение на эксплуатацию которых на момент утверждения вышеуказанной схемы не отменено, либо эксплуатация которых не прекращена.

 

Принимая во внимание то, что:

-  Схема размещения НТО на территории г. Ижевска, утвержденная приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п предусматривает лишь 80 объектов, из функционирующих по меньшей мере 434 объектов, что явно составляет менее чем 60% от общего числа используемых НТО;

- отказы Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска во включении ранее законно функционирующих НТО в Схему размещения НТО по основаниям не предусмотренным законодательством;

- не соблюдение Администрацией г. Ижевска принципа равноправия и отсутствия дискриминации при включении одних НТО в Схему (НТО с адресным ориентиром в 43 м. на юго-восток от здания Собора по ул. Максима Горького, 66, субъект малого предпринимательства <...>, расположен в границах красных линий, теплотрасс и проектируемой канализации);

 действия Администрации города Ижевска при разработке и утверждении приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Ижевск» противоречат требованиям статьи 10 Закона о торговле, статьи 15 Закона о торговле, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частями 1, 2  статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанного органа органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

 

Предупреждение выдается органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции органа местного самоуправлениям органам и организациям, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике предупреждает Администрацию МО «Город Ижевск» о необходимости, в рамках своих полномочий, прекращения нарушения антимонопольного законодательства, устранении причин и условий, способствующих возникновению нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, путем:

- повторного рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов, в том числе <...>,<...>,<...>,<...>,<...>,<...> о согласовании включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Ижевск» указанных предпринимателей;

- внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Ижевск», утвержденную приказом Первого заместителя Главы Администрации г. Ижевска от 17.12.2015 г. №1468п, обеспечив включение в нее не менее 60 % нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, размещенных на территории МО «Город Ижевск».

 

Настоящее предупреждение надлежит выполнить в срок до 15 сентября 2016 г.

О выполнении предупреждения сообщить в Удмуртское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Руководитель                                                                                                           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны